ЖИЛИЩНАЯ СТРАТЕГИЯ -ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Ш. Р. АХМЕТОВ, доцент кафедры производственной безопасности и права E-mail: [email protected]
Е. С. МАТВЕЕВА, аспирант кафедры экономики и предпринимательства в строительстве E-mail: lenap. [email protected]
А. Ш. ШАКИРОВА, аспирант кафедры экономики и управления в городском хозяйстве E-mail: [email protected] Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Рассмотрены проблемы планирования стратегии улучшения жилищных условий как важнейшей социальной задачи. Проанализировав существующие подходы кулуч-шению жилищных условий и получив однозначные выводы о необходимости детального формирования данного процесса, авторы предложили инновационный подход к решению жилищной проблемы.
Ключевые слова: жилищная проблема, жилищная программа, молодая семья, найм жилья, жилищные условия.
В современных условиях обеспечение жильем стало самостоятельной задачей граждан страны. Большая часть населения нуждается в улучшении жилищных условий, проживая в собственных квартирах, но в стесненных условиях.
Некоторое улучшение финансового положения страны привело к заметной активизации социальной политики государства и увеличению финансирования разнообразных мероприятий. Основные мероприятия государственной жилищной политики реализуются в рамках Приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Главными целями Национального проекта являются формирование
рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания. Ключевыми мерами являются стимулирование развития ипотечного кредитования и предоставление субсидий отдельным категориям граждан на оплату части стоимости приобретаемого жилья. Доля населения, которая с учетом предоставляемых субсидий и более доступных ипотечных кредитов может улучшить свои жилищные условия, не превышает 20 %.
Поддержка платежеспособности спроса осуществляется через предоставление безвозмездных субсидий некоторым категориям граждан, определенных в соответствии с законодательством, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Для получения государственной поддержки семьям необходимо, как правило, соблюсти все условия: иметь установленный возраст, официально зарегистрированный брак, минимальный уровень дохода и т. д.
Участие в жилищных программах осуществляется на заявительной основе, что предъявляет высокие требования к информационно-разъяснительной работе с населением. Для того чтобы претендовать на получение поддержки, семье необходимо осуществить выбор наиболее приемлемого
варианта. Кажущееся разнообразие механизмов при обращении за получением финансовой поддержки упирается в необходимость соответствия широкому ряду условий и пребыванию в очереди. Учитывая, что реализацией указанных механизмов занимаются различные специализированные организации, граждане зачастую выбирают не самую приемлемую организационную схему.
В средствах массовой информации недостаточно публикаций, раскрывающих особенности участия семей в жилищных программах. В связи с этим в адрес руководителей исполнительных комитетов и руководителей других подразделений муниципального образования, в редакции районных средств массовой информации, в специализированные организации поступает значительное количество обращений от семей с просьбой разъяснить возможные способы получения финансовой поддержки. При этом ни одно из указанных учреждений не владеет полной информацией по всем схемам получения государственной поддержки. Оценивая сложившуюся ситуацию в этой области, следует отметить, что участники жилищного рынка не прилагают достаточных усилий для насыщения информационного пространства полноценной информацией о реализуемых мероприятиях.
Серьезное внимание уделила существующей проблеме Общественная палата Российской Федерации. В частности, комиссией по местному самоуправлению и жилищной политике в июне 2009 г. были организованы общественные слушания на тему: «Информационная политика в жилищной сфере: обязанность государства, бизнеса или общества?». По итогам слушаний участники отметили, что информация о реализации информационной поддержки жилищно-коммунальной реформы в рамках ФЦП «Жилище» недоступна гражданам. Было предложено определить базовым принципом и критерием эффективности проведения информационной политики «информированное согласие» всех сторон по поводу тех или иных решений, затрагивающих их интересы. Информированное согласие — новый подход к принятию решений, в основе которого лежит принцип достаточной информированности и этической обоснованности решений [3].
Участники общественных слушаний предложили в сфере жилищного просвещения Министерству регионального развития Российской Федерации, региональной и муниципальной властям, некоммерческим организациям, общественным и профессиональным объединениям широкий
перечень организационных мероприятий, призванных повысить эффективность информационного сопровождения жилищной реформы. Наиболее действенными среди известных мер можно признать предложения:
• по разработке раздела ФЦП «Жилище» по информационному сопровождению и просвещению участников жилищных отношений;
• стимулированию разработки целевых региональных и муниципальных программ по жилищному просвещению и информационному сопровождению реализации программ;
• поддержке развития институтов жилищного просвещения в регионах.
В целом появление интереса к данной проблеме со стороны общественности авторы оценивают положительно и считают, что сформулированные решения заслуживают высокой оценки. В свою очередь следуетдобавить, что для повышения эффективности информационно-разъяснительной деятельности потребуется еще несколько традиционных инструментов:
• разработка интернет-портала о поддержке населения в улучшении жилищных условий;
• подготовка и издание научно-популярных статей в ведущих российских научно-практических журналах, раскрывающих специфику реализации региональных жилищных программ;
• организация центров социального консультирования (жилищного просвещения) населения по вопросам улучшения жилищных условий. В результате реализации данных мероприятий
будет возможным достижение следующих позитивных изменений:
• повышение правовой культуры населения и уровня доверия к общественным объединениям и органам местного самоуправления;
• повышение общей информированности граждан о жилищных программах как главных инструментах Национального проекта;
• увеличение количества семей, улучшивших свои жилищные условия.
Благодаря более высокой информированности граждан станет реальным становление современной системы государственной поддержки населения страны, соответствующей перспективным стандартам улучшения жилищных условий.
Вместе с тем для более совершенной системы улучшения жилищных условий населения важно выстроить соответствующую стратегию приобретения жилья. Перед принятием управленческого
решения по вопросу приобретения жилья в рамках какой-либо из программ семья должна понимать дальнейшие перспективы улучшения жилищных условий.
После выбора наиболее приемлемой программы начинается этап нахождения в очереди, который, как правило, тем короче, чем выше первоначальный взнос на оплату части стоимости жилья. Однако часть семей за время пребывания в очереди решает самостоятельно приобрести наиболее доступное жилое помещение. Члены семей, незнакомые с возможностью и правами улучшения жилищных условий в рамках жилищных программ, также за свой счет улучшают свои жилищные условия до признания их нуждающимися. В этих условиях зачастую приобретается некомфортное жилое помещение. Ситуация усугубляется тем, что семьи в большинстве случаев оказываются привязанными к приобретенному жилью на длительный период, так как покупка первого жилья сопровождается получением ипотечного кредита. Указанные обстоятельства могут существенно повлиять на возможность дальнейшего участия в программе, вплоть до прекращения права на получение государственной поддержки.
Таким образом, для населения новой и важнейшей задачей является планирование стратегии улучшения жилищных условий.
Проанализировав существующие подходы к улучшению жилищных условий, авторы предлагают характеризовать данное явление как самостоятельную область человеческой деятельности и обозначать термином «жилищная стратегия».
Жилищная стратегия — это система стратегических решений, затрагивающая деятельность семьи относительно улучшения жилищных условий, предусматривающая использование различных средств государственной поддержки для наиболее оптимального удовлетворения жилищных потребностей.
Целью разработки и реализации жилищной стратегии является подготовка решений, носящих стратегический характер и существенно влияющих на конечный результат принятия решений — конкретные жилищные условия. Формирование жилищной стратегии необходимо осуществлять на уровне государства и семьи.
Реализация жилищной стратегии в государственном масштабе должна предусматривать организационную поддержку участников рынка путем разработки и принятия законодательных актов, предусматривающих реализацию таких механиз-
мов жилищной политики, которые бы позволили оптимизировать государственные мероприятия по стимулированию спроса и предложения на жилые помещения.
В качестве примера приведем один из наиболее очевидных фактов, требующий скорейшего рассмотрения и корректировки. В рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 гг. предусмотрены мероприятия по поддержке застройщиков, занимающихся обеспечением земельных участков коммунальной инфраструктурой, и мероприятия по стимулированию платежеспособности населения. Все действия направлены на снижение конечной стоимости жилья для граждан. На первый взгляд, очевидно совмещение двух указанных направлений при строительстве одного жилого дома. Однако практика реализации данных механизмов в Республике Татарстан характеризуется тем, что стимулирование спроса населения осуществляется путем предоставления ему безвозмездных субсидий на приобретение помещений в жилых домах, строительство которых осуществляется без привлечения средств государственной поддержки на этапе строительства.
В соответствии с поставленными авторами задачами в данном исследовании раскрывается процесс реализации жилищной стратегии на уровне семьи, что позволило ограничиться лишь постановкой вопроса о характере жилищной стратегии на государственном уровне.
Формирование жилищной стратегии для семьи предполагает решение таких основных задач, как накопление оптимального (достаточного) размера собственных средств; легализация доходов в соответствии с действующим законодательством; наличие в собственности незначительных долей в совместных жилых помещениях и своевременное использование разнообразных форм государственной поддержки.
Предлагается рассмотреть наиболее эффективный набор решений семьи относительно указанных вопросов, позволяющий улучшить жилищные условия с минимальным отвлечением собственных средств и максимальным привлечением внешних источников.
Приобретение жилого помещения на условиях ипотечного кредитования предполагает внесение первоначального взноса. Снижение первоначального взноса резко повышает доступность жилья для семей. Вместе с тем большая часть населения обладает незначительными накоплениями, не позволяющими приобрести даже однокомнатную
квартиру. Например, по опросам портала общественной организации «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан», наибольшую долю составляет население, обладающее накоплениями менее ЮОтыс. руб. — 34,5%. Еще около 20 % семей обладают средствами в размере от 100 до 200тыс. руб. [1]. Таким образом, условия ипотечного кредитования для улучшения жилищных условий данной категории населения должны предусматривать первоначальный взнос в размере не более 15 %.
Наличие собственных накоплений играет еще более значительную роль для семьи при ее участии в реализации какой-либо из жилищных программ. В качестве примера приведем особенности реализации двух крупнейших жилищных программ в Республике Татарстан — социальной ипотеки и федеральной программы обеспечения жильем молодых семей.
Программа социальной ипотеки предусматривает предоставление государственной поддержки на улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан в виде льготных условий рассрочки платежа и низкой стоимости приобретаемого жилого помещения. Механизм реализации программы устроен таким образом, что первоочередное право на получение государственной поддержки получает та семья, которая обладает большим первоначальным взносом и нуждается в меньшей сумме кредита и в более коротком сроке рассрочки. Таким образом, экономический смысл программы заключается в ориентации населения на аккумулирование максимального размера собственных ресурсов и сокращение расходов целевых бюджетных средств. Для семьи же это условие оборачивается необходимостью накопления значительных сумм, что несколько противоречит общепринятому пониманию государственной программы как источника доступного жилья.
В рамках федеральной программы обеспечения жильем молодых семей для участников программы предусматривается предоставление безвозмездных субсидий на оплату части стоимости жилья [2]. Оставшуюся часть необходимо оплатить самостоятельно или с привлечением кредита. Практика реализации данной программы в Республике Татарстан характеризуется тем, что семьи для подтверждения наличия собственных средств должны предоставить копию сберегательной книжки, оформленную на одного из членов семьи, или выписку с накопительных счетов членов семьи. В случае, когда семье необходимо привле-
чение заемных средств, требуется предоставление документа кредитной организации о возможности предоставления кредита супругам либо одному из них с указанием максимального размера кредита.
Таким образом, для положительного решения данного вопроса семье заблаговременно, как минимум за год до предположительного момента постановки на учет, необходимо побеспокоиться о будущем одобрении кредитного учреждения. Для этого обязательно оформление трудовых отношений с работодателем в соответствии с действующим законодательством, в результате чего будет возможным предоставление документов, подтверждающих поступление доходов. В современных условияхдо 10 % семей, являющихся участниками жилищных программ, имеют официально подтверждаемый доход существенно ниже фактического, что, безусловно, снижает их кредитоспособность.
Одним из главных условий постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является обеспеченность семьи помещением, площадь которого не превышает учетной нормы. Практика признания семей в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий такова, что для подсчета обеспеченности семьи в расчете используют количество квадратных метров общей площади, принадлежащих на праве собственности. Также учитываются те площади, которые принадлежат членам семьи в виде долей в приватизированных квартирах. Авторы, анализируя ситуацию с жилищной обеспеченностью семей, пришли к выводу, что наличие «лишней» площади является главным препятствием для участия семьи в жилищных программах.
Приватизация жилой недвижимости, активно начавшаяся в Российской Федерации с середины 1990-хгг., осуществлялась по схеме, когда жилье передавалось в общую совместную собственность. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации такая формулировка предполагает равные доли между указанными в договоре о приватизации лицами.
Наиболее распространенной величиной учетной нормы в Республике Татарстан является 12 м2 общей площади.
Таким образом, для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, необходимо, чтобы на одного члена семьи приходилась площадь менее указанной величины. В действительности достаточно большое количество семей теряло право на получение государственной поддержки из-за превышения этой учетной нормы. Семьи, не
обладая достаточным пониманием сложившейся ситуации, прибегали к радикальным мерам — отказу от доли в совместной квартире. Однако данный маневр приводил к еще более катастрофичным последствиям. Дело в том, что, по Жилищному кодексу Российской Федерации, в случаях, когда гражданин отчуждает жилое помещение с целью признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий, то он в течение 5 лет не имеет права быть поставленным на учет в силу преднамеренного характера данных действий.
Безусловно, большинство семей на момент осуществления таких действий не предполагали последствий отказа от жилого помещения и тем более не предполагали будущей возможности постановки на учет. Таким образом, для оптимального разрешения проблемы необходимо планирование процесса приватизации жилья.
Ситуация усугубляется еще и тем, что часть семей самостоятельно улучшает жилищные условия до момента постановки на учет, чем еще больше увеличивает долю жилого помещения, используемого при расчете той жилой площади, в которой они нуждаются. Тем самым шансы семьи получить государственную поддержку существенно сокращаются. А решение данного вопроса лежит лишь в выборе приобретаемого жилого помещения оптимальной площади, которая сохранит семью в числе нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Наиболее эффективным и, главное, законным способом решения рассмотренного вопроса является оформление соглашения о распределении долей. Таким образом, передача от одного члена семьи к другому квадратных метров жилищными комиссиями не рассматривается как преднамеренное ухудшение и может быть использована для снижения размера собственного жилья до требуемого уровня.
Как было отмечено, часть семей улучшает свои жилищные условия самостоятельно, не обладая информацией о возможности получения государственной поддержки в улучшении жилищных условий. Также некоторые семьи приобретают жилые помещения на свои средства или с привлечением кредита. Если площадь приобретенного жилья превышает учетную норму, то семья перестает быть нуждающейся в улучшении жилищных условий и снимается с учета в исполнительном комитете района, в котором она зарегистрирована. Вместе с тем, если площадь приобретенного жилья не превышает учетной нормы, то семья сохраняет право на получение безвозмездной субсидии.
В 2007 г. в механизм реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2002—2010гг., были внесены изменения, позволяющие молодой семье снизить нагрузку на семейный бюджет при самостоятельном улучшении жилищных условий. В частности, были внедрены условия, предусматривающие, что субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома. Она может быть использована для уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам.
Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям — участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договоразайма) [2]. Другими словами, если семья, находясь в очереди на получение субсидии, улучшила свои жилищные условия с привлечением кредита, то средства государственной поддержки можно направить на погашение основной суммы долга и уплату процентов по данному кредиту.
Внедрение данного правила в механизм подпрограммы было продиктовано объективными обстоятельствами. Одна из главных причин — естественное выбытие молодых семей из списка претендентов на получение государственной поддержки в предстоящем году. Дело в том, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье надень принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет [4].
Несмотря нато, что объемы финансирования из федерального и регионального бюджетов значительны, этого недостаточно для предоставления государственной поддержки всем семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных усло-
вий. Условия реализации подпрограммы являются привлекательными для большинства семей, в связи с чем в муниципальных образованиях сформировались списки претендентов, насчитывающие тысячи молодых семей. В связи с этим семьи, вступившие в брак в более позднем возрасте, из-за недостаточности целевого финансирования мероприятий подпрограммы исключались из списка претендентов на получение социальной выплаты.
Таким образом, целевые средства могли быть направлены на приобретение жилья с вторичного рынка. Данное обстоятельство, безусловно, привело бы к росту цен на жилые помещения.
Однако введение данной возможности не привело к ее реализации на практике в Республике Татарстан. В частности, было принято решение о направлении целевых средств на финансирование жилищного строительства. Данный выбор позволил достичь двух стратегических целей — существенно повысить объемы жилищного строительства и обеспечить низкую стоимость жилья для участников программ. В частности, стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения совпадает с нормативной стоимостью, используемой для расчета предоставляемой субсидии. К примеру, для Республики Татарстан на 1—Ш кварталы 2010 г. нормативная стоимость составила 26,2тыс. руб. за 1 м2. Это позволило на 40 % снизить стоимость жилья для семей, приобретающих жилые помещения в рамках программы.
Семьи, самостоятельно приобретая жилые помещения на вторичном рынке, делают это по рыночным ценам. Более того, получение субсидии на оплату части стоимости жилого помещения будет осуществляться по расчетной стоимости, величина которой значительно ниже цены приобретения. Вместе с тем данное условие справедливо только для крупных городов Республики Татарстан — Казани и Набережных Челнов. В остальных городах и районах рыночная стоимость жилья не превышает нормативной, а в некоторых — даже ниже ее. В этой связи напрашивается еще одно решение, принятие которого позволит существенно сократить бюджетные расходы и повысить количество семей, получивших государственную поддержку на улучшение жилищных условий.
Предоставление безвозмездных социальных выплат осуществляется на основе нормативной стоимости, которая для Республики Татарстан составляет 26,2тыс. руб. за 1 м2. Существенная экономия целевых средств достигается в указанных выше крупных городах Татарстана. В остальных
районах нормативная величина выше сложившихся на рынке цен. В результате жилое помещение семье предоставляется по более высокой цене, а количество целевых бюджетных средств, используемых для предоставления субсидии, — значительно увеличивается. Единственный участник, который выигрывает от такого расклада, — застройщик, реализующий жилые помещения по ценам выше рыночных.
Таким образом, внесенные на федеральном уровне изменения в механизм подпрограммы, позволяющие семье исключить фактор возраста, оказались не реализованными на уровне Республики Татарстан.
Разрешение указанной проблемы для сложившихся условий реализации подпрограммы возможно несколькими способами. Во-первых, необходимо существенное увеличение объемов финансирования. Необходимые объемы целевых бюджетных средств должны быть предусмотрены в таком количестве, которые позволят каждой обратившейся за государственной поддержкой семье получить возможность улучшения жилищных условий в текущем году. Однако ни в одной из стран с развитой социальной системой нет подобной практики, так как количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, слишком велико. Более того, в связи с улучшением благополучия населения происходит постоянный пересмотр жилищных стандартов. К примеру, если в начале ХХв. задачей большинства стран было расселение граждан из ветхого и неблагоустроенного жилья в собственные квартиры, то к настоящему времени перед руководством государств стоит задача по расселению населения в индивидуальное жилье.
Другим, более действенным и адекватным существующей ситуации, способом является метод определения возраста участников подпрограммы, при котором они бы не теряли права на получение государственной поддержки по достижении определенного возраста. Как было отмечено, возраст определяется надень принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении семьи — участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты [4]. Для сохранения права семей на получение государственной поддержки определение возраста семей необходимо осуществлять на момент постановки нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет. Это позволит семье претендовать на получение государственной поддержки независимо от возраста на текущий мо-
мент. Для реализации данной новации необходимы соответствующие изменения, которые должны быть внесены в механизм подпрограммы.
Одной из особенностей жилищных программ является возможность разового получения государственной поддержки. Учитывая, что основными участниками жилищных программ являются молодые семьи, которые составляют главную категорию обеспечивающих прирост населения в стране, можно предположить, что рассматриваемый фактор может существенно повлиять на дальнейшее демографическое поведение семьи.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, для семьи численностью, например, три человека, составляет по 18 м2 на каждого члена семьи, т. е. 54 м2. На практике в Республике Татарстан площадь реально предоставляемого жилого помещения несколько выше. В целом, учитывая, что часть семей со временем обзаводятся вторым и третьим ребенком, получается, что они уже не имеют права на получение государственной поддержки на дальнейшее улучшение жилищных условий. Единственным вариантом государственной поддержки является возможность получения материнского капитала, и то в случаях привлечения ипотечного кредита на приобретение жилого помещения.
Таким образом, существующие правила реализации программ противоречат демографической политике Российской Федерации. Для стимулирования активного демографического поведения семьи необходимо устанавливать такие меры государственной поддержки, которые предусматривали бы дальнейшее развитие семьи. Другими словами, предоставление жилого помещения семье должно осуществляться исходя из предполагаемого в будущем расширения семьи. Это поможет решить такие задачи, как рост обеспеченности населения жильем и увеличение объемов жилищного строительства. Вместе с тем для сохранения доступности жилья необходимо увеличить размеры государственной поддержки. В то же время необходимо сочетание различных форм государственной поддержки, которые будут предусматривать возможность гарантированной оплаты части стоимости приобретенного жилья за счет дополнительных социальных выплат в связи с рождением ребенка. Тем самым будет снят запрет на единовременное получение государственной поддержки по улучшению жилищных условий.
Описанные мероприятия жилищной стратегии касаются преимущественно начального этапа раз-
вития семьи. Вместе с тем необходимо отметить, что в рамках государственной жилищной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, полностью отсутствуют меры по поддержке в решении жилищной проблемы остального населения.
Сегодня в некоторых городах Республики Татарстан в силу так называемой «демографической ямы» пустуют детские сады и общеобразовательные школы. Данная картина наблюдается, прежде всего, в районах старой (советской) застройки. Если рассматривать положение с точки зрения жилищной ситуации, то в этих районах отмечается повышенный уровень обеспечения жильем. Все дело в том, что здесь проживает преимущественно старшее поколение, дети которых покинули родительский дом. В итоге родители проживают в двух- или трехкомнатных квартирах, оплачивая значительные жилищно-коммунальные тарифы из скудной по размерам пенсии. При этом сами молодые семьи чаще всего проживают в стесненных условиях арендуемого жилья. Таким образом, в этих условиях улучшения жилищных условий требуют молодые семьи.
Как было сказано, решение жилищной проблемы молодых семей осуществляется через специализированные жилищные программы. В Республике Татарстан для молодых семей жилые помещения предоставляются, как правило, в многоквартирных домах, построенных в рамках комплексного освоения территорий. В основном это земельные участки, расположенные на окраинах города, благодаря чему удается достичь низкой цены жилищного строительства. Вместе с тем для остального поколения нет практически никаких механизмов улучшения жилищных условий. В итоге сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как жилищную диспропорцию, т. е. отсутствие организационно-экономических механизмов государственной поддержки, адекватных сложившейся ситуации с жилищной обеспеченностью отдельных категорий граждан.
Жилищная диспропорция — нарушение согласованности действий органов государственной власти, муниципальных образований, участников рынка недвижимости, общественных объединений и населения в решении жилищной проблемы.
Жилищная диспропорция — ситуация, свидетельствующая о необходимости оптимизации жилищной обеспеченности связанных родственными отношениями категорий населения (родителей и детей).
Другими словами, назрела острая необходимость разработки мероприятий по комплексной оптимизации жизненного пространства одновременно двух семей — родителей и детей. При этом в совокупности они могут быть обеспечены на уровне среднестатистической семьи и не нуждаться в улучшении жилищных условий. На первый взгляд, логичным решением видится своеобразный обмен жилищными условиями, когда дети (молодые семьи) переезжают в просторные квартиры родителей, предполагая дальнейшее прибавление в семье, а родители — в жилье своихдетей. Именно в соответствии с этим должны быть выстроены организационно-правовые механизмы государственной поддержки населения по улучшению жилищных условий.
Следовательно, актуальными являются разработка и реализация жилищных программ, направленных на решение жилищной проблемы старшего поколения. Безусловно, для формирования адресной жилищной программы необходимо учитывать специфику целевой группы. Это повлияет на архитектурно-планировочные решения, концепцию строительства и месторасположение земельных участков. Наиболее значимыми приоритетами особенно для молодых семей при выборе расположения жилого помещения являются развитая социальная инфраструктура и транспортная доступность.
Таким образом, одним из вариантов разрешения сложившейся проблемы было бы строительство жилых комплексов для населения. Благодаря обозначенным потребительским предпочтениям выбор земельного участка вне городской местности предопределит более низкую итоговую стоимость жилищного строительства. Еще одним фактором, позволяющим снизить стоимость жилья, является использование современных технологий малоэтажного строительства, которые к тому же позволяют достичь высоких экологических показателей. В целом это, а также отсутствие специализированных объектов социальной инфраструктуры (детских садов и школ) позволит существенно повысить доступность приобретения жилья и снизить расход целевых бюджетных средств при оказании государственной поддержки.
Рассмотренные проблемы являются существенным препятствием на пути к реализации права семьи на улучшение жилищных условий и требуют системного решения. В связи с этим авторы считают, что для реализации социальной жилищной политики требуется качественная информационно-просветительская деятельность и регулирование процессов улучшения жилищных условий на качественно новом уровне. Необходимо разработать востребованные просветительские программы, использовать потенциал некоммерческих организаций и способствовать развитию институтов жилищного просвещения. В результате реализации данных мер вопрос обеспечения населения жильем не будет таким острым, как сейчас, позволит планомерно и поэтапно улучшать жилищные условия граждан Республики Татарстан.
Список литературы
1. Какими накоплениями Вы обладаете? Общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан». URL: http://www.oms-rt.ru/index.php/ component/poll/3-kapital.
2. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865. Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
3. Решение общественных слушаний // Общественная палата Российской Федерации. URL: http://www.oprf.ru/files/reshenieobshestslushanii. doc.
4. Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285. Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».