Жизнь после кризиса: направления трансформации экономической модели Японии
Тимонина И. Л.
В статье освещается новая экономическая стратегия японского правительства, предполагающая системную перестройку экономики страны в период до 2020 г. Автор анализирует проблемы структурной модернизации японской экономики, развития новых приоритетных сфер и обновления форм государственночастного партнерства, а также роль Азии в системе внешнеэкономических интересов страны.
Мировой финансовоэкономический кризис, негативное воздействие которого стало проявляться в Японии, начиная с четвертого квартала 2008 г., стал не только очередным с конца 1980х годов стрессом для японской экономики, но и поводом для очередной структурной трансформации японской экономической системы. Кризис еще раз продемонстрировал, что внешний рынок является для японской экономики не только фактором восстановления и роста (как это было в начале 2000х годов), но и источником серьезных потрясений. Поэтому вопрос о том, как японская экономика будет существовать в мировом экономическом пространстве и как обратить внешние неблагоприятные обстоятельства в возможности для будущего роста, сейчас стал, как никогда, актуальным.
В чрезвычайной кризисной ситуации подход японских политиков к преодолению возникших трудностей остался традиционным: они стремятся превратить проблемы в преимущества, извлечь из неблагоприятной ситуации выгоды («change a pinch into a chance»). В ежегодной Белой книге по международной экономике и торговле за 2009 г.1 приводится высказывание тогдашнего премьерминистра Т. Асо2, который напомнил, что Япония пережила две серьезные трансформации (после Реставрации Мэйдзи3 и после второй мировой войны) и сумела занять достойное место в мире. Сейчас, по его мнению, страна
находится на этапе третьей трансформации.
При этом внешняя среда функционирования японской экономики, - отмечают авторы Белой книги, - становится все более сложной, и поэтому необходим переход от количественного расширения к качественному улучшению экономического потенциала. И кризис дает хороший шанс осуществить реформирование производственной и социальной структуры и запустить долгосрочную стратегическую программу, нацеленную на длительную перспективу, а не только на задачи восстановления конъюнктуры после кризиса4.
Таким образом, реформирование экономической структуры детерминируется, в том числе, и меняющейся внешней средой. Вместе с тем нынешняя трансформация экономической модели, как и структурная перестройка 1970х годов, последовавшая за нефтяными шоками, объективно обусловлена всем ходом развития японской экономики, имеет внутренние причины и в этом смысле закономерна. Основные перспективные направления этой трансформации были сформулированы еще до кризиса. В 20052006 гг. японским правительством и предпринимательскими организациями был разработан ряд программных документов, в которых определялись основные черты будущей экономической модели, в рамках которой Япония могла бы успешно существовать в глобальном экономическом
Тимонина Ирина Львовна — доктор экономических наук, профессор Института стран Азии и Африки МГУ
пространстве.
В 2006 г. в Японии была обнародована Новая стратегия экономического роста5, нацеленная на достижение устойчивого экономического развития в условиях долгосрочной тенденции сокращения населения6. Вместе с системными реформами, эта Стратегия может рассматриваться как программа перестройки всей экономической модели Японии, кризис которой отчетливо проявился в 90е годы после краха экономики «мыльного пузыря». Конечно, мировой финансовоэкономический кризис и приход к власти в Японии коалиционного правительства в середине 2009 г. внесли свои коррективы в долгосрочную стратегию развития. Как и в 70е, и в 90е годы, нынешний кризис обнажил структурные слабости, уязвимые точки японской экономической модели, и по-
тенциальные риски стали суровой реальностью.
Каковы же контуры будущей экономической модели Японии, как они представляются нынешней политической элите страны7? В качестве основной причины, предопределившей тяжелые для Японии последствия кризиса, правительственные эксперты считают высокую зависимость экономики страны от внешнего рынка — от экспорта в целом и экспорта в США, в частности и в особенности. В предкризисном 2007 году экспортная квота Японии составила 16,3 % (что для Японии является высоким показателем). Вклад экспорта в экономический рост оценивался в 50%, а 20% японского экспорта направлялось в США8. Однако показатели экспорта не полностью отражают зависимость от рынка США и других развитых стран, здесь следует также учитывать и продажи зарубежных подраз-
Таблица 1. Региональные продажи филиалов японских компаний (2007)
Регион Стоимость продаж (млрд. долл.) Доля регионального рынка от общего объема продаж филиалов, расположенных в регионе (%)
Северная Америка 228,1 90,6
Азия 169,3 54,2
Европа 93,2 59,9
Для справки: Экспорт Японии в 2007 г. составил700 млрд. долл.
Источник: Japan Spotlight, January / February 2010, с. 51
делений японских корпораций (см. Табл.1).
Заметим, что ситуация зависимости от внешнего спроса некоторым образом напоминает ситуацию с импортом энергоносителей в Японию. Как только японская экономика начала переходить с угля на нефть, она сориентировалась на ближневосточную нефть (что было экономически вполне разумно), и эта стратегия оправдывала себя до тех пор, пока в регионе сохранялась относительная стабильность.
В конце восстановительного после второй мировой войны периода Японией был выбран путь экспортно ориентированнной индустриализации, и важнейшим экспортным рынком естественным образом стали США. И для одной, и для другой из стран это оказа-
лось закономерным следствием сложившейся в мире экономической и политической обстановки. И этот рынок «оправдывал надежды» японских компаний (экспортеров и прямых инвесторов), направлявших туда и производивших на месте продукцию конечного потребительского спроса, фактически до нынешнего кризиса. Понятно, что импульсы от экономики такого масштаба, как экономика США — как положительные, так и отрицательные — чрезвычайно сильны. Внушительные показатели экспорта японской продукции в США и региональных продаж филиалов с началом кризиса резко упали (см. Табл. 2), что стало одной из важнейших причин спада в японской экономике, самого глубокого среди развитых стран.
Таблица 2. Падение продаж филиалов японских компаний на региональных рынках (%)
Регион Июльсентябрь 2008 Октябрьдекабрь 2008 Январьмарт 2009 Апрельиюнь 2009
Сев. Америка 3, 3 16,8 38,4 33,5
Азия 22,2 1,2 20,1 22,6
Европа 2,6 25,1 41 40,7
Источник: Japan Spotlight, January / February 2010, с. 51
Поэтому сейчас страна и коалиционное правительство фактически стоят перед дилеммой: вернуться к идее опоры на внутренний спрос и/или трансформировать модель своего присутствия на международном рынке в отраслевом и географическом плане. Вполне очевидно, что в чистом виде ни один из вариантов реализоваться не может. Предлагаемая в обновленном варианте Новой экономической стратегии (декабрь 2009 г.), концепция экономического роста содержит обе эти идеи9.
Нужно отметить, что и в названном документе, и в Белой книге по международной экономике и торговле за 2009 г., в других правительственных документах, научных изданиях и публикациях в прессе, вновь обсуждаются положения и идеи докладов комиссии Х. Маэкавы о переориентации японской экономики с внешнего на внутренний спрос10.
В новой же экономической стратегии (2009 г.) провозглашается «третий путь» развития — стратегия роста, создающая новый спрос и занятость и опирающаяся на него. В перспективе должно возрасти значение внутреннего спроса как фактора экономического роста, и этот внутренний спрос будет создаваться за счет развития социальной инфраструктуры — здравоохранения, охраны окружающей среды, туризма и т.п.
Иными словами, мы наблюдаем возвращение к идеям докладов Маэкавы на новом витке развития (тогда внутренний спрос также предлагали стимулировать за счет развития инфраструктуры, но, в основном транспортной и рекреационной). Отличие состоит в том, что доклады Маэкавы готовились в период высокой конъюнктуры и относительного «переизбытка» финансовых ресурсов. Кроме того, предполагалось значительное финансовое участие государства в проектах создания инфраструктуры (и, действительно, так и было!). Сейчас же расчет делается на развитие новых форм государственночастного партнерства.
Идея сбалансированного развития экономики за счет внутреннего и внешнего рынков с еще большей определенностью проводится в одном из последних правительственных документов «The Industrial Structure Vision 2010», где она интерпретируется как достижение компромисса между глобализацией и достижением внутренней занятости. Предлагается, с одной стороны, продвигаться на растущие рынки, а, с другой, добиваться международной конкурентоспособности отраслей и производств «внутренней» экономики, привлекать высокотехнологичные виды деятельности изза рубежа, повышать качество человеческого капитала, стимулировать интернационализацию МСБ Японии, а также поддерживать инвестиции в стратегические сферы экономики (о них мы подробнее скажем далее — И. Т.).
Одновременно декларируется необходимость изменения характера позиционирования Японии в
мировой экономике. Осталась на повестке дня и даже еще больше актуализировалась идея «возвращения в Азию». Новизна, во всяком случае, в постановке вопроса, состоит в том, что Япония «может сосуществовать с другими странами Азии как страна, которая решит глобальные проблемы»11.
Решение глобальных проблем, по замыслу авторов обновленной стратегии, создаст новые сегменты спроса, раскрыв так называемый «латентный» спрос, т.е. спрос, который направлен на удовлетворение тех потребностей, которые пока не до конца осознаны обществом и не вполне коммерциализированы. Коалиционное правительство Японии видит два направления инноваций на этом пути — решение проблемы глобального потепления и стареющего общества. В первом случае будут создаваться сегменты спроса в таких областях как развитие транспортных систем, городов, изменения стиля жизни, во втором — за счет такого развития и совершенствования систем здравоохранения и социального обеспечения, которые позволят растить полноценное потомство и обеспечивать активное долголетие.
Япония также может экспортировать «рецепты» решения этих проблем («экспорт систем»), что приведет к созданию новых сегментов спроса в Азии — «спроса на решение социальных проблем» и создание полноценной социальной инфраструктуры. Таким образом, взаимодействия и сосуществуя с Азией, которая сейчас является центром роста, Япония обеспечит и себе источники роста. Кроме того, в Стратегии вновь подтверждается стремление Японии создать образ страны, открытой миру, а возможно, и стремление стать таковой. Для того чтобы Япония превратилась в привлекательную и открытую страну, авторы Стратегии предлагают выборочно концентрировать общественные инвестиции на строительстве и реконструкции портов, аэропортов и других «ворот» в страну для людей, товаров, денег12 . Идея «привлекательности» поддерживается «новой концепцией общественных услуг», предусматривающей развитие местных сообществ, культуры, искусства.
Историческая миссия новой японской администрации, по заявлению авторов Стратегии, состоит в том, чтобы предложить миру и, прежде всего, странам Азии «экономику для людей». Рискнем провести еще одну историческую аналогию: возможно, речь идет об обновленной концепции «стаи летящих гусей», и Япония намерена предложить азиатским странам новую модель развития взамен модели экспортно ориентированной экономики, то есть сбалансированный спрос с опорой на внутренний и внешний рынки, развитие сегментов спроса, связанных с удовлетворением более высоких и сложных, по большей части нематериальных потребностей людей.
Три основные магистральных направления Стратегии, рассчитанной на период до 2020 г., «работают» на эту идею:
— аферы роста, ведомые силами самой Японии (ок-
ружающая среда и энергетика, здравоохранение). Предполагается экспортировать товары и услуги, связанные с охраной окружающей среды, здравоохранением, социальным обеспечением в азиатские страны, в первую очередь, те, которые, как и Япония, уже столкнулись с проблемами «стареющего общества»13, также проводить совместные исследования и разработки с этими странами в названных сферах.
— сферы роста, ведомые «пионерскими» открытиями (Азия, туризм, возрождение регионов)14. В отношении продвижения в Азию новое правительство Японии выдвигает весьма амбициозные планы, а именно: создать территорию свободной торговли АТР (Free Trade Area of the Asia Pacific — FTAAP), проводить внутренние реформы, направленные на удвоение потоков людей, товаров, капиталов между Японией и АТР, содействовать удвоению доходов в азиатских странах с тем, чтобы расширить возможности роста (японской экономики — И. Т.).
Японские компании уже достигли высокой
степени интеграции с азиатскими экономиками, размещая там свои производства. Однако теперь во многих азиатских странах, по мнению авторов новой стратегии Японии, отмечаются такие тенденции как рост среднего класса и необходимость решения проблем, связанных с урбанизацией и окружающей средой. И это открывает новые возможности для Японии, которая столкнулась с подобными проблемами ранее и частично уже преодолела их. Япония может поделиться свои опытом экономического роста и стать «мостом» к азиатскому росту. Она готова объединить уникальные сильные стороны Японии в сфере развития инфраструктуры и охраны окружающей среды со стратегическим развитием бизнеса в азиатском регионе.
Япония, по замыслу авторов Стратегии, должна стремиться к созданию единого азиатского рынка путем устранения барьеров, либерализации, создания системы защиты прав интеллектуальной собственности. Кроме того, Япония намерена работать с другими азиатскими странами в области выработки единой системы стандартизации товаров, услуг, технологий15.
Вместе с тем Япония намерена проводить и внутренние реформы, которые обеспечат более активное и свободное взаимодействие с азиатскими странами. Это включает в себя:
— расширение возможностей для учебы и работы иностранцев в Японии;
— дальнейшее совершенствование транспортной инфраструктуры (например, превращение аэропорта Нарита в круглосуточные международные ворота Японии);
— упрощение процедур, необходимых для осуществления международных торговых операции и репатриации прибылей;
— повышение конкурентоспособности японских компаний в сфере финансов и других услуг;
— подготовка персонала для работы в международной предпринимательской среде.
— Что касается реализации идеи по удвоению дохода в Азии, то Япония готова способствовать экономическому росту в Азии в целом на основе расширения торговли, что создаст возможности для роста японской экономики. При этом перспективными направлениями экспорта являются такие товары и услуги как контент, мода, дизайн, кулинария, традиционное искусство;
— платформы роста (наука и технологии, занятость, человеческие ресурсы). Превращение Японии в технологически ориентированную нацию, государство науки и техники — идея не новая. Она была одной из ключевых в Новой стратегии экономического роста, предложенной в 2006 г. кабинетом либералдемократов. Присутствовала она и в более ранних документах, в том числе Базовых планах развития науки и техники. В рассматриваемой нами Стратегии 2009 г. предполагается рост расходов на научнотехническое развитие до 4% ВВП к 2020 г. и подтверждается намерение превратить Японию в поставщика инноваций на международный рынок (в первую очередь, это относится к инновациям в сфере экологии и социального обеспечения, информационнокоммуникационных услуг), изменив ее международную специализацию16.
Проблема изменения международной специализации Японии, конкурентоспособности японской экономики и соотношения внутреннего и внешнего факторов ее развития нашли также отражение и в документах МЭТП, посвященных оценке современного состояния японской экономики и проблемам, с которыми сталкиваются ее сектора и отрасли в наши дни, а также видению будущей экономической структуры страны17.
Эксперты МЭТП обеспокоены снижением основных показателей, характеризующих роль Японии в мировой экономике18. Они признают главной проблемой экономического роста обеспечение спроса, указывают на ограниченные возможности роста внутреннего рынка — как потребительского, так и производственного. Они же исходят из нацеленности компаний на преимущественное расширение зарубежной деятельности. В экономике уже образовался разрыв между компаниями и отраслями с высокой долей зарубежной деятельности и компаниями, работающими в стране19, что является одной из причин сохранения относительно низкой экспортной квоты Японии. В 20012007 гг. рост прибылей обрабатывающей промышленности на 36% был обеспечен 4 глобальными отраслями — автомобилестроением, сталелитейной промышленностью, электроникой и общим машиностроением.
Ситуация на внутреннем рынке для компаний
ведущих отраслей обра батывающей промышленности Японии отличается высоким уровнем конку ренции20. К тому же доля японских ТНК на некоторых важнейших рынках даже в период экономического подъема в Японии (2002 2007 гг.) падала, несмотря на то, что сами рынки росли. Это относилось, в частности, к рын кам автомобильных навигаторов, жидкокристаллических панелей, литиевых батарей.
Принципиальной представляется оценка экспертами МЭТП причин та кой ситуации. Таковыми они считают две:
— во первых, это последствия прежней модели вертикальной интегра ции производства с использованием модели «дружественной конкуренции» между японскими компаниями;
— во вторых, это растущая конкуренция: а) со стороны азиатских стран (в тех сферах, где Япония традиционно была сильна); б) со стороны США (в тех сферах, которые Япония собирается приоритетно развивать ИКТ, чис тые технологии, чистая энергетика, здравоохранение; со стороны Европы («зеленая экономика»)21.
Тем не менее, прогнозируется возможность роста доли на мировом рынке японских автомобилей и цифровых фотоаппаратов — и в том, и в другом случае за счет использования принципиально новых технических разра боток. Кроме того, специалисты МЭТП Японии рассчитывают на то, что компании ведущих отраслей японской промышленности существенно изме нят свои бизнес модели и обновят менеджмент в соответствии с современ ными условиями международной конкуренции22.
И все же относительные показатели вклада традиционных «локомоти вов» японской экономики в долгосрочном периоде должны снизиться, и это относится даже к автомобилестроению. Так, если в период с 2000 по 2007 г. включительно при общем росте ВВП в 48 трлн. иен прирост продукции ав томобилестрое-ния составил 18 трлн. (т.е. 38%), то в 2007 2020 гг., как ожида ется, из 310 трлн. прироста валового продукта около 48 % (149 трлн. иен) обеспечат 5 «стратегических секторов», выделенных МЭТП. Это в совокуп ности с расчетом количественных показателей является конкретизацией об щих положений Стратегии относительно «новых сфер роста», которые мы уже
Таблица 3. Прогноз рынка (объемов производства) и увеличение числа рабочих мест, которые могут быть созданы 5 стратегическими секторами
Рынок (трлн. иен) Число рабочих мест (млн.)
Стратегические сектора 2020 Прирост в 2007 2020 2007 2020 (Прирост в 2007- 2020)
Системы, относящиеся к инфраструктуре (атомная энергетика, железнодорожный транспорт, атомная энергетика) 179,3 83,2 0,098 0,285 (0,187)
Окружающая среда и решение энергетических проблем 13,4 (19,7 — с зарубежным производством) 12,3 (18,2 — с зарубежным производством) 0,299 0,661 (0,362)
Медицина, услуги по уходу за престарелыми и детьми (без учета государственной системы социального обеспечения) 30,6 23,7 2,118 3,252 (1,134)
Отрасли, опирающиеся на культурные ценности (мода, контент, туризм) 56,6 6,9 2,997 3,261 (0, 264)
Отрасли, связанные с технологическими прорывами (робототехника, освоение космоса) 48,2 27,4 0,567 1,199 (0,632)
Влияние на другие сектора и отрасли экономики 65,8
Всего 149,0 2,579 (чистый прирост)
Составлено по: The Industrial Structure Vision 2010 (outline) May, 2010, p. 2. Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/policy/economy/industrial.html)
рассматривали (см. Табл. 3).
В целях повышения международной конкурентоспособности японской экономики предлагается параллельно расширять присутствие японских компаний на зарубежных рынках, как в традиционных глобальных отраслях обрабатывающей промышленности, так и в новых стратегических отраслях, причем не просто в форме экспорта отдельных товаров и услуг, а «системных решений проблем» (возможно, это будет нечто похожее на реализацию проектов «под ключ», но в других сферах). Так, к 2020 г. предполагается рост экспорта товаров, услуг и «систем» стратегическими отраслями на 41 трлн. иен, что превышает стоимость экспорта 4 глобальных отраслей в 2009 г.23
У нас нет возможности оценить реалистичность и достоверность количественных прогнозных оценок24 , однако, рискнем высказать несколько соображений относительно состава новой группы стратегических секторов. По большей части, они включают отрасли, производства и виды деятельности, относящиеся к производственной и социальной инфраструктуре, со всеми вытекающими отсюда последствиями и особенностями — длительными сроками окупаемости проектов, высокими эксплуатационными расходами, высокими затратами на исследования и разработки. Поэтому возникает вопрос о том, насколько эти отрасли будут привлекательны для компаний.
Что касается «культурных отраслей», их развития, то здесь видится, по крайней мере, несколько проблем: 1) относительно невысокий мультипликационный эффект; 2) необходимость для компаний в области моды и дизайна иметь сильные, всемирно признанные бренды, которыми обладают немногие японские корпорации; 3) относительно низкая ценовая конкурентоспособность туристической отрасли. Тем менее, в деле развития «культурных отраслей, уже сделаны практические шаги: в составе МЭТП Японии создано специальное подразделение «Creative Industries Promotion Office», которое должно содействовать развитию таких «индустрий» как стратегического сектора японской экономики и помогать их выведению на зарубежные рынки25.
Конечно, не остаются без внимания и глобальные отрасли — автомобилестроение, электроника и другие. Как мы уже отмечали выше, предусматриваются меры по стимулированию их продвижения на развивающиеся рынки, повышению технологического уровня (производственные кластеры). Обсуждается вопрос о снижении уровня налогообложения корпораций, который сейчас один из самых высоких среди развитых стран. Специальные меры предусмотрены и для повышения уровня интернационализации японского фондового рынка. По показателю
числа иностранных компаний, прошедших листинг на ведущих биржах мира, Япония существенно уступает не только НьюЙорку и Лондону, но и Сингапуру26.
В то же время для того чтобы запустить механизм роста, конечно, разработаны и неотложные меры, которые направлены на активизацию инвестиций в жилищное строительство и оборудование. В частности, предусматривается пакет финансовых мер, в том числе увеличение квот на государственные гарантии по займам, увеличение общественных фондов финансирования МСБ, стимулирование кредитования компаний среднего и крупного размера.
Важнейшей составной частью экономической стратегии Японии, присутствие которой свидетельствует о системном характере перестройки японской экономики, является пересмотр отношений государства и бизнеса и роли государства в экономике. В условиях, когда, по мнению японских политиков и экспертов, во многих странах мира государство активно поддерживает стратегические сферы экономики и защищает национальную экономику, Япония также намерена приспосабливаться к этим новым правилам международной конкуренции. По сути, это означает курс на продолжение активной политики стимулирования приоритетных отраслей, сфер деятельности, групп предпринимателей (МСБ) и региональных экономик, но в обновленных формах. В связи с этим предлагается концепция государственночастного партнерства (ГЧП) с использованием рыночных механизмов и даже «стирание границ между общественным и частным секторами» для решения комплексных проблем, связанных с повышением конкурентоспособности Японии в глобальной конкурентной борьбе (речь идет, конечно, о беспрепятственном взаимодействии, а не об изменении форм собственности или чемто подобном). В рамках ГЧП предполагается формирование консорциумов, исследовательских центров с участием общественного и частного секторов, реорганизация деятельности государственных банков (в частности, Японского банка международного сотрудничества).
Итак, правительство Японии в настоящее время определяет стратегическое направление развития экономики на основе занятости, окружающей среды, науки и технологии, детства и Азии27.
Наряду с традиционными глобальными отраслями, «локомотивами» экономического роста должны стать новые сферы, которые еще не вполне сформировались. Устойчивый спрос на их товары, а, главным образом, услуги и «системы», со стороны населения и общественного сектора определяется не только «платежеспособностью» людей, но и зависит от качества и образа их жизни, систем ценностей,
которые они разделяют. Поэтому спрос этот еще только предстоит создать, хотя предпосылки к этому в японском обществе есть. Менее вероятной, однако, кажется возможность формирования такого рынка в азиатских странах, куда предполагается экспортировать «продукцию» стратегических отраслей.
Поэтому в среднесрочной перспективе движущими силами японской экономики останутся все же глобальные отрасли, которые, по мнению японских правительственных экспертов, также должны идти по пути инновационного во всех отношениях — от технологий до обучения персонала, — развития.
В плане позиционирования Японии в мировой экономике и экономического взаимодействия с внешним миром мы наблюдаем своего рода развитие по спирали: страна возвращается к старым идеям и концепциям, но на другом уровне, новом витке исторического развития. Это относится, в частности, к идее достижения сбалансированности внутреннего и внешнего спроса, очередному изменению международной специализации страны. Особенно наглядно развитие по спирали проявляется в отношении азиатских рынков. В условиях, когда азиатские рынки превратились в приоритетные для японских компаний, повысился уровень значимости региона
и в системе государственной политики, т.е. Япония «возвращается» в Азию.
Степень активизации политики в отношении региона (в первую очередь, конечно, Восточной Азии) такова, что можно говорить: Япония наме рена не просто приспосабливаться к новым условиям, а фактически способствовать целенаправленному формированию рынка для своих компаний по четко определенным сегментам (социальная инфраструктура, целевая аудитория — средний класс, который также нужно сформировать!). Однако, сможет ли Япония вернуть себе позиции регионального экономического лидера, предложив новую модель развития для соседей по региону? Ответ неочевиден...
Summary: The article enlightens new economic strategy of the Government of Japan, oriented at system restructuring of the country’s economy till 2020. The author analyses the problems of structural modernization of Japan’s economy, development of new priority spheres and renewal of governmental-private partnership model. Besides the author considers the role of Asia in foreign affairs priorities of Japan.
------------ Ключевые слова ---------------
Япония, новая экономическая стратегия, экономическая модель, мировой финансовоэкономический кризис, Япония и Азия, государственно-частное партнерство
------------- Keywords -------
Japan, new economic strategy, economic model, world financial — economic crisis, Japan and Asia, governmental-private partnership
Примечания
1. Издается влиятельным экономическим министерством Японии — Министерством экономики, торговли и промышленности
2. Последний премьер-министр при правительстве либерал-демократов, которые были у власти с 1955 г. (с небольшим перерывом), летом 2009 г. власть перешла к коалиции партий.
3. Политические и социально-экономические преобразования в Японии, начавшиеся в 1867-68 гг., в резуль-тате которых образовалось централизованное государство, и страна стала на путь развития рыночно-капиталистического хозяйства, а также начала взаимодействовать с внешним миром («открылась» миру по-сле периода длительной изоляции).
4. White Paper on International Economy and Trade 2009, pp.484-486
5. Разработка новой модели и стратегии долгосрочного роста активно велись при правительстве Дз. Коидзу-ми, занимавшего пост премьер-министра в 2001-2006 гг. При премьер-министре Дз. Коидзуми был создан Совет по комплексной финансовой и экономической реформе, который совместно с существовавшим ранее Советом по экономической и финансовой политике и при активном участии различных министерств и ве-домств, прежде всего, Министерства экономики, торговли и промышленности Японии Нлвая стратегия эко-номического роста. Эта работа была продолжена кабинетами С. Абэ и Я. Фукуда. В 2005 г. Советом по эко-номической и финансовой политике Японии был обнародован документ под названием «Japan's 21st Century Vision», в котором определялись основные факторы и направления развития Японии на ближайшую четверть века, а также намечался курс дальнейшего реформирования экономики и социальной сферы Япо-нии — Japan's 21st Century Vision (http:// www.keizai-shimon.go.jp/english/publication/pdf/050419visionsummary_fulltext.pdf); FY 2007 Economic and Industrial Policy: Key Points. Aug. 2006. Ministry of Economy, Trade and Industry, p.1. Подробнее о разработке Стратегии и ее содержании см. Тимонина И.Л. Япония в глобальной экономике: настоящее и будущее. — Глобальные вызо-вы — японский ответ, М., АИРО-XXI, 2008, с.151 — 175.
6. Эта Стратегия стала частью Фундаментальных принципов стратегии экономического роста страны и вместе с Новой национальной энергетической стратегией (New National Energy Strategy) и Глобальной экономиче-ской стратегией (Global Economic Strategy) — была положена в основу текущей экономической и промыш-ленной политики правительства.
7. В наиболее полном виде обновленная стратегия экономического роста Япония представлена в следующих документах: The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009 — (kan-tei.go.jp/foreign/.../2009/1230sinseichousenryaku_e. pdf); Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010. Ministry of Economy, Trade and Industry (me-ti.go.jp/ english/policy/economy/pdf/2010jindustries.pdf); The Industrial Structure Vision 2010
(outline) May, 2010,Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/policy/economy/industrial. html); Summary of the White Paper on Manufacturing Industries (Monodzukuri) 2010. June 2010. Ministry of Economy, Trade and Industry, Ministry of Health, Labour and Welfare, Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology (http://www.meti.go.jp/english).
8. The Industrial Structure Vision 2010 (outline) May, 2010,Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/ policy/economy/industrial.html)
9. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009
10. Попытка частичной переориентации экономики с внешнего на внутренний спрос, предпринятая в Японии в середине 80-х годов, была обоснована в так называемом «докладе комиссии Х. Маэкава» 1986 г. и была ответом на рост курса иены в середине 80-х годов и реакцией на недовольство торговых партнеров, прежде всего США, на достигший колоссальных размеров дефицит в торговле с Японией. См., например, Haraoka N. Basic Strategy for Post-Crisis Growth. More Stress on Domestic Demand Needed — Japan Spotlight, May / June 2009, p. 52 - 53.
11. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009, p. 5
12. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009, p. 6 — 7.
13. В частности, предполагается к 2020 г. увеличить рынок экологических товаров и услуг до 50 трлн. иен и создать в этой сфере 1, 4 млн. рабочих мест и продвигать модель «экожилья». Рынок услуг здравоохранения предполагается увеличить до 45 трлн. иен, а число рабочих мест — до 2, 8 млн. чел.
14. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009, p. 10, 15.
15. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009, p. 22 - 24.
16. The New Growth Strategy (Basic Policies). Toward a Radiant Japan . December 30, 2009, p. 39, 42 - 44.
17. Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010.Ministry of Economy, Trade and Industry; The Industrial Structure Vision 2010 (outline) May, 2010,Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/policy/economy/industrial. html);
18. Так, доля Японии в мировом ВВП снизилась в 1990 — 2008 гг. с 14,3 до 8,9 %, по показателю ВВП на душу населения страна
опустилась в 2000-2008 гг. с 3 на 23 место, по показателю конкурентоспособности IMD — с первого на 22 место в 1990 —
2008 гг. Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010.Ministry of Economy, Trade and Industry/ p. 5
19. Добавленная стоимость в расчете на одного занятого в глобальных корпорациях значительно выше, чем в малых и средних компаниях, работающих на внутреннем рынке.
20. Так, в соответствии с проведенным авторами исследованием объема внутреннего рынка в расчете на одну компанию в Японии и в Южной Корее, для южнокорейских автомобилестроителей и сталелитейных компа-ний этот показатель в 1,5 раза превышает аналогичный показатель для японских компании компаний соот-ветствующих отраслей. В производстве мобильных телефонов данное соотношение составляет 2,2, в элек-троэнергетике — 3,9. Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010.Ministry of Economy, Trade and Industry, p. 21
21. Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010.Ministry of Economy, Trade and Industry/ p. 27
22. The Industrial Structure Vision 2010 (outline) May, 2010,Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/ policy/economy/industrial.html);
23. The Industrial Structure Vision 2010 (outline) May, 2010, p. 2. Ministry of Economy, Trade and Industry (http://www.meti.go.jp/english/ policy/economy/industrial.html);
24. Эксперты МЭТП Японии использовали оценки авторитетной консалтинговой компании Mitsubishi UFJ Re-search and Consulting Co. Ltd
25. http://www.meti.go.jp/english/press/data/20100608_01.html
26. Current Status and Issues Facing Japanese Industries. February, 2010.Ministry of Economy, Trade and Industry/ p. 40
27. По формулировке кабинета министров. — Emergency Economic Countermeasures for Future Growth and Security <Outline> December 8, 2009, p. 2 (http://www5.cao.go.jp/keizai/index-e.html )