О.Г. ВЯЗОВА
ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КООПЕРАЦИЯ ЧУВАШИИ 20-30-х ГОДОВ ХХ ВЕКА: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ВЛАСТЬЮ
Проблема обеспечения жильем всех нуждающихся в нем существовала на протяжении всей советской истории нашей страны. Она продолжает оставаться нерешенной и сегодня. В связи с этим актуальным является обращение к опыту решения данного вопроса в 20-30-х годах ХХ в., когда применялись еще самые различные формы и методы, широко привлекались личные средства граждан через систему жилищно-строительной кооперации.
Данная статья посвящена изучению организационной структуры жилищной кооперации Чувашии и ее взаимоотношению с государством в 1920-1930 гг. Она, на наш взгляд, будет иметь не только чисто научный характер, раскрывая историю совершенно неизученной в исторической науке республики, как и страны в целом, строительной кооперации, но и определенное практическое значение: использование опыта государственной кооперативной политики в 1920-1930 гг. в сегодняшних условиях достаточно активных попыток со стороны государства в решении жилищной проблемы.
Первые домостроительные, или жилищные, кооперативы начинают создаваться в Англии в первой половине Х1Х в. Появление данного вида кооперации было тесно связано с развитием капиталистической хозяйственной системы. Характерный для капитализма рост больших городов привел к росту стоимости жилья, в особенности для беднейших слоев городского населения. В результате этого у части граждан с целью улучшения жилищных условий и понижения расходов по оплате жилых помещений появляется желание в общественной самопомощи. Таким образом, жилищно-строительная кооперация в первую очередь была создана для оказания помощи городским жителям в обеспечении жильем.
В России данный вид кооперации до Октябрьской революции 1917 г. не получил развития. Так, в 1910-1912 гг. в крупных городах Российской империи были зарегистрированы только несколько домостроительных обществ. Они включали в свой состав лиц с весьма высоким заработком. Им удалось построить всего лишь несколько крупных домов со всеми техническими усовершенствованиями. Основными причинами, задерживающими развитие жилищной кооперации, являлись, во-первых, неудовлетворительное законодательство, во-вторых, недоступность жилищного строительства для широких масс вследствие сравнительно низкой заработной платы и, в-третьих, земельный вопрос. Высокая стоимость строительных участков служила препятствием развитию не только кооперативного, но и вообще жилищного строительства [1].
Активное создание жилищно-строительных кооперативов в нашей стране начинается в годы новой экономической политики. Началом создания юридически оформленных жилищно-строительных кооперативов можно считать
1924 г., когда было принято Постановление ЦИК и СНК СССР от 16 мая 1924 г. «О содействии кооперативному строительству рабочих жилищ». Этим постановлением решался вопрос об источниках финансирования жилищностроительных кооперативов (ЖСК), устанавливались льготы для рабочих жилищно-строительных объединений по предоставлению земельных участков под строительство, на перевозку леса и стройматериалов, расширялось предоставление долгосрочных кредитов, вводились налоговые льготы.
19 августа 1924 г. ЦИК и СНК СССР издают Положение «О жилищной кооперации», по которому законодательно были оформлены два вида жилищно-строительных кооперативных организаций: жилищно-арендные и жилищно-строительные кооперативные товарищества (ЖАКТ и ЖСКТ). Первые занимались организацией нормального содержания жилых домов, арендованных у местных советов, и предоставляли жилую площадь в этих домах своим пайщикам. Членами таких товариществ могли быть только трудящиеся, а лица, лишенные избирательных прав, - в них не принимались. Строительные кооперативные товарищества подразделялись на рабочие (РЖСКТ) и общегражданские (ОЖСКТ). Наиболее благоприятные условия развития обеспечивались рабочим жилищно-строительным кооперативным организациям, в которые могли вступить рабочие, частично служащие, инвалиды труда и войны. В них, согласно типовому уставу РЖСКТ, утвержденному НКВД, НКЮ и НКТ СССР 15 сентября 1928 г., паевые взносы членов товариществ могли оплачиваться не только деньгами, но и строительными материалами, строениями, личным трудом и т.п. [2]. Государство поддерживало рабочие кооперативы и другими способами. Так, Постановление СНК РСФСР от 29 сентября 1927 г. определяло, что для РЖСКТ с преимущественным составом из рабочих, паевые взносы должны составлять 13% стоимости намеченного строительства, для РЖСКТ с преобладающим составом служащих - 20%. Таким образом, РЖСКТ получали от государства огромные денежные ссуды в размере 80-87% стоимости домов, причем на очень длительные сроки для каменных домов до 60 лет и деревянных до 45 лет [3].
В общегражданские товарищества принимались все граждане, не лишенные избирательных прав. Они не пользовались специальными льготами и кредитами, которые предоставлялись рабочим строительным кооперативам, поэтому не получили широкого распространения. В конце 1920-х годов общегражданских кооперативов по СССР в крупных столичных городах насчитывалось не более десятка, в то время как РЖСКТ уже к апрелю 1925 г. насчитывали в своем составе до 800 кооперативов [4].
Положением 19 августа 1924 г. фиксировалось и право всех видов жилищно-кооперативных товариществ на объединение в городские и губернские союзы жилищной кооперации, последние могли объединяться в союзы республиканского масштаба, тем самым была закреплена и организационная структура жилищной кооперации. Очень важные для строительной кооперации законодательные акты, принятые советским правительством в 1924 г., были разработаны при участии самих кооператоров, а именно делегатов I съезда жилищной кооперации, который проходил в декабре 1923 г. в Москве. На
этом съезде также был создан и центральный союз жилищной кооперации РСФСР (Центржилсоюз).
В Чувашии первые жилищные кооперативы в форме рабочих жилищностроительных кооперативных товариществ стали создаваться с середины 1920-х годов. В 1924 г. подобное объединение было организовано в Алатыре, 25 сентября 1925 г. был зарегистрирован устав первого чебоксарского РЖСКТ. Чебоксарский кооператив достаточно активно взялся за работу. В 1926-1927 гг. им было построено 15 домов на 28 квартир. В 1927 г. также был возведен один ларек ГОРПО с канцелярией правления РЖСКТ и один кирпичный сарай для производства кирпича. Все дома строились в одном районе города, и в ноябре 1927 г. состоялось торжественное открытие поселка, который получил название «Рабочий поселок имени товарища Томского». Перед кооператорами стояли задачи по обеспечению поселка водой и электричеством. В связи с этим в 1928 г. РЖСКТ планировал достроить старые жилые дома, переоборудовать дом № 1 под общежитие на 40 человек, построить десять новых двухквартирных домов, проложить тротуары вокруг четырехквартирных домов, провести электричество и водопровод, посадить деревья на улицах. Выполнить намеченную программу предполагалось частично на собственные средства. Помимо этого надеялись получить средства у Народного комиссариата труда (НКТ) ЧАССР в размере 60000 руб. и Центрального Коммунального Банка (ЦКБ) в сумме 125000 руб. [5]. Правлением кооператива в 1927 г. был составлен также проект механизации кирпичного завода с целью увеличения производства кирпича и его удешевления.
Деятельность кооператива имени товарища Томского была достаточно высоко оценена Госпланом Чувашской Республики. В его заключении подчеркивалось, что средства на строительство расходовались экономно, и стоимость кирпичного метра строений не превышала средних справочных единичных расценок по Чебоксарам, дома были выстроены с соблюдением всех установленных технических требований.
В целом хорошее начало работы жилищно-строительной кооперации в Чебоксарах обратило на себя более пристальное внимание республиканских органов власти. В постановлении заседания СНК ЧАССР от 27 февраля 1928 г. отмечалось, что необходимо перейти из области опыта строительства жилищной кооперации на путь более широкого ее развития. Для этого предлагалось ведомствам и горсоветам (Чебоксар, Канаша, Алатыря) в полуторамесячный срок разработать пятилетний план рабочего жилищного строительства, предусмотрев в нем развертывание сети РЖСКТ в городах, при фабриках, заводах. Совнарком ЧАССР также потребовал от местных властей оформления соответствующих заявок на кредитование жилищно-строительной кооперации в ЦКБ, в комитете содействия при НКТ РСФСР и в Центржилсоюзе [6].
В том же документе рекомендовалось НКТ и Оргбюро жилкооперации разработать вопросы, связанные с возможностью организации арендных жил-товариществ и республиканского союза жилищной кооперации. Рабочее жилищное строительство не могло достаточно быстро обеспечить всех трудя-
щихся жильем, поэтому восстановление жилого фонда, имеющегося в городах, приобретало большое значение. Именно этим видом деятельности занимались жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТы), которых в 1928 г. в Чувашии пока еще не было. Организация республиканского кооперативного союза должна была внести в процесс развития жилищностроительной кооперации Чувашии планомерный характер.
Оргбюро жилкооперации было создано при Наркомате труда ЧАССР в 1928 г. Его организация в первую очередь определялась требованиями центрального правительства. В состав нового органа должны были войти представители Чу-вашпрофсовета, Наркомтруда, Госплана, ЖКТ, РЖСКТ, постоянный работник оргбюро. К сожалению, местные органы власти, на наш взгляд, не вполне понимали необходимость данного органа, о чем свидетельствует тот факт, что до 25 февраля 1929 г. оргбюро существовало полуофициально, не имея положения о своей деятельности. До 1 декабря 1928 г. в оргбюро даже не было специального работника. До 16 ноября 1928 г. функции председателя оргбюро на общественных началах выполнял председатель первого чебоксарского РЖСКТ имени товарища Томского Гурьев, а затем на эту должность был назначен И.И. Ахма-товский [7].
На Оргбюро по жилищной кооперации при НКТ ЧАССР также возложили обязанность по собиранию средств для кредитования рабочего жилищного строительства, чем должны были заниматься специальные секции Рабжил-строительства при Наркомате труда. Данная работа отвлекала руководителя оргбюро от занятий только проблемами жилищно-строительной кооперации. Несмотря на это, при поддержке бюро в 1929 г. были созданы РЖСКТ при фабрике «Единство» в поселке Урмарах, «Пищевик» при Ядринском маслозаводе, «Новый быт» при заводе «Дубитель» и Шумерлинском деревообрабатывающем комбинате. Вышеотмеченные мероприятия проводились в рамках операционного плана работы бюро жилищной кооперации, составленного на 1928-1929 гг. Разработанная программа предполагала создание нормальной связи со всеми жилищно-строительными кооперативами республики, обучение их руководителей организации работы по плановой системе, сбор полных сведений о всех членах жилищной кооперации Чувашии, проведение контроля за сбором паевых и вступительных взносов по кооперативам.
В рамках данного плана бюро занималось также подготовкой созыва съезда жилищной кооперации Чувашии. Первоначально планировалось его созвать в декабре 1928 г., но провести все необходимые мероприятия к этому времени бюро не удалось. В ходе работы также выяснилось, что жилсоюз может быть организован не менее как тремя жилищно-строительными и жилищноарендными товариществами, в которых должно состоять не менее 750 человек. Если число членов было меньше, то жилая площадь, находящаяся в пользовании жилищными кооперативами, не могла быть ниже 20 тыс. кв. м. В 1928-1929 гг. чувашская жилищная кооперация еще не соответствовала данным требованиям, что могло задержать создание союза. В связи с этим бюро обратилось за помощью в правление Центржилсоюза и получило от него сле-
дующий ответ: «Центржилсоюзу предоставляется право в отельных случаях понижать указанные нормы. При наличии в вашем районе пяти жилищных кооперативов с общим количеством членов до 550 человек и возможностях дальнейшего роста членства в них, со стороны Центржилсоюза не будет формальных возражений против организации союза» [8]. Оргбюро жилкоопера-ции Чувашии были сделаны и некоторые другие рекомендации. Подчеркивалось, что вся работа жилсоюза должна основываться на началах хозрасчета, чтобы содержание его аппарата не ложилось дополнительным бременем на низовую кооперативную сеть. Для этого предлагалось развивать торговые операции со строительными материалами, с этой целью рекомендовалось взять у республиканского правительства ссуду в размере 20-30 тыс. руб. сроком на пять лет.
13 июля 1929 г. в Алатыре состоялся Первый организационный съезд жилищно-строительной кооперации Чувашской АССР. На нем было представлено пять рабочих жилищно-строительных кооперативных товариществ с общим числом членов 426 человек из Чебоксар, Алатыря, Шумерли, Ядрина, Урмар. На съезде было принято решение о создании союза жилищной кооперации ЧАССР - Чувашжилсоюза, о вхождении в члены Центржилсоюза. На нем также был утвержден устав новой республиканской кооперативной организации [9]. По уставу союз имел целью объединять арендные и строительные жилищно-кооперативные товарищества в пределах ЧАССР, содействовать образованию и развитию деятельности жилищных кооперативных товариществ всех видов путем оказания организационной, хозяйственной и консультационно-технической помощи. Он также должен был представительствовать и защищать интересы перед правительственными, судебными и общественными учреждениями, входить с представлениями в Чувашское правительство, собирать и публиковать сведения, касающиеся деятельности жилищной кооперации своего района. Чувашжилсоюз (ЧЖС) мог устраивать, приобретать, арендовать для нужд своих членов фабрично-заводские и другие предприятия, а также склады и заведения для изготовления, хранения, купли и продажи товаров, возводить для своих нужд за свой счет новые, ремонтировать и достраивать существующие строения, а равно приобретать в собственность и арендовать муниципализированное и частновладельческие домовладения, ходатайствовать об отводе союзу лесосек, карьеров, каменоломен и разрабатывать их.
В 1920-1930 гг. жилищно-строительная кооперация обращала внимание и на культурно-просветительскую сторону в своей работе. По основному юридическому документу республиканского союза он должен был вести и пропагандистскую деятельность, организовывая лекции, курсы, школы, выставки, библиотеки и т.п., содействовать жилищно-кооперативным объединениям по коллективизации быта, по организации общих столовых, прачечных, бань, яслей, дошкольных уголков, радио-уголков и прочее, а также по устройству садов-уголков, санаториев, больниц и др. Таким образом, кооператоры Чувашии, как и страны в целом, должны были заботиться не только об улучшении жилищных условий, но и о повышении качества жизни в кооперативных домах.
В постановлениях организационного собрания получили отражение и рекомендации Центржилсоюза. Съезд, во-первых, обратился в правительство ЧАССР с просьбой о предоставлении жилсоюзу возвратной ссуды в размере 20000 руб. на пять лет для организации торгового оборота. Во-вторых, для прибыльной торговли строительными материалами съезд просил правительство Чувашии передать всю торговлю данными товарами республиканскому жилсоюзу, ликвидировав подобные операции в системе Чувашпайтор-га. В-третьих, съезд рекомендовал правлению добиваться решения правительства об урегулировании взаимоотношений с госорганами об оказании с их стороны содействия в работе жилкооперации. Принятие данного пункта было связано с тем, что республиканские и городские органы государственной власти не проявляли большого интереса к данному виду кооперативных предприятий, не оказывали им никакой помощи и поддержки.
На первом съезде жилищной кооперации Чувашии были избраны и все руководящие органы союза. В его правление вошло пять человек: Ахматовский, который был назначен председателем, Журин (Алатырь), Пегасова (Чебоксары), Раевский (Шумерля), Дембицкий (ЧСПС), в ревкомиссию три человека: Александров (Алатырь), Бронников (Чебоксары), Гранитов (Чебоксары), в совет семь членов: Козин (Чебоксары), Степанов (ЧСПС), Соколов (ЯМОЗ), Коргачин (Алатырь), Лукин (Шумерля), Анкудимов (Алатырь), Морозов (Алатырь). Больше всего в руководящие органы союза попало представителей жилищно-кооперативных организаций Чебоксар и Алатыря, что было связано с большей активностью кооператоров в этих городах.
После съезда правление Чувашжилсоюза стало проводить в жизнь принятые на первом съезде решения. Ему удалось добиться от СНК Чувашской АССР принятия решения о признании жилсоюза основной торгово-снабженческой организацией на местном рынке стройматериалов по рабоче-жилищному строительству. К сожалению, правительство республики отказало в выделении из местных средств на 1930 г. кредита для организации торговли различными строительными материалами, мотивируя это тем, что союз жилищной кооперации Чувашии является хозрасчетной организацией. Отсутствие достаточного количества оборотных средств не позволило жилсоюзу организовать успешное снабжение стройматериалами, ввиду чего магазин, созданный при нем для этих целей, просуществовал только до ноября 1929 г. [10].
Первый съезд жилищно-строительной кооперации существенно активизировал процесс кооперативного строительства в республике. С 1930 г. в Чувашии начинают появляться жилищно-арендные кооперативные товарищества. Первое такое объединение было создано в Чебоксарах еще 5 июля 1928 г. с количеством членов 8 человек, но оно просуществовало недолго и самоликвидировалось. Повторно ЖАКТ в Чебоксарах организуется 10 октября 1930 г. В начале февраля 1935 г. в Чувашжилсоюзе насчитывалось уже 6 РЖСКТ, из них два в Чебоксарах, причем один кооператив состоял в основном из рабочих, второй из инженерно-технических работников. По одному жилищно-строительному кооперативному объединению работало в Алатыре, Шумерле, Вурнарах, Канаше. Жил-
союз включал также 20 ЖАКТов, 13 в Чебоксарах, 5 в Алатыре, по одному в Канаше и Мариинском Посаде. В 1930-х годах в городах Чувашии были также созданы городские союзы жилищной кооперации: в Алатыре, Чебоксарах, Канаше, последние два просуществовали совсем недолгое время и были ликвидированы. Судьба Алатырского городского союза сложилась более удачно. Он работал до ликвидации в Чувашской АССР республиканского жилсоюза.
Таким образом, в Чувашии в 1930-х годах сложилась следующая структура жилищно-строительной кооперации. Она состояла из рабочих жилищностроительных кооперативных товариществ, среди которых был один, в который в основном входили инженерно-технические работники Общегражданских кооперативов на территории Чувашии вообще не было. В данную систему входили также и жилищно-арендные кооперативные объединения. Первичные кооперативы объединялись в городские кооперативные союзы и республиканский жил-союз. На первом организационном съезде жилищно-строительной кооперации Чувашской АССР было принято решение о вхождении в Центржилсоюз, а после включения Чувашской Республики в состав Нижегородского края в 1929 г. Чувашжилсоюз становится членом также и Крайжилсоюза.
Необходимо отметить, что четкие взаимоотношения в структуре управления жилищной кооперации Чувашии установились не сразу. В течение первого года работы Чувашжилсоюза существовало двойное руководство первичными кооперативами. Крайжилсоюз, игнорируя республиканский союз, налаживал общение с ЖАКТами и РЖСКТ напрямую, что создавало путаницу в управлении жилищно-строительными кооперативами. Руководству республиканского союза только ко второму съезду жилищной кооперации, к лету 1931 г., удалось решить данную проблему, после чего взаимоотношения краевого жилищного кооперативного центра и Чувашжилсоюза становятся более конструктивными.
Крайжилсоюз начинает оказывать инструкторскую помощь, привлекает Чувашжилсоюз к участию в соревновании с другими подобными союзами региона, устраивает встречи по обмену опытом, оказывает помощь в организации социалистического соревнования внутри республиканской кооперативной системы. К примеру, в 1935 г. на заседании Президиума Горьковского край-жилсоюза для оказания помощи Чувашии в налаживании социалистического соревнования было принято решение о создании бригады из лучших ударников ЖАКТов г. Горького и направлению их в Чувашию в порядке обмена опытом [11].
В развитии каждого вида кооперативных предприятий можно выделить определенные специфические черты, свойственные именно данному виду объединений. Особенностью деятельности жилищно-строительной кооперации являлась сильная зависимость масштабов ее функционирования от взаимодействия с местными органами власти, так как именно они определяли фонды муниципализированного жилого фонда, подлежащего передаче кооператорам. Во многом от республиканских властей зависели и условия работы жилищно-строительных кооперативов. В связи с этим рассмотрение вопросов
взаимодействия власти и изучаемого вида кооперации является очень важным, так как это, на наш взгляд, позволит объяснить многие трудности, существовавшие в деятельности жилищной кооперации в Чувашии в 1930-е годы.
Уже в первые годы своей работы Чувашжилсоюз столкнулся с безразличным отношением к нему со стороны республиканских органов власти. Он, как новое объединение, нуждался в поддержке и помощи. К примеру, в 1931 г. Крайжилсоюз прекратил снабжение чувашского жилсоюза строительными материалами, объясняя это тем, что Чувашжилсоюз включен в снабжение непосредственно из центра, т.е. через Госплан РСФСР и ЧАССР. Председатель правления кооперативного союза в течение 1,5 месяца ходил в Госплан ЧАССР, но так ничего и не добился. Отказ в выделении деревянных стройматериалов мотивировался тем, что Госплан РСФСР задержал выделение фондов. Такая нерасторопность российского и чувашского правительств поставила кооперацию Чувашии в очень сложное положение, так как все строительство на сумму 60000 руб., которое она вела в 1931 г., было деревянным.
В 1930-1931 гг. жилсоюз республики из-за кадрового кризиса находился в достаточно сложном положении. В его руководстве за один год сменилось четыре председателя, которых партийные и государственные органы снимали и перебрасывали на другую работу, тем самым союз месяцами оставался без руководства [12].
В 1931 г. для лучшей организации жилищного строительства республиканское кооперативное объединение решило включить в свой штат инженера, но Штатная комиссия НК РКИ ЧАССР не согласилась утвердить эту должность, мотивируя это тем, что ему нечего будет делать, а строительство, которое собирается вести ЧЖС, можно передать Чувашстрою. Штатная комиссия предложила утвердить технического руководителя с заработной платой в 175 руб. Найти специалиста на должность с таким окладом было очень сложно, так как техник в Крайжилсоюзе получал 300 руб., а инженер 500 руб. В Чу-вашжилсоюзе инженер должен был выполнять функции всего технического отдела - проектировщика, чертежника, техника. К сожалению, предложение кооператоров было отклонено, и в штате Чувашжилсоюза был утвержден только технический руководитель.
Вообще 1931 год был очень непростым в истории развития республиканского кооперативного жилищного союза. Весной 1931 г. Стройконтора ЧАССР подняла вопрос о передаче ей всего жилищного строительства. Это произошло в то время, когда жилсоюз практически все подготовил к строительному сезону. Без строительной деятельности ЧЖС вообще не мог существовать и должен был прекратить свою деятельность. В связи с этим ЧЖС просил СНК ЧАССР дать твердую установку для работы и существования республиканского жилсоюза. Это обращение кооператоров было поддержано Чувашским правительством, и жилищная кооперация продолжила самостоятельную строительную деятельность. Данное решение правительства стало скорее исключением, чем правилом, во взаимоотношениях жилищной кооперации и республиканской власти.
Городские советы, на территории которых создавались и работали жилищно-арендные и жилищно-строительные кооперативные товарищества, не ощущали реальной поддержки кооператоров со стороны республиканских партийных органов. ЦИК и СНК ЧАССР на практике проводили политику, явно ущемляющую деятельность кооперации. Делегаты II съезда жилищной кооперации Чувашии, который проходил 6-8 июня 1931 г. в Чебоксарах, в своих выступлениях приводили примеры таких действий властей. В Алатыре Горсовет вмешивался во все дела ЖАКТа, вплоть до опечатывания квартир без согласия кооператоров, что являлось грубым нарушением. В Канаше вместо того, чтобы разобраться, выяснить, в чем нуждается жилищная кооперация города, ЖАКТ был разогнан Горсоветом как неработающий, при этом сами ответственные работники, его члены, не платили паевых взносов. В Чебоксарах Горсовет всячески оттягивал работу по передаче домовладений в руки ЖАКТов, ссылаясь на то, что не закончена инвентаризация жилфонда [13]. Напротив, в Алатыре данная работа была проведена достаточно оперативно. В 1930 г. городские власти Алатырскому РЖСКТ «Ильич» передали на праве застройки 33 домовладения в аренду, но по истечении ее срока все дома должны были вернуться Горсовету, что противоречило Постановлению СНК и ВЦИК РСФСР от 15 ноября 1927 г.
Местные горсоветы и оргкомитеты новых районов и в последующие годы продолжали ущемлять права жилищной кооперации. Без фактов, подтверждающих нерациональную и бесхозяйственную эксплуатацию арендованной ЖАКТами жилплощади, горсоветы отбирали лучшие домовладения и распределяли либо своим сотрудникам, либо закрепляли за организациями и учреждениями. Этим отличались Алатырский горсовет, отобравший у кооперации в 1934 г. 14 домовладений с выселением из них всех жильцов, Канашский горсовет, изъявший в 1933 г. 8 домов, Чебоксарский горсовет, забравший у кооператоров с 1932 г. по 1934 г. 6 домов. В 1936 г. по сравнению с 1935 г. в распоряжении Чувашжилсоюза жилой площади сократилось на 451,42 кв. м. Передача домов продолжалась и в 1937 г., когда только по Чебоксарам Горсовету было передано 7 домов. Причем данные мероприятия нарушали положения Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 16 августа 1926 г., Циркуляров Нар-комхоза РСФСР №150 от 10 августа 1934 г. и Центр- жилсоюза №19 от 15 января 1934 г.
Нарушение действующего законодательства имело место и в области взимания арендной платы с ЖАКТов. Так, в городе Мариинском Посаде на 1 января 1935 г. Горсовет списал со счета ЖАКТа 2225 руб. 25 коп.; невзирая на вполне обоснованный протест 16 мая 1935 г. списывается дополнительно еще 919 руб. 85 коп. Хотелось бы подчеркнуть, что на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 августа 1930 г. и Циркуляра НККХ РСФСР №179 от 17 сентября 1931 г. арендная плата с ЖАКТов взималась лишь в том случае, если доходы ЖАКТа превышали расходы по ремонту и эксплуатации домовладений. Марпосадский ЖАКТ являлся маломощным. Его жилой фонд имел большой износ и для поддержки требовал больших капиталовложений, в результате чего для ремонта кооперативному товариществу приходилось поль-
зоваться банковской ссудой. На неоднократные обращения ЧЖС и Марпосад-ского ЖАКТа в Горсовет и его коммунотдел никаких положительных результатов не было получено, власти отказывались от выполнения Постановления ВЦИК и СНК и продолжали нарушать права товарищества [14].
Следующей острой проблемой в деятельности жилищной кооперации Чувашии являлась проблема борьбы с самовольно вселившимися в дома ЖАКТов и РЖСКТ. К сожалению, и в данном вопросе кооперация не всегда находила понимание у властей и судебных органов. Так, техник Чебоксарского горсовета Васильев в 1934 г. пытался самовольно вселиться в комнату в доме №15 по ул. Ленина, дискредитируя своим поступком порядок получения жилой площади. Горсовет не только не предпринял никаких мер против этого, а, наоборот, выдал выписку из протокола заседания президиума Чебоксарского горсовета, говорящую о том, что дом №15 по ул. Ленина необходимо закрепить за Горсоветом. Хотя аренда данного дома жилищно-арендным кооперативом была оформлена до 1 января 1942 г. [15]. Даже борьба со случаями незаконного вселения в кооперативные квартиры с помощью судебных органов редко давала положительные результаты. Судебные органы часто отказывали кооператорам в исках или принимали решения о выселении незаконно вселившихся граждан с предоставлением другой жилой площади. Жилья в городах Чувашии в 1930-х годах остро не хватало, и местные органы власти не всегда могли предоставить его даже по решению суда, тем самым обращение в судебные органы для кооператоров становилось бесполезным.
Еще хуже обстояло дело с заселением в освобождающуюся жилплощадь в домах ЖАКТов. Имелись случаи, когда члены ЖАКТов в течение нескольких лет не могли получить жилплощадь, так как горсоветы очень часто сами занимались ее распределением, не допуская к этому делу правления ЖАКТов, грубо нарушая тем самым уставы кооперативных товариществ.
Совершенным безразличием к подрастающему поколению и жилищной кооперации отличилось руководство Шумерли. В 1935 г. в связи с созданием нового Шумерлинского района помещение детского сада Шумерлинского РЖСКТ распоряжением оргкомитета было занято под канцелярию РК ВЛКСМ. В то время во всем Вурнарском районе, куда входила территория Шумерлинского района, действовало всего 4 детских дошкольных учреждения. Незаконное действие оргкомитета было опротестовано перед прокуратурой Чувашии. Прокуратура протест поддержала и опротестовала перед ЦИ-Ком Чувашии решение оргкомитета Шумерлинского района, но все же помещение детскому саду не было возвращено.
Слабое взаимодействие кооперативных организаций с городскими советами, нарушение ими договоров аренды, действующего законодательства по отношению к жилищной кооперации отмечалось даже в Постановлении СНК ЧАССР от 26 мая 1936 г. «О работе жилищно-строительной и арендной кооперации». К сожалению, и после его издания каких-либо кардинальных изменений в отношениях местных властей и кооператоров не произошло.
Анализ взаимоотношений жилищно-строительной кооперации и властных структур Чувашии в 20-30-х годах ХХ в. приводит к выводу, что власти респуб-
лики были слабо заинтересованы в ее успешном развитии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, постепенным свертыванием с конца 1920 - начала 1930-х годов кооперативного движения в стране, которое началось с системы сельскохозяйственной кооперации. Во-вторых, перед республиканскими, городскими партийными и государственными органами в 1930-е годы стояли более важные политические и экономические задачи, чем основательная поддержка кооперативных объединений в области жилищного строительства. В республике в рамках первых пятилеток шло активное промышленное строительство, проводилась массовая коллективизация сельского хозяйства, чему уделялось основное внимание, а деятельности кооперации отводилась второстепенная роль. Данный подход определялся и в целом отношением к жилищной кооперации в стране как временному явлению, призванному оказать помощь в решении конкретных задач на определенном этапе развития государства. В-третьих, жилищная кооперация в Чувашии начала активно развиваться только с конца 1920-х годов. Вследствие этого испытывался сильный недостаток в квалифицированных, ответственных кадрах, способных активно отстаивать интересы кооперации перед государственными, партийными и другими органами республики.
Несмотря на отсутствие поддержки со стороны государственных и партийных органов, жилищно-строительная кооперация в республике все же развивалась и даже достигла определенных успехов. По данным Народного комиссариата коммунального хозяйства ЧАССР, в 1933 г. - первом квартале 1934 г. в Чувашии имелось мунжилфонда 62161 кв. м, из них было освоено ЖАКТами 26689 кв. м, что составляло 48% к общему фонду.
В 1935 г. по сравнению с 1934 г. план капитального ремонта был выполнен на месяц раньше, жилкооперация сумела добиться снижения себестоимости ремонтных работ на 11% с одновременным повышением качества проводимых работ. За счет переоборудования и перепланировки квартир в ходе ремонта удалось увеличить жилплощадь на 131 кв. м, по Чебоксарам - на 101 кв. м.
Некоторые кооперативы имели производственные предприятия. При Шу-мерлинском РЖСКТ действовали бондарное и черепичное производства. Кооператив также занимался изготовлением плодоовощных ящиков. При Алатыр-ском горжилсоюзе работали железоскобяная мастерская и парикмахерская. В системе жилищной кооперации имелись два детских сада: один в Чебоксарах, другой в Шумерле.
Необходимо отметить, что наряду с достижениями были в работе кооперации и недостатки. К примеру, в результате недостаточного контроля со стороны технического персонала допускались переделки ранее проведенного ремонта, не всегда выполнялись планы по оплате до- и послевъездовских паев, квартирной платы. Если первый недостаток происходил непосредственно по вине слабой работы правлений кооперативов и недостаточной дисциплины со стороны самих кооператоров, то второй - иногда являлся следствием мероприятий властей. К примеру, в 1935 г. план по квартплате по системе ЖАКТов Чувашжилсоюза был выполнен только на 93,4%, что было связано с изъятием домов горсоветами и передачей их другим организациям [16].
Безусловно, что успехи и достижения жилищно-строительной кооперации в Чувашской АССР были бы более значительными, если бы республиканское правительство проводило последовательную политику поддержки данного вида кооперативных предприятий, а городские советы не нарушали решений российского и союзного правительств и уставы кооперативов.
История отвела деятельности жилищно-строительной кооперации в Чувашии небольшой период времени, так как Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилого фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах» были ликвидированы жилищно-арендные кооперативы. Дома, находившиеся в их пользовании, были переданы местным советам [17]. С конца 1937 г. государство почти целиком взяло на себя заботу о жилищном строительстве в городах, тем самым прекратили деятельность и жилищностроительные кооперативные объединения, и их областные, районные, краевые, республиканские союзы.
Литература и источники
1. Белоусов В. Очерк развития жилищной кооперации СССР // За новое жилище: Сб. статей к 5-летию жилищной кооперации / Под ред. Ю. Ларина и В. Белоусова. М.: Издание Центр-жилсоюза, 1930. С. 24.
2. Горлов В.Н. Жилищный вопрос как социальная проблема. Из истории создания ЖСК // Социально-гуманитарные знания. 2004. №1. С.264.
3. Собрание узаконений РСФСР. 1927. №101. Ст.683.
4. Белоусов В. Указ. соч. С. 51; Горлов В.Н. Указ. соч. С.264.
5. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 203. Оп. 2. Д. 141.Л.2 , 2 об.,3.
6. Там же. Оп.1.Д.57.Л.61,62.
7. Там же. Оп.2.Д.87. Л. 4, 35.
8. Там же. Ф.430. Оп.1.Д.13.Л.54.
9. Там же. Л.34-36.
10. Там же.Л.47; Ф.203.йп.2.Д.97.Л.101; Ф.430.Оп.1.Д.62.Л.159.
11. Там же. Д.299.Л.37, 62.
12. Там же. Л.2.,3
13. Там же. Ф.430. Оп.1.Д.62.Л.152,153.
14. Там же. Ф.430. Оп.1. Д. 300.Л.158.
15. Там же. Д.299.Л.192.
16. Государственный архив современной истории Чувашской Республики. Ф.1.Оп.17.Д.166.Л.7; ГИА ЧР. Ф.430. Оп.1. Д.299.Л.83,199; Ф.1284. Оп.6. Д.30. Л.15.
17. Собрание законодательства СССР. 1937. № 69. Ст.314.
ВЯЗОВА ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА родилась в 1970 г. Окончила Чувашский государственный университет. Кандидат исторических наук, доцент кафедры археологии, этнографии и региональной истории Чувашского госуниверситета. Занимается изучением истории кооперативного движения в Чувашии, автор более 20 научных работ.