Научная статья на тему 'Жизненные ценности личности в условиях глобализации'

Жизненные ценности личности в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5084
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / VALUE / PERSONALITY VALUES / VITAL VALUES / CULTURE / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аксинюшкин Иван Александрович

Автор рассматривает понятие «ценность» в классической аксиологии и трансформацию жизненных ценностей личности в условиях современных процессов глобализации. Анализируя культуру, общество и личностные ценности в эпоху глобализации, автор делает акцент на продуктивности аксиологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vital Values in the Framework of Globalization

The author analyzes the concept of value on the basis of classical axiology as well as the problem of personality vital values transformation in the framework of modern globalization processes. Analysing culture, society and personality values in the globalization period the author puts a special emphasis on the axiological approach efficiency.

Текст научной работы на тему «Жизненные ценности личности в условиях глобализации»

УДК 111.32 ББК 87

И.А. Аксинюшкин,

аспирант кафедры теоретической и социальной философии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1-Д енности являются смысловым центром человеческой жизни. В обыденном употреблении слова под ценностью имеют в виду нечто такое, что относится к определяющим основаниям жизни. Как пишет А.К. Абишева, «это не просто то, что можно употребить на что-то, что имеет преходящее ограниченное значение, а то, во имя чего проживается жизнь, то, чего люди хотят ради него самого, а не ради чего-то другого» [1, с. 140].

Ценность есть некий мотив личностного отношения к миру, путь жизни и способ бытия. Смыл, заложенный в словах: «Это то, во имя чего проживается жизнь», открывает всю глубину смысла ценности в человеческой жизни. Ценности выступают в роли ориентиров человеческого поведения. По выражению Абишевой, «осевой смысл человеческого бытия в мире, его смысловой центр обычно составляют те или иные ценности или системы ценностей» [1, с. 140]. Ценностные установки обусловливают интересы индивида, его отношение к окружающему миру.

В личностном аспекте ценности предстают как царство интенциональнос-тей, выраженных в целях и интересах. Они заключают в себе нормы и нравственные критерии, организующие поле духовного существования личности. Вместе с этим ценность есть сущностная характеристика человека, определяющая, по наличествующим в нем ценностным установкам, его самого. Тогда ценность есть не только то, что организует жизнь человека, ценностно ориентирует, но и то, что его характеризует.

Смысл ценностной ориентации в мире заключается в том, чтобы не запутаться в собственном к нему отношении, - это особенно актуально в глобальном мире с его возможностями и множеством различных ценностных оснований. Ценностный выбор - момент истины для констатации личностных предпочтений и раскрытия человеком своего подлинного «Я». В этом заключена ценностная самоидентификация личности.

В личностном восприятии существует определенный порядок ценностей, где одна ценность является более значимой, чем другая. М. Шелер писал: «Всему царству ценностей присущ особый порядок, который состоит в том, что ценности в отношениях друг к другу образуют некую «иерархию», в силу которой одна ценность оказывается «более высокой» или «более низкой», чем другая» [2, с. 305]. Такое положение Шелер выразил через понятие предпочтения.

Иерархия ценностей определяется и актуализируется чувством любви, направляющей личность по пути нравственного развития. То, что Шелер называет «движением любви - в предельном случае любви личностной, в принципе безгранично развертывает личность именно таким образом в свойственном ей направлении идеальности и совершенства» [3, с. 355]. Различные предпочтения, которые присущи той или иной личности, определяют ее выбор. В мире, где ценности в связи с их постоянной переоценкой оказываются под вопросом, доверять можно только чувству любви к чему-либо. Не в этом ли заключается первый шаг к гуманизации - позволить человеку самому определять, что для него ценно, а что нет, и жить в соответствии со своими ценностными установками, а не придерживаться только тех ценностей, которые продиктованы какой-либо идеологией?

Каждая культура имеет определенный набор своих ценностей, выражающих ее индивидуальность и неповторимость. Своеобразие различных культур, обусловленное их индивидуальным набором ценностей, постепенно стирается в процессе глобализации и диктата новых ценностных оснований в становлении новой общемировой глобальной культуры, то есть норм, правил, ценностей самой глобализации. Естественно, они могут претерпевать некоторые изменения в соприкосновении с национальными особенностями и традициями, с которыми они вступают во взаимодействие, но, как правило, становятся общими в условиях постоянного конфликта с ними. Ценности, диктуемые процессом глобализации, традиционной культурой воспринимаются как противостоящие ей по своей природе, ложные, искусственно навязываемые.

Часто о глобализации приходится слышать как о процессе слияния национальных экономик в общемировую систему в условиях возможности быстрого перемещения капитала и информационной открытости. В этом плане принято различать два этапа глобализации. Первый (возникший на рубеже Х1Х-ХХ вв.) связан со значительным расширением возможностей транспорта, соединившего континенты и позволившего вести экономическую деятельность, не придавая особого значения расстояниям, времени и средствам. Второй этап (этап «возрождения» после долгого перерыва между мировыми войнами), становление которого приходится на 1970-е годы, обусловлен началом стремительного развития информационных технологий. Доминирование экономической составляющей глобализации несомненно, но не стоит придавать ей абсолютный характер, ведь глобализация происходит и на межкультурном, научном и многих других уровнях, прямо не зависящих от развития мировой экономики. Следовательно, под глобализацией в самом широком значении следует понимать процесс становления единого мира. В этом процессе происходит обмен как материальными, так и духовными ценностями различных наций и культур, что является ценностным аспектом глобализации.

На данный момент в мире доминирует обмен именно материальными благами, который обусловлен экономической основой глобализации, вытесняющей духовную сферу на задний план. Это породило такое движение, как «антиглобализм», выступающее против данной формы глобализации, против «рыночного фундаментализма» и призывающее за глобализацию во имя человека [4].

Складывается ситуация, когда одна доминирующая культура диктует остальным свои идеалы, нормы и ценности, что приводит к конфликту с ценностями других культур. Это, наряду с возникновением антиглобализма, в свою очередь породило неуверенность в значимости современных ценностей: позиционируемые в процессе глобализации ценности воспринимаются как имеющие определенную цену или утилитарное значение.

Быстрые темпы глобализации порождают проблему адаптации человека к постоянно изменяющемуся миру. Духовная и культурная сфера просто не успевает меняться с той скоростью, с какой происходит экономическое и техническое развитие, обусловливающее стремительный ход глобализации. В условиях, когда новые ценности еще не в полной мере сформировались в той или иной культуре, а старые уже подверглись тотальной переоценке, возникает кризис ценностей, а значит, кризис духовности и нравственности.

Собственно культурные ценности, в определении классика аксиологии Г. Рик-керта, есть ценности, «к оценке которых или к работе над которыми мы чувствуем себя более или менее нравственно обязанными в интересах того общественного целого, в котором мы живем, или по какому-либо другому основанию» [5, с. 55]. Проблема ценностей культуры поэтому - это всегда проблема нравственности.

Что же касается самой ценности, ее характеристика содержится в словах Г. Риккерта: «Для ценности как ценности вопрос о ее существовании лишен всякого смысла. Проблема ценности есть проблема значимости ценности» [5, с. 23]. Значимость - сущность ценности. Говоря о ценностях, мы всегда говорим о значимостях. Каждая ценность обладает своей значимостью, а если она отсутствует, если мы в отношении к ней не чувствуем себя нравственно обязанными, то она будет для нас являться псевдоценностью, нами непосредственно не воспринимаемой, но нам кем-либо навязываемой. «Понятие «псевдоценность», - пишет Л.Н. Столович, - не следует смешивать с понятием «антиценность». Последнее - это то, что противостоит ценности: зло, безобразное, несправедливость и т.п. (некоторые аксиологи предпочитают антиценности называть «отрицательными ценностями»). «Псевдоценности» же превращают ценности в антиценности» [6, с. 95]. В процессе глобализации мир стал полон такими псевдоценностями, в результате чего человеку становится непросто выделить для себя те ценности, которые являлись бы для него по-настоящему значимыми.

В эпоху мировой глобализации конфликт между различными культурами получил новое выражение. При внешней толерантности стали проявляться различного вида неприятия правил и норм, навязываемых глобализацией, и их интеграцией в различных сферах жизни. При этом следует учитывать динамику изменения привычных социокультурных ценностей: в результате усилившегося влияния политики и экономики на исторически сложившиеся устои изменение ценностей стало носить постоянный характер.

Глобализация является еще и своего рода процессом постоянного становления новых ценностей и переоценки старых. Ввиду этого интерес к проблеме человеческих ценностей получил новое понимание. Проблема ценностей, в пре-

дельно широком значении, неизбежно возникала на первом плане исследований во времена смены ценностей культуры и традиций общества. В условиях глобализации переоцениваются не только общечеловеческие ценности - культурные, но и изменяются личностные ценности, определяющие жизненные приоритеты, ответственность за выбор и действия, систему правил и норм поведения человека. Влияние различных культур в процессе их интеграции, отсутствие четких нормативов обостряют проблему самоидентификации человека в складывающейся подобным образом социокультурной среде. Вследствие этого ценностная самоидентификация приобретает особую значимость.

Глобализация затрагивает всех и каждого. «Когда влияние традиций и обычаев в мировом масштабе ослабевает, меняется и сама основа самоидентификации - ощущения себя как личности. В более традиционных условиях ощущение себя как личности поддерживалось за счет стабильности социального положения индивида в рамках сообщества. Когда традиции теряют силу и преобладает свободный выбор образа жизни, это не может не затронуть и ощущение человеком себя как личности. Он должен гораздо активнее, чем раньше, создавать и воссоздавать собственную идентичность», - утверждает исследователь глобализации Энтони Гидденс. [7, с. 63]. Человек в глобальном мире оказывается не защищенным традициями своей культуры, ему приходится руководствоваться по большей части общечеловеческими ценностями, признаваемыми большинством людей, при этом ему необходимо оставаться самим собой, сохранять свою личность и придерживаться собственных ценностных установок. Невозможно не согласиться с Гидденсом, который пишет, что «всем нам необходимы нравственные убеждения, которые выше мелких забот и дрязг повседневности. Мы должны быть готовы активно отстаивать эти ценности, если они плохо приживаются или оказываются под угрозой. <...> Нам всем было бы незачем жить, если бы у нас не было того, за что стоит умереть» [7, с. 5].

В конфликт, вызванный переоценкой ценностей в процессе глобализации, таким образом, вступают не только традиционные ценности той или иной культуры, являющиеся ее отличительными характеристиками, но и личностные ценности, противостоящие диктату псевдоценностей, тем более что североамериканская доминанта в глобализации несет с собой главным образом идеологию прагматизма, а прагматизм не дает никаких нравственных ориентиров вне деловой сферы. Это является причиной, по которой культурные и личностные ценности оказываются в ситуации кризиса.

В книге «Столкновение цивилизаций» [8] Самюэль Хантингтон показывает, что столкновение цивилизаций происходит именно из-за конфликта ценностей. Разные культуры по-разному воспринимают процесс глобализации. Некоторые к нему готовы и могут адекватно адаптироваться к натиску западных идеалов, а некоторые оказываются под угрозой подавления собственной идентичности и разрушения, привычных социокультурных условий существования личности, что не может не порождать неприязнь их представителей к экспансии западных ценностей. Кроме того, восточная и западная культуры имеют совершенно разные базовые ценности. Так, академик В.С. Стёпин отмечает: «В системе ценностей и мировоззренческих образов техногенной (западной) куль-

туры человек рассматривается как противостоящий природе, вектор его активности направлен вовне, на преобразование мира. Восточная традиционалистская система ценностей полагает человека включенным в организм природы, как бы растворенным в ней; вектор человеческой активности ориентирован не столько вовне, сколько внутрь, на самовоспитание, самоограничение, включение в традицию» [9, с. 24]. Однако он же указывает и на возможный союз этих традиций: «Я думаю, что синтез этих двух противоположных представлений будет связан с корреляцией, взаимной зависимостью этих двух векторов. Это будет не западная и не восточная система ценностей, а нечто третье, синтезирующее достижения современной техногенной культуры и некоторых идей традиционных культур, обретающих сегодня новое звучание» [9, с. 24]. Соприкосновение различных культур - это не всегда конфликтная ситуация, оно способно привести к положительным результатам, о чем свидетельствует история на многочисленных примерах. С культурологической точки зрения глобализация - это становление особой формы мировой культуры, с довольно специфическими чертами. Связанная с этим трансформация ценностного мира человека в эпоху глобализации самым непосредственным образом сказывается на культурной среде и условиях жизни каждого индивида. Аксиологический подход к данной проблематике открывает новые горизонты ее исследования.

Процесс глобализации означает не только слияние национальных экономик, но и тесное взаимодействие культур, и перенос ценностей из одной в другую, поэтому возможность конструктивного диалога между различными культурами главным образом происходит на языке ценностей. Н.С. Розов утверждает о формировании в наше время ценностного сознания, представляющего собой особый тип мировоззрения, в основе которого лежат общечеловеческие ценности [10]. Только через ценности открывается путь к пониманию культуры и формированию сфер духовности и нравственности. Именно ценностное сознание определяет отношение человека к ценностям других культур, именно оно является условием формирования толерантности, абсолютно необходимой в условиях глобализации. Не последнюю роль в этом играют и личностные ценности каждого человека, ведь от того, насколько сильно будет развито ценностное сознание, зависит отношение человека к различным ценностям современного мира, возможность быть полноценным участником ценностного диалога. Вместе с тем иерархия личностных ценностей каждого индивида и доминирование в ней тех или иных ценностей будут формировать поле жизненных ценностей человека.

Библиографический список

1. Абишева, А. К. О понятии «ценность» [Текст] / А. К. Абишева // Вопросы философии. -2002. - № 3. - С. 139-146.

2. Шелер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей [Текст] / М. Шелер // Избранные произведения / пер. с нем. А. В. Денежкина и др. ; под ред. А. В. Денежкина. -М., 1994.

3. Шелер, М. Orado amoris [Текст] / М. Шелер // Там же.

4. Кантор, К. М. Глобализация? - Да! Но какая? [Текст] / К. М. Кантор // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 25-37.

5. Риккерт, Г О понятии философии [Текст] / Г. Риккерт // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / пер. с нем. ; общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова ; сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева ; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. - М., 1998.

6. Столовим, Л. Н. Об общечеловеческих ценностях [Текст] / Л. Н. Столович // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - С. 86-97.

7. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация изменяет нашу жизнь [Текст] / Э. Гид-денс ; пер. с англ. М. Л. Коробочкина. - М., 2004.

8. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций [Текст] / С. Хантингтон ; пер. с англ. Т. Велиме-евой, Ю. Новиковой ; под общ. ред. К. Королевой ; послесл. С. Переселегина. - М., 2003.

9. Стёпин, В. С. Философия и эпоха цивилизационных перемен [Текст] / В. С. Стёпин // Вопросы философии. - 2006. - № 2. - С. 16-26.

10. Розов, Н. С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные предложения конструктивной аксиологии [Текст] / Н. С. Розов. - Новосибирск, 1998.

УДК 1:316 ББК 60.001

С.С. Иванов,

кандидат политических наук, доцент кафедры публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета

О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПУТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ХРИСТИАНСКОГО СОЦИАЛИЗМА: Ш. ПЕГИ И Г.П. ФЕДОТОВ

^Христианский социализм как политический феномен в современной, персоналистической, форме сложился под воздействием назревавших в капиталистическом обществе антагонистических противоречий, которые привели к Первой мировой войне и, как следствие, к революционным потрясениям, охватившим постепенно вначале Россию, а впоследствии - западные, восточные и восточноевропейские страны. В создавшейся общественно-политической ситуации христианские социалисты разных стран выдвинули программу политико-экономических преобразований в обществе и государстве, способных конструктивно изменить исторические судьбы своих народов.

Особого внимания в этой связи заслуживает деятельность христианских социалистов, активно боровшиеся за переустройство социального мира на гуманистических началах. В кризисных условиях их политическая активность способствовала своеобразной «профилактике» революционного социального взрыва посредством продвижения гражданских инициатив, содействующих установлению социальной справедливости. Нравственный и интеллектуальный прогресс, по их мысли, должен способствовать морально-политической консолидации гражданского общества, стимулировать повышение ответственности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.