КУРСОМ РЕФОРМ
j
Б. ВИНОГРАДОВ, профессор, заместитель Министра образования Российской Федерации
Сложности 90-х годов не могли не сказаться на системе образования и ее научном секторе. Направляя в научно-техническую сферу менее одного процента валового продукта, страна все больше отстает от целой группы про-мышленно развитых стран. Ни разу не была выполнена четырехпроцентная норма выделения бюджетных средств, определенная Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
По предварительным оценкам, в 2000 году объем расходов на науку не превысит 1,87% к расходной части бюджета. Даже при общих положительных тенденциях роста бюджетного финансирования системы образования в целом проблемой является наиболее эффективное использование средств, направляемых в ее научный сектор.
В 1999 году научные исследования в системе Минобразования России проводили 355 вузов и научных организаций. Основу научного сектора составляют коллективы 199 университетов (56%), 56 академий (16%), 58 институтов (16%), 42 научные организации (12%). Среднегодовая численность работников в них составила более 419 тыс. человек, из них 40% — профессорско-преподавательский состав. В системе работают около 20 тыс. (более 10% от общей численности) докторов и более 90 тыс. (48,9%) кандидатов наук.
Живительная сила науки
В прошлом году на науку Министерство выделило 859,2 млн. руб., что составило 100% от плана. Соотношение объемов финансирования НИР по единому заказ-наряду, грантам и научно-исследовательским программам составило, соответственно, 33,5%, 8,7% и 57,8%.
Система единого заказ-наряда существенно расширила права ученых советов. Но вместе с тем во многих вузах еще отсутствует копкурсность, уравниловка в оплате труда приводит к негативному отношению к научной работе. С другой стороны, Минобразования России до сих пор не предложило эффективного метода контроля за расходованием средств, выделяемых на исследования по ЕЗН. Не удалось также повысить персональную ответственность руководителей вузов за обоснованность тематики исследований, их научный уровень и эффективность использования выделяемых средств.
Конкурс грантов позволяет поддерживать наиболее продвинутые и динамично работающие на приоритетных направлениях научные коллективы. Однако и здесь есть проблемы. Социологические опросы показывают: около 40% респондентов отмечают, что процедуры подачи заявок создают условия для протекционизма.
Система научно-исследовательских программ. На сегодняшний момент проведен конкурс и сформировано 12
научных и научно-технических программ. Мы определилил предложения Минэкономики России по сокращению федеральных целевых программ и провели реструктуризацию системы межвузовских научно-технических программ: вместо 86 действовавших в 1998, в этом году работа ведется по 12 программам. Это было вызвано целым рядом причин, связанных как с необходимостью учета нового российского законодательства в сфере науки и организации научных исследований, так и внутренними потребностями министерства в более эффективном использовании выделяемых бюджетных средств.
Конкретными результатами развития вузовской науки явились защита 1584 докторских и 8630 кандидатских диссертаций; зарегестрировано также 9 открытий, выдано 2844 российских патента и 24 зарубежных, получено 8616 премий, наград, почетных дипломов различных уровней.
В настоящее время на финансирование фундаментальных исследований Минобразования России выделяет около половины всех бюджетных ассигнований. Это связано с тем, что они должны обеспечить фундаментальность образования, быть базой подготовки кадров высшей квалификации.
Разработана система мер по интеграции фундаментальной науки и высшего образования; выполняется федеральная целевая программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 гг.»; созданы совместно с институтами РАН и уже функционируют более 157 научно-учебных комплексов. Наша задача — добиться, чтобы эта программа была обязательно пролонгирована на 2001-2005 годы.
Министерство и дальше будет поддерживать приоритетность фундаментальных исследований, обеспечивающих наращивание научного потенциала, служащих базой для будущих инноваций в сфере образования.
Прикладные исследования и разработки. В системе образования они должны развиваться в соответствии с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами науки и техники. Если работа по корректировке приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня близится к завершению (Миннауки провело большую работу по корректировке приоритетных направлений, новый перечень содержит 52 технологии вместо 70), то разработка приоритетов в нашей системе еще только стоит на повестке дня.
Заказчиками здесь должны выступать отрасли промышленности, что предполагает расширение межотраслевого взаимодействия, заключение договоров с министерствами и ведомствами, формирование совместных научно-технических программ.
Начатая нами работа по серьезному расширению сотрудничества с отраслями должна привлечь дополнительные средства на развитие научной и инновационной деятельности.
При этом уже сейчас в стадии завершения находится соглашение с крупнейшими отраслями и естественными монополиями, в том числе с Газпромом, ЕЭС России, Министерством путей сообщения и другими федеральными структурами.
Нам представляется эффективным дальнейшее обеспечение действий по реальной основе сотрудничества с отраслями, результатом которого будет доле-
вое финансирование системы научного образования.
Вот как мы видим основные этапы нуги на этом важном для пас направлении:
ПЕРВОЕ: на основе понимания необходимости сотрудничества отрасль и система образования (в лице Минобразования России) заключает соглашение о сотрудничестве;
ДАЛЕЕ: разрабатывается программа взаимодействия, охватывающая все сферы, представляющие интерес для общества, осуществляется совместное финансирование по конкретным проектам, в том числе и в основном, по инновационным, отбор которых проводится по установленным правилам.
Самое главное в таком подходе — изменение роли системы образования во взаимодействии с отраслями реального сектора экономики.
Образование из отрасли принципиально затратной, рассматриваемой многими как вспомогательной, бесплатно поставляющей кадры, должно превратиться в равноправного партнера, обеспечивающего важнейший ресурс развития экономики. На этой основе может быть реально обеспечена приоритетность образования на государственном уровне. При этом речь идет об укреплении сферы образования как системообразующей отрасли, формирующей предпосылки, обеспечивающей ресурс для формирования нового технологического уклада отраслей экономики.
Успешное выполнение этой задачи предполагает самую тесную связь вузовской науки п отраслей, организацию подготовки в вузе исключительно на основе участия студентов в научно-инновационном процессе. Вузовский сег-
мент науки должен рассматриваться, с одной стороны, как самостоятельный элемент научного пространства, а с другой — должен быть ядром подготовки кадров. Отрасли, получающие специалистов, подготовленных с учетом их требований, должны финансировать подготовку таких специалистов, в том числе и через вузовскую пауку.
Особая роль вузовского сектора науки и инновационного комплекса высшей школы определяется их влиянием на проблемы социально-экономических и технологических преобразований в регионах, в большинстве которых они составляют основу научно-технического потенциала. В силу этого важнейшей задачей является формирование региональных научно-технических программ, являющихся составными частями общегосударственной научной, научно-техни-ческой и инновационной политики. Органы государственного управления субъектов Российской Федерации все более активно привлекают вузовские научные коллективы к решению региональных задач, оказывая существенную поддержку 48 научно-техническим программам, в том числе на долевой основе. Более 10 млн. рублей было выделено из средств областных, краевых, республиканских бюджетов на совместное финансирование исследований в прошлом году.
Анализ хода выполнения этих программ показывает, что в одной трети проектов разрабатываемые технологии предусматривают использование исключительно местных сырьевых ресурсов; результаты более четвертой части нашли применение на предприятиях территорий. Вместе с тем не все выполняемые научные программы ориентированы на решение наиболее актуальных проблем
региона. По своему содержанию некоторые из них являются скорее межвузовскими, причем сформированными по «остаточному» принципу.
Если ученые советы будут полны решимости эффективно влиять на экономические преобразования в регионах, то руководству вузов необходимо пересмотреть подход к тематике региональных программ. Очевидно это долны быть исследования по оценке рынка труда, ресурсной базы регионов, по разработке экономических моделей функционирования регионов, обеспечивающих оздоровление экономической ситуации.
Работу но подготовке региональных соглашений мы начали в этом году. Первое такое соглашение готовится с Центральным Черноземьем, где мы в прошлом году провели тематические выставки по индустрии образования, а также переговоры с руководством Ассоциации экономического взаимодействия. Такую же работу мы ведем сейчас и с Поволжьем.
Одной из основных задач развития международной научной деятельности в сфере образования является переход от поддержки небольших индивидуальных грантов и программ, направленных, в первую очередь, на выполнение российскими учеными исследований для зарубежных организаций, к созданию условий для развития вузовского сектора науки на основе привлечения российских и иностранных материальных ресурсов, а также внедрения результатов совместной деятельности на внутреннем и международном рынках наукоемкой продукции, интеграции российского вузовского сектора науки с европейскими и двусторонними научно-техническими программами.
Нам необходимо продолжить деятельность по расширению участия ученых наших вузов в международных проектах, финансируемых Комиссией ЕС, в том числе ТАСГБ, ШТАБ и т.п., а также в международных фондах, поддерживающих науку и образование. Хороший пример этому — финансирование совместно с Американским фондом гражданских исследований и разработок (С1ЮР) программы поддержки развития фундаментальных исследований в российских вузах, которая успешно выполняется; мы ведем ее па условиях равноправного партнерства.
Далее: очень важный вопрос — подготовка кадров высшей квалификации. Всем нам хорошо известна проблема старения кадров, которая продолжает оставаться одной из наиболее сложных и острых. Вполне реальна угроза нарушения преемственности поколений.
Если учесть, что средний возраст докторов наук по всем научным отраслям составляет более 60 лет, а в ряде научных отраслей почти полностью отсутствуют доктора наук 40-летнего возраста и менее 5% докторов наук и возрасте от 40 до 50 лет, то можно сделать вывод о весьма неблагополучной социально-демографической кадровой структуре вузовской науки.
Для того, чтобы говорить о перспективах, рассмотрим проблему воспроизводства кадров высшей квалификации. Начнем со статистики. Сегодня в аспирантурах очного отделения обучается (не только в системе Минобразования, а в целом по высшей школе России) свыше 70 тыс. человек, т. е. по сравнению с 1992 годом численность 0411011 аспирантуры возросла более чем в 2 раза.
Общая положительная тенденция должна, по-видимому, пас обрадовать.
Вместе с тем социологические данные фиксируют существенное снижение интереса студенческой молодежи к профессии ученого.
Около 50% студентов считают, что участие в НИРС должно быть делом только добровольным, а интерес к НИР появляется в среднем у 16% — главным образом на естественно-научных, медицинских и аграрных факультетах.
Возникает противоречие между снижением интереса к науке и ростом числа поступающих в аспирантуру. Опросы показывают, что от 30 до 40% молодых людей идут сюда совсем не по причинам интереса к науке; среди прочих причин в числе первых называют нежелание служить в армии, возможность иметь какую-то форму занятости в условиях роста безработицы, а также желание иметь общежитие в больших городах.
Экономическое положение значительной части российского населения не позволяет посылать в аспирантуру ведущих научных центров страны людей из регионов; отсюда идет процесс региональной замкнутости в подготовке кадров.
Сокращается научная мобильность не только в подготовке молодых ученых, но и в целом в межнаучных коммуникациях исследователей.
Но государство даже в условиях дефицита ресурсов не может оставить без внимания значительную часть талантливой молодежи, которой в настоящее время трудно получить образование в аспирантуре. Поэтому повышение уровня государственного регулирования при отборе кандидатур для обучения в аспирантуре и докторантуре и их последующем трудоустройстве, контроль за распределением финансовых
ресурсов на подготовку диссертационных исследований является необходимым условием рационального использования и формирования кадрового потенциала страны.
При разработке предложений по послевузовскому профессиональному образованию мы руководствовались следующими принципами:
• Концентрация ресурсов на обеспечении послевузовского профессионального образования исключительно в таких вузах и научных организациях, которые имеют авторитетные научные школы;
• Соответствие диссертационных исследований и содержания подготовки научных кадров приоритетным направлениям науки и техники;
• Усиление академической мобильности молодежи различных регионов путем создания условий для обучения в аспирантуре ведущих вузов и научных организаций страны.
Здесь мы работаем совместно с Российской академией наук: принято совместное решение президиума РАН и коллегии Минобразования России о взаимодействии двух ведомств.
Наряду с действующей системой поступления в аспирантуру необходимо применять на практике целевое направление на обучение в организации, имеющие авторитетные научные школы. Уже в прошлом году мы направили по такой схеме более 200 аспирантов и около 50 докторантов из регионов. Эта работа будет и дальше продолжаться.
Многоплановая задача подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в настоящее время фактически сведена в рамках института аспирантуры к более узкой задаче: выполнению конкретных научных исследова-
ний по определенной научно-предметной сфере в форме диссертации. По существу отброшена одна из важнейших функций аспирантуры — образовательная. Необходимо формализовать технологию послевузовского профессионального образования на принципах регулярного и систематического обучения, что обуславливает настоятельную необходимость разработки и введения в действие государственного образовательного стандарта послевузовского профессионального образования.
Информатизация образования. Внедрение новых информационных технологий и средств коммуникаций являются ключевым условием подготовки будущих специалистов.
Для решения задач в области информатизации в системе нашего министерства основные усилия в последнее время были сосредоточены на разработке информационных технологий, создании отраслевой, корпоративных и локальных телекоммуникационных сетей. За последний год в этой области достигнуты определенные результаты:
• завершено создание 32 центров «Интернет», более 100 крупных узлов связи в университетах, что позволило создать единое информационное пространство системы образования на базе связанных между собой университетских \VWW-cepBepoB. Проведен анализ состояния сетевых информационных ресурсов;
• создан общедоступный в сети Интернет фонд современных отечественных программных продуктов и обучающих средств;
• успешно решена «Проблема 2000» в рамках отрасли;
• выпушены атласы образовательных ресурсов России федерального и
регионального уровней на базе геоинформационных систем;
• проведена определенная реорганизация системы управления отраслевой компьютерной се тью 1ИЖпе1;: образованы руководящий совет, экспертный совет, исполнительная дирекция.
Приказом Министра образования РФ в этом году впервые предусмотрены в смете расходов университетов ассигнования на оплату услуг связи на 2000 год, начиная с I квартала текущего года.
Реализуя общую концепцию развития работ в области информатизации по схеме информационная инфраструктура отрасли — университетская сеть Н11Мпе1 — высокопроизводительные вычисления в сфере образования, Минобразования России подготовило план реализации мероприятий по развитию высокопроизводительных вычислений и их применению в сфере образования. Решен вопрос приобретения современной аппаратно-программной базы для создающихся 12 центров таких вычислений при университетах; планируется создание кафедр в вузах страны по подготовке кадров для этой сферы деятельности.
Следует также отметить, что в прошлом году здание Министерства обес-пено оптоволоконным каналом связи в сеть «Интернет». В настоящее время создается интегрированная система для автоматизации документооборота и информационной поддержки оргработы сотрудников.
Высшая школа России в последние годы активно развивает инновационную деятельность в сфере науки и научного обслуживания.
Для реализации научного потенциала вузов и коммерциализации вузовских научных разработок были созданы ин-
новационные научно-технические программы, в которых участвовало более 150 вузов России. Инновационные ин-фрастуктуры, созданные при вузах, организуют и проводят обучение участников программ, консультируют их, разрабатывают и выпускают нормативно-методическую и справочную литературу, ведут работу по охране прав на объекты интеллектуальной собственности, проводят маркетинговые исследования, способствуют привлечению дополнительных ресурсов в вузы.
Только за прошлый год на создание научно-технической продукции по инновационным программам были привлечены внебюджетные средства в объеме, в 2,5 раза превышающем бюджетное финансирование этих работ. Объемы реализации наукоемкой продукции в 3 раза превысили затраты бюджетных средств на ее создание. Возврат средств в бюджет в виде налогов полностью окупил бюджетные затраты на их выполнение.
По данной тематике защищено более 30 докторских и 90 кандидатских диссертаций, получено около 100 патентов. Сегодня в Министерстве уже имеется достаточное количество успешных примеров инновационной деятельности в научно-технической сфере, в сфере педагогики, новых технологий обучения, информатизации, телекоммуникаций. В то же время явно отстают инновации в сфере управления, экономики образования, социальной области.
В 1999 году совместно с Миннауки и Минэкономики начаты работы по формированию многоуровневой системы подготовки кадров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. Разработаны образовательные программы по коммерциализации и
трансферу технологий, менеджменту инноваций, управлению качеством. Учрежден Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства.
Используя накопленный вузами опыт создания университетских технопарков, совместно с Миннауки России отрабатывается модель инновационно-технологического центра как одного из основных элементов инновационной инфраструктуры. В прошлом году в системе высшей школы на базе университетских технопарков успешно действовали 11 инновационно-технологическо-го центров в Санкт-Петербурге (СПбЭ-ТУ и СПбГТУ), Москве (МГУ, МЭИ, МИЭМ, МГАТУ, МИЭТ), Екатеринбурге (УТУ), Нижнем Новгороде (ННГУ), Казани (КГТУ). Завершается создание ИТЦ на базе университетских технопарков в Новгородском государственном университете, Саратовском государственном техническом университете, Самарском государственном аэрокосмическом университете. ИТЦ высшей школы и университетские технопарки уже сегодня составляют основу формируемой региональной инфраструктуры науки.
Мы одними из первых стали участниками создания инновационно-промышленных комплексов, которые организуются для ускорения промышленного освоения и продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции: из трех таких комплексов, созданных в прошлом году, один создан на базе технопарка, инновационно-тех-нологического центра МИЭТа и экспериментального завода «Протон». Материальной, организационной, кадровой основой для создания ИТЦ и ИПК стали университетские технопарки.
В «Каталоге», который издам в прошлом году, представлено 72 технопарка, получившие развитие в среде высшей школы. Они объединяют около 1000 малых инновационных фирм, поставляющих на рынок свыше 1500 образцов новой наукоемкой продукции. Общий объем производимой продукции и услуг достигает 200 млн. рублей в год.
Об интеллектуальной собственности. Действующая в настоящее время федеральная законодательная база в целом обеспечивает систему охраны объектов промышленной собственности и авторского права, увязанную с проблемами государственного правового регулирования — гражданско-правового, административного, судебного и т. д.
Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» за вузами закреплено право собственности на продукты интеллектуального и творческого труда. Но интеллектуальная собственность пока еще не стала источником стабильных и ощутимых доходов даже для тех вузов, которые наиболее подготовлены к осуществлению подобной деятельности.
Одной из причин сложившейся ситуации, по нашему мнению, является уменьшение количества вновь создаваемых коммерчески перспективных объектов интеллектуальной собственности.
Другой причиной низкого уровня доходов вузов от реализации интеллектуальной собственности является недостаточный уровень правовой культуры. Вузы еще не сумели приспособиться к деятельности в условиях конкуренции, в том числе противостоять недобросовестной. В результате крайне затруднительно изымать доходы из интеллектуальной собственности, которая зачастую
безвозмездно присваивается другими лицами.
Усиление процесса интеграции науки и образования , превращение ведущих вузов в мощные инновационные комплексы целесообразно реализовать путем создания федеральных исследовательских университетов, обеспечивающих опережающую подготовку высококвалифицированных специалистов, научных, научно-педагогических кадров и увеличение вклада высших учебных заведений в социально-экономическое и научно-техническое развитие страны. Получив функции, близкие к государственным научным центрам, такие университеты будут способствовать академической мобильности молодежи внутри страны.
Соответствующий проект постановления Правительства, разработанный Минобразования России совместно с Российским союзом ректоров и согласованный с Миннауки, уже находится на согласовании в других министерствах.
О работе Научно-технического совета министерства. На заседаниях НТС в отчетном году рассмотрены актуальные вопросы научной деятельности. Среди них основные:
• реструктуризация межвузовских научных и научно-технических программ и основные положения конкурса по их формированию;
• финансирование научной и науч-но-технической деятельности отрасли в 2000 году;
• итоги конкурса по заказу на включение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по научным и научно-техническим программам в 2000 году;
• система научно-исследовательской
работы студентов и творческое развитие учащейся молодежи;
• вопросы целевой аспирантуры и докторантуры.
НТС в своей деятельности привлекает научную общественность системы образования. Именно его рабочие группы разработали проект Концепции государственной научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования России.
С сентябре 1999 года совместным приказом Министра образования РФ и Президента Российской академии образования был создан Координационный совет по проблемам научных исследований в области образования.
О Концепции развития вузовского сектора науки.
Дело в том, что со времени принятия старой Концепции прошло практически восемь лет. За эти годы были созданы системы реализации задач в таких областях, как поддержка пауки и научных коллективов, система единого заказ-наряда, проведение научно-технической политики (система международных научно-технических программ, система грантов), созданы НТС, сложилась система учета мнений научной общественности, вошли в программу собрания научной общественности, разработана также система мер по интеграции вузовской и академической пауки, складывается системный подход к кадровому обеспечению на-учно-технического комплекса; наработаны подходы использования инновационных механизмов научных исследований. Идет работа по ряду других важных направлений. Таким образом, можно сказать, что основные положения Концепции, которая была приня-
та в 1992 году, все таки выполнены, правда, есть кое-что, над чем надо продолжать работать.
О ходе работы над новой Концепцией. Предлагаемая Концепция государственной государственной научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования на 2000-2004 год ставит целью переход от сохранения научного и научно-техничес-кого потенциала высшей школы к его развитию, устанавливает его роль и место в научно-инновационном комплексе системы образования, взаимосвязь науки и образования, науки и производства, подготовки высококвалифицированных специалистов, научных и научно-педагогических кадров в современных условиях.
Она разработана с учетом, с одной стороны, необходимости государственной поддержки науки в системе образования, а с другой стороны, необходимости активизации деятельности самих вузов и научных учреждений в решении социально-экономических проблем страны, в реализации федеральных целевых, отраслевых и региональных программ, в первую очередь связанных с технологическим развитием отраслей, САЬБ-технологиями, ресурсосбережением, развитием инноваций и малого предпринимательства.
Большое значение при формировании научной, научно-технической и инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее нацеленности на совершенствование системы образования, но и возможность использования всех механизмов прямого и косвенного государственного регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления.