ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
УДК 908 DOI 10.23683/0321-3056-2018-3-75-81
ЖИЗНЬ И ВУЗОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.П. ЕФЛЕЕВА В ЯКУТСКОМ, ГРОЗНЕНСКОМ И КУЙБЫШЕВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНСТИТУТАХ (1940-1957 ГОДЫ)
© 2018 г. Х.А. Матагова а, Р.И. Петрова b
а Чеченский государственный университет, Грозный, Россия, b Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия
LIFE AND UNIVERSITY ACTIVITIES OF A.P. EFLEEV IN YAKUTSK, GROZNY, AND IN THE KUIBYSHEV PEDAGOGICAL INSTITUTES
(1940-1957)
Kh.A. Matagova а, R.I. Petrova b
а Chechen State University, Grozny, Russia, b Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Матагова Хатмат Абуевна -кандидат исторических наук, доцент, кафедра отечественной истории и политологии, исторический факультет, Чеченский государственный университет, ул. А. Шерипова, 32, г. Грозный, Чеченская Республика, 364000, Россия. E-mail: [email protected]
Петрова Раиса Иннокентьевна -кандидат технических наук, доцент, кафедра методики преподавания физики, Физико-технический институт, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
ул. Белинского, 58, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), 677000, Россия. E-mail: [email protected]
Khatmat A. Matagova -
Candidate of History, Associate Professor,
Department of National History and Political Science,
Faculty of History,
Chechen State University,
A. Sheripova St., 32, Grozny, Chechen Republic,
364000, Russia.
E-mail: [email protected]
Raisa I. Petrova -
Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Physics Teaching Methods, Institute of Physics and Technology, Ammosov North-Eastern Federal University,
Belinskogo St., 58, Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), 677000, Russia. E-mail: [email protected]
Анализируется жизненный путь талантливого организатора, руководителя, ученого, математика А.П. Ефлеева на основе воспоминаний, документов и опубликованных материалов. Рассматривается его вузовская деятельность в Якутском, Грозненском и Куйбышевском педагогических институтах в 1940-1957 гг. В период становления, а затем военного и послевоенного восстановления А.П. Ефлеев возглавил работу вначале Якутского, затем - Грозненского государственного педагогического институтов. В 1951-1957 гг. его научно-педагогическая деятельность оказалась связанной с Куйбышевским педагогическим институтом, в котором он занимал должность заместителя директора по научно-учебной работе. Многие задачи,иногда казавшиеся неразрешимыми, в деле развития образования и конкретной работы вузов были им успешно решены. Его огромный вклад и участие в создании советской образовательной системы, успешной деятельности вышеуказанных учебных заведений неоценим. Талант организатора и исследователя, преданность науке, работоспособность, глубокая порядочность оставили огромную память в сердцах его сотрудников, а также несколько ярких страниц в истории российского образования.
Ключевые слова: Александр Петрович Ефлеев, математико-механический факультет, Ленинградский государственный университет, преподавание, Ленинградский военно-механический институт, Военно-транспортная академия РККА им. Л.М. Кагановича, Якутский педагогический институт, Грозненский педагогический институт, Куйбышевский педагогический институт.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
The life path of a talented organizer, leader, scientist, mathematician is analyzed on the basis of memoirs, documents and published materials. The article deals the University activities in Yakutsk, Grozny and Kuibyshev Pedagogical Institutes in 1940-1957. During the period of formation of the military and post-war reconstruction A.P. Efleev headed the work of the Yakutsk and then Grozny State Pedagogical Institutes. In 1951-1957 his scientific and pedagogical activity was connected with the Kuibyshev Pedagogical Institute, where he held the position of Deputy Director for scientific and educational work. Many tasks, sometimes seemingly unsolvable, in the development of education and the specific work of universities have been successfully solved by him. His great contribution and participation in the creation of the Soviet educational system, the successful operation of the above educational institutions is invaluable. The talent of the organizer and researcher, devotion to science, efficiency, deep decency left a huge memory in the hearts of its employees, as well as several bright pages in the history of Russian education.
Keywords: Alexander Efleev, Faculty of Mathematics and Mechanics, Leningrad State University, teaching, Leningrad Military Mechanical Institute, Kaganovich Military Transport Academy of the Red Army, Yakutsk Pedagogical Institute, Grozny Pedagogical Institute, Kuibyshev Pedagogical Institute.
Образцом высокого служения науке и образованию является деятельность Александра Петровича Ефлеева. Его опыт может быть поучительным для представителей профессорско-преподавательских кадров высших учебных заведений.
Изучаемая проблема не являлась предметом специального исследования. Однако отдельные страницы биографии А.П. Ефлеева освещались в коллективных работах, посвященных истории высших учебных заведений, в которых в разное время он работал [1-6].
Следует признать, что деятельность А.П. Ефлеева в Грозненском государственном пединституте освещена не достаточно полно. Отдельные вопросы проблемы рассматривались в публикации Х.А. Матаговой [7]. Редакционной коллегии юбилейного издания, посвященного истории и современности Чеченского госуниверситета, удалось восстановить лишь некоторые факты биографии А.П. Ефлеева из рассказов его бывших студентов и коллег [8, с. 36].
В настоящее время не существует обобщающей работы, посвященной изучению жизни и деятельности А.П. Ефлеева в Якутском, Грозненском и Куйбышевском пединститутах.
Александр Петрович Ефлеев родился «в 1912 г. на станции Болоджари Закавказской железной дороги Бакинской области в семье рабочего, по национальности русский» [2, с. 76]. В 1930 г. он закончил девятилетнюю школу. В 1930-1935 гг. учился на математико-механическом факультете Ленинградского государственного университета по специальности «Аэрогидромеханика». После окончания университета «получил квалификацию научного работника 2 разряда в области аэромеханики и преподавателя вуза, втуза, преподавателя технических рабфаков и старших классов средней школы» [2, с. 76].
Но научно-педагогическая деятельность А.П. Ефлеева была связана не только с тремя вышеназванными учебными заведениями. Свою трудовую карьеру он начинает в г. Ленинграде в 1934-1936 гг. старшим инженером Научно-исследовательского института военного кораблестроения Министерства Военно-Морского Флота СССР (ныне - НИИ (кораблестроения и вооружения ВМФ) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»).
В 1936-1939 гг. А.П. Ефлеев учится в аспирантуре, но защита кандидатской диссертации состоится значительно позже, в период его работы в Грозненском госпединституте, о чем будет сказано чуть ниже.
Педагогическая деятельность А.П. Ефлеева началась в 1938-1939 гг. в качестве преподавателя теоретической механики в Военно-механическом институте Народного Комиссариата тяжелой промышленности (ныне - Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова) и по совместительству в Военно-транспортной Академии РККА им. Л.М. Кагановича (ныне - Военная ордена Ленина академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации). К сожалению, более подробными сведениями о его научно-педагогической работе в указанных учебных заведениях г. Ленинграда мы не располагаем, но надеемся, что дальнейшие исследования позволят нам осветить неизвестные страницы его биографии.
Последующая деятельность А.П. Ефлеева оказалась связанной с Якутским педагогическим институтом. Национальные республики нуждались в помощи со стороны центральных учреждений в создании советской образовательной системы. Политические изменения в начале XX в. стали новой страницей в отечественной
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
истории, в том числе и в образовании. Советской властью в качестве главной ставилась задача всеобщего и бесплатного обучения. Свидетельством успешно проведенной работы явилось введение всеобщего обязательного начального образования в 1930-1931 гг. Значительный рост сети школ вызвал необходимость в ускоренной подготовке школьных учителей. С 1933 г. в стране учреждаются двухгодичные учительские институты, где готовили учителей 5-7-х классов, в числе которых в 1936 г. был открыт Якутский, в 1938 г. - Чечено-Ингушский.
Особенно сложной оставалась ситуация в национальных окраинах, уровень развития образования в которых был невысоким, где существовала проблема с высококвалифицированными педагогическими кадрами. Без помощи центральных и местных партийных и государственных органов эта проблема не могла быть решена. Помощь Народного комиссариата просвещения (НКП) РСФСР национальным республикам выражалась в различных формах, в том числе и в направлении квалифицированных работников. Среди них оказался А.П. Ефлеев, который был командирован НКП РСФСР в Якутский государственный педагогический институт (ЯПИ) в феврале 1940 г.
23 февраля 1940 г. он был назначен заведующим кафедрой математики, доцентом данной кафедры и по совместительству временно исполнял должность декана физико-математического факультета ЯПИ. В числе преподаваемых им дисциплин были математический анализ, теоретическая механика и теория функций комплексного переменного. С 18 августа 1941 г. он исполнял обязанности декана физико-математического и естественного факультетов (до 20 октября 1942 г.) в связи с временным упразднением должности декана естественного факультета из-за малочисленности студентов [2, с. 76].
Сохранились свидетельства о его преподавательской деятельности в ЯПИ. Так, в монографии «Вспомним сердцем своим ...» приводятся следующие воспоминания ветерана войны и тыла В.В. Алексеева: «Он излагал материал спокойно и ровно, хорошо иллюстрировал теоретический материал и своеобразно вел практические занятия. Он всегда добивался того, чтобы студенты самостоятельно решали задачи. Но зато на консультациях он показывал подробные решения задач. Александр Петрович много рассказывал о своих учителях - об академике В.И. Смирнове, о профессорах Н.М. Гюнтере, Р.О. Кузьмине и о
других. Был он широко образованным математиком» [2, с. 77].
С началом Великой Отечественной войны преподавательская деятельность А.П. Ефлеева в течение почти одного года совмещалась с работой в подразделениях всеобщего военного обучения (всевобуча), где готовились резервы для Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Для пополнения действующей армии подготовленным командным и рядовым составом необходимо было организовать изучение населением военного дела. Поэтому 17 сентября 1941 г. Государственным Комитетом Обороны было принято постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Всевобуч проводился в определенные периоды (очереди). Системой всевобуча было охвачено мужское население в возрасте от 16 до 50 лет.
Можно только догадываться о простых человеческих чувствах А.П. Ефлеева, который продолжал честно служить стране, науке и образованию, не зная о судьбе своих родителей, проживавших в оккупированном немцами г. Прохладном, и сыне, который остался в г. Ленинграде.
По собственному свидетельству, А.П. Ефле-ев принимал участие во всевобуче 1 -й (зимний период 1941-1942 гг.), 2-й (15 марта - 15 августа 1942 г.), 3-й (вторая половина 1942 г.) очереди. В первой очереди он был начальником штаба стрелкового батальона и за работу получил благодарность от командования полка всевобуча и военкомата; во второй очереди - командиром батальона специальных подразделений и в соревнованиях между батальонами занял первое место, за что получил благодарность; в третьей очереди сначала был начальником штаба полка всевобуча г. Якутска, а затем по особому заданию назначен командиром комсомольской молодежи батальона специальных подразделений, подготавливаемых в непосредственно действующих фронтовых частях [9, л. 70].
За это же время А.П. Ефлеев дважды сопровождал эшелоны из лиц, призванных в РККА: первый раз в качестве комиссара эшелона, а второй - в качестве начальника. Эшелоны сопровождались из Якутии до Иркутска по р. Лене и Ангаре.
25 ноября 1942 г. Постановлением Совнаркома ЯАССР А.П. Ефлеев был назначен заместителем Наркома просвещения Якутии по военной подготовке школьников. В этой долж-
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
ности он проработал до июля 1944 г. и считался кадровым офицером РККА [9, л. 70].
Уже занимая должность директора Грозненского пединститута, А.П. Ефлеев 2 ноября 1945 г. обращается в НКП РСФСР с просьбой рассмотреть представление к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Вероятно, он был награжден этой высокой наградой, но сведениями об этом мы не располагали [7]. Однако поисковая работа и помощь коллег из СевероВосточного федерального университета имени М.К. Аммосова (ранее - Якутский пединститут) и из Самарского государственного социально-педагогического университета позволили восстановить эти факты из биографии А.П. Ефлее-ва. Выяснилось, что он Указом Президиума Верховного Совета СССР был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» 6 июня 1945 г. Эта военная награда оказалась не единственной: 9 мая 1945 г. он был также награжден медалью «За победу над Германией» Президиумом Верховного Совета СССР [6, с. 320].
В июле 1944 г. по ходатайству СНК ЯАССР А.П. Ефлеев был демобилизован из РККА и освобожден от работы в Наркомпросе Якутии для более эффективного использования по специальности и укрепления работы ЯПИ [9, л. 70]. После чего его назначают директором Якутского педагогического института.
С 1 июля 1944 г. А.П. Ефлеев вновь продолжил преподавательскую работу в качестве и. о. доцента на физико-математическом факультете ЯПИ. В период с 20 сентября 1944 г. до 5 марта 1945 г. занимал должность директора ЯПИ.
По его неоднократным просьбам и в связи с долгой работой на Крайнем Севере в марте 1945 г. А.П. Ефлеев был откомандирован из Якутии г. Москву в распоряжение Наркомпроса РСФСР и назначен директором Грозненского педагогического института.
Александр Петрович Ефлеев занимал должность директора Грозненского государственного педагогического / учительского института в 1945-1951 гг. 20 июля 1948 г. А.П. Ефлеев приказом № 550 по ГУВУЗУ Министерства Просвещения РСФСР был утвержден также и. о. зав. кафедрой геометрии Грозненского педагогического института в порядке внутривузовского совместительства и, выполняя соответствующую учебную нагрузку, получал 0,5 ставки доцента, начиная с указанного времени до момента осво-
2018. N0. 3
бождения от работы [6, с. 323-324]. В Грозненском пединституте А.П. Ефлеев преподавал теоретическую механику и теорию аналитических функций. Творческий подход в преподавательской деятельности А.П. Ефлеева в период его работы в разных учебных заведениях подчеркивался не раз в отзывах руководства и современников. Высоким научным уровнем преподавания отличалась также его работа в Грозненском пединституте. В его партийно-производственной характеристике отмечалось, что «лекции читаются на достаточно высоком научном уровне, освещая современное состояние преподаваемых дисциплин. В организации педагогического процесса он уделяет очень много внимания и энергии на решение студентами различных задач и, особенно, по теоретической механике, что приводит к высокому качеству знаний у студентов. За время работы в Грозненском государственном пединституте тов. Ефлеев А.П. зарекомендовал себя как преподаватель, вполне подготовленный к педагогической деятельности в ВУЗах, хорошо владеющий педагогическим мастерством» [6, с. 323-324].
Административная и преподавательская работа А.П Ефлеева сочеталась с научными исследованиями. Первые его научные публикации относятся к 1935 г., когда он был старшим инженером НИИ военного кораблестроения. В годы учебы в аспирантуре в 1936-1939 гг. список его научных трудов пополнился. В его личном деле, хранящемся в Национальном архиве (НА) Республики Саха (Якутия) (РС(Я)), имеется список научных трудов, датированный 15 февраля 1940 г.: «1. Коплометрическое определение малых количеств железа в фосфорнокислых солях сульфо-салициловой кислоты. Журнал «Заводская лаборатория», 1935, г. Москва; 2. Влияние кавитации на подъемную силу и сопротивление крыла аэроплана. На правах рукописи, издание НИИВК, Ленинград, 1936 г.; 3. О садовом озере «Абалах» в Якутии. Журнал «Прикладная химия», 1936, вып. 4, т. 9; 4. Обтекание круговых сегментов идеально сжимаемой жидкостью (плоская задача). Труды Военно-механического института, Ленинград, 1939 г.» [10].
В плане научно-исследовательских работ кафедры математики ЯПИ за 1942 г. А.П. Ефлеев указал следующую тему: «О некоторых особых точках дифференциальных уравнений плоской задачи теории упругости» (руководитель - профессор ЛГУ Волков) [2, с. 77].
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3
Научные исследования А.П. Ефлеева продолжались в годы его руководства Грозненским пединститутом (1945-1951 гг.). В этот период он работал над кандидатской диссертацией «по плоской задаче теории упругости». Одновременно А.П. Ефлеев активно занимался разработкой научных проблем «по газовой механике пористых сред, выдвигаемых практикой нефтяной промышленности города Грозного» [6, с. 321].
Также плодотворностью отличалась в годы его руководства и научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава Якутского и Грозненского пединститутов, которая являлась главным условием обеспечения хороших показателей в их учебной и воспитательной работе. В отчетных документах Грозненского государственного пединститута за 1944/45 учебный год отмечалось, что «научно-исследовательская работа рядом кафедр велась более интенсивно по сравнению с предыдущими периодом и дала ряд положительных результатов. Старший преподаватель кафедры А.П. Ефлеев, назначенный в 1945 г. директором института, смог завершить работу над диссертационной темой по теории упругости» [12, л. 13 об.]. Решением Совета Азербайджанского государственного университета им. Кирова от
I июля 1948 г. (протокол № 17) Александру Петровичу Ефлееву была присуждена ученая степень кандидата физико-математических наук [6, с. 323]. Как свидетельствуют документы, А.П. Ефлеев был утвержден в ученом звании доцента по кафедре «Математический анализ»
II декабря 1948 г. [6, с. 323].
В последующие годы было опубликовано еще несколько научных работ, о чем свидетельствует сообщение из партийно-производственной характеристики Грозненского пединститута: «За прошлый период его научной деятельности имеются шесть законченных работ по гидротехнике и теории упругости (одна из них опубликована в печати)» [6, с. 321]. В документе, датированном 24 июня 1957 г. - ходатайство директора Куйбышевского пединститута Я.Ф. Водо-ватова об установлении персональной пенсии республиканского значения семье А.П. Ефлеева на имя заместителя министра просвещения РСФСР, сообщается, что он «имеет восемь научных работ по гидротехнике и теории упругости» [6, с. 324].
Широким кругом интересов и обязанностей отличалась его общественная работа. В период нахождения в Якутской АССР был секретарем
комитета ВЛКСМ ЯПИ и членом бюро ОК ВЛКСМ. Будучи директором Грозненского пединститута, А.П. Ефлеев также принимал активное участие в партийно-массовой работе института, являлся членом партийного бюро института, депутатом Грозненского городского совета депутатов трудящихся в 1947-1950 гг.
За время работы в Якутском и Грозненском пединститутах А.П. Ефлеевым была проведена работа по укреплению материальной базы учебных заведений. Благодаря его инициативе и настойчивости удалось решить вопрос о дальнейшей эксплуатации учебного здания ЯПИ, произвести ремонт, обеспечивающий безопасную эксплуатацию, а ряд вопросов, которые ставил А.П. Ефлеев перед НКП РСФСР, были решены после его ухода с директорской должности.
Говоря об учебно-материальной базе Грозненского института, директором которого в 1945 г. был назначен А.П. Ефлеев, следует отметить, что она продолжала оставаться без изменений, и ему пришлось решать проблемы довоенного и военного времени. По-прежнему институт располагался в тесном, малоприспособленном для полноценной вузовской работы здании. Аудиторный фонд был совершенно недостаточен, особенно не было помещений для потоков в 50-100 человек, поэтому аудиторные занятия проводились в кабинетах. Особенно неудовлетворительным было положение на физико-математическом факультете, где отсутствовали возможности развернуть физические лаборатории. Институт не располагал нормальным спортивным залом. Все это создавало трудности с организацией учебно-производственного процесса. Опыт решения проблем, связанных с материально-технической базой, приобретенный в период его работы в Якутии, будет успешно использован в Грозном. Несмотря на сложности, в результате большого напряжения сил, институту в 1951/52 учебном году удалось наладить занятия в одну смену, хотя в отдельные периоды учебного года приходилось проводить занятия в две смены.
В период руководства Грозненским институтом А.П. Ефлеевым была проведена работа по улучшению учебно-педагогического процесса в целом и повышению научно-педагогической квалификации преподавателей института. Следует отметить, что обеспеченность квалифицированными кадрами с каждым годом повышалась. Если в институте в 1944/45 учебном году, когда он был назначен директором, не было ни
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
одного профессора, недостаточным было количество кандидатов и доцентов, а также имело место большое количество совместителей, то в 1951/52 учебном году работало 64 преподавателя. В результате проведенной кропотливой работы институт уже имел 16 дипломированных работников, в том числе 1 профессора, доктора наук и 15 доцентов и кандидатов наук.
В 1951-1957 гг. научно-педагогическая деятельность А.П. Ефлеева оказалась связанной с Куйбышевским педагогическим институтом. В феврале 1951 г. А.П. Ефлеев был переведен на должность заместителя директора Куйбышевского педагогического института по научно -учебной работе, где, проработав до 16 марта 1954 г., был освобожден от обязанностей заместителя директора по личной просьбе и назначен заведующим кафедрой теоретической физики [6, с. 323-324]. Александр Петрович Ефлеев умер 12 апреля 1957 г. после тяжелой болезни.
Подводя итоги, отметим, что вся жизнь А.П. Ефлеева была посвящена научной и учебно-воспитательной работе. Его можно считать добрым посланцем науки и образования в разные регионы нашей многонациональной страны. Вся его жизнь, всецело отданная науке и образованию, должна стать образцом для нынешних поколений. В сложный период становления, а затем военного и послевоенного восстановления высшего образования в нашей стране пришлось А.П. Ефлееву руководить работой Якутского, Грозненского госпединститутов. Он обладал всеми качествами научного работника высшей школы - преданностью науке, работоспособностью, умением распределять время и силы, внутренней дисциплиной и исключительной порядочностью. Вклад его в становление и развитие вузовского образования неоценим. В историю Якутского (ныне -Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова), Грозненского (ныне -Чеченский государственный университет) и Куйбышевского (ныне - Самарский государственный социально-педагогический университет) педагогических институтов вписано имя директора, преподавателя, ученого Александра Петровича Ефлеева.
Литература
1. Физико-технический институт: история, работа, люди / отв. ред. А.Н. Капитонов. Якутск : Изд-во Якутского ун-та, 2005. 219 с.
2018. No. 3
2. Петрова Р.И., Сивцева В.С., Петрова С.И., Максимова М.Н. Вспомним сердцем своим... Якутск : Изд. дом СВФУ, 2014. 408 с.
3. Алексеев В.В. Становление математического факультета. Якутск : Изд-во ЯГУ, 1996. 77 с.
4. Петрова Р.И. Первые деканы физико-математического факультета ЯПИ, ЯИУ и ЯГУ (1937-1969 гг.). // Физико-технический институт: история, работа, люди / отв. ред. А.Н. Капитонов. Якутск : Изд-во ЯГУ, 2005. С. 58-68.
5. Петрова Р.И., Сивцева В.С., Петрова С.И. Якутский пединститут в годы войны (1941-1945 гг.). Якутск: CMYK-master, 2007. 195 с.
6. Жизнь замечательных людей физико-математического факультета : издание, посвящённое 105-летию Самарского государственного социально-педагогического университета и его факультета математики, физики и информатики / сост. В.Н. Аниськин, Л.И. Бордунова, Л.П. Токмакова; отв. ред. В.Н. Аниськин. Самара: Изд-во СГСПУ, 2017. Т. 5, ч. 1.
7. Матагова Х.А. Они были первыми: директора Чечено-Ингушского государственного педагогического / учительского института в 1938-1951 гг. // Политематический сетевой электронный научн. журн. Кубанского гос. аграрного ун-та. 2017. № 125 (01).
8. Чеченский государственный университет. М. : Дизайн хаус, 2012. 240 с.
9. ГАРФ. Ф. 2306.0п. 70. Д. 4778.
10. НА РС(Я). Ф. П-3. Оп. 174. Д. 1455.
11. НА РС(Я). Ф. 828. Оп. 1. Д. 123.
12. ГАРФ. Ф. 8080. Оп. 1. Д. 1809.
References
1. Fiziko-tekhnicheskii institut: istoriya, rabota, lyudi [Physico-Technical Institute: History, Work, People]. Ed. A.N. Kapitonov. Yakutsk: Izd-vo Yakutskogo un-ta, 2005, 219 p.
2. Petrova R.I., Sivtseva V.S., Petrova S.I., Maksimova M.N. Vspomnim serdtsem svom... [Let's Remember with our Heart...]. Yakutsk: Izd. dom SVFU, 2014, 408 p.
3. Alekseev V.V. Stanovlenie matematicheskogo fakul'teta [Establishment of Mathematical Faculty]. Yakutsk: Izd-vo YaGU, 1996, 77 p.
4. Petrova R.I. [The First Deans of the Physics and Mathematics Faculty of YAPI, YaIU and YSU (19371969)]. Fiziko-tekhnicheskii institut: istoriya, rabota, lyudi. Resp. ed. A.N. Kapitonov. Yakutsk: Izd-vo YaGU, 2005, pp. 58-68.
5. Petrova R.I., Sivtseva V.S., Petrova S.I. Yakutskii pedinstitut v gody voiny (1941-1945 gg.) [Yakutsk Pedagogical Institute in the Years of the War (1941-1945)]. Yakutsk: CMYK-master, 2007, 195 p.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
6. Zhizn' zamechatel'nykh lyudei fiziko-matematicheskogo fakul'teta [The life of remarkable people of the physics and mathematics faculty]. Publication dedicated to the 105th anniversary of the Samara State Social and Pedagogical University and its faculty of mathematics, physics and computer science. Comp. by V.N. Anis'kin, L.I. Bordunova, L.P. Tokmakova; resp. ed. V.N. Anis'kin. Samara: Izd-vo SGSPU, 2017, vol. 5, ch. 1.
7. Matagova Kh.A. Oni byli pervymi: direktora Checheno-Ingushskogo gosudarstvennogo pedagog-icheskogo / uchitel'skogo instituta v 1938-1951 gg. [They were the first: the directors of the Chechen-
2018. No. 3
Ingush State Pedagogical / Teacher's Institute in 19381951]. Politematicheskii setevoi elektronnyi nauchn. zhurn. Kubanskogo gos. agrarnogo un-ta. 2017, No. 125 (01).
8. Chechenskii gosudarstvennyi universitet [Chechen State University]. Moscow: Dizain khaus, 2012, 240 p.
9. GARF [SARF]. Fund 2306. In. 70. File 4778.
10. NA RS(Ya) [NARS]. Fund P-3. In. 174. File 1455.
11. NA RS(Ya) [NARS]. Fund 828. In. 1. File 123. 12.SARF [NARS]. Fund 8080. In. 1. File 1809.
Поступила в редакцию / Received 2 июля 2018 г. / July 2, 2018