\ ЖИВАЯ РОССИЯ \
Русь-стройка
В 2012 году исполняется 370 лет со дня кончины праведного Симеона Верхотурского, небесного покровителя уральской земли. Сегодня в Свердловской области развернулась масштабная программа возрождения Верхотурья стоимостью более 7,5 млрд руб. Ее цель — превратить город в крупный туристический центр, способный принимать около 300 тыс. туристов ежегодно.
Духовная столица Урала
Так называют Верхотурье — небольшой городок на севере Свердловской области, известный старинными монастырями и храмами, а также чудодейственными мощами святого праведного Симеона Верхотурского.
Территория города и окружающих его поселков насчитывает 68 уникальных исторических и культурных памятников, включая знаменитый Крестовоздвиженский собор — третий по величине в России после Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. С трудом удалось спасти их в годы революции и советской власти.
Сейчас духовная столица Урала переживает второе рождение. Крупный проект, общий бюджет которого составляет более 7,5 млрд руб., планируется завершить в 2015 году. При этом предполагается, что 4 млрд поступят из внебюджетных источников, от частных компаний, среди которых уже названы группа «Синара», УГМК-Холдинг, «РЕНОВА-СтройГруп-Академическое», «Уральские авиалинии».
«На 2011 год было запланировано привлечение 25,8 млн руб. из внебюджетных источников. Фактический сбор превысил 26 млн руб., все средства были направлены на капитальные вложения. Крупнейший взнос — 20 млн — сделала компания «РЕНОВА-СтройГруп-Академическое». На текущий год объем внебюджетных средств запланирован на уровне 320 млн руб.», — сообщает пресс-служба программы «Духовный центр Урала».
Остальные 3,5 млрд руб. поступят из бюджетов различных уровней. Предполагается, что из казны Сверд-
Игумен Филипп,
настоятель
Свято-
Николаевского
мужского
монастыря.
Елена АРХИПОВА
ловской области на реализацию программы «Духовный центр Урала» за пять лет выделят 3,009 млрд руб., из федерального бюджета в рамках софинансирования поступит 491,298 млн, городской округ Верхотурский предоставит 61,11 млн рублей.
По планам Министерства культуры Свердловской области, за это время будут отреставрированы исторические памятники и храмы, построены гостиницы, кемпинги общей вместимостью не менее чем на 2100 мест. Планируется создать следующие объекты городской инфраструктуры: четыре газовых котельных, два детских сада на 100 и 200 мест, комплекс центральной районной больницы, здание милиции, центр детского творчества, спортивный стадион с трибунами на 400 мест, две школы, два спортзала, спортивный центр с бассейном, катком и спортзалом, дом-интернат для престарелых, два коттеджа для детей из Верхотурского детского дома, очистные сооружения. Предполагается проложить новые туристические маршруты. В планах областного Министерства культуры — включение Верхотурья в тур «Серебряное кольцо Урала», куда входят Екатеринбург, Невьянск, Нижний Тагил, Качканар, Краснотурьинск, Махнево, Алапаевск, Реж.
В октябре 2011 года был освоен новый маршрут «Духовный центр Урала» для людей пожилого возраста, предполагающий железнодорожный переезд от Екатеринбурга до Верхотурья и знакомство со святынями города. Для подрастающего поколения Детское бюро путешествий организует осмотры Верхотурского кремля, монастырей, храмов и соборов, посещение музея-заповедника, поездки к святому источнику в село Меркушино, встречи с преподавателями и воспитанниками духовного училища, викторины, интеллектуальные марафоны, диспуты и игровые программы.
Традиционно самыми посещаемыми в Верхотурье являются Свято-Троицкий собор, Свято-Николаевский мужской монастырь, Кресто-воздвиженский собор, Покровский женский монастырь. В этих действующих комплексах уже начата реконструкция.
Благодаря помощи «РЕНОВА-СтройГруп-Академическое» в прошлом году восстановлен подвесной мост через реку Туру, соединяющий Центральную и Заречную части города. «Мы планируем также создание «зимнего сада» на территории Свято-Николаевского мужского монастыря — комплекса теплиц с декоративными растениями и хозяйственными культурами. В планах нашей компании — участие в строительстве коттеджного поселка на территории Верхотурья», — делятся в пресс-службе «РЕНОВА-СтройГруп-Академическое».
Продолжается восстановление Дома для почетных гостей, пострадавшего от пожара, реконструкцию должны завершить уже в 2012 году. В начале ХХ века это здание, по предположению историков, было возведено для царской семьи. На стройке часто бывал Григорий Распутин, надеявшийся привезти к цельбоносным мощам святого Симеона царевича Алексия Романова.
Кроме того, в Верхотурье и его окрестностях за счет средств частных инвесторов, областного и муниципального бюджетов планируется строительство цехов по переработке древесины, дикоросов, производству кирпича,
РИА-НОВОСТИ
РИА-НОВОСТИ
Из истории Верхотурья
Город Верхотурье основан в 1597 году государственной экспедицией Василия Головина и Ивана Воейкова как острог на месте мансийского городища Неромкарр — для защиты одного из самых популярных водных путей в Сибирь. К 1601 году в крепости появился Троицкий храм, в 1604 году построен Николаевский мужской монастырь. Через несколько лет здесь возведен Покровский женский монастырь.
В 1631 году в Ирбитской слободе Верхотурского уезда стали проводить ярмарки, где вели торговлю с азиатскими странами. Так, Ирбитская ярмарка по оборотам заняла второе место в России после Макарьевской. В Верхотурье ссылали опальных невест русских царей. Сюда попала, например, невеста Михаила Романова Мария Хло-пова. Молодой царь выбрал дочь дворянина Ивана Хлопова из Коломны в ходе смотра невест в 1616 году. Девушка некоторое время жила в царских покоях под именем Анастасия. Семейство дворян Салтыковых настроило против невесты мать царя. Во время болезни (расстройство желудка) Марию объявили неспособной родить детей. Марию вместе с бабушкой, теткой и двумя дядьями сослали в Тобольск, а в 1619-м перевели в Верхотурье. В 1621 году она переехала оттуда в Нижний Новгород. В Верхотурье жила и невеста Алексея Михайловича Романова Евфимия Всеволожская. Как и Марию Хлопову, царь выбрал ее во время смотрин невест в 1647 году. Существует легенда, что перед встречей с царем одевавшие ее сенные девушки настолько сильно затянули невесте волосы, что при виде государя взволнованная Евфимия упала в обморок. Боярин Борис Морозов обвинил ее родственников в том, что они не сообщили якобы о падучей болезни невесты. Семью Всеволожских сослали в Тюмень, а после женитьбы царя на Марии Милославской, в 1649 году, Всеволожские были переведены в Верхотурье. При этом глава семьи Федор получил царские милости и был назначен воеводой, Евфимия же все время проводила в Покровском женском монастыре и как зеницу ока берегла подаренные царем кольцо и платок. В 1653 году девушке позволили переехать в касимовскую вотчину, где она умерла в 1657 году.
Историческая справка по материалам сайта www.vVerhoturye.ru.
\ ЖИВАЯ РОССИЯ \
колбасных изделий, розливу молока. Здесь будут возведены две животноводческие фермы на 200 и 400 голов скота, скотобойня. Появление новых промышленных объектов и увеличение налоговой базы муниципалитета, по мнению авторов программы, должно вывести Верхотурье из числа дотационных территорий Свердловской области в прибыльные. Схожие цели преследует стремление региональных властей развить в уральской глубинке туристический бизнес.
Из туристов в паломники
Министерство культуры области сегодня активно продвигает проект возрождения Верхотурья на туристических выставках — как российских, так и международных.
«В настоящее время Верхотурье посещает около 30 тыс. туристов ежегодно. Две трети от общего турпо-тока составляют паломники. Мы планируем, что благодаря реализации программы «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала» светских
Покровитель Уральской земли
ПРАВЕДНЫЙ СИМЕОН ВЕРХОТУРСКИй родился в начале XVII века в боярской семье. После смерти родителей пришел в Сибирь и сначала поселился в Верхотурье, а в 1620 году перебрался в село Меркушино (около 53 км от Верхотурья). Здесь он провел большую часть жизни, посещая местную деревянную церковь святого Архангела Михаила. С благовестием о Триедином Боге, о вечной жизни в Царстве Небесном праведный Симеон ходил по окрестным селениям. Его полюбили иноверцы вогулы — коренные жители этого края. Подвижник никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Много молился святой Симеон об укреплении в вере новопросвещенных жителей Сибири. Свою молитву подвижник соединял с подвигом коленопреклоненного стояния на камне в дремучей тайге. В десяти верстах от Меркушина на берегу реки Туры Симеон имел уединенное место, где ловил рыбу — причем ровно столько, сколько требовалось ему для дневного пропитания. Скончался праведник в 1642 году и был погребен на Меркушинском погосте, у храма Архистратига Михаила. В 1692 году, спустя 50 лет после его кончины, жители Меркушина чудесным образом обрели открывшееся нетленное тело праведника, имя которого к тому времени забыли. Вскоре от явившихся мощей стали совершаться многочисленные исцеления. Митрополит Сибирский Игнатий освидетельствовал мощи, но никто не знал, как зовут праведника. участвовавший в освидетельствовании мощей иеродиакон
Никифор Амвросиев в пути молился Богу и незаметно погрузился в легкую дремоту. Перед ним возник человек в белой одежде, среднего возраста, волосы его были русого цвета. Он ласково смотрел на Ники-фора, а на вопрос последнего: «Кто ты?» — ответил: «Я Симеон Меркушинский». 12 сентября 1704 года (по старому стилю) было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотур-ского из храма в честь Архистратига Михаила в Верхотурский монастырь во имя Святителя Николая. В этот день Церковь празднует вторую память святого праведного Симеона Верхотурского (первая — 18 декабря).
Мощи святого привлекали в обитель множество паломников, в начале XX века — до 60 тыс. человек в год. В связи с этим в 1913 году в Николаевском монастыре был построен Крестовоздвиженский собор, рассчитанный на 8-10 тыс. человек. освящение собора и перенос в него мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913-го — в год, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. В 1914 году императорской семьей была пожертвована резная серебряная сень для раки с мощами Симеона. Ее принесли из Екатеринбурга в Верхотурье крестным ходом протяженностью более 350 км, который продолжался 20 дней. Мощи Симеона Верхотурского были торжественно перенесены из Николаевского храма в Крестовоздвиженский собор Николаевского монастыря.
В 1920 году драгоценную раку советские власти направили «в пользу голодающих», а 30 мая 1929 года из монастыря были изъяты и святые мощи, их передали в Тагильский музей для антирелигиозной работы.Однако в 1935 году в журнале «Советское краеведение» был опубликован материал о состоянии этой музейной экспозиции: «Слабо оформлен и антирелигиозный аспект в музее. Когда заходишь в комнату, где выставлены остатки костей «нетленного» Симеона
Верхотурского, невольно чувствуешь, что вошел в какую-то молельню. Здесь собрана вся священная утварь, паникадила, громадное Евангелие. Во всей системе этой выставки нет ничего антирелигиозного». После публикации материала директор музея был арестован. Мощи в конце 1935 года передали в Уральский антирелигиозный музей, располагавшийся в Екатеринбурге в Ипатьевском доме, а в 1946 году, после расформирования фондов музея, — в запасники Областного краеведческого музея. 11 апреля 1989 года их вернули Русской Православной Церкви и поместили в свердловском храме Спаса Всемилостивого. 25 сентября 1992 года святые мощи перенесли в Верхотурский Николаевский монастырь в отреставрированный и вновь освященный Кресто-воздвиженский собор.
photoxpress
туристов в Верхотурье станет в разы больше. Турпоток в Верхотурье, по нашим оценкам, достигнет 300 тыс. человек в год. Для его обслуживания будет дополнительно создано около 2 тыс. рабочих мест», — рассказывает министр культуры и туризма Свердловской области Алексей Бадаев.
Основная масса паломников стремится в первую очередь поклониться мощам праведного Симеона Верхотур-ского — покровителя уральской земли. Подвижник скончался 370 лет назад, в 1642 году, а через полвека гроб его поднялся на поверхность земли, из-под него начал бить святой источник.
«В нашем монастыре есть книга, где собраны свидетельства людей, исцеленных по молитвам святого Симеона Верхотурского. Цельбоносные мощи многим помогли. Мы сами нередко видим примеры их силы. Так, певчий нашего монастыря простудился, потерял голос. Врачи сказали: минимум полтора месяца петь не сможет. Но он пришел к раке с мощами и во время молебна почувствовал жжение в горле — и понял, что голос к нему вернулся», — рассказывает настоятель Свято-Николаевского монастыря игумен Филипп. По словам игумена, поток паломников, верующих и просто туристов в последние годы постоянно растет. Чаще всего посещают храмовые комплексы Верхотурья жители Челябинской и Пермской областей. В дни празднования в честь святого праведного Симеона Верхотурского — 25 мая, 25 сентября и 31 декабря — в город съезжаются тысячи паломников со всей страны. Трудности с их размещением возникают уже сейчас. Мест в го-
Около 4 млрд руб. родской и монастырской гостиницах не хватает, потому вложат част- паломники иногда вынуждены ночевать на полу в храме. ные инвесторы Частично вопрос нехватки гостиничных мест будет решен в возрождение в 2012-2013 годах — за этот период восстановят разру-Верхотурья. шенные корпуса монастырской гостиницы.
На фото: вос- По словам мэра Верхотурья Алексея Лиханова,
становленный в середине 2012 года будет закончена работа по созда-подвесной мост нию генплана всего проекта и четко определены условия через реку Туру, строительства новых кемпингов и гостиниц. Параллель-соединяющий но, согласно проекту «Верхотурье. Духовный центр Ура-Центральную ла», начнется работа по возведению 15 храмов в городе и Заречную ча- и близлежащих селах.
сти города. «Наша цель — чтобы человек приехал к нам туристом,
а уехал паломником. Мы хотим создать условия, чтобы он мог открыть свое сердце. Недавно проектом возрождения Верхотурья заинтересовался один предприниматель. Он приехал к нам, мы показали ему храм, открыли раку с мощами святого Симеона. Хотели уходить из церкви, но он задержался, попросил дать время побыть в святом месте. И такое благоговение у него в этот момент в глазах было... Что-то шевельнулось в его сердце», — делится игумен Филипп.
Только количество людей, побывавших в музее Свято-Николаевского монастыря, за минувший год увеличилось в полтора раза. В обители объясняют это не только интересом к истории Верхотурья, но и желанием посетителей прикоснуться к святыням, понять их значимость, открыть для себя святого Симеона и обрести веру. И пока есть у людей такая потребность, можно надеяться на духовное возрождение.