Научная статья на тему 'Жить - отдавая'

Жить - отдавая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
71
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Резник Ирина Ивановна

Ляля Измайловна Алимова доброволец, то есть человек, творящий добро по собственной воле. И в такой «авторской» социальной деятельности отдельной личности, в которой она реализует свои способности, содержится важный ценностный смысл. «В сердце добровольчества (волонтёрства) собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше. В этом смысле можно сказать, что добровольчество это конечное выражение главной цели существования ООН». Эти слова Кофи Анана, бывшего генерального секретаря ООН приведены здесь не случайно, ведь Ляля Измайловна Алимова ещё в 2001 году была награждена Дипломом Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций «за активное участие в мероприятиях Международного Года Добровольцев и личный вклад в добровольческое движение». Она создатель и руководитель добровольческой общественной организации «Живи, надежда» численностью в один человек. Деятельностью организации является проведение благотворительных концертов в детских домах, интернатах для престарелых, больницах. Смыслом и целью её жизни стала установка памятного знака для увековечивания памяти солдат-омичей, ушедших на фронт в июне 1941 года, в сквере имени 30-летия ВЛКСМ, на месте существовавшего тогда отправного пункта. Всем этим она живёт и подругому не умеет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO LIVE DEDICATING

Lyalya Izmaylovna Alimova is a volunteer, that is a person doing good on her own will. And there is important valuable sense in such "author's" community activity of an individual person in which she realizes her abilities. "In the heart of volunteering there are service and solidarity ideals and belief that together we can make this world better. In this sense you might as well say that volunteering is a finite expression of the prime objective of existence of the United Nations». These words of Kofi Anan, the former Secretary General of the United Nations are quoted here for a reason: in 2001, Lyalya Izmaylovna Alimova was awarded by the Diploma of General Assembly of the United Nations «for active participation in actions of the International Year of Volunteers and the personal contribution to voluntary movement». She is the founder and the leader of the voluntary organization «Hope, live» in number of one person. This organization carries out charity concerts in children's homes, hospitals, nursing home for the aged. The meaning and purpose of her life is putting the memorial sign to eternize memory of soldiers of Omsk who left for the front in June, 1941, in 30 Let VLKSM square, on-site of the former starting point. This is her life and she can't live otherways.

Текст научной работы на тему «Жить - отдавая»

К 300-летию Омска

УДК 304 ГРНТИ 04.51.43

И.И. Резник

ЖИТЬ - ОТДАВАЯ

Ляля Измайловна Алимова - доброволец, то есть человек, творящий добро по собственной воле. И в такой «авторской» социальной деятельности отдельной личности, в которой она реализует свои способности, содержится важный ценностный смысл. «В сердце добровольчества (волонтёрства) собраны идеалы служения и солидарности и вера в то, что вместе мы можем сделать этот мир лучше. В этом смысле можно сказать, что добровольчество - это конечное выражение главной цели существования ООН». Эти слова Кофи Анана, бывшего генерального секретаря ООН приведены здесь не случайно, ведь Ляля Измайловна Алимова ещё в 2001 году была награждена Дипломом Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций «за активное участие в мероприятиях Международного Года Добровольцев и личный вклад в добровольческое движение». Она - создатель и руководитель добровольческой общественной организации «Живи, надежда» численностью в один человек. Деятельностью организации является проведение благотворительных концертов в детских домах, интернатах для престарелых, больницах. Смыслом и целью её жизни стала установка памятного знака для увековечивания памяти солдат-омичей, ушедших на фронт в июне 1941 года, в сквере имени 30-летия ВЛКСМ, на месте существовавшего тогда отправного пункта. Всем этим она живёт и по-другому не умеет.

I.I. Reznik

TO LIVE DEDICATING

Lyalya Izmaylovna Alimova is a volunteer, that is a person doing good on her own will. And there is important valuable sense in such "author's" community activity of an individual person in which she realizes her abilities. "In the heart of volunteering there are service and solidarity ideals and belief that together we can make this world better. In this sense you might as well say that volunteering is a finite expression of the prime objective of existence of the United Nations». These words of Kofi Anan, the former Secretary General of the United Nations are quoted here for a reason: in 2001, Lyalya Izmaylovna Alimova was awarded by the Diploma of General Assembly of the United Nations «for active participation in actions of the International Year of Volunteers and the personal contribution to voluntary movement». She is the founder and the leader of the voluntary organization «Hope, live» in number of one person. This organization carries out charity concerts in children's homes, hospitals, nursing home for the aged. The meaning and purpose of her life is putting the memorial sign to eternize memory of soldiers of Omsk who left for the front in June, 1941, in 30 Let VLKSM square, on-site of the former starting point. This is her life and she can't live otherways.

С этой необыкновенной жительницей Омска, я познакомилась в апреле 2013 г. В музей ОмГУПСа зашла энергичная женщина, стройная, одетая в нарядный светлый костюм. Стильная стрижка, губы подкрашены в тон шейному платочку, глаза полны блеска. Во всём её облике ощущалась открытость, готовность к беседе, желание задавать вопросы и отвечать на них. Она

© Резник И.И., 2016

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Л. Толстой

приветливо улыбнулась и представилась: «Ляля Измайловна», затем скромно присела на краешек стула и стала объяснять цель своего визита. Для начала сообщила свой возраст - 79 лет, добавив, что никогда его не скрывает.

Её интересовало, будут ли студенты ОмГУПСа принимать участие в каких-либо праздничных мероприятиях, посвящённых Дню

Победы, так как сама она планирует организовать в сквере 30-летия ВЛКСМ напротив университета мини-выставку фотографий, с рассказом для всех интересующихся о том, что во время Великой Отечественной войны там был организован пункт отправки на войну. В сквере находилась конечная остановка действующей в то время железнодорожной ветки, по которой ходил состав из пяти вагонов. Этот состав увозил призывников на железнодорожный вокзал, а оттуда - прямиком на фронт. Ей хотелось, чтобы студенты ОмГУПСа знали об этом историческом факте.

Ляля Измайловна говорила увлечённо, вдохновенно, в каждой фразе чувствовалось её желание рассказать всё, что она знает и об этом сквере, и о железной дороге, и о проводах солдат на фронт. Эти проводы 7 июля 1941 года она запомнила на всю жизнь. До сих пор у неё перед глазами лица родителей - молодых, любящих, с грустью смотрящих друг на друга. Вернее, грусть Ляля - тогда семилетняя девочка - запомнила в глазах отца, а у мамы взгляд был другой -полный отчаяния. Она как будто чувствовала, что отец не вернётся. Какая-то женщина голосила, играла гармошка, тревожный гул из людских голосов и шума деревьев наполнял пространство. Ляля и две её сестрёнки стояли молча. Отец что-то говорил, Ляля не слышала из-за шума. Вдруг раздалось: «По вагонам!» Призывники стали отделяться от провожающих, отец обнял всех вместе: маму, Лялю и двух других дочерей - и побежал, всё время оглядываясь. Скоро поезд с наполненными людьми вагонами тронулся в сторону вокзала.

Отец попал в артиллерийский полк № 777, воевал на Калининском фронте. В последнем письме, которое получили от отца 23 сентября 1941 года, он написал, что полк находится подо Ржевом. Потом письма приходить перестали. Оставались сестрёнки с мамой в неведении. Лялина мама ходила в военкомат, наводила справки, ей отвечали, что её муж пропал без вести. Через много лет после войны стало известно, что бои подо Ржевом были самыми кровопролитными за всю историю человечества, а поля в несколько слоёв были покрыты трупами солдат. Там погибла целая армия.

Вскоре в их дом вселили эвакуированных сотрудников завода № 29 им. П.И. Баранова, привезённого в наш город из Запорожья. Мать отправила Лялиных сестёр к родственникам в Казахстан, а Лялю к бабушке, жившей в Омске, куда перебралась и сама. До войны она работала заведующей книжным магазином, а после того, как проводили на фронт отца, устроилась на Казачий рынок уборщицей. Так и перебивались всю

войну. Ляля окончила семь классов в 1950 году и, чтобы помочь матери, сразу начала работать в регистратуре заводской поликлиники, а после окончания курсов медсестёр пришла в туберкулёзный диспансер, где почти сорок лет помогала людям побеждать болезнь, пока не подошёл пенсионный возраст. Ляля Измайловна могла бы работать ещё, к зарплате получать пенсию, но тогда она не имела бы возможности воплощать те идеи, которые возникли у неё уже давно и не давали покоя. Недолго постояв перед выбором, она вышла на пенсию, лишив себя заработка, но всё же отдав предпочтение решению творческих проблем. Ушёл из жизни муж, с которым прожили тридцать лет, вырастив троих детей.

Сразу прогнав невесёлые мысли о надвигающейся старости, Ляля Измайловна начала новую жизнь, наполнив её творчеством и заботой о людях. Она не привыкла перекладывать ответственность за своё настроение на кого-то другого, давно утвердившись в мысли о том, что за свою жизнь каждый человек должен отвечать сам. Её всегда привлекало нечто возвышенное, украшающее серость и однообразие будней. На работу она всегда приходила с хорошим настроением, в каких-то необыкновенных нарядах, украшенных собственноручно, считая, что выглядеть красиво - долг каждой женщины.

Став пенсионеркой, Ляля Измайловна и мысли не допускала о бездействии, о жизни по какой-то обыденной скучной схеме. У неё появилось много новых забот, и заботы эти она придумывала сама. Ещё до ухода на пенсию её беспокоила мысль о том, как собрать и объединить людей татарской национальности, чтобы её родной народ, живя разрозненно, смог сохранить и передавать свои национальные традиции молодому поколению. Так появилась идея о создании национального культурного сообщества татар и

башкир в нашем многонациональном городе (на его основе много позже был создан татаро-башкирский культурный центр). Ляля Измайловна рассказывала, с каким трудом всё начиналось в конце восьмидесятых годов прошлого уже века: «Со своими мыслями и предложениями я ходила из кабинета в кабинет, и все чиновники смотрели на меня, как на сумасшедшую. Порой мне казалось, что эту железную стену непонимания не пробить! Но я не сдавалась, и меня услышали!» Знакомство с двумя замечательными людьми: инструктором обкома профсоюза работников культуры Зоей Максимовной Горяино-вой и директором Дома культуры «Строитель» Александром Васильевичем Холдоенко сразу сдвинуло дело с мёртвой точки.

В городских газетах и на столбах у автобусных остановок появились объявления, написанные и расклеенные Лялей Измайловной, и вот пятого февраля 1989 года на первое собрание пришли татары, башкиры, казахи, а пятого марта состоялся первый концерт, длившийся целых три часа. Артистов было 18, а зрителей собралось около 500 человек. В тот день Дом культуры «Строитель» был наполнен национальными песнями и танцами этих народов. Ляля Измайловна любит вспоминать тот концерт, и как артисты от всей души угощали всех, кто заходил в Дом культуры. Стол, накрытый ещё до начала концерта, ломился от национальных блюд, приготовленных и артистами, и зрителями: «Мы поняли, что мы - единый народ, и нам надо объединяться, чтобы не угасли, не растворились ни наша историческая память, ни наша национальная культура». В том концерте дебютировал татаро-башкирский ансамбль, основанный Лялей Измайловной - «Умырзая», что в переводе с татарского означает «подснежник». Она считает себя только основателем ансамбля, а настоящим создателем - Фарида Каримовича Юмачикова -его художественного руководителя, проработавшего в ансамбле до 1997 года.

Очень скоро ансамбль приобрёл известность в городе и области, так как часто выступал на концертах, посвящённых Дню города, Дню Советского района, Первомайскому празднику, Дню Победы, а также гастролировал по деревням, клубам, Домам культуры. Артисты пели и танцевали в национальных костюмах, списанных в одном из Домов культуры города Казани, купленных по сходной цене и привезённых в Омск. Песни в исполнении ансамбля «Умырзая» омичи слушали по радио в передаче «Салям». Первые годы Ляля Измайловна занималась организационными вопросами ансамбля (сейчас бы сказали: была «продюссером»), продавала билеты, рас-

клеивала афиши на остановках, заводских проходных, у магазинов. И вдруг на одном из концертов впервые спела сама, да так спела, что зрительный зал плакал. Песня была красивая, старинная. В ней рассказывалось о мечте татар-каторжан, высланных триста лет назад в непроходимую тайгу - мечте выбраться на волю, чтобы вернуться к своим любимым. Лялю Измай-ловну потом многие спрашивали, почему она, обладательница такого голоса, берущего низкие и самые высокие ноты, до сих пор не пела. Певицу слышал и оценил её голос сам Иосиф Кобзон. А когда кто-то из зрителей воскликнул: «Да Вы же татарская Алла Пугачёва!», она ответила: «Я не Алла Пугачёва, я - Ляля Алимова!». В течение нескольких лет потом ни один концерт не обходился без участия Ляли Измайловны.

Параллельно она воплотила ещё одну свою давнюю мечту: создала благотворительную организацию под красивым жизнеутверждающим названием «Живи, надежда» и стала выступать с концертами для таких зрителей, которые обделены многими радостями жизни - инвалидов, обитателей интернатов, больниц. Поначалу её встречали хмурые недоверчивые взгляды, даже ворчание - мол, зачем нам эта женщина, что она нам может показать? Да ещё немолодая? Но потом начиналась беседа, разговор, звучали старинные русские песни, романсы с краткими комментариями, между песнями она читала стихи, и тогда светлели лица, и на них появлялись улыбки и слёзы.

«Для каждой аудитории у меня своя программа, - говорит Ляля Измайловна, - наряду с татарскими исполняю русские, грузинские и украинские песни. Публика очень любит романсы. Меня благодарят и просят приходить ещё». «Под занавес» она дарит зрителям небольшие подарочки: ручки, блокнотики, календарики, конфеты - всё это она покупает на свою скромную пенсию. И лишь однажды Ляля Измайловна обратилась к руководителю одной крупной агропромышленной компании с просьбой выделить ей сто рублей на подарки детям к Дню защиты детей. Так и не дождавшись просимой суммы (несколько лет назад сто рублей имели другой номинал, нежели нынешние), она как всегда, потратила на подарки часть своей пенсии. Ляля Измайловна говорит об этом с лёгкостью, и даже с улыбкой, нисколько не жалея себя и не упрекая проигнорировавшего её просьбу руководителя компании. Она мудрая женщина. А после концертов Ляля Измайловна ощущает умиротворённость, удовлетворение от того, что ей удалось передать людям радость, вселить в них надежду и веру в то, что есть ещё в нашей жизни светлые

стороны, где живут добро, отзывчивость, любовь, милосердие.

Она бережно хранит книгу отзывов, берёт её на каждый свой концерт, а люди всё пишут слова благодарности. Мне посчастливилось полистать эту книгу, где разными почерками: и детским, и взрослым, и красивым, и корявым зрители выразили, как могли, свои впечатления, благодаря «за доставленную радость», «за встречу с прошлым и настоящим», «за талант, щедро отдаваемый людям», «за возможность вспомнить песни народов», «за то, что Вы есть», «за то, что сохранили свою культуру», «за то, что вернули, хоть не надолго, ощущение любви и молодости», и ещё много-много хороших слов хранит эта книга.

А другую книгу пишет сама Ляля Измайловна - книгу по истории нашего города, опираясь на документальные факты и личные воспоминания омских старожилов. По её словам, она пишет эту книгу для своих внуков. Встречаясь на концертах с молодыми и более старшими людьми, она убедилась, что горожане плохо знают историю родного города, поэтому стала подбирать и любопытные рассказы о зданиях, храмах, улицах Омска.

Когда-то родители и тётя Ляли Измайлов-ны были ликвидаторами безграмотности, их посылали как просветителей в сельскую местность, в том числе для работы с неграмотным русским населением. А теперь Ляля Измайловна, продолжая просветительские традиции, связывается с людьми старшего поколения, записывает их воспоминания, копирует фотографии, документы из тех времён, когда улицы имели другие названия, а многие дома не были снесены. Для неё, чем больше тайн, тем интереснее поисковая работа.

Между благотворительными концертами Ляля Измайловна успевает писать письма в городскую администрацию или районным чиновникам с указаниями на те безобразия, которые замечает в различных местах родного города. Замечания, изложенные в письмах, - как отражение её душевной боли из-за того, что безобразия становятся нормой нашей жизни, их или не замечают, или замечают, но проходят мимо. Причём эта неутомимая женщина не просто отмечает недостатки, она в каждом своём письме вносит конкретные предложения по решению какой-либо проблемы. Согласно Википедии «добровольчество (волонтерство) — это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли».

Всё в точности о деятельности Ляли Из-майловны. В одном из писем она призывала заниматься с подростками, не посещающими секции, школы искусств и т. д. и получила ответ на три листа с отчётом о проделанной работе в школах, клубах, стадионах. «Всё это прекрасно, - говорит она, но речь опять идёт о работе с организованной частью молодёжи!».

Проходя мимо омских вузов, где часто собираются толпы курящих студентов, оставляющих после себя окурки, мусор, плевки, Ляля Из-майловна делала замечания, заходила к комендантам с вопросом: почему допускают беспорядки у входа в учебное заведение? Долгое время всё оставалось по-прежнему, и тогда она написала письмо в городскую администрацию с просьбой навести порядок у входа в вузы. Вскоре порядок стали наводить. Без внимания неутомимого добровольца Ляли Измайловны не остаются грязные урны на остановках в центре города, которые по её настоятельным просьбам очистили от мусора и даже продезинфицировали; ни скамейки, на спинках которых усаживались подростки, затаптывая подошвами сиденья. Когда она поняла, что замечания молодым людям делать бесполезно, предложила реконструировать городские скамейки, убрав спинки. Через некоторое время стала замечать, что такие скамейки появились. С улыбкой вспоминает свою двухгодичную борьбу с огромной лужей у Глав-почтампта, с одной стороны от которой проезжая часть, а с другой всегда стояли машины. Препятствие прохожие преодолевали, лавируя, кто как мог. Ляля Измайловна вспоминает смехотворные отписки «на лужу 4х4 метра в центре города», которые она получала из ЦАО: «прорабатывается техническое решение», «внесли в план 2012 г.», «планом на благоустройство в 2012 г. работы не предусмотрены». И как она торжествовала, когда весной 2013 г. на месте злополучной лужи положили асфальт и сделали сточный колодец с решёткой!

Всех её добрых дел не перечислишь, наберутся на отдельную брошюру. Но был в её добровольческой деятельности особый случай. 24 августа 2012 года (это была среда) Ляля Из-майловна самым серьёзным образом забила тревогу: позвонила в хозяйственный отдел Центрального административного округа (ЦАО), в милицию и по телефону доверия мэра, сообщая о появлении на пешеходном переходе - на белой полосе «зебры» вблизи перекрёстка ул. Масленникова - пр. Маркса ямки с трещиной, сквозь которую просматривалась пустота под асфальтовым покрытием. На следующий день она опять звонила по тем же номерам, так как

никого эта ямка не взволновала. В пятницу она поехала в администрацию Центрального административного округа убеждать принимать меры, «пока гром не грянет», написала заявление на имя главы округа. Ей ответили, что в понедельник передадут это заявление на рассмотрение, но для Ляли Измайловны принятие срочных неотлагательных мер было настолько очевидно, что она стала убеждать в этом всех, кто находился рядом.

Убедила! В субботу это место оградили решёткой с красной ленточкой, а в понедельник, открыв яму, обнаружили пустоту под асфальтом размером 1,5 на 2 метра и больше метра в глубину. Засыпали щебнем, а во вторник

заасфальтировали. Ляля Измайловна с облегчением вздохнула: «Слава Богу!».

Но самым важным в её деятельности стало следующее: она давно мечтала добиться установки мемориального знака для увековечивания в сквере имени 30-летия ВЛКСМ памяти солдат-омичей, уходивших на фронт в июне 1941 года. Ляля Измайловна десятый год пытается убедить городских чиновников в необходимости этого акта памяти. Первое письмо она написала в 2006 г. губернатору Омской области Л.К. Полежаеву, затем отправляла письма в мэрию, Городской Совет, в Центральный административный округ, лично мэру В.В. Двораков-скому.

Сквер им. 30-летия ВЛКСМ (напротив ОмГУПС), 1955 г. ГУ ГАОО. Фотофонд. Фотоальбом № 26. Фото № 98

Во время хождений по кабинетам Лялю Измайловну выслушивали, и вроде бы не отказывали, но и поддержки она не получала, ей предлагали предоставить документальное подтверждение того, что в сквере был отправной пункт солдат на фронт. Документа у неё не было, только её собственная память. Да ещё воспоминания Н.В. Толмачёвой - председателя клуба пушкинистов «Надежда», члена президиума Омского совета филиала Российского Фонда культуры, об отправке омичей на фронт с места сквера, с подписью и печатью клуба пушкинистов (!). В сентябре 2015 года Ляля Измайловна записала воспоминания Омского старожила М. Т. Юсуповой (1930 г. рождения) об этой железнодорожной ветке и об отправке людей на фронт в товарных

вагонах. И сама Ляля Измайловна, и Н.В. Толмачёва, и М.Т. Юсупова помнят, что уже через месяц после того, как проводили первые партии солдат, по этой же ветке с Омского вокзала привозили раненых, прибывших с фронтов для лечения в Омских эвакогоспиталях. В Куйбышевском военкомате ей сказали, что все документы с информацией об отправке на фронт во время Великой Отечественной войны были, конечно, засекречены и давно переданы в военный архив, г. Подольск. В одной из наших бесед Ляля Из-майловна призналась, что у неё появилась мысль сделать самой надпись об отправном пункте на обычной деревянной доске и прикрепить эту доску к ограде, окружающей сквер. Но память о защитниках Родины - святая память, и ей хоте-

лось, чтобы решение этого вопроса было согласовано и утверждено городской и областной властями, берущими на себя ответственность по установке и сохранности памятного знака.

В конце января нынешнего года звоню Ляле Измайловне по телефону, и после взаимных приветствий она радостно сообщает, что 20 января 2016 года её пригласили на заседание в администрацию Центрального административного

округа, где собрались историки, краеведы, архитекторы, топографы и другие ответственные лица. Все единодушно приняли решение: памятному камню в сквере быть!

А мне бы хотелось, чтобы на обратной стороне камня было выбито, что он установлен по инициативе жительницы города Омска Ляли Измайловны Алимовой - дочери пропавшего подо Ржевом без вести солдата.

Резник Ирина Ивановна - кандидат философских наук, заведующая музеем Омского государственного университета путей сообщения, член Союза писателей России, учёный секретарь ОмРО ПАНИ; e-mail: [email protected]

ИЗ БУКЛЕТА «ИСТОРИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ. ОМСК» (Омск, 2016. Составители Л.И. Алимова и И.И. Резник)

На жд. мосту через Иртыш, 1896 г.

Городская станция ж/д. ветки, 1909 г.

Вагон-библиотека, 1880-1890 гг.

Товарный склад и ж/д. ветка, 1920 г. (в месте, где ныне расположен сквер им. 30-летия ВЛКСМ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.