DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.009 Щукина Т.В.1, Воскобойников С.Г.2
1ORCID: 0000-0001-9793-2725, Кандидат исторических наук, 2ORCID: 0000-0003-0041-0950, Кандидат исторических наук, Донской государственный технический университет ЖЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВВ. В ФОНДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
В статье представлена характеристика фондов женских образовательных учреждений Донской области, которые хранятся в Государственном архиве Ростовской области (ГАРО). Сделан сравнительный анализ всех имеющихся в указанном архиве фондов образовательных учреждений с учетом гендерного аспекта становления региональной истории образовательной системы. Дана характеристика документального комплекса документов фондов Ростовской - на - Дону «Екатерининской» женской гимназии, Новочеркасской частной женской гимназии А.Д. Дувакиной. Определены особенности работы с историческими документами образовательных учреждений. Подчеркивается необходимость введения в научный оборот выявленных архивных документов женских учебных учреждений для всестороннего освещения вопроса становления региональной системы женского образования на рубеже XIX-XX веков.
Ключевые слова: архивные фонды, женские образовательные учреждения, рубеж XIX-XX вв., ГАРО.
Shchukina T.V.1, Voskoboinkov S.G.2 1ORCID: 0000-0001-9793-2725, PhD in History, 2ORCID: 0000-0003-0041-0950, PhD in History, Don State Technical University FEMALE EDUCATIONAL INSTITUTIONS AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES IN THE FUNDS OF THE STATE ARCHIVE OF THE ROSTOV REGION
Abstract
The article describes the characteristics of the funds offemale educational institutions of the Don region, which are stored in the Public Record Office of the Rostov Region. Comparative analysis of all the funds of educational institutions available in this archive is made with regard to the gender aspect of the development of the regional history of the educational system. Characteristics of the documentary complex of documents of the Rostov-on-Don funds of the "Ekaterininskaya" girl's high school, Novocherkassk private girl's high school named after A.D. Duvakina are given. Specific features of working with historical documents of educational institutions are determined. The necessity to introduce identified archive documents of female educational institutions into the scientific circulation for comprehensive coverage of the development of the regional system offemale education at the turn of the 19th and 20th centuries is emphasized.
Keywords: archive funds, female educational institutions, the boundary of the XIX-XX centuries, Public Record Office of the Rostov Region.
В современном обществе трудно представить, что 200 лет назад женское образование представляло собой совокупность изучаемых, достаточно поверхностно, предметов общих наук и ограничивалось применением в камерной обстановке знаниями в области музыки, живописи, литературы.
Однако согласно законодательству Российской империи еще XVIII в. женщины получили равные права на занятие предпринимательской и любой другой общественной деятельностью. На протяжении всего последующего столетия российский «слабый пол» активно обретал устойчивую позицию в коммерческой сфере наравне с мужчинами. Вместе с тем, влияние гендерной идеологии весьма затрудняло участие женщин в исконно мужских сферах деятельности, одной из которых была сфера образования. Так, в начале XIX в. девочек в такие образовательные учреждения, как гимназии, училища, профессиональные школы, не принимали [1, С. 35]. Негласный принцип о том, что женскому полу знать грамоту необязательно распространялся как на центральном, так и на региональном уровне.
Государственный архив Ростовской области (далее ГАРО) хранит 877 дореволюционных архивных фондов, из которых - 40 фондов мужских учебных учреждений, а на долю женских образовательных учреждений приходится только 20 архивных фондов [2]. Среди них фонды Ростовской - на - Дону «Екатерининской» женской гимназии (Ф. 135), Женской (частной) гимназии Берворовой г. Ростова - на - Дону (Ф. 192), Донской «Мариинской» женской гимназии г. Новочеркасска (Ф. 247), Нахичеванской н/Д «Екатерининской» женской гимназии (Ф. 254), Таганрогской «Мариинской» женской гимназии (Ф. 590) и другие.
Формат публикации не позволяет детально охарактеризовать каждый фонд и содержание отдельно взятой единицы хранения. В рамках статьи мы постараемся акцентировать внимание на материалах фондов, которые могут дать представление о становлении региональной истории женского образования на рубеже XIX-XX вв., анализируя ранее неопубликованные источники.
Согласно анализу архивных документов рассмотренных фондов первая в Донской области частная женская школа, начальником которой стала мещанка Анна Попова, была открыта в 1857 г. в г. Нахичевани. В г. Ростове первое женское училище, а позднее - гимназия, основано только в 1862 г., тогда как первое приходское, а несколько позднее -уездное, мужское училище открылось уже в 1810 г. [3]
Документы фонда (Ф. 135) Ростовской - на - Дону «Екатерининской» женской гимназии Министерства народного просвещения свидетельствуют об образовании указанного образовательного учреждения в августе 1873 г. на основе преобразованного Ростовского - на - Дону женского училища. Деятельность и организационная структура гимназии регламентировалась «Положением о женских гимназиях и прогимназиях» Министерства просвещения от 24 мая 1870 г. и «Уставом гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения» от 30 июля 1871 г.
Руководила гимназией весьма образованная и решительная дама, Александра Васильевна Симеоновская, достаточно ловко «управляющаяся» с гимназическими Советами. При гимназии имелись Педагогический и Попечительский советы. Права и обязанности Попечительского совета были следующими: избрание кандидатов на пост руководителя Попечительского совета, директора образовательного учреждения; организацию сбора средств на содержание гимназии; наблюдения за расходованием сумм и составления ежегодной сметы расходов; определения размера платы за обучение и размера жалования попечительнице; оказания помощи беднейшим ученицам, которые показали блестящие результаты в учебной и общественной деятельности [4, Л. 36-38].
Педагогический совет был создан для решения учебно-воспитательных вопросов. Согласно протоколам заседания совета обсуждению и решению подлежали следующие вопросы: прием учениц и перевод их из класса в класс; выдача аттестатов, свидетельств и определение наград ученицам; проверка годичных отчетов по учебной работе и издание постановлений об учебно-воспитательной деятельности [4, Л. 45].
Решения Педагогического совета должны были сообщаться через делопроизводителя членам Попечительского совета. В случае отсутствия консенсуса при решении вопросов, окончательный вердикт выносил попечитель Одесского учебного округа (средние учебные заведения, расположенные на территории Екатеринославской губернии входили в состав этого округа). Спорные вопросы были связаны с утверждением в должность преподавателей гимназии, избираемых не только из числа учительниц и домашних наставниц, но также из учителей мужских гимназий и других средних учебных заведений. Списки претендентов на вакантные места составлял председатель Педагогического совета. А окончательное утверждение в должность осуществлялось с разрешения попечителя учебного округа.
Основной курс обучения был семилетним, но для получения образования, позволяющего осуществлять педагогическую деятельность, требовалось окончить восьмой класс, по окончанию которого выпускницы получали звание учительниц. К 1903 г. число параллельных классов гимназии равнялось семи, число учениц - 690 чел., преподавателей - 27 чел. [5, Л. 23].
Согласно учебным планам предметы преподавания делились на две части: обязательные и необязательные. К необязательным предметам относились: иностранные языки, рисование, музыка, пение и танцы. За обучение этим предметам взималась дополнительная плата. В то же время частично гимназия содержалась за счет государственной казны. От казны гимназия получала 700 руб. в год, основная же масса доходов была негосударственной и составляла 65367 руб. [5, Л. 30].
Необходимо подчеркнуть, что основную массу документов фонда можно отнести к документам по личному составу. Естественно, что извлечь полную информацию по истории гимназии из этих материалов крайне сложно. Однако благодаря косвенным данным и информации из других архивных источников было выяснено, что в 1888 г. в связи с присоединением к Области Войска Донского (ОВД) Таганрогского градоначальства и Ростовского уезда учебные заведения последних были переданы в Харьковский учебный округ [2, С. 7].
Согласно Положению об управлении средними и высшими учебными заведениями от 18 сентября 1918 г. «Екатерининская» женская гимназия перешла в подчинение Отделу народного просвещения Всевеликого войска Донского.
С установлением советской власти на Дону, в начале 1920 г. была проведена реорганизация учебных заведений, в частности средние и низшие учебные заведения были трансформированы в советские трудовые школы. Таким образом, и гимназия к лету 1920 г. превратилась в Советскую школу I и II ступени.
Фонд № 135 поступил на хранение в ГАРО 29 марта 1928 г. Проверка наличия и состояния дел фонда проводилась в 1950, 1952, 1980 гг. Экспертиза ценности документов была проведена в 1956 г. Научную обработку фонд прошел в мае 1990 г. В результате описи фонда были усовершенствованы, так как ранее они не отвечали правилам работы государственных архивов. Из четырех описей за 1874-1919 гг. в объеме 390 дел составлена одну опись за 1870 - 1920 гг. в объеме 306 дел [6].
В настоящее время состав указанного фонда включает протоколов пробных уроков учениц восьмых классов, ведомости об успеваемости гимназисток, экзаменационные ведомости, аттестаты выпускниц (оригинал и копии); списки гимназисток, экзаменовавшихся по разным предметам, классные журналы по разным предметам; формулярные списки о службе разных лиц; личные дела преподавателей и гимназисток; письма разных учреждений о назначении стипендий; о высылке денег за обучение некоторых гимназисток; медицинские свидетельства о состоянии здоровья гимназисток.
В работе с документами фонда необходимо учитывать, что в основу систематизации дел был положен номинативно-хронологический принцип: дела объединены в группы по наименованию, а в подгруппах расположены в хронологической последовательности. На наш взгляд такой принцип систематизации дел, относящихся в основном к документам по личному составу, создает наиболее благоприятные условия для использования документов. В описи материалы, как отдельного дела, так и группы документов расположены по важности документов: от протоколов до писем. Следует отметить, что тематическая разработка фонда не проводилась в силу его непрезентативности, при этом, к описи составлен научно-справочный аппарат, который содержит все необходимые элементы для быстрого поиска необходимой информации: титульный лист, предисловие, хронологический указатель, переводная таблица шифров.
Для полноты историко-территориального «охвата» истории становления женского образования следует охарактеризовать учебное заведение г. Новочеркасска. Нам представляется это достаточно логично, так как г. Ростов-на-Дону - это, в первую очередь, крупный город для промышленно-предпринимательской деятельности, а г. Новочеркасск - столица Всевеликого войска Донского. Надо отметить, что Новочеркасск значительно опережал Ростов по времени открытия образовательных учреждений, так первая гимназия здесь открылась в 1809 г. В то же время, женские гимназии стали активно создаваться только в конце 1880-х гг. [7, С. 685].
Так, фонд № 298 Новочеркасской частной женской гимназии А.Д. Дувакиной содержит ряд материалов, которые указывают, что частное учебное заведение Дувакиной А.Д. основано в 1888г. в г. Новочеркасске по адресу: Атаманская ул., д.14. Однако документы Новочеркасской частной женской гимназии А.Д. Дувакиной до 1912 г. не сохранились. В результате, история гимназии восстанавливалась по памятным книжкам. В 1905 г. в списке учебных заведений значится «Частное учебное заведение Дувакиной А.Д. дочери почетного гражданина». По документам Министерства народного просвещения 1915 г. указано, что прогимназия была открыта в 1903 г., а в 1907 г. преобразована в гимназию. На 1906-1908 гг. учебное заведение значится, как «Частная женская прогимназия А.Д. Дувакиной». В 1907 г. прогимназия преобразована в Новочеркасскую частную женскую гимназию А.Д. Дувакиной. В памятных книжках указаны члены педагогического совета и фамилии преподавателей. Начальник гимназии -Александра Дмитриевна Дувакина [8, Л. 5-8].
Структура управления и перечень учебных дисциплин был аналогичен таким же составляющими Ростовской -на - Дону «Екатерининской» женской гимназии.
Вместе с тем, в материалах фонда содержится «пласт» интересных документах о существования учебных заведений в период «демократического многовластия» лета 1917 г. Согласно протоколу собрания учебно-воспитательного персонала гимназии от 7 мая 1917 г. начальник гимназии А.Д. Дувакина объявила о закрытии гимназии. Персонал гимназии был против закрытия. Члены педагогического комитета избрали временно исполняющего обязанности начальника гимназии А.И. Дикарева. В течение мая - июня 1917 г. шла переписка Новочеркасского городского исполкома с Попечителем Харьковского учебного округа о судьбе гимназии. В деле № 6 содержатся 2 письма (от 26 мая и 19 июня 1917 г.) попечителя Харьковского учебного округа, адресованные Новочеркасскому городскому исполкому, о невозможности закрытия гимназии А.Д. Дувакиной без его распоряжения. Только 20 июня 1917 г. попечитель разрешил с 1 июля 1917 г. закрыть гимназию А.Д. Дувакиной и с разрешения Новочеркасской городской управы на ее базе открыть Новочеркасскую женскую гимназию [9, Л. 15-25].
Фонд № 298 поступил в ГАРО 14 июня 1928 г. В фонде имеется только часть документов за 1912-1917 гг. Первоначально фонд состоял из 1 дела за 1913-1915 гг. В 1950 г. и 1952 г. в опись дописано 4 дела, документы которых датировались 1912-1917 гг.
В составе фонда: протоколы учебно-воспитательного процесса, переписка попечителя Харьковского учебного округа с Новочеркасским городским исполкомом; аттестат и свидетельства учениц; памятные книги.
В 2008 г. фонд подвергся переработке. В настоящее время в фонде 1 опись, содержащая описание 6 дел за 19121917 гг. [10]
Подводя итог, можно в качестве специфики работы с фондами образовательных учреждений выделить следующий аспект - критическое отношение к изучаемым документам [11, С. 42]. В большинстве своем авторы документов могут излагать известные факты тенденциозно, субъективно или неполно в силу различных причин. В силу вышесказанного важно учитывать всю совокупность документов по интересующей проблеме. Нам представляется возможным акцентировать внимание историков к фондам женских образовательных учреждений, хранящихся в ГАРО, для более полного и объективного раскрытия тендерного аспекта в образовательной сфере Донского края на рубеже XIX-XX вв.
Список литературы / References
1. Щукина Т.В. Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века / Т. В. Щукина, А. В. Мазур // Молодой ученый. - 2016. - № 28.1. - С. 35 - 36.
2. Государственный архив Ростовской области (далее ГАРО). Путеводитель. - Ростов - на - Дону, 1961. - 234 с.
3. Сидоров В.С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т.4. / В.С. Сидоров. - Ростов - на - Дону: Гефест, 1996. - 404 с.
4. ГАРО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 195.
5. ГАРО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 295.
6. ГАРО. Ф. 135. Оп. 1. Предисловие к описи фонда.
7. Кирсанов Е.И. Слава и трагедия Новочеркасска. 1805-2005. Исторические очерки. Т2. / Е.И. Кирсанов. -Ростов - на - Дону, 2005. - 1184 с.
8. ГАРО. Ф. 298. Оп. 1. Д. 2.
9. ГАРО. Ф. 298. Оп. 1. Д. 6.
10. ГАРО. Ф. 298. Оп. 1. Предисловие к описи фонда.
11. Щукина Т.В., Гордиенко Е.А. Образовательные учреждения в исторической парадигме развития России / Т. В. Щукина, Е. А. Гордиенко // Молодой ученый. - 2016. - № 7.4. - С. 42- 44.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Schukina T. V. Istoricheskie aspekty ispol'zovanija zhenskogo truda v sfere gosudarstvennogo apparata upravlenija Rossii v nachale XX veka [Historical aspects of use of female work in sphere of machinery of state of management of Russia in the beginning of XX century] / T. V. Schukina, A. V. Mazur // Molodoj uchenyj [The Young scientist]. - 2016. - № 28.1. - P. 35- 36. [in Russian]
2. Gosudarstvennyj arhiv Rostovskoj oblasti (GARO) [The State Archives of Rostov Area]. Putevoditel' [The guidebook] - Rostov - na - Donu, 1961. - 234 p. [in Russian]
3. Sidorov В.С Jenciklopedija starogo Rostova i Nahichevani-na-Donu. Т.4 [The Encyclopedia of old Rostov and Nakhichevan - on - Don. V.4]. Rostov-na-Donu: Gefest, 1996. - 404 p. [in Russian]
4. GARO. F. 135. Op. 1. D. 195 [Found. 135. List. 1. File. 195] [in Russian]
5. GARO. F. 135. Op. 1. D. 295 [Found. 135. List. 1. File. 295] [in Russian]
6. GARO. F. 135. Op. 1 [Found. 135. List. 1]. Predislovie k opisi fonda [The foreword to the inventory of fund] [in Russian]
7. Kirsanov E.I. Slava i tragedija Novocherkasska. 1805-2005. Istoricheskie ocherki. T2 [Glor and tragedy of Novocherkassk. 1805-2005. Historical sketches. V.2 ] / E.I. Kirsanov. - Rostov-na-Donu, 2005 - 1184 p. [in Russian]
8. GARO. F. 298. Op. 1. D. 2 [Found. 298. List. 1. File. 2] [in Russian]
9. GARO. F. 298. Op. 1. D. 6 [Found. 298. List. 1. File. ô] [in Russian]
10. GARO. F. 298. Op. 1 [Found. 298. List. 1]. Predislovie k opisi fonda [The foreword to the inventory of fund] [in Russian]
11. Schukina T.V., Gordienko E.A. Obrazovatel'nye uchrezhdenija v istoricheskoj paradigme razvitija Rossii [Educational of establishment in a historical paradigm of development of Russia] / T. V. Shhukina, E. A. Gordienko // Molodoj uchenyj [The Young scientist]. - 2016. - № 7.4. - P. 42-44. [in Russian]
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.080 Викторова Е.В.1,Тимакова А.А.2
1ORCID: 0000-0002-3169-1444, Кандидат педагогических наук, 2ORCID: 0000-0003-0269-4969, Кандидат филологических наук, Пензенский государственный университет СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКИХ ИНТЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ-РЕАЛИСТОВ СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА)
Аннотация
Рассмотрена одна из малоизученных социокультурных детерминант художественного творчества -впечатления, полученные будущими писателями в сензитивные периоды личностного развития, возымевшие силу и значение импрессингов. Использован конкретный биографический материал. Осуществлен анализ очерков жизни и творчества писателей-реалистов середины XIX в.: И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского. Описаны социокультурные условия формирования творческих интенций писателей-реалистов середины XIX века. Рассмотрены импрессинги как социокультурные детерминанты художественного творчества. Выявлены ситуации в жизни И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова и А.Н. Островского, повлиявшие на будущий выбор литературного творчества как такового и ключевой темы творчества - темы народа. Показано, что импрессингами послужили яркие - позитивные и негативные - впечатления от общения с простыми людьми в детстве и в подростковом возрасте. Сильные впечатления, полученные будущими писателями в сензитивные периоды развития, становятся социокультурными детерминантами их дальнейшего литературного творчества: они способствуют развитию творческих способностей и в значительной степени определяют тематическую направленность творчества.
Ключевые слова: художественное творчество, социокультурная обусловленность, писатели-реалисты середины XIX века, социализация, социальная среда, социальное окружение, импрессинг, творческие интенции.
Viktorova E.V.1, Timakova A.A.2
1ORCID: 0000-0002-3169-1444, PhD in Pedagogy,
2ORCID: 0000-0003-0269-4969, PhD in Philology, Penza State University
SOCIOCULTURAL CONDITIONING OF CREATIVE INTENTIONS (ON THE EXAMPLE OF LIFE AND WORK OF REALIST WRITERS OF THE MIDDLE OF THE XIX CENTURY)
Abstract
One of the less studied sociocultural determinants of artistic creativity is considered in the paper - the impressions received by future writers in the sensitive periods of personal development, which came into force and were important for impressionisms. A specific biographical material was used in the paper. The analysis of the essays of life and works of realist writers of the middle of the 19th century is carried out: I.A. Goncharova, I.S. Turgenev, N.A. Nekrasov, A.N. Ostrovsky. The sociocultural conditions for the formation of the creative intentions of realist writers in the mid-19th century are described in the paper. Impressions are considered as sociocultural determinants of the artistic creativity. The situation in the life of I.A. Goncharov, I.S. Turgenev, O.N. Nekrasov and A.N. Ostrovskiy, influenced the future choice of literary creativity as such and the key theme of creativity — the topic of the people. It is shown that the impressions were bright, positive and negative impressions from communicating with ordinary people in childhood and adolescence. Strong impressions received by future writers in sensitive development periods become sociocultural determinants of their literary creativity in future: they contribute to the development of creative abilities and to a large extent determine the thematic focus of creativity.
Keywords: artistic creativity, sociocultural conditioning, realist writers of the middle of the XIX century, socialization, social environment, impression, creative intentions.
В настоящее время детерминация художественного творчества трактуется как «определяемая свободой или несвободой мера объективизированной направленности воли творца на участие в духовном развитии общественной жизни. Эта мера участия устанавливается либо самостоятельно (внутренняя детерминация), либо посредством актуализации направленности общественных потребностей, целей и интересов (внешняя детерминация)» [1]. Проблема свободы/несвободы творчества связана именно с пониманием соотношения внутренней и внешней детерминации. Внешняя детерминация в философско-культурологической традиции связывается с определенной несвободой от социальности вплоть до фатальной зависимости от общества (Н.А. Бердяев, М. Бубер, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др.). В XX в. признанию мнимости человеческой свободы, основанной на самосознании, во многом