HISTORY
Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 124-128. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 6. P. 124-128.
Научная статья
УДК 94(44)"1754/1821"
https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.18
Жозеф де Местр (1754-1821): опыт интеллектуальной биографии (часть 2)1
Клочков Виктор Викторович1, Назарова Вероника Сергеевна2
12Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия 1vicpeel@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1850-6096 2doors80@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2583-121X
Аннотация. В статье рассматривается интеллектуальная биография одного из крупнейших консервативных мыслителей Франции первой трети XIX в. Жозефа де Местра. Изучаются ключевые произведения автора и особенности его традиционалистской политической доктрины. Анализируются причины возрождения интереса к его политическому учению в современную эпоху и попытки «нового прочтения» его главных работ. Подчеркивается, что бунт традиции против новации, характерный для идеологии французского традиционализма, является актуальным полем для исследования в современную эпоху. Систематизируются политические взгляды Ж. де Местра, в соответствии с которыми любые умозрительные проекты общественного переустройства обречены на неудачу, поскольку нарушают установленный божественной волей и исторической эволюцией порядок вещей. В этом отношении примечательны идеи Ж. де Местра о том, что любой социальный порядок оказывается только приемлемым, а политическая власть - лишь относительно терпимой, и эту терпимость обеспечивают общественные институты и традиции. Указывается^ что современный консерватизм переосмысливает опыт Ж. де Местра, сочетая уважение к правам человека и гражданского общества с защитой традиционных ценностей. Особое внимание во второй части статьи уделено влиянию идей мыслителя на становление консервативной мысли в России.
Ключевые слова: Франция первой трети XIX в., Жозеф де Местр, интеллектуальная биография, эпоха Просвещения, Великая французская революция, политические учения первой трети XIX в., консерватизм, рационализм, традиционализм, политическая философия, политическая теория, политическая традиция, Ж. де Местр и Россия
Для цитирования: Клочков В.В., Назарова В.С. Жозеф де Местр (1754-1821): опыт интеллектуальной биографии (часть 2) // Общество: философия, история, культура. 2023. № 6. С. 124-128. https://doi.org/10.24158/fik.2023.6.18.
Original article
Joseph de Maistre (1754-1821): Experience of an Intellectual Biography (Part 2)
Victor V. Klochkov1, Veronica S. Nazarova2
12Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia 1vicpeel@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1850-6096 2doors80@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2583-121X
Abstract. The article considers the intellectual biography of Joseph de Maistre, one of the greatest conservative thinkers of France in the first third of the XIX century. The author's key works and peculiarities of his traditionalist political doctrine are studied. The reasons for the revival of interest in the political ideas of J. de Maistre in the modern era and attempts at a "reappraisal" of his main works are analyzed. It is emphasized that the rebellion of tradition against innovation, which is typical of the ideology of French traditionalism, is a relevant field of research in the modern period. De Maistre's political views are systematized, according to which any speculative projects of social reconstruction are doomed to failure, since they violate the order of things established by the divine will and historical evolution. In this respect, the ideas of J. de Maistre are noteworthy that any social order is only acceptable, and political power is only relatively tolerant, and this tolerance is ensured by public institutions and traditions. It is also specified that modern conservatism rethinks de Maistre's experience, combining respect for human rights and civil society with the protection of traditional values. In the second part of the article special attention is given to the issues that concerns the influence of de Maistre's ideas on the foundation of conservative political thought in Russia.
Keywords: France of the first third of the XIX century, Joseph de Maistre, intellectual biography, the Age of Enlightenment, the Great French Revolution, political thought of the first third of the XIX century, conservatism, rationalism, traditionalism, political philosophy, political theory, political tradition, de Maistre and Russia
1 Продолжение статьи, опубликованной в № 5 журнала «Общество: философия, история, культура».
© Клочков В.В., Назарова В.С., 2023
For citation: Klochkov, V.V. & Nazarova, V.S. (2023) Joseph de Maistre (1754-1821): Experience of an Intellectual Biography (Part 2). Society: Philosophy, History, Culture. (6), 124-128. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.6.18 (In Russian).
Отдельный сюжет в интеллектуальной биографии Ж. де Местра составляет его пребывание в России и то влияние, которое политические взгляды французского политического мыслителя оказали на формирование российского варианта консерватизма. Следует заметить, что этот аспект проблемы стал разрабатываться в отечественной историографии сравнительно недавно, но во вполне сформировавшемся контексте. Представляется справедливым замечание Е.Б. Мирзоева о том, что русское просвещенное общество первой трети XIX в. волновали два вопроса, имевшие прямое отношение к политической философии Ж. де Местра: происхождение власти и источники ее легитимности, а также проблема применимости опыта Европы к российским политическим реалиям (Мирзоев, 2008: 109).
Дело в том, что к тому времени, как Ж. де Местр прибыл в Санкт-Петербург в качестве посланника сардинского короля (1802 г.), никакого единого представления о консерватизме как интеллектуальном течении в России не существовало. Скорее можно говорить о том, что доминирующим взглядом на проблему происхождения и легитимности государственной власти была доктрина просвещенной монархии в тех ее ключевых аспектах, которые оформились в эпоху правления Екатерины II. Главным идейным выразителем этой концепции выступал выдающийся русский историк того времени Н.М. Карамзин. Второй разновидностью того идейного течения, которое позднее стало русским консерватизмом, выступала концепция патриархальной монархии, чьим выразителем был известный публицист С.Н. Глинка. В отличие от Н.М. Карамзина, считавшего Россию частью Европы и полагавшего естественным заимствование европейского политического опыта, С.Н. Глинка являлся приверженцем патриархальных начал в русской монархии и ратовал за самобытный путь ее политической эволюции. Эти обстоятельства широко известны, но лишь сравнительно недавно М.И. Дегтярева обратила внимание на то, что третьей разновидностью формирующегося русского консерватизма стала политическая доктрина Ж. де Местра1.
Последнее обстоятельство заслуживает самого серьезного рассмотрения. Уже отмечалось, что именно в России был написан основной массив политических трактатов Ж. де Местра, в том числе «Санкт-Петербургские вечера» и «Петербургские письма». С его «Размышлениями о Франции» просвещенный русский читатель имел возможность ознакомиться уже в 1797 г. (Виат, 1998: 657). Благодаря нарождающейся в России культуре политических клубов произведения Ж. де Местра получили широкую известность среди отечественной аристократии (Бакулов и др., 2020: 302-303). В немалой степени этому способствовал и сам Ж. де Местр, активно посещавший аристократические салоны братьев Н.А. Толстого и П.А. Толстого, графа А.К. Разумовского и сенатора В.С. Томара (Степанов, Вермаль, 1937: 598). По сохранившемуся свидетельству чиновника Министерства иностранных дел А.С. Стурдзы, «де Местр не имел себе равных в аристократическом обществе, в котором он господствовал» (Степанов, Вермаль, 1937: 608). Также Ж. де Местр активно рассылал свои книги друзьям: известно, что он послал экземпляр «Размышлений о Франции» будущему декабристу М.Ф. Орлову, который оценил ее как «лучшую из книг о Французской революции, которые мне довелось прочесть» (Степанов, Вермаль, 1937: 606). В 1811 г. Ж. де Местр в течение нескольких месяцев был секретарем императора Александра I.
Именно во время пребывания в Санкт-Петербурге Ж. де Местра консервативная доктрина оформилась во всей полноте. Ключевым элементом в политической философии французского мыслителя был провиденциализм, основанный на критике главных постулатов философии Просвещения. Ж. де Местр полагал, что «на каждую нацию, как и на каждого индивида, возложена миссия, подлежащая исполнению» (Местр, 1997: 17). Французскую революцию автор считал божьей карой и чистилищем не только для Франции, но и для всей Европы, указывая, что «даже злодеи, которые кажутся вождями революции, участвуют в ней лишь в качестве простых орудий» (Maistre, 1886: 357). Традиционные политические формы получают у Ж. де Местра по преимуществу религиозное обоснование, при помощи которого опровергается характерная для просветителей договорная теория происхождения государственной власти: «Ни одна нация не в состоянии сама установить себе правление» (Местр, 1998: 362). Таким образом, Ж. де Местр фактически противопоставлял нацию как организм и связанную с ней политическую традицию просветительскому взгляду на политические и социальные реформы. Широко известно утверждение французского мыслителя о том, что «конституция, созданная для всех наций, не годится ни для одной, это чистая абстракция» (Местр, 1997: 62-63).
1 Дегтярева М.И. Консервативная адаптация Ж. де Местра : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пермь, 1997. С. 12-14.
ЫЭТОРУ
Слабо изученной остается проблема соотношения политических и общественных взглядов Ж де. Местра и Н.М. Карамзина. Оба в той или иной степени повлияли на формирование уникальной политической конструкции, которую несколько позже стали называть русским консерватизмом, но очевидно, что объем и характер этого влияния были различны. Несомненно, что взгляды Ж. де Местра были близки позиции Н.М. Карамзина, однако он не принимал религиозные основания легитимности государственной власти в форме, характерной для французского мыслителя. Дело в том, что при обосновании концепции русского самодержавия Н.М. Карамзин во многом опирался на просветительские договорные теории происхождения власти - те самые, которые Ж. де Местр решительно отвергал. Самодержавие, по Н.М. Карамзину, было связано с изначальным и полным делегированием суверенитета народом единоличному правителю, тогда как у Ж. де Местра суверенитет как политическая категория в принципе не был связан с народом. Однако, как уже отмечалось, русский историк не был принципиальным противником заимствования западных политических новаций, тогда как французский мыслитель не считал такое заимствование плодотворным, подчеркивая уникальность политической традиции в каждой отдельно взятой стране (Дегтярева, 2002).
Окончательно сформировавшаяся во время пребывания в Санкт-Петербурге консервативная политическая философия Ж. де Местра базировалась на трех ключевых ценностях: порядке, справедливости и свободе. При этом Ж. де Местр отдавал явное предпочтение социальному порядку, справедливо полагая, что вне его ни справедливость, ни свобода практически осуществиться не могут. С его точки зрения, абсолютизация абстрактной свободы, которой грешили сторонники Просвещения, приведет на практике к полной противоположности - разгулу дикого индивидуализма, который уничтожит ценности основанного на традициях социального порядка. Неумеренное стремление к справедливости, напротив, приведет к торжеству в обществе унылого однообразия, которое будет неспособным принимать неординарные решения в переломные исторические эпохи, что грозит стагнацией и регрессом1.
Основанный на традиции социальный порядок должен разумно, не допуская анархии, ограничивать крайности свободы и обеспечивать относительную справедливость, избегая крайностей чрезмерного социального неравенства. Выполнить эту задачу возможно только при наличии в обществе рационально действующей политической элиты, способной формировать адекватную общественному запросу политическую повестку. Вообще понимание элиты у Ж. де Местра весьма интересно. Французский мыслитель исходит из того, что элита как категория возникает из понимания связи между индивидом и сообществом, между политическим целым и возможностью реализации каждого из индивидов (так, как ее трактовали некогда Платон, Аристотель и стоики). В свою очередь, отмеченная возможность необходимо предполагает иерархию, т. е. некий социальный порядок, в котором элиты играют ключевую роль потому, что ответственны не только за этот порядок, но и за то, как каждый может себя реализовать в рамках этого порядка наиболее полно. Элита - это социальная группа, которая, с точки зрения Ж. де Местра, не только принимает решения в целях поддержания социального порядка и определенного типа политической организации (политического режима), но и осознает его смыслы и цели. В соответствии с политической концепцией французского мыслителя, роль элит в обществе двояка: отвечать за цели и принципы социального порядка и политической организации, а также принимать решения, обеспечивающие их стабильность и реализацию индивидов в рамках социального целого (Тесля, 2005).
Итак, консервативная политическая философия Ж. де Местра базируется на трех главных положениях. Во-первых, любым обществом управляет трансцендентный моральный порядок, своего рода моральный стандарт, который позволяет индивидам отличать добро от зла. Во-вторых, социальный порядок с необходимостью предполагает наличие политической элиты. Это, в свою очередь, означает, что общество должно избегать крайностей эгалитаризма. Наконец, любое общественное устройство несовершенно, поскольку несовершенна сама человеческая природа. В этом отношении любой социальный порядок оказывается только приемлемым, а политическая власть - лишь относительно терпимой, эту терпимость обеспечивают устоявшиеся общественные институты и традиции (Фагэ, 2009).
Влияние концепции Ж. де Местра на дальнейшее развитие политической и правовой мысли оказалось значительным. В пользу возрождения интереса к ней говорит не только двухсотлетний юбилей со дня смерти автора, но и посмертная судьба его произведений. Сегодня достаточно лишь небольшого усилия, чтобы освободить творчество Ж. де Местра от частных проблем его эпохи. Французский мыслитель пытался найти те незыблемые устои, на которых должен базироваться мир, одновременно соответствующий природе человека и гарантированный от его слабостей. Его
1 Дегтярева М.И. Религиозно-философская мысль Жозефа де Местра в контексте формирования консервативных традиций Европы и России : дис. ... д-ра филос. наук. М., 2009. С. 164-165.
идеи и предостережения не утратили значения, морального и интеллектуального воздействия и сегодня. Ж. де Местр считал, что попытки осуществить радикальный разрыв с прошлым и создать рационалистически сконструированную модель общества утопичны и чаще всего ведут к совершенно противоположным результатам. Неслучайно современный консерватизм, учитывая и творчески переосмысливая интеллектуальное наследие прошлого, пытается сочетать уважение к правам человека и гражданского общества с защитой таких традиционных ценностей, как закон, порядок, семья, религия, этнокультурное разнообразие, децентрализация и самоуправление. Видимо, в этом есть и немалая заслуга Ж. де Местра, об интеллектуальном наследии которого продолжают говорить и спорить даже спустя два столетия после его ухода.
Список источников:
Бакулов В.Д., Егоров А.А., Клочков В.В., Назарова В.С. Политические клубы и пресса в России и Англии в 20-30-е гг XIX в.: российское общественное мнение о партии тори // Научный диалог. 2020. № 11. С. 297-314. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-11 -297-314.
Виат О. Граф Жозеф де Местр // Местр Ж. де. Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998. С. 609-660. Дегтярева М.И. Два кандидата на роль государственного идеолога: Ж. де Местр и Н.М. Карамзин // Эволюция консерватизма: европейская традиция и русский опыт. Самара, 2002. С. 23-42. Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. М., 1997. 215 с. Местр Ж. де. Санкт-Петербургские вечера. СПб., 1998. 731 с.
Мирзоев Е.Б. Легитимистская доктрина Жозефа де Местра и консерватизм в России (начало XIX в.) // Новая и новейшая история. 2008. № 6. С. 109-119.
Степанов М., Вермаль Ф. Жозеф де Местр в России // Литературное наследство. Т. 29-30. Русская культура и Франция. М., 1937. С. 577-726.
Тесля А. Таинство власти: политическая философия Жозефа де Местра // Правовые основы деятельности граждан в современной России : сб. науч. тр. / под ред. И.М. Филяниной. Хабаровск, 2005. С. 137-151.
Фагэ Э. Политические мыслители и моралисты первой трети XIX в. / под ред. Н.Н. Шамонина. М., 2009. 220 с. Maistre J. de. Lettres d'un royaliste savoisien a ses compatriots // Oeuvres completes. Vol. 7. Lyon, 1886.
References:
Bakulov, V.D., Egorov, A.A., Klochkov, V.V. & Nazarova, V.S. (2020) Political clubs and press in Russia and England in the 20-30s of XIX century: Russian public opinion about the Tory Party. NauchnyiDialog. (11), 297-314. Available from: doi:10.24224/2227-1295-2020-11-297-314. (In Russian)
Degtyareva, M.I. (2002) Two candidates for the role of state ideologist: J. de Mestre and N.M. Karamzin. In: The Evolution of Conservatism: European Tradition and Russian Experience. Samara, Samarskii Nauchnyi Tsentr RAN, 23-42. (In Russian) Faguet, E. (2009) Political Thinkers and Moralists of the First Third of the XIX Century. Moscow, Librokom. (In Russian) Mestre, J. de. (1998) Saint Petersburg evenings. Saint Petersburg, Aleteyya. (In Russian) Mestre, J. de. (1997) Reflections on France. Moscow, ROSSPEN. (In Russian)
Maistre, J. de. (1886) Lettres d'un royaliste savoisien a ses compatriotes. In: Oeuvres completes. Vol. 7. Lyon, H. Pelagaud fils et Roblot. (In French)
Mirzoev, E.B. (2008) The legitimist doctrine of Joseph de Maistre and the conservatism in Russia (The beginning of the XIXth century). Modern and Contemporary History. (6), 109-119. (In Russian)
Stepanov, M. & Vermale, F. (1937) Joseph de Maistre in Russia. In: Literary Heritage. Vol. 29-30. Russian culture and France. Moscow, Zhurnal'no-Gazetnoe Ob"edinenie, 577-726. (In Russian)
Teslya, A.A. (2005) Sacrament of Power: Political Philosophy of Joseph de Maistre. In: Filyanina, I.M. (ed.) Legal Basis for the Activities of Citizens in Modern Russia: Proceedings of Scientific Works. Khabarovsk, Dal'nevostochnyi Gosudarstvennyi Universitet Putei Soobshcheniya, 137-151. (In Russian)
Viat, O. (1998) Count Joseph de Maistre. In: Maistre, J. de. Saint Petersburg Evenings. Saint Petersburg, Aleteyya, 609660. (In Russian)
Информация об авторах В.В. Клочков - доктор исторических наук, профессор кафедры социологии, истории и политологии Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=204335
В.С. Назарова - старший преподаватель кафедры социологии, истории и политологии Института управления в экономических, экологических и социальных системах Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=543517
Information about the authors V.V. Klochkov - D. Phil. in History, PhD, Associate Professor, Professor at the Department of Sociology, History and Politics, Institute of Management in Economic, Environmental and Social Systems, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=204335
HISTORY
V.S. Nazarova - Senior Lecturer, Department of Sociology, History, and Political Science, Institute of Management in Economic, Environmental, and Social Systems, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=543517
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.02.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 20.06.2023.