Научная статья на тему '\ живая россия \ батька атаман'

\ живая россия \ батька атаман Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
126
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ живая россия \ батька атаман»

Кубанский казачий хор - один из коллективов, играющих важную роль в возрождении культурного, нравственного и духовного потенциала России. О самобытной народной казачьей песне рассказывает руководитель хора Виктор Захарченко, отметивший недавно 70-летний юбилей.

Батька атаман

Саида ПАНЕШ

— Все, как специалисты, так и не специалисты отмечают особую энергетику хора. Как бы вы сами ее охарактеризовали?

— Казаки всегда были защитниками России, воинами. А защитники точно знают, за что они готовы голову сложить: за Веру, за Отчизну, за духовные ценности. В казачьих песнях часто трагическое содержание. Вспомните слова песни «Любо, братцы, любо»: «И наполнен берег сотнями порубанных, пострелянных людей». А ведь если не знать слов, песня, по существу, плясовая. Никогда не подумаешь, что поется, как кто-то погиб или умер. Казаки никогда не унывали перед тяжелыми испытаниями. Это

и есть тот самый крепкий казачий дух, которым пропитаны все песни Кубанского казачьего хора.

— Пение Кубанского хора вызывает удивительную гамму чувств у зрителя: от сопереживания, душевной радости до гордости за свою Родину. Как вы находите такую нужную исполнительскую манеру для хора?

— Я очень активно занимался записью русских народных песен, объездил много городов и сел. Но можно, конечно, взять и спеть, как поют старики в русской деревне или в казачьей станице, — скопировать. Вроде бы правильно спето, а не трогает. Исполнение должно быть искренним

и волнующим. Народные песни созданы самой жизнью. Я помню причитания Крас-никовой Анны Мефодьевны по сыновьям. У нее четверо сыновей погибло на войне, а дома осталась одна глухонемая дочь. Представляете, что она пережила?! У нее же воспоминания, с каждым ребенком связанные, и она это так все захватывающе нам излагала, не просто рыдала феерически, а художественно изливала свои чувства: «Ванечка не износил рубашечек, а старший сын того-то не успел. А ты помнишь, как я тебя во чреве носила?».

Народ — это и люди, которые живут сегодня, и те, кто жил до нас, и поколения, которые будут жить после нас. Если обрывается

общество/живая россия

1107

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №10 (78) 2008

духовно-нравственная, генетическая связь, это трагедия. Обычаи, обряды, песни, танцы сохраняют нацию. Традиционную культуру надо беречь, но нельзя национальное искусство превращать в музейное, его необходимо развивать. Творчество развивается не только у одного художника. Оно развивается ив народе. Должны создаваться новые песни, новые танцы, новые обряды. Но такие изменения не революционны, накопление происходит постепенно.

Я всегда обращаю артистов к эмоциональной стороне исполнения. И эмоции, которые есть у меня, они, с одной стороны, мои собственные, а с другой стороны, не мои, потому что я их тоже получил от других, от моих родных, от односельчан, от предков.

— Виктор Гаврилович, какие песни сегодня в репертуаре Кубанского казачьего хора?

— В 1860 году, когда Кубанский казачий хор еще назывался Черноморским и только начинал свою работу, в его репертуаре были только украинские песни. Когда хор стал войсковым хором Кубанско-Черноморской области, появились и русские линейные песни. Сегодня в репертуаре хора песни разных народов: болгарские, чешские, хорватские, словацкие, адыгские, немецкие, итальянские, шесть песен на японском языке, китайские песни и т.д.

В нашем репертуаре есть песня на стихи отца Константина Образцова, автора гимна «Ты, Кубань, ты наша родина». В 1918 году он был замучен в Тифлисе. Вот что он написал в 1914 году:

Родная Сербия, сестра Руси великой,

Такой тяжелый крест несешь ты на себе.

Под тяжестью орды безжалостной и дикой

Ты кровью истекла в мучительной борьбе.

Прошло почти уже 100 лет, а эти стихи все еще удивительно современны.

— Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам указывали, какие песни надо исполнять?

— Когда вмешиваются «сверху», искусство от этого только страдает. Так, 9 мая идет наш концерт в зале «Россия», в нем должен петь Никита Михалков. Но он предупредил, что немного задержится. Мы пели песню Анастасии Заволокиной. Содержание такое: «Сяду я на бревнышке, посижу на солнышке и поговорю с воронуш-кой». А воронушка и говорит такие слова: «Кар, кар, слышу я в ответ, кар, кар — Родины нет. О моей стороне больше песен не петь, о моей стороне только каркать, хрипеть». Перед концертом на репетиции присутствовал один чиновник и сказал: «Нельзя такие песни петь. Сокращайте». А я эту песню оставил в программе. Произведение достойное, мы должны петь не только о достижениях, но и высказывать тревогу, боль за судьбу Отечества. Когда мы ее пропели, я поворачиваюсь в зал, вдруг вижу: в зале — Никита Михалков. Я обращаюсь в зал и говорю: «В зале сидит наш друг, народный артист России, Никита Михалков. Мы с ним не репетировали, но давайте, пригласим его на сцену и попросим спеть с нами». А Никита Сергеевич поднимается и говорит: «За что я люблю Кубанский казачий хор? За то, что в каждом слове у них правда и только правда. Грибоедов как-то сказал, что он по-настоящему себя русским чувствует в православном русском храме, а я чувствую себя русским человеком на концерте Кубанского казачьего хора». Вот как получается.

— Как вы оцениваете современную российскую эстраду?

— Поп-искусство, коль оно есть, имеет право на существование. И при внимательном анализе в нем можно найти позитивное. Но ведь дело в пропорции. Если поп-

искусство заполняет все и вся — это национальная трагедия. И потом всегда колет глаз, когда артисты спекулируют на костюмах, манере, пошлом репертуаре. На современной эстраде этим сейчас многие грешат. К чести нашего хора, у нас нет ни одной пустой песни.

Я не специалист в рок-музыке, знаю ее поверхностно и больше внешне: одежда, длинные волосы, наколки — меня это не очень греет лично. Но, оказывается, рок — это чаще всего трагическая музыка по содержанию. У нас есть позитивный опыт работы с американской рок-группой Ring Sait, в свое время мы все покажем. Я считаю, что это музыка достойная. Но исполнение рок-музыки не главная задача хора. Одна газета возьми да и напиши, что теперь Кубанский казачий хор будет петь песни рокеров американских и не будет петь свои песни, казачьи. Это же нелепо!

— Вы многогранный композитор, занимаетесь не только народной, но и духовной, а также классической музыкой. Какие у них общие грани?

— Классика — явление совершенное, а совершенное есть вечно живое. Народное искусство для классики — исходный материал, земля или артерия, от которой та питается и набирает силу. Без фольклора никакой классики быть не может, вообще музыки быть не может. «Музыку создает народ, а мы композиторы только аранжируем», — говорил Михаил Иванович Глинка. Музыка Чайковского, Рахманинова, Моцарта звучит по всему миру, но в то же время, это музыка национальная. Когда народная музыка поднимается в своем развитии высоко, она достигает классических рубежей и становится понятной людям всего мира. Когда начинаются споры «а не изжила ли классика себя», я обычно говорю, что классика исчезнет, когда придет конец

108| общество/живая россия

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ /№10 (78) 2008 ■

мира сего. Классика — заветная шкала для любого композитора. Есть люди, которые занимаются только написанием музыки. Например, Григорий Федорович Понома-ренко. Он гениальный композитор, вслушайтесь (поет): «Не жалею, не зову, не плачу» — ведь это обо мне написано. Он брал интонации из русской народной песни, из городского романса, добавлял искру своего таланта и обобщал это все в своих произведениях. Удивительна музыка народного артиста России, Республики Адыгея моего кунака композитора Аслана Не-хая. Это человек огромнейшего таланта. Он сумел не только сохранить традиции национальной адыгской музыки, но и развить ее и поднять на уровень классики. Но сочинение музыки — прежде всего, призвание. Талант должен быть дан изначально. Я не имею никакого композиторского образования. Я консерваторию заканчивал как хоровой дирижер и как фольклорист писал диссертацию. Но музыку сочинять — моя потребность.

— Когда у вас появилось желание стать музыкантом?

— Мама рассказывала, что когда мне было два - три года, фашисты захватили нашу станицу, а нас из хаты выгнали. Один немец играл на гармошке и дал мне ее в руки подержать, а я к его удивлению, очень быстро нашел аккорды и начал перебирать их.

В пятом классе я написал в Москву Сталину письмо. Мол, посмотрел фильм «Здравствуй, Москва», где мальчик играет на баяне, а у нас в школе нет никакого музыкального инструмента: ни фортепиано, ни баяна, ни гармошки. Через некоторое время из Москвы пришел ответ в крайком партии с требованием разобраться. Приехала комиссия, человек пять. Так и так, сын погибшего на фронте, растет в многодет-

С внуками Андреем и Виктором

ной семье, хочет учиться музыке, а возможности нет. Директора школы сняли. Новый директор Михаил Петрович Рыбалко купил в школу баян. По самоучителю помогал мне учиться. Даже иногда давал баян домой. Помню, кнопочки потрогаю — и умираю от счастья. Возникало ощущение, словно инструмент в моих руках был всю жизнь. Мать это увидела и сказала: «Вот бычка вырастим, продадим и купим тебе гармонь настоящую». Я пас коров, и лучшего пастуха станица не знала! Своего бычка я так лелеял и оберегал, что все мальчишки надо мной смеялись. Но мне уже снилась гармонь, блестящая, с гладкими «пуговицами», малиновыми мехами. После того как мне купили гармошку, я начал играть на свадьбах. Вальсы, польки, краковяк, фокстроты — все играл. В школе меня дразнили артистом, композитором. Но я тогда даже нот не знал.

— Каким образом с юга страны вы попали в сибирские края?

— В 1 960 году я закончил Краснодарское музыкально-педагогическое училище и поехал поступать в Новосибирскую консерваторию. Но документы задержались в пути, и год я преподавал в Куйбышевском педучилище. Потом поступил в Новосибирскую государственную консерваторию им. Глинки. Стал главным хормейстером Сибирского русского народного хора. Четырнадцать лет я прожил в Сибири, почти десять из них проработал в хоре. Я тогда объездил весь Советский Союз, трижды с хором был на Кубани, впервые выезжал за рубеж — во Францию, Северную Корею. У художественного руководителя хора А.П. Новикова я прошел уникальную практику. Из Сибири я вернулся подготовленным. Сибирь оставила в моей душе добрый и чистый след. Я там чувствовал себя прекрасно: сибирские метели,

«Я знаю наизусть все выступления Кубанского хора, слушаю все песни много раз»

ели в снегу. А люди какие! Одно из самых ярких воспоминаний — бревенчатые избы, дворы без заборов, крынка молока и хлеб на лавочке возле дома — для прохожих. Открытая, добрая душа — вот что такое настоящий сибиряк!

— В чем сходства и различия северной и южной певческой славянской традиции?

— В разных регионах России поют по-разному. Например, я записал больше десятка вариантов песни «Поехал казак на чужбину далеко» в Сибири, почти столько же — на Кубани. Один сюжет, но разница — в напеве, в эмоциональности, в манере исполнения. Русские люди очень эмоциональны, в песне они изливают душу, как при разговоре с Господом. Поэтому наши песни приближаются к молитве. И я прилагаю усилия, чтобы каждый концерт Кубанского казачьего хора был своеобразной духовной исповедью.

— Вы жесткий руководитель?

— Я бы сказал излишне нервозный. Борюсь с собой, но преодолеть этот грех мне крайне трудно, т.к. нетребовательный руководитель — это не руководитель. Руководитель должен иметь сильную волю и доводить свои замыслы до воплощения. Мне часто говорят: «Ну и так уже хорошо, ну куда еще лучше?» А ведь усовершенствование бесконечно. Но, работая с людьми, категорически нельзя задевать больно, оскорблять. Заканчивая репетицию, я всегда прошу прощения. Но потом опять повторяю свои грехи и опять каюсь. Всем своим хористам, всем своим коллегам я очень обязан. Не я пою — они поют. Не я играю — они играют. У меня слова признательности ко всем тем, кто ныне поет в составе Кубанского казачьего хора, и тем, кто пел когда-то.

— Виктор Гаврилович, примите наши искренние поздравления в связи

Будущих артистов воспитывают в детской школе народного искусства Кубанского хора

общество/живая россия

1109

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №10 (78) 2008

с прошедшим юбилеем. Поделитесь своим рецептом молодости?

— Я к врачам отношусь с искренним почтением, но пришел к выводу, что человек многое может сам. Все болезни — наши личные приобретения. 5 сентября 1996 года я попал в аварию, после нее много лет болел. Когда ездили на гастроли, связанные со 195-летием Кубанского казачьего хора, я надорвался вконец. Врачи прописали лекарства, запретили дирижировать самому, выходить на улицу — только с дочерью и т.д. Для меня это был приговор. Моя работа — смысл моей жизни.

Во время концерта, посвященного 195-летию хора, ко мне подошел очень талантливый кубанский тренер Игорь Сергеевич Григорьев. Мне этого человека послал Господь Бог. Он предложил мне предельно простую теорию здоровья. Причина сердечных недомоганий в том, что сердце засоряется шлаками. А шлаки поступают в сердечную мышцу только через пищу. Поэтому нужно быть внимательными к тому, что мы едим. Моя диета — скромный завтрак, скромный ужин, я не обедаю. В каждое время года нужно употреблять определенные овощи, определенного цвета и пр. Жир, соленое, копченое есть нельзя. Я очень люблю сладкое, но слово «вкусное» для ме-

ня сейчас не существует. Есть «вкусное» — это удовлетворять свои инстинкты. Питание должно быть очень близким к посту. Нормальный вес человека это тот, который он имел в 19-20 лет. Я весил и 76, и 80 кг. Сейчас вернулся к 61 кг. Категорически нельзя допускать в организм никакую химию, исключить таблетки. В списке противопоказаний к таблеткам может быть 20 болезней, но зато ты вылечишь насморк.

Второе правило — сердце нужно тренировать при помощи лечебной физкультуры. Нагрузка должна быть постепенной. Начинать с минимальной и через месяц прибавлять маленькими дозами. Поначалу кажется, что, вроде бы, ничего не прибавилось. Но когда проходит год, понимаешь, что от первоначальной точки ты далеко. Каждый день я стараюсь ходить 5 км. И не важно, нахожусь ли я на гастролях или дома. Во время ходьбы я сочиняю музыку, читаю молитвы.

Третье правило — закаливание организма с помощью водных процедур. Все, о чем я говорю, общеизвестно, никто не открывает Америк. Но есть очень много вещей, которые мы знаем, но не делаем. Я это все соблюдаю 1 год и 6 месяцев. Сейчас самочувствие у меня очень хорошее.

— В 2014 году России предстоит проводить Олимпиаду в Сочи. Крас-

нодарский край многонациональный, на его территории живет 5 млн. человек, представители 140 национальностей. Сочи — особенное место для адыгов, с ним связана вековая история и культура этого этноса. Как, по-вашему, на предстоящей Олимпиаде в Сочи должны быть представлены национальные, в том числе музыкальные символы, олицетворяющие современную Россию? Какие коллективы могут участвовать в гала-концерте?

— Но, во-первых, еще до начала Олимпиады, в октябре 2011 года Кубанский хор будет отмечать свое двухсотлетие! А уже потом будем готовиться и к выступлениям на Олимпиаде. Для нас это важное событие. Мы постараемся своим искусством порадовать и многочисленных гостей, и наших земляков. А интересных самобытных, творческих коллективов и талантливых исполнителей в России целое море. Трудно всех перечислить, но такие национальные коллективы, как хор имени Пятницкого, ансамбль «Березка», ансамбли из Адыгеи «Нальмес», «Исламей», национальные коллективы России, Северного Кавказа и наш Кубанский казачий хор, выступить, безусловно, должны! Ц

№11 В ноябрьском номере журнала 2008 «Прямые инВЕСТИмии»

Вниманию организаций

Ознакомиться с журналом и приобрести электронную версию можно по адресу: www.medialogia.ru. Тел: (495) 780-90-40. Подписаться на журнал можно через редакцию.

1. Название организации

2. Адрес для доставки

3. Ответственный за подписку

Индекс _

Область/республика_

Город, поселок_

Улица _

Дом_квартира _

Доп. информация_

Ф.И.О._

Тел,_

_ офис _

4. Количество экз,

5. Начало подписки (отметьте месяц)

1, 2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9,10,11,12 месяц 2009 г.

7. ИНН плательщика

8. Юридический адрес

9. БИК банка плательщика

10, Банк плательщика

11. К/с банка плательщика

12. Р/с банка плательщика

Оформите заявку, пришлите в редакцию для оформления счета на оплату. Факс: (495) 775-21-96 отдел подписки. Также подписку можно оплатить в любом отделении Сбербанка РФ.

Стоимость подписки на 1 мое. в г. Москве -110 руб., в других регионах России -130 руб.

ЗАО «Инвест Медиа», ИНН 7710404219; КПП 771001001, р/с 4702810438040105482, Тверское отд. № 7982 СБ РФ г. Москва, к/с 30101810400000000225, БИК 044525225.

При офорлении через отделение Сбербанка укажите адрес получателя, начало подписного периода. Копию оплаченной квитанции пришлите по факсу: (495) 775-21-96 отдел подписки. Подписка по почте оформляется по каталогам.

Каталог агентства «Роспечать» - индекс 82180, 82540. Объединений каталог «Пресса России» - индекс 44343,44348. Каталог российской прессы «Почта России» - индекс 11381.

В Москве подписку можно оформить в агентстве «Интер-почта», по тел.: (495) 500-00-60, 580-95-80; агентстве подписки «Вся пресса», тел.: (495) 234-03-08.

Агентство «Коммерсант курьер» принимает подписку в городах: Казань - (8432) 910-910; Уфа - (3472) 799-924, 743-472;

Волгоград - (8442) 385-232, 385-227; Пермь - (3422) 408-970.

Новинки компьютерной техники

Г

ч У

У

Обзор рынка торговых площадей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.