Научная статья на тему 'ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ ЭПОХИ ДИНАСТИИ ЦИН: ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА И СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЭПОХИ'

ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ ЭПОХИ ДИНАСТИИ ЦИН: ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА И СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЭПОХИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ / КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII-XVIII ВЕКОВ / ТЕМАТИКА И ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ван Юйжун

Цель статьи состоит в анализе специфики женского портрета в китайской живописи XVII-XVIII веков эпохи правления императоров Канси - Цяньлун, в изучении факторов, способствующих его эволюции. Актуальность и новизна работы заключается в необходимости осмысления основ портретной эстетики Китая на примере женского портрета исторической эпохи династии Цин, недостаточно исследованного в российской и китайской искусствоведческой науке. Методы исследования - анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, компаративистский и структурно-функциональный методы. Теоретической базой исследования являются прежде всего работы китайских исследователей разных лет по истории и специфике китайской портретной живописи. В работе выделяются типы портретной живописи заявленного исторического периода, различные с художественной точки зрения, с точки зрения используемых художественных материалов и форм художественного выражения, а также разные типы заказных портретов. Показано, что сохранившиеся портреты женщин из разных слоев общества сформировали особую категорию портретных работ в Китае - женские портреты, где были изображены абсолютно разные героини, от жен и наложниц императора, девушек из знатного рода. Определена специфика двух групп женских портретов - портретов женщин высокого положения, утонченной красоты и женщин низкого происхождения, которые такой красотой не обладали. Доказано, что изображения женщин в портретной живописи Китая того времени свидетельствовали об изменении в эстетическом сознании, ведущем к формированию иной, более открытой социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEMALE PORTRAITURE IN QING DYNASTY: THE EVOLUTION OF THE PORTRAIT AND SOCIO-AESTHETIC IDEAS OF THE ERA

The purpose of this paper is to analyze the specific situation of female portraits in Kangxi Qianlong period's 18th century Chinese paintings and study the factors oftheir evolution. The relevance and novelty ofthis work lies in understanding the basic principles of Chinese portraiture aesthetics, taking the female portraits ofthe Qin Dynasty as an example which are understudied in Chinese and Russian art history. Research methods: analysis and synthesis, abstract and concrete, comparative and structural functional methods. The theoretical basis ofthis study is mainly the study ofthe history and specific conditions ofChinese portraiture by Chinese researchers in different periods. From the point of view ofart, the use ofartistic materials andforms ofartistic expression, as well as from the point of view of artistic purpose, this paperfocuses on the types ofportrait painting in the period ofhistory. It can be seen that the existingfemale portraits of different classesform a special category of portrait works in China - female portraits, which depict completely different heroines including emperor's wives and concubines, girls of noble birth, and ordinary concubines and court ladies. It defines the particularity of two groups offemale portraits - delicate and beautifulfemale portraits and uglyfemale portraits ofhumble origins. This is evidence ofthe evolution offemalefigures in Chinese portraiture at the time, evidence ofa change in aesthetic consciousness that led to the formation ofa different and more open social environment.

Текст научной работы на тему «ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ ЭПОХИ ДИНАСТИИ ЦИН: ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА И СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЭПОХИ»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА

Научная статья/ Article

УДК 7.07

https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-2-10

Женский портрет эпохи династии Цин: эволюция портрета и социально-эстетических представлений эпохи

Ван Юйжун

Российско-Армянский (Славянский) университет, Ереван, Республика Армения, [email protected]

Аннотация. Цель статьи состоит в анализе специфики женского портрета в китайской живописи XVII-XVIII веков эпохи правления императоров Канси — Цяньлун, в изучении факторов, способствующих его эволюции. Актуальность и новизна работы заключается в необходимости осмысления основ портретной эстетики Китая на примере женского портрета исторической эпохи династии Цин, недостаточно исследованного в российской и китайской искусствоведческой науке. Методы исследования — анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, компаративистский и структурно-функциональный методы. Теоретической базой исследования являются прежде всего работы китайских исследователей разных лет по истории и специфике китайской портретной живописи. В работе выделяются типы портретной живописи заявленного историче-

© Ван Юйжун, 2023

ского периода, различные с художественной точки зрения, с точки зрения используемых художественных материалов и форм художественного выражения, а также разные типы заказных портретов. Показано, что сохранившиеся портреты женщин из разных слоев общества сформировали особую категорию портретных работ в Китае — женские портреты, где были изображены абсолютно разные героини, от жен и наложниц императора, девушек из знатного рода. Определена специфика двух групп женских портретов — портретов женщин высокого положения, утонченной красоты и женщин низкого происхождения, которые такой красотой не обладали. Доказано, что изображения женщин в портретной живописи Китая того времени свидетельствовали об изменении в эстетическом сознании, ведущем к формированию иной, более открытой социальной среды.

Ключевые слова: женский портрет, китайская живопись XVII-XVIII веков, тематика и техника живописи

Для цитирования; Ван Юйжун. Женский портрет эпохи династии Цин: эволюция портрета и социально-эстетических представлений эпохи // Человек. Культура. Образование. 2023. № 2. С. 10-23. https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-2-10

Female Portraiture in Qing Dynasty: The Evolution of the Portrait and Socio-Aesthetic Ideas of the Era

YuRong Wang

Russian-Armenian University, Erevan, the Republic of Armenia, [email protected]

Abstract. The purpose of this paper is to analyze the specific situation of female portraits in Kangxi Qianlong period's 18th century Chinese paintings and study the factors of their evolution. The relevance and novelty of this work lies in understanding the basic principles of Chinese portraiture aesthetics, taking the female portraits of the Qin Dynasty as an example which are understudied in Chinese and Russian art history. Research methods: analysis and synthesis, abstract and concrete, comparative and structural functional methods. The theoretical basis of this study is mainly the study of the history and specific conditions of Chinese portraiture by Chinese researchers in different periods. From the point of view of art, the use of artistic materials and forms of artistic expression, as well as from the point of view of artistic purpose, this paper focuses on the types of portrait painting in the period of history. It can be seen that the existing female portraits of different classes form a special category of portrait works in China — female portraits, which depict completely different heroines including emperor's

wives and concubines, girls of noble birth, and ordinary concubines and court ladies. It defines the particularity of two groups of female portraits — delicate and beautiful female portraits and ugly female portraits of humble origins. This is evidence of the evolution of female figures in Chinese portraiture at the time, evidence of a change in aesthetic consciousness that led to the formation of a different and more open social environment.

Keywords: portrait of a woman, Chinese painting of the XVII-XVIII centuries, the subject and technique of painting

For citation: YuRong Wang.Female Portraiture in Qing Dynasty: The Evolution of the Portrait and Socio-Aesthetic Ideas of the Era. Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie = Human. Culture. Education. 2023; 2: 10-23. (In Russ.) https://doi.org/10.34130/2233-1277-2023-2-10

Введение. Цель исследования — охарактеризовать такую особую категорию портретных работ в китайской живописи XVII-XVIII веков эпохи правления императоров Канси — Цяньлун, как женский портрет.

Как известно, 1661-1796 годы (период правления императоров от Канси (с 1661 по 1722 год] до Цяньлуня династии Цин (с 1736 по 1796 год]] были периодом расцвета последней феодальной династии Китая. Этот исторический период также стал эпохой расцвета портретной живописи. Его можно назвать первым независимым периодом развития китайской портретной живописи. Более того, именно в этот период благодаря произведениям различных художников жанр портретной живописи сумел проделать определенное развитие и обрести подлинное многообразие выразительных приемов. Исследование эволюции женских образов и многообразия средств их изображения представляет особый интерес для определения основ портретной эстетики Китая как определенного исторического периода, так и китайской портретной живописи в целом. В этом состоит актуальность работы.

Портрет — один из древнейших жанров китайской живописи, подвид жанра жэнь-у АШ Задачей исследования портретной живописи, по мнению В. Г. Белозеровой, является создание расширенной типологии китайского портрета. Но обсуждение специфики женского портрета в литературе или не представлено совсем, или представлено фрагментарно. Основы изучения портрета в российской китаистике были заложены в работах Е. В. Завадской [1; 2, с. 5-21] и К. И. Разумовского [3], но интерес к теме портрета

наметился только вначале XXI века, когда начали публиковаться музейные собрания и каталоги выставок, посвященных портрету. Так, в работе В. Г. Белозеровой представлена разветвленная типология форм китайского портрета X-XIX веков (на примере мужского портрета] [4]. В диссертациях российских авторов, посвященных живописи Китая, затронуты теоретические вопросы портретной живописи, в том числе выразительные средства портрета, но в основном на примере мужского портрета (см., например: [5]]. Динамика женского образа в китайской живописи представлена в статье Д. Н. Беловой, где установлено, что для оценки женского образа в китайском искусстве необходимо учитывать менталитет народа, его традиции и взаимодействие культур, что особую роль играет восприятие образа женщины в обществе, а изображение женщин в китайской портретной живописи в одежде, в маске грима способствует безликости, лишая женщину индивидуальности, тем самым снижая ее социальный статус [6].

Новизна настоящего исследования обусловлена обращением к женскому портрету исторической эпохи династии Цин, недостаточно исследованному в российской и китайской искусствоведческой науке.

Методы исследования, теоретическая база. Для достижения поставленной цели были использованы анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, компаративистский и структурно-функциональный методы. Теоретической базой исследования являются работы китайских исследователей разных лет по истории и специфике китайской портретной живописи: Сян Да [7], Ши Игу-на [8], У Юйчуана [9], Шань Гоцяна [10], У Лишэна и Шао Яньцзая [11], Бо Сунняня [12], Ли Чао [13], Гуань Шаньмина [14].

Результаты исследования и их обсуждение. Типология портретов эпохи правления императоров Канси — Цяньлун.

Можно выделить несколько типов портретов обсуждаемого исторического периода. Все их авторы придерживались позиции конфуцианства, в котором резко осуждались поиски оригинального: в большинстве своем сторонники конфуцианства были приверженцами нормативности [2, с. 8].

С целью передачи таких основных признаков портретной живописи, как предметность и достоверность облика объекта изображения, в процессе творческого самовыражения художники эпохи правления императоров Канси — Цяньлун неизбежно обраща-

лись к привычным творческим материалам и характерным выразительным приемам, которыми они владели на высоком уровне. Но одни художники делали акцент на внешнем виде объекта изображения, другие — на его внутреннем, духовном содержании. Некоторые мастера портрета акцентировали собственные чувства, которые они испытывали по отношению к изображаемому человеку. В любом случае манера многих живописцев была сравнительно проста и лишена индивидуальности. Эти особенные характеристики, проявляющиеся на фоне базовых признаков под влиянием различных факторов, можно рассматривать как проявление всеобщности, что, в свою очередь, способствовало формированию различных типов портретной живописи.

Обозначим условия формирования периода независимого и бурного развития портретной живописи в середине эпохи династии Цин, а именно в период правления императоров Канси — Цяньлун, в истории китайского искусства. С этой целью рассмотрим классификацию типов произведений портретной живописи, что является важным условием обобщения исторического опыта развития портретной живописи в Китае.

С художественной точки зрения портреты рассматриваемого периода можно разделить на такие типы, как автопортрет и портрет человека, выполненный непосредственно с натуры.

С точки зрения используемых художественных материалов портретные работы можно классифицировать следующим образом: а) портреты в стиле традиционной китайской живописи тушью, в которых используются материалы, техники и основные средства изображения традиционной китайской живописи, и б) усовершенствованные портреты с включением элементов, которые созданы с применением не только основных техник и особенностей китайской традиционной живописи, но и заимствованных извне техник, материалов и других художественных приемов.

С точки зрения форм художественного выражения портретные работы можно разделить по следующему принципу: а) портреты, в которых основное внимание уделено правдоподобному воспроизведению внешнего облика человека; б) портреты, в которых основное внимание уделяется внутреннему содержанию образа, а достижение точности в передаче внешнего облика человека играет второстепенную роль, автор при этом стремится передать внутреннее состояние и неповторимые качества портретируемого;

в] портреты, в которых основное внимание уделяется одновременно внешнему и внутреннему облику человека, при этом в выявлении этих двух начал достигается определенное равновесие. В таких работах автор достигает правдоподобия в передаче внешнего сходства, но в то же время стремится раскрыть внутренний мир человека.

С точки зрения предназначения работ заказные портреты исследуемого периода можно разделить на два основных типа — те, которые заказывались императором или дворянами и написаны с намерением добиться расположения императора или дворянства, и те, которые писались для купцов или богатых людей, чтобы заработать денег.

Женские портреты (shinutûfâ&S) эпохи правления императоров Канси — Цяньлун.

Портреты этой категории включают в себя большое количество изображений придворных супруг второго класса императора. Этот тип работ не принято относить к разряду портретных изображений императора, членов его семьи и аристократии, так как здесь объекты живописи представляют собой особую группу. Согласно устоям феодального общества мужчины обладали превосходством над женщиной, в связи с чем у женщин практически не было возможности заказывать художникам свои портретные изображения. Даже императрицы и придворные наложницы не имели права обратиться к художнику с просьбой написать их портрет.

В Китае издревле существовала следующая этикетная норма: когда мужчина и женщина дают или берут что-нибудь, они не должны касаться друг друга. Следует принимать во внимание тот факт, что все художники, служившие при дворе, были мужчинами. Вполне вероятно, что в Китае на портретное изображение наложниц императора художником-мужчиной было наложено табу. Более того, в помещения дворца, где находились императорские жены, не могли входить даже придворные чиновники. Поэтому выполнить произведение, представляющее этот тип портретной работы, без прямого указания императора было абсолютно невозможно. Наглядно демонстрирует эту тенденцию, например, картина в форме свитка, изображающая императора Цяньлуня и его наложниц (рис. 1).

Исторические документы свидетельствуют, что в процессе создания данной картины произошел следующий случай. Цяньлунь спросил художника Лан Шинина: «Как ты считаешь, какая из изображенных наложниц самая красивая?» Лан Шинин дал следующий ответ: «Благодарю за честь, Ваше превосходительство, все девушки прекрасны». Тогда император спросил: «Какая из наложниц,

посещавшая тебя вчера, наиболее пришлась тебе по душе?» Художник ответил: «Я не разглядел, я запрокинул голову, рассматривая черепицу на крыше». Для того чтобы целиком оправдать себя, художник даже сообщил императору, что в каждом ряду он насчитал по тридцать черепков. Император приказал старшему дворцовому евнуху сосчитать, действительно ли в каждом ряду тридцать черепков. Если это было бы действительно так, император намеревался дать художнику разрешение на написание женских портретов членов его семьи, так как во время работы последний не стал бы свободно любоваться женской красотой во избежание гнева императора [15].

Таким образом, в процессе работы над портретом художники практически всегда вначале набрасывали очертания лица, а затем лишь украдкой смотрели на женщин, запоминая их характерные черты для того, чтобы написать портреты наложниц по памяти. Даже женщины, обладавшие высоким статусом и входившие в тесный круг общения императора, сталкивались с этим ограничением. Это объясняет причину, по которой портретные изображения простых женщин в искусстве Китая встречаются крайне редко.

Рис. 1. Лан Шинин. 1736 г. «Дух великого спокойствия» или «Портрет наложниц императора Цяньлуня», роспись на шелке, 52,9 х 688,3. Художественный музей Кливленда

Независимо от того, была ли женщина богата или бедна, в условиях феодальных нравственных норм она не могла «показаться на людях» даже в художественной форме. В результате сохранившиеся портреты женщин из разных слоев общества сформировали особую категорию портретных работ — женские портреты. На женских портретах были изображены абсолютно разные героини, в том числе жены и наложницы императора, супруги второго класса, девушки из знатного рода, образованные дамы, простые наложницы, служанки, проститутки и другие женщины.

В аспекте выражения сущности женщин в женских портретах эпохи правления императоров Канси — Цяньлун прослеживается некоторое сходство в следовании определенным эстетическим канонам. В основе техники изображения лежат метод тонкой кисти гунби и насыщенные цвета. Однако можно также обнаружить использование метода контурного рисунка и живописи тушью в стиле «живописи идей». Внешность персонажей в общих чертах можно охарактеризовать изображением маленького рта и красных, как вишни, губ, тонких, как листья ивы, бровей, раскосых глаз, узких плечей и узкой талии, а также худобы (рис. 2] (об этой особенности женского портрета, но в китайской живописи династии Тан (618-907] пишет Д. Н. Белова [6, с. 121]]. Эти характеристики применимы к большинству женских портретов рассматриваемого в данной статье периода.

Рис. 2. Аноним. Ранняя династия Цин. «Двенадцать красавиц», роспись на шелке, 184x98(каждая пара одинакового размера), в коллекции Дворцового музея в Пекине

Другой тип женских портретов представляли изображения служанок и горничных, в которых акцент был сделан на утрированном изображении уродства. Для фигур характерны большие торсы, большие головы и короткие тела, преувеличенные и искаженные фигуры.

Эта малочисленная группа портретов и гиперболизированные портреты служанок, принадлежащие кисти художников из «южной» (во главе с Чэнь Хуншоу] и «северной» (возглавляемой Цуй Цзычжуном) школы портретистов и пейзажистов (рис. 3] имеют некоторые сходные характеристики с портретными изображениями группы народных художников «Восемь чудаков из Янчжоу», описанными нами ранее [16].

Эволюция женского портрета в истории портретной живописи Китая

Процесс развития женских портретов стал символом расцвета портретной живописи описываемого в данной статье периода. С точки зрения эволюции образа персонажей в своем развитии манера живописи прошла путь от устойчивого конструктивного решения, восходящего к периоду династии Хань, к утонченным и подтянутым линиям, структурирующим одежду персонажей (период Вэй — Цзинь]. Впоследствии, в период правления династий Мин и Цин, наблюдается пробуждение и изменение эстетического сознания общества. Идеалы женского портрета изменились в сторону изображения наполненной, чарующей естественной красоты и стремления к утонченности и стройности.

С точки зрения эстетики исследуемой эпохи женские портреты стали более характерными. В определенной мере развитие и

Рис. 3. Чэнь Хуншоу. Поздняя династия Мин. «Карта ученика», роспись на шелке, 90,4x46. Коллекция художественного музея Калифорнийского университета, США

изменение женской портретной живописи явилось отражением эпохи. В этом смысле необходимо подчеркнуть, что изображения женщин берут свое начало с периода правления династии Хань и первоначально их формы выражения были весьма однообразны. Затем, в период династии Тан, благодаря процветанию экономики и культуры женские изображения стали более разнообразными в плане тематики и техники исполнения. А в период династий Сун и Юань по причине междоусобных конфликтов при императорском дворе живопись стала более ориентированной на изображение женщин из народа.

В период правления династий Мин и Цин социальные и классовые противоречия изменили эстетическое сознание общества, что оказало существенное влияние на расцвет жанра женского портрета. Необходимо отметить, что факт возникновения и развития изображения женщин в портретной живописи свидетельствовал об упадке патриархальных идей феодального общества, господствовавших в Китае с древнейших времен, и о начале постепенного движения к социальному прогрессу, а также к формированию открытой и свободной социальной среды.

Заключение. Как показал анализ истории портретных работ XVII-XVIII веков эпохи правления императоров Канси — Цянлунь — первого независимого периода развития китайской портретной живописи, в истории живописи Китая того времени формировались разные типы портретов: автопортреты и портреты других людей, портреты в стиле традиционной китайской живописи и в смешанном стилевом формате; портреты, где большее внимание уделяется внешнему облику и / или внутреннему содержанию. Появляются и разного типа заказные портреты, изображающие императора или дворянина, и портреты купцов и богатых людей.

Исследование показало наличие в анализируемый исторический период двух типов женского портрета: портрет знатной дамы и портрет служанки. Первый отличался утонченным изображением чарующей красоты женщины, на которую художник едва смел взглянуть, следуя нормам того общества, а второй — портрет простой женщины низкого происхождения — изображал глупость и уродство персонажа. И тем не менее именно факт наличия и эволюции изображения женщин в портретной живописи Китая того времени свидетельствовал об изменении в эстетическом сознании и социуме, о начале движения к социальным переменам и форми-

рованию иной, более открытой социальной среды. Таким образом, процесс изменения среды и ее эстетического восприятия находился в условиях взаимной обусловленности: эстетическое сознание общества, которое оказало существенное влияние на расцвет жанра женского портрета, с одной стороны, формировалось под влиянием начинающегося упадка патриархальных идей феодального общества, господствовавших в Китае с древнейших времен, а с другой стороны, этому упадку способствовали пробуждающиеся социальные и эстетические умонастроения, обнаруживающие элементы свободного социального развития.

Список источников

1. Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.: Искусство, 1975. 440 с.

2. Слово о живописи из сада с горчичное зерно / пер. и комм. Е. В. Завадской. М.: Изд-во В. Шевчук, 2001. 505 с.

3. Китайские трактаты о портрете / пер. трактатов, комм. и послесл. К. И. Разумовского. Л.: Аврора, 1971. 73 с.

4. Белозёрова В.Г. Типология и основы эстетики традиционного китайского портрета // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 10. Искусствоведение. 2020. № 3. С. 398-418.

5. Яковлева Н.Ф. Традиционная китайская живопись: культурологический анализ : автореф. дис. ... канд. культурологии. Чита, 2013. 25 с.

6. Белова Д. Н. Женские образы в китайской и японской живописи // Культура и искусство. 2021. № 5. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35526 (дата обращения: 22.03.2023).

1930^

9. . .

10. ММШ. ФШПШШ //

11. щда йлнш^да // ияшшттшт и 1997^02$

12. .1659-1850^ЙФЯ^Иъжш. ФИ^Ж^^ЖЙ sm фи^жЖ 1993^.

13.

14. . ФИ—ШИ£ // 2004^

15. 2003^»-

m

Й'Й&ОЬЖ: AEEffitt, 2005^

17. Ван Юйжун. Художественные особенности школы живописи «Восемь чудаков из Янчжоу» // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер. 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2022. № 1. С. 10-13.

References

1. Zavadskaya E. V. Esteticheskie problemy zhivopisi starogo Kitaya [Aesthetic problems of painting in ancient China]. Moscow, Iskusstvo, 1975. 440 р. (In Russ.)

2. Slovo o zhivopisi iz sada s gorchichnoe zerno [A word about painting from a garden with a mustard seed] / perevod i kommentarij E. V. Zavadskoj. Moscow, Izdatel'stvo V. Shevchuk, 2001. 505 p. (In Russ.)

3. Kitajskie traktaty o portrete [Chinese treatises on the portrait] / perevod traktatov, kommentarij i posleslovie K. I. Razumovskogo. Leningrad, Avrora, 1971. 73 p. (In Russ.)

4. Belozyorova V. G. Typology and foundations of the aesthetics of the traditional Chinese portrait. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Is-kusstvovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Arts], 2020, no 3, pp. 398-418. (In Russ.)

5. Yakovleva N. F. Tradicionnaya kitajskaya zhivopis': kul'turologicheskij analiz : avtoref. kand. dis. [Traditional Chinese Painting: Cultural Analysis : abstract of Cand. diss.]. Chita, 2013. 25 p. (In Russ.)

6. Belova D. N. Female Images in Chinese and Japanese Painting. Kul'tura i iskusstvo [Culture and Art], 2021, no 5. Available at: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35526 Accessed: 22.03.2023)/ (In Russ.)

1930^ Xiang Da. The Influence of the West on the Fine Arts of China during the Ming and Qing Dynasties. Shanghai, Commercial Publishing House, 1930. (In Chinese)

Yigong An Essay on the Chinese Tradition of Portrait Painting. Beijing, People's Fine Arts Publishing House, 1959. (In Chinese)

9. . . Shi

Yigong. A few words about traditional portraits. Beijing, People's Fine Arts Publishing House, 1957. (In Chinese)

10. ^mnfäW //

Yuchuan. Chinese portraiture. Beijing, Chinese Federation of Literary and Artistic Circles,1957. (In Chinese)

11. // ttstt^W^KflJ 1997^02$Shan Guoqiang. Brief essay on the history of portraiture. Beijing, Gugong Palace Museum Publishing House, 1997, no 2. (In Chinese)

12. .1659-1850^li^HltH2№

BJTÜ. tö'J'li 1993^. Wu Lisheng, Shao Yantz. Chinese painting

reform from 1659 to 1850. Hangzhou, Chinese Academy of Arts, 1993. (In Chinese)

13. Songnian. A History of Chinese Art. Xi'an, Shaanxi People's Publishing House, 2000. (In Chinese)

14. . im^liBi // 2004^Lee Chao. The history of the early period of oil painting in China. Shanghai, Shanghai Painting and Calligraphy Publishing House, 2004. (In Chinese)

15. 2003^»-#.Guan Shanming. Portrait painting of China. Hong Kong, Mu Wentang Publishing House, 2003, vol.1. (In Chinese)

ft'Ä&Otrn : AKtt^tt, 2005^.Co-authored with the Heritage Museum of the Chinese University of Hong Kong and the First Historical Archive of China, Archive of the Ministry of Internal Affairs of the Qing Dynasty, Beijing, People's Publishing House, 2005. (In Chinese)

17. YuRong Wang. Artistic features of the school of painting "Eight eccentrics from Yangzhou". Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universi-teta tekhnologii i dizajna. Iskusstvovedenie. Filologicheskie nauki [Vestnik of St. Petersburg State University of Technology and Design. Art criticism. Philological sciences]. 2022, no 1, pp. 10-13. (In Russ.)

Сведения об авторе/Information about the author

Ван Юйжун

YuRong Wang

преподаватель, Институт гуманитарных наук, кафедра зарубежного регионоведения, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российско-Армянский (Славянский) университет» г. Ереван, Республика Армения

Instructor, Institute of Humanities, Department of Foreign Regional Studies, Russian-Armenian University Erevan, the Republic of Armenia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 19.03.2023

Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.04.2023

Принята к публикации / Accepted for publication 26.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.