Научная статья на тему 'Жизнь после конца света, или перспективы предпринимательства-2013'

Жизнь после конца света, или перспективы предпринимательства-2013 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ / ПАТЕНТ / НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зимовец Александр Владимирович

В работе рассматриваются основные тенденции развития налогового законодательства РФ в 2013 году. Особое внимание уделено изменениям, которые затронут малое и среднее предпринимательство

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жизнь после конца света, или перспективы предпринимательства-2013»

А.В. ЗИМОВЕЦ

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ КОНЦА СВЕТА, ИЛИ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА-2013

Corruptissima re publica plurimae leges. (Чем хуже государство, тем больше в нём законов).

В работе рассматриваются основные тенден- которые затронут малое и среднее предпринима-

ции развития налогового законодательства РФ в телъство.

2013 году. Особое внимание уделено изменениям,

Малое и среднее предпринимательство, налоговое законодательство РФ, патент, налоговое планирование, специальные режимы налогообложения.

Формирование и развитие сектора малого и среднего предпринимательства - одно из приоритетных направлений совершенствования любой рыночной экономики. Именно малый и средний бизнес является наиболее мобильным, именно он способен оперативно занять свободные рыночные ниши и внедрить (при достаточном финансировании) инновационный продукт.

Однако несмотря на прилагаемые государством и местными органами власти усилия, все же наблюдается ряд серьезных проблем, препятствующих успешному развитию малого предпринимательства. Чаще всего проблемы возникают из-за крайне неэффективного, непродуманного законодательства. Реже - из-за неспособности начинающего предпринимателя разобраться с макро- и микросредой своего бизнеса.

Чтобы стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, в нашем государстве реализуются различные программы его поддержки [1], которые постоянно обновляются, совершенствуются и активно пропагандируются чиновниками. Однако зачастую их эффективность сводится на нет из-за ограниченности условий их применения, недостаточного объема финансирования, а также крайне затянутых сроков реализации программ.

Еще одна сложность в поддержке малого и среднего бизнеса - контроль за расходованием денег: предприятие имеет право с помощью полученной от государства субсидии делать вложения в основные средства, организацию рабочих мест, аренду помещений и зданий, закупку расходных материалов и сырья для производства. Остальные направления расходования денежных средств не признаются целевыми. Поэтому многие начинающие предприниматели не спешат за государственной поддержкой, надеясь только на свои силы и на то, что государство если и не поможет начать бизнес, то уж по крайней мере не будет этому препятствовать. Но не тут-то было.

Во-первых, с 1 января 2013 г. на 13% увеличен размер минимальной заработной платы - до 5205 руб. [2]. Более того, по официальным данным в 2014 г. Правительство России планирует вернуться к ставке социальных платежей в 34% (вместо действующей на момент написания статьи ставки в 30 и 26% по данным 2010 г.). Казалось бы, государство заботится о малообеспеченных слоях населения, о пенсионерах и предпринимает усилия, чтобы уменьшить разницу между величиной минимального прожиточного уров-

ня и минимальной заработной платы. Однако бизнесу увеличение минимальной заработной платы грозит лишь увеличением расходов: не стоит забывать, что НДФЛ и социальные платежи во внебюджетные фонды по нанятым сотрудникам исчисляются именно от величины заработной платы. В этих условиях предприниматель будет стремиться снизить налоговую нагрузку, заключая трудовые договоры на неполную ставку, а оставшуюся часть заработной платы выплачивая «в конвертах». Возможен и другой вариант - работодатель «скомпенсирует» увеличенные платежи в бюджет и внебюджетные фонды за счет снижения заработной платы сотрудников.

Пример 1. Предположим, что работодатель планирует потратить на 1 сотрудника 20 000 руб. При ставке отчислений во внебюджетные фонды в размере 30% от ФЗПработник получит заработную плату в размере 15 384,62 руб. (с НДФЛ), а во внебюджетные фонды будет перечислено 4 615,38 руб. Когда же ставка отчислении будет увеличена до 34%, то при той же возможности работодателя «потратить» на сотрудника 20 000 руб. он выплатит ему всего лишь 14 925,37 руб. (на 459,25 руб. меньше). Да, конечно, такие действия законодателя снизят его проблемы в пенсионном секторе, но вряд ли приведут в восторг работодателя.

Немалый интерес представляет и проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» [3], в соответствии с которым фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется следующим образом (см.таблицу):

Период Размер страхового взноса

2013 год тариф 2 х МРОТ х страховых х 12 взносов

2014 год тариф 2,5 х МРОТ х страховых х 12 взносов

2015-й и последующие годы тариф 3 х МРОТ х страховых х 12 взносов

Пример 2. Индивидуальный предприниматель, работающий на УСН (доходы - 6%), получая в месяц доход в размере 20 000 руб., не пользующийся никакими льготами, платил 1200 руб. налога и 1434 руб. социальных платежей. Чистого заработка предпринимателю оставалось 17 366 руб. Однако в 2015 г., учитывая все изменения, ему придется платить социальных платежей уже 5481 руб., что при той

же валовой выручке принесет предпринимателю доход в размере всего лишь 13 319 руб. Разница довольно существенная...

Ситуация возникает двоякая. С одной стороны, чтобы снизить налоговую нагрузку, предприниматели будут агитировать своих сотрудников создавать собственные ИП. С другой - многие индивидуальные предприятия будут закрываться, так как их больше всего именно в малом бизнесе, которому сложно выживать в сложившихся обстоятельствах. И еще один момент: далеко не все сотрудники с радостью побегут открывать ИП, ведь тогда им придется ежегодно платить отчисления в Пенсионный фонд, которые тоже растут стремительными темпами.

Альтернативой, хоть исомнительной, может стать регистрация предпринимательства в виде общества с ограниченной ответственностью. Дело в том, что открытие ООО более затратно в денежном выражении, для него требуется большее количество документов на регистрацию, выше штрафы за налоговые и админис тративные правонарушения. Кроме того, ООО сложнее закрыть обычным способом, нежели ИП. Поэтому исходя из того, что отчисления в Пенсионный фонд производятся из фонда оплаты труда сотрудников, собственники малого бизнеса прибегнут к практике снижения номинальной заработной платы, в то время как реальные доходы сотрудников, получаемые в так называемых «серых конвертах», будут значительно выше.

Однако и это еще не все изменения в законодательстве. Согласно закону «О бухгалтерском учете», который был принят в ноябре 2011 г. (ФЗ № 402 от 6.12.11) и вступает в силу в 2013-м, малый бизнес, в т.ч. компании на «упрощенке», теперь будет обязан вести бухучет, а также предоставлять отчетность в полном объеме.

Конечно, компании, которые относятся к малому бизнесу и находятся на «упрощенке», по большей части не ведут бухучет. Иными словами, они не обязаны отражать в бухгалтерии покупку товаров, продажу услуг, оплату аренды и т.д. и, соответственно, не должны сдавать балансы. Такое право давал им прежний закон «О бухгалтерском учете» (№129-ФЗ от 21 ноября 1996 г., п. 3 ст. 4), и компании должны были только вести учет основных средств и нематериальных активов. Но поскольку у малого бизнеса, как правило, таких активов нет, то отражать в отчетности нечего, и она не ведется.

Согласно новому закону «О бухгалтерском учете», компании на «упрощенке» теперь будут обязаны вести бухучет, а также предоставлять отчетность в полном объеме. При этом до сих пор остается открытым вопрос, потребуется ли в 2013 г. восстанавливать сведения бухучета за прошедшие 2 года.

Естественно, такое нововведение для малого биз-неса потребует дополнительных затрат. В среднем стоимость оплаты труда одного бухгалтера составляет 15-30 тыс. руб. Помимо этого бизнесмену придется оплатить все сборы во внебюджетные фонды и потратиться на создание рабочего места, оборудованного компьютером и специализированным программным обеспечением.

Пользоваться услугами аутсорсинговой компании вместо приема в штат бухгалтера на постоянной основе тоже недешево. Стоимость месячного ведения полного бухгалтерского учета предприятия колеблется от 5 до 15 тыс. руб. В этих условиях единственным доступным вариантом решения проблемы с ведением бухгалтерского учета для малого бизнеса остается наём надомника. Стоимость работы такого бухгалтера около 1,5-5 тыс. руб. И пусть бухгалтер-надомник не является высококвалифицированным специалис-том, зато бизнесмен, используя этот вариант, сэкономит на оплате труда и создании дополнительного рабочего места.

Еще одним изобретением отечественного законодателя является выделение патентной системы налогообложения в отдельную главу Налогового кодекса. Перечень подпадающих под систему налогообложения видов деятельности составляет 47 пунктов, налоговая ставка патента - 6% от потенциально возможного годового дохода, который будет устанавливаться субъектом РФ и не сможет быть меньше 100 тыс. и больше 1 млн руб. То есть стоимость патента может составлять от 6 тыс. до 60 тыс. руб. в год. Налоговую декларацию при работе на патенте в налоговый орган представлять не потребуется.

И хотя законодатель пытается убедить бизнес в том, «как выгодна эта система налогообложения», он забывает сказать об одном: патентная система налогообложения, в отличие от того же ЕНВД, не предусматривает уменьшения стоимости патента на страховые взносы по обязательному страхованию.

Ксожалению, постоянно меняющеесязаконодагель-ство не позволяет в полнэй мере оценить перспективы изменения налогообложения малого и среднего бизнеса в грядущее время, однако если учесть динамику акцизных сборов на горюче-смазочные вещества, перспективы введения налога на роскошь и повышение ставок по НДС, урезание объемов финансирования субсидий из средств бюджета, а также (что немаловажно для российского бюджета) прогноз снижения цен на нефть, то возникает резонное предположение о том, что малый бизнес попросту может не выдержать свалившегося на него «счастья» и будет вынужден либо «уйти в тень», что понятно, но незаконно, либо свернуть свою деятельность, что опять же понятно, но обидно и вряд ли полезно для государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЗимовецА.В. Программы субсидирования малого предпринимательства на примере г.Таганрога. Проблемы и решения: сборник докладов научно-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых. «Актуальные проблемы экономики и бухгалтерского учета»20-21 апреля 2012 г. Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2012.

2. ФЗ от 03.12.2012 №232-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».

3. Шр://сл0в0предпринимателю.рф/а55е15/й1е5/55йй/ FZ.doc - проект ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» (дата обращения: 08.12.12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.