ЖЕНЩИНЫ В ВОЕННЫХ УСЛОВИЯХ
КОРОВНИКОВА Ольга Дмитриевна
МАОУ лицей № 14 им. заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина
г. Тамбова.
Научный руководитель: Сафошина Ирина Александровна, учитель истории МАОУ лицей № 14 им. А. М. Кузьмина
Статья посвящена проблеме роли женщины в годы Первой мировой войны как на фронте, так и в тылу.
Ключевые слова: Первая мировая война, женщины, фронт, армия, эмансипация.
Зима. Ночь. Маленькая однокомнатная квартира. В кроватке спит маленький мальчик. Ему всего 2 года. А рядом, облокотившись на спинку стула, с тревогой в грустных, покрасневших от слез глазах, сидит его мама. Она не спит. С минуты на минуту по громкой связи объявят эвакуацию семей военнослужащих, их жен и детей. Мама разбудит сыночка, еще совсем сонного, слабенького после недавно перенесенного гриппа, и начнет одевать, уговаривая не плакать, ведь сейчас они полетят на большом военном самолете.
Меня нет, я еще не родилась. Маленький мальчик - мой старший брат, а грустные глаза - у моей мамы. Все самые необходимые вещи давно собраны, только самое необходимое, а еще фотографии. Пришлось отрывать их из красивого, с любовью оформленного альбома, чтобы было не так тяжело.
То, что происходило в те годы, не называли войной. Это были «события»: Тбилисские (январские), Сумгаитские, Бакинские .... Когда стреляют и убивают, это уже не «события», это «маленькие локальные войны». И по обе стороны баррикад не только люди, которые решили, что они могут силой оружия отстаивать свои интересы, там старики, женщины и дети.
Волей судьбы в один из таких военных конфликтов и оказалась вовлеченной моя семья. Вот почему из всех предложенных к разработке тематических статей мне близка тема «Женщины и война».
Женщины и война. Эти слова, когда звучат отдельно друг от друга, не вызывают у меня такой негативной реакции, как если они произносятся вместе.
В последнее время с приближением 100-летия начала Первой мировой войны (1.08.1914 г.), возрос интерес к тем далеким событиям.
Тяжелое испытание выпало на наш многострадальный народ, но общая беда сплотила всех. Не могли русские женщины остаться в стороне. Война заставила представительниц всех сословий принять посильное участие в помощи фронту. Всеобщая мобилизация мужского населения потребовала привлечения женщин на работу и на службу взамен ушедших на фронт мужчин. Одни откликнулись на патриотический призыв, в массовом порядке записывались на курсы сестер милосердия, другие, оставшись без кормильца, пошли работать, подчиняясь суровой экономической необходимости.
Пример подавала сама императрица Александра Федоровна (рис. 1). Закончив курсы Красного Креста, она с двумя дочерьми (Ольгой и Татьяной) ухаживала за ранеными.
Рис. 1. Императрица Александра Федоровна
Государыня, стоя во время операции за хирургом, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, стойко выносила ужасные условия военного госпиталя времен войны.
22 августа 1915 г. императрица Александра Федоровна решила организовать в залах Зимнего дворца лазарет имени наследника цесаревича Алексея. Фрейлина двора Анна Вырубова вспоминала: «Их привозили издалека, всегда ужасно грязных и окровавленных, страдающих. Мы обрабатывали руки антисептиком и принимались мыть, чистить, перевязывать эти искалеченные тела, обезображенные лица - все неописуемые увечья, которые на цивилизованном языке называются - война».
Женщины всех сословий, от простых горожанок до аристократок, с небывалым энтузиазмом занялись изготовлением бинтов. Одна лишь мастерская у Ильинских ворот производила в день до 10 тыс. перевязочных пакетов - столько же, сколько производила хорошо оснащенная германская фабрика.
Агрессия Германии побудила женщин Европы к активному участию в борьбе с врагом. На первых порах лишь немногие женщины в Европе и в России приняли непосредственное участие в боях.
Великая герцогиня Люксембургская Мария Адельгейда, защищая неприкосновенность границ своего крохотного государства от вторжения германских войск, села в автомобиль и, выехав на приграничный мост, приказала шоферу поставить машину поперек дороги. Разгневанный краткой задержкой наступления германский император Вильгельм II приказал заточить юную красавицу в Нюрнбергский замок, в котором она пробыла до конца войны.
Не остались в стороне от битв и русские женщины. На фронт, кроме женщин-медиков, отправились и те, кто непременно хотел участвовать в боевых действиях. В кавалерию часто просились привычные к верховой езде казачки.
Известная спортсменка Кудашева, объездившая верхом всю Сибирь и Малую Азию, явилась на передовую на собственной лошади и была зачислена в конную разведку. Туда же приняли кубанскую казачку Елену Чубу, которая была не только лихой всадницей, но и прекрасно владела холодным оружием. В учебной рубке на всем скаку она опережала любого казака.
Поначалу женщин на фронте пытались определить в нестроевые части или же держать при штабах, но они настойчиво требовали отправить их в окопы. Это стремление необученных и не подготовленных к боям женщин вскоре стало настоящим кошмаром для Главнокомандующего русскими армиями великого князя Николая Николаевича Старшего. Он издал приказ, запрещавший появление женщин в расположении частей. Но офицеры часто не соблюдали этого указания главнокомандующего.
Война принимала затяжной характер и все более напоминала мясорубку, в которой перемалывались человеческие судьбы, но это не останавливало женщин. Они стали осваивать редкие тогда даже для мужчин военные профессии.
Тем временем в тылу обретала все больший размах патриотическая кампания, участницы которой призывали женщин записываться в маршевые роты и батальоны смерти, осваивать военные специальности (рис. 2). Женщины становились пулеметчицами, бомбометальницами и разведчицами.
Рис. 2. Женский ударный батальон смерти
Военное ведомство охотно поддержало формирование женских «батальонов смерти», но командующие армиями отнеслись к этой затее крайне отрицательно, ибо хорошо знали отношение солдат к войне и не были уверены, что женские батальоны и команды смогут изменить ситуацию в лучшую сторону.
По свидетельству офицеров 525-го пехотного полка 132-й дивизии, занимавшей позиции в районе Крево, приданный им женский батальон Бочкаревой 9-10 июля 1917 г. отбил 14 атак противника. Женский батальон вел себя «геройски, все время в передовой линии, неся службу наравне с солдатами», - говорилось в донесении.
Таким образом, деятельность женщин в годы Первой мировой войны была очень активной, широкой и многоплановой и привела к поистине революционным изменениям в их положении. Фактически она стала началом женской эмансипации (рис. 3).
Рис. 3. Женщины заменили мужчин, ушедших на фронт, в промышленности, в том числе на военных заводах
Первая мировая война произвела поистине революционные изменения в положении женщин. То, за что боролись несколько поколений феминисток, свершилось. Женщина из «хранительницы домашнего очага» превратилась в полноправную «рабочую лошадку».
До войны даже относительно небогатая семья могла позволить себе иметь прислугу. Например, в Англии свыше миллиона женщин работали прислугой. Теперь положение изменилось. Женщины из низших классов предпочитали идти на лучше оплачиваемую «мужскую» работу, и «леди» из среднего класса ничего не оставалось, как самим вести домашнее хозяйство.
Женщины, освободившись от экономической зависимости от мужчин, почувствовали вкус свободы. Они стали осваивать все новые и новые профессии, активней участвовать в экономической и политической жизни страны.
Образ женщин-героинь в годы Первой мировой войны активно формировался в российской прессе. В этот период тяжелейших испытаний женщина считалась помощником русских воинов. Активно формировались образы медсестер, которые в меру собственных сил старались оказывать помощь раненым.
Вместе с тем, пресса того времени наполнилась различными сообщениями о новых «кавалерист-девицах», которые наравне с мужчинами сражались на фронте, участвовали в качестве разведчиков. Отношение к ним было неоднозначным. С одной стороны, подчеркивался их героизм и отвага, и тем самым «слабый» пол ставился в пример «сильному», с другой - нередко признавалось, что все же воевать - не свойственная для женщин функция.
Целью моей статьи являлось освещение роли женщин в Первой мировой войне. Думаю, что не все страницы войны раскрыты и описаны, так что для будущих историков впереди еще много работы для исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайончковский А.М. Первая мировая война. СПб.: Полигон, 2002.
2. Уткин А.И. Первая мировая война. М.: Алгоритм, 2001.
3. Гудков А.Н., Гудкова О.Н. Тематическая олимпиада «Первая мировая война» // Преподавание истории в школе. 1999. № 2. С. 29-34.
4. URL: http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/zhenshchiny-i-deti-v-sra-zheniyakh-pervoi-mirovoi-voiny
5. URL: http://hero1914.com/zhenshhina-na-frontax-pervoj-mirovoj/
WOMEN DURING THE WAR
Korovnikova O.D., MAOU lyceum № 14 named A.M. Kuzmin in Tambov. Supervisor: Safoshina Irina A., history teacher MAOU lyceum № 14. This paper is devoted to the role of women in the First World War on both the front and in the rear.
Key words: World War I, women, front, army, emancipation