Научная статья на тему '«Женская субъективность» в постмодернистской парадигме'

«Женская субъективность» в постмодернистской парадигме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
729
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / Женщина / Субъективность / Постмодерн / культурная парадигма / "Другой" / Culture / woman / Subjectivity / postmodern / cultural paradigm / "Another"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Браерская Анастасия Юрьевна

Раскрываются изменения, произошедшие в культуре ХХ в. Показывается, как ситуация постмодерна повлияла на исследование женской субъективности в контексте новой культурной парадигмы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article shows the changes of culture in the 20<sup>th</sup> century. The author considers how the situation of postmodern has influenced on the research of woman's subjectivity in the context of the new cultural paradigm

Текст научной работы на тему ««Женская субъективность» в постмодернистской парадигме»

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008.001

«ЖЕНСКАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ» В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМЕ

© 2010 г А.Ю. Браерская

Южный федеральный университет, Southern Federal University,

пр. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038, Nagibin Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038,

socpol@sfedu.ru socpol@sfedu.ru

Раскрываются изменения, произошедшие в культуре ХХ в. Показывается, как ситуация постмодерна повлияла на исследование женской субъективности в контексте новой культурной парадигмы.

Ключевые слова: культура, женщина, субъективность, постмодерн, культурная парадигма, «другой».

This article shows the changes of culture in the 20th century. The author considers how the situation of postmodern has influenced on the research of woman s subjectivity in the context of the new cultural paradigm.

Keywords: culture, woman, subjectivity, postmodern, cultural paradigm, «another».

Основной мотив развития современной культуры -это новое мироощущение эпохи, новое миропонимание, определяющееся как постмодерн.

Согласно «Новейшему философскому словарю» под редакцией А.А. Грицанова, термин «постмодернизм» употребляется как понятие, используемое в современной культурологии для обозначения специфических тенденций духовной жизни западной цивилизации конца ХХ в. [1, с. 536].

Для культуры постмодерна основным принципом является радикальный плюрализм мировоззренческих моделей и языков культуры, стилей и художественных программ. Система культуры лишена иерархичности. Все ее составляющие равноценны и равнозначны, не существует деления на «высокое» и «низкое», все имеет право на существование. В таких условиях философия отказывается от раз и навсегда данной, определенной и незыблемой истины.

Таким образом, анализ культуры постмодерна невозможен без рассмотрения тех сфер общества и культуры в целом, которые ранее в классическом научном дискурсе были оставлены без внимания, рассматривались как маргинальные образования или не рассматривались вовсе. Это мир повседневности, частной жизни человека, вопрос о его внутреннем мире, самоопределении и идентичности.

Одной из основных доминант социокультурного прогресса в эпоху постмодерна становится развитие человека как уникального творческого субъекта и его способностей. Именно для ХХ в. (и особенно второй его половины) характерна обращенность к человеку, его внутреннему миру, крайним выражением которой явился радикальный индивидуализм. Это стало возможным благодаря общей культурной ситуации, когда общество превратилось в предельно фрагментирован-ное образование. Человек в условиях постмодерна

перестал подчиняться единым основаниям, отказался от веры в единый всеобъясняющий принцип.

Современный исследователь-политолог Р. Ингл-харт утверждает, что на становление ценностей новой эпохи влияет повышенный уровень «экзистенциальной безопасности» [2]. Он выделяет несколько пунктов кардинальных изменений в различных сферах жизни людей. Во-первых, по его мнению, усиление чувства безопасности ведет к тому, что снижается необходимость в абсолютных правилах и законах. Следовательно, падает уважение к авторитету и власти. В отношении к экономической сфере наблюдается акцент на собственном материальном благополучии в противоположность установке на общее развитие. В области сексуального поведения, института брака превалирует индивидуальный выбор, стремление к экспериментированию и выработке новых форм отношений. И, наконец, в пространстве высших ценностей мы можем наблюдать меньше доверия к церкви, к общим смыслообразующим теориям, претендующим на абсолютную истинность. В противоположность этому процессу, человек, по мнению Р. Ингл-харта, все больше внимания уделяет личным исканиям, размышлениям наедине с собой, поиску смысла жизни [2].

По мнению другого известного исследователя, Ж. Липовецкого, в наши дни наступает развитие новой стадии индивидуализма, типичным представителем которой является фигура нарцисса - индивида, для которого характерно повышенное внимание «к самому себе и своему телу» [3, с. 79]. Помимо того, что он занят самолюбованием, сохранением и приумножением собственного материального благополучия, у него наблюдается полное отсутствие высоких целей и идеалов. Что касается последней характеристики, то здесь особую роль сыграло разочарование в полити-

ческих и социальных идеалах, а также тотальное равнодушие к происходящим в мире бедам, катастрофам, глобальным проблемам современности. Кредо нарцисса - жить сегодняшним днем, не заботясь о будущем.

Как мы уже писали, с одной стороны, повышение качества жизни сделало возможным стремление к тотальной индивидуализации. Однако возникновение мировых глобальных проблем, ставящих под угрозу существование всего человечества, с другой стороны, породило неуверенность в будущем. В противоположность точке зрения Р. Инглхарта о том, что уверенность в завтрашнем дне оказывает влияние на обращенность человека на самого себя, особо трепетное отношение к своему «я», Ж. Липовецкий утверждает, что, именно представляя будущее как нечто угрожающее и неопределенное, индивид уповает на настоящее, лелея свою душу и тело, непрестанно возвращая себе молодость. Тем не менее наше ощущение неуверенности автор определяет скорее как состояние «фривольной апатии», когда нет смысла бороться во имя какой-то высшей цели. Человек смирился с положением вещей [3, с. 81].

Для нарциссического сознания важен акцент на телесное и психическое. Повышенным и трепетным вниманием к душе и телу такого человека обусловлено появление столь популярных в наши дни психологических практик, центров йоги, медитации, распространения различных оздоровительных систем, методик формирования красивого и здорового тела, видов спортивных занятий, тренировок и т.д. Эти методики и системы направлены на борьбу со старостью, болезнями, и главное, со смертью, мысль о которой стала невыносимой в наши дни. В результате, как отмечает отечественная исследовательница Ю. Борисова, человек превращается в оторванного от общества, десо-циализированного субъекта [4].

Итак, как мы видим, в современной ситуации происходят изменения в культурном пространстве. Система личностных ценностей, стереотипы поведения, нормы, ориентации, отношения между людьми - все это претерпевает радикальные перемены. Изменяются также классические категории культуры, традиционные концепты и маркировки отношений между людьми. Пересматриваются, если не сказать больше, полностью переворачиваются, обретают подвижность привычные понятия. Само понятие постмодерна, как справедливо заметили американские антропологи Н. Раппорт и Дж. Оверинг (N. Rapport, J. Overing), является не столько характеристикой культурных изменений, сколько реакцией на эти изменения [5, с. 329].

Здесь мы обратим внимание на ту сферу жизни, анализ которой стал возможным лишь в XX в., когда в науке акцент познания сдвигается от объекта к субъекту, начинает учитываться роль исторического и культурного контекста, наука отказывается от жесткой классической схемы соотношения субъекта/объекта. В данной статье речь пойдет об анализе образа женщины в контексте описанных выше изменений, имеющих место в ХХ веке. Если говорить про сферу

философских исканий, то здесь наблюдается возросший интерес к вопросу бытия женщины, «женскому образу» в культуре.

Как и постмодернистская философия в целом, феминизм как современное гуманитарное направление, а также философская концепция социокультурного развития, стремящаяся артикулировать женское в культуре и обществе, на сегодняшний день ставит под сомнение универсальность знаний и понятий, сформулированных в период эпохи Просвещения, признает относительность любой теории, анализирует связи между знанием, дискурсом и властью. В центре его внимания оказывается не оппозиция мужского - женского, а способы конструкции и деконструкции этой оппозиции.

Отечественная исследовательница Т. А. Ладыкина утверждает, что «сфера культуры в постмодерне, занимающая доминирующее положение среди других социальных сфер, приобретает такие черты, как плю-ралистичность, отсутствие авторитетов, предстает в виде расколотой на большое число самостоятельных единиц, где уравниваются различные иерархические структуры» [6, с. 21]. Автор пишет, что многовариантность культуры является следствием нового состояния человеческого сознания, новых ценностных ориентаций как мужчин, так и женщин, мотивов и стимулов их поведения [6].

Постмодернистские исследователи испытывают сомнение в том, что существует сущностное (эссенци-альное) единство «Я» во времени и пространстве, называемое самоидентичностью. Постмодерн оспаривает адекватность представления об универсальном и целостном человеческом субъекте, представления, на котором основывались идеалы эпохи модерна. Данное философское направление рассматривает субъективность с точки зрения ее социальной и культурной конструи-руемости. Ж. Лакан говорил о том, что существует множественность уровней идентичности, а М. Фуко вообще предлагал идею «смерти субъекта», т. е. идею об исчезновении или растворении человека, который может быть помыслен в универсальной форме субъекта, определяющего основания и дающего смыслы » [7].

Как отмечает отечественный исследователь И.В. Хайдер, результатом постмодернистской и тендерной критики классического научного знания стало новое понимание субъекта. Он предстает уже не как цельный, фиксированный определенный субъект, а оказывается неопределенным. По его мнению, начались такие философские размышления с философских исканий знаменитого французского философа Симоны де Бову-ар, которая показала, что идентификация определенной эссенциальной идентичности (т. е. «бытия женщиной») происходит как чуждое, навязанное извне определение и на основании сложившегося распределения власти и подчинения между полами становится неизменным. Мужчина рассматривает свое мышление как эталон, который не маркирован половой принадлежностью. Он претендует на всеобщность своей позиции как на нечто естественное и непреложное [8]. Ладыкина пишет, что анализ механизмов субъективации как властных практик производства субъективности Фуко оказал огромное

влияние на феминистскую философию. Главная идея Фуко, которую взяли на вооружение феминистки, состоит в том, что гендерные маркировки субъективности не являются неизменными биологическими маркировками, а конструируются социально и производятся определенными типами стратегий власти [6].

В данном контексте интересна точка зрения французского исследователя-постструктуралиста Ж. Лакана. Он утверждает, что в символической системе, лежащей в основе всех культур, феминное не существует. Речь идет о том, что женщина не может быть представлена в культуре как универсальная и самотождественная категория. По мнению Лакана, феминное начало (в особенности это касается понимания феминного как материнского) всегда функционирует как отражение агрессивного маскулинного самоутверждения. Феминное не проявляется как таковое в символической системе, однако оно придает маскулинному непреодолимое желание, вопрос об абсолютном происхождении которого всегда остается открытым [9].

Ж. Лакан, пересмотрев теорию психоанализа З. Фрейда и отказавшись от биологического детерминизма, выдвинул собственную идею субъективности. Согласно Лакану, субъективность не имеет фиксированного ряда характеристик. Человеческое «я» неопределимо, оно всегда ищет себя. Субъект в данном случае выступает как лишенное стабильности, целостности, одним словом, децентрированное образование. Структура субъекта двойственна. В нем содержатся одновременно элементы «я» и «не-я», мужского и женского [10]. Отечественная исследовательница И. Жеребкина, анализируя теорию субъективности Ж. Лакана, пишет, что с его точки зрения феминные и маскулинные части «я» - это символические характеристики субъективности, возникающие в период символической идентификации, а женщина и мужчина находятся только в области символического порядка - в языке [11].

Вывод, особенно значимый для нашего исследования - особенность феномена женского - состоит в том, что женщина способна найти себя исключительно в другом. Ж. Лакан упоминает о том, что символический порядок ставит женщину в положение объекта. По его мнению, женщина приобретает свою значимость исключительно тогда, когда становится ценностью для другого, т. е. ее субъективность опосредована другим. При этом позиция любви мужчины по отношению к женщине - самостоятельна [10].

Идеи Ж. Лакана о нестабильности субъекта, о его подвижности, символизме несут в себе отказ от биологического детерминизма, на котором зиждется вся культура постмодерна.

Далее необходимо отметить, что, для обозначения невозможности существования устойчивой идентичности в постмодернистской теории, вводится специальное понятие «номада» или «номадический субъект». Особенность его заключается в том, что номадическое сознание не способно создать устойчивую идентичность, к тому же оно отказывается принимать любой тип идентичности как постоянный. Поэтому бытие «номадиче-ского субъекта» - это ситуация постоянного становле-

ния, а не утверждение какой-то определенной сущности. Такое постоянное нахождение в ситуации становления интерпретируется представителями постмодернистского феминизма как реальная возможность преодоления патриархальных установок, уклонения от привязанности к традиционным дискурсам.

Теория номадической субъективности подробно рассмотрена в трудах знаменитого феминистского философа-постструктуралиста Р. Брайдотти. Она отмечает, что для номадизма (от слова «номад» - кочевник) характерно отсутствие определенной сущности. Это всегда нахождение вне места, вечное изменение, отказ от постоянного типа идентичности: «Номадизм: головокружительное движение к деконструированию идентичности; молекуляризация "я"» [12, с. 138]. Устойчивая идентичность возможна, но она не может быть постоянной. По мнению Р. Брайдотти, «номадизм состоит не только из бездомности, сколько из способности воссоздавать свой дом где бы то ни было» [12, с. 138]. Номада никогда не ограничивает себя одной фиксированной идентичностью. Она позиционирует себя как внеклассовый элемент.

Как пишет И. Жеребкина, ситуацию постоянного становления субъекта Брайдотти считает хорошей возможностью противостоять политикам патриархальной доминации [13, с. 143]. Как утверждает сама феминистка, «номадическое сознание есть форма политического сопротивления гегемоническим и эксклюзивист-ским взглядам на субъективность» [12, с. 145]. Брайдотти различает понятия «номада», «изгнанник» и «дискурс мигранта». Для изгнанника свойственно повышенное чувство иностранца, чувство отделенности от своей родины и враждебное восприятие чужой страны. Мигрант ощущает тоску по прошлому, тяготится невозможностью вернуться назад. Также маршруты мигранта связаны с различными политическими движениями и т.д. Номадическое сознание не привязывается к месту, не имеет корней и не тоскует по Родине. Номада передвигается без определенного заранее места назначения. Номадические субъекты никак себя не классифицируют. Идентичность номадического сознания основывается не на фиксации, а на сложившихся обстоятельствах. Однако Брайдотти предупреждает, что быть номадой - это не значит не создавать вообще никаких стабильных состояний идентичности. Это означает отказ от постоянной идентичности и принятие только тех оснований, которые лишь помогают выжить в определенных условиях. Номада - это отказ от закрепленности эссенциализма, свойственного патриархальному духу нашей культуры [12, с. 145 - 148].

Итак, мы обозначили основные черты женской субъективности, новое понимание феминного в постмодернистской теории. Однако проблема состоит в том, чтобы понять, осуществился ли постмодерн в сознании частного человека, принял ли он постмодернистские установки.

В современной европейской культуре женщина становится более самостоятельной, активной и свободной, может открыто говорить о своих политических, социальных и экономических правах.

Действие многочисленных женских организаций, законы по защите прав женщин, да и в общем смена культурной парадигмы привели к тому, что на сегодняшний день уже нельзя говорить о том, что в европейском мире женщине приписан маргинальный статус «второго пола». Внешне ситуация выглядит очень успокаивающей. Однако достигла ли женщина внутреннего освобождения?

При всех многочисленных изменениях, произошедших в сознании человека за последние 40 лет, отчасти мы все еще продолжаем жить в рамках универсалистских категорий.

На наш взгляд, постмодернистская культура находится еще на стадии становления. Мы живем в эпоху перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Современная философия рассматривает культуру и все ее элементы с точки зрения постмодернистских характеристик толерантности, релятивизма, плюрализма мнений и т.д.

Однако на уровне частной семьи, да и на уровне общества, в процессе социализации детей продолжают воспитывать как «мальчиков» и «девочек» в старом смысле этого слова, предъявляя к девочкам больше требований, прививая атрибуты женственности, постоянно указывая на половую принадлежность. Ведь именно в процессе социализации индивид усваивает культурные образцы, а ожидания и убеждения по поводу распределения и исполнения ролей влияют на дальнейшее поведение мужчин и женщин. На эту проблему обращали внимание многие ученые. Отечественные исследовательницы в области гендера Е. А. Здравомыслова и А. А. Темкина пишут: «Период первичной социализации связан в основном с бессознательными и пассивными механизмами усвоения культуры, в то время как вторичная социализация предполагает большую включенность когнитивных механизмов и возможность творческого преобразования среды» [14, с. 84].

Авторы отмечают, что, по мнению психологов, гендерная идентичность формируется у детей в возрасте 5 - 7 лет, затем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет опытов и практик. Однако главным этапом вторичной социализации является возраст между 17 и 25 годами. Именно в это время формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении [14]. Таким образом, в данном возрасте происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры. Важно отметить, что в процессе социализации общественные и культурные нормы усваиваются произвольно и в большей степени бессознательно, поэтому ее результаты не воспринимаются как дискриминация. На наш взгляд, именно социализация личности является тем полем, где усваиваются, формируются и впоследствии воспроизводятся гендерные стереотипы. Представления о предназначении пола, гендерные нормы впитываются ребенком чуть ли не с рождения. Ведь именно с момента появления на свет малыша родители обращаются с дочерьми и сыновьями по-разному, последовательно

Поступила в редакцию

поддерживают различия в активности и интересах и несколько менее последовательно реагируют на социальное поведение и личностные характеристики детей.

Вряд ли основные ценности культуры постмодерна затронули личную жизнь среднестатистического члена общества. Особенно это касается культуры постсоветского пространства. Человек нашей культуры все еще мыслит в рамках универсалистских категорий мужественности и женственности. Женщина представлена как другое в культурном пространстве именно в том смысле, в каком говорила об этом Симона де Бовуар.

В таких условиях невозможно формирование адекватной идентичности, а следовательно, и образа женщины в культуре как самостоятельного, автономного и самодостаточного образования. И вопрос о формировании женской идентичности остается открытым.

Литература

1. Жбанков М.Р. Постмодернизм: новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998.

2. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис: Политические исследования. 1997. № 4. С. 6 - 32.

3. Липовецкий Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001. 331 с.

4. Борисова Ю.В. Субъект в ситуации постмодерна // Постмодерн: новая магическая эпоха: сб. статей / под ред. Л.Г. Ионина. Харьков, 2002. С. 164 - 167.

5. Rapport N.,Overing J. Social and Cultural Anthropology. The Key Concepts. L.; N. Y., 2007.

6. Ладыкина Т.А. Феминизм в культуре постмодерна. Омск, 2004. 91 с.

7. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1981 - 1982. СПб., 2007. 677 с.

8. Хайдер И.В. постмодернистский подход к гендерным отношениям // Содержание социально-гуманитарного образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход (материалы Южно-Российской науч.-практ. конф. Краснодар, 26 - 28 мая 2000 г.) / под ред. А.Н. Кимберга и О.А. Оберемко. Краснодар, 2000. С. 129 - 140.

9. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997. 183 с.

10. Лакан Ж. Семинары. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954/1955). М., 1999. 520 с.

11. Жеребкина И. «Прочти мое желание...» Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. М., 2000. 256 с.

12. Брайдотти Р. Путем номадизма // Введение в гендерные исследования Ч. II. СПб., 2001. С. 136 - 161.

13. Жеребкина И. Субъективность и гендер: гендерная теория субъекта в современной философской антропологии: учеб. пособие. СПб., 2007. 312 с.

14. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России // Материалы 1-й Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96»/МЦГИ. М., 1997.

_18 декабря 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.