УДК 39+784 (571.52)
DOI: 10.24412/3034-1418-2024-1-88-94
ORCID: 0000-000-1-7149-7788
Живительные истоки тувинского хоомея
К. А. Кыргыс
Международная академия «Хоомей»
Аннотация. Статья содержит размышления о многозначности тувинского горлового пения в тувинском фольклоре, изложенные в историко-культурных аспектах. В тувинской музыкальной культуре горловое пение подразделяется на пять основных видов, и его исполнение зависит от культурного контекста. Основу хоомея составляют звуки природы, создавая комплексную систему звукоподражаний. Разные виды горлового пения исполняли как во время шаманских камланий, погребальных обрядов, так и в лирической форме в песенном жанре кожамык - припевок во время праздников и молодежных гуляний. Животворящая сила хоомея придала еще больше самобытности традиционной музыке тувинцев, оставив ее не тронутой от влияний других азиатских культур.
Ключевые слова: горловое пение, хоомей, виды хоомея, традиционная культура, тувинцы.
Для цитирования: Кыргыс К. А. Живительные истоки тувинского хоомея // Хоомей и культурное наследие народов Центральной Азии. 2024. № 1(1). С. 88-94.
Nature Vividly Origins of the Tuvan Khoomey
Kira A. Kyrgys
International Khoomei academy
Abstract. The article contains reflections on the multiple meanings of Tuvan throat singing in Tuvan folklore, set out in their historical and cultural aspects. In Tuvan musical culture, throat singing is categorized into five main types and its performance depends on the cultural context. The sounds of nature make up the basis of khoomey, creating a complex system of sound-imitations. Different types of throat singing were performed as well as during shamanic rituals, funeral rites, and in a lyrical form in the song genre kozhamyk, which are refrains sung during traditional holidays and youth festivals. The life-giving power of khoomey has added to the originality of the traditional music of Tuvans, leaving it untouched from the influences of other Asian cultures.
Keywords: throat singing, khoomei, types of khomei, traditional culture, Tuvinians.
For citation: Kyrgys, Kira A. (2024). Nature vividly origins of the Tuvan khoomey, In Khoomei and Cultural Heritage of the Peoples of Central Asia, no. 1(1), pp. 88-94. (in Russian)
Одним из самых ярких аспектов культуры тувинцев является ее самобытная музыка. На протяжении столетий в горловом пении у тувинцев развились разнообразные виды и приемы его исполнения, применение каждого из которых тесно связано с традиционным укладом жизни, обрядами, охотничьими и пастушескими занятиями. Свой природный голос использовали для подражаний природным объектам - гудению священных гор, шелесту листьев в кроне деревьев, журчанию ручейка, пению таежных птиц или ржанию коня. Что послужило основой для воплощения музыкального восприятия тувинцев в воспроизведении звукоподражаний окружающей природы в древней форме.
Согласно предположению выдающегося этнографа-тувиноведа С. И. Вайнштейна, этот вид народного искусства возник в древние времена у кочевников горно-степных районов бассейна Верхнего Енисея, где жили древнетюркские племена, являющиеся предками тувинского народа (Вайнштейн, 1980: 156). Некоторые исследователи связывают его с шаманизмом и ритуалами, другие - с характерными для региона музыкальными традициями. В целом, горловое пение является важной частью тувинской культуры, мировоззрения и национальной идентичности, и его происхождение и развитие имеют глубокие корни.
Для тувинского горлового пения издавна существовала своя музыкальная народная терминология. Основные виды горлового пения имеют свои специфические названия и особенности звучания, и дифференцируются в звуковысотном, тембровом планах. В научной литературе впервые в 1960-х гг. были выделены образцы традиционных стилей сольного двухголосного горлового пения: сыгыт, каргыраа, борбаңнадыр (Аксенов, 1964: 10).
Различия можно также провести, исходя из назначения, основанном на применении в народно-бытовой практике. По утверждению Народного хоомейжи РТ Маржымала Очуровича Ондара (1928-1996), ребенка укладывали ко сну при помощи пения куумей: «хөөмейлеп уругну удудар чораан» (Кыргыс, Ондар, 2022). Термин өпей-хөөмей несет в себе семантическую нагрузку от слов «өпейлээр» и «күмейлээр». Адазының өпей хөөмейи - колыбельный хоомей отца: к сожалению, сегодня эта традиция почти позабыта в народе, необходимо вести поисковую работу для ее возрождения.
Однако, в то же время, в тувинском языке, по-видимому, и в конной культуре уже существовали такие обозначения, связанные с горловым пением. У тувинских конных всадников хоомей, называемый эзеңгилээр, может быть построен на иную мелодико-ритмическую фигуру и связан с ездой на лошади иноходью.
Включение горлового пения в многожанровый состав тувинского фольклора, в тексты припевок кожамык, героических сказаний тоол привело к его видоизменениям на уровне мелодической и ритмической вариантности. В буддийском ритуале при чтении молитв ламы используют кумзат, канзып ыдары. Для этномузыкологов, занимающихся исследованием такого явления, как тувинское горловое пение, дополнительные сведения, получаемые непосредственно этой информации. В систематизированном виде все выявленные факты при объединении в общую концепцию позволяют найти объяснение бытованию такого феномена в той среде, где он получил наиболее полное развитие. В тувинском горловом пении в процессе исполнения народной мелодии исполнитель производит одновременно основной продолжительный звук и над ним два или три звука выше.
Из исторического прошлого следует, что для каждого вида тувинского горлового пения существовали свои наименования и характер исполнения в зависимости от смыслового назначения. Однако в XXI в. хоомей распространился по Туве как вид искусства вне зависимости от родовой и территориальной принадлежности исполнителей. Исследование исторической эволюции этого музыкального явления позволило зафиксировать несколько видов тувинского горлового пения и приемов (аргалар болгаш хевирлер), при этом в каждом виде содержится от 5 до 10 подвидов.
По сообщению информатора Народного хоомейжи Республики Тыва Оюна Евгения Тартык-ооловича (1958 г.р.) из с. Ак-Тал Чеди-Холского кожууна: «Каргыраа аргазын салыр хввмейжини дыцнаарга, каргырааныц ацгы-ацгы хевирлерин хову каргыраазын азы каргырааныц база бир аргазын чыландыкты азы чок болза Сотпа Сергейниц кожагар каргыраазын салыптар боор. Сыгыт аргазын салыр хввмейжи, аът киштедир хевирин ацгы кууседиптер боор. Анаа хввмейни куусеткеш, ооц бир хевири буга хввмейин база кууседигилээр арга база бар. Борбац, эзецги, кацзып, впей хввмей шуут уннуц чавызынга кууседир ацгы аргалар-дыр ол. Салып турарулустар билбезинден аргаларны, хевирлерни тода эвес, анаа агаарда уннерни холуштуруп, аялгага таарыштырып вттунуп турар. Ону билбезинден уш арга бар деп чувези ол. Эртем-шинчилел ажыл кылып турар кижилер хвгжум талазы-биле сайгарып билбезинден вске чоннарда база бар деп номнарында безин бижип турар. Чон бурузунуц вкпе-хвректиц хввмей кууселдези ацгы-ацгы. Хввмейниц кууселдезин но-тага бижип сайгарбазындан шын эвес туцнел ундуруп турар. Чоннуц внчу хврецги-зин меге болбаазырадып, ввредилге номнарынга тарадып болбас» [=«Прием каргыраа имеет подвиды: степное каргыраа, чыландык или стилизация под каргыраа Сотпа Сергея, каргыраа пещеры. Прием сыгыт имеет подвид киштедир (подражание ржанию коня). В приеме хөөмея есть подвиды: буга хөөмей, хостуг хөөмей. В исполнении борбаң, эзеңги, каңзып, өпей хөөмей обычно исполняются в низком регистре, применяются разные приемы. Не понимающие люди не учитывают все тембровое богатство тувинского горлового пения и пишут, что существуют всего три главных вида, хотя в нотных расшифровках видно, что различия в ком строе, ритме, регистре имеются» [Запись беседы на диктофон с информантом Е. Т. Оюном от 28.09.2023 г./ / Личный архив З. К. Кыргыс]
Сложившийся музыкально-научный термин «хөөмей» стал общепринятым как для общего названия горлового пения, так и одного из видов. Горловое пение является особой формой вокального искусства, в котором певец создает несколько голосовых линий, используя при этом голосовые связки в нижней части гортани при длительной задержке дыхания во время исполнения. Изначально само слово «хөөмей» использовалось для обозначения горла или глотки. Со временем смысл слова начал изменяться и расширяться. Однако, в то же время термин «хөөмей», включающий в себя лишь определенную функцию, стал отвечать всем тем целям и особенностям, которые имеют в себе не только тувинское пение хоомей, но и многие другие жанры горлового пения народов Центральной Азии. В этом отношении следует принять во внимание, что слово «хөөмей» является производным тюркской лексики, что значит принадлежит мышлению, и духовной культуре народа, где он возник.
Роль тувинского горлового пения в современной культуре огромна, оно исполняется в наши дни как сольно, без сопровождения на музыкальных инструментах, так и под аккомпанемент, и в ансамблевом варианте. Музицирование на традиционных инструментах, изготовленных по древним технологиям из природных материалов, создает мягкое, приглушенное, но благородное звучание, которое передает дух и энергию самобытной тувинской культуры. Когда с конца 1980-х гг. востребованность в исполнении тувинских народных песен стала возрастать, и этот процесс продолжается по сей день, хоомей-сыгыт-каргыраа получил широкое ансамблевое исполнение. Каждый ансамбль имеет свои уникальные художественные цели и стремления, которые могут варьироваться от интерпретации произведений на простые мелодии народных песен до создания новых оригинальных композиций. Современная музыка, исполненная на тувинские народные мелодии и напевы, оставляет яркие непередаваемые ощущения. Недаром говорится в сказке про мальчика-сироту Оскус-оола: «Уян кижи ыглай бээр, кадыг сеткил чымчай бээр», что в переводе означает «хоомей такое искусство: чувствительный заплачет, у жесткого человека душа смягчается».
В поисках самовыражения национальной идентичности сегодня без тувинского горлового пения не обходится ни один праздник (дой) или соревнование, свадьба, народные гуляния. На открытии торжественных мероприятий музыканты играют народные мелодии на традиционном струнном смычковом инструменте игиле (ийи кыл – две струны, кыл – лошадиный волос). Культура и искусство Тувы должны получить новое развитие. В этой связи реализуются новые подходы. Важным представляется плодотворное сотрудничество с исполнителями в деле изучения, публикаций этого наследия для последующих поколений. В исполнительском творчестве хоомейжи должен подтверждаться фактор вклада корифеев в данной области. Для реализации всех этих непростых задач необходимо изучение не только хоомея, но и всего народного творчества учеными-исследователями и воспитание молодых заинтересованных людей - энтузиастов. В этом направлении соответствующая работа ведется в Международной академии «Хоомей» в Республике Тыва.
Одновременно рост популярности тувинского хоомея среди коренного населения привел к резкому увеличению численности хоомейжи, как профессионалов, так и любителей. Практиков-исполнителей хоомея в Туве многочисленное количество, в отличие от других регионов. В процессе обучения тувинскому хоомею молодые хоомейжи перенимают навыки и манеру друг у друга, придерживаясь наиболее близкой тувинской традиции классификации видов и приемов, вводя в нее собственные находки и версии. Именно в этом обнаруживают индивидуальную особенность у каждого хоомейжи исследователи, Народные хоомейжи РТ, члены жюри во время состязаний, международных фестивалей. Слушают и следят за соблюдением национальны канонов, построением сюжетно-композиционной линии в единстве всех элементов, выделяют характерные черты и особенности, распознают эффектные приемы глиссандо вверх и вниз, с переходами из одного вида на другой, сменой регистров голоса с низкого на высокий, как конкурсанты стараются подражать манере знаменитых мастеров тувинского горлового пения (к примеру, каргыраа Алдын-оола Севека, сыгыт Хунаштаар-оола Ооржака, сыгыт Максима Дакпая, каргыраа Кыргыса Сорукту) или развивают свой собственный стиль исполнения.
Тувинское «сольное двухголосное пение» является неотъемлемой частью тувинской культуры и нации, необходимо разграничивать понятие тувинского хоомея с другими видами горлового пения, бытующими у других народов. Тувинскому хоомею свойственен свой определенный музыкальный ритм и национальный колорит.
Зарождение горлового пения связано с природой, по мнению тувинских хоомейжи. Однако далеко не все воспринимают звуки природы одинаково. Вот почему только один или два из десяти носителей этой традиции, живущих в естественной среде на чабанских стоянках, становятся легендарными исполнителями горлового пения.
Стало быть, на этногенез тувинского хоомея влияет, кроме природы, также и укорененность исполнителя в тувинской культуре. Социокультурная среда и всеобщее одобрение имеют большое значение. Обычно об одаренном хоомейжи говорят, что «он родился из народа, детство прошло среди народа, и вырос вместе с народом». Развитие музыкальных навыков и интереса к музыке может быть стимулировано через участие в музыкальных коллективах, школьных музыкальных программах, концертах и фестивалях. Общение с другими музыкантами и профессионалами в данной области может вдохновить и способствовать развитию мастерства исполнителя. В целом, большую роль в становлении мастеров горлового пения играет окружение, которое может предоставить исполнителям не только необходимые знания и навыки, но и вдохновение, и поддержку на творческом пути.
Например, хоомейжи Ондар Монгун-оол Дуктенмеевич (1975 г.р., уроженец с. Бажын-Алаак) происходит из очень известного сказительского рода Тевек-Кежегея по материнской линии, со стороны отца тоже были сказители (Тевек..., 2023: 12). Сказительское творчество его прадедушки Тевек-Кежегея вместе с другими сказителями в середине 1940-х годов успели записать тувинские ученые-исследователи Л. Чадамба, М. Кызыл-оол. После чего вышла книга «Тыва тоол-дар», где были представлены сказки на тувинском языке в исполнении Тевек-Кежегея. В раннем детстве Монгун-оол Дуктенмеевич Ондар вырос, можно сказать, на тувинских сказках. Он подолгу слушал, как исполнял хоомей его отец Д. Б. Ондар. Из беседы с Г. Д. Сундуй о том, как и в каком возрасте М. Д. Ондар научился петь горловое пение, неожиданно выяснилась такая удивительная подробность: маленький пятилетний Монгун-оол, когда пас дедушкин скот в Кара-Адыре, сидя под лиственницей, неожиданно сам самостоятельно воспроизвел хоомей откуда-то из груди, с тех пор он носил, как талисман, кору лиственницы чөвурээ, из которой раньше тувинцы делали чайную гущу чөвурээ шаары. Он также слушал игру на инструментах от старших братьев, но не пел с ними, стеснялся чего-то. Потом в юности, когда в деревне исполняли сыгыт, стал соревноваться с одноклассниками на улице. Учительница в школе, заприметив его талант, стала отправлять Монгун-оола на разные конкурсы. Позже он увлекался боксом и получил звание чемпиона.
Как известно, каждый вид хоомея (каргыраа, сыгыт, борбаңнадыр и др.) имеет свой особый тембр. Восприятие и распознавание разных видов хоомея у детей-исполнителей начинает формироваться с того первого дня, когда учитель воспроизведет его перед своим учеником, тогда ребенок начинает различать этот вид среди других. Известно, что по голосу хоомейжи узнают другого знакомого исполнителя, даже не видя его. Сегодня наиболее узнаваемыми у искушенных знатоков тувинского музыкального фольклора в аудиозаписях остаются тистые голоса Хунаштаар-оола Ооржака, Монгун-оола Ондара и Игоря Кошкендея, а также других известных тувинских хоомейжи. У каждого мастера есть свой неповторимый голос и почерк творить свои музыкальные шедевры, оставляющие неизгладимое впечатление у многих слушателей по всему миру, что способствует сохранению и передаче тувинского культурного наследия в долгосрочной перспективе.
Литература:
Аксенов А. Н. Тувинская народная музыка. М.: Музыка, 1964. 238 с.
Вайнштейн С. И. Феномен музыкального искусства, рожденный в степях // Советская этнография. 1980. № 1. С. 149-156.
Кыргыс З. К., Ондар Б. В. Колыбельная песня «өпей хөөмей» как историко-культурная память тувинского народа // Культура и искусство. 2022. № 3. С. 30-40. DOI: 10.7256/2454-0625.2022.3.37288
Кыргыс З. К. Тувинское горловое пение: этномузыковедческое исследование. Новосибирск: Наука, 2002. 236 с.
Тевек-Кежегенин, тоолдары / З. Б. Самдан тургускан. Кызыл: НБ им. А. С. Пушкина РТ, 2023. 120
ар.
References:
Aksenov, A. N. (1964). Tuvinskaya narodnaya muzyka [Tuvan folk music], Publishing house "Muzyka", Moscow, 238 p. (in Russian)
Vainshtein, S. I. (1980). Fenomen muzykal'nogo iskusstva, rozhdennyj v stepyah [A phenomenon of musical art born on the steppes], In Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], no.1, pp. 149-156. (in Russian)
Kyrgys, Z. K. & Ondar, B. V. (2022). Kolybel'naya pesnya "epej heemej" kak istoriko-kul'turnaya pamyat' tuvinskogo naroda [Lullaby song "opei khoomey" as a historical and cultural memory of the Tuvan people], In Kul'tura i iskusstvo [Culture and Art], No. 3, pp. 30-40. (in Russian)
Kyrgys, Z. K. (2002). Tuvinskoegorlovoe penie: Etnomuzykovedcheskoe issledovanie [Tuvan throat singing: an ethnomusicologicalstudy], Publishing house "Nauka", Novosibirsk, 236 p. (in Russian)
Tevek... (2023). Tevek-Kezhegening tooldary [Tevek-Kezhege's fairytales], ^mp. by Z. Samdan, National Library named after A. S. Pushkin of the Republic of Tuva, Kyzyl, 120 p. (in Tuvan)
Об авторе
Кыргыс Кира Амировна - научный сотрудник, Международная академия «Хоомей». Эл. адрес: [email protected]
About the author
Kira A. Kyrgys - Researcher, International Khoomei academy, Kyzyl, Russia. E-mail: [email protected]
©Кыргыс К. А., 2024