ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЗОРЫ
Д. О. Стребков
Журнал «Экономическая социология»: итоги первого десятилетия, или 10 лет позади, что дальше?
СТРЕБКОВ Денис Олегович — кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ГУ ВШЭ (Москва, Россия).
Email: strebkov@nm.ru
В 2010 г. журналу «Экономическая социология»1 исполняется 10 лет. Это прекрасный повод для того, чтобы проанализировать содержание всех 50 предыдущих выпусков, выявить основные тематические и методологические предпочтения авторов. В работе даётся краткий обзор истории становления и развития издания, проблемы, с которыми пришлось столкнуться, и способы их преодоления. На данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) проведено сравнение «Экономической социологии» с другими российскими социологическими журналами по основным библиометрическим показателям. Электронный формат журнала позволяет также изучить динамику и региональную структуру читательской аудитории, её основные интересы и предпочтения.
Ключевые слова: экономическая социология; электронные журналы; индекс цитирования; тематический рубрикатор; методологические подходы; читательская аудитория.
Журнал, который вы, дорогие читатели, «держите в руках», имеет порядковый номер 51, а это значит, что позади у него ровно полсотни выпусков. В 2010 г. «Экономическая социология» отмечает свой 10-летний юбилей. И это отличный повод подвести некоторые итоги работы журнала. Подобная рефлексия необходима в любом деле. Она позволяет наметить стратегическое направление, в котором следует развиваться, понять, насколько назрела потребность в переменах и что именно следует изменить, чтобы — в данном случае — успешно конкурировать с другими научными изданиями. Кроме того, интересно вспомнить основные этапы развития «Экономической социологии» и проанализировать достигнутые результаты.
В данной статье мы прежде всего поговорим о том, для чего был нужен специальный журнал по экономической социологии, как он создавался, с какими трудностями пришлось столкнуться, как они были преодолены. Далее рассмотрим основные рубрики журнала и разберёмся, кто же, собственно, его авторы и о чём они пишут. Наконец, в третьей и последней части работы мы попытаемся понять, кто является читателем «Экономической социологии», каковы интересы и основные предпочтения этих людей.
Автор искренне признателен З. Котельниковой и Е. Назарбаевой за неоценимую помощь, оказанную при написании данной статьи.
История журнала
Институциализация любого научного направления неизбежно приводит к его обособлению от всех остальных. Нащупываются содержательные и методологические границы науки, определяется собственный исследовательский объект, предмет и метод. Следствием этого является появление учебников, учебных пособий и курсов, факультетов и кафедр в университетах, защита дипломных работ и диссертаций по данной специализации, организация «круглых столов» и секций на научных конференциях. Немаловажным требованием оказывается и наличие собственного научного журнала, в котором могли бы публиковаться исследователи, работающие и мыслящие в русле данного научного направления. Такой вот своеобразной «гаванью» для российских экономсоциологов стал созданный в 2000 г. профессором В. В. Радаевым электронный журнал «Экономическая социология».
Появление журнала дало мощный импульс развитию экономической социологии в России, ведь публикации в профессиональных журналах всегда находятся на переднем крае науки2. В то же время журнал был необычным. Он кардинально отличался от всех существовавших на тот момент в России социологических изданий тем, что выходил исключительно в электронном формате. Его мог бесплатно скачать в Интернете любой желающий. Печатной версии не было, и её появление не предполагалось даже в отдалённой перспективе.
Появление в России научного журнала именно в таком нестандартном формате во многом было неожиданным и даже революционным шагом для того времени. Это сейчас по данным Фонда «Общественное мнение» регулярно пользуются Интернетом 43% городского населения России старше 18 лет (в общей сложности это 37,1 млн человек)3. Хотя наша страна и отстаёт пока от многих западных стран по величине интернет-аудитории (где его используют 70-80% граждан), тем не менее всемирная компьютерная сеть уже стала таким же естественным элементом повседневной жизни для значительной части городского населения страны как телевидение, радио или пресса.
Однако 10 лет тому назад ситуация была совершенно иной. Число пользователей Интернета в России было ровно в 10 раз меньше, чем сейчас, и составляло всего лишь несколько процентов от численности городского населения страны (3,6%). А более половины горожан (56%) вообще не слышали об Интернете и не могли даже сказать, что это такое4.
Таким образом, лишь малая часть российских граждан могли в принципе получить доступ к электронному журналу, причём даже у самих «продвинутых» из них существовали серьёзные технологические ограничения. Быстрым, широкополосным доступом в Интернет имели возможность пользоваться единицы, в основном жители Москвы, работники крупных вузов и организаций. Основным же каналом для большинства интернет-пользователей был чрезвычайно медленный dial-up доступ, то есть подключение через модем. При этом время скачивания файла размером, например, около 1 Мб составляло примерно 10 минут. А вместо флешек и оптических дисков большинство людей пользовались для переноса информации 3,5-дюймовыми дискетами.
Для того чтобы стать достоянием широкой общественности, результаты исследования обязательно должны быть опубликованы в виде статей в ведущих научных журналах. Прежде чем текст выходит в книжном формате, он, как правило, публикуется автором в виде серии статей, поэтому именно в журналах читателям следует искать самую свежую, самую актуальную информацию по любой интересующей их теме. Количество и качество научных публикаций является важным критерием при оценке профессиональной деятельности учёного.
См.: http://www.fom.ru/projects/23.html
Данные опроса Фонда «Общественное мнение», проведённого осенью 2000 — весной 2001 годов. Выборка составила около 70 тыс. человек; см.: Ослон А. 2001. Интернет в России. Россия в Интернете. Отчет. 28.02. http://bd.fom.ru/report/ map/projects/internet/22_14938/os010318
2
3
Соответственно, критические требования предъявлялись к размеру файлов. Во-первых, необходимо было, чтобы процесс скачивания происходил относительно быстро, а не растягивался на часы. А во-вторых, важно было, чтобы один номер журнала помещался на одну дискету. В этом случае читатель, скачав файл, например, на рабочем месте, мог легко перенести его потом на домашний компьютер. Поэтому в первые годы существования «Экономической социологии» размер каждого файла не превышал 1,4 Мб. А шесть выпусков журнала вышли со специальными приложениями. Как правило, туда помещались графические материалы, которые не смогли уместиться в «прокрустово ложе» требуемого объема.
Помимо возможных проблем с доступом к журналу, в то время существовала и ещё одна опасность, связанная с недоверием потенциальных читателей к материалам, размещаемым в Интернете. Как известно, электронные источники имеют разную степень надёжности. Наибольшее доверие вызывают тексты, размещённые на сайтах издательств, печатных журналов, университетов, научных институтов, а также в электронных базах данных (агрегаторах). Как правило, такие публикации вывешиваются правообладателем (или же в соответствии с лицензией), имеют печатный аналог и представляют собой точную копию опубликованной статьи. Поэтому наиболее типичный формат их представления — это РББ-файл.
Менее надёжными источниками являются электронные библиотеки и интернет-порталы, сайты исследовательских компаний, электронные газеты и журналы, авторские сайты, персональные страницы и т. д. И наконец, на самом «дне» располагаются такие интернет-ресурсы как базы данных рефератов, готовых студенческих работ, а также статьи без указания автора и те материалы, оригинальность которых может быть поставлена под сомнение.
Как же может обыкновенный человек отличить профессиональный научный журнал от непрофессионального? Существуют основные критерии, определяющие степень доверия или недоверия читателей к журнальным статьям.
1. Срок жизни журнала. Авторитет и постоянная аудитория постепенно завоёвываются с течением времени, вырабатываются определённые традиции, поэтому чем дольше журнал существует, тем более вероятно увидеть в нём высококачественные научные тексты.
2. Авторитет, репутация журнала. По тому, какие именно авторы публикуются в журнале, насколько высоки их профессиональный статус и авторитет внутри сообщества, можно судить и о среднем уровне размещаемых текстов.
3. Редакционный совет, редколлегия и главный редактор журнала. Это люди, отвечающие за отбор и рецензирование статей. Чем более авторитетными и квалифицированными специалистами в своей области они являются, тем выше вероятность того, что слабые и сомнительные работы не будут допущены к публикации.
4. Обязательное рецензирование статей, наличие научного и литературного редакторов
в свою очередь существенно повышают качество самого текста, делают его более четким, выверенным, соответствующим правилам русского языка.
5. Цитируемость статей из этого журнала в других научных изданиях (импакт-фактор).
Данный показатель говорит нам о том, насколько весом вклад журнала в «сокровищницу научной мысли», как часто на статьи из этого журнала ссылаются другие авторы.
6. Включение журнала в специальный список, формируемый Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации.
Пока текст представляет собой рукопись, ответственность за содержание, за представленные данные, расчёты и результаты несёт лишь автор. Но как только текст публикуется в реферируемом научном журнале, происходит разделение ответственности. Это значит, что статья принимается научным сообществом в лице научного и литературного редакторов. Это как бы сертификат качества научного труда.
На сегодняшний день электронный журнал «Экономическая социология» полностью отвечает всем перечисленным требованиям, но, конечно же, учитывая все описанные выше проблемы и ограничения, можно представить, сколь высока была неопределённость, с которой пришлось столкнуться редколлегии нового электронного журнала «Экономическая социология» в 2000 г. Будет ли журнал доступен целевой аудитории? Будет ли он востребован ею? Будет ли у авторов стимул публиковаться в таком нестандартном журнале?
Мне посчастливилось стоять у истоков журнала. Именно мой текст, написанный на основе магистерской диссертации, открывал рубрику «Дебютные работы» в самом первом номере журнала в 2000 г. Этот дебют совпал с началом моей работы в ГУ ВШЭ в качестве ассистента кафедры экономической социологии. В течение последующих 10 лет я участвовал во многих исследовательских проектах, защитил кандидатскую диссертацию, стал сначала старшим преподавателем, а потом и доцентом кафедры; опубликовал более 40 научных статей (четыре из них — в журнале «Экономическая социология»). Тем не менее та, самая первая статья 2000 года остаётся важной вехой, важной поворотной точкой моей научной карьеры.
На протяжении всех 10 лет жизнь журнала проходила у меня на глазах. Постепенно менялась редколлегия (на сегодняшний день от первоначального состава остался только главный редактор — В. В. Радаев), расширялась читательская аудитория. Год от года менялся и сам журнал. Он активно развивался, искал своего читателя, привлекал новых авторов, становился более красочным: появилась яркая обложка, на его страницах теперь можно увидеть портреты авторов.
Среди основных «вех» — важных и значимых событий, определяющих вектор развития журнала — можно выделить следующие:
- 2001 г.: с № 4 введена рубрика «Интервью». И первое же интервью, вышедшее в журнале, было с одним из главных популяризаторов новой экономической социологии Ричардом Сведбергом;
- 2002 г.: с № 3 в журнале появился первый литературный редактор — Мария Добрякова;
- 2003 г.: с № 4 у журнала появляется свой Редакционный совет, куда вошли известные российские социологи и экономисты (Т. Богомолова, Ю. Веселов, Т. Заславская, Н. Лапин, О. Шкаратан и многие другие);
- 2003 г.: журнал получил международный стандартный серийный номер (ISSN 1726-3247), а также официальную регистрацию в Министерстве печати (свидетельство Эл № 77-8029);
- 2006 г.: стартовал ежегодный конкурс журнала, в рамках двух его рубрик — «Взгляд из регионов» и «Дебютные работы». С тех пор конкурс проводится ежегодно. Победители и призёры не только получают денежные призы, но и, конечно же, их статьи публикуются в ближайших выпусках журнала. Благодаря этому конкурсу было открыто немало новых имён — авторов, которые впоследствии стали регулярно публиковаться в «Экономической социологии»;
- 2007 г.: ГУ ВШЭ вошел в соучредители журнала. До этого был один единственный учредитель — В. В. Радаев; с № 3 у журнала появилось новое оформление, в частности — цветная обложка, фотографии авторов, изменились шрифты и т. д.;
- 2008 г.: введено обязательное внешнее рецензирование всех поступающих в редакцию статей;
- 2009 г.: журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), при этом в базу индекса были внесены все статьи из журнала за последние пять лет; журнал стал выходить в полной дизайнерской вёрстке;
- 2010 г.: одним из первых электронных журналов включен в список ВАК. Это говорит о том, что в научном сообществе кардинально изменилось восприятие электронных журналов: если раньше статьи в них считались чем-то наподобие препринтов, то сейчас рассматриваются как полноценные научные публикации, наравне со всеми остальными.
Несмотря на многочисленные перемены, многие требования, изначально заложенные в концепцию журнала, на протяжении всех 10 лет оставались неизменными.
Во-первых, можно отметить удивительное для научного журнала постоянство рубрик. Содержание «Экономической социологии» включает 10 рубрик, которые есть в каждом номере:
- «Новые тексты»;
- «Новые переводы»;
- «Взгляд из регионов»;
- «Дебютные работы»;
- «Интервью»;
- «Профессиональные обзоры»;
- «Новые книги»;
- «Исследовательские проекты»;
- «Учебные программы»;
- «Конференции».
Второе неукоснительно соблюдаемое требование — неизменность текстов, опубликованных в журнале (они не удаляются и не редактируются со временем), а также наличие у каждого номера постоянного веб-адреса. Это означает, что любой читатель, сохранивший ссылку и открывший её через год, два года или через 10 лет, обнаружит журнал на том же самом месте без каких-либо изменений.
Наконец, в-третьих, «Экономическая социология» принципиально отличается от многих других электронных изданий тем, что каждый номер представляет собой целостный, единый журнал, а не набор разнородных статей. Его можно скачивать только целиком в РББ-формате. По отдельности никакие статьи не распространяются.
Итак, каких же важных результатов удалось добиться журналу за первые 10 лет своего существования?
Мы уже упоминали о том, что в системе РИНЦ (http://elibrary.ru/titles.asp) содержится архив журнала «Экономическая социология» с 2005 года, включающий 28 выпусков и, соответственно, 344 публикации (как научные статьи, так и тематические обзоры, программы, рецензии и т. п.). На сегодняшний день статьи из «Экономической социологии» были процитированы 451 раз (в том числе в 2009 г. — 66 раз), а импакт-фактор журнала5 в 2009 г. составил 0,144, что является одним из самых высоких показателей среди российских изданий по социологии. Интересно, что основной объем цитирования приходится на статьи последних двух лет, где представлены наиболее свежие и актуальные результаты исследований, а также на «проверенные временем» статьи 2001 и 2002 годов (см. рис. 1).
Год выхода публикации в «Экономической социологии»
Рис. 1. Хронологическое распределение статей из «Экономической социологии»,
процитированных в 2009 г.
В библиометрии существует специальный показатель, отражающий то, насколько долго публикации из того или иного журнала остаются актуальными в научном сообществе и продолжают цитироваться, — это так называемое время полужизни статей. Оно представляет собой такой период времени, при котором половина всех ссылок относится к статьям более ранним, а половина, соответственно, — к более поздним6. Для «Экономической социологии» по данным на 2009 г. этот показатель составляет 5,3 года.
Конечно, далеко не все публикации приобретают заметный вес в научном сообществе. Так, из 344 статей, зарегистрированных в РИНЦ, 280 (то есть 81,4%) ни разу не цитировались другими авторами.
Импакт-фактор научного журнала показывает, как относится количество публикаций, в которых были процитированы статьи из данного журнала, к общему числу опубликованных в журнале статей. Расчёт импакт-фактора, как правило, основан на трёхлетнем периоде. Например, импакт-фактор журнала в 2009 г. — ИФ(2009) — вычисляется следующим образом: ИФ(2009) = А/В, где: А — число цитирований в течение 2009 г. в изданиях, отслеживаемых РИНЦ, статей, опубликованных в данном журнале в 2007-2008 годах; а В — число статей, опубликованных в данном журнале в 2007-2008 годах.
Подробнее о библиометрических показателях см.: Писляков В. В. 2007. Методы оценки научного знания по показателям цитирования. Социологический журнал. 1: 128-140.
5
По одному разу ссылались на 40 статей (11,6%). И лишь 24 текста, опубликованных в «Экономической социологии» (7,0%), оказались настолько востребованы, что получили более чем одно цитирование7.
Коэффициент самоцитируемости для журнала «Экономическая социология» составляет 21,1%. Это означает, что примерно каждая пятая статья из тех, в которых цитируются научные публикации данного журнала, опубликована в самом журнале.
Таким образом, влиятельность и авторитет журнала «Экономическая социология» в научной среде пока ещё недостаточно высоки. По своим основным библиометрическим показателям он отстаёт от своих более известных «собратьев», таких как «Социологические исследования», «Социологический журнал», «Мир России» и т. д.8 Впрочем, все эти журналы выходят с начала 1990-х годов, а «СОЦИС» и вовсе с 1974 г., поэтому будем надеяться, что в следующем десятилетии «Экономической социологии» удастся существенно улучшить свои позиции в данном вопросе.
Авторы журнала
Теперь рассмотрим основные рубрики журнала, чтобы понять, что за люди его авторы и о чём они, собственно, пишут? Начнём с обзора четырёх основных содержательных рубрик, в которых публикуются оригинальные авторские научные тексты — это «Новые тексты», «Новые переводы», «Взгляд из регионов» и «Дебютные работы».
За все 10 лет в «Экономической социологии» были напечатаны 205 научных статей, причём некоторые из них публиковались с продолжением, в нескольких номерах. Другие же (работы Н. Биггарт, Х. Уайта, Д. Старка, Н. Флигстина) были опубликованы дважды — сначала на языке оригинала, а потом уже в переводе на русский язык.
Авторами журнала стали 124 российских и 56 иностранных исследователей. При этом наиболее активно в «Экономической социологии» публиковались В. Радаев (15 статей), С. Барсукова (6), А. Шевчук (5), Е. Балабанова (4), Д. Стребков (4), О. Гурова, Л. Петрова, Я. Рощина, О. Фадеева, М. Шабанова (по 3 публикации). Из зарубежных авторов чаще других на страницах журнала гостили Д. Старк и Н. Флингстин (по 3 публикации).
Интересно, что среди российских авторов ровно одну треть составляют мужчины и две трети — женщины. Таким образом, следует признать, что у нас в стране экономическая социология имеет преимущественно «женское лицо». Представительницы прекрасного пола в два раза чаще радуют нас своими текстами, нежели «сильная» половина человечества.
Естественно, что статьи, публикуемые в «Экономической социологии», заметно различаются между собой с точки зрения применяемых в них теоретических подходов и по своей проблематике.
Среди 24 содержательных тем, которые мы использовали для классификации публикаций журнала, шесть являются наиболее популярными среди авторов. Эти темы идут со значительным отрывом от всех остальных, встречаясь более чем в 10% статей каждая. Именно они представлены на рисунке 2. Следующие шесть тем «набирают» от 5 до 7% каждая. Оставшаяся же половина тем из нашего классификатора практически не встречается в публикациях журнала. Их «показатели» находятся
7
Десять самых цитируемых статей из журнала «Экономическая социология» среди опубликованных в 2005-2009 годах представлены в приложении 1; на каждую из этих работ сослались не менее трёх раз.
Сравнительная таблица по основным библиометрическим показателям для восьми российских социологических журналов представлена в приложении 2.
на весьма низком уровне: 1-4%. Полностью распределение публикаций по темам представлено в приложении 3.
Полученные данные сразу позволяют определить существенные различия между отдельными рубриками журнала (см. рис. 2). Так, «Новыетексты» чащевсегопосвященыметодологииэкономической социологии, анализу неформальных хозяйственных отношений, социологии рынков, вопросам занятости и трудовой мобильности. Зарубежные тексты, с которыми читатели знакомятся в рубрике «Новые переводы», также часто выбираются редколлегией с целью разъяснения основных методологических вопросов науки, однако в остальном здесь лидируют совершенно иные темы, такие как социология рынков, социология организаций, взаимоотношения власти (государства) и хозяйства, хозяйственная этика. Региональные авторы журнала чаще всего в своих публикациях обращаются к вопросам социально-экономической дифференциации населения, их также волнуют предпринимательская тематика и вопросы функционирования организаций. Достаточно много статей посвящены неформальной экономике, вопросам занятости, трудовым отношениям и трудовым конфликтам. Основной интерес молодых авторов, как и «регионалов», лежит в плоскости социально-экономической дифференциации населения, а наряду с другими популярными темами в рубрике «Дебютные работы» довольно часто появляются тексты, посвящённые анализу финансового поведения населения.
30
25
20
15
10
5
0
А. Методология и. Социология рынков ^ Неформальная 1_. Социально- W. Социология Н. Рынки труда.
экономической экономика экономическая организаций Занятость
социологии дифференциация.
Бедность
□ Новые тексты ШПереводы ШВзгляд из регионов ШДебютные работы
Рис. 2. Распределение статей из «Экономической социологии» по темам,
% от общего числа
Что касается подходов, то здесь ситуация сложнее. Далеко не всегда можно однозначно определить, к какому теоретическому лагерю принадлежит автор той или иной статьи и в духе какой именно парадигмы она написана. Большинство российских эмпирических работ являются на сегодняшний день проблемно-ориентированными. Их авторы придают решающее значение объекту исследования, а не используемому подходу.
Лишь в рубрике «Переводы», у зарубежных авторов, идентификация подхода более-менее однозначна. Да и то нам удалось определить её лишь в 57% случаев. Чаще всего, как видно из рисунка 3, речь идёт о социокультурном, сетевом и институциональном подходах. В «Новых текстах» подход раскрывается лишь в 30% произведений. Здесь в основном представлены работы, написанные с опорой на институциональные и сетевые отношения между хозяйственными агентами. А вот самый популярный у западных авторов социокультурный подход не представлен вовсе. Аналогичная ситуация наблюдается и в такой рубрике, как «Взгляд из регионов»: здесь такие же приоритеты, как и в «Новых текстах», однако
25 27 24
21 22 20 20
16 16 16
10 10 12 12 14 13 12
2 4 7 2 2 Г 4 —
лишь 16% статей удалось идентифицировать на принадлежность к какому бы то ни было подходу. Как ни странно, но молодые авторы, публикующиеся в рубрике «Дебютные работы», более основательно подходят к выбору теоретической основы для своих исследований: 44% публикаций опираются на ту или иную концепцию. При этом предпочтение отдается сетевому и стратификационному подходам, также достаточно популярны теория капиталов и обращение к классикам экономической социологии.
25 -
20
15
10
5
О
3. Сетевой подход 4. Институциональный 9. Стратификационный 1. Классики 5. Социокультурный 11. Компаративный
подход и классовый подходы экономической подход (кросснациональный)
социологии подход
□ Новые тексты ППереводы П Взгляд из регионов П Дебютные работы
Рис. 3. Распределение статей из «Экономической социологии» по используемым подходам, % от общего числа
Теперь рассмотрим чуть более подробно основные тематические рубрики.
«Новые переводы»
За 10 лет существования журнала в нём опубликованы 49 переводных статей. Следует отметить, что большинство из них были очень оперативно переведены на русский язык, практически сразу же после их написания автором. Лишь шесть из этих научных работ вышли на языке оригинала в 19501970-е годы, и ещё шесть — в 1980-е. Остальные публиковались в западных журналах либо в 1990-е (21 работа), либо в 2000-е годы (16 работ).
Две трети всех статей были переведены и напечатаны в «Экономической социологии» в течение 10 лет после их оригинальной публикации, а средний срок «ожидания» статьи российскими читателями составляет на сегодняшний день около 12 лет.
Более половины всех переводов были выполнены М. Добряковой — 27 текстов. По три перевода на счету Е. Александровой (Бердышевой), Е. Головлянициной и А. Куракина. Дважды пробовали себя в качестве переводчиков З. Котельникова, Ю. Муратова, А. Шевчук и Г. Юдин. Большинство из них являются сотрудниками Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) ГУ ВШЭ.
«Взгляд из регионов»
Рубрика позволяет знакомиться с опытом коллег из различных российских университетов и исследовательских институтов. Чаще всего региональный взгляд был устремлён из Санкт-Петербурга: тамошние авторы опубликовали в «Экономической социологии» 12 научных статей (см. рис. 4) и представляют такие организации, как Европейский университет, Центр независимых социологических исследований, Санкт-Петербургский филиал ГУ ВШЭ, Институт этнологии и антропологии РАН.
20
9
8
8
7
6 6
5
4
4
2
2
2
0
На втором месте по количеству публикаций в рубрике «Взгляд из регионов» находится Нижний Новгород, и все шесть авторов представляют Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского.
Третье место делят Новосибирск и Самара. Каждый из этих городов «попадал» в рубрику «Взгляд из регионов» по пять раз. Новосибирские авторы представляют Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН (ИЭОПП), а также Новосибирский государственный университет. Самарские авторы работают в основном в Самарском государственном университете.
Заметный вклад в развитие журнала внесли исследователи из Екатеринбурга (Уральский государственный университет и Уральский государственный педагогический университет) — четыре публикации, Благовещенска (Амурский государственный университет) и Магадана (Северо-Восточный государственный университет) — по три публикации.
Рис. 4. Рубрика «Взгляд из регионов»: количество статей из разных городов
«Дебютные работы»
Само название рубрики — «Дебютные работы» — говорит о том, что здесь должны публиковаться статьи молодых, начинающих авторов, делающих свои первые шаги на поприще экономической социологии. Как правило, эти статьи «вырастают» из курсовых и дипломных работ, а также текстов, которые заняли призовые места на конкурсах студенческих работ.
Среди 50 авторов, «засветившихся» в данной рубрике, 30 уже являются выпускниками вуза, завершившими пятилетнее обучение в специалитете или шестилетнее в магистратуре. При этом около половины из них стали аспирантами и, соответственно, готовятся стать молодыми кандидатами наук, а двое преподают у себя в вузе в качестве ассистентов. Из оставшихся авторов 16 человек являются студентами магистратуры, а значит, опубликованные тексты подготовлены скорее всего на основе их бакалаврских дипломных работ. Наконец, четверо самых молодых авторов ещё даже не получили дипломы, поскольку учились на момент публикации статьи на ГГ-ГУ курсах бакалавриата. Самым же юным автором «Экономической социологии» за всё время её существования является студентка ГГ-го курса факультета социологии ГУ ВШЭ Ольга Безрукова, чей текст «Сеть как условие экономического действия» был опубликован в 2004 г., № 3.
Вообще, большинство молодых авторов (29 человек) представляют Государственный университет — Высшую школу экономики, семеро учились в Московской высшей школе социальных и экономических наук, двое — в Саратовском государственном университете. Также среди молодых авторов есть люди,
8
6
6
4
4
2
0
обучающиеся и работающие в Санкт-Петербурге, Самаре, Барнауле, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Иркутске и даже в Мангейме.
К сожалению, из 50 авторов, оставивших свой след в рубрике «Дебютные работы», только троим впоследствии удалось опубликоваться в журнале уже «на общих основаниях» в одной из «взрослых» рубрик. Так совпало, что все они являются выпускниками Московской высшей школы социальных и экономических наук, при поддержке которой и начал выходить журнал в 2000 г. Речь идёт об авторе данной статьи Д. Стребкове, О. Синявской и Г. Юдине. При этом у Григория Юдина, ныне преподавателя кафедры экономической социологии ГУ ВШЭ, конвертация из молодых авторов в профессиональные произошла наиболее быстро. Только-только в № 1 за 2006 г. вышла его статья в рубрике «Дебютные работы», как уже в № 4 за тот же самый год был опубликован его новый текст, посвящённый попытке реконцептуализации рынков как полей.
Любопытно, что именно статья молодого автора К. Титаева о коррупции в высшем образовании, победившая в самом первом конкурсе журнала и опубликованная в данной рубрике, стала одной из наиболее цитируемых. Она занимает второе место в рейтинге среди всех статей, вышедших с 2005 г., уступая только работе Н. Флингстина «Государство, рынки и экономический рост». В общей сложности на статью К. Титаева сослались 8 раз, а на текст Н. Флингстина — 12 раз. Кроме того, уже упоминавшаяся выше публикация «вчерашнего» дебютанта Г. Юдина занимает в этом списке почётное третье место (5 цитирований) (см. приложение 1). Всё это говорит о том, что рубрика «Дебютные работы» отнюдь не является «проходной». Публикуемые в ней тексты имеют высокую научную ценность и абсолютно равноправны с остальными.
«Интервью»
За 10 лет в рубрике «Интервью» читатели познакомились с наиболее яркими представителями современной экономической социологии из разных стран мира, начиная от признанных классиков — Н. Смелсера, М. Грановеттера, Р. Сведберга, Х. Уайта, Л. Тевено и др., и заканчивая относительно молодыми исследователями, лишь недавно заявившими о себе в полный голос. Из российских учёных, появлявшихся в данной рубрике, следует упомянуть Т. Заславскую, Р. Рывкину, А. Здравомыслова, Н. Лапина, О. Шкаратана, В. Ядова.
Публиковавшиеся интервью касались множества самых разнообразных вопросов, в частности того, как именно автор «пришёл» в экономическую социологию, как формировалось его социологическое мышление, какие наиболее интересные вопросы и проблемы стоят сейчас перед экономсоциологами и какие темы видятся им в настоящий момент в качестве наиболее перспективных.
Основная часть интервью и с российскими, и с зарубежными исследователями была проведена специально для «Экономической социологии» непосредственно главным редактором журнала В. Радаевым в течение 2001-2008 годов в ходе встреч на различных международных конференциях и семинарах. Позднее все эти тексты были собраны вместе и опубликованы двумя отдельными сборниками9. Помимо этого некоторые интервью были опубликованы в журнале с любезного разрешения европейского электронного ньюслеттера «Economic Sociology» (http://econsoc.mpifg.de). В настоящее время специально для «Экономической социологии» Д. Крылов и Г. Логинов проводят интервью с известными зарубежными учёными.
См.: Радаев В. В. (отв. ред.), Добрякова М. С. (науч. ред.). Экономическая социология: автопортреты. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2006; Радаев В. В. (сост., отв. ред.). Экономическая социология в России: поколение учителей. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008.
«Профессиональные обзоры»
Профессиональные обзоры, публиковавшиеся в одноименной рубрике, можно разделить на две основные группы. В первой из них даётся описание уровня развития экономической социологии в той или иной стране, упоминаются основные исследователи и научные организации, фиксируются достигнутые результаты и основные проблемы. Так, читатели могли познакомиться с тем, как обстоят дела у их коллег в Великобритании, Франции, Германии, Испании, Нидерландах, Венгрии, Швейцарии и многих других государствах. В качестве автора такого материала выступает, как правило, кто-то из видных исследователей данной страны10.
Вторая группа материалов представляет собой тематические обзоры, посвящённые тому или иному исследовательскому направлению, существующему в рамках в экономической социологии, например, социологии рынков труда и занятости, социологии денег, социологии сельского хозяйства и т. п.
«Новые книги»
Журнал «Экономическая социология» знакомит своих читателей с наиболее интересными книжными новинками, выходящими как в России, так и за рубежом. И хотя в качестве рецензентов пробовали себя многие авторы, тем не менее настоящей «звездой» данного раздела следует признать профессора С. Барсукову. Ей нет равных в мастерстве кратко и ёмко изложить экономико-социологическую составляющую работы. А великолепный, живой язык и прекрасное чувство юмора способствуют тому, что читать рецензию порой намного интереснее, чем сам рецензируемый материал.
«Исследовательские проекты»
Естественно, для того, чтобы появилась интересная и содержательная научная статья, сначала должно быть проведено социологическое исследование, проанализирован теоретический материал и в случае необходимости собраны эмпирические данные. С проектами наиболее интересных исследовательских проектов, находящихся пока ещё в своей начальной стадии, также знакомит читателей «Экономическая социология». Вот лишь некоторые, случайным образом в качестве примера выбранные темы:
- Профессиональное обучение и переподготовка в условиях структурной перестройки российской экономики (рук. В. Кабалина; 2001 г.);
- Социально-пространственная дифференциация населения Санкт-Петербурга (рук. Н. Корнев; 2001-2002 гг.);
- Женщины сельской местности России: пути адаптации к новым социально-экономическим условиям (рук. М. Савоскул; 2002-2004 гг.);
- Экспертная власть менеджеров в современной России: социологический анализ (рук. Р. Абрамов; 2005-2006 гг.);
- Изменение масштабов и форм борьбы с контрафактной продукцией на российском рынке потребительских товаров (рук. В. Радаев; 2007-2008 гг.).
Как видно даже из этого краткого перечня, тематика чрезвычайно разнообразна. При этом можно ожидать, что результаты проведённых исследований через некоторое время появятся уже в рубриках «Новые тексты» или «Взгляд из регионов».
10 «Региональные» обзоры по зарубежным странам (11 текстов), а также по России (5 текстов) вошли в книгу: Радаев В. В. (отв. ред.), Добрякова М. С. (науч. ред.). Экономическая социология: автопортреты. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2006.
«Учебные программы»
Среди учебных программ наибольший интерес представляют программы основного профильного курса по экономической социологии, подготовленные различными исследователями как из России (В. Радаев, З. Калугина и О. Фадеева, Е. Богданова), так и из других стран (П. Димаджио, Ф. Доббин, М. Шнейберг, Б. Кэрратерс). У каждого из этих авторов существует своё оригинальное видение относительно структуры курса, относительно того, как расставлять акценты, какие тексты следует включать в список обязательной и дополнительной литературы. Учебные программы различаются также и в зависимости от целевой аудитории, то есть от того, на каком курсе и факультете читается предмет и кто является его слушателями. Очевидно, что программа, рассчитанная на социологов, должна отличаться от той, что предназначена для экономистов, менеджеров или математиков.
Помимо собственно экономической социологии в данной рубрике были представлены учебные программы и по таким дисциплинам, как, например, социология денег, социальные сети, социология предпринимательства, социология потребления и т. д.
Подводя итог анализу публикаций в журнале «Экономическая социология», отметим, что в целом в российской исследовательской практике повышенное внимание уделяется прежде всего широкому кругу социально-экономических проблем, с которыми сталкивается общество, таким как бедность, безработица, коррупция, трудовые конфликты, неформальная занятость, миграция и т. п. Естественное желание учёного состоит в том, чтобы помочь этим несчастным и обездоленным, подтолкнуть государство к принятию решительных мер по борьбе с этими общественными болезнями. Именно поэтому, например, тема «социально-экономическая дифференциация» лидирует как среди российских эмпирических работ, так и среди представленных в журнале исследовательских проектов. Однако, к сожалению, результаты подобных исследований редко выходят на более высокий теоретический уровень обобщения и столь же редко сопровождаются конкретными рекомендациями относительно того, как исправить сложившуюся ситуацию.
Экономически успешные и благополучные группы населения, в свою очередь, интересуют социологов намного меньше. Даже в работах, лежащих, например, в русле социологии предпринимательства, речь идёт скорее о проблемах мелких и индивидуальных предпринимателей, нежели об успехах крупных и средних.
На втором месте по популярности (после широкого спектра социально-экономических проблем) среди представленных в журнале работ находятся материалы, связанные с потребительскими и финансовыми практиками людей. Отрадно, что они достаточно часто встречаются как в рубрике «Новые тексты», так и среди дебютных и региональных работ. Очевидно, что многие из этих текстов также имеют прикладную, на этот раз уже маркетинговую, направленность. Изучение потребительских предпочтений, потребительского выбора, особенностей восприятия рекламы, способов организации досуга, сберегательных и инвестиционных стратегий населения интересно, конечно, и само по себе. Однако нельзя отрицать и практический интерес к этим вопросам со стороны производителей товаров и услуг, которые стремятся не только к тому, чтобы знать и понимать, что происходит, но ещё и иметь возможность непосредственно влиять на ситуацию, используя полученную информацию для извлечения финансовой выгоды.
В то же время за эти 10 лет практически не получили отражение в журнале такие важные в современном мире темы, как:
- глобализация и международные связи;
- Интернет и информационные технологии;
- социология образования;
- этнические отношения и хозяйство;
- тендерные отношения и хозяйство;
- социальный капитал и доверие;
- власть и хозяйство. Государство и хозяйство;
- культура и хозяйство. Хозяйственная этика.
В дальнейшем при отборе статей для публикации редакции, возможно, следует более внимательно относиться к статьям именно из этого последнего блока тем, чтобы в содержании журнала «Экономическая социология» не возникало досадных «белых пятен».
Читатели журнала
Проанализировав то, кто является авторами данного журнала и о чём пишут эти замечательные люди, заглянем теперь по другую сторону «занавеса» и познакомимся с читателями «Экономической социологии», с теми, ради кого всё это, собственно, и было затеяно.
Редакция печатного издания, выпуская очередной номер своего «детища», может лишь догадываться о том, сколько читателей познакомятся с ним. У неё есть возможность оперировать лишь двумя цифрами — величиной общего тиража и количеством нераспроданных экземпляров, оставшихся на складе. Однако значительная часть тиража поступает в библиотеки, и для этих выпусков отследить реальное количество читателей не представляется возможным. Конечно, издатели крупных научно-популярных журналов могут рассчитывать получить информацию о своей аудитории, используя данные общероссийских массовых опросов, проводящихся по большой выборке, хотя тиражи собственно научных журналов настолько малы, что такой метод для них неприменим.
Издатели научного электронного журнала обладают в этом смысле неоспоримым преимуществом. Современные методы сбора компьютерной информации позволяют не только определить совокупную аудиторию каждого номера журнала, но и отследить, как она меняется с течением времени.
Прежде всего рассмотрим, как изменялось за время существования журнала число посетителей его интернет-сайта по данным счетчика Rambler 100. На рисунке 5 видно, что на протяжении 2001-2006 годов происходил плавный и практически равномерный рост аудитории с 500 человек в месяц в 2001 г. до 3300 человек в 2006 г. Затем имела место небольшая двухлетняя стагнация примерно на уровне 3000 посетителей в месяц, а в 2009 г. рост продолжился, да ещё более высокими темпами, чем это было раньше, и посещаемость сайта подскочила почти в 1,5 раза — до 4300 человек в месяц.
Рис. 5. Среднемесячная посещаемость сайта (количество уникальных адресов),
2001-2009 годы
При этом самым рекордным месяцем в истории «Экономической социологии» был и остаётся декабрь 2008 г., когда интерес к журналу проявили 7400 человек.
Есть у аудитории журнала и своя, ярко выраженная сезонная динамика (см. рис. 6). Традиционно больше всего посетителей заходит на сайт в три последних месяца года. В этот период посещаемость сайта возрастает на 30-50% по сравнению со среднегодовым уровнем. Затем, в январе-феврале, следует небольшой спад, традиционный для всякого рода экономической активности и связанный с началом нового года. С марта по май продолжается очередной период подъема интереса со стороны читателей, а затем продолжительный и глубокий летний спад. В июле и августе количество посетителей интернет-сайта составляет лишь около трети от среднегодового уровня.
Возможно, именно такие колебания объясняются тем, что существенную часть аудитории журнала составляют студенты, а для них декабрь и май — это предсессионные месяцы, время написания эссе и курсовых и дипломных работ, подготовки к экзаменам.
Рис. 6. Сезонные колебания в посещаемости сайта: средние показатели по месяцам за 2001-2009 годы (количество уникальных адресов)
Географическое распределение людей, посещающих сайт журнала, демонстрирует довольно широкий разброс по регионам, что является свидетельством большого интереса, который наблюдается по отношению к экономической социологии не только в России, но и среди русскоязычного населения во всём мире. Данные за июль 2010 г. показывают следующую картину:
- около трети всех посетителей сайта (32%) проживают в Москве, и это неудивительно, учитывая, что именно здесь расположено самое большое число в стране как учебных, так и научно-исследовательских институтов;
- ещё треть (36%) представляют российские регионы, в том числе 5% из них приходится на Санкт-Петербург; 3% — на Московскую область, по 2% — на Пермский край, Свердловскую, Ярославскую, Новосибирскую области и Республику Татарстан; представительство остальных регионов составляет по 1% или менее;
- наконец, остальная треть читателей (30%)11 проживает за пределами Российской Федерации, в том числе 7% — на Украине, 5% — в Республике Беларусь и столько же (5%) — в США и Канаде; любопытно также, что далее в первой пятёрке оказались не республики бывшего СССР, а такие страны как Норвегия, Болгария и Германия (по 1%).
Теперь обратимся не просто к посещаемости интернет-сайта журнала, а к статистике его скачиваний. Поскольку «тираж» электронного издания никогда не может быть распродан, количество читателей любого из вышедших ранее номеров ежегодно увеличивается. Рассмотрим, например, что происходило с аудиторией тех пяти выпусков «Экономической социологии», которые вышли в 2005 г.12, на протяжении следующих пяти лет (см. рис. 7).
гчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгч
Рис. 7. Количество скачиваний журнала ЭС (накопленным итогом), человек
11
Географическое местоположение 2% посетителей сайта системе идентифицировать не удалось, поэтому итоговая сумма меньше 100%.
К 2005 г. журнал был уже хорошо известен среди российских социологов, и именно в этот период, как было показано выше (см. рис. 5), начался период стабилизации его читательской аудитории. А промежуток в пять лет (2005-2010) достаточно велик, чтобы можно было выявить и рассчитать основные статистические закономерности.
7000
6000
5000
4000
3000
2000
1000
0
Сразу после того как очередной номер выкладывается на сервер, его начинают скачивать читатели и сохраняют у себя на компьютере. Сначала этот процесс идёт очень быстро, потом несколько замедляется, но никогда не прекращается. Так, в течение первых двух месяцев 2005 г. (до выхода следующего номера) каждый номер журнала скачивали примерно 700-800 человек, а в течение его первого года жизни — в среднем 1850 человек. Расчёты показывают, что затем ежегодно аудитория каждого выпуска увеличивается ещё примерно на 750-800 человек.
Кто же составляет эту новую аудиторию старых выпусков журнала? С большой степенью уверенности можно предположить, что её основа — студенты со всей России, которым в данном учебном году предстоит прослушать учебный курс по экономической социологии. Они используют материалы журнала для подготовки к занятиям, докладам, контрольным для написания эссе, рефератов, курсовых и других требуемых по программе работ. Студенты же, успешно сдавшие экзамен или даже закончившие вуз, вероятно, в большинстве своём выпадают из аудитории журнала и больше не заходят на его страницы.
Несмотря на то что новые читатели год от года продолжают скачивать архивные номера, важной контрольной цифрой, определяющей динамику развития журнала, для нас может служить количество человек, познакомившихся с тем или иным выпуском в течение первого года его жизни. На рисунке 8 представлена такая статистика по годам. Видно, что на протяжении четырёх лет (2004-2007 гг.) ситуация практически не менялась. Годовая аудитория журнала составляла 1700-1900 человек с небольшими колебаниями. Однако затем произошёл резкий качественный скачок. В 2008 г. эта цифра возросла до 3400 человек, а для журналов 2009 года составляет пока около 4300 человек (для № 4 и 5 год ещё не закончился).
Что же изменилось за эти годы? Что привело к такому небывалому, более чем двукратному подъёму интереса со стороны читательской аудитории? Вероятно, причиной этого является переход журнала на сервер Высшей школы экономики в апреле 2008 г. Начиная с № 3 «Экономической социологии» за 2008 г., у читателей появилась возможность скачать свежий выпуск не только по традиционному электронному адресу http://www.ecsoc.msses.ru, но и по новому http://ecsoc.hse.ru. Одновременно на сайте ГУ ВШЭ http://www.hse.ru) стали вывешиваться регулярные информационные сообщения, представляющие очередной номер журнала.
Год выхода журнала
Примечание: Данные за 2000-2002 годы, к сожалению, отсутствуют.
Рис. 8. Средний тираж (спустя год после выхода журнала) в 2003-2009 годах
Тем не менее, несмотря на столь впечатляющий рост годовой аудитории в последнее время, данные, собранные накопленным итогом, показывают, что на начало июля 2010 г. самыми «читаемыми» были номера «Экономической социологии» за 2002 и 2004 годы (см. рис. 9): каждый из них в среднем прочитали около 6000 человек.
Рис. 9. Средний тираж журналов одного года (за всё время, на 08.07.2010)
Рассуждая логически, попытаемся понять, какие же именно статьи внесли наиболее весомый вклад в рост такой популярности. На сегодняшний день только пяти номерам журнала удалось преодолеть шеститысячный рубеж. Рекордсменами являются следующие выпуски:
1. № 3 за 2002 г. (7,3 тыс.): в номере опубликованы две важнейшие методологические статьи — работа В. В. Радаева «Ещё раз о предмете экономической социологии» и Марка Грановеттера «Экономическое действие и социальная структура: проблема укоренённости»;
2. № 3 за 2004 г. (6,9 тыс.): в номере напечатан новый текст В. В. Волкова «Мафия в зеркале социологии», а также переводы статей Дж. Коулмана «Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора» и П. Димаджио «Культура и хозяйство»;
3. № 2 за 2002 г. (6,5 тыс.): читатели этого номера могли познакомиться ещё с одной классической работой, заложившей основы экономической социологии, — статьёй К. Поланьи «Экономика как институционально оформленный процесс»; в разделе «Учебные программы» представлена программа курса В. В. Радаева «Современная экономическая социология»;
4. № 4 за 2002 г. (6,2 тыс.): данный номер может «похвастаться» наличием статьи В. В. Радаева «Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация» и переводом работы В. Зелизер «Создание множественных денег»;
5. № 2 за 2004 г. (6,1 тыс.): популярность данного выпуска объясняется, вероятно, наличием в нём текста Ф. Блока «Роли государства в хозяйстве».
Таким образом, во всех номерах-рекордсменах присутствуют тексты, необходимые для обязательного прочтения студентами в рамках учебного курса по экономической социологии. Это ещё раз подтверждает гипотезу о том, что основной аудиторией, которая интересуется архивными номерами, являются студенты российских вузов. Соответственно, журнал играет важную роль в процессе организации учебного процесса в рамках данного научного направления.
Заключение
Проведённый анализ позволяет заключить, что за 10 лет журналу удалось добиться очень многого. Он проделал большой и непростой путь от сборника текстов, публикующихся, по сути, «на правах рукописи» или в качестве препринтов, до одного из самых авторитетных изданий в своей области. Включение «Экономической социологии» в список ВАК одним из первых среди электронных журналов является лишним тому подтверждением. Число читателей ежегодно увеличивается.
Естественно, есть ещё куда стремиться и пока рано успокаиваться на достигнутом. При этом следует понимать, что будущее журнала зависит не только от него самого, но и от нас—его авторов. Большинство публикуемых нами статей пока ещё являются проблемно-ориентированными, в них не прослеживаются какие-либо теоретические подходы. Многие предметные области остаются пока малоохваченными и неизученными. В результате цитируемость статей не столь высока, как хотелось бы. Достаточно слабо осуществляется процесс «конвертирования» авторов из начинающих в постоянные. Тем не менее нет никаких сомнений в том, что «Экономическая социология» находится на правильном пути.
В заключение хочется ещё раз поздравить редколлегию и редакцию «Экономической социологии», а также всех её авторов и читателей с десятилетием журнала и пожелать изданию долгой жизни. Надеюсь, в дальнейшем ему удастся сохранить всё самое лучшее, успешно развиваться и радовать своих читателей новыми интересными статьями.
Приложение
Наиболее цитируемые статьи из числа опубликованных в «Экономической социологии» в 2005-2009 годах
Публикация Число цитат
Флигстин Н. Государство, рынки и экономический рост. 2007. Т. 8. № 2. С. 40-60. 12
Титаев К. Д. Почём экзамен для народа? Этюд о коррупции в высшем образовании. 8
2005. Т. 6. № 2. С. 69-82.
Юдин Г. Б. Рынки как поля: попытка реконцептуализации. 2006. Т. 7. № 4. С. 27-42. 5
Шевчук А. В. Самозанятость в информационной экономике: основные понятия и типы. 5
2008. Т. 9. № 1. С. 51-64.
Бурдье П. Различение: социальная критика суждения. 2005. Т. 6. № 3. С. 25-48. 4
Слейтер Д. Забирая рынок у экономистов. 2008. Т. 9. № 2. С. 29-45. 4
Кнорр-Цетина К., Брюггер У. Рынок как объект привязанности: исследование постсо- 3
циальных отношений на финансовых рынках. 2005. Т. 6. № 2. С. 29-49.
Буайе Р., Бруссо Э., Кайе А., Фавро О. К созданию институциональной политической 3
экономии. 2008. Т. 9. № 3. С. 17-24.
Уцци Б. Источники и последствия укоренённости для экономической эффективности 3
организаций: влияние сетей. 2007. Т. 8. № 3. С. 44-60.
Аболафия М. Как вырабатывается понимание экономического спада: интерпретатив- 3
ная теория хозяйственного действия. 2007. Т. 8. № 5. С. 55-73.
Основные библиометрические показатели для восьми российских социологических журналов
я
а
к
с я
е и
ч г
и о
м о н о л о и ц
ок о
Э с
С
О
С
и и с с о
РМ
р и
«
и к с е ч и г о л о
и ц
о С
о в л
л а
н р
о
и ц
о с
ч
ей К ри
и и г о л о
с
о р
т н а
4
и г о л о
и ц
о С
и л о
с
ая
н ь
ч
я и г о л о
и ц
о ас ии
ц
о
и
а к и т
е
еок
с е ч и г о л о
и ц
о С
е и н
е р
со
о б о
Общее число статей из журнала 344 1445 118 161 275 94 401 104
в РИНЦ*
Суммарное число цитирований 451 7549 759 687 426 10 58 57
журнала в РИНЦ*
Число цитирований журнала 66 1919 161 142 105 4 30 13
в 2009 году
Число цитирований журнала 152 1778 170 170 117 5 19 11
в 2008 году
Число статей в журнале в 2009 37 230 - 7 38 17 88 19
году
Импакт-фактор РИНЦ 2008 0,291 - 1,171 - - 0,143 0,1 -
Импакт-фактор РИНЦ 2009 0,144 - - - 0,129 - - 0,094
Трехлетний импакт-фактор РИНЦ 0,119 0,714 0,632 0,160 0,149 - 0,064 0,065
2009
Коэффициент самоцитируемости, % 21,1 16,5 - - 19,4 - 15,4 60
Время полужизни статей из журна- 5,3 6,3 6,2 9,3 5,2 - 3,7 -
ла, процитированных в 2009 году
Время полужизни статей, процити- 9,9 6,6 - - 6,8 11,0 7,1 14,3
рованных в журнале в 2009 году
Место в рейтинге РИНЦ 2009 437 65 11 207 369 - - -
* Общее число статей из журнала и суммарное число цитирований в РИНЦ для разных журналов представлено за разный период времени — от 4 до 10 лет, в зависимости от того, сколько именно выпусков на сегодняшний день включено в базу РИНЦ.
Распределение статей, опубликованных в «Экономической социологии» за 10 лет, по основным темам и подходам, % по столбцу
Тип публикации
Темы и подходы ы -о е ы
Новые тексты д о в е р е Пе д я ляг з В из реги нов м £ о ^ 2 ю ба ер еД и О Н К
Количество публикаций каждого типа 56 49 50 50 205
3. Сетевой подход 9 16 8 14 12
4. Институциональный подход 13 16 10 2 10
9. Стратификационный и классовый подходы 5 2 4 12 6
1. Классики экономической социологии 7 6 2 6 5
5. Социокультурный подход 0 20 0 2 5
11. Компаративный (кросснациональный) подход 4 8 0 2 3
15. Теория капиталов 2 2 0 6 2
6. Антропологический, этнографический подход 2 6 0 0 2
8. Политико-экономический подход 2 6 0 0 2
14. Экономическая теория конвенций 2 2 0 2 1
2. Социология рационального выбора 0 4 0 0 1
7. Исторический подход 0 0 2 0 0
10. Экономико-психологический подход 0 0 2 0 0
13. Экологический подход 0 2 0 0 0
12. Социогеографический / пространственный подход 0 0 0 0 0
A. Методология экономической социологии 25 27 2 10 16
^ Социология рынков 14 24 10 16 16
J. Неформальная экономика 21 4 12 12 13
L. Социально-экономическая дифференциация. Бедность 7 2 22 20 13
W. Социология организаций 2 20 14 16 13
И Рынки труда. Занятость 13 4 12 16 11
С Власть и хозяйство. Государство и хозяйство 7 12 8 4 8
I. Потребление и стили жизни 5 6 10 6 7
V. Финансовое поведение. Деньги. Финансовые рынки 5 4 4 12 6
D. Культура и хозяйство. Хозяйственная этика 0 10 6 8 6
F. Предпринимательство и создание предприятий 4 2 14 4 6
G. Трудовые отношения и трудовые конфликты 5 0 12 4 5
E. Социальный капитал и доверие 4 4 4 6 4
M. Гендерные отношения и хозяйство 2 0 6 4 3
N. Этнические отношения и хозяйство 0 2 10 0 3
X. Социология образования 4 0 0 6 2
O. Модели социально-экономического развития 2 6 0 0 2
Р Международные связи. Глобализация 4 2 2 0 2
Q. Хозяйственные идеологии 2 2 0 4 2
В. История экономической социологии 2 4 0 0 1
К Информационные технологии. Интернет 2 0 2 2 1
Б. Социальная политика 0 0 6 0 1
Т. Посткоммунистические трансформации 4 2 0 0 1
К. Криминалитет и хозяйство 4 0 0 0 1
ИТОГО 100 100 100 100 100