Научная статья на тему 'Жизненный мир и целевые установки российских студентов'

Жизненный мир и целевые установки российских студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ МИР / СМЫСЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАПАС ЗНАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / "LIFEWORLD" / THE MEANINGS STRUCTURE OF EVERYDAY LIFE / PURPOSE / A SOCIAL STOCK OF KNOWLEDGE / SOCIO-CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пржиленская Ирина Борисовна

В статье рассматривается повседневный «жизненный мир» российских студентов как ресурс для формирования у них социокультурных компетенций, необходимых для достижения целей, связанных с получением качественного образования, престижной работы, материального благополучия, построением социальной и профессиональной карьеры; обосновывается продуктивность феноменологического подхода при изучении проблем аккультурации личности обучающегося в условиях реформы образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFEWORLD AND TARGET SETTING OF RUSSIAN STUDENTS

The article is devoted to “lifeworld” of Russian students as a resource for shaping their socio-cultural competencies required to achieve the objectives of obtaining quality education, a prestigious job, material well-being, the construction of social and professional career; substantiates the efficiency of a phenomenological approach to the study of acculturation of the individual student problems in terms of education reform

Текст научной работы на тему «Жизненный мир и целевые установки российских студентов»

ТЕМА НоМЕрА: МИР ОБРАЗОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ В МИРЕ

материалы международной научно-практической конференции «современное образование: векторы развития»

И.Б. Пржиленская

УДК 37

Жизненный мир и целевые установки российских студентов

В статье рассматривается повседневный «жизненный мир» российских студентов как ресурс для формирования у них социокультурных компетенций, необходимых для достижения целей, связанных с получением качественного образования, престижной работы, материального благополучия, построением социальной и профессиональной карьеры; обосновывается продуктивность феноменологического подхода при изучении проблем аккультурации личности обучающегося в условиях реформы образования

Ключевые слова: жизненный мир, смысловые структуры повседневности, целевые установки, социальный запас знания, социокультурные компетенции

Одной из сфер жизни российского общества, подвергшихся в последнее время наиболее радикальным изменениям, является, как известно, образование. Для изучения того, что происходит в этой сфере, необходимо использовать качественно новые исследовательские методы, поскольку именно образование является транслятором ценностей и средством формирования целевых установок молодежи, что в конечном итоге определяет содержание жизненных стратегий поколения, которое будет определять будущее страны

Современный этап развития образования во многом идентичен процессу, который в экономике принято называть диверсификацией . В производственной сфере она подразумевает расширение спектра выпускаемой продукции, освоение новых видов производств и технологий, переориентацию рынков сбыта В итоге результатом такого процесса становится повышение эффективности, извлечение максимальной прибыли, и самое главное — решение кризисных проблем

Диверсификация образования подразумевает многообразие и многофункциональность учебных заведений, многоступенчатость, вариативность и гибкость образовательных программ, расширение спектра об© Пржиленская И .Б . , 2016

разовательных услуг и обеспечение академической активности их получателей . Разумеется, достижение поставленной цели требует серьезной структурной и управленческой перестройки всей системы российского образования, но важнее всего за всеми этими процессами не забыть о первоначальной цели всех реформ, а именно о студентах, ради которых и существует институт высшего образования . Для успешной модернизации современного российской высшей школы требуются определенные усилия как со стороны государства, так и со стороны общества. Эти усилия не должны сводиться к набору прямых «механических» действий в виде законодательных актов, команд и распоряжений . Принятие прогрессивных законов, а также разработка и реализация новых стратегий развития образования еще не гарантируют успеха . Требуется институциализация новой системы ценностей образования, а этот процесс напрямую детерминирован успешным формированием современного студента как личности

Ценности студентов всегда представляют собой сложную, многоуровневую и многоаспектную символическую систему. Верхний уровень составляют ценности, актуальность которых определяется необходимостью достижения студентами вполне очевидных практических целей, что позволяет отнести их к разряду инструментальных, то есть тех, которые лежат в основе их целевых установок Получение качественного образования, престижной и высокооплачиваемой работы, создание материального базиса для будущей семьи и профессионального роста — это те цели, которые могут быть отнесены к базовым ценностям студентов вне любого временного контекста . Однако конкретная жизненная ситуация, на фоне которой разворачивается жизненная биография студента, определяет набор средств и методов достижения целей, которые в свою очередь выступают механизмом реализации их жизненных стратегий

Было бы справедливо предположить, что для студентов, в силу их основного рода деятельности, именно процесс получения образования является наиболее значимым с точки зрения приложения жизненных усилий, поиска ресурсов, организации повседневного пространства и так далее При этом во многом успех в достижении целей в области образования определяется степенью заинтересованности и готовности студентов к наиболее продуктивному участию в образовательном процессе. Исходя из актуализируемых во всех документах целей реформы образования, в конечном итоге оно должно решать проблему подготовки конкурентоспособных, профессионально компетентных, творчески мыслящих и способных принимать взвешенные, самостоятельные решения специалистов

Набор качественных характеристик выпускников вузов включает в себя такие знания, умения и личностные особенности, которые были бы востребованы на рынке труда и помогли бы выпускникам занять свою нишу в профессиональной сфере, а также самореализоваться в ней В данном контексте особенное значение обретает проблема формирования у

студентов социокультурных компетенций, которые в итоге диверсифицируются в систему коммуникативных навыков, позволяющих достигать конечных целей, связанных с получением образования По мнению авторов новых образовательных стандартов, процесс освоения социокультурного пространства обусловлен не только содержанием учебных дисциплин, но и использованием новых образовательных и информационных технологий, расширением практической направленности процесса обучения, активным сотрудничеством с работодателями, стимулированием академической активности и пр. Однако «за кадром» остается главный вопрос о факторах, влияющих на успешность или неуспешность предпринимаемых российской системой образования усилий по собственному реформированию в сторону подготовки специалистов нового типа . По нашему мнению, одним из наиболее значимых факторов реформы российского образования выступает способность студентов воспринимать и адекватно интерпретировать содержание транслируемых «знаниевых» комплексов, а главное, находить им применение в собственной профессионально-коммуникативной практике

Перемены в области субъективного, как правило, рассматриваются как эволюция общественного или индивидуального сознания, культуры, психологии, ментальности Иными словами, и в психологии, и в сознании, и в культуре как бы отражаются, оцениваются и осмысливаются происходящие перемены При этом они принимаются или отторгаются, находят отклик или наталкиваются на сопротивление Но, в любом случае, какова бы ни была реакция на происходящие во внешней системе технологические, экономические или административные перемены, эта реакция происходит по законам сознания, культуры, психологии соответственно

П . Бергер и Т. Лукман в своей книге «Социальное конструирование реальности» показали роль общедоступного знания, возникающего в процессе социального взаимодействия и разделяемого между собой членами одной и той же социальной группы Это знание авторы назвали «социальным запасом знаний», который определяет набор возможностей для того, что можно предпринять и добиться совместно, какие общие цели поставить Этот особый вид знания передается от поколения к поколению, доступен индивиду в повседневной жизни и напоминает книгу рецептов, позволяющих решить повседневные проблемы, поэтому люди не заинтересованы в том, чтобы выходить за его рамки Это не абстрактное знание, а прежде всего субъективная картина реальности, основанная на личном опыте, чувствах, эмоциях, жизненных установках, и при этом — на убеждении в том, что другие разделяют и поддерживают определенную часть этого знания (они знают, что я это знаю) . Решающую роль в продуктивном использовании данного «совместного» знания играет его знаково-сим-волическая структура, представленная категориями языка, словами, понятиями, схемами интерпретации, которые используются субъектами как

для описания, так и для понимания и решения конкретных жизненных ситуаций . Иными словами, мы приписываем словам, действиям и символам одинаковые с другими членами общества значения . Индивид имеет общий с другими людьми мир, некий «символический универсум», пребывая в котором, по мнению Мангейма, он « . ..говорит языком своей группы, он мыслит в формах мышления своей группы В его распоряжении оказываются лишь определенные слова и их значения Они не только в большой степени определяют его подход к окружающему миру, но одновременно показывают, под каким углом зрения и в какой сфере деятельности предметы до сих пор были доступны восприятию и использованию их группой или индивидом... Он лишь участвует в некоем процессе мышления, возникшем задолго до него» [4, с. 8—9].

Общий для нас с другими мир, представляющий собой совокупность образцов житейского опыта и установок повседневной деятельности, в феноменологической исследовательской установке называется, как известно, «жизненным миром» . Этот мир является антропоморфным, однако он не создан никем из людей, а его содержание представлено в виде совокупности значений и смыслов, созданных коллективным опытом . Жизненный мир — это наша «интуитивная» среда, сквозь которую преломляется не только культура и общество, но и отдельные действия людей, а также их значения . Благодаря введению Э. Гуссерлем понятия «жизненный мир» расширились исследовательские возможности при описании и объяснении человеческого поведения, которое никогда не бывает таким постоянным, как поведение природных объектов. Психологические особенности, ментальность, культурный опыт — важные человеческие характеристики, объясняющие многое в действиях индивидов и жизни общества Жизненный мир — это то, что служит основанием повседневной жизни, регулирует действия и поступки Важным свойством жизненного мира является то, что это универсум значений, живущих не по законам объектных систем, а по законам смысла

Представители системно-функционального подхода полагают, что под влиянием изменений, происходящих в социальных институтах, поведение индивида должно обязательно измениться Появление новых ценностных образцов, проистекающих из новых целей социальной системы, вносит диссонанс в отношения между структурами общества и его членами Причиной такого состояния является инерция индивидуального сознания, которое не способно в короткий срок осмыслить необходимость нововведений, особенно новых ценностей . Все это П . Бергер и Т. Лукман интерпретируют как процесс приобретения, передачи и использования знания — того самого знания, которое составляет социокультурные компетенции [2, с . 128] .

Основоположник социальной феноменологии А. Щюц для ответа на вопрос о том, каким образом рождается и формируется жизненный мир каждого отдельного человека, предлагал проследить процесс социализа-

ции, который в действительности не сводится лишь к усвоению образцов поведения Реальная социализация есть, прежде всего, овладение навыками интерпретирующей деятельности . Человек научается жить в мире значений, то есть в мире событий, явлений, вещей и процессов, каждый из которых может быть наделен тем или иным смыслом Таким образом, согласно феноменологическим установкам, главным в процессе социализации является не имитация и даже не идентификация, а интерпретация Именно этим обстоятельством продиктовано стремление феноменологов уподобить социализирующегося человека тому, кто учится читать и интерпретировать книги На первый взгляд, различие не является столь уж существенным, однако при ближайшем рассмотрении мы обращаем внимание на то, что количество поведенческих реакций или образцов, которые могут быть усвоены, сравнительно невелико, тогда как научившийся читать теоретически может прочесть неограниченное количество книг Более того, каждая новая прочитанная книга и вызываемый ею опыт интерпретации мыслей автора позволяют расширить «горизонт понимания» мира

Институт образования всегда был и всегда останется одним из важнейших социальных институтов Традиционному обществу всегда была присуща сакрализация образования как сферы особого опыта взаимодействия учителя и ученика и процесса создания и сохранения особенного продукта — знания В обществе модерна, или в обществе потребления, оказание образовательных услуг переводит социальный институт образования в разряд объектов «купли-продажи», делает знание предметом из сферы торговли, а еще вернее, из сферы обслуживания Для российского образования это было крайне непривычно и очень привлекательно на первых порах, пока не выяснилось, что все приобретения в сфере смысла почему-то сопровождаются утратами чего-то более важного Поэтому в нашем обществе естественной становится «экзистенциальная тоска» по подлинному учителю, по утраченным традициям отношений между учителем и учеником Потребление образовательных услуг, превращающее ученика в потребителя, означает совсем иной тип социальных отношений, нежели раньше, когда получение новых знаний трактовалось как выполнение важного поручения, добровольное участие в деле государственной важности «Родине нужны специалисты», «стране нужны научные открытия», «народу нужен квалифицированный и образованный работник» — вот лишь некоторые смыслы призыва «на службу» стране, народу или обществу

Жизненный мир формируется бессознательно, находясь под влиянием различных социальных институтов, как традиционных, так и современных Органы государственной власти, общественные организации (в том числе и образовательные), СМИ во многом определяют содержание жизненного мира студентов, которое, по сути, выступает как смысловые структуры их повседневных рутинных практик Но существует один из наиболее значимых факторов формирования и поддержания повседневного

жизненного мира студентов — это уже усвоенная в семье социальная культура с ее ценностями, нормами, моралью, нравственными категориями, смысложизненными ориентациями и целевыми установками

Решая задачи воспитания, семья не только является активным агентом социализации, но и создает определенную смысловую базу, которая и определяет набор приоритетов, средств и методов достижения жизненных целей индивидом . Развиваясь в различных по статусу и культуре социальных группах, но в одинаковом для конкретного общества социальном контексте, «жизненные миры» семей в чем-то совпадают, а в чем-то различаются Поэтому студенты, усвоившие установки «жизненного мира» своей семьи, решают собственные задачи, пользуясь теми значениями и смыслами, которые являются очевидными для всех, кто его окружает, а часть значений и смыслов не релевантны их представлениям о благе для себя и благе для других Таким образом, жизненный мир студента, привнесенный извне, накладывается на жизненный мир участников образовательного процесса, что неизбежно оказывает влияние на его целевые установки, жизненные стратегии, набор средств достижения целей, и, самое главное, на характер его коммуникаций на всех уровнях

Следует отметить, что «жизненный мир» российского образования изменился под влиянием неолиберальной идеологии, рассматривающей образование как сектор экономики Такие понятия, как «стандарт», «конкуренция», «выбор», «свобода», «рентабельность», «качество» и пр , ранее относившиеся к понятиям, характеризующим рыночные отношения, сейчас заняли устойчивые позиции в образовательном дискурсе Это не могло не сказаться на установках жизненного мира студентов, поскольку «.на смену меритократии пришла парентократия: в образовательной селекции возросла роль благосостояния и желаний родителей относительно будущего образования их детей, и при этом снизилась роль личных способностей и усилий самих студентов. уравнение "способности + усилия = достижения" сменились уравнением "ресурсы + предпочтении = выбор"» [1, с . 35] . Таким образом, в большинстве случаев, дети становятся объектом реализации родительских предпочтений и возможностей Это один из наиболее значимых аспектов формирования целевых установок студентов еще до поступления в учебное заведение, он определяет профессиональную специализацию, но не оказывает должного влияния на мотивацию студента в процессе получения знаний, умений и навыков, которые в современном российском образовании стали объектом пристального внимания Именно здесь решающую роль играет содержание и ресурс жизненного мира студента, который как запас социального знания для осуществления успешной деятельности в сфере подготовки к профессиональной деятельности может быть ограничен, он не позволяет решать «узкоспециальные» проблемы

С течением времени часть социального запаса знания утрачивает свою значимость и продуктивность, поскольку становится не релевантной

действительности, которая уже изменилась, и в ней уже действуют другие правила и нормы . Социальный запас знаний формирует структуры социальной реальности, а общество, выступающее как сфера производства значений и смыслов, их хранения, модернизации и утилизации, выработало ряд механизмов, позволяющих как забывать, так и сохранять в коллективной памяти разного рода опыт Интересно, что общество отводит образованию важную роль в технологическом обеспечении процесса усвоения новых знаний, соответствующих современным требованиям Более того, решение этих проблем во многом связано с возможностью применения уже апробированных в других обществах схем Однако из-за нелинейности социального развития и постоянно меняющегося характера проблем мы сталкиваемся с возрастанием уровня непредсказуемости реакции индивидов на внешние воздействия С одной стороны, это связано с несовпадением темпов внедрения новых ценностных образцов и персональных изменений отдельных индивидов С другой — на характер изменения в целевых установках влияет не столько набор ценностей или их состав, а их изначальная иерархия, поскольку повседневная реальность, принципиально открытая для обобщений и интерпретаций, служащая источником значений и смыслов, имеет для любого человека субъективную значимость в качестве цельного и субъективно непротиворечивого мира

Некоторые отечественные авторы предлагают типологизировать жизненный мир на основе предложенного Ф. Е . Василюком сочетания ценностных, смысложизненных ориентаций, выделяя в том числе гедонистический, реалистический, ценностный и творческий [3]. Используя данную типологию при анализе целей и мотивов обучения будущей профессии и построения перспектив профессиональной деятельности, мы приходим к тому, что каждый из данных типов «жизненных миров» выступает для их обладателей — студентов — ресурсом реализации целевых установок в сфере образования

Не вдаваясь в подробности описания каждого типа жизненного мира студентов, следует отметить, что современная российская система образования во многом ориентирована на реалистический жизненный мир, где молодой человек может реализовать жизненные стратегии, позволяющие успешно интегрироваться в современную профессиональную сферу. Именно данный тип сочетания и расстановки ценностных установок, имеющий характер целевых, создает предпосылки успешной профессиональной и социальной карьеры Тему и ситуацию определяют цели, ценности и жизненные стратегии, которые соответствуют реальности, соотносятся с системой ценностей, сформированной семьей, имеют явный прагматический характер и определяют мотивы профессионального обучения Студенты с данным типом жизненного мира осознают утилитарный смысл любого знания, а навыки профессионализма расценивают как важнейшее средство достижения жизненных благ При этом их деятельность не лишена лич-

ностного смысла, который при преобладании терминальных ценностей, соответствующих творческому типу жизненного мира студента, более выражен . Примером может служить актуализация таких либеральных ценностей, как свобода, независимость, интересная, в том числе и творческая, работа и пр. Таким образом, цели, ценности и жизненные стратегии студента оказываются в одной плоскости, они не вступают в противоречие с транслируемыми извне социокультурными образцами, и поэтому процесс освоения компетенций всех уровней в качественно новых условиях для обладателей такой системы ценностей не является проблемным

Не праздным будет выглядеть и вопрос о том, что делать молодым людям, чей жизненный мир как ресурс реализации целевых установок не соответствует вышеописанной «планке». Очевидно, что нами была рассмотрена «идеальная конструкция», которая в то же время не лишена практического смысла (о чем говорят многочисленные исследования в области социологии культуры, социологии молодежи и социологии образования), поскольку опыт реализации проекта по реформированию системы отечественного образования указывает на высокий уровень разбалансировки в совпадении ее целей и целевых установок российских студентов

Литература

1 . Абрамов Р. Парадоксы креденциализма и динамика современного профес-

сионализма // Профессии . doc . Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри / Под ред . Е . Ярской-Смирно-вой, П . Романова. М. : Вариант, ЦСПГИ, 2007.

2 . Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности . М . : Акаде-

мия, 1995 .

3 . Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом:

гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д . А. Леонтьева, В . Г Щур . М . , 1997. С . 284-314.

4. Мангейм К. Идеология и утопия / Мангейм К. Диагноз нашего времени . М . : Юрист, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.