Научная статья на тему 'Жилищно-бытовая инфраструктура Республики Тыва: проблемы и перспективы'

Жилищно-бытовая инфраструктура Республики Тыва: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ойдуп Т. М.

Статья содержит анализ количественного и качественного состояния жилищного фонда, а также уровня и темпов жилищного строительства в Республике Тыва, где, несмотря на высокий спрос на жилье, богатый минеральнои био-сырьевой потенциал, необходимый для развития промышленности строительных материалов, состояние жилищно-бытовой инфраструктуры остается крайне тяжелым. Показаны возможные пути преодоления трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жилищно-бытовая инфраструктура Республики Тыва: проблемы и перспективы»

ЖИЛИЩНО-БЫТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Т. М. ойдУП, кандидат социологических наук, заведующая лабораторией «Региональная экономика» Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Со РАн

Жилищно-бытовая инфраструктура занимает одно из ключевых мест в приоритетах развития российской экономики, поскольку, во-первых, «жилищный сектор — узловой элемент хозяйства любой страны, в нем переплетаются важнейшие социально-экономические взаимосвязи как на макро-, так и на микроуровне» [1, с. 165], и, во-вторых, «неотъемлемой частью благополучия является комфортное жилье, ведь наши дома — это то место, где растут наши дети, где создаются семьи» [2].

Анализ состояния жилищно-бытовой инфраструктуры необходимо разделить на два этапа: оценка количественного и качественного состояния жилищного фонда; рассмотрение уровня и темпов жилищного строительства в регионе.

В настоящее время в Республике Тыва общая площадь жилищного фонда насчитывает 4 млн м2, по 2 млн м2 в городском и сельском секторах [7, с. 202—203]. Данное соотношение остается неизменным в течение последнего десятилетия на фоне незначительного роста доли городского населения в общей его численности. При этом в республике самый низкий по Сибирскому федеральному округу (СФО) показатель обеспеченности населения жильем. На одного жителя приходится 12,4 м2 [7, с. 207], что меньше социальной нормы (18 м2) на 5,6 м2. Данный показатель в Туве почти не изменился с 1990 гг., в то время как во всех остальных субъектах округа произошло его увеличение. В Республике Хакасия в 1990 г. на одного жителя приходилось 15 м2, а в 2006 г. — 19,7 м2, в Республике Алтай в 1990 г. — 13 м2, в 2006 г. — 17,4 м2. Наибольший рост показателя обеспеченности одного жителя квадратными метрами жилого фонда с 1990 г. наблюдается в Эвенкийском автономном округе (АО) — на 213,2 %. При этом, конечно, следует учесть, что этот рост в большей степени достигнут за счет

сокращения численности населения до 70,8 %. Жилищный фонд увеличился на 24,8 %. В Читинской области прирост показателя обеспеченности составил 73,4 %, в Долгано-Ненецком АО — 62,7, а в среднем в СФО — 38,3 %. В Республике Тыва при увеличении численности населения на 1,6 % этот показатель снизился на 0,8 %.

Снижение обеспеченности населения жильем в Республике Тыва сопровождалось ухудшением его качества. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда во всей его площади составляет 22,4 % [7, с. 209], что шестикратно превышает среднюю величину. Характерно, что доля ветхого и аварийного жилья ежегодно нарастает, а не снижается. С 1990 по 2006 г. она увеличилась в 1,9 раза. Такая же динамика наблюдается и в ряде других регионов, но темпы там существенно ниже: в Усть-Ордынском АО — 74,4 %, в Республике Алтай — 45,5, в Агинском-Бурятском АО и Иркутской области — 30, в Красноярском крае — 25 %. В Алтайском крае доля ветхого жилья в общем фонде осталась без изменений, а в остальных регионах СФО сократилась: в Долгано-Ненецком АО — в 1,6 раза, Эвенкийском АО — 1,3, в Кемеровской области — 1,08, в Бурятии и Омской области — в 1,07 раза.

В республике самый низкий по СФО уровень благоустроенности жилого фонда. Только 30—40 % городского фонда снабжены канализацией, центральным водоснабжением и пр. (рис. 1) [7, с. 211].

Для того чтобы получить представление о том, как оценивают состояние жилищно-бытовой инфраструктуры жители республики, нами в 2005 и в 2006 гг. были проведены опросы в городах и поселках Тувы1.

1 Опрос проводился в городах и населенных пунктах Республики Тыва. В 2005 г. было опрошено 139 чел., в 2006 г. — 208 чел.

Напольные электроплиты Горячее водоснабжение Газ (сетевой, сжиженный) Ванна (душ) Отопление Водоотведение (канализация) Водопровод

29 6 7 7 5

1 42 5

6 6

1 5=

1 21 2 6

34

34

1

40 2

1 73,

7 1

64

7 1

1 69 9

-\---

20

40

60

0

■Республика Тыва □ СФО

Рис. 1. Благоустроенность жилищного фонда в 2006 г., %

В целом состояние инфраструктурного комплекса, по мнениюопрошенных, находится вне-удовлетворптельном состоянии. Почти половина респондентов дала «Среднюю» оценку своему жилью, а еще около 40 % выбрали варианты «Очень низкое» и «Низкое»: 38,9 % в 2005 г., 37,5 — в 2006 г., и только 16,5 в 2005г. и 13,9% 15 2006г. посчитали, что их жилье довольно неплохого качества. Самые низкие оценки выставили жители городов, поскольку большинство опрошенных проживают в многоэтажных благоустроенных домах, которые обслуживают коммунальные службы. В остальных населенных пунктах респонденты проживают в домах сельского типа, за коммунальное благоустройство в которых отвечают сами жители (табл. 1).

Таблица 1

Распределение мнения населения о том, как оно оценивает качество жилья (благоустроенность, отопление, водоснабжение, канализация), %.

Варианты ответов Год

2005 2006

Очень низкое качество 14,4 13,9

Низкое качество 24,5 23,6

Среднее 43,9 47,6

Довольно неплохое качество 16,5 13,9

Высокое качество — 0,5

Затрудняюсь ответить 0,7 0,5

Вместе с тем нельзя не отметить, что у респондентов за 1 год во взглядах на жилищную проблему произошли некоторые позитивные сдвиги: число пессимистов сократилось на 1,4 % (очень низкие и низкое качество), число людей со средней оценкой возросло на 3,7 %, появились оптимисты (0,5 %), высоко оценивающие качество своего жилья.

Сократилось число сомневающихся (затруднившихся дать ответ) — с 0,7 до 0,5. И только число респондентов, оценивающих свое жилище как довольно неплохое, снизилось на 2,6 % (с 16,5 до 13,9).

Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в районах освоения подтверждается и крайне низкими оценками работы коммунальных служб. В 2005 г. так считали 77,7 %, а в 2006 г. — 74,0 % респондентов (табл. 2).

Отрасль и ее материально-техническая база действительно находятся в критическом состоянии, причина которого — отсутствие фондового ресурсного воспроизводства, огромное превышение уровня износа (амортизации) над уровнем инвестиций. Не менее очевидно и другое: отрасль нуждается в многократном увеличении инвестиций. Происходящая деградация фондов означает снижение возможности вырабатывать тепло и электричество, поддерживать в исправном состоянии водопроводы и коллекторы, ремонтировать старые и строить новые теплотрассы [10, с. 4].

Анализ динамики выделяемых средств на содержание ЖКХ в Республике Тыва с 2000 по 2006 г. показал, что доля ЖКХ в общем объеме консолидируемого бюджета республики за анализируемый период варьирует от 2 до 8 % его расходной части [7, с. 836—847]. В 2006 г. на ЖКХ в Туве было выделено 3,2 % средств бюджета. Это наименьшее значение в СФО. В Кемеровской области этот показатель был равен 17,1 % — самый высокий показатель в округе. В стоимостном выражении — это 11299,8 млн руб. На втором месте Красноярский край — 13,3 %, или 11905,5 млн руб., третье и четвертое места делят Новосибирская и Томская области — по 11,7 %, или 5837,4 и 2949,3 млн руб. соответственно (рис. 2).

На основе проведенного анализа можно заключить: в Республике Тыва наблюдается большой дефицит жилищного фонда; имеющийся фонд

Таблица 2

Распределение мнения населения о том, как оно оценивает работу коммунальных служб города (уборка мусора, озеленение территории и пр.), %.

Варианты ответов Год

2005 2006

Очень плохо 26,6 24,5

Плохо 51,1 49,5

Хорошо 15,1 18,3

Очень хорошо 0,7 1,4

Затрудняюсь ответить 6,5 6,3

почти на 23 % обветшал и находится Доля, % в аварийном состоянии; благоус- 300 троенность жилого фонда крайне низка — самая низкая в СФО; при 250 крайней изношенности основных 200 фондов в республике на ЖКХ выделяется только 242,2 млн руб., что 15, 0 составляет 3,2 % расходов консолидированного бюджета. 10, о

В новых социально-экономических условиях решение жилищной 5,0 проблемы в России осуществляется 0,0 на основе рыночных отношений. Работающие граждане должны иметь собственные доходы для покупки или строительства жилья и его содержания. Тем не менее государство не устраняется из жилищной сферы. Оно взяло на себя обязанность обеспечения жильем граждан, которые частично или полностью нетрудоспособны, а также военнослужащих и некоторых других [2, с. 20].

В 2006 г. в Республике Тыва доля семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в общем числе семей составляла 14,8 % [7, с. 212—213]. Это самый высокий показатель в СФО, а средняя по округу величина почти в 3 раза меньше — 5,4 %. При этом в Туве в течение года только 6,0 % нуждающихся семей получили жилье, что приближается к среднему показателю

Республика Тыва Новосибирская областв ■

- Кемеровская областв

- Т омская областв

- Красноярский край

Рис. 2. Доля расходов на ЖКХ в общих расходах консолидированных бюджетов субъектов СФО, %

по округу. Таким образом, троекратно большей доле нуждающихся семей в республике соответствует меньшая доля семей, которым предоставляются жилые помещения (табл. 3).

Меньше всего доля нуждающихся семей, состоящих на учете, в Усть-Ордынском Бурятском АО — 2,7 %. Больше всего предоставляется жилых помещений в Красноярском крае. Здесь доля семей, получивших жилые помещения в 2006 г. из числа состоящих на учете, составляет 23 %.

Таблица 3

Предоставление жилых помещений в 2006 г. гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилье [3, с. 213]

Регион Доля семей, состоявших на учете, % Доля семей, получивших жилые помещения, %

Сибирский федеральный округ 5,4 6,9

Республика Алтай 12,2 2,5

Республика Бурятия 8,6 3,2

Республика Тыва 14,8 6

Республика Хакасия 3,8 5,2

Алтайский край 4,5 3,6

Красноярский край 4,4 23,9

В том числе:

Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 5,7 5,5

Эвенкийский АО 13,8 17,8

Иркутская область 4,3 2,7

В том числе Усть-Ордынский Бурятский АО 2,7 3,9

Кемеровская область 6,5 7,4

Новосибирская область 5,1 2,8

Омская область 5,3 2,3

Томская область 5,6 3,7

Читинская область 4,8 7,6

В том числе, Агинский Бурятский АО 7,8 34,8

Кроме предоставления жилья, государство берет на себя часть оплаты за пользование жильем и за коммунальные услуги. Имеются 2 основных вида социальной поддержки граждан:

• субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг малообеспеченным категориям граждан;

• меры социальной поддержки в виде компенсаций 50 % платежей за жилье и коммунальные услуги, предоставляемые ветеранам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан, включенным в региональный сегмент федерального регистра.

В 2007 г. на оплату жилищно-коммунальных услуг направлено 163,6 млн руб. субвенций для 26,9 тыс. граждан. Жилищные субсидии составили 123,0 млн руб. для 14 207 малообеспеченных семей [4].

Для обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в 2007 г. из федерального бюджета получено субвенций в сумме 5279 тыс. руб.

За счет этих средств в 2007 г. выдано 17 свидетельств и приобретено 17 квартир общей площадью 907,93 м2.

Жилищное строительство с его высоким мультипликативным эффектом в экономике считается, наряду с производством народных автомобилей, «локомотивом» выхода из кризиса [2, с. 20]. Однако в то время, когда для одних регионов жилищное строительство давно уже стало «локомотивом», для других, в частности для Тувы, оно остается пока неиспользованным резервом.

В 2006 г. было введено всего 24 тыс. м2 обшей площади жилых домов, или 79 м2 в расчете на 1 тыс. жителей [7, с. 640—643], т. е. 0,08 м2 на 1 чел. Это самый низкий показатель в СФО, где в среднем на 1 тыс. жителей приходится 277 м2 введенного жилья. Больше всего его было введено в Агинском-Бурятском АО — 470 м2, Омская область на втором месте — 446 м2, а на третьем месте находится Новосибирская область — 406 м2 на 1 жителя.

Такие темпы ввода нового жилья в Туве ставят под сомнение достижимость одной из целей, которую в Красноярске озвучил Д. Медведев: «К 2012 г. нам нужно вплотную подойти и к решению уже поставленной задачи — строительства не менее одного квадратного метра жилья на одного человека в год» [8].

В республике было введено всего 1,2 квартиры на 1 тыс. жителей, в среднем по СФО — 3,9 квартиры [7, с. 644—647]. На таком фоне особенно рельефно выделяется увеличение доли числа домов, построенных населением за счет собственных и

заемных средств, в общем объеме вводимого жилья — до 89,7 % в 2006 г [7, с. 649]. В Усть-Ордынском АО 100 % жилья было введено за счет средств населения. В среднем же по округу доля личного строительства составляет всего 36,8 %.

Инвестиции в основной капитал по виду деятельности «строительство» в 2006 г. составили 68,5 млн руб., а это 5,07 % от общего объема инвестиций в основной капитал по всем видам деятельности [7, с. 945]. Доля средств индивидуальных застройщиков в общем объеме инвестиций в основной капитал в Туве в 2006 г. составила 12,9 % [7, с. 943].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в Туве наблюдается дефицит вводимого жилого фонда, который население компенсирует за счет строительства домов на собственные средства. Именно высокая доля самостроек свидетельствует о том, что население по своему материальному положению уже способно вкладывать средства в жилье, однако из-за отсутствия предложений на рынке оно вынуждено заниматься личным строительством. Характерно, что индивидуальное строительство отличается низкой затратностью как на этапе возведения объектов, так и в процессе их эксплуатации.

Индивидуальное жилищное строительство позволяет широко использовать местные строительные материалы, облегченные конструкции, наемных рабочих с безналоговой формой оплаты труда и собственный труд застройщиков, что способствует сокращению сроков строительства и удельных капитальных затрат [2, с. 86].

С другой стороны, в республике не сформировался рынок строительных фирм, нет крупных компаний с большим пакетом инвестиций, которые бы могли взять на себя масштабные проекты по реализации как коммерческого, так и социального жилья.

Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в 2007 г. составил 986,1 млн руб., или 128,6 % к уровню 2006 г. Выполняют работы и оказывают услуги строительного характера предприятия, из которых 26 относятся к категории крупных и средних, на их долю приходится 37,7 % всех выполненных работ и услуг. Сферу малого бизнеса представляют 72 предприятия, их вклад составляет 34,5 %, доля неформального сектора экономики составляет 27,8 % [5].

Среднемесячная заработная плата в строительном комплексе на 25 % ниже среднего уровня, сложившегося в республиканской экономике.

Низкие показатели вида деятельности «строительство» объясняются тем, что в постперестроечный период в республике были законсервированы

домостроительные комбинаты и производство строительных материалов из местного сырья. Это привело к тому, что все строительные материалы, а в некоторых случаях даже древесина, закупаются в соседних регионах — Красноярском крае и в Республике Хакасия, в то время как «почти половина территории Тувы покрыта лесом — 7381,5 тыс. га. Общие запасы древесины составляют более 1 млрд м3» [6, с. 10].

Для увеличения ввода жилья необходима своя строительная база, начиная со строительных материалов и заканчивая подрядчиками. Республика имеет ресурсный потенциал для развития производства строительных материалов на основе освоения местного минерального сырья (табл. 4). Разведаны и подготовлены к освоению девять месторождений кирпичных глин с общими запасами 13,8 млн м3, три месторождения песчано-гравийной смеси, а также пески строительные для силикатных изделий, месторождения мраморизованных известняков и мраморов. Всего разведано более 20 месторождений различных строительных материалов [3].

Для выхода из сложившейся ситуации в жи-лищно-бытовой инфраструктуре Республики Тыва в стратегии ее развития до 2020 г. предусматривается ряд мер, которые намечается реализовать в два этапа [9].

На первом этапе (2008—2015 гг.) — восстановление предприятий стройиндустрии и наращивание объемов производства; освоение производства теплоэффективных блоков, создание производства монолитного пеногазобетона, тротуарной плитки, пустотных плит; ввод в эксплуатацию кирпичного завода производительностью 12 млн шт. в год и Ша-гонарского цементного завода; освоение производства керамического кирпича в объеме 11,7 млн шт. в год; восстановление работы сезонных предприятий по производству керамического кирпича.

Таблица 4

Строительные материалы Республики Тыва

Материал Единица измерения Количество

Железные руды (как добавка при производстве цемента) тыс. т 248

Глинистые породы тыс. т 5836

Строительные камни тыс. т 12972

Карбонатные породы тыс. т 30090

Сырье для керамики тыс. м3 28358

Песчано-гравийный материал тыс. м3 35829

Керамзитовое сырье тыс. м3 5560

Строительные пески тыс. м3 32741

На втором этапе (2016—2020 гг.) — развитие предприятий стройиндустрии, наращивание объемов производства строительной продукции в соответствии с ростом объемов строительных работ; организация производства минеральной ваты; производство стекла и стеклотары.

Для развития строительной деятельности предусматривается:

• наращивание объемов жилищного строительства и реконструкции жилья на основе развития ипотечного жилищного кредитования и государственной поддержки отдельных категорий граждан в строительстве жилья;

• постепенная ликвидация ветхого и аварийного жилья;

• перевод строительства объектов на современные строительные технологии с применением энергоэффективных материалов, выпускаемых из местного сырья;

• восстановление инфраструктуры строительных организаций, обеспечение строительства объектов, предусматриваемых мероприятиями стратегии;

• структурная перестройка материально-технической базы строительной индустрии с развитием производства конкурентоспособной продукции, внедрением новой номенклатуры материалов изделий и конструкций;

• разработка градостроительной документации.

Строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда планируется осуществлять по двум направлениям:

• строительство многоквартирного социального жилья в городах и кожуунных (районных) центрах республики (с квартирами в пределах установленных социальных норм) с предоставлением квартир на условиях социального найма;

• оказание государственной поддержки гражданам, проживающим в аварийном и ветхом жилищном фонде и пожелавшим своими силами построить индивидуальные жилые дома. Первоочередными задачами реформирования и

модернизации жилищного строительства и жилищно-коммунального комплекса Республики Тыва в сфере ресурсоэнергосбережения являются:

• реконструкция производственной базы строительного комплекса с переориентацией ее на обеспечение материалами и изделиями, соответствующими современным стандартам, включая модернизацию производственной базы домостроения в целях использования ее

мощностей для освоения энергосберегающих технологий в производстве строительных материалов;

• энергосбережение в эксплуатируемых зданиях за счет их утепления, реконструкции и автоматизации систем теплоснабжения, установки приборов учета тепла;

• изменение подходов к проектированию систем теплоснабжения зданий с устройством поквар-тирных вводов и установкой приборов учета расхода тепла.

Стратегия предусматривает подготовку специалистов в профессионально-технических училищах, техникумах и других образовательных учреждениях за пределами республики. В связи с предполагающимся большим увеличением объемов работ в строительном комплексе необходимо проанализировать реальную потребность отрасли в специалистах, оценить их требуемое число и квалификацию по видам деятельности. Важно возродить систему подготовки специалистов со средним профессиональным образованием по типу: предприятие — учебное заведение, с возвращением специалистов на предприятие.

Таким образом, на основе проведенного анализа жилищно-бытовой инфраструктуры можно заключить, что низкие темпы ввода жилья, крайняя изношенность основных фондов, практически отсутствие промышленности строительных материалов, несмотря на наличие необходимого минерально-сырьевого и био-сырьевого потенциалов в республике — все это имеет место на фоне положительного ежегодного естественного прироста населения. Жилищный сектор в республике находится в крайне плачевном состоянии. Необходимы кардинальные действия, которые в совокупности решат вопрос дефицита жилья, позволят реанимировать промышленность строительных материалов, привлечь в отрасль инвестиции и кадры.

Сектор ЖКХ составляет одну из основных частей национального богатства страны, а обеспеченность жильем во многом определяется благосо-

стоянием народа. Однако жилищное строительство в переходный период сократилось более чем в 2 раза. Предстоит его подъем, что требует больших материальных, трудовых и финансовых ресурсов, регулирования рынка жилья и капитальных вложений, а также градостроительства и комплексного расселения с учетом места работы, предоставления услуг и рекреации [2, с. 5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. Отв. ред. Я. А. Рекитар, Л. С. Демидова. — М.: Наука, 2001.

2. Ильин А. И. Социальное строительство на территории России. — М.: Наука, 2006.

3. Инвестиционный паспорт Республики Тыва. http://www. gov. tuva. ru/invest_pass_rus. html.

4. Информация о работе Министерства труда и социальной политики Республики Тыва за 2007 год. — Кызыл, 2008.

5. Информация об итогах работы строительного комплекса Республики Тыва за 2007 г. Министерство строительства, жилищного и коммунального хозяйства Республики Тыва. — Кызыл, февраль 2008 г.

6. Полулях Ю. Г., Ойдуп Т. М, Лебедев В. И., Ада-димова Л. Ю. Региональные аспекты стимулирования роста промышленного производства налоговыми преференциями в Республике Тыва. — Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2007.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. Статистический сборник. — М.: Росстат, 2007.

8. Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Д. Медведева на V Красноярском форуме «Россия 2008—2020. Управление ростом». http://www. rost. ru/official/2008/02/150000_12893.shtml.

9. Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года. — Кызыл, 2008.

10. Фомин Д. А., Ханин Г. И. Коммунальная антиутопия // ЭКО, 2007, №7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.