Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 11 (433). Экономические науки. Вып. 67. С. 71—81.
УДК 332.85; 365 00110.24411/1994-2796-2019-11108
ББК 65.315.441.2
ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В РАМКАХ НАЦПРОЕКТА «ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА»
С. А. Кожевников
Вологодский научный центр Российской академии наук», Вологда, Россия
Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН «Вологодский научный центр РАН» по теме НИР № 0168-2019-0004 «Совершенствование механизмов развития н эффективного использования
потенциала социально-экономических систем».
Рассматривается актуальность и острота жилищной проблемы для современной России. Показано, что обеспечение качественным и доступным жильем продолжает оставаться важнейшей задачей органов власти. Проведен анализ положений утвержденного в 2018 г. нацпроекта «Жилье и городская среда» и обосновано, что его реализация может столкнуться с целым рядом проблем и рисков.
Ключевые слова: жилье, жилищная обеспеченность, национальный проект, ипотека, эксроу-счет, аварийных жилищный фонд, качество жизни.
Одной из важнейших задач России как социального государства на современном этапе развития является необходимость повышения уровня и качества жизни населения [8; 10]. Жилищные условия граждан наряду с состоянием окружающей среды, условиями труда, развитостью объектов социальной инфраструктуры оказывают непосредственное влияние на обеспечение достойного качества жизни, поскольку они определяют физическое и социальное здоровье человека [1; 3; 5].
По уровню обеспеченности населения качественным и доступным жильем можно в целом судить об экономическом развитии страны. В свою очередь жилищное строительство, являясь важной отраслью народного хозяйства страны, оказывает значительное мультипликативное влияние на социально-экономическое развитие территории (в частности, одно рабочее место в сфере строительства может обеспечить дополнительную занятость до 10 чел. в смежных с ним отраслях) [7; 9]. Наряду с эшм состояние и развитость рынка жилья оказывают существенное влияние на инвестиционный климат территории. Повышение обеспеченности и улучшение качества жилья населения способствуют росту потребления других товаров длительного пользования, создают условия для привлечения в регион трудовых ресурсов [11].
В такой ситуации решение жилищной проблемы, безусловно, является весьма важным вопросом для современной России [12]. Так, по показателю жилищной обеспеченности наша страна в настоящее время существенно отстает от развитых и многих
развивающихся государств мира: в 2017 г. на одного жителя в России приходилось 25,2 кв. м, тогда как в США— 69,7. в Германии, Франции — 39 кв. ы [4; 6]. При этом за рубежом это жилье является полностью оборудованным основными видами коммунальных услуг (водоснабжение, канализация н т. п.) [14].
В то же время следует отметить, что в 2000— 2017 гг. в целом по стране жилищная обеспеченность выросла почти на треть: с 19,2 до 25,2 кв. м на человека (табл. 1.). Среди регионов СЗФО за исследуемый период еще более быстрыми темпами данный показатель увеличился в Калининградской (на 53 %), Новгородской (на 40%) областях и др. Одной из причин, которая оказала непосредственное влияние на рост этого показателя, наряду с активным жилищным строительством (например, в Калининградской области) является сокращение численности населения исследуемых территорий (Псковская и Новгородская области).
Наряду с этим в регионах страны (прежде всего в сельской местности) в состав жилищного фонда, а соответственно, и в показатель жилищной обеспеченности включается неблагоустроенное жилье и помещения, находящиеся в состоянии, фактически непригодном для проживания. По этой причине значение данного индикатора на практике еще меньше. В связи с этим показатель жилищной обеспеченности не является достаточно объективным, и его целесообразно использовать лишь в качестве общего ориентира при сравнении с зарубежными странами.
Таблица 1
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, кв. м
Территория 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2000, раз
РФ 19,2 20,8 22.6 23.0 23.4 23.4 23,7 24,4 24.9 25,2 1,31
СЗФО 20,9 22.6 24,7 24.9 25.4 24,6 24.4 25,7 26,3 27,0 1,29
Республика Карелия 20,9 23,1 25,7 25.4 25,9 25,9 26.4 25,8 26.0 26,2 1.25
Республика Коми 21,2 23,1 24,7 25.0 25.4 25,5 25.9 26,7 27,1 27,9 1,32
Арха нгельская область 21.5 23,5 25,3 25.4 25,9 25,6 26,1 26,6 27,0 27,5 1.28
Ненецкий авт. округ 18,2 19,5 24.4 22,0 21,8 22,3 23,0 23,7 24,7 25.0 1,37
Вологодская область 21,7 23,8 26.1 26,7 27,0 27,1 28,0 28.5 29,1 29.6 1,36
Калининградская область 18.4 20.0 23,6 24.0 24,3 24,9 25,6 26,7 27,5 28,1 1,53
Ленинградская область 21,9 23,5 25.8 26,2 26,6 22,2 24,5 25,7 27,1 28,4 1,3
Мурманская область 21,4 23,2 24,3 24,5 24,7 24,5 24,7 25,1 25,1 25,3 1,18
Новгородская область 22,3 24,7 27,6 28.0 28,7 28,7 29,4 29,9 30.6 31,2 1-4
Псковская область 23,2 25.6 28,1 28,2 28,5 28,6 28,7 29,4 29,8 30,4 1,31
Санкт-Петербург 19,8 21,3 23.0 23,3 23,8 23,3 21,4 23,6 24,3 24.9 1.26
Источник: Росстат (http://www.glM.ni/bgd/regl/b 18_14р/Маш.Ь1т); Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели». 2018 г.
При этом существующий жилищный фонд зачастую находится в неудовлетворительном состоянии. Так. почти во всех субъектах СЗФО в 2001—2017 гг. наблюдалось увеличение удельного веса аварийного жилищного фонда в общей площади жилья (в среднем по России с 0,3 до 0,7%: в Ненецком автономном округе — с 0,1 до 5,2 %; Республике Карелия — с 0,1 до 2,6%, (табл. 2).
В реальности, как оценивают эксперты, объемы аварийного, а также ветхого жилья могут быть значительно выше, что, несомненно, актуализирует проблему его расселения. По словам исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства "ЖКХ Контроль"» Светланы Разворотневой. объем непригодного жилья до сих пор непонятен, поскольку огромное количество домов, которые по факту являются аварийными, таковыми не признаны1.
Решение данной проблемы требует ускоренных темпов модернизации существующего жилищного
1 Национальный проект «Жилье и городская среда»: как в погоне за цифрами не забыть о людях // Комсомольская правда. Вологда (ЬНрз:/Л*пу\\г.уок^<1а. kp.rU/daily/26897.7/3941591/).
фонда, а также наращивания объемов строительства жилья. В то же время, если проанализировать ситуацию в ретроспективе 2000—2017 гт. по объему жилищного строительства в регионах СЗФО. то можно отметить, что во многих субъектах к 2017 г. темпы строительства по-прежнему не достигли уровня 2014 г. (табл. 3). Отрасль на протяжении последних лет находится в неустойчивом состоянии и не может выйти на траекторию устойчивого роста.
Задача по обеспечению населения России жильем, по мнению Владимира Якушева, министра строительства и ЖКХ Российской Федерации, «должна решаться за счет здорового роста рынка жилья, где спрос и предложение сбалансированы» [13]. Однако достижение этого баланса при падающих доходах населения и росте издержек строительных компаний. на наш взгляд, проблематично.
Спрос на рынке определяется, с одной стороны, величиной реальных доходов населения, а с другой — ценами на жилье. И если реальные доходы населения страны падают уже шестой год подряд, то цены на жилье, наоборот, растут. В частности, в 2000—2017 гг. средняя цена на первичном рынке жилья в среднем по стране выросла в 6.54 раза (с 8,7 тыс. до 56,9 тыс. руб. за 1 кв. м.), обогнав увеличение доходов населения за данный период
Таблица 2
Удельный вес аварийного жилищного фонда в обшей площади всего жилищного фонда, %
Территория 2001 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2001, п.п.
РФ 0,3 0.4 0,6 0,7 0,7 0,5 0,6 0,7 +0,4
С'ЗФО 0,2 0.4 0,7 0,8 0,7 0,6 0,7 0,9 +0,7
Республика Карелия 0.1 0,1 1,3 1,2 1,3 1,6 1,1 2.6 +2,5
Республика Комы н.д. 0,9 1,8 1,7 1,7 0,8 1,4 1,7 -
Архангельская область 0,1 0,6 1,1 2,1 2,5 1,5 2,5 3.1 +3,0
Ненецкий авт. округ 0,1 од 0,7 2,5 2.1 4.4 0,2 5,2 +5.1
Вологодская область 0,4 0,5 1,2 1,2 0.9 1.0 0.9 1.1 +0.7
Калининградская область 0,5 0.4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4 -0.1
Ленинградская область 0.1 0,2 0,6 0,7 0,8 0,6 1,0 1,0 +0,9
Мурманская область 0,4 0,2 0,4 0,9 1,0 1,1 1,3 1,5 +1.1
Новгородская область 0,2 0,5 0,6 0,7 0.6 0,6 0,7 0,8 +0,6
Псковская область 0,2 0.2 0,1 0.3 0,4 0,6 0.6 0.6 +0.4
Санкт-Петербург 0.3 0.4 0.4 0.3 0.0 0,1 0.0 0.0 - 0.3
Источник: Росстат (http://www.gks.ni/bgd/regl/bl8_14p/Maiii.h1m); Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели», 2018 г.
Таблица 3
Объем жилищного строительства (всего), тыс. кв. м общей площади жилых помещений
Территория Год 2017 к 2014, раз 2017 к 2000, раз
2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017
РФ 30296 43560 58431 70485 84191 85350 80240 79224 0.9 2,6
СЗФО 2451 3981 5555 6380 8370 9042 8862 8967 1,1 3,7
Республика Карелия 63 88 143 219 241 271 293 222 0.9 3,5
Республика Коми 263 159 80 144 156 210 240 223 1.4 0.8
Архангельская область 78 118 288 327 356 394 366 423 1,2 5,4
Ненецкий авт. округ 12 33 42 35 35 36 24 28 0.8 2,3
Вологодская область 205 293 410 576 774 864 773 542 0,7 2,6
Калининградская область 172 266 525 639 1116 1207 1209 902 0,8 5,2
Ленинградская область 392 533 1044 1360 1788 2323 2172 2626 1,5 6,7
Мурманская область 28 8 28 25 25 33 59 59 2,4 2,1
Новгородская область 89 143 233 323 354 359 362 232 0,7 2,6
Псковская область 82 100 150 185 298 351 272 202 0,7 2,5
Санкт-Петербург 1082 2273 2657 2584 3262 3031 3116 3536 1,1 3,3
Источник: Росстат (http://www.gks.rn/bgd/regl/bl8_14p/MaiiLhtiii); Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели». 2018 г.
(где наблюдался рост всего лишь в 2.38 раза) и индекс потребительских цен (рост в 5,06 раза), индекс цен производителей на строительную продукцию (рост в 5,33 раза, табл. 4).
Таким образом, результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что на рынке жилья в настоящее время существует ряд проблем, требующих решения. Для этого 24 декабря 2018 г. утвержден паспорт национального проекта «Жилье
и городская среда» на период до 2024 г., целями реализации которого являются:
— обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 %);
— увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год;
Таблица 4
Средние пены на первичном рынке жилья (на конец года), тыс. рублей за 1 кв. м общей площади
Территория 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2017 к 2000, раз
РФ 8,7 25,4 48.1 43,7 48.2 50,2 51,7 51.5 53.3 56.9 6.5
СЗФО 8,7 24,4 55,2 52,1 59.9 65.6 68,7 67,1 74.4 77,1 8.9
Республика Карелия 4.9 15,8 45.8 45.9 47,6 48.1 49,7 48,9 49.8 49.0 10.0
Республика Коми 5,0 20,79 39.5 43.9 52,5 57,4 60,9 54,2 50,1 47,5 9,5
Архангельская область 5,0 23,3 39,2 49,2 54,2 55,9 59.2 54.9 56.8 58.0 11.6
Ненецкий авт. округ и.д. 33.3 65.5 56.6 54,4 54,4 н.д. н.д. н.д. н.д. -
Вологодская область 4.9 18.5 34,2 39.5 43,2 42,8 43,2 40.2 38,2 37.9 7,7
Калининградская область Н.Д. 15,7 40.3 40.1 42,8 45,8 45.1 50.1 51.6 51.9 _
Ленинградская область 5,5 18.3 48.5 50.3 49,6 52,9 53,6 57,4 54,3 53.0 9.6
Мурманская область 9.4 н.д. н.д. н.д. н.д. н.д. и.д. н.д. н.д. н.д. -
Новгородская область 4.4 14.98 33,9 36,2 42,6 44.9 46.5 41.3 40.6 39.4 9.0
Псковская область 4.6 17,5 34,7 33.9 37,7 37,9 40.5 40,7 39.5 39.6 8.6
Санкт-Петербург 11.2 31,3 78,2 78,9 88,2 95,3 96,7 92,6 96.9 101.3 9.0
Источник: Росстат (1Шр ://\¥йг\у. акк.га/Ьес1/гееЬ,Ъ 18_14р/Ма iii.htm); Сборник «Регионы России. Социально-экономические показатели», 2018 г.
— обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда и др.
В национальный проект входит четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
Как обозначено в национальном проекте, решение жилищной проблемы предполагается за счет развития рынка ипотечного кредитования. Проведенный анализ средней процентной ставки по ипотечному кредиту показал, что в течение последних лет наблюдается тенденция к ее снижению. Особенно этот процесс активизировался с 2016 г. Это является, безусловно, положительным фактором, который может стимулировать приобретение жилья населением с помощью ипотечного кредита. К 2024 г., согласно паспорту Национального проекта, планируется достижение уровня 7,9 % (рис. 1).
Рост ипотечных займов подтверждает и тенденция последних лет: после некоторого падения в 2016—2018 гт. произошло увеличение количества предоставленных населению ипотечных кредитов с 0.69 млн до 1,1 млн ед. (рис. 2). Вместе с тем дальнейший рост и фактически удвоение данного показателя к 2024 г., на наш взгляд, может быть проблематичным по целому ряду причин, основная среди которых — падение реальных доходов населения страны уже в течение шести лет подряд. Это обстоятельство как ограничивает возможность
формирования первоначального взноса, так и может кардинально поменять приоритеты политики домохозяйств. поскольку в такой ситуации многие потребители предпочтут арендное жилье приобретению жилплощади в ипотеку.
Учитывая вышесказанное, довольно интересным выглядит прогноз органов власти относительно роста средней цены на первичном рынке жилья по России. Так. в 2019—2024 гг. ожидается увеличение данного показателя в 1.3 раза (рис. 3). Таким образом, не совсем понятно, как коррелирует запланированное удорожание квадратного метра (даже с учетом снижения ставки по ипотеке) с повышением доступности жилья для населения9
На наш взгляд, это приведет лишь к тому, что воспользоваться ипотечным кредитом смогут только люди со средним и выше среднего уровнем дохода. Это и становится окончательно понятным, если внимательно прочитать одну из целей данного нацпроекта: «обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 %)». При этом, как отмечает доктор архитектуры Андрей Боков, число семей со средним достатком не называется, но, по оценкам независимых экспертов, оно колеблется в диапазоне 20—30% от числа нуждающихся в улучшении жилищных условий [2].
16 -14 12 10 8 -б -4
7 -
14,9
14,3
~1-Г"
~1-Г"
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2021 2024 (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (ц) (и) (и)
Рис. 1. Средний уровень процентной ставки по ипотечному кредиту,% Примечание. Здесь и далее: ф — фактические значения показателя; ц — целевые значения, закрепленные в паспорте нацпроекта. Источник: данные Центробанка РФ.
2,5 2
1,5 -1
0,5 0,33 □
2,26
0,13
0,3 |
■ I
1,01
Шн
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019 2021 2024 <Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф> <Ф> (Ф) (Ф> (Ф) (Ф) (ц) (Ц) (Ц)
Рис. 2. Количество предоставленных ипотечных кредитов, млн ед. Источник: данные Центробанка РФ
Рис. 3. Средняя цена на первичном рынке жилья по России, тыс. руо. за 1 кв. м
А какие меры предполагаются для повышения уровня обеспеченности жильем населения с низкими доходами до 2024 г.? Об этом нацпроект. к сожалению, умалчивает. Следует также отметить и то, что проектом охвачены муниципальные образования с численностью населения свыше 1000 чел., то есть, по сути, из этого следует, что интересы жителей небольших населенных пунктов и поселений сельского гипа не учитываются.
Одной из важнейших причин повышения цен на жилье в перспективе эксперты и сами застройщики называют изменения в действующем законодательстве. Так, с января 2017 г. очередные изменения дали покупателям новостроек еще один вариант защиты своих вложений в долевое строительство — так называемые счета эскроу. Эскроу-счет в долевом строительстве — это специальный счет, открываемый в банке, на котором деньги дольщика замораживаются на период строительства дома и передаются застройщику только после того, как тот исполнит свои обязательства перед дольщиком. Применение эскроу-счетов регламентируется законом: ст. 860.7 ГК РФ. При этом с 1 июля 2019 г. все расчеты дольщиков с застройщиками по новым строительным проектам должны вестись через счета эскроу в обязательном порядке.
В связи с этим постепенно к 2024 г. количество действующих договоров долевого участия без счетов эскроу сойдет на нет. В свою очередь предполагается рост почти в 30 раз (с 34 тыс. до 1014 тыс. ед.) договоров с использование механизмов счета эскроу (табл. 5). Введение новой системы финансирования строительных работ с использованием эскроу-счетов прежде всего направлено на решение актуальной для России проблемы «обманутых дольщиков», однако нельзя не отметить, что данные меры, скорее всего, и могут выступить тем фактором, который приведет к удорожанию жилья.
Таким образом, за счет снижения процентной ставки по ипотеке и увеличения спроса на жилье предполагается рост объемов жилищного строительства до 120 млн кв. м к 2024 г. (рис. 4). То есть фактически за этот период планируется рост объемов жилищного строительства в 1,5 раза, в то время как с 2014 г. в данной отрасли наблюдалась тенденция к снижению объемов строительства, что, на наш взгляд, затрудняет выполнение данных целевых показателей.
Это подтверждают и довольно осторожные прогнозы региональных властей. Ознакомление с паспортом региональной составляющей федерального проекта «Жилье» для Вологодской области позволило отметить, что к 2024 г. планируется повышение темпов ввода жилья в многоквартирных жилых домах в регионе с 190 тыс. до 240 тыс. кв. м (рост на 26,3 %). Фактически не будет достигнуто даже базовое значение данного показателя, закрепленное в паспорте, — 358 тыс. кв. м (рис. 5).
Это же самое касается и государственной поддержки населения Вологодской области для улучшения жилищных условий. Так, если в 2012 г. 1375 чел. улучшили свои жилищные условия в Вологодской области с помощью мер государственной поддержки, то на перспективу до 2024 г. даже не ожидается достижение такого уровня (рис. 6).
При этом какие-либо новые механизмы по сокращению сроков улучшения жилищных условий в нацпроекте не предложены. Вместе с тем, как отмечают эксперты Общероссийского народного фронта (ОНФ), в настоящее время альтернативой муниципальному жилфонду может стать сектор доступного (то есть некоммерческого) арендного жилья. Председатель думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская также отмечает целесообразность дополнения нацпро-екта расходами на социальное жилье, поскольку
Таблица 5
Количество действующих договоров долевого участия, тыс. ед.
Год Фактические показатели Целевые показатели
2015 2016 2017 2019 2021 2024
Без счетов эскроу 679,2 701,8 699.5 653 71 0
По счетам эскроу —* 34 635 1014
Источники: 1) Единый реестр застройщиков (llttps://erzгf.mУnews/l■osгeyestr-kolichest\"o-registl■atsiy-ddll-v-2017^оди-шпеш1п1о5-11а-03); 2) данные паспорта Нацпроект а. * До 2017 года практика использования данных счетов в сфере строительства не имела распространения. В связи с внесением поправок в действующее законодательство с 2019 г. планируется полноценный переход на данную систему (за 2010—2015 гг. в открытом доступе данные не представлены).
140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
120000
30296
I
2000 2005 2010 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2021 2024
(Ф) <♦) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф) (Ф} (Ф) (Ф) (Ц> (Ц) (М)
Рис. 4. Объем жилищного строительства, тыс. кв. м
600
5073
190 190 190 19? 200 _
IIIIIII
230 -40
2016 (ф) 2017 (ф) 2018 (ф) 2019 (ц) 2020 (ц) 2021 [ц) 2022 (ц) 2023 (ц) 2024 (ц) Рис. 5. Ввод жилья в многоквартирных жилых домах Вологодской области, тыс. кв. м Источники: паспорт региональной составляющей федерального проекта «Жилье» (https://vologda-oblast.ni/dokumenty/1916261/); Строительство жилья. Аналитический обзор — Вологодская область(ЕРЗ. Аналитика. 2018. 85 е.).
1600 1400 1200 1000 800 600 400 200
1375
1001
993
992 —¥
618
628
625
359
2012 (ф) 2017 (ф) 2018 (ф) 2019 (ц) 2020 (ц) 2021 (ц,) 2022 (ц.) 2023 (ц) 2024 (ц)
Рис. 6. Количество граждан, улучшивших жилищные условия в Вологодской области с помощью мер государственной поддержки, чел. Источники: паспорт региональной составляющей федерального проекта «Жилье» (https:// vologda-oblast.nl/dokiimenty/1916261/); Государственная программа Вологодской области «Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014—2020 годы» (http://praYO.gov.ru proxy/ips/?doc_itself=&i nfo str=xO 7q8+zl7 Л g7vLu4fDg 5 uD18 vH/ЮЗ HOIg 7+7x6+Xk 7eXpI PD15 OD q9 uj o&ba cklin k=1 & nd =125039925& pa g e=1 & rdk=0& fulltext= 1 & s crol hop=215 71 #10).
количество очередников растет m года в год. притом что в некоторых регионах строительство такого жилья прекращено вовсе1.
Одним из условий повышения темпов жилищного строительства федеральные органы власти видят в снижении административных барьеров. С 31.12.2016 вступил в действие Федеральный закон от 19.12.2016 № 445-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно им. выдача разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию была сокращена до 7 рабочих дней, а не 10 календарных, как это было установлено ранее. К 2024 г. планируется сокращение сроков получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию с 7 до 5 рабочих дней.
В проекте также отмечается необходимость совершенствования законодательно-нормативной ба зы и внедрения инноваций и новых технологий. Однако данные предложения носят, скорее, декларативный характер без какой-либо конкретики. Вместе с тем. по словам председателя наблюдательного совета ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Сергея Степашина, «выполнение поставленных нацпроектом задач невозможно без применения энергоэффективных технологий и мероприятий по энергосбережению. В том числе и в части создания энергоэффективной городской и коммунальной инфраструктуры»2. Генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин также отмечает, что поддержка ЖКХ осталась за рамками нацпроекта и выделение средств на модернизацию сетей в настоящее время не предусматривается1.
Реализация данного национального проекта предполагает значительные финансовые вложения. Общий объем бюджета проекта — 1066.2 млрд руб.,
1 Нацпроект «Жилье и городская среда» обойдется почти в 1 трлн рублей (сайт газеты «Известия»: https://iz.ra/78064S/:svetlana -volok liina /па tcpro ek t-zliile -i-goiodskaia - si ed a - oboidet sia -pocht i-v-1 -ti lii-i ublei).
всероссийское совещание «Реализация потенциала энергосбережения — условие успеха национального проекта "Жилье и городская среда"» (сайт Фонда « Ро скон гресс» : http s ://ro scongre ss .org/news/vsero s sij sko e-soveschauie-%C2 %ABrealizatsija-potentsiala-energo sb erezlienij a -uslo vie -uspeha-natsioiia lnogo -proekta -zhile -i- gorodsk aj a - sreda%C2 %BB/).
из них на федеральный бюджет будет приходиться 891 млрд руб. (83.6%). на бюджеты субъектов РФ — 167,8 млрд (15,7%), внебюджетные источники — 7,4 млрд (0,7%). Самым капиталоемким является проект по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда — 507,2 млрд руб.
В настоящее время государственные программы Вологодской области реализуются в основном за счет средств областного и федерального бюджетов. В паспорте региональной составляющей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» всего за 2019—2024 гг. на реализацию данного проекта заложено 787,8 млн руб., из них 391,2 млрд (49.7%) — на федеральный бюджет, 396,6 млрд (50.3 %) — на областной (табл. 6). При этом в настоящее время не определены объемы федеральных ассигнований на 2020—2024 гг.; а средства областного бюджета заложены только до 2021 года. В такой ситуации возникает риск неисполнения финансового обеспечения реализации всего комплекса запланированных мероприятий.
На реализацию региональной составляющей федерального проекта «Жилье» в 2019—2024 гг. запланировано привлечение финансирования на сумму 4,6 млрд руб. (из них 1,1 млрд руб. — федеральный бюджет, 3,5 — областной).
Таким образом, основными сложностями в эффективной реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», на наш взгляд, являются несколько некомплексный его характер, амбициозные показатели. которые трудно достигнуть без общего повышения экономической активности в стране и уровня жизни населения, а также риск неполного финансового исполнения запланированных мероприятий.
При детальном изучении тенденций развития в исследуемых сферах, а также мнения экспертов следует отметить, что каждый из федеральных проектов, входящих в данный национальный проект, имеет специфические риски и проблемы (табл. 7).
Ключевым моментом эффективной реализации нацпроекта в целом, на наш взгляд и по мнению ряда экспертов, является вопрос учета мнения регионов, согласования поставленных целей с возможностями каждой конкретной территории.
Таблица 6
Финансовое обеспечение реализации региональной составляющей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», млн руб.
Источник: финансирования 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Всего, 2019— 2024
Всего по региональной составляющей федерального проекта. в том числе: 481,5 523.4 132,2 132,2 0,0 0.0 0,0 787,8
Федеральный бюджет 284.9 381,2* 0,0 0,0 0,0 0.0 0,0 391,2
Бюджеты го-
сударственных внебюджетных фондов 0.0 0,0 0,0 0,0 0,0 0.0 0,0 0,0
Областной бюджет 132,2 132,2 132,2 132, 0,0 0.0 0,0 396,6
Местные бюджеты органов МСУ 64.4 0,0 0,0 0,0 0,0 0.0 0,0 0,0
Внебюджетные источники 0.0 0.0 0,0 0,0 0.0 0.0 0,0 0.0
Объем средств указан только на 2019 год в соответствии с письмом Минстроя России от 13.11.2018 № 45512-АЧ/06.
Объемы финансирования устанавливаются по результатам ежегодного конкурса лучших проектов соз-
дания комфортной городской среды для исторических поселений н малых городов, проводимого Минстроем России.
Таблица 7
Ключевые риски реализации федеральных проектов в рамках напионального проекта «Жилье и городская среда»
Федеральный проект Ключевые риски реализации
1. «Ипотека» — Падение реальных доходов населения в течение шести лет подряд существенно ограничивает возможности развития рынка ипотечного кредитования и спрос на жилье в ближайшие годы
2. «Жилье» — Варианты решения жилищных проблем населения с низким уровнем доходов, жителей небольших населенных пунктов в нацпроекге детально не рассмотрены: — запланированные темпы увеличения объемов жилищного строительства являются труднодостижимыми, поскольку объемы строительства жнлья в России сокращаются несколько лет подряд и во многих регионах ниже уровня 2014 г., а запустить большинство объектов (исходя из цикла их строительства) необходимо в 2019—2021 гг.; — введение новой системы финансирования строительных работ с использованием эскроу-счетов со значительной вероятностью приведет к удорожанию жилья; — не совсем понятно, как коррелирует запланированное удорожание квадратного метра жилья в 2019—2024 гг. почти на 30% с повышением его доступности для населения (даже с учетом снижения ставки по ипотеке): — какие-либо новые механизмы улучшения жилищных условий населения (социальное. арендное жилье и т. п.) в нацпроекге не предложены: — не разработаны инструменты государственной поддержки коммунального комплекса н модернизации инженерных сетей
3. «Формирование комфортной городской среды» — Используемые в методике критерии не позволяют дать объективную оценку качества проживания в городе: в ней не учтены важные составляющие быта граждан, которые определяют качество жизни в данном населенном пункте
4. «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» — Реальные объемы аварийного и ветхого жилья могут быть значительно выше, поскольку большое количество домов по факту являются аварийными, но таковыми в настоящее время не признаны: — запланированные показатели по улучшению жилищных условии граждан отстают от темпов нарастания ветхости и аварийности жилищного фонда, что не позволяет полноценно решить данную проблему
Список литературы
1. Айзинова, И. М. Жилищный вопрос в трех измерениях / И. М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 2. — С. 90—115.
2. Боков. А. «Национальный проект «Жилье и городская среда» вновь имеет декларативный характер и «узкие» интересы [Электронный ресурс] / А. Боков // Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли «Строительный эксперт». —URL: https://ardexpert.ni/aiTicle/14094 (дата обращения 26.09.2019).
3. Егоров. Е. В. Экономика жилищного хозяйства России : учеб. пособие / Е. В. Егоров, М. В. Потапова. — М. : ТЕИС. 2002. — 171 с.
4. Жилье в России [Электронный ресурс]. —URL: http://mxpei't.m/%DO%96%DO%B8%DO%BB%Dl%8C %D1 %91_%D0 %B2_%D0 %A0 %D0 %BE%D1 %81 %D1 %81 %DO%B8%DO%B8 (дата обращения 26.09.2019).
5. Иванов, А. Р. Реструктуризация сферы услуг ЖКХ / А. Р. Иванов. — М. : Альпина Паблишер. 2013, —200 с.
6. Как очеловечить «квадраты» [Электронный ресурс] // Эксперт. — URL.: http://expert.ru/expert/2015/15/ kak-ochelovechit-kvadratyi/media/259583/ (дата обращения 26.09.2019).
7. Проблемы экономического роста территории : монография / Т. В. Ускова, Е. В. Лукин, Т. В. Воронцова. Т. Г. Смирнова: под рук. Т. В. Усковой. —Вологда : Ин-т социально-экономического развития территорий РАН. 2013. — 170 с.
8. Секушина. И. А. Проблемы повышения комфортности проживания населения крупного города (на материалах г. Вологды и г. Череповца) / И. А. Секушина. С. А. Кожевников // Проблемы развития территории. — 2018. — № 6 (98). — С. 42—63.
9. Скрнпник. О. Б. Реформирование регионального жилищно-коммунального комплекса: методология и практика / О. Б. Скрнпник. — М. : Финансы и статистика. 2013. — 288 с.
10. Социально-экономические проблемы локальных территорий : монография / Т. В. Ускова, И. В. Ворошилов. Е. А. Гутникова. С. А. Кожевников. — Вологда: ИСЭРТ РАН. 2013. — 196 с.
И. Ускова. Т. В. Пути решения жилищной проблемы в регионе / Т. В. Ускова, О. Н. Гордина // Проблемы развития территории. — 2010. — № 2 (50). — С. 14—22.
12. Чернышов. Л. Н. Капитальный ремонт многоквартирных домов: проблемы формирования и направления развития / Л. Н. Чернышов, С. А. Астафьев. В. П. Вакулина // Известия Иркутской государственной экономической академии. —2015. — Т. 25, № 1. — С. 85—94.
13. Якушев. В. Достижение показателей нацпроекта возможно при сохранении макроэкономической стабильности [Электронный ресурс] / В. Якушев // Официальный сайт Минстроя России. — URL: http ://www.mmstroy rf. ru/pressMadimir-yakushev-dostizhenie-poka zateley-natsproekta-vozmozhno-pri-sokhranenii-makroekonomicheskoy-/ (дата обращения 26.09.2019).
14. Ясин. E. Г. Политическая экономия реформы ЖКХ / Е. Г. Ясин. — М. : Либеральная миссия. 2006. — 52 с.
Сведения об авторе
Кожевников Сергей Александрович — кандидат экономических наук, старшин научный сотрудник, заведующий лабораторией пространственного развития и размещения производительных сил ФГЪУН «Вологодский научный центр Российской академии наук», kozhevnikov_sa@bk.ru
Bulletin of Chelyabinsk State. University.
2019. No. 11 (433). Economic Sciences. Iss. 67. Pp. 71—81.
HOUSING PROBLEM IN MODERN RUSSIA AND THE WAYS OF ITS SOLUTION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE NATIONAL PROJECT "HOUSING AND CITY ENVIRONMENT"
S.A. Kozhevnikov
Federal State Budgetaty Institution of Sciences Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences,
Vologda, Russia, kozhevnikov_sa@bk.ru
The article discusses the relevance and urgency of the housing problem for modern Russia. It is shown that
the provision of high-quality and affordable housing continues to be the most important task of the authorities.
The analysis of the provisions of the national project "Housing and Urban Environment" approved in 2018 has
been carried out and it has been substantiated that its implementation may face a number of problems and risks.
Keywords: housing, housing security, national project, mortgage, eks-biU, emergency housing, quality of
life.
References
1. Ajzinova I.M. Zhilishchnyj vopros v tryoh izmereniyah [Housing issue in three dimensions]. Problemy prognozirovaniya [Forecasting problems], 2007,110. 2, pp. 90-115. (In Russ.).
2. Bokov A. Nacional'nyj proekt "Zhil'e i gorodskaya sreda" vnov1 iineet deklarativnyj harakter i "uzkie" interes. Portal dlya specialistov arhitekturno-stroitel'noj otrasli "Stroitel'nyj ekspert" [Portal for specialists of architectural and construction industry "Construction Expert"]. Available at: https://ardexpert.ru/article/14094, accessed 26.09.2019. (In Russ.).
3. Egorov E.V.. Potapova M.V. Ekonomika zhilishchnogo hozyajstva Rossii [Economy of housing in Russia]. Moscow, TEIS PnbL, 2002. 171 p. (In Russ.).
4. Housing in Russia [Electronic resource]. Available at: http://ruxpert.ru/%D0%96%D0%B8%D0%BB%D1 %8C%D1%91_%DO%B2_%DO%AO%DO%BE%D1%81%D1%81%DO%B8%DO%B8, accessed 26.09.2019. (Ill Russ.).
5. Ivanov A.R. Restrukturizaciya sfery using ZHKKH [Restructuring of housing and utilities services]. Moscow, Alpina Pablisher, 2013. 200p. (InRuss.).
6. Kak ochelovechit' "kvadraty". Ekspert [Expert]. Available at: http://expert.ru/expert/2015/15/kak-ochel-ovechit-kvadratyi/media/259583/, accessed 26.09.2019. (In Russ.).
7. Uskova T.V., Lukin E.V., Voroncova T.V., Smirnova T.G. Problemy ekonomicheskogo rosta territorii [Problems of economic growth of the territory]. Vologda, 2013. 170 p. (In Russ.).
8. Sekushina I.A.. Kozhevnikov S.A. Problemy povysheniya komfortnosti prozhivaniya naseleniya krup-nogo goroda (na materialah g. Vologdy i g. Cherepovca) [Problems of increasing the comfort of living in a large city (based on materials from Vologda and Cherepovets)]. Problemy razvitiya territorii [Problems of development of the territory], 2018, no. 6 (98), pp. 42-63. (In Russ.).
9. Skripnik O.B. Reformirovanie regional 'nogo zhilishchno-kommunal'nogo kompleksa: metodologiya i praktika [Reforming the regional housing and utilities complex: methodology and practice]. Moscow, Finansy i statistika, 2013. 288 p. (In Russ.).
10. Uskova TV, Voroshilov N.V., Gutnikova E.A.. Kozhevnikov S.A. Social'no-ekonomicheskie problemy lokal'nyh territory [Socio-economic problems of local territories: monograph]. Vologda, 2013. 196 p. (In Russ.).
11. Uskova T.V., Gordina O.N. Puti resheniya zhUishchnoj problemy v regione [Ways to solve the housing problem in the region]. Problemy razvitiya territorii [Problems of development of the territory]. 2010. no. 2 (50), pp. 14-22. (In Russ.).
12. Chernyshov L.N, Astafev S.A., Vakulina VP, Chernyshov L.N. Kapital'nyj remont mnogokvartirnyh domov: problemy formirovaniya i napravleniya razvitiya [Overhaul of apartment buildings: problems of formation and development directions]. Izvestiya Irkutskoj gosudarstvennoj ekonomicheskoj akademii [News of the Irkutsk State Economic Academy], 2015, vol. 25, no 1. pp. 85-94. (In Russ.).
13. Yakushev V. Dostizhenie pokazatelej nacproekta vozmozhno pri sohranenii makroekonomicheskoj stabil'nosti [Electronic resource]. Available at: http://www.minstroyrf.ru/press/vladimir-yakushev-dostizhenie-pokazateley-natsproekta-vozmozhno-pri-sokhranenii-makroekonomicheskoy-/, accessed 26.09.2019.
14. Yasin E.G. Politicheskaya ekonomiya reformy ZHKKH [Political economy housing reform]. Moscow, Liberal'naya missiya Publ., 2006. 52 p. (In Russ.).