В.Г. Новиков кандидат экономических наук, профессор, проректор по научной работе ФГОУ ВПО «Российский государственный аграрный заочный университет»
ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРУДОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Выдающийся отечественный философ А.А.Зиновьев, проанализировав сложившуюся в современной России ситуацию, пришел к выводу, что именно современная молодежь является или может стать основой для возрождения России как самостоятельного великого государства .
Это созвучно представлениям о молодежи как субъекте общественного воспроизводства, важном условии и факторе социальных инноваций, ресурсе национальной безопасности, гаранте поступательного развития общества. Реформирование российского общества, его социально-экономическое развитие во многом обусловлено «молодежным фактором». Молодежь в силу природных и социальных особенностей молодежного возраста способна не только адаптироваться, но и активно воздействовать на его позитивное изменение. Прогрессивность и эффективность преобразовательной деятельности молодого поколения определяется теми чертами, которые целенаправленно формируются в процессе его взросления, становления и развития.
В настоящее время, в условиях крайне ограниченных ресурсов, направляемых на научные исследования вообще и исследования проблем молодежи в частности, особую значимость представляет анализ наиболее
болевых точек молодежной политики, одной из которых является комплексный мониторинг положения сельской молодежи.
Молодежь села является одним из основных элементов формирования трудового потенциала деревни. Характеристики подрастающего поколения во многом определяют параметры воспроизводства сельского социума, организационно-экономическое состояние агропроизводящей сферы в ближайшем будущем1.
В современных технологических условиях существенно модернизируются и возрастают требования к качественным характеристикам и профессиональному составу трудовых ресурсов села. А молодежь в силу возрастных, социально-психологических особенностей тяготеет к новым производствам и видам деятельности, сравнительно легче овладевает сложными профессиями. Однако непривлекательные параметры предлагаемой молодежи на селе работы делают ее неконкурентоспособной в сравнении с другими секторами экономики, что в значительной мере подрывает возможности социального воспроизводства и развития сельской молодежи как важнейшего фактора обновления и пополнения материального и интеллектуального потенциала российского села.
Сегодняшняя сельская молодежь оказалась в ситуации, когда изменения в социально-экономическом укладе сопровождаются переоценкой ценностных ориентиров. В современных условиях молодым людям приходится решать, что ценнее: обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей возможность адаптироваться к новым условиям; отрицание морально-нравственных норм или следование им; безграничная свобода межличностных взаимоотношений или семья как оплот успешного существования.
Для оценки жизненных ориентиров и планов сельской молодежи в 2004г. был проведен опрос среди выпускников сельских школ, студентов сельскохозяйственных техникумов и аграрных вузов в 19 регионах
1 См.: Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций, 2004, №1, с. 21.
различных экономических зон Российской Федерации (общее количество респонентов 3629 человек). В обследовании участвовала молодежь в возрасте 15-23 лет. Объем выборки по каждому субъекту составил от 150 до 500 человек. Основной базой исследования явились опросы выпускников сельских средних общеобразовательных школ, студентов, молодых специалистов по специально разработанной анкете, интервьюирование руководителей школ, преподавателей, специалистов и руководителей хозяйств, родителей учащихся1.
В результате исследования получена достаточно обширная информация, которая позволила:
- оценить жизненные планы сельской молодежи;
- проранжировать и выстроить своеобразную иерархию ценностей, свойственную молодежной когорте населения сельских территорий России;
- проанализировать влияние профориентации на выбор молодежью профессии (специальности);
- установить потенциальное число молодых ребят, желающих работать непосредственно в сельскохозяйственном производстве, пойти учиться в сельскохозяйственное учебное заведение;
- выявить основные причины нежелания работать в сельском хозяйстве, но жить в деревне;
- получить обобщенное представление о характере профессий и специальностей, пользующихся предпочтением среди выпускников школы, о мотивах выбора;
- о реальных экономических возможностях продолжать образование по избранной профессии и специальности;
1 Мониторинг ценностных ориентаций сельской молодежи для оценки ее трудового потенциала в условиях переходной экономики / Под ред. В.Г. Новикова. М., 2004, с.6-7.
- об источниках информации, которые повлияли на выбор выпускниками профессии;
- разработать конкретные предложения, способствующие закреплению молодежи на селе.
Исследование позволило определить степень профессиональной направленности молодежи, установить потенциальное число тех, кто планирует работать в сфере АПК, тенденции и направленность миграционной активности молодежи сельских территорий, на основании обобщенных изученных материалов был разработан комплекс соответствующих предложений, способствующих закреплению молодежи на селе. Предложения получили апробацию в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и Министерстве образования и науки Российской Федерации. Отдельные предложения были учтены при формировании Приоритетного Национального проекта «Развитие АПК», в частности - обеспечение жильем молодых специалистов, приехавших на работу в сельскую местность
Покажем некоторые результаты исследования.
Считают, что имеют главную цель в жизни 91 % респондентов. У подавляющего большинства эта цель иметь хорошую семью (72 %), помочь родителям - 64 %, жить в достатке - 57 %, иметь свой дом, квартиру - 50 %. Среди ценностей все еще сильны традиционные - «семья» и «здоровье» - их выбрали от 92 % до 80 % учащейся молодежи. Одновременно 85 % опрошенных назвали семью основным фактором формирования у них честности и порядочности, 60 % - собственной правдивости, 52 % - чувства достоинства. Устойчивое доминирование ценности семьи и высказанная как жизненная цель «помощь родителям» демонстрирует психологическую привязанность к родителям и отсутствие глубокого конфликта поколений. Хотя 74 % опрошенных не хотят повторить жизнь своих родителей даже в
общих чертах. Но столько же (79 %) высоко оценили производительный труд прошлых поколений. Большинство молодых людей считают, что у их отцов была содержательная жизнь со своими, пусть даже ошибочными идейно-нравственными идеалами.
Здесь является интересным сравнительная оценка моральных качеств, присущих старшему и молодому поколению. Молодые признают, что поколению отцов гораздо в большей мере присущи такие качества, как чувство долга, патриотизм, честность, способность к самопожертвованию, духовность. Одновременно, по их мнению, молодое поколение еще не совсем утратило здоровый жизненный оптимизм, определяемый верой в будущее.
Сравнивая лично себя и всю современную молодежь, молодые люди значительно критичнее оценивают своих сверстников. Большинство характеризуют молодое поколение как «равнодушное», «циничное», «потерянное», но себя причисляют к поколению «надежд», «романтиков».
Проведенное социологическое исследование показало, что даже короткая возрастная дистанция между подростками-школьниками и студентами обнаруживает определенные различия в иерархии ценностного сознания.
Сопоставление ценностей в крайних возрастных группах, высокую значимость которых отметили респонденты для своего самоопределения, выявило различное их ранговое расположение. Первые места у школьников занимают уважение людей, образование, квалификация (мастерство), любимая работа. Материальный достаток очень важен пока только для 47 %. Не менее важным школьники считают честность, принципиальность и чистую совесть. У студентов первое место занимает наличие материального достатка. Квалификацию и образование они не связывают напрямую с любимой работой. Уважение людей значимо наравне с полезными связями.
К числу «аутсайдерских» ценностей опрошенные (школьники -
студенты) отнесли: полезность людям - 26 - 24 %, общая культура - 21 - 23 %, вера в Бога - 23 - 13 %, служение России - 19 - 8 %, слава, признание - 15 -8 %.
Очевидно, что с возрастом, вероятней всего под действием внешних факторов, происходит определенная переоценка тех жизненных позиций, которые формируются в подростковом возрасте.
Анализ самооценки респондентов подтвердил этот вывод. Если романтиками назвали себя более 50 % старшеклассников, то среди выпускников вузов романтиком остался только каждый третий. Зато прагматиком, по их мнению, стал уже каждый четвертый, к циникам отнесли себя 6 %. Среди старшеклассников аналогичную оценку дают себе вдвое меньшее число респондентов (14 и 2,6 % соответственно).
Основываясь на результатах данного исследования, можно заключить, что в целом ценностные ориентации молодежи утратили идейные ориентиры, в то время как нравственные и духовные по-прежнему играют определенную роль. Это подтверждает то, что общечеловеческие ценности - любовь, здоровье, семья - не только не утратили своего значения, но для многих являются абсолютными ценностями, выступающими в качестве жизненных факторов. В то же время следует отметить, что для большой части молодежи важны чисто материальные интересы.
Любопытно ответить на вопрос о трудовых ориентациях молодых селян. В исследуемых регионах профподготовку для работы в сельском хозяйстве получили всего 29 % учащихся, в том числе: в Свердловской области - 4,5 %, Пермской - 11 %, Курганской - 16 %, Тюменской - 19 %.
Как показали результаты исследования, учащиеся сельских средних общеобразовательных школ довольно смутно представляют себе будущую работу. Им хочется, чтобы она была высокооплачиваемой (31,8 %), интересной, творческой (28,8 %), нужной обществу (26,6 %), но в чем
конкретно выражается ее содержание, учащиеся часто затрудняются ответить.
На вопрос "Выбрали ли Вы будущую профессию?" в этом году ответили утвердительно лишь 68 % опрошенных учащихся, дали отрицательный ответ -- более 32 %, в том числе 30 % мальчиков и 40 % девочек. При этом 44% положительно ответивших на этот вопрос не совсем уверены в правильности своего выбора. Если учесть, что опрос проводился накануне выпуска, то тот факт, что одна треть учащихся выпускных классов не знает, чем они будут заниматься после окончания школы, вызывает определенное беспокойство. Для сравнения с 1986 г. на аналогичный вопрос положительно ответили 88 %, в 1998 г. - 75 % выпускников. Здесь в определенной мере проявились общие изменения в стиле жизни молодежи, особенно той ее части, для которой ценности созидательного труда утратили значение, причем не без разочарования в них у представителей прежних выпусков.
В анкете был вопрос "Если Вы выбрали профессию, то какую?" с просьбой к респондентам указать, какую профессию они оставляют "про запас", т. е. на случай неудачи с реализацией основного выбора. Из числа респондентов, определившихся в выборе предпочтительной профессии, всего 1,7 % хотели бы стать механизаторами, 0,2 % - животноводами, 1,6 % -шоферами, 0,4 % - ремонтными рабочими. Аналогичное положение и с выбором профессии специалиста: зоотехниками решили стать 0,2 % респондентов, агрономами - 1,7 %, ветврачами - 1,0 %, механиками - 1,1 %, автомеханиками - 1,5 %.
По данным региональных органов управления сельского хозяйства в 2004 г. остались работать в хозяйствах всего 5,5 % выпускников, в том числе 4,3 % - 11-х классов и 8,0 % - 9-х классов. В основном это ребята, получившие в школе какую-либо специальность. В то же время 12 % выпускников 11 -х классов планируют (как запасной вариант) пойти учиться в высшие или средние сельскохозяйственные учебные заведения и 4 % - в учреждения начального профессионального агрообразования; выпускники 9-х классов: 15,4 % - в учреждения среднего и 7,0 % - в учреждения начального агрообразования.
В 2004 г. такое желание (согласно исследованиям) высказали свыше 58 % респондентов, причем 26 % из них заявили, что "главное сейчас получить высшее или среднее образование", неважно какое. Главным критерием для выбора учебного заведения для 18-47 % респондентов иметь после окончания учебного заведения хорошо оплачиваемую работу. Учащиеся школ довольно чутко реагируют на изменения в экономической ситуации, их интересы направлены в первую очередь в те сферы занятости, в которых выше уровень доходов.
Определенный интерес представляют для респондентов профессии предпринимательской сферы. Правда, хотели бы стать менеджерами и бизнесменами пока немногие из них: 6,3 % от числа определившихся с выбором будущей профессии - учащиеся 9-х классов и 4,8 % от числа учащихся - 11-х классов. Это скромное число не включает всех желающих заняться бизнесом и преуспеть в нем, однако, большинство таких желающих осознают, что им необходимы соответствующие профессиональные знания (прежде всего в финансово-экономической и юридической сферах), и самое главное - некоторый стартовый капитал.
Вопреки ожиданиям школьники неплохо ориентируются в тех формах собственности, с которыми они хотели бы связать свою деятельность. Среди 15 - летних подростков и с17 - летних юношей больше всего оказалось тех, кто желает работать на частных предприятиях и в фирмах (соответственно 38 и 59 % от числа опрошенных). Молодежь хорошо осведомлена о высоких заработках в коммерческой сфере. Ощущается и влияние пропаганды, превозносящей достоинства и широкие перспективы рыночной экономики, основанной на частной собственности.
Тех, кто готов заняться индивидуальной трудовой деятельностью, оказалось немного: 8 % от учащихся 9-х классов и 6 % - 11-х классов.
Немалое число респондентов хотели бы трудоустроиться на предприятиях с участием иностранного капитала: 14 % девятиклассников и 27 % одиннадцатиклассников, на государственных предприятиях и в госучреждениях, соответственно, 12 % и 19 %.
На вопрос анкеты "Есть ли у Вас программа жизни, помогающая добиться поставленной цели?" почти 60 % респондентов ответили утверди-
тельно. По мнению более 77 % из них знают, какие человеческие качества нужны для выбранной им профессии.
Распределение ответов на вопрос "Если Вы выбрали себе профессию, то в какой отрасли?": сельское хозяйство -- 7,7 %, строительство -- 0,8, сфера обслуживания -- 8,4, образование -- 8,3, здравоохранение -- 8,4, промышленность - 3,8, системы планирования, учета, контроля, финансовой сферы, торговли, юриспруденции -- 23,4 %, другие отрасли -- 25, %.
В то же время профессиональная ориентация, проводимая в школах, по мнению многих ребят не утратила своего значения. На вопрос "В чем Вы видите для себя смысл профессионального обучения в школе?" 55 % ответили -- в подготовке к получению профессии.
Вместе с тем, по мнению 32 % выпускников, школа выполняет, но недостаточно функции подготовки к получению будущей профессии, 8 % ответили, что не выполняет.
Это подтверждается результатами распределения ответов на вопрос анкеты "Как Вы освоили сельскохозяйственные профессии?" Лишь 26,8 % ответили "Хорошо ознакомился и могу работать по ней".
Данные результаты исследований свидетельствуют о трудностях профессиональной подготовки в сельской школе, противоречивости этого процесса и недостаточной заинтересованности выпускников глубоко изучить сельскохозяйственные профессии.
Многолетней практикой доказано, что там, где хозяйства активно включаются в профориентационную работу, видят в этом перспективу и проявляют заинтересованность, учащиеся со знанием дела избирают сельскохозяйственные профессии базового хозяйства и в дальнейшем успешно их осваивают 1.
В подготовке учащихся к сознательному выбору сельскохозяйственных профессий велико значение содружества и взаимодействия школы и
1 Стрельцов В.Я. Конкурентоспособность аграрных кадров на рынке труда (теория и практика) . М., 2007, с.409-412.
трудового коллектива хозяйства. Многие руководители предприятий видят в школе будущее своих хозяйств, глубоко вникают в ее работу, считают наиболее рентабельным вложение средств в создание всех условий для получения образования и трудового воспитания. В результате хозяйства ежегодно получают из числа выпускников этих школ необходимое пополнение молодыми образованными кадрами, что особенно важно в условиях обострившегося демографического кризиса на селе.
Вместе с тем за последние годы ощущается значительный спад интереса к профоринтационной деятельности не только со стороны школы, но и предприятий (хозяйств) и органов управления.
При проведении исследований на вопрос анкеты "Бывают ли в школах руководители хозяйств?" 50,4 % респондентов ответили "нет", а 34,6 % -"бывают 1-2 раза в год". В результате более половины опрошенных респондентов не знают о каких-либо переменах на селе в лучшую сторону, а 35 % -- даже не знают, какие кадры нужны хозяйству, 47 % - знают приблизительно. В то же время все эти вопросы интересуют учащихся.
Для того чтобы реализовать желание ребят жить и работать на селе, необходимо принять конкретные меры по снижению влияния негативных процессов на миграцию молодежи, тем более что некоторые из них не требуют значительных материальных затрат.
Например, 23 % молодежи не устраивает ограниченный на селе выбор профессии. В то же время селу нужен труд не менее 120 различных профессий и специальностей. Готовится всего в различных системах не более 20-25 профессий и специальностей. 13,3 % респондентов не устраивает организация культурного досуга. В ведении профсоюзов, которые есть в каждом хозяйстве, находятся, как правило, неработающие Дома культуры, клубы, спортивные сооружения. Коллективы трудящихся совместно с органами управления, наверное, в силах заставить руководителей
профсоюзных органов работать. Для того чтобы проведение культурного досуга было бы более интересным и полезным, целесообразно широко привлекать к этой работе местных преподавателей школ, работников здравоохранения, библиотек и др. В тех же селах (деревнях), где нет Домов культуры и клубов, эта работа может с успехом проводиться на базе сельских средних общеобразовательных школ.
10 % выпускников недовольны существующим в хозяйстве режимом труда (в основном это те, кто хотел бы работать механизатором, животноводом, шофером и т.п.). Существующая во многих хозяйствах практика применения двухсменного режима труда для животноводов и механизаторов, совершенствование организации труда во многом способствовали улучшению условий труда.
Большое влияние на миграцию молодежи оказывает существующий уровень оплаты труда, который не устраивает от 54,7 до 90,4 % респондентов. Большинство хозяйств не в состоянии своими силами в ближайшее время сколько-нибудь поднять его. И этот фактор по-прежнему будет отрицательно действовать на закрепление молодежи на селе. Но в то же время некоторые молодые люди при выборе профессии ориентируются не только на материальный достаток, но и на многочисленные примеры преданности своей профессии, которые являют собой окружающие их люди, прошедшие определенный жизненный и трудовой путь. Поэтому есть надежда на то, что ценностные ориентации значительной части сельской молодежи, любовь к малой родине, осознание важной роли сельского хозяйства перетянут. Нужно только найти правильные пути к их воспитанию, психологически их подготовить и дать возможность получить ту или иную профессию.
Формирование стереотипа в общественном мышлении привело к тому, что устойчиво считается наиболее правильным жизненным направлением -поступление после окончания школы только в институт или техникум. Поэтому молодежь, ориентируясь таким образом, по существу не готовит себя к работе на производстве. Свободного сознательного выбора профессии у ее большинства практически нет.
Распределение ответов на вопрос "Где планируете учиться после окончания школы?": 47 % выпускников 11-х классов сельских средних общеобразовательных школ (36 % мальчиков и 56 % девочек) планируют жить и учиться в городе, из них 36,8 % -поступить в ВУЗ или техникум и 6,5 % - СГПТУ. В какие конкретно учебные заведения они будут поступать у многих респондентов еще не сложилось окончательное мнение. По мнению 71,5 % респондентов материальное положение семьи позволяет им продолжить учебу. В беседе с выпускниками выяснилось, что в большинстве случаев это возможно при условии бесплатного обучения и желательно, чтобы учебное заведение находилось недалеко от места жительства их родителей. По заявлению 25 % респондентов семья не располагает средствами на дальнейшую учебу.
Желание уехать жить и работать в городе у более 56% опрошенных девушек отрицательно повлияет на закрепление на селе не только выпускников, но и молодых специалистов, окончивших вузы и техникумы, так как резко обострится на селе проблема невест.
Рассматривая вопросы профессиональной ориентации в общей системе формирования трудового потенциала сельскохозяйственной отрасли, следует отметить, что главным звеном процесса является подготовка рабочих кадров. Удельный вес этой категории в общей структуре достигает 80-85 %. Как показал анализ профессиональной ориентации сельских школьников, их направленность на профтехучилища и курсы, где можно получить рабочие сельскохозяйственные профессии, крайне низка. Поэтому основные сложности с формированием кадрового потенциала складываются именно в этой сфере подготовки .
Еще один важный вывод - ситуация в социальной сфере села привела к тому, что устойчивым жизненным ориентиром молодых селях стала миграция, прежде всего, через поступление после окончания школы только в институт или техникум, которые по сути становятся мощным насосом выкачки трудовых ресурсов из сельских территорий1.
Таким образом, исследования показали, что численность детей,
1 См.: Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций, 2007, № 9, с.12; 2004, №1, с. 22.
подростков и молодежи в российской деревне будет сокращаться, что, соответственно, приведет к значительному росту диспропорции в формировании сельских трудовых ресурсов. В связи с постарением деревни возникнет опасность серьезного увеличения демографической нагрузки на трудоспособное население, обострятся проблемы пенсий и социальных пособий, повысится нагрузка на систему здравоохранения.
Приходится констатировать, что село остается в состоянии затяжного системного кризиса. И если безотлагательно не будут предприняты решительные меры по изменению сложившейся ситуации генофонд и трудовой потенциал сельских поселений будут окончательно деградированы.
Новиков В.Г. Жизненные ценности и трудовые приоритеты сельской молодежи. В настоящей статье подводятся итоги работы, в процессе которой изучались жизненные планы молодежи в сельских школах, начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, молодых специалистов АПК, анализировались и обобщались материалы собственных исследований и научные публикации по проблемам социального потенциала сельских территорий и сельской молодежи.
Ключевые слова: сельские территории, молодежь, трудовые ресурсы, профессиональный состав, ценностные ориентиры, жизненные планы, трудовая направленность молодежи
Novikov V.G. VITAL VALUABLES AND LABOR PRIORITIES OF YOUNG PEOPLE LIVING IN THE RURAL AREA IN RUSSIA. In the article the author reviews the work, in which he studied vital plans of young people in country schools, primary, secondary and higher professional educational institutions, young specialists of agriculture, he analyzed and generalized the materials of personal investigations and scientific publications on the problems of social potentials of the rural area and country young people.
KEY WORDS: RURAL AREA, YOUTH, LABOUR RESOURCES, PROFESSIONAL STAFF, VALUE GUIDING LINES, VITAL PLANS, LABOUR DIRECTION OF YOUNG PEOPLE.