готовые шутки» [2, 146]. Возможно, автор права, но ведь шутка смешна, когда она уместна, когда она «пересказана» в соответствующих условиях и аудитории. Несмотря на то, что наука считается серьезной областью деятельности человека, тем не менее, творческая деятельность ученого проникнута юмором. Это способность соединять несовместимые подходы, ироничность по поводу ошибок, совершенных самим ученым или его коллегой, научные труды, написанные с использованием тонкого юмора. А. Маслоу считал одной из черт самоактуализированного человека - обладание чувством юмора. Также Н. Казинс отмечает чувство юмора, как неотъемлемое свойство творческих личностей на примере двух великих музыкантов П. Казальса и А. Швейцера, наряду с такими качествами как высокая цель, воля к жизни, креативность [3, с. 36-42]. И поэтому, мы предлагаем считать и чувство юмора одной из важных характерных черт творческой личности.
Список литературы
1. Иванова Т.В. Остроумие и креативность // Вопросы психологии. М., 2002. № 1.
2. Иванова Е.М. Чувство юмора как маркер одаренности // Психология. М., 2011. Т. 8. № 4.
3. КазинсН. Творчество и долголетие // Наука и жизнь. М., 2007. № 7. С. 36-42.
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АЛИ САФИ Мавлянов У.Н.
Мавлянов Умид Насриддинович - преподаватель, кафедра философии,
Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена жизни и творчеству очень известного философа всех времен. Автор дает подробную информацию об Али ас-Сафи, иллюстрируя очень специфические данные, как годы его благополучной деятельности в периодическом порядке, и утверждает, что он был основателем понятия, так называемого суфизма. По мнению автора, он жил в тот период, когда жили и творили деятели, такие как Джамий, Навайи и Хаджа Ахрор, которые действительно были его духовным путеводителями и поддерживали его во всем.
Ключевые слова: теологией, философия, темуриды, мударрис, ваиз.
УДК 101
Фахруддин Али ас-Сафи Ваиз аль-Кашифи аль-Бейхаки, живший и творивший во второй половине XV - первой половине XVI веков, был известным литературом, ученым, религиозным и государственным деятелем своего времени. Он занимался этикой, теологией, историей, философией, религией и другими науками. Он читал лекции, государственные предписания, давал уроки по хадисам, правилам поведения в мечети и медресе Герата. По сведениям А.Д. Миклухо-Маклая, Али Сафи родился 12 февраля 1463 года в Герате, в семье Хусейна Ваиза Кашифи. Однако М. Хасани и Б. Умарзак утверждают, что «Али Сафи родился 1 февраля в Сабзаваре, затем переехал с отцом и матерью в Герат». Из этого можно заключить, что Али Сафи родился в Хорасанском Сабзаваре - Бейхаке, затем переехал вместе с семьёй в Герат. Начальное образование он получил дома, у своего отца Ваиза Кашифи, затем учился в махаллинской школе [1].
Активная общественно-религиозная деятельность и расцвет научного творчества, самый продуктивный период его творческой биографии приходится на 30-е годы XVI века. Влияние этого периода на научное творчество, деятельность, личную судьбу Али Сафи состоит в том, что в это время жили и творили такие деятели как Ходжа Ахрар (ум. в 1489-90), Джами (ум. в 1492), Навои (ум. в 1501), которые были его духовными путеводителями, наставниками, оказывая ему всяческую поддержку. Кроме того, условия для его деятельности создавали
также его отец Хусейн Ваиз Кашфи и тимуридский правитель Хусейн Байкара. Когда в 1507-1510 годах Герат был в руках Шейбанихана, Али Сафи, как в годы правления Хусейна Байкары, продолжал свою деятельность ваиза и хатиба и имел все условия для научной деятельности и религиозно-научного творчества. Однако, из-за того, что Али Сафи был ярым, преданным и последовательным защитником темуридов, в глазах придворных династии Шейбанидов, особенно в глазах имевшего титул хакана Убайдуллаха, слыл сомнительной личностью, с которой считаются только из-за его авторитета как религиозно-политического деятеля. Именно поэтому Убайдуллах, в 1528-29 годах взявший бразды правления в свои руки, нашел причины для удаления Али Сафи из Герата, вначале посадив его на один год в зидан, затем выслав в Гаржистан.
Период жизни Али Сафи с 1512 по 1529 годы в источниках того времени не отражен, поэтому нет никаких сведений (или мы их пока не имеем) о его деятельности и творчестве в это время. В 1529-32 годах Сафи жил при дворе Мухаммада Сайфульмулька, правителя Гаржастана, расположенного между Гератом и Газной. В глазах Сафавидов Али Сафи также слыл неблаговидным последователем суннитов, преданным сторонником тимуридов, имевшим однако авторитет религиозного и политического деятеля. По этой причине накануне завоевания Гаржастана Шахом Тахмаспом Али Сафи был вынужден вернуться в Герат.
0 смерти Али Сафи также имеется несколько противоречивых сведений. В основных источниках указывается, что последние годы своей жизни он провёл в Герате. Но Хасанходжа Нисори в своём произведении «Музаккири ахбоб» («Воспоминания о друзьях») пишет: «Говорят, что он погребён где-то в стороне Ухаба, точно не знаем ...». Исходя из этого, М. Хасани и Б. Умурзок пишут, что «Али Сафи умер в 1532 году вне Герата, тело его привезли в Герат и здесь похоронили». В 1532-33 годах Герат переходил из рук в руки, вследствие войн между Сафавидом Тахмоспом и Шейбанидом Убайдуллахом. Уже состарившийся в это время Али Сафи, чувствуя приближающуюся смерть, а главное, для того, чтобы не попадаться на глаза Тахмоспа и Убайдуллаха при возвращении из Гаржастана остановился близ Герата, в Убахе где по некоторым сведениям он прожил остатки своих дней. После смерти его прах перевезли в Герат и похоронили в усыпальнице его отца Ваиза Кашифи. Что бы там ни было, Жизненный путь Али Сафи его деятельность всегда проходили вдали от родины, в неспокойное время, в постоянном страхе за свою жизнь и свободу. О личной жизни Сафи, его семье, детях и близких в источниках не встречается никаких сведений [3].
По имеющимся в источниках сведениям можно выделить нижеследующие этапы его жизни и деятельности:
1 - период - 1463 - 1474 годы. Детство, отрочество, школа и медресе. Бейхак - Сабзавар - Герат. Период детства.
II - период - 1474 - 1490 годы. Высшее образование в медресе Самарканда. В течение 16 лет (с 1474 года до смерти Ходжы Ахрара в 1490 г.) был мюридом (последователем) и писарем при Ходже Ахраре Вали. Отрочество и юность. Возвращение в Герат ко двору Хусейна Байкары. Научная и просветительская деятельность.
III - период 1474 - 1506 годы. Назначен Султаном Хусейном Байкарой главным ваизом, был мударрисом (профессором) в медресе Герата, провёл многочисленные научные, литературные, творческие собрания, активно участвовал в них. Прославился как передовой представитель в науках адаб (этика) и как ваиз (лектор). Его деятельность нашла отражение в произведении Алишера Навои «Мажолис ун - нафаис».
IV - период - 1507 - 1512 годы. В это время Али Сафи продолжил свою деятельность в Герате в качестве мударриса и ваиза. Стал активным участником всех событий, происшедших при переходе власти от Шейбанидов к Савафидам, социально-политических потрясений. Начиная с 1503 года, начинает писать свое знаменитое произведение «Рашахат айн аль-хаят» («Капли источника жизни») и прославился пропагандой идей суфизма.
V - период - 1512 - 1514 годы считаются «белыми пятнами» в биографии Али Сафи. Ясно только то, что он был сторонником тимуридов, последовательным суннитом, крупным религиозным и политическим деятелем, не пришедшим по вкусу Шейбанидам и
43
Сафавидам. Из-за притеснений с их стороны был вынужден проживать вне стен Герата, в Убахе и там писать свои произведения.
VI - период 1528 - 1533 годы. Проведший один год в зиндане, Али Сафи был выслан в Гаржастан. В Гаржастане он был уважаемым деятелем при дворе Мухаммада Сайфульмулька и для него были созданы все условия для жизни и творчества. Здесь он написал произведение «Латоиф ут-тавоиф». («Рассказы, бытующие в разных слоях населения»). Али Сафи умер в 1533 году [2].
Али Сафи - личность, являющаяся связующей нитью родственных народов Мавареннахра, Хорасана и Ирана. Родившийся в Хорасане, постигший азы науки в Мавареннахре Али Сафи и его наследие одинаково дороги народам Центральной Азии, Афганистана и Ирана.
Список литературы
1. Миклухо-Маклай А.Д. Описание персидских и таджикских рукописей ИВ АН. Вып. 3. М.: Наука ГРВЛ, 1975. С. 115.
2. Хасаний М., Умрок Б. Фахруддин Али Сафий и о его книги «Рашахот». Фахруддин Али Сафий. Рашахоту айнил хает. Т.: Абу Али ибн Сино, 2004. 8-б.
3. Хожи Сотимхон Хожа Инъом Мунаввар. Урта аср латофатномаси. Сузбоши. // Фахриддин Али Сафий. Латофатнома. Т., 1996. 4-с.