іД ■тії ч (*'
ПНЮ
расчищать Святую Канавку. Копали ее только сами сестры и священники (не только дивеевские, но и приезжие). А мирские уже помогали утрамбовывать вал.
В планах — строительство еще одного собора в конце Святой Канавки, где на праздник Святой Троицы в этом году был освящен крест. Храм будет двухпрестольным,
• ... ?■ >.Т«Л .у.'*-*ж-.. 1.*~А.а. *• ' \ж ' |у М-1^ ■ '
посвященным Пресвятой Богородице: в верхнем яру- - '■ . ■ 1 ^ се — Благовещенский, в нижнем — Успенский. Сейчас
■■ | . - ■ ¥
ведут проектные изыскательные работы.
Есть историческое свидетельство: когда греческие мастера прибыли в Киево-Печерскую Лавру (Третий удел Матери Божией), строить собор, им явилась Царица Небесная и дала поясок длиной 1 м 20 см,
ФОТОБАНК ЛОРИ
1,-^1 Ив!
.іншиі
I I Ольга
Пасха ™ среди лета
21 июля, в день памяти Казанской иконы Божией Матери, отмечала 20-летие возрождения крупнейшая обитель России — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Нынешние монахини начали собираться здесь в конце 1980-х. Жить приходилось по разным домам за околицей по несколько человек. «Начинали из ничего: самых необхо димых вещей, еды не хватало. Физически было трудно», — вспоминают сестры.
В советские годы храмы в Дивееве стояли в березах и тополях: «Их специально насадили по периметру — скрыть славящую Бога красоту. А когда деревья выросли, прятали то они, напротив, уже следы разрухи! Но величественность соору-
жений все равно была видна».
Канавка, которую по указанию Матери Божией, ископал в Ее Четвертом уделе на земле
перенесли его святые новообретенные мощи. Тогда исполнилось пророчество батюшки Серафима: «среди лета Пасху запоют». Около ста архиереев, сотни священников, тысячи мирян, когда вносили святые мощи на территорию монастыря через врата колокольни, запели: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...», «Пасха священная нам днесь показася...» — и грянули: «Христос Воскресе!» 17 ноября в монастырь приехала настоятельница игуме-ния Сергия (Конкова), которая до этого несла послушание благочинной Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря. Сестры переселились с окраины уже на монастырскую территорию. У мощей батюшки Серафима стали, по его заповеди, «читать денно и нощно Неусыпае-мую Псалтирь». С этого же года возобновилась традиция ежедневного крестного хода: сестры во главе с матушкой Сергией, несущей дивеевскую икону «Умиление», обходили пределы монастыря и шли по Канавке, которая по-прежнему Канавкой еще не была. Эта территория была в собственности учреждений и местных жителей.
В 1992 году был освящен храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором затеплилась неугасимая лампада перед образом Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь же совершали первые постриги. В 1993 году освятили верхний храм Рождества Христова. Зажгли перед образом Спасителя, по указанию преподобного, неугасимую свечу.
С 1997 года стали
- ІХ+ЗЕ+ТІС.+1С ОіІ+±1лг1Гг-_І1= *_. '•■р 1
...""чт ^ .-'' - - - .. ?
преподобный Серафим, тоже вся была завалена отхода- Дивеево —
ми. Да и не было никакой Канавки. Люди, которые рань- Четвертый ше здесь жили, подсказали сестрам, как идти, по тополям удел Матери
и березам опознавая путь. Запомнилось: 150 раз читать Божией
молитву «Богородице Дево, радуйся». '' ■ ^ на земле ■
В октябре 1989 года первым вернули Троицкий собор. после Грузии,
Вокруг ,расста&или вагончики: в них же варили, там же Афона и Киева. кормили. Народ стал прибывать на помощь. В марте
кормили. Народ стал прибывать на помощь. В марте 1990 года Троицкий собор уже освятили.
А в 1991 году — столько отрадных событий, отозвавшихся в 2011-м юбилеями. 21 июля Священный Синод принял решение о возобновлении монастыря. В обитель, как и обещал, пришел сам батюшка Серафим: 30 июля сюда
приезжающих. Ежегодно в эти дни о| лагерь на 5000 человек с питанием.
За обновлением, исцелением, духовным подъемом потянулась в Дивеево и вся Россия.
«Современное Дивеево стало одним из духовных центров страны, сравнимым с Троице-Сергиевой Лаврой,
■Г' „ 7'
которую мы называем сердцем России, — отмечает митрополит Оренбургский и Бузулукский Балентин (Ми-щук). — Как Прп. Сергий своей молитвой объединил Русь, разрозненную после татаро-монгольского ига, так и сейчас Дивеево играет такую же роль объединения совре-. менной России, находящейся после многолетнего правле-'\:
: ■ ■ г - ■
ния безбожной власти в нравственном и духовном упадке и разорении. Сюда приезжают не только воцерковленные,
. . ■ . , . - ■ ■ ■ , ■ л
но и ищущие Бога и веру люди, и каждый находит для себя' %
повелев возвести храм: 30 поясков в длину, 20 поясков в ширину, 50 поясков в высоту. Эти параметры заложены в проект будущего собора в Дивееве.
Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов): «Какой храм для Третьего удела Пресвятая Богородица завещала построить, такой мы и построим с Божией помощью у нас, в Четвертом уделе. Хотя мы сами не располагаем необходимыми средствами и возможностями. Все осуществляется по Промыслу Божиему. Господь пошлет добрых людей-попечителей — процесс ускорится. Мы прилагаем усилия, чтобы воплотить план Дивеева, начертанный святой рукой: «Вот, Господи, наши немощные труды, а на все остальное — воля Твоя святая».
Всего за прошедшие 20 лет на территории монастыря было освящено семь храмов, 32 предела, а сколько еще в скитах и на подворьях! Дивеев-ская обитель отстраивается сама, поднимает и всю округу, земли далеко окрест. Сейчас у монастыря 10 скитов на территории всей Нижегородской области: в каждом отреставри-
В2011 году исполнилось 150 лет с момента утверждения Серафимо-Дивеевской обители в статусе монастыря.
->
рован или построен новый храм. Там, где обустраивались скиты, оживало и само село.
ответы на свои вопросы и искания. Здесь можно обрести тот фундамент духовной жизни, который должен быть заложен в основании каждой человеческой жизни. Дивеево является краеугольным камнем той православной России, которую мы должны возродить».
Паломников в Дивеево приезжает столько, что в большие праздники по территории монастыря не пройти. «Монастырь — место уединения и молитвы, а тут — как на Тверской с пяти утра и до одиннадцати вечера», — говорят монахини. «У вас такое служение — вам надо народ принимать, — наставляет дивеевских сестер владыка Георгий и особенно подчеркивает: — с Серафимовой любовью». Современная Дивеевская обитель своего рода образец того, как надо принимать паломников. «Нами создана обширная программа «Паломник», — рассказывает владыка, — пытаемся одарить всех притекающих к батюшке Серафиму з а б о - той. Ведь приезжают — ежедневно! — десятки и сотни тысяч. А насельниц менее полутысячи: как тут каждому уделить время и внимание? Прп. Серафим завещал, чтобы никто не ушел из Дивеева неутешенным. В монастыре устроен Паломнический центр, создана целая система паломнических трапезных — на улице и в помещении. Простая трапеза бесплатна, но есть возможность отобедать и за небольшую плату. Монастырь с помощью попечителей построил гостиницы — и платные и бесплатные». На празднование памяти прп. Серафима Са-______________________________________ровского 1 августа гостиницы не вмещают всех
изуют палаточный юнастырем закре-
плено специальное поле, к которому подведены электроэнергия, водопровод. Здесь же построена стационарная часовня, куда люди могут прийти и поучаствовать в Таинстве
■{ЯГ
■ 'г Исповеди, чтобы подготовиться к Причастию.
В том, что Дивеево, по пророческому слову прп. Серафима, станет Лаврой, сегодня уже никто не сомневается. Не станет ли это прообразом обещанного прп. Серафимом ' величия новой России? Богородичный собор, намеченный сейчас к строительству, — восьмой храм обители, а «во-
■ ■- семь» в числовой символике знаменует собой Божествен-
■ ■ || Мв I | V ^
. .и\/Ш ПППЦАТ\/ \Л и и Г» ГТ.и П. II V ’ш И .