ФАКУЛЬТЕТ: СТАНОВЛЕНИЕ НОВОГО
ЖУРНАЛИСТИКА: ГАДКИЙ УТЕНОК ИЛИ ПРЕКРАСНЫЙ ЛЕБЕДЬ?
Журналистика России сегодня напоминает гадкого утенка, который барахтается, пытается плыть против течения и все-таки находит в себе силы сказать правду о том, что сегодня происходит в России и в мире. Может быть, когда-нибудь этот гадкий утенок превратится в прекрасного лебедя, но уже сейчас уроки российской журналистики полезны и нужны не только России, но и мировому журналистскому сообществу.
Я.Н. Засурский
Масштаб изменений в современных средствах массовой информации под влиянием социально-экономических процессов, охватывающих все сферы жизнедеятельности российского общества на рубеже веков, неизменно обостряет проблему журналистского образования. Более или менее традиционный вопрос: «Кто, как и чему должен учить будущего журналиста?» дополняется категоричным и провокационным: «А можно ли вообще научить тому, что называется журналистским мастерством?» Недаром в рамках всероссийской акции центра «Медиаресурс» Союза журналистов, главная цель которой — выявление истинного положения дел в системе журналистского образования, формулируются вопросы о характеристике ситуации в журналистском образовании, о его основных типичных недостатках. Так, в качестве последних называется недостаток общих гуманитарных, филологических знаний, общей культуры, эрудиции; недостаток специальных профессиональных знаний, связанных с конкретной журналистской специализацией; недостаток практических знаний и умений. Респондентам предлагается поразмышлять и дать ответ на вопросы: а можно ли говорить о журналистском образовании в целом? Ведь картина традиционных университетских журфаков в последнее время дополнена появлением новых вузов, преимущественно негосударственных, коммерческих, реализующих программы подготовки журналистов. Востребована ли медиа-реальностью традиция классических университетов, обеспечивающих учебный процесс по специальности «Журналистика» на основе фундаментальной общегуманитарной и профессиональной подготовки? Или эти традиции уходят в прошлое? И в принципе — на какой стадии в настоящее время находится журналистское образование: успешного развития? переходного периода? глубокого кризиса?
В Государственном образовательном стандарте по специальности «Журналистика» содержатся квалификационные требования к специалисту, классифицированные не в привычном формате ЗуНов (знаний, умений и навыков), а в зависимости от специфики конкретного вида
будущей профессиональной деятельности — журналистская авторская, журналистская организаторская, журналистская редакторская, программирующая, производственно-технологическая:
1. Журналистская авторская:
— поиск исходных данных (сведений о людях, фактах, проблемах, ситуациях) для подготовки заявки на тему газетного, теле-, радиоматериала;
— предварительное ознакомление с существующими сведениями по данной теме и определение хода дальнейшей работы над нею;
— «полевая» работа на объекте: сбор и анализ информации, необходимой для подготовки печатного, теле-, радиоматериала (непосредственное наблюдение событий, беседы с людьми, обращение к другим источникам информации с целью изучения фактов, ситуаций, проблем);
— формирование замысла будущей публикации, составление плана, сценарной разработки, подбор участников теле-, радиопередач и т. д.;
— реализация профессионально-творческого замысла — непосредственное создание материала для газеты, телевидения, радио (в зависимости от специализации) в новостных и проблемно-аналитических жанрах с использованием необходимых средств и компонентов (иллюстративного, видео-, аудио- и другого материала).
2. Журналистская организаторская:
— определение круга государственных, политических деятелей, работников науки, культуры, литературы и искусства, представителей общественности, которых целесообразно привлекать к подготовке публикаций, созданию теле-, радиопрограмм и передач, и установление контактов с ними;
— помощь нештатным авторам и участникам теле- и радиопередач в подготовке материалов для СМИ (определение темы и концепции выступления, сотрудничество в процессе их реализации);
— обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоев аудитории по актуальным проблемам действительности (организация и проведение опросов, в том числе интерактивных, дискуссий и обсуждений, сеансов прямой телефонной связи, ток-шоу и т. д.);
— организация и проведение массовых мероприятий, организуемых печатной и электронной прессой (просветительские, общественно-политические, экологические акции, конкурсы, викторины, игры и т. д.);
— работа с редакционной почтой: чтение писем, подготовка к публикации в печати или в эфире.
3. Журналистская редакторская:
— оценка степени готовности к публикации в печати или в эфире предоставленного редакции материала;
— редактирование печатного текста, аудио- и видеоматериала;
— согласование правки с автором материала.
4. Программирующая:
— участие в разработке и корректировке концепции издания, телевизионного и радиоканала, программы, передачи, рубрики, авторского проекта (в зависимости от специализации);
— участие в информационном маркетинге, в перспективном и текущем планировании деятельности органа массовой информации;
— планирование собственной работы;
— участие в коллективном анализе текущей деятельности органа массовой информации (редакционные «летучки» и другие формы профессиональной рефлексии).
5. Производственно-технологическая:
— подготовка текста к печати, выходу в эфир; набор материала на компьютере; участие в верстке и оформлении номера или программы, в монтаже аудио- и видеоматериала (в зависимости от специализации);
— подготовка к публикации ретранслируемой информации (получение, анализ, отбор, компоновка официальных материалов, агентских сообщений, справочных и рекламных текстов, материалов служб изучения общественного мнения и т. д.);
— непосредственное участие в процессе выпуска информации «в свет» и «в эфир» (обязанности дежурного по выпуску и т. п.) в зависимости от специализации.
Вполне вероятно, что руководители СМИ, медиа-холдингов, телерадиокомпаний могли бы скорректировать и/или дополнить приведенный перечень весьма существенными квалификационными характеристиками, необходимыми для успешной работы в средствах массовой информации. В соответствии с этим и содержание журналистского образования должно претерпеть некоторые изменения. Можно ожидать, что именно это и будет сделано в процессе разработки и внедрения образовательных стандартов нового поколения и на основе компе-тентностного подхода.
Однако существующие в сфере высшего образования (и журналистского — в частности) противоречия, не имеющие, заметим, статуса неразрешимых, оказались особенно очевидными при становлении новой в университете специальности «Журналистика».
Одно из главных — противоречие между требованиями стандарта, который, несмотря ни на что, является продуктом коллективного труда профессионалов и одобрен сообществом профессионалов же, и ожиданиями тех, кто собрался связать свою жизнь с журналистикой. Студенты, прошедшие суровый конкурсный отбор и уже мнящие себя акулами пера, мастерами эфира и звездами телеэкрана (а в последнее время все чаще — криэйтерами, копирайтерами, спичрайтерами, пиарщиками-рекламщи-ками), вдруг обнаруживают, что им необходимо изучать такие далекие, по их мнению, от журналистики предметы, как философия, отечественная история, экономика, современный русский язык, история русской и зарубежной литературы и даже математика с информатикой...
Второе противоречие — между теорией и практикой, их соотношением и организацией. Возможно ли вне редакционных стен, в университетских аудиториях овладеть секретами мастерства? Ответ очевиден, однако первая же учебная практика часто оказывается шоком и для принимающей, и для принимаемой на практику стороны — не хватает знаний, чтобы отработать и закрепить навыки.
Третья серьезная проблема — кадры, которые, как известно, решают все. Быть можно дельным журналистом — и при этом не иметь преподавательских, педагогических способностей, или возможности порабо-
100
тать преподавателем из-за чрезмерной нагрузки на основной работе, или просто желания «сеять разумное, доброе, вечное» за зарплату преподавателя вуза. Еще один аспект проблемы — малочисленность специалистов, прошедших школу журфаков: имеющих диплом журналиста в регионе можно пересчитать по пальцам. Работающие на ниве калининградской журналистики филологи, историки, философы не менее квалифицированны и профессиональны — речь лишь о том, что в комплексе обнаружить сильные и слабые стороны в содержании журналистского образования, сформулировать системные предложения по оптимизации и развитию проще тому, кто на себе в студенческие годы испытал влияние академической журналистской среды.
При становлении новой, «неоперившейся» специальности на первом этапе — до первого выпуска — очень важны профессиональные и прочные контакты с журналистским сообществом, со всеми СМИ, независимо от их социальной направленности и политической ориентации. Поддержка, помощь в организации производственных практик и специализаций, конструктивная критика способны укрепить фундамент университетской журналистики и минимизировать противоречия. К счастью, в нашем регионе на призыв помочь развитию новой специальности откликнулись многие известные не только в регионе журналисты, которых вполне в духе времени можно назвать культовыми — Владимир Шаронов, Александр Власов, Марина Васильева, Андрей Шуляк, Альбина Краснощекова, Елена Рождественская, среди них и легенды калининградской журналистики Борис Нисневич, Валерий Бирюков, Юрий Ше-балкин, Людмила Бойко и многие другие — операторы, специалисты по сценической речи, сотрудники маркетинговых, рекламных и пресс-служб. Прекрасно, что в их числе не только преподаватели-профессионалы высочайшего уровня, но и столь же высокого уровня менеджеры — причем менеджеры, как оказалось, не только СМИ и медиа-холдингов, но и учебного процесса, его организаторы и вдохновители. Так, благодаря управленческому дару, организаторскому таланту и неуемному энтузиазму руководителя медиа-холдинга «Комсомольская правда в Калининграде» А.В. Власову стандартный курс «Современные региональные СМИ» превратился в грандиозный по замыслу и реализации системный мастер-класс, в рамках которого маститые руководители калининградских СМИ, именитые журналисты открывают секреты таланта, успеха, мастерства своим будущим коллегам.
Неизбежны на этапе становления — да и в будущем, ибо без этого не может быть развития — профессиональные контакты со специалистами из ведущих российских вузов — МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГу. Известные в сфере журналистского образования и журналистских кругах ученые, доктора и кандидаты наук из Москвы и Санкт-Петербурга, приезжая в Калининград, с удовольствием делятся своим опытом и знаниями как со студентами, так и с преподавателями, работающими на новой специальности. Это способствует не только совершенствованию образовательного процесса и повышению его качества, но и установлению научных связей, развитию научного направления на молодой кафедре речевой коммуникации и журналистики, которое включает в себя изуче-
101
ние особенностей языка и стиля региональных СМИ, а также специфики убеждающей коммуникации, в том числе — способов воздействия.
Позитивным фактором, влияющим на стабильность новой специальности и устойчивость уже достигнутого, является и непосредственная связь с выпускниками специализации «журналистика» (в рамках специальности «Филология»), которая и дала жизнь полноценной специальности, обеспечив необходимый уровень учебно-методического, кадрового, материально-технического потенциала. Подавляющее большинство выпускников работает непосредственно в средствах массовой информации региона, остальные — в смежных, родственных сферах (пресс-службах, рекламных агентствах), являя собой образец и пример для подражания нынешним студентам.
Тем не менее основной вопрос — как и чему учить — предмет размышлений и профессиональных дискуссий. Как известно, место и роль журналистики в системе сфер человеческой деятельности определяется спецификой выполняемых функций, главными из которых считают информирующую (информативную), идеологическую (понимаемую как «обоснование ценностей, приоритетных в конкретный период»1) и воздействующую (проявляющуюся «в эмоциональном вовлечении адресата продукции СМИ в процесс выработки отношения к происходящему»2). Таким образом, журналистское творчество представляет собой комплекс, предполагающий вовлеченность журналиста в познавательную, ценностно-осмысляюшую и художественную деятельность. В свою очередь, комплексный характер журналистской деятельности предусматривает ее осмысление в нескольких аспектах: языковом, функциональном, социальном, философско-культурологическом3. В современных условиях традиционный подход к СМИ как к особому социальному институту, определяемому общественно-политической ситуацией, дополняется синергетическим подходом, учитывающим и состояние речевой практики в конкретный период, и отношения между разными структурами в системе СМИ — электронными, печатными СМИ, Интернетом, пресс-службами и службами по связям с общественностью. Ориентация на массового потребителя обусловливает и комплексный учет особенностей всех типов и форм массовой коммуникации, включая рекламу, продукцию массовой культуры. Невозможно постичь журналистское мастерство вне его связи с художественной литературой, с типами творческого сознания в рамках определенной эпохи.
Таким образом, журналист как субъект деятельности практически одновременно находится в ситуации познания объекта реальной действительности, выявления его значения (ценностного отнесения) и художественного осмысления (в результате чего реальный факт, событие, явление обрастают эмоционально-образными на-ращениями)4.
1 Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. СПб., 2002. С. 14.
2 Там же. С. 14.
3 См. там же. С. 9.
4 См. там же. С. 16 — 18.
102
В связи с этим значимость фундаментальных общегуманитарных знаний (безусловно, при разумном балансе с профессионально-практическими умениями и навыками) вряд ли может подвергаться сомнению. Не зря среди наиболее профессионально важных качеств практикующие журналисты называют эрудицию, широту кругозора, знание основных закономерностей развития общества и государства, экономики, культуры, литературы, журналистики, коммуникативную компетентность, умение быстро найти, получить, структурировать необходимую информацию и обработать ее (т.е. представить в нужной форме, жанре, стиле). При этом чем масштабнее объем базовых знаний, чем больше арсенал, ассортимент языковых средств (включая средства образности и выразительности) и приемов вербального и невербального воздействия — тем успешней коммуникация, тем эффективней воздействие, тем ярче и адекватней потребностям времени, общества, учредителя, издателя и пр. журналистское творчество, тем более востребован журналист. При таком подходе возможно если не преодолеть, то минимизировать и еще одно противоречие современной журналистики — между свободой слова, с одной стороны, и условиями рыночной экономики, интересами определенного издания и заказчика, ограничениями, связанными с каналом и технологией передачи информации, с другой стороны.
Такой фундамент, дополненный специальными знаниями в области техники и технологии СМИ, социологии и психологии журналистики, профессиональной этики, системы СМИ и др., укрепленный достаточным количеством производственных практик, способен стать основой и залогом успешной работы журналиста.
И.Ю. Кукса,
канд. филол. наук, доц., зав. кафедрой журналистики и речевой коммуникации РГУ им. И. Канта
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ПОЛОНИСТИКА:
ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ЛЕТ
naszy э^опасЬ najpotrzebшejsze dwa ^укь.. шет1еск1 1 ро1эк1
Иоганн Даубманн, кёнигсбергский издатель (XVI век)
Весной 2005 года калининградская полонистика отметила свое пятилетие — собрала первые плоды начинания 2000 года, когда на факультете славянской филологии и журналистики нашего университета была открыта новая основная специализация — «польский язык и литература», а также организована головная кафедра этого образовательного «вектора» филологии — кафедра славянских и классических (с 2005 года — славянских и балтийских) языков1.
103
1 С 2000 года по сегодняшний день кафедрой заведует автор настоящего очерка — выпускница нашего университета, канд. филол. наук, доцент Лариса Валентиновна Колобкова (Редкол.)