В.Г.Соколов
Живая Этика в системе «космическая эволюция - метаистория - культура»
Изучение философской системы Живой Этики как творческого импульса космической эволюции позволяет подойти к раскрытию ряда вопросов, связанных с духовным развитием человека в контексте эволюции целостной, одухотворенной и стройно организованной системы Мироздания. Данный контекст необходим, если мы пытаемся раскрыть сущность какого-либо явления. С точки зрения космического мышления и, в частности, такой важнейшей его основы, как философия Живой Этики, Космос - это не безжизненное пространство материи, пребывающей отчасти в хаосе, а отчасти в составе очень сложных и гармоничных структур, образовавшихся неким неизвестным науке образом. Напротив, Космос - это сложнейшая, разумно устроенная энергетическая система, все структуры которой тесно взаимосвязаны и пронизаны действием единых для всех уровней этой системы законов. Соответственно такому целостному подходу развитие какой-либо энергетической структуры Мироздания, например человека, не может рассматриваться вне космической эволюции.
При рассмотрении самой Живой Этики в контексте творческого воздействия этой эволюции на человечество можно говорить об определенной системе с такими главными и очень взаимосвязанными составляющими.
Во-первых, это сама космическая эволюция как явление всеохватное и творческое, а также ее законы; понятие «космическая эволюция»
подразумевает усовершенствование в контексте действия и космических законов, и существующих в русле этих законов всеобщих связей, которые представлены энергоинформационным обменом.
Во-вторых, это выдающиеся личности - вестники космической эволюции, творчество которой нуждается в земном воплощении; именно через этих вестников, конкретных исторических личностей, носителей высокой культуры и высокого сознания космическая эволюция осуществляет свое творчество на Земле.
В-третьих, это метаистория - духовная сторона исторического процесса в целом и причина земной истории; метаистория находится в полном согласии с самой космической эволюцией.
И, в-четвертых, это культура и ее высокая энергетика, с которой связана та же метаистория.
Главным связующим элементом во всей этой системе, элементом, который пронизывает ее, является знание. Речь идет об эволюционно необходимом знании, в нашем случае - о Живой Этике. Принесение на Землю эволюционного знания неотъемлемо от закона Иерархии, с которым связаны сама жизнь и весь прогресс, лучшие страницы истории и само понимание высшей мудрости1. Надо подчеркнуть, что на законе Иерархии во многом основана вся вышеназванная система и действие всех ее составляющих.
Знание как энергетический и эволюционный импульс проходит через всю историю человечества, являясь важнейшей основой его духовного развития. Высший импульс имеет определенный срок и определенное содержание, дающее тот образ действий, который созвучен направлению космической эволюции. И если мы говорим, что человек является микрокосмосом, то есть вселенной в миниатюре, то получение эволюционного знания в этом контексте приобретает особое значение. Иначе говоря, это процесс не столько земной, сколько в большей мере связанный с материей высокого состояния, с творческими ритмами Макрокосма, иными словами, - с действием самой космической эволюции. С позиции космического мышления в основе развития Вселенной как одухотворенной системы стоит закон ведущей роли Высшего по отношению к эволюцион-но нижестоящему. Одухотворенный, иерархически устроенный Космос пронизан знаниями многих уровней, вплоть до высочайших степеней. Высший энергетический импульс, данный в виде знания, - это явление творческого порядка, которое стимулирует процесс самоорганизации сложной системы, - конечно, если эта система открыта такому знанию. Человек-микрокосмос, дух которого как раз и является сложной энергетической системой, принимая высокие знания, тем самым участвует в со-
1 См.: Иерархия, 414.
ответствующем энергоинформационном обмене. А этот энергообмен выступает главным фактором космической эволюции человека. В Живой Этике познание не случайно названо «лучшим приношением эволюции»1. Причем важной составляющей энергоинформационного обмена является реализация такого знания; эта реализация неотъемлема от самоусовершенствования, или возрастания культурного уровня человека.
Также надо сказать, что в процессе энергоинформационного обмена человека с высокими структурами Космоса происходит расширение его сознания. Живая Этика несет знание о том, что «сознание человечества развивается соотношением с силами Космоса»2. Здесь важно отметить, что сознание человека концентрируется в его сердце, а сердце, в свою очередь, неотъемлемо от тончайших космических ритмов жизни. Причем эти ритмы одухотворенной Вселенной - творческие, и у этих ритмов есть свои сроки. Живая Этика уделяет огромное внимание расширению сознания как одному из космических законов3, без реализации которого невозможны ни сама эволюция человека, ни его восприятие новых подходов к осмыслению Мироздания, ни расширение границ любой из областей науки. Например, невозможно с помощью одних только словесных определений донести до широких масс глубинную сущность таких понятий, как Вечность, Беспредельность. В Живой Этике не случайно подчеркивается, что их определение содержится только в самом сознании человека. И чем шире сознание, тем более проясняется смысл многих положений, которые несет нам эта философская система. Расширение сознания названо «сотрудничеством с эволюцией», а само знание, ведущее к этому расширению, - спасением; именно знание способно положить конец страданию человечества, которое происходит от невежества4. Процесс расширения сознания напрямую связан с развитием духа человека, или его культуры, что следует из тех глубоких взаимосвязей, которые существуют между сознанием и сердцем и между сердцем и духом человека.
Говоря о высоком энергообмене, о ведущей роли закона Иерархии, надо отметить, что вся история человечества пронизана свидетельствами тех высших творческих импульсов, которые исходят от Великих Учителей, в веках помогавших человеку стать на путь Истины и эволюции духа. Эти импульсы воплощались в духовно-философских учениях, новых выдающихся научных концепциях, иными словами, в знаниях, имеющих своим источником материю более высокого состояния. Другой аспект этих высших воздействий выражался в определенных
1 Иерархия, 24.
2 Беспредельность, 667.
3 См.: Беспредельность, 827.
4 См.: Беспредельность, 828.
эволюционных действиях великих подвижников различных эпох. Все это в общем историческом процессе составляет особый невидимый поток, который шел, по меткому выражению Н.К.Рериха, «помимо историков» и являлся причинным по отношению к истории земной. Этот внутренний, духовный поток истории в наши дни принято именовать мета-историей, смысл и характерные черты которой глубоко раскрыты в работах академика Л.В.Шапошниковой. В ее трудах содержится ценная информация о сути метаистории, в том числе, например, о том, что через метаисторию можно постигать земное творчество космической эволю-ции1, а также то, что именно через метаисторический процесс реализуется вышеназванный космический закон ведущей роли высшего в эволюции по отношению к нижестоящему 2.
Все высокие знания, которые шли в русле космической эволюции и были адресованы человеку, проходили через невидимый поток истории, или метаисторический процесс, и в то же время сами как бы составляли этот процесс. К такому высокому знанию относится и Живая Этика. Само возникновение в определенный срок, в исторически переломное время первых десятилетий ХХ в., этой философской системы является новым импульсом, данным человечеству космической эволюцией, основанной на ведущем в Мироздании принципе Иерархии. Этот принцип был блестяще продемонстрирован в процессе многолетнего создания книг Живой Этики Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве со своим Учителем - одним из Космических Иерархов. Это сотрудничество и этот высокий источник свидетельствуют о том, что Живая Этика является результатом метаисторического творчества.
Надо сказать, что, включая в себя целый свод эволюционных знаний, эта философская система в том числе предоставляет возможность с помощью своей методологии осмыслить само явление метаистории. Например, известно, что одним из важнейших методологических положений Живой Этики выступает закон двойственности, который подразумевает рассмотрение любого явления как имеющего две стороны: небесную и земную, или тонкую (невидимую) и плотную. Этот закон и помогает осмыслить метаисторию. Сама же космическая эволюция как явление высшее действует через эту тонкую, духовную сторону, через метаисто-рию. Через нее космическая эволюция несла земному человечеству все самое ценное для его продвижения, и прежде всего - высокое знание, в том числе Живую Этику. Это высокое знание оказывало причинное воздей-
1 См.: Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции//Культура и время. 2008. № 4. С. 43.
2 См.: Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха//Культура и время. 2010. № 4. С. 40.
ствие уже на эволюционное развитие земного исторического процесса. Без учета связующей роли метаистории невозможно осмыслить воздействие космической эволюции на земную историю.
В связи со знанием и мирами различных состояний материи хотелось бы сказать о следующем. В одной из работ Л.В.Шапошниковой есть такой очень интересный фрагмент: «Если в нашем мире время разделено на прошлое, настоящее и будущее, то в мире высокого состояния материи эта дифференциация отсутствует, а прошлое, настоящее и будущее составляют единое целое явление...»1. А все эволюционные знания идут из областей космической материи высокого состояния, и должны эти знания воплотиться в нашем трехмерном мире плотной материи, где время разделено. Интересно, что в высших знаниях, начиная с древнейших времен и до наших дней, если убрать всевозможные поздние ненужные наслоения, как известно, можно обнаружить преемственность и определенное единство знания. В нашем плотном мире эти высшие знания составляют целостную эволюционную лестницу для последовательного восхождения духа человека. И именно в этом единстве высших знаний различных эпох земной истории просматривается их вневременной источник, находящийся в мирах более высокого состояния материи, где время представляет собой единое и целостное явление.
Также в связи с высоким знанием как творческим импульсом надо сказать о том, что этот творящий импульс, будучи воспринятым, оказывает воздействие на тонкую энергетическую структуру человека, например, пробуждает в его духе определенное устремление. А устремление представляет собой один из важнейших космических законов. Собственными усилиями человек может взращивать высокую энергетику этого импульса как в себе самом, так и в окружающем пространстве. Проявленная непрерывность устремления способствует утверждению принятого высокого знания. А с накоплением устремления связан рост сознания. Наличие устремленности духа крайне важно, это - энергетическое действие. Если же энергия не устремлена, то это негативно влияет на ее напряженность, которая значительно ослабевает, и при этом теряются магнитные качества энергии, оставляя необходимые сочетания нереализованными2. В Живой Этике отмечается такой важный принцип: «Напряжение каждой энергии вызывает к жизни окружающие энергии.»3. Проявленная человеком устремленная напряженность является важным залогом созидания и тем исходящим уже от него самого импульсом, который слагает ступени
1 Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха //Культура и время. 2010. № 4. С. 39.
2 См.: Беспредельность, 343.
3 Иерархия, 100.
эволюции1. Космическое творчество и само сложение ступеней космической эволюции - это двухсторонний процесс. Важным является то, что сам дух человека потенциально содержит в себе и все устремление, и способность к творческому напряжению; в духе утверждены все энергии, а также соответствие с эволюционной направленностью развития Космоса2. Перед человеком стоит задача реализовать это соответствие, раскрывая свой потенциал путем развития духа, или своего культурного уровня.
Говоря о культуре и возвращаясь к метаисторическому процессу, надо сказать о том, что метаистория теснейшим образом связана с культурой. Подразумевая под метаисторией высокое по сравнению с земным знание - то, что мы относим к непреходящим элементам, отображенным в духовно-философских учениях, космогонической мифологии, многочисленных легендах о Заповедной Стране и т.д. (к слову, это непреходящее, как известно, является основой культурной преемственности), -следует учитывать, что такое эволюционное знание, относящееся к мета-истории, может реализоваться прежде всего в тех регионах, где сложено мощное энергетическое поле культуры. Высшее идет через высшее. И чем сильнее культурное поле, тем лучше будет обеспечено развитие на Земле того, что мы относим к метаисторическому. С этим развитием метаисто-рического связана сама Живая Этика. Наряду с тем, что эта философская система несет знание о том, что культура является важнейшей основой космической эволюции человека, Живая Этика как практическое знание, нацеленное на применение в жизни, также содержит огромный потенциал для создания на планете мощного энергетического пространства культуры. А это - то пространство, которое необходимо метаистории.
Кроме того, под метаисторией подразумеваются определенные эволюционные действа. Здесь надо отметить, что само формирование мета-исторического процесса - причины земного исторического процесса, -по всей видимости, было связано с неслучайными регионами. Пример этому - Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов, на маршруте которой, как отмечает Л.В.Шапошникова, Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем Рерихами закладывался метаисторический процесс3. А этот маршрут, как известно, пролегал через регионы больших культурных накоплений, или через мощные энергетические поля культуры.
Важно то, что в областях больших накоплений культуры два потока - метаистория и земная история - взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие, учитывая, что высокое знание шло к человечеству
1 См.: Иерархия, 170.
2 См.: Беспредельность, 325.
3 См.: Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции//Культура и время. 2008. № 4. С. 43.
через метаисторический процесс1, обусловливает то, что такое знание со временем находит свое естественное и плодотворное воплощение в земном историческом процессе.
Также надо сказать о том, что и метаистория, и культура по своей природе не только имеют отношение к высшей космической материи, но и выполняют определенную связующую функцию. Известно, что мета-исторический процесс связывает земную историю с космической материей высокого состояния2, а также и сама культура как самоорганизующаяся система духа выстраивает связь человека, действующего в мире плотной материи, с высшим (как, впрочем, и сами памятники культуры, содержащие высокую энергетику). Необходимо учитывать, что в этих связях важнейшую роль играет эволюционное творчество Великих Учителей, обусловливающее и формирование метаисторического процесса, и формирование культуры в самом человеке. Надо сказать, что в самом космическом законе Иерархии с особой силой выражен важнейший и необходимый в эволюции принцип связи миров: мира высокого состояния материи - причинного явления, и мира плотного состояния материи. И если мы говорим о принесении на землю высокого знания, в том числе Живой Этики, то это эволюционное действие, действие ме-таисторическое, выступает одним из претворений данной связи миров.
Итак, формирование и метаистории, и энергетического поля культуры связано с высшей космической материей. Можно сказать, что если не будет энергетического поля культуры, то возникнут большие сложности с реализацией самого метаисторического потока. Для этого потока просто не будет необходимого пространства. В целом же и культура, и метаистория существуют в едином русле действия космической эволюции, они необходимы для донесения и реализации того высшего Знания, которое несет творчество космической эволюции человечеству.
1 См.: Шапошникова Л.В. Земной маршрут космической эволюции//Культура и время. 2008. № 4. С. 44.
2 См.: Шапошникова Л.В. Метаисторический смысл Пакта Рериха//Культура и время. 2010. № 4. С. 40.