Социальные предпосылки формирования физической культуры
Social
Prerequisites for the Formation of Physical Culture
УДК 791
DOI: 10.24412/2076-9091-2024-456-148-168 Елена Юрьевна Юдина
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ XIX - НАЧАЛА XX в.: СПОРТИВНАЯ ВАРИАЦИЯ НА СТРАНИЦАХ МОДНЫХ ЖУРНАЛОВ И В ЖИЗНИ КАК ХОРОШИЙ ТОН
Аннотация. Настоящая статья посвящена отражению в дореволюционной прессе процесса формирования женской спортивной моды в России. Занятия разными спортивными активностями вынуждали любителей спорта менять отношение к одежде и обуви. Приходилось ради правильного и комфортного движения приспосабливать отдельные элементы традиционного платья, а то и весь костюм, к потребностям тренирующегося тела. Изменение могло восприниматься обществом как нарушение социально-этических норм. Регулярные публикации в печати на тему моды и спорта не только отражали реальные социокультурные тенденции, но и стали инструментом формирования прогрессивного общественного мнения. Феномен «прорастания» спортивных увлечений в женском мире вполне очевиден на страницах модных журналов, диктовавших новые нормы, менявших правила этикета, взгляды на семью, права и обязанности женщины. Костюм, его элементы, были проводниками новых идей, которых социум ждал, но им же и сопротивлялся. Экономия на нарядах входила в противоречие с несколькими принципиальными вопросами повседневности: этикой общественного поведения, экономикой семьи, оборотами торговых предложений. Появление и популяризация элементов платья для спортивных занятий влияли не только на мужской или женский костюм, на модные привычки, а, по сути, постепенно меняло отношение к телесности и весь социальный уклад, обращая внимание
© Юдина Е. Ю., 2024
современников на проблемы красоты и здоровья. Актуальность исследования обусловлена приведенными фактами и выявлением приемов популяризации спортивной одежды в наиболее активный период развития СМИ в Российской империи. Погружение в модно-спортивные аспекты медиадискурса будет полезно так и студентам направлений журналистики, рекламы и связей с общественностью, так и всем интересующимся спортивной модой. Тема определенно заслуживает включения в учебный материал курсов по истории спорта, истории рекламы и технологии формирования общественного мнения.
Ключевые слова: велосипед, женский костюм, мода, спорт, пресса, маркетинг
UDC 791
DOI: 10.24412/2076-9091-2024-456-148-168 Elena Yurievna Yudina
Moscow City University, Moscow, Russia
WOMEN'S COSTUME IN THE 19th - EARLY 20th CENTURY: SPORTS VARIATION OF FASHION MAGAZINES AND IN LIFE AS A BON TON
Abstract. This article is devoted to reflecting in the pre-revolutionary press the process of forming women's sports fashion in Russia. Classes in various sports activities forced sports fans to change their attitude towards clothes and shoes. For the sake of correct and comfortable movement, I had to adapt individual elements of a traditional dress, or even the whole suit, to the needs of the training body. Change could be perceived by society as a violation of socio-ethical norms. Regular publications in print on the topic of fashion and sports not only reflected real socio-cultural trends, but became an instrument for shaping progressive public opinion. The phenomenon of "germination" of sports hobbies in the female world is quite obvious on the pages of fashion magazines that dictated new norms, changed the rules of etiquette, views on the family, the rights and obligations of women. The costume, its elements, were the conductors of new ideas that society was waiting for, but also resisted them. Savings on outfits were in conflict with several fundamental issues of everyday life: the ethics of social behavior, the economy of the family, the turnover of trade offers. The emergence and popularization of dress elements for sports activities influenced not only male or female costumes, fashionable habits, in fact, gradually changed their attitude to physicality and the entire social structure, drawing the attention of contemporaries to the problems of beauty and health are by no means mythological. The relevance of the study is due to the above facts and the identification of techniques for popularizing sportswear in the most active period of media development in the Russian Empire. Immersion in the fashion and sports aspects of the media course will be useful both for students of journalism, advertising and public relations, and for everyone interested in sports fashion. The topic definitely deserves the inclusion of courses on the history of sports, the history of advertising and the technology of forming public opinion in the educational material.
Keywords: bicycle, women's suit, fashion, sports, press, marketing
Введение
Тема настоящего исследования соединяет историю моды, моды на спорт, спортивный костюм, спортивные периодические издания XIX столетия и издания дореволюционного времени первых десятилетий XX века. Логика социокультурных коммуникаций в историческом контексте того времени подсказывает рассматривать складывание вестимен-тарной культуры через призму отношения общества к спорту не просто как к досугу, а как к образу жизни. Эта новая модель поведения противопоставлялась традиционному взгляду общества на женскую роль в семье и в повседневности, как усиливавшейся протестной поведенческой практике. Женский взгляд на внутрисемейный уклад, традиции и выход в публичное пространство отчасти, как мы предполагаем, был сформирован во второй половине XIX столетия под влиянием журналов мод и спорта («Модный свет», «Новый русский базар», «Всемирная иллюстрация», «Женский вестник», «Дамский журнал», «Спорт», «Самокат», «Циклист»), каталогов/прейскурантов таких универсальных магазинов, как торговые дома «Мюр и Мерилиз», А. А. Биткова, а также журналов о воспитании и правилах этикета («Семья и школа», «Хороший тон»).
Краткий анализ проблемы в научном дискурсе
О сложности вхождения и становления спортивной традиции в мировом и российском исследовательском поле создан большой круг фундаментальных и прикладных исследований. Особенности отражения темы спорта в прессе и рекламе затронуты учеными в гораздо меньшей степени, хотя в течение двух последних десятилетий и этот вопрос активно разрабатывается исследователями. Общим местом в научных исследованиях спортивной моды стала позиция, отмеченная авторами сочинения «История тела»: А. Корбеном, Ж.-Ж. Куртином и Ж. Вигарелло [4]. Исследователи выделяют причину укоренения стереотипа о спорте как неподходящем занятии для праздных дам, имевших свободное время, не только в волевом характере спорта, но и в маскулинной идеологии, господствовавшей в науке. Эпоха романтизма 1810-1830-х годов породила не только стиль денди, но и устремление личности выразить себя через внешний вид и физическую форму. Романтический герой того времени лорд Байрон худел и уже поэтому был счастлив. В моду входил минимализм. Мужской костюм становился менее пестрым, более простым в деталях. Женщины имели те же потребности в самовыражении и движении, волю и время для смелых экспериментов в поведении и костюме.
Спорным моментом является, на наш взгляд, утверждение, что основным видом спорта, изменившим женскую моду и тем более повлиявшим на положение
женщины в обществе, является велосипедный спорт. С тем же успехом можно особо выделить верховую езду, занятия коньками, плавание и туризм — спортивный костюм или его элементы, освобождающие и упрощающие движение, стали необходимы и здесь. Все эти занятия с 60-х годов XIX века не менее активно, даже можно сказать с четкой периодичностью (сезонный спрос), упоминались в модных журналах и были востребованы во всех слоях российского общества. Плавание и коньки были наиболее популярны из-за демократичности доступа к инвентарю и внесословности еще до появления и активного распространения велосипедного транспорта. Детская литература добавляла сентиментально-романтического флера, например конькам. Первый перевод книги американской писательницы Мери Додж с сюжетом
0 голландском увлечении коньками «Ханс Бринкер, или Серебряные коньки» (1865) появился в России 1876 году. В книге представлен американский взгляд на европейскую зимнюю забаву, тоже в контексте модных и демократичных подходов: с упоминанием точно подмеченного соревнования дорогих мехов дочери богатого бургомистра Хильды ван Глек и яркого наряда и чулков домашней вязки крестьянской девочки Анни Боуман1. Романтизм катания на коньках как ощущение и стиль жизни первой половины века не исчерпал себя как вид физической активности и во второй половине столетия [12]. А приметами того времени остались и богатое меховое пальто, и неаристократично яркая крестьянская девочка с чересчур короткими чулками — говорящие образы и точные характеристики зимнего активного досуга, впечатлившего М. М. Додж.
Нам думается, безусловно, начало увлечения подвижными видами деятельности на свежем воздухе следует искать уже в первой половине XIX века. Европейская мода российской аристократии как до, так и после Отечественной войны 1812 года питалась идеями из французских и английских модных тенденций (см. рис. 1)2.
Отечественный искусствовед П. Д. Волкова считала, что эта дорогая мода XVIII столетия была создана французской королевой и ее свитой. На ее стоимость влияли журналы и деньги, вложенные «в ювелирную промышленность, туалеты, модное законодательство» [3]. В свою очередь, искусствовед Полина Уханова делится наблюдением за формами женского костюма: «Юбки с 1837 по 1856 год носят пышными (до 6 нижних юбок одновременно), их поддерживает кринолин с обручами. Увеличивающееся количество платьев в гардеробах аристократок и нервозная ситуация, что "нечего надеть" прямо пропорциональны пустеющему кошельку супруга. Наряд меняется несколько раз в день. Но журналы готовы и тут способствовать разорительному для семейного
1 ДоджМ. М. Серебряные коньки. 1865. 2-е изд. СПб., б. г. / пер. с англ. М. Клягиной-Кондратье-вой. М., Махаон, 2016. С. 21-23.
2 Journal des Dames et des Modes, Costume Parisien, 25 janvier 1813 (1286) Pierre Charles Ba-quoy, naar Horace Vernet, 1813. URL: https://www.rijksmuseum.nl/nl/collectie/RP-P-2009-2424 (дата обращения: 27.11.2023).
Рис. 1. Мужские и женские варианты физических активностей из модного французского журнала 1813 г.
бюджета потребительскому поведению, которое провоцируется модной картинкой и описаниями»3.
Журналы рассказывали о последних тенденциях модной индустрии прежде всего для мужской аудитории (именно им приходилось платить за женские капризы). Попутно привлекалась женская аудитория обзорами или публикациями из областей, сопряженных с образом жизни женщины (досуг, хозяйство, литература, музыка, путешествия). Подшивки номеров содержали важнейший практический материал — советы по разным видам рукоделия и выкройки.
Потребление модных товаров нарастало с каждым годом, как ни пытались модницы экономить на новых нарядах, даже имея крепостных мастериц, следование моде была разорительно для нобилитета [9]. Шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», историк моды Людмила Алябьева рассматривает шопинг как едва ли не единственное доступное физическое упражнение для женщин [1].
Исследователь зарождения и развития спортивной тематики в медийном пространстве Евгения Войтик пишет, что, по ее наблюдениям, в публикациях информация спортивного толка долго остается на вторых ролях [2]. Под спортом понимаются прежде всего настольные игры, а не подвижные занятия: «Вплоть до 1830-х гг. в российском обществе и в прессе прослеживается неоднозначное отношение к физическому воспитанию. Теме "спорт" пришлось ждать вхождения в обиход еще приблизительно 45 лет. Лишь в середине 40-х годов XIX в. она появилась на страницах печати как отдельная рубрика» [2]. Е. Войтик упоминает журнал «Сын отечества» за 1826 год,
3 Уханова П. Мода XIX века. Увлечение античностью // Лекция из курса Российской государственной библиотеки в рамках проекта «Модный лекторий». 2020. URL: https://www. youtube.com/watch?v=-LGO4DXSB4A (дата обращения: 02.10.2023).
который преподносит модные парижские тенденции в активных занятиях, прежде всего игры с мячом как «деревенскую необходимость», а это «длинная корзина, где лежат разные игры, как-то: мячи, кегли, билбокет и проч.». Одно из первых спортивных изданий в России посвящено конному спорту — «Записки для охотников до лошадей» (выходило в Москве с 1823 по 1827 год). А первые спортивные костюмы — рединготы заимствованы женщинами из мужского охотничьего гардероба. Исследователь моды Бэлла Шапиро акцентировала внимание на теме женского спортивного белья, относя формирование женского гимнастического платья к началу XX столетия [11]. Исследователь пишет, что все реже стали использовать корсет для занятий, «заменяя его лифом, который пришивался к панталонам закрытого типа». Дженнифер Крейк в «Краткой истории униформы» представляет идею спортивного костюма как костюма повседневности [5]. Костюм, по мнению Дж. Крейк, имел тайный смысл оберега в связи с его особыми защитными свойствами. В качестве примера автор приводит костюм для охоты, которая была одной из первых активных двигательных практик [5, с. 124]. Трудно не согласиться с автором, что все предметы женского спортивного костюма воспринимались долгое время как mauvais ton, то есть нарушение правил. Отмечалось, что в начале XX века женская одежда отражала моду, а не функциональность, и состояла из шляпы, лифа с вырезом, узких рукавов, корсажа, нижней юбки под длинными юбками. По мнению исследователя темы женской спортивной моды, женщина долго не могла решиться на демонстрацию своего спортивного удобного стиля.
Спортивность как черта модного образа
Надо говорить о моде как о феномене того времени, ибо это важно для понимания не только нестабильности и наблюдаемости перфорированных качественных изменений, но и их характера. Понятие «мода», даваемое словарем Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона в XIX - начале XX столетия, трактовалось как «форма проявлений культурной жизни, поскольку они вызываются не силою необходимости или преданий, а изменчивой прихотью дня»4. Следование модным тенденциям авторы статьи о моде относили к феномену стадности.
Мода всегда воспринималась не просто как какое-то изменение, а как отход от традиций и привычек, была не в русле алиментарной культуры. Доходило до полного отрицания модного вкуса, подозрительного отношения как к чему-то пошлому, несерьезному, и не только в российском государстве. Так, даже в 1908 году английский писатель Джон Голсуорси резко критиковал аристократическую поклонницу моды, подпавшую под влияние общественного мнения:
4 Мода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Санкт-Петербург: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907. Т. 38. С. 579-580.
«Вас научили верить, что цель жизни культивировать свое чистое, здоровое тело и невозмутимость, которая противостоит всем будничным заботам жизни... Вы и есть Мода, сама Мода, слепая, боязливая Мода! Вы поступаете так, а не иначе потому, что так поступают другие; вы думаете так, а не иначе потому, что так думают другие; вы чувствуете так, а не иначе потому, что так чувствуют другие. Вы безглазый Манекен. И никто не может разбудить вас, никто не может сделать вас иной, жалкий клубочек чужих мыслей, ибо в вас уже нечего будить!»5.
Модные тенденции рубежа XVIII и XIX веков в связи с перипетиями французской политики состояли в сложных отношениях с модницами в других странах как провинциальных с точки зрения моды. Российский модный бомонд прислушивался и к английскому мнению. А английский модный свет шел своим путем. Так журнал «Sporting Magazine» в 1800 году приводит юмористический диалог между дамой и модистом в Париже:
— Гражданин, я только что приехала в город, будьте добры, сообщите мне, как я должна выглядеть, чтобы быть в моде?
— Мадам, сейчас все будет готово, через две минуты я обслужу вас по высшему разряду. Будьте добры снять этот чепчик, снимите эту нижнюю юбку. Долой эти карманы. Сбросьте этот платок. Долой этот корсет и рукава. Да, мадам, вы теперь в моде. Это, видите ли, легкое дело. Чтобы одеться по моде, надо только раздеться!6
Спортивная мода всегда была тесно связана с английскими видами досуга, прежде всего, с охотничьими традициями. Тот же журнал «The Sporting Magazine» в 20-30-х годах XIX века регулярно из номера в номер публиковал, кроме анонсов и результатов состязаний, модные тенденции мужского и женского костюма, сопровождая их поэтическим дискурсом. Справедливости ради надо сказать, что образ женщины-«борца» подавался издателями журнала порой как анекдотический, совсем неаристократический: журналист описывал потасовку двух прекрасных жительниц слабого пола на Бродвее, с употреблением примирительного напитка7. Тем не менее журнал размещал редкие свидетельства женских спортивных увлечений и состязаний например, стрельбу из лука в ноябрьском номере 1792 года (рис. 2). Пояснение редактора гласило, что, к сожалению, не так много развлечений на открытом воздухе, в которых могли бы с удовольствием участвовать женщины, не принося вреда здоровью, а стрельба из лука как раз подходящее занятие, да и мода успешно продвигает этот досуг. Позы женщин-участниц в приведенной иллюстрации весьма напоминают мужские, они далеки от предписанных этикетом и потому несколько карикатурны. Дамы-лучницы, участницы состязания в стрельбе, стойко упражняются в непривычно упрощенном наряде: короткий жакет, длинная юбка, мужской галстук и цилиндр с плюмажем. Мужской головной убор такого типа,
5 Голсуорси Дж. Мода (1908) / комментарий и перевод И. Гурова. Собр. соч.: в 16 т. T. 11. Москва: Правда, 1962. С. 188-192.
6 The Sporting Magazine. London, UK: Rogerson & Tuxford. 1800. October. № XXXIV.
7 The Sporting Magazine. London, UK: Rogerson & Tuxford. 1801. January. № XL.
Рис. 2. Иллюстрация состязаний в стрельбе из лука в журнале «The Sporting Magazine», ноябрь 1792 г., с. 54
но без перьев появился в самом конце XVIII столетия. Так что, скорее всего, дамы на рисунке в журнале дополнили костюм капотеном (плосковерхая шляпа) — предшественником цилиндра. Видимо, это была одна из женских попыток сделать костюм для активного досуга более удобным.
В 1892 году издание «Хороший тон» извещало о существовании такого вида спорта, распространенного в Англии, как стрельба в цель из лука, в надежде привить его российским любителям, так как эта забава, по мнению авторов журнала, развивала ловкость и меткость, противодействовала появлению близорукости8. Но это увлечение так и осталось пожеланием издателей, в моду не вошло.
В общественном сознании и поведении имело место мнение, что крепкое здоровье вульгарно и снижает шансы девушки на вступление в брак, а хрупкость и болезненность подчеркивают аристократизм их обладательницы. Тем не менее спортивные занятия и подвижные игры предоставляли возможность представителям молодого поколения встречаться и общаться не только в определенных ситуациях и одобренных обществом местах (церковная служба, бал, театр).
8 Хороший тон: сб. правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной. 3-е изд., испр., доп. и украш. многими виньетками и инициалами. СПб.: Книгоиздательство Герман Гоппе, 1892. ^-ХХ, 576 с.; ил. С. 414-416.
Спортивные занятия до появления профессионального спорта относились к сфере досуга. Новости о спорте, модные спортивные образы, элементы костюма постепенно стали частью повседневной моды. Спортсмен XIX века должен был приготовиться к непониманию окружающими спортивно-активного образа жизни и занятий, но, втянувшись, влиял на ближайшее окружение, что делало спорт 1850-1870-х годов тоже модным занятием в России.
На рисунке 3 представлено фото мешочка для коньков из № 41 журнала «Новый русский базар» за 1883 год.
Источник: Новый русский базар.
1883. № 41. С. 411.
Рис. 3. Мешочек для коньков
Контент изданий модной и спортивной направленности
Светские журналы XIX века информировали подписчиц о невероятной свободе европейских аристократок в выражении отношения к моде. Например, княжна Вальи поместила объявление в различных газетах, что 4 мая по новому стилю в Лондоне состоится митинг с целью обсуждения женского костюма. На повестке митинга было три вопроса: снижение расходов на дамский костюм, необходимость стабилизировать моду и сближение женского туалета с мужским9. Мода на комфортное движение все-таки постепенно сводила все усилия модисток и портных сделать костюм эффектным и многоэлементным к демократическому варианту для ежедневных физических упражнений. Особый вклад в общую демократизацию моды внесло бурное развитие города и стиль бидермайер (стиль буржуа).
Постепенно в журналах стали публиковать не только описания элементов костюма, но и рисунки костюмов для определенных спортивных занятий,
9 Новый русский базар. 1883. № 42. С. 223.
которые сначала не слишком отличались от обычного повседневного платья. Рисунки должны были привлечь внимание и разбудить воображение. Даже в переписке с читательницами, в советах отражалось сомнение общества в необходимости особого «спортивного» платья. «Г-же Х. И. Нартовой. В шубке неудобно кататься на коньках — сделайте вашей молодой девице лучше всего платье из толстой шерстяной материи с казачком, рисунок и вырезную выкройку которого мы помещаем в сегодняшнем нумере Н.Р.Б. (Новый русский базар). На отделку возьмите какой угодно мех; это вполне будет зависеть от вашего вкуса и ваших средств» (рис. 4).
Удобство к началу XX века пересилило даже моду на объемные головные уборы, подчеркивая статусность владелицы: «К наряду для гулянья и катанья на коньках идет исключительно шапочка, а уж отнюдь не шляпа; это принадлежность костюма замужней женщины»10. Подспудно читатели видели целевую аудиторию для этого вида спорта — молодежь, не связавшую себя узами брака. Для дороги и спорта молодой даме предлагалась шляпа из белой шелковой соломки с приподнятыми полями, которая подходила бы также к костюмам для игры в «лоун-теннис, для катанья на лодке, для езды на велосипеде и т. д.» (см. рис. 5).
Аксессуары, в том числе и ювелирные, подбирались в зависимости от назначения костюма: брошь к костюму для верховой езды представляла собой лошадиную подкову или древнюю монету. То же самое относилось к кушаку и пряжкам, которые предписывалось носить в виде лошадиной или собачьей головы (см. рис. 6).
Коротеньмй казачекъ; йтанья на нонькахъ.
(Съ вырЬзм ЬовкоЛ.)
Источник: Новый русский базар.
1883. № 48. С. 490-491.
Рис. 4. Костюм «казачок» для катания на коньках
10 Новый русский базар. 1885. № 2. С. 24.
Источник: Модный курьер. 1901. № 26. С. 209.
Рис. 5. Женские шляпки для выходов в свет и занятий теннисом
№ 80—34. Пушат, и лримки. .
Источник: Новый русский базар. 1885. № 35. С. 356.
Рис. 6. Кушак и пряжки
Журнал «Хороший тон», разделяя общий взгляд на пользу гимнастики и катания на коньках (только в меру), все же не приветствовал вольности женского пола, происходившие из жизнелюбия и здорового взгляда на движение. Однако автор статьи предписывал носить короткое платье для катания, ибо длинное мешало свободным движениям, за него легко можно было зацепиться коньком11 (рис. 7). Журнал «Новый русский базар» в 1872 году предлагал достойный и затратный вариант костюма для катания на коньках: «Бархатный наряд. Платье из бархата, синевато-стального цвета, убрано бантами из того же бархата, коймой из перьев и стальными пуговками. Бархатная шляпа со страусовым
11 Хороший тон: сб. правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной. 3-е изд., испр., доп. и украш. многими виньетками и инициалами. СПб.: Книгоиздательство Герман Гоппе, 1892. ^-ХХ, 576 с.; ил. С. 414-416.
Источник: Новый русский базар. 1872. № 47. С. 373.
Рис. 7. Костюмы для катания на коньках
пером. Вуаль из тюля с мушками». Известно, что бархат обладает шелковистым ворсом и возможностью растягиваться (что одновременно эстетично и эластично).
В то же время автор с превеликим сожалением отмечал отсутствие увлечения в России таким видом спорта, как skating-ring (рис. 8).
Источник: Новый русский базар. 1876. № 38. С. 388.
Рис. 8. Катание на роликовых коньках
Летом добавлялись игры для теплого времени года (крокет, волан, серсо, лаун-теннис), юноши с удовольствием занимались гимнастикой. Качели привлекали внимание молодежи, что не отвечало предписанному правильному поведению. «Мы советуем девушкам воздерживаться от этого удовольствия, потому что при нем слишком легко становятся видны части туалета, которые не принято показывать», — писали в рекомендациях. Предлагались наряды из вигони, тафты, шелкового репса, кашемира.
В 1871 году педагогический журнал «Семья и школа» поместил обширную статью автора «д-р А. Д-ий», в которой не только уделялось внимание гимнастическим упражнениям для школьников, но и костюму для мальчиков и девочек с приложением рисунков: «Костюм должен быть свободный, для женщин — блуза без шнуровки, которыя оказываются лишними, если упражнения производятся хорошо и умеренно»12 (рис. 9). Наконец, мы видим на иллюстрации рекомендованное платье без корсета из блузы и штанов, но с поясом и удлиненное, явно ниже колена.
Источник: Семья и школа.
1871. № 6. С. 105.
Рис. 9. Костюм для занятий гимнастикой для девочки
Экономный вариант спортивного костюма журнал «Модный курьер» стал предлагать женщинам примерно с 1901 года. Костюм молодой девицы для спорта из синей саржи отличался «большим изяществом; его делают для езды па велосипеде, для игры в лаунтеннис, для катания на лодке и для ходьбы по горам. Единственное украшение костюма состоит из ярко-красных шелковых кантов и мелких матовых золотых пуговок» (рис. 10).
12 СимашкоЮ. И. Семья и школа. [Г. 1]. 1871. № 6. Август. С. 105.
Источник: Модный курьер.
1901. № 23. С. 179.
Рис. 10. Костюм молодой девушки для спорта
Несмотря на то что женская мода создавалась для мужского вдохновения, мода на спорт и спортивный костюм, даже в эпоху всеобщего увлечения разными видами спорта, воспринималась как чудачество и развлечение, вызывала зависть, что находило отражение и в языке. Журналист XIX века И. И. Ясинский в мемуарах давал уменьшительно-насмешливую характеристику знакомому пану Висмонту в шикарном полосатеньком спортсменском костюмчике, восседавшем на новеньком с иголочки велосипеде13. Спортсмен-велосипедист и журналист Л. В. Колотилов, путешествуя по дорогам Российской империи, оставил в записках любопытное интервью с нижегородской представительницей велосипедного спорта, описав визави как даму, которая ездила постоянно в красивом рациональном костюме и не реагировала на смешки и злость за спиной14.
Методы формирования общественного мнения
Журнал «Спорт» в 1902 году (30 марта) поместил рекламное объявление магазина одежды «для всякого рода спорта» Д. Дальберга, снабдив его триггерным рисунком девушки в облегающем трикотажном костюме (см. рис. 11а).
13 Ясинский И. И. Роман моей жизни. Книга воспоминаний. Москва, Ленинград: Гос. изд-во. 1926. 360 с. С. 279.
14 Колотилов Л. В. На велосипеде: Записки туриста: (с рис. и фот. авт.). Санкт-Петербург: изд. авт., паровая типо-лит. М. М. Розеноер. 1898, 240 с. С. 167-168.
а)
б)
Источник: Спорт. Санкт-Петербург. 1902. 30 марта.
Источник: Самокат. 1894. 16 марта. № 11. С. 162-163.
Рис. 11. а) трикотажный костюм из рекламного объявления магазина Д. Дальберга; б) велосипедный костюм к статье «Дама, самокат и костюм»
По мнению исследователя модных нюансов Натальи Риздвенко, это время формирует стилистику женщины — «цветок без корсета» [8]. Эпоха модерна подарила женщине свободу без корсета и спортивные движения, но заставляла декорироваться. Дискуссии о влиянии спорта на здоровье женщины, женской морали не мешают дамам кататься на велосипедах, для чего и нужен более удобный костюм (рис. 116). По крою и форме он должен быть приближен к мужскому платью. Этот костюм и назвали рациональным. Хотя встретить женщину в подобном костюме, например в Англии, как писал журнал «Самокат», было крайне сложно. Но авторы журнала утешали читателей, что «раз в России вообще не было костюмной традиции, то и новая приживется гораздо быстрее, потому что костюм красив, приличен и придется "к лицу" любой талии»15. Рациональность состояла в использовании широких панталон и в том, что женщина на самокате могла передвигаться без сопровождающих, не то что на катке (рис. 12).
На рисунках в модных журналах в сюжетных сценах на свежем воздухе нередко можно видеть дам разных возрастов, прогуливающихся со спортивным инвентарем или присматривающих за детьми или подростками, например за катающимися на коньках (см. рис. 12).
Интересно отметить, что в женских модных журналах абсолютно отсутствует мужской образ в любой роли (в том числе и главы семейства). Как полагает
15 Самокат. 1894. № 11. 16 марта. С. 162-163.
Источник: Модный курьер. 1901. № 3. С. 20-21.
Рис. 12. Характерная сцена присмотра старших за девушками во время катания на коньках
Энн Холландер, мужчина не читал журналы мод (чаще всего с малым объемом иллюстраций), не размышлял над ними, не спешил в магазин тканей и не изучал материи. Мужские модные образы одиноки, не часто сопровождались изображением домочадцев (жены и детей) [10].
Женским образам, несмотря на все шире проникающий спортивный стиль, не были присущи изображения брюк как маргинального элемента женского костюма. Женщинам надо было привыкнуть к наличию неспрятанных под юбкой ног [10]. Дженнифер Крейк, исследуя моду на спорт, приходит к выводу, что во всех видах спорта появление специфической женской одежды вызывает одни и те же требования соблюдения скромности [5].
Отечественный спортивный журнал «Циклист» в № 17 за 1896 год продвигал в публикациях мысль о реформе женского костюма разными средствами, например через селебрити: символ эпохи — театральная актриса Сара Бернар со страниц прессы в интервью нью-йоркскому журналисту заявляла о костюме для езды на велосипеде, что самым удобным считает панталоны и плотно охватывающее талию джерсе. Автор «Циклиста» выражает мнение, что женщина сама не слишком охотно отказывалась от традиционной юбки, хотя та и не была удобна для спортивных занятий и подвижных игр. Тогда и был придуман средний вариант между юбкой и шароварами (шальварами) — юб-ка-трансформер, которая при помощи трех шнуров преображалась в удобные шаровары (см. рис. 13). Причина, которая мешала многим дамам ездить на велосипеде, была таким образом устранена.
Источник: Циклист. 1896. № 17. С. 7. Рис. 13. Юбка-шаровары
В 1896 году в № 12 журнала «Циклист» была размещена реклама фирмы Жак, торгующей велосипедными и прочими спортивными костюмами (рис. 14).
Источник: Циклист. 1896. № 12. С. 23. Рис. 14. Реклама фирмы «Жак»
Не остается без внимания и еще один элемент спортивной моды: обувь. Ее либо изготавливали в домашних условиях, шили, либо покупали/заказывали у производителей обуви индивидуально. Предложения удобной специализированной спортивной обуви практически не было до начала XX века. Но постепенно ситуация стала меняться и в этой сфере. В конце XIX - начале XX столетия в прессе появилась реклама магазинов Г. Густавсона и А. Бозе спортивной обуви на заказ (рис. 15).
Социальные предпосылки формирования физической культуры 165
Рис. 15. Рекламные объявления спортивных магазинов Г. Густавсона и А. Бозе в изданиях «Циклист» 1896 г. и «Самокат» 1902 г.
В 1914-1916 годах каталоги торговых домов А. А. Биткова (с 1889 г.), Э. Мюра и А. Мерилиза дают развернутую картину изменения отношения к спорту, размещая прейскуранты обуви для разных видов спорта (рис. 16). Здесь уже присутствует готовая обувь и инвентарь для всех видов спорта.
Рис. 16. а) прейскурант ТД «Мюр и Мерилиз», 1914-1915 гг.; б) прейскурант магазина А. А. Биткова 1915-1916 гг.
Заключение
Однажды проникнув на страницы женских и мужских модных журналов, элементы спортивного стиля стали неотъемлемой частью этикета и культуры поведения высшего сословия. Демократичность соревновательной деятельности и требуемая свобода движений достигались только вследствие изменения внешней церемонной скованности движений. Энергичное женское тело стремилось к независимости и равным возможностям, к переменам в женском платье, заимствованиям элементов из мужского костюма. Со временем под влиянием внешнеполитических и экономических событий ушла в историю романтическая эпоха разорительной роскоши, сменив женский туалет на более экономный и комфортный, соответствующий «новой» женщине, стремящейся не только к освоению новых рабочих возможностей, но и к подвижному образу жизни вне работы. Неудобные высокие каблуки, корсеты, шляпы и лишние аксессуары сразу после революции были либо забыты, либо отложены в сторону ради выживания и гармоничного развития. Отчасти их просто разучились носить. Эстетика нового костюма обозначалась методами рекламы, лингвистическими и визуальными средствами, где женщина занимала свое место в бывшем мужском мире. Спортивный костюм обретает целостный образ и нарратив.
Список источников
1. Алябьева Л. Как одевались первые спортсменки // Арзамас. URL: https:// arzamas.academy/materials/459 (дата обращения: 02.10.2023).
2. Войтик Е. А. Спортивный медиатекст: зарождение и развитие (на материале периодических изданий XVIII-XIX вв.). Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2017. С. 56-62.
3. Волкова П. Д. Полная история искусства: курс лекций. Серия: Наследие эпох. М.: Изд-во АСТ, 2020. С. 210.
4. Корбен А., Куртин Ж.-Ж., Вигарелло Ж. История тела. От Великой французской революции до Первой мировой войны / ред. А. Корбен / пер. с фр. О. Аверьянова. М.: Новое литературное обозрение. Серия: Культура повседневности, 2014. Т. 2. 384 с.: ил.
5. Крейк Дж. Краткая история униформы (Форма напоказ: от традиционализма к вызову) / пер. с англ. И. Красильщика. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 240 с. С. 123-138.
6. Прейскурант торгового дома А. А. Биткова в Москве. Расценка № 7. Зимний спорт сезона 1915-1916 гг. Москва: Типо-лит. Т-ва И. Н. Кушнер и К°, 1915. 36 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01006692789?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 02.12.2023).
7. Прейскурант торгового дома Мюр и Мерилиз, универсальный магазин (Москва). [Иллюстрированный прейскурант]: осень и зима 1914-1915. Москва: Типо-литогр. Мюр и Мерилиз, 1914. 115 с.
8. Риздвенко Н. Цветок без корсета. Женщина как примета времени // Родина. 1999. № 9. С. 77-79.
9. Руденко Т. В. Модные магазины и модистки Москвы первой половины XIX столетия. М.: Центрполиграф, 2015. 193 с.
10. Холландер Э. Пол и костюм: эволюция современной одежды / пер. с англ. Е. Канищевой, Л. Сумм. Москва: Новое лит. обозрение, 2018. 171 с.
11. Шапиро Б. Феминизация спорта и женское белье. К истории спорта Belle Epoque // Теория моды. М.: Новое литературное обозрение. 2015. № 38. URL: https:// www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/38_tm_4_2015/article/11683/?sphrase_ id=647271 (дата обращения: 02.12.2023).
12. Юдина Е. Ю. Коньки как литературный образ и повседневность императорской России. В сборнике: Спорт в пространстве культуры и социальных коммуникаций. Материалы VI Междисциплинарной научно-практической конференции. РГУФКСМиТ. 2015. С. 72-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24287159 (дата обращения: 27.11.2023).
References
1. Alyabyeva L. How the first athletes dressed. Arzamas. (In Russ.). URL: https:// arzamas.academy/materials/459 Accessed: 02.10.2023).
2. Voytik E. A. Sports media text: origin and development (based on the material of periodicals of the XVIII-XIX centuries). Tomsk: Tomsk State University Publishing House. 2017:56-62. (In Russ.).
3. Volkova P. D. Full history of art. М.: AST Publishing House. (Heritage of Eras). 2020:210. (In Russ.).
4. Corben A., Curtin J.-J., Vigarello J. History of the body. From the French Revolution to the First World War / Ed. by A. Corben; Translation from French by O. Averyanov. M.: New literary review. "Culture of the Everyday" series. 2014;2:384 p.: Ill. (In Russ.).
5. Craik J. A. Brief History of the Uniform (Uniform Flaunting: From Traditionalism to Challenge ) / Translated from English by Joseph the Dyer. M.: New Literary Review. 2007:123-138. 240 p. (In Russ.).
6. Price list of A. A. Bitkov's trading house in Moscow. Rate No. 7. Winter sports of the 1915-16 season. Moscow: Tipo-lit. T-va I. N. Kushner and Co.°, 1915:36 s. (In Russ.). URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01006692789?page=1&rotate=0&theme=white Accessed: 02.12.2023).
7. Price list of the Myr and Meriliz trading house, general store (Moscow). [Illustrated price list]: Fall and winter 1914-1915. Moscow: Typo-lithogr. Muir and Meriliz. 1914:115 s. (In Russ.).
8. Rizdvenko N. Flower without a corset. Woman as a sign of the times. Homeland. 1999;(9):77-79. (In Russ.).
9. Rudenko T. V. Fashion shops and milliners of Moscow in the first half of the 19th century. М.: Centerpolygraph, 2015:193 p. (In Russ.).
10. Hollander E. Paul and Costume: Evolution of Modern Dress [trans. From the English E. Kanishcheva, L. Summ]. Moscow: New lit. review, 2018:171 s. (In Russ.).
11. Shapiro B. Feminization of sports and lingerie. To the history of sports Belle Epoque. Fashion theory. Publishing House: New Literary Review. 2015;(38). (In Russ.). URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/38_tm_4_2015/article/11683/?sphrase_ id=647271 Accessed: 02.12.2023).
12. Yudina E. Yu. Skates as a literary image and everyday life of imperial Russia. In the collection: Sports in the space of culture and social communications. Materials of the VI Interdisciplinary scientific-practical conference. RSUFKSMiT. 2015:72-78. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24287159 Accessed: 27.11.2023).
Информация об авторе /Information about the author:
Юдина Елена Юрьевна — кандидат исторических наук, доцент департамента физической культуры, спорта и медиакоммуникаций, Институт естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия.
Yudina Elena Yurievna — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Culture, Sports and Media Communications of the Institute of Natural Sciences and Sports Technologies, Moscow City University, Moscow, Russia.