Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 141-146.
УДК 316.4
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ1 VITAL VALUES OF THE POPULATION OF THE REGION IN THE SOCIOCULTURAL CONTEXT
М.А. Ласточкина M.A. Lastochkina
Институт социально-экономического развития территорий РАН, Вологда Institute of social and economic development of territories of the RAS, Vologda
Статья поступила в редакцию 8 июля 2015 г.
Статья посвящена исследованию ценностного пространства населения макрорегиона - Северо-Западный федеральный округ (в рамках программы «Социокультурный портрет населения региона»). Становление ценностного пространства индивида происходит в процессе его социализации и представляет собой фиксированные, устойчивые мнения о желаемом. Ценности как часть социокультурного бытия общества становятся компонентом духовной культуры личности, в каком-то смысле управляют поведением индивида. Ценностный стержень является основой стиля жизни человека и способствует определению путей достижения жизненных целей. Данные социологического исследования позволили выделить жизненные ориентиры населения СЗФО: население высоко ценит жизнь человека, семью и порядок, но не слишком инициативно в принятии решений, не готово рисковать. Нравственность и жертвенность оказались в оппонирующем дифференциале, карьерная составляющая не является прерогативой многих и занимает срединное положение в иерархии жизненных ценностей. Властность и своевольность отрицаются большинством жителей. Для развития региона благоприятным фактором является расширение пространства базовых ценностей. Ценностный аспект имеет особенное значение и является значимым с точки зрения не только мировоззренческого, но и социокультурного развития индивида и общества. Это обстоятельство обусловливает необходимость обязательного их анализа и формирования адекватной системы ценностей. Потому что очень важен как характер социализации молодежи, так и характер взаимоучастия различных групп людей в сферах общественного производства. В итоге система ценностей, норм и стиль жизни определяют тенденции функционирования и направления развития общества, уровень благосостояния населения и в конечном счете авторитет государства в мире.
Article is devoted to research of valuable space of the population of the macroregion - the Northwest federal district (within the Sociocultural Portrait of the Region program). Formation of valuable space of the individual happens in the course of his socialization and represents the fixed, steady opinions on desirable. Values as part of sociocultural life of society become a component of spiritual culture of a desirable, in some sense operate behavior of the individual. The valuable core is a basis of lifestyle of the person and promotes definition of ways of achievement of the vital purposes. Data of sociological research allowed to allocate vital reference points of the population of the Northwest federal district: the population highly appreciates human life, a family and an order, but isn't too initiative in decision-making, isn't ready to risk. The moral and sacrifice appeared in the opposing differential, the career component isn't a prerogative of many and holds median position in hierarchy of vital values. Authoritativeness and willfulness are denied by most of inhabitants. The favorable factor for development of the region is expansion of space as the basic value. The valuable aspect has special value and is significant from the point of view of not only world outlook, but also sociocultural development of the individual and society. This circumstance causes need of their obligatory analysis and formation of adequate system of values. Because it is very important both nature of socialization of youth, and nature of mutually participation of various groups of people in spheres of a social production. In a result the system of values, norms and lifestyle define tendencies of functioning and the direction of development of society, welfare of the population and eventually authority of the state on the world.
Ключевые слова: ценности, население, социокультурный портрет, стиль жизни.
Key words: values, population, sociocultural portrait, lifestyle.
Введение. Ценность и стиль жизни -эти понятия получили широкое распространение в социологии и философии при изучении личности и социального поведения. Именно в ценностях олицетворяется значимость объектов и явлений общественной и персональной среды для человека. Становление ценностного пространства индивида происходит в процессе его социализации и
представляет собой фиксированные, устойчивые мнения о желаемом. Ценности как часть социокультурного бытия общества становятся компонентом духовной культуры личности, в каком-то смысле управляют поведением индивида. Ценностный стержень является основой стиля жизни человека и способствует определению путей достижения жизненных целей.
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-03-00421.
© М.А. Ласточкина, 2015
142
М.А. Ласточкина
Обзор литературы. Западные социологи М. Вебер и П. Бурдье использовали понятие «стиль жизни» для обоснования классового подхода при описании характера властных отношений. К. Маркс связывал это понятие с образом жизни, при разделении общества на классы. В связи с этим в отечественной социологической науке стили жизни рассматривались в русле образа жизни. Стилю жизни посвящены работы отечественных авторов: И.В. Алешиной, Г.А. Ильина, Н.И. Лыгиной [1], Т.Н. Макаровой, Н.И. Лапина [2], В.С. Магун [3], М.Г Руднева [4] и др. Среди зарубежных авторов - Р. Блекуэл, П. Валлет-Флоранс, Ф. Котлер, Ж.Ж. Ламбен, Н. Малхотр, П. Миниард, Х.-П. Мюллер, М. Рокич [5], Д. Энджел, К. Юнг. П. Валлет-Флоранс описывает стиль жизни с точки зрения сосуществования трех уровней: система ценностей, интересы и деятельность индивида [6]. Самыми неизменными и постоянными являются ценности индивида, черты и качества личности, адекватно оценить которые весьма трудно. Поэтому выявить их помогает анализ общественного мнения и интересов населения. Изучение деятельности индивида с точки зрения работы, предпочитаемых развлечений, используемых услуг, приобретаемых товаров и т. п. также способно дать представление о стиле жизни, но уже не настолько основательное. Таким образом, в стиле жизни отображается система ценностей, интересов и способа потребления (действий) индивида. Поэтому возможно определение стиля жизни через анализ его структурных компонентов, описанных выше.
Гипотезы и методы исследования. Таким образом, поставим целью исследования изучение ценностных ориентаций населения региона. В качестве научных методов изучения будем использовать количественный и качественный анализы, обработку результатов исследования, метод эмпирического уровня - анкетный опрос. В данной статье представлены результаты исследования, осуществленного в рамках проекта «Социокультурный портрет населения региона», информационной базой послужили данные социологического опроса населения СевероЗападного федерального округа. Анкетирование было проведено в 2013 г. Институтом социально-экономического развития территорий РАН. В выборке участвовали все регионы федерального округа за исключением Ненецкого автономного округа, входящего в состав Архангельской области. Объем выбо-
рочной совокупности составил 5113 человек. Постановка цели исследования позволила сформулировать основную гипотезу работы: базовые ценности населения зависят от социально-демографических характеристик респондента, сдвинуты в сторону большей значимости общечеловеческих и гуманитарных целей жизни, и меньше - самоотдачи.
Результаты исследования. Итак, преобладающие в обществе ценностные ориентиры, образующие ядро мировоззрения индивида, во многом зависят от социокультурных традиций. Система становления ценностей человека - процесс продолжительный и вырабатывается достаточно длительный период времени. Рассматривая ценность с позиции общества как совокупность норм и идеалов, принятых в данной социальной системе, проанализируем их стратификацию и динамику от более мобильных до фундаментальных, смыслы которых меняются медленно. Стиль жизни людей определяется ценностными установками, совокупность которых формирует ценностное пространство (подробнее см. [2-4]). Исследование 2013 г. показало, что ценностное пространство Северо-Западного ФО достаточно широкое, дистанция между минимально и максимально поддерживаемыми ценностями изменяется от 2,22 до 4,69 (по пятибалльной шкале) и составляет 2,47 балла (табл. 1). Сравнение полученных данных с подобным исследованием, проведенным в целом по России (в 2010 г. разница составляла 2,31 балла), свидетельствует о проявлении населением большей осмысленности в расстановке жизненных приоритетов. Однако разрыв увеличился не за счет возрастания значимости первоочередных ценностей (ценности интегрирующего ядра), значения которых напротив упали на 1-2 десятых балла, а за счет большего отрицания конфликтогенных ценностей (властность и своевольность). То есть уменьшилось число тех, кто ценит человеческую жизнь, семью, порядок, общительность, в связи с этим снизилась их значимость. Однако не во всех регионах Северо-Западного ФО ситуация одинакова. Так, в Республике Коми, Новгородской и Калининградской областях жизнь человека, семья и порядок дорожатся населением больше (от 4,48 до 4,89), чем в Санкт-Петербурге, Мурманской и Ленинградской областях (от 4,41 до 4,63). Соответственно, в этих трех территориях узко и пространство ценностей, составляющих интегрирующее ядро: только по 2 ценности
Жизненные ценности населения региона в социокультурном контексте
143
в Мурманской (семья и порядок) и Ленинградской областях (жизнь человека и независимость), 3 - в Санкт-Петербурге, Псковской области и Республики Карелия (жизнь человека, семья и порядок). В Республике Карелия вместо общительности и независимости жители больше поддерживают свободу (эта ценность входит в интегрирующее ядро). Население Калининградской и Новгородской областей более, чем население других регионов, ценят благополучие. Отрицаемые большинством ценности - это властность и своевольность, присутствуют во всех территориях в блоке конфликтогенной периферии за исключением Ленинградской области, в которой властность поддерживается населением более активно, так, что соответст-
вует блоку оппонирующего дифференциала. Сильных контрастных различий между субъектами федерального округа не выявлено. Кроме того, структура их распределения в общем повторяет структуру по России, по данным исследования 2010 г. [5]. Большинство ценностей вмещает в себя интегрирующий резерв, однако интегрирующее ядро стало в некоторых регионах шире (по сравнению с данными по РФ за 2010 г.), что свидетельствует об активизации рефлексируемости ценностного сознания населения. Преобладание терминальных ценностей над инструментальными указывает, что современные культурные ценности более значимы, чем общечеловеческие, что собственно есть отражение существующей социокультурной обстановки.
Таблица 1
Ценностные предпочтения населения регионов СЗФО в 2013 г.
(взвешенные средние баллы по 5-балльной шкале)
Ценность Территории (республика, область, город, округ)
Мур- ман- ская Псков- ская Каре- лия Воло- год- ская Ленин- градская Санкт- Петер- бург Архан- гельская Коми Нов- город- ская Кали- нинград- ская СЗФО
Интегрирующее ядро (4,4 и больше)
Жизнь человека 4,38 4,63 4,74 4,70 4,55 4,62 4,63 4,85 4,89 4,89 4,69
Семья 4,43 4,59 4,63 4,64 4,37 4,41 4,58 4,85 4,77 4,82 4,62
Порядок 4,42 4,42 4,69 4,55 4,37 4,48 4,48 4,78 4,77 4,58 4,55
Общи- тельность 4,36 4,30 4,20 4,54 4,39 4,34 4,54 4,66 4,66 4,70 4,48
Независи- мость 4,29 4,34 4,29 4,43 4,47 4,25 4,34 4,45 4,48 4,52 4,40
Интегрирующий резерв (3,91-4,39)
Благопо- лучие 4,27 4,09 4,35 4,27 4,27 4,18 4,35 4,35 4,58 4,50 4,31
Свобода 4,09 3,97 4,40 4,13 4,00 4,13 4,02 4,29 4,28 4,20 4,15
Работа 4,03 4,01 4,06 4,25 4,11 4,00 4,16 4,15 4,24 3,97 4,12
Традиция 3,91 3,97 3,95 3,98 4,11 4,11 4,05 4,23 4,21 4,34 4,07
Оппонирующий дис )ференциал (3,0-3,9)
Инициа- тивность 3,75 3,60 3,90 3,98 3,96 4,01 3,81 3,88 3,84 3,88 3,88
Жертвен- ность 3,55 3,63 3,92 3,63 3,63 3,72 3,64 3,90 3,80 4,22 3,74
Нравст- венность 3,34 3,14 3,50 3,67 3,45 3,20 3,34 3,67 3,50 3,55 3,48
Конфликтогенная периферия (2,99 и меньше)
Властность 2,48 2,19 2,21 2,83 3,09 2,65 2,10 2,10 2,12 2,89 2,53
Своеволь- ность 2,30 2,16 2,15 2,34 2,13 2,37 2,12 2,21 2,10 2,07 2,22
Упорядоченно по Северо-Западному ФО.
Полужирным шрифтом выделены значения, которые должны относиться к группе на порядок ниже. Подчеркиванием выделены значения, которые должны относиться к группе на порядок выше.
Источник: составлено автором по данным опроса населения СЗФО в 2013 г. (ИСЭРТ РАН). Методика определения ценностей Н.И. Лапина (ИФ РАН) [3].
При сохранении общей структуры значимости ценностей, мужчины больше, чем женщины допускают присутствие властно-
сти и своевольность в жизни (разница между значениями составляет 0,34-0,35 балла). Семейное положение человека существенно
144
М.А. Ласточкина
влияет на его ценностные ориентиры. Люди, состоящие в браке и не проживающие совместно, имеют более узкое интегрирующее ядро. Кроме того на первых местах по значимости у них стоят порядок и независимость, а не жизнь человека и семья, как в других группах. Наиболее сильно отличаются между собой группы незамужних (холостых) и вдовых (вдовцов): первые больше ценят инициативность, властность и своевольность (разница 0,33-0,54 балла), а вторые - жертвенность и традиции (разница между взвешенными средними составляет 0,38-0,43 балла). Также вдовые отличаются от группы замужних, не проживающих совместно: первые больше ценят благополучие, семью, жизнь человека и традиции (разница составляет 0,36-0,50 балла), а вторые - своевольность (разница 0,38 балла). Наиболее близки по ценностным предпочтениям между собой следующие группы: незамужние и не состоящие в зарегистрированном браке (но проживающие совместно), последние - с людьми, состоящими в зарегистрированном браке, которые, в свою очередь, близки с разведенными и вдовыми. Таким образом, из рассматриваемых групп выделяются люди, состоящие в зарегистрированном браке и не проживающие совместно - у них свои взгляды на ценности, на которые накладывает отпечаток еще не завершившийся распад семьи (развод). Супруги в этот период жизни испытывают чувство обиды, несправедливости, претензий и даже раздражительности. Как показал анализ, число несовершеннолетних детей в семье не влияет на значимость тех или иных ценностей. Существенных различий между группами не выявлено также при разделении респондентов по типу поселения, в котором они проживают (городские или сельские жители).
У молодых людей до 30 лет проявляется меньшая поддержка традиционных ценностей и жертвенности, чем у людей пенсионного возраста (старше 60 лет); также больше, чем остальное население они склонны к своевольности и властности. Инициативность является отличительной чертой молодого поколения, они также обладают деятельным потенциалом. Отличительной чертой людей пожилого возраста является их резкое отрицание своевольности (1,88 балла). Существенные различия между ценностными категориями молодежи (от 18 до 30 лет) и остальным населением можно истолковать незначительным жизненным опытом,
низкой степенью осмысления ими действительности, другими жизненными приоритетами. Ясно, что ценностные ориентиры молодых людей являются более мобильными. С возрастом стабильно усиливается значимость первоочередных ценностей: жизни человека, семьи, порядка и общительности.
Анализируя ответы респондентов с разным уровнем образования, отметим, что наиболее сильно отличаются между собой группы людей с неполным средним образованием и незаконченным высшим (высшим) образованием. Для последних работа, инициативность и властность являются значимее, чем для первой группы респондентов. Среди всех выделяемых нами подгрупп (по полу, возрасту, семейному положению, образованию, региону и т. д.) приветствуют своевольность больше всего люди с незаконченным высшим образованием (2,48 балла). Ценностное поле близко у людей уже получивших образование - среднее специальное или высшее. Таким образом, вследствие получения образования человек осваивает и осознает систему ценностей, проецирует ее в систему принципов, которыми он руководствуется в своем поведении, создается стиль жизни. Полученные знания, умения, нравственные ориентиры формируют предпосылки социокультурного развития индивида, его благополучной жизни и деятельности в обществе.
Теперь обратимся к изучению ценностного пространства населения в зависимости от категории благосостояния респондента (табл. 2). В общем структура распределения ценностей внутри выделенных групп повторяет структуру по федеральному округу, однако существенно отличаются между собой сами группы по значимости тех или иных ценностей. Так, в группе нищих не ценится инициативность (разница с другими группами 0,34-0,53 балла), работа (0,35-0,61 балла), жертвенность (0,41-0,49 балла) и нравственность (0,42-0,65 балла). Инициативный человек это энергичный человек, самостоятельно и правильно принимающий решения, готовый к активным действиям. Как показал анализ, чем больше благосостояние человека, тем больше он поддерживают инициативность, так как это неизменное свойство личности, которое помогает проявить себя в бизнесе, предпринимательстве, общественной, политической деятельности, науке, творчестве и стать, таким образом, успешным в жизни человеком. Еще одной отличительной чертой самых обеспеченных слоев населе-
Жизненные ценности населения региона в социокультурном контексте
145
ния является поддержка ими ценности властности (взвешенный средний балл равен 3,23 балла, при значительной разнице с другими группами в 0,66-0,84 балла), а работа стоит у них на третьем месте и входит в блок первоочередных ценностей (интегрирующее ядро), заменяя ценности порядка и общительности (интегрирующий резерв). У данных людей существует определенный настрой в жизни, поэтому им очень важно успешно реализовать себя и это происходит через принятие богатства, власти и известности. Наиболее многочисленная группа со-
стоит из людей среднего достатка (62 %), их жизненные ценности имеют наименьшую плотность жизненного пространства: больше, чем остальные они ценят жизнь человека, независимость, благополучие, традиции, жертвенность и нравственность, категорично относятся к своевольности. Таким образом, их можно рассматривать как основных носителей общественных отношений, доминирующей системы ценностей. Представляя собой социокультурную медиану общества, они отражают основные жизненные идеалы и стиль жизни данного общества.
Таблица 2
Ценностные предпочтения населения Северо-Западного ФО в 2013 г. по категориям благосостояния (взвешенные средние баллы по 5-балльной шкале)
Ценность Категория
Богатые Среднего достатка Бедные Нищие
Жизнь человека 4,60 4,72 4,69 4,45
Семья 4,44 4,62 4,66 4,50
Порядок 4,30 4,57 4,63 4,37
Общительность 4,23 4,49 4,55 4,38
Независимость 4,30 4,44 4,40 4,17
Благополучие 4,28 4,36 4,28 4,02
Свобода 4,38 4,14 4,19 4,10
Работа 4,40 4,14 4,16 3,79
Традиция 3,88 4,10 4,02 3,89
Инициативность 4,00 3,95 3,81 3,47
Жертвенность 3,73 3,78 3,70 3,29
Нравственность 3,58 3,57 3,35 2,93
Властность 3,23 2,56 2,43 2,38
Своевольность 2,40 2,21 2,21 2,24
Упорядоченно по колонке среднего достатка.
Источник: составлено автором по данным опроса населения СЗФО в 2013 г. (ИСЭРТ РАН). Методика определения ценностей Н.И. Лапина (ИФ РАН) [3].
Обратимся к анализу динамики ценностного пространства населения. В качестве анализируемого региона возьмем Вологодскую область, так как имеются данные социологического исследование, проведенного в 2008 г. по данной методике (объем выборки 1500 респондентов). Кроме того, распределение ценностных предпочтений населения области в общем повторяет структуру по Северо-Западному ФО, поэтому в какой-то мере полученный результат можно распространить на изучаемый макрорегион. Итак, терминальные ценности, т. е. ценности-цели, для населения Вологодской области более значимы, чем инструментальные - ценности-
средства (разница составляет 0,65 балла в 2008 г., 0,73 - в 2013 г., табл. 3). Современные типы ценностей являются более весомыми, чем общечеловеческие и традиционные. Рассмотренная 5-летняя динамика не показала резкой смены ценностного поля населения, оно характеризуется стабильностью и консервативностью. Исключение составляет отношение населения к своевольности. Уменьшилась доля людей принимающих ее, тем самым проявляется установка все большей доли респондентов к отрицанию вседозволенности, несущую зачастую не только разрушение и трагедии в жизни людей, но самое главное моральное разложение личности.
146
М.А. Ласточкина
Таблица 3
Динамика сочетания культурных типов базовых ценностей населения Вологодской области в 2008/2013 гг. (взвешенные средние баллы по 5-балльной шкале)
Культурные типы ценностей Терминальные Инструментальные
(4,32/4,36) (3,68/3,63)
Современные (4,24/4,31) Жизнь человека (4,53/4,7) Независимость (4,28/4,43)
Свобода (4,20/4,13) Инициативность (3,96/3,98)
Общечеловеческие (4,04/4,0) Порядок (4,36/4,55) Общительность (4,42/4,54)
Благополучие (4,28/4,27) Нравственность (3,87/3,67)
Работа (4,24/4,25) Властность (2,86/2,83)
Традиционные (3,71/3,65) Традиция (4,01/3,98) Жертвенность (3,64/3,63)
Семья (4,47/4,64) Своевольность (2,72/2,34)
Источник: данные опроса «Социокультурный портрет региона», проведенного ИСЭРТ РАН в 2010 и 2013 г. Методика определения ценностей Н.И. Лапина (ИФ РАН) [3].
Заключение. Данные социологического исследования позволили выделить жизненные ориентиры населения Северо-Западного федерального округа. Население высоко ценит жизнь человека, семью и порядок, но не слишком инициативно в принятии решений, не готово рисковать. Нравственность и жертвенность оказались в оппонирующем дифференциале, карьерная составляющая не является прерогативой многих и занимает срединное положение в иерархии жизненных ценностей. Властность и своевольность отрицаются большинством жителей. Для развития региона благоприятным фактором является расширение пространства базовых ценностей.
Таким образом, становится очевидным, что ценностный аспект имеет особенное значение и является значимым с точки зрения не только мировоззренческого, но и социокультурного развития индивида и общества. Это обстоятельство обусловливает необходимость обязательного их анализа и формирования адекватной системы ценностей. Потому что очень важен как характер социализации молодежи (см. подробнее [7]), так и характер взаимоучастия различных групп людей в сферах общественного производства. В итоге система ценностей, норм и стиль жизни определяют тенденции функциони-
рования и направления развития общества, уровень благосостояния населения и в конечном счете авторитет государства в мире.
1. Лыгина Н. И., Макарова Т. Н. Поведение потребителей. - М. : Форум, 2005. -208 с.
2. Лапин Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России. // Социологические исследования. -1994. - № 5. - С. 3-8.
3. Магун B. C., Руднев М. Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2008. -№ 1(93). - С. 33-58.
4. Руднев М. Г. Влияние «русскоязыч-ности» на жизненные ценности // Социология: 4М. - 2009. - № 28. - С. 107-128.
5. Rokeach M. The Role of Values in Public Opinion Research // The Public Opinion Quarterly. - 1969. - Vol. 32. - № 4. - P. 547559.
6. Валлет-Флоранс П. Стиль жизни // Маркетолог. - 2008. - № 8. - С. 18-30.
7. Ласточкина М. А. Нравственные ценности современной молодежи (региональное исследование) // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 8 (36). - С. 88-93.