фиксируется в укоренившихся институтах, приводит в действие их самовоспроизводящиеся эффекты» [2]. Несмотря на то, что исследователи сделали основной акцент на институциональный аспект, тем не менее, здесь достаточно четко обозначены рефлексивные процессы, и межуровневая взаимозависимость.
Таким образом, динамические изменения в локальном экономическом пространстве возникают и формируются под влиянием внутренних и внешних факторов и вызывают цепные реакции последовательно возникающих экономических явлений, определяя тем самым направление вектора развития локальной территории.
Литература
1. Зубаревич Н. Региональная проекция кризиса (2008) // Pro et Contra, Московский Центр Карнеги. — 2008. — № 4.
2. Кастальди К.,Досси Дж., Тиски истории и возможности для новизны: некоторые результаты и открытые вопросы, связанные с зависимостью от предшествующей траектории. Terra economicus: сборник статей российских и зарубежных экономистов начала XXI века. — М.: Наука-Спектр, 2008. — С. 119.
3. Нижегородцев Р.М., Грибова Е.Н., Зенькова Л.П., Хатько А.Ю., Нелинейные методы прогнозирования экономической динамики региона. — Харьков: ИД «Инжэк», 2008. — 320 с.
4. Нижегородцев Р.М., Эволюция экономического пространства: кризисная динамика URLhttp://www.rfbr.ru/pics/28490ref/file.pdf (дата обращения: 27.09.10) с. 4
5. Гранберг А.Г., Экономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий // Экономическое возрождение России. — 2006. — № 4 (10). — С. 4.
6. Храмов Ю.В., Оценка фрактальной размерности границы зоны влияния объекта поселенческого локалитета // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2 (30).
7. Моисеев С. Ожидания на валютном рынке URL: http://www.forextimes.ru/article/a25502.htm (дата обращения 26.09.2011)
8. Рефлексивное управление и системный подход. URL: http://www.market-journal.com/voprosiupravleniya/62.html: (дата обращения: 30.09.12)
9. Юсим В. Первопричина мировых кризисов // Вопросы экономики. — 2009. — № 1.
10. Солопов В.Ю., Экономическая динамика и ее формы: Дисс...д-ра экон. наук. — Кострома: Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2005.
11. Филатов А. Адаптивные и рациональные модели. URL: http://ruconomics.com/2007/10/01/356/ (дата обращения 26.09.2010).
жилищно-строительная политика - ключевой элемент системы формирования, развития и воспроизводства человеческого КАПИТАЛА РЕГИОНА
П.С. Черкасов,
заместитель генерального директора ЗАО Инвест-Холдинг (г. Москва)
В.В. Ложко,
научный руководитель Санкт-Петербургского института управления развитием человеческих ресурсов,
кандидат медицинских наук, магистр менеджмента
В статье рассмотрен новый ценностно-целевой подход жилищно-строительной политики, направленный на создание системы формирования, развития и воспроизводства человеческого капитала региона. Сформулирована концепция подхода и новый понятийный аппарат.
Ключевые слова: регион, жилищно-строительная политика, человеческий капитал, качество жизни населения, воспроизводство человеческого капитала
ББК Ч214(2) 73я431(2)+Ч215.9я431(2)
Действующие нормативные документы не дают определения жилищно-строительной политики (ЖСП). Этого не было ни в утратившем силу (с 1.03.2005 на основании Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ) Законе Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 года № 4218-1, ни в действующих нормативных актах.
Ряд авторов предлагают собственное формулирование этого важного направления социально-экономической политики.
В монографии «Государственная жилищная политика: Социальное измерение», подготовленной в Институте экономики РАН, под жилищной политикой понимается «деятельность государства, направленная на поддержку граждан в решении жилищной проблемы и реализации права граждан на жилье. Она реализуется с помощью различных форм вмешательства государства в строительство, распределение и использование жилищного фонда, регулирование жилищного хозяйства, независимо от формы собственности на недвижимость, землю или средства строительства» [1, с. 29].
Иное определение этой категории дает И.В. Тимаков: «Жилищная политика представляет собой взаимосвязанную совокупность основных направлений и реализующих их институциональных, социальных, организационных, градостроительных, экономических мероприятий, предназначенных для удовлетворения потребностей граждан в жилье. При этом он отмечает, что реализация жилищной политики может быть подчинена экономическим задачам, а может существовать в виде универсальной господдержки населения в условиях социального государства» [2].
Оба определения едины в обозначении общей цели проведения этой политики — удовлетворение потребностей граждан в жилье. Отметим, что эта цель не является главной или стратегической. Однако первое из определений опирается также на необходимость обеспечения конституционного права граждан на жилье и в большей степени отражает роль государства в регулировании жилищной политики, тогда как И.В. Тимаков делает акцент на совокупности мероприятий различного уровня, направленных на обеспечение потребности граждан в жилье.
Соглашаясь с приведенными выше определениями, в работе [3] была дана собственная интерпретация этой категории: «под жилищной политикой предлагается понимать совокупность направлений действий всех заинтересованных сторон (хозяйствующих субъектов, федеральных и региональных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций), направленных на обеспечение населения региона доступным и качественным жильем с целью обеспечения базовых конституционных прав и повышения качества жизни».
Жилищная политика в такой интерпретации демонстрирует, прежде всего, комплексный характер этой категории. Она также дает основания в ее рамках выделить жилищно-строительную политику, под которой следует понимать целенаправленную деятельность органов государственной власти региона и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, представительств в регионе федеральных органов власти, а также общественных организаций, по обеспечению населения региона доступным и качественным жильем, как путем непосредственного участия в строительстве жилья, включая финансирование и субсидирование его возведения, так и с помощью создания механизмов самостоятельного решения гражданами жилищной проблемы, а также условий для обеспечения реализации жилищно-строительной политики.
Приведенные выше определения сущности региональной жилищной политики позволяют обозначить одну из основных ее целей, которая в общем виде сводится к обеспечению населения жильем, как основы для решения комплекса других вопросов социального и экономического развития, включая пространственное развитие региона. При этом задача обеспечения населения доступным и комфортным жильем должна решаться на основе предоставления населению возможности выбора формы собственности на жилье, а также обеспечивать создание благоприятной среды обитания [1, с. 29].
Одним из необходимых условий обеспечения реализации региональной жилищно-строительной политики является развитие индустрии строительных материалов.
Строительная отрасль — это локомотив, который тянет за собой всю экономику, отметил президент ОМОР Российского союза строителей В.А. Яковлев [4]. По состоянию на 2010 г., в России функционировало около сотни домостроительных комбинатов (далее — ДСК) которые были модернизированы и оснащены новыми технологическими линиями. По оценкам экспертов, в 35 субъектах РФ существует принципиальная возможность строительства жилья эконом-класса на базе модернизированных ДСК, что позволяет возводить до 80 млн кв. м жилья в год, то есть выйти на уровень фактически не достигнутых целевых ориентиров Программы «Жилище» на 2010 год [4] (отметим, что запланированный годовой объем ввода жилья в 2015 г. составляет, по разным источникам, от 90 до 100 млн кв. м).
Следует отметить, что во всех определениях не обозначена роль строительной отрасли и важнейшей задачи экономики, требующей роста человеческого капитала как главного ее ресурса и ресурса всей системы социально-экономического развития страны.
С учетом этого, определение следует сформулировать более точно: «под жилищно-строительной политикой предлагается понимать составную часть жилищной политики, представляющую собой комплекс мер управленческой и хозяйственной деятельности всех заинтересованных сторон (хозяйствующих субъектов строительной и других отраслей, федеральных и региональных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций), направленный на обеспечение населения региона доступным и качественным жильем с общей целью обеспечения базовых конституционных прав граждан, главной целью роста человеческого капитала и стратегической целью повышения качества жизни населения».
Предпосылками формирования и реализации региональной жилищно-строительной политики следует считать, в первую очередь, интересы населения, представленного, в том числе, общественными организациями (экологическими, социальной направленности и пр.), а также целевыми установками органов власти и хозяйствующих субъектов строительной отрасли региона.
К числу основных факторов, способствующих в настоящее время формированию в регионах Российской Федерации эффективной жилищно-строительной политики, следует отнести следующие:
— приоритетную ориентацию региональных и муниципальных органов власти на решение социальных проблем, включая жилищ-
ную, что отражено в документах стратегического развития практически всех субъектов РФ (региональных стратегиях, программах социально-экономического развития);
— фактическое наличие в регионах страны свободных для застройки земель (все виды поселений составляют в земельном балансе России около 1%, что является весьма низким показателем [5]);
— объективная потребность в формирования эффективных систем расселения, поскольку усиливающаяся во многих субъектах РФ неравномерность расселения жителей по территории, ведущая к поляризации экономического пространства, разрыву его инфраструктурного каркаса, становится в настоящее время одним из препятствий модернизации экономики, перевода ее на инновационный путь развития;
— сохраняющаяся тенденция возрастания спроса на продукцию отрасли жилищного строительства, объекты недвижимости, как со стороны населения, так и хозяйствующих субъектов.
Однако наряду с факторами, способствующими формированию эффективной региональной жилищно-строительной политики, существуют и факторы, препятствующие ее проведению:
— недостаточная обеспеченность нового строительства инфраструктурно подготовленными земельными участками;
— сложность системы согласований проектов в строительной сфере (в т.ч. в жилищной);
— очевидный дисбаланс средств, выделяемых на стимулирование спроса на рынке жилья, и средств на стимулирование предложения. Действия властей, направленные на стимулирование спроса достаточно успешны (развитие ипотеки и т.д.), в то время как изменения, необходимые для стимулирования предложения (увеличения объемов строительства и количества строительных компаний, стимулирования конкуренции на рынке) реализовываются крайне медленными темпами;
— высокий уровень налоговой нагрузки;
— неплатежеспособность заказчиков;
— высокая стоимость строительных материалов;
— недостаток заказов на работы для средних и малых строительных фирм и организаций;
— нехватка квалифицированных кадров и, как следствие, заполнение вакансий в строительных организациях преимущественно мигрантами;
— нехватка и износ специальных строительных машин и механизмов;
— низкая доступность кредитных ресурсов [7, 9].
Существующий комплекс факторов, как способствующих,
так и препятствующих формированию и реализации эффективной региональной жилищно-строительной политики, позволил нам выдвинуть тезис о том, что при ее разработке необходимо опираться на научно-обоснованную систему принципов, учитывающих как приоритеты развития субъектов РФ, так и реальные особенности и закономерности идущих в российском обществе социальных процессов.
Региональная жилищно-строительная политика должна опираться на такую систему принципов, которую регионы в лице органов власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, так или иначе заинтересованных в проведении эффективной региональной жилищно-строительной политики, обязаны соблюдать. При этом мы полагаем, что следует выделять общесистемные и специфические принципы.
Среди общесистемных принципов следует выделить принципы целенаправленности, системности, комплексности, адаптивности, единства функционирования и развития, согласования целей и интересов, эффективного использования ресурсов, сбалансированности.
Принцип целенаправленности подразумевает, что обоснование системы целей развития жилищно-строительного комплекса региона, должно базироваться на устанавливаемых социальных стандартах в пределах определенной административно ограниченной территории. При этом целенаправленность предполагает проведение региональной жилищно-строительной политики как целостной системы, включающей политику развития отдельных его направлений, которые должны осуществляться с учетом общих целевых ориентиров развития всей жилищно-строительной отрасли региона. Векторы развития каждой подсистемы должны задаваться в направлении достижения результирующего вектора развития. Отсюда вытекает и принцип единства целей, направлений, задач и механизмов проведения региональной жилищностроительной политики.
Принцип системности означает, что региональную жилищностроительную политику следует рассматривать как целостную, упорядоченную, сложноорганизованную систему, состоящей из совокупности взаимосвязанных элементов, функционирование которых требует согласования и взаимоувязки (например, по целям и направлениям развития самой строительной отрасли, отрасли производства строительных материалов, системы жилищно-коммунального хозяйства и т.д.).
С принципом системности тесно связан принцип комплексности, понимаемый в данном случае как комплексный подход к разработке и реализации региональной жилищно-строительной политики. При этом если системность означает подход к исследованию объекта как совокупности подсистем, то комплексность предполагает полноту охвата всех направлений реализации региональной жилищно-строительной политики. Имеется в виду, прежде всего, то, что она должна охватывать экономические, социальные, организационные аспекты и направляться на решение стратегической цели: достижения уровня экономического и социального развития [6].
Принцип сбалансированности предполагает соблюдение и поддержание равновесного состояния между различными направлениями, уровнями, элементами региональной жилищностроительной политики. Балансированию подлежат следующие аспекты политики:
— триада «природа — экономика — население»;
— пропорции экономических и социальных целей развития территории;
— управленческое воздействие на территорию (территориальный экономический комплекс) со стороны государства (федеральный уровень) — собственно региона (региональный уровень)
— субъекта Федерации (в случае несовпадения уровня субъекта и региона) — совокупности муниципалитетов, находящихся на данной административно ограниченной территории;
— соблюдение баланса интересов в разрезе «городские — сельские поселения» (включая финансовую сбалансированность);
— установление баланса между федеральными, региональными и муниципальными (местными) интересами и интересами населения.
Кроме того, необходимо соблюдение баланса жилищных интересов разных групп населения (с различным уровнем доходов)
— особенно это актуально в городском планировании с точки зрения недопущения формирования депрессивных районов с высоким уровнем преступности и т.п.
В этом же контексте следует рассматривать принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов множества профильных строительных и смежных организаций, расположенных на территории региона) и территориальных интересов (в тех же сферах экономики, экологии, социальных и культурно-этнических проблем регионов) в части их обеспечения продуктами и услугами жилищного строительства.
Принцип включенности предполагает, что требования к созданию, функционированию и развитию региональной жилищностроительной политики определяются со стороны более сложной системы — социально-экономической политики развития Российской Федерации, включающей в себя среди прочих элементов и политику в сфере жилищного строительства каждого из входящих в состав России регионов.
Принцип динамичности требует, чтобы региональная жилищностроительная политика разрабатывалась и функционировала как прогрессивно развивающаяся система. Для этого в региональной жилищно-строительной политике должна предусматриваться возможность мониторинга, коррекции и совершенствования ее как целостной системы, а также возможность мониторинга, коррекции и совершенствования, входящих в состав этой политики подсистем, компонентов и связей между ними, как в любой системе с переменной структурой.
Важным принципом является и принцип единства функционирования и развития, который может быть раскрыт как недопущение противоречий между настоящим, текущим моментом и будущим, согласование тактических и стратегических целей региональной жилищно-строительной политики, поскольку результатом функционирования системы (в данном случае — региональной жилищностроительной политики) должно стать максимально возможное удовлетворение региона в продукции (услугах) жилищного строительства.
К числу общих принципов относится принцип выделения приоритетов, вытекающий из постановки текущих и перспективных
(тактических и стратегических) целей развития региональной жилищно-строительной политики с учетом важности и значимости тех или иных ее подсистем или компонентов, социально-экономической эффективности в достижении поставленной системы целей в данный конкретный момент.
С принципом выделения приоритетов связан и принцип адресности, который подразумевает выделение групп населения, на решение проблем которых должны быть направлены располагаемые ресурсы.
Принцип адаптивности жилищно-строительной политики региона исходит из необходимости её проведения с учетом возможных изменений как внешней по отношению к региону среды, так и изменений в функционировании и развитии самой социальноэкономической системы региона.
Принцип совместимости состоит в том, что все аспекты, направления, уровни региональной жилищно-строительной политики и структурные связи между этими подсистемами, направлениями, ресурсами и средствами обеспечения региональной жилищно-строительной политики должны быть согласованы, чтобы обеспечивалось совместное функционирование всех подсистем и сохранилась открытая структура системы региональной жилищно-строительной политики в целом.
Принцип взаимодействия и сотрудничества федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, должен обеспечивать скоординированность принятия решений в области региональной жилищно-строительной политики на федеральном, региональном и местном уровнях. Следует отметить, что для существующего механизма управления региональной политикой характерна несогласованность основных групп интересов субъектов такой деятельности различных уровней управления. Интересы субъектов Российской Федерации нередко вступают в противоречие с целями и задачами соответствующих федеральных органов управления, а муниципальные интересы не всегда совпадают с теми и другими. Особенно это проявляется при определении долгосрочных перспектив развития региона.
Значимым является и принцип эффективного использования ресурсов, сводимый к достижению максимальных результатов с минимальными затратами, в том числе в сфере региональной жилищно-строительной политики — к достижению основной системы целей за счет рационального использования ресурсов всех видов.
Специфические (частные) принципы обусловлены особенностями объектов и субъектов региональной жилищно-строительной политики. К специфическим принципам региональной жилищностроительной политики можно отнести следующие:
соблюдение конституционных прав и гарантий прав каждого гражданина, семьи и иных социально-демографических групп и слоев населения в части соблюдения его права на жилище;
— преемственность и последовательность проводимой политики в сфере жилищного строительства на разных этапах ее осуществления; отсутствие ее зависимости от политических и организационных перемен в системе управления государством. Пересмотр принятых стратегических направлений жилищно-строительной политики не чаще, чем раз в 10-15 лет;
— дифференцированность программ и мероприятий, ориентированных на удовлетворение потребностей в жилье каждой из социальных групп населения в зависимости от его половозрастных, социально-экономических, социально-статусных, национально-этнических и иных характеристик, а также природно-климатических условий в рамках региональной жилищно-строительной политики;
— принцип демократизма (открытости, социального партнерства), реализуемый через привлечение всех заинтересованных сторон к участию в формировании и реализации жилищно-строительной политики региона;
— использование ресурсов социального партнерства, в том числе партнерства с некоммерческими организациями, при формировании и реализации региональной жилищно-строительной политики; осуществление контроля региональной жилищно-строительной политики со стороны гражданского общества.
Применение указанных принципов при разработке и реализации региональной жилищно-строительной политики должно не допускать решений, ведущих к сбоям системы жилищно-строительной политики региона в целом.
В жизни человека и общества системы ценностей исполняют роль повседневных ориентиров в его предметной и социальной
действительности, показателей различных отношений к окружающим предметам, процессам и явлениям. Очевидно, что среди всех высших человеческих ценностей основу составляет его жизнь, поскольку при ее отсутствии не существует каких-либо ценностей вообще. При этом ценности и цели жизни определяют ориентиры ее качества. Поэтому качество жизни населения следует понимать и формировать, как обеспечиваемую государством систему объективных условий существования, деятельности и развития человека и общества, оцениваемую по степени их соответствия принятым в государстве и обществе нормативам, стандартам и жизненным ценностям [7]. В это понятие закладывается и механизм управления качеством жизни.
Правильно сформированная система ценностей имеет исключительное значение, так как на ее основе осуществляется формирование человеком картины мира, его мировоззрения, жизненной позиции и культуры жизни, которая на основе нашего определения качества жизни должна состоять из трех составляющих: культуры существования, культуры деятельности и культуры развития. Исходя из этого, человек, общество, государство — определяют цели и задачи, которые они ставят перед собой, а также способы достижения этих целей в процессе своей жизнедеятельности, хозяйственной деятельности и государственного управления.
В любой системе человеческой деятельности не может быть достигнут желаемый результат, если не установлена цель деятельности и не осуществляется процесс управления движением к ней. Если расположить множество частных целей в составе обобщенной цели в порядке приоритетности, то мы получим вектор целей управления в виде иерархически упорядоченного множества частных целей.
Рассматривая одну и ту же совокупность целей с помощью разных иерархий приоритетов, мы получим разные векторы целей, которые также будут отличаться и управлением и результатом. Следовательно, ключевым фактором в совокупности целей становится иерархия приоритетов — комплекса ценностей, построенных по степени их значимости. Поэтому, совокупность целей выстраивается по приоритетам, т. е. на основе устанавливаемых людьми систем ценностей. Значит, системы ценностей представляют со бой основы целеполагания в любых процессах управления [8].
Таким образом, мы приходим к пониманию необходимости ценностно-целевого подхода в любой государственной или региональной политике, как комплексе мер управления, в том числе в региональной жилищно-строительной политике.
Следовательно, во главу региональной жилищно-строительной политики, как и любой другой политики должен быть поставлен стратегический ценностно-целевой принцип, определяющий главную стратегическую цель экономики и государственного управления — обеспечение достойного качества жизни населения. Отсюда, главным критерием эффективности такого управления или политики становится повышение качества жизни населения при стабильной социально-экономической и экологической ситуации.
В условиях инновационной экономики ключевым фактором воспроизводственного процесса становится человек, его знания, умения, навыки, его способность к труду. Производительные силы человека функционируют и воспроизводятся уже не в простой товарной форме (что было присуще индустриальному обществу), а в форме «человеческого капитала». Знания, навыки и способности работников принимают форму капитализированных накоплений, способствующих росту производительности труда и доходов.
В исходном (классическом) понимании, данном его авторами Т. Шульцем и Г. Беккером [9, 10], человеческий капитал определялся как совокупность инвестиций в «образование и профессиональные навыки» человека, повышающая его способность к труду. С позиций сегодняшнего дня приведенное определение соответствует скорее индивидуальному человеческому капиталу. Однако по мере общественного развития эта категория постепенно развивалась, усложнялась, в нее последовательно включались не только инвестиции, напрямую влияющие на способность человека к труду (образование и здоровье), но и инвестиции, воздействующие на производительность труда опосредованно: «вложения» в воспитание, образование, науку, в здоровье людей, в информационное обслуживание, в культуру и искусство, а затем — и в составляющие, обеспечивающие безопасность людей (выделены из качества жизни населения в виде особой важности), в подготовку эффективной элиты, в формирование и развитие гражданского общества, в повышение эффективности институционального обслуживания человеческого капитала, в повышение качества жизни населения и в приток капитала извне в данную страну или в регион [11, с. 4].
Учитывая формулировку, приведенную в работе [11, с. 6], целесообразно ее уточнить. К настоящему времени широкая трактовка категории «человеческий капитал» принимает следующий вид: это интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий образованную и креативную часть трудовых ресурсов, накопленные и актуальные современные знания и системы доступа к таковым, инструментарий интеллектуальной и организационно-управленческой деятельности, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное функционирование человеческого капитала.
Жилище человека, его наличие или отсутствие, комфортность его среды, определяет возможность сохранения и поддержания не только физиологических и психологических функции человека, но и его основных способностей: жизнеспособности, работоспособности, способности к адаптации, что непосредственно влияет на формирование и развитие его персонального человеческого капитала. Значит, степень обеспеченности жильем населения региона будет конкретно, как один из базовых факторов, влиять на систему обеспечения качества жизни населения региона, в составе которой непосредственно образуется система формирования, развития и воспроизводства человеческого капитала региона.
Рассматривая человеческий капитал, привязанный к определенной территории, следует понимать его роль и место в экономике данного региона — цикл его развития и использования (рис.1).
Население, проживающее на территории региона, участвуя в образовательном процессе, приобретает необходимые для жизнедеятельности знания и умения; осваивая культурные и социальные нормы, гражданские ценности, формирует собственные компетенции (ключевые, социальные профессиональные). Тем самым формируется человеческий потенциал региона, который, включаясь в общественное производство, реализует востребованные этим производством способности и приобретает форму человеческого капитала, способствуя тем самым росту экономики региона. Развитие экономики региона, повышение ее эффективности способствует усилению инвестиционной привлекательности региона, что стимулирует систему образования повышать качество обучения и опять же способствует формированию у населения новых знаний и умений.
Рис. 1. Цикл развития и использования человеческого капитала в экономике региона
В стратегическом развитии региона человеческий капитал в показанном цикле выступает, с одной стороны, в качестве цели и ожидаемого результата социально-экономического развития, с другой стороны, является основным движителем, механизмом этого развития.
В то же время инновационная экономика, базирующаяся на инвестициях в человеческий капитал, способствует экономическому росту региона. В развитых странах человеческий капитал признан ключевым фактором воспроизводственного процесса, на его долю приходится 75% прироста национального дохода. В России этот показатель составляет примерно 20% [21, 64].
Проблема повышения качества человеческого капитала особенно актуализируется в условиях перехода нашей страны к постиндустриальной стадии развития. Именно через категорию человеческого капитала оказываются связанными между собой такие категории как конкурентоспособность экономики региона и качество жизни населения на его территории. Регионы с неэффективной ЖСП и низкой обеспеченностью населения жильем характеризуются относительно низким качеством жизни, что приводит к потерям населения. В первую очередь это потери наиболее квалифицированны кадр, а это, в свою очередь, усугубляет их
отставание от уровня развития других регионов по показателям производительности труда, инвестиционного и инновационного потенциала и др.
Таким образом, грамотная разработка и эффективная реализация региональной жилищно-строительной политики играют
определяющую роль в создании благоприятной среды обитания необходимой в системе обеспечения качества жизни населения региона, в составе которой непосредственно образуется система формирования, развития и воспроизводства человеческого капитала региона.
Литература
1. Государственная жилищная политика: Социальное измерение /Отв. ред. Т.В. Соколова. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
2. Тимаков И.В. Современные особенности региональной жилищной политики (28 мая 2011). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://city21vek.ru/news/sovremennye_osobennosti_regionalnoj_zhilishhnoj_politiki/2011-05-28-120
3. Черкасов П.С. Жилищно-строительная политика в комплексном социально-экономическом развитии региона. Дисс. ...канд. экон. наук. — СПб., 2012. — С. 36.
4. Интервью президента ОМОР Российского союза строителей В.А.Яковлева «Строительная отрасль — это локомотив, который тянет за собой всю экономику». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prosro.ru/news/
5. Лебедев А., Некипелов А. Малоэтажные дома как архимедова точка опоры. Доступное жилье: частная проблема и общенациональная задача. Известия. 11 августа 2005. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_ 40_aId_349322.html
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р М., 2008.
7. Ложко В.В. Базисные инновации для перспективного социально-экономического развития России // Инновации. — 2007. — № 1. —
С. 33-44.
8. Ложко В.В. Экономические и социальные ценности, способствующие формированию качества жизни населения и человеческого капитала // Философия экономической ценности.: колл. моногр. /Под ред. И.К. Смирнова, Н.Ф. Газизуллина. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2012. — С. 184.
9. Shultz T. Investment in Human Capital. N.Y., London, 1971, p. 26-28;
10. Becker, Gary S. Human Capital. — N.Y.: Columbia University Press, 1964. www/tpprf.ru/common/upload/documents/committee/komstr oy/2004121715211251 .pdf
11. Корчагин Ю. Человеческий капитал — интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности.: Доклад в ВШЭ. — М., Воронеж, 2011.
12. Плискевич Н. Динамика человеческого капитала в трансформирующемся обществе. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.Kapital-rusZarticle.2008.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО БИЗНЕСА
В.В. Бузырев,
заведующий кафедрой экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Е.В. Кашина,
соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук, [email protected]
Н.В. Власова,
доцент кафедры экономики и менеджмента в строительстве Самарского государственного архитектурно-строительного университета,
кандидат экономических наук [email protected]
В статье предпринята попытка осмыслить философию формирования рыночной стоимости бизнеса в сфере строительства на современном этапе развития экономики. В результате построено «дерево» стратегических факторов стоимости и на его основе составлено «дерево» ключевых показателей эффективности стратегических факторов стоимости.
Ключевые слова: рыночная стоимость бизнеса, строительный бизнес, эффективность.
ББК У31(2)-13-21(2Р)+У29(2)+Ув611
В реальной практике менеджерам приходится сталкиваться с большим числом параметров, которыми можно измерять стоимость: DCF (дисконтированный денежный поток), TRS (общая доходность для акционеров), EVA (экономическая добавленная стоимость), EP (экономическая прибыль), ROIC (рентабельность инвестированного капитала), CFROI (рентабельность инвестиций, исчисленная по денежному потоку), EPS (прибыль на акцию), норма
прибыли и т.д. Анализ большого количества параметров может отвлечь менеджмент от главного вопроса целесообразности оценки стоимости: необходимости принимать решения, направленные на приращение стоимости [4].
Необходимость сравнения значений показателей, имеющих разную размерность и назначение, усиливает путаницу, кроме того, еще больше затрудняет оценку и использование некоторых