Н.в. ЛЕПИХОВ (Волгоград)
жизненный путь и педагогическое наследие в.с. ильина
Описывается наследие В.С. Ильина, жизнь которого была связана с педагогическим вузом. Рассматриваются теория целостного процесса формирования личности, а также научная школа ученого, успешно разрабатывающая проблемы целостного подхода к учебно-воспитательному процессу, который был воспринят и продолжен в волгоградской научно-педагогической школе.
Ключевые слова: наследие, педагогика, целостный подход, единство, образовательный процесс, школа.
В 2011 г. Волгоградскому государственному социально-педагогическому университету исполнилось 80 лет, поэтому мы обращаемся к жизненному опыту и наследию людей, жизнь которых была связана с историей педагогического вуза. Таким примером является Владимир Сергеевич Ильин (1922-1989 гг.), который занимает особое место в истории нашего вуза. Ученый совмещал в себе способности ученого, педагога-практика, руководителя и наставника. Его педагогическое мировоззрение формировалось под влиянием научных работ ведущих ученых-педагогов Ю.К. Бабан-ского, М.А. Данилова, Л.В. Занкова, В.В. Кра-евского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др. [1].
Жизненный путь В.С. Ильина тесно переплетается с его научно-педагогической карьерой. Он родился в 1922 г. в Царицыне, участвовал в Великой отечественной войне, был награжден орденом отечественной войны 2-й степени, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 19411945 гг.». В 1947 г. В.С. Ильин поступил на исторический факультет Симферопольского государственного педагогического института, а затем был переведен в Ростовский государственный университет, который окончил с отличием в 1951 г., и работал в школе учителем. В 1954 г. он был приглашен в Ростовский государственный университет пре-
подавателем кафедры педагогики, а в 1963 г. в НИИ общего и политехнического образования Академии педагогических наук (АПН) РСФСР защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и в 1965 г. получил ученое звание доцента. В 1972 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. В ученом звании профессора В.С. Ильин был утвержден в 1973 г. В июне 1974 г. по конкурсу был принят на работу в Волгоградский государственный педагогический институт заведующим кафедрой педагогики, которой руководил до 1989 г. [4].
Для В.С. Ильина педагогика была живым, сложным и развивающимся процессом, поэтому деятельность ученого осуществлялась по следующим направлениям: осмысление и развитие массовой школьной практики, просветительская работа, подготовка педагогических и научно-педагогических кадров, научная работа. Многочисленные посещения В.С. Ильиным школ, учреждений профессионального и дополнительного образования и воспитания, организаций, имеющих прямое или косвенное отношение к делам молодежи, Волгограда и других городов давали ему возможность изучать на практике состояние образования в регионе. Особенно внимательно он изучал школьное дело на селе, т.к. считал, что именно профессионализм сельских учителей, их опыт и практика повседневной школьной работы являются показателями качества подготовки высококвалифицированных педагогических кадров [1].
Ученый-педагог профессор В.С. Ильин создал научную школу, успешно разрабатывающую проблемы целостного подхода к учебно-воспитательному процессу в школе и вузе. Это новое направление в педагогике - целостный подход к формированию личности школьника и студента - было одобрено АПН СССР, отделом школ и учебных заведений и являлось одним из научных оснований перестройки школы и педвуза. В.С. Ильин был руководителем комплексного исследования целостного процесса формирования личности в стране, а также научным куратором научно-производственно-педагогического комплек-
© Лепихов Н.В., 2014
са «Педвуз - школа» - уникального объединения теории и практики народного образования в масштабах областного региона.
Разрабатывая теорию целостного процесса формирования личности, В.С. Ильин создал школу исследователей, для которой характерен синтез философских, психологических и педагогических теорий. в современной россии и за ее пределами также хорошо известны имена учеников и последователей педагога, которые продолжили его идеи и реализовали их в отечественной педагогической науке и практике (О.С. Гребенюк, В.И. Даниль-чук, Е.А. Крюкова, А.М. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, Г.И. Школьник). Из их концепций, каждая их которых представляет оригинальное явление в педагогике, большую популярность приобрели теории личностно ориентированного образования, непрерывного педагогического образования, проектирования целостного педагогического процесса, инновационного поиска в педагогике. они вносят значительный вклад в развитие педагогической науки и определяют повышение качества обучения в современной школе и вузе.
На основе полученных теоретических выводов под руководством В.С. Ильина был разработан ряд программ, по которым осуществлялось совершенствование практики обучения и воспитания школьников и студентов: Программа педагогической практики для педвузов страны, Комплексная целевая программа подготовки в условиях перестройки высшего образования, реализации реформы школы, по которой осуществлялась перестройка работы волгоградского государственного педагогического института (вгПИ). в течение 12 лет В.С. Ильин руководил исследовательской лабораторией НИИ общей педагогики АПН СССр, был членом совета по высшему педагогическому образованию АПН СССр и научного Совета по методологическим проблемам педагогических наук АПН СССР. Будучи членом Совета по координации научных исследований в СССР, В.С. Ильин вел активную работу с коллективом Высшей педагогической школы им. Э. Шнеллера в Цви-кау. Ученый успешно руководил аспирантурой. Своих учеников он находил сам, разъезжая по отдаленным сельским школам. Он делал ставку на талантливую молодежь, уже попробовавшую себя в профессии учителя. Под его руководством было выполнено и защищено более 79 кандидатских и 3 докторские диссертации. По инициативе и при активном участии В.С. Ильина в ВгПИ был создан диссертацион-
ный совет по педагогическим наукам. Из-под пера ученого вышло более 80 научных работ.
Возглавляемая профессором В.С. Ильиным кафедра педагогики стала известным научным коллективом в стране. За активное участие в научной деятельности, высокие результаты в работе по подготовке специалистов для системы образования В.С. Ильин награжден медалью Н.К. Крупской, знаками «Отличник просвещения СССР», «За отличные успехи в работе», грамотами Министерства образования. Он работал в ВГПИ до 1989 г. Для В.С.Ильина педагогика была живым, сложным и развивающимся делом, он пришел к методологии целостного подхода в педагогическом исследовании и практике. Несомненным достоинством В.С. Ильина как педагога следует признать просветительскую работу. Он пропагандировал знания о требованиях к современному уроку - основной форме организации учебно-воспитательного процесса, о путях формирования у учащихся стремления к знаниям, трудовому образу жизни, об активных методах обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности.
Изучая педагогическое наследие В.С. Ильина, необходимо выделить разработанные им наиболее существенные проблемы теории педагогических систем с позиций целостного подхода; теоретико-методологические основы органического единства учебного и воспитательного процессов; целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение; целеполагание и систему целей воспитания как условие повышения степени его целостности; средства формирования всесторонне развитой личности как педагогической категории.
Существенной чертой целостного подхода является движение познания от целого к его частям, что соответствует восхождению от абстрактного (знание о сущностной, системообразующей части целого) к конкретному (знание в единстве, взаимодействии целого и его частей). В этой связи целостный подход является необходимым методом построения теории как специфической формы и уровня организации знания. Категории части и целого порождают плеяду, сеть категорий, которыми познание охватывает объект: категории единого и многого, системы и элемента, качества и свойства, структуры и функции, развития и саморазвития, диалектического целого и момента и др.
Философские и методологические интерпретации целостного подхода были использованы В.С. Ильиным для создания теории целостного педагогического процесса, целостность которого понималась им как совокупность необходимых и достаточных условий его существования. целостность описывается через так называемые интегратив-ные или системные свойства педагогического процесса, выражающие его функции, обусловленные целенаправленными действиями субъектов, объективными и субъективными условиями [5].
В.С. Ильин направлял свое внимание на коренные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса, важное место среди которых он отводил педагогическим системам. По его мнению, система характеризуется следующими признаками: а) обладает свойством целого, которое проявляется в обучающих, развивающих, формирующих личность возможностях, проектируемых в ее целях; б) имеет два взаимосвязанных аспекта движения - динамический и аспект состояния, существования (движение системы есть преобразование ее состояний); в) каждая из частей системы характеризуется своими специфическими состояниями, которые рождаются деятельностью учителей, администрации школ и др.; г) педагогические системы функционируют не рядоположенно, а объединены в целостные социально-педагогические и частно-педагогические комплексы. Эти признаки, по мнению В.С. Ильина, должны уточняться, дополняться, конкретизироваться, что приведет к созданию теории педагогических систем вообще и конкретных систем в частности. В.С. Ильин высказал ряд оригинальных мыслей о некоторых системных, интегральных свойствах воспитания в широком значении этого слова как целостной системы: 1) соответствие деятельностей, в которые вовлекается подрастающее поколение, системе деятель-ностей передового человека, всесторонне воспитанной гармоничной целостной личности; 2) соответствие системы месту, роли, функциям в более широком целом, в которое система включена в качестве элемента [1].
И сейчас, когда школа перестраивается на основе соединения обучения и воспитания, а вся учебно-воспитательная работа поднимается на новую, более высокую ступень, идеи В.С. Ильина как никогда актуальны. «С позиций сегодняшнего дня мы можем, сказать, что В.С. Ильин с его попыткой создать "абстрактную характеристику педагоги-
ческого процесса" (1972 г.) оказался и смелее, и "теоретичнее" многих своих современников. Именно ему удалось сделать тот исследовательский шаг, который В.И. Ленин отразил в своем известном афоризме: "познание может идти только диалектически — подальше отойти, чтобы вернее попасть...". Построив теоретическую модель педагогического процесса как развивающейся целостности, т.е. уйдя, казалось бы, в дебри абстракции,
B.C. Ильин в действительности вышел на столь продуктивные возможности проектирования и организации педагогического процесса, что утратить значимость его идеям, по-видимому, не суждено» [5, с. 10].
На современном этапе в волгоградской научно-педагогической школе в рамках целостного подхода к образовательному процессу в школе и вузе разрабатываются актуальные направления и темы: методология целостного подхода в педагогическом исследовании (Н.М. Борытко), закономерности трансформации положений синергетики во внутривузов-ских системах управления качеством подготовки специалистов (Е.И. Сахарчук), целостный подход в историко-педагогическом исследовании (C.B. Куликова), становление университетских комплексов как эффективная форма организации отечественного непрерывного педагогического образования (Н.К. Сергеев) и т.д.
Следует подчеркнуть, что в современных исследованиях, выполняемых в рамках целостного подхода, подчеркивается субъективный характер взаимоотношений ученого с категорией «целостность». Это обусловливается не только позицией педагога, но и целями и задачами его исследования. в данной связи
C.B. Куликова отмечает, что «каждый ученый открывает свою систему взаимосвязанных между собой свойств (характеристик), отражающих внутреннюю сущность объекта или явления. Это открытие зависит от исследовательской позиции ученого, которая, в первую очередь, строится на основе его ценностных ориентаций» [3, с. 150].
Очевидно, что идеи B.C. Ильина не только востребованы современной педагогической наукой и образовательной практикой, но и успешно развиваются, открывая новые направления реализации целостного подхода.
литература
1. Глебов A.A. Целостные педагогические системы: историко-теоретическое исследование. Волгоград, 2010.
2. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.,1984.
3. Куликова С.В. Теоретико-методологические основы историко-педагогических исследований // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2009. № 4 (38). С. 150.
4. Педагогический университет в лицах. Волгоград, 2006.
5. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Теория и практика целостного педагогического процесса: три десятилетия исканий // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Пед. науки. 2007. № 19.
6. Сериков В.В. Целостный подход в педагогическом исследовании и практике: поиск современных интерпретаций // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается : материалы методол. семинара, посвящ. памяти В.С. Ильина. Волгоград, 2005. Вып. 6.
А.в. кобзарь, и.с. бессарабова
(волгоград)
основные этапы становления системы обучения Школьников с альтернативным развитием в сша
Рассматриваются основные периоды становления и развития системы обучения альтернативных детей в США, а также анализируются факторы, повлиявшие на современное состояние данной системы.
Ключевые слова: альтернативные дети, исключительные дети, поликультурное образование, сегрегация, интеграция, инклюзия.
1. Glebov A.A. Tselostnyie pedagogicheskie sistemyi: istoriko-teoreticheskoe issledovanie. Volgograd, 2010.
2. Ilin V.S. Formirovanie lichnosti shkolnika (tselostnyiy protsess). M.,1984.
3. Kulikova S.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovyi istoriko-pedagogicheskih issledovaniy // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. : Ped. nauki. 2009. № 4 (38). S. 150.
4. Pedagogicheskiy universitet v litsah. Volgograd, 2006.
5. Sergeev N.K., Serikov V.V. Teoriya i praktika tselostnogo pedagogicheskogo protsessa: tri desyatiletiya iskaniy // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser. : Ped. nauki. 2007. № 19.
6. Serikov V.V. Tselostnyiy podhod v pedagogicheskom issledovanii i praktike: poisk sovremennyih interpretatsiy // Tselostnyiy uchebno-vospitatelnyiy protsess: issledovanie prodolzhaetsya: materialyi metodol. seminara, posvyasch. pamyati V.S. Ilina. Volgograd, 2005. Vyip. 6.
Life and pedagogic heritage of V.S. Ilyin
There is described the heritage of V.S. Ilyin, whose life was connected with a pedagogical higher school. There is considered the theory of the integrated process ofpersonality formation, as well as the scientific school of the scientist developing the issues of the holistic approach to the educational process, which was accepted and developed in the Volgograd scientific and pedagogic school.
Key words: heritage, pedagogy, holistic approach, unity, educational process, school.
(Статья поступила в редакцию 10.10.2014)
В американской научно-педагогической литературе встречается целый ряд терминов для обозначения детей со специальными потребностями в образовании. отметим, что проблема терминологии в отношении этой категории детей - это очень актуальный вопрос, т. к. он тесно взаимосвязан с проблемой восприятия этих детей в обществе. Рассматривая проблему обучения альтернативных детей в контексте поликультурного образования, мы придерживаемся терминологии, принятой в мировой педагогической практике сторонниками поликультурного образования. Так, ведущими в отношении этой группы детей выступают понятия «альтернативные дети» или «исключительные дети». В трактовке американских авторов эти термины синонимичны.
Подчеркнем, что поликультурное образование расширяет содержание понятия «альтернативность». Согласно теории поликультурного образования, альтернативность ребенка проявляется в любой форме отличия от основной массы детей, которая может привести к исключению из большинства. Иными словами, к группе альтернативных детей относятся не только дети с нарушениями здоровья, но и дети, имеющие родимое пятно на лице, шрам от заячьей губы, сросшиеся пальцы, заикание, излишнюю худобу или полноту, слишком высокий или низкий рост, дефекты кожи вследствие ожога или травмы, дети, которые носят очки, слуховые аппараты или ортопедическую обувь. Альтернативность в развитии ребенка может наступить вследствие болезни или операции. Эти дети представляют собой отдель-
*
© Кобзарь А.в., Бессарабова и.С., 2014