Научная статья на тему 'Женщины США Ha пороге третьего тысячелетия'

Женщины США Ha пороге третьего тысячелетия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
715
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женщины США Ha пороге третьего тысячелетия»

ЖЕНЩИНЫ США НА ПОРОГЕ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

» начале 90-х годов XX в. положение женщин в американском обществе существенно изменилось во всех областях жизни - политической, экономической, социальной, психологической и культурной. В государстве, являющем собой пример одного из наиболее жизнеспособных центров мирового сообщества, основополагающее содержательное требование женского движения

- о признании в женщине полноценного человека, личности -получило широкое распространение в общественном сознании.

Поэтому в период бурных перестроенных процессов, происходящих в России, США не могут не привлекать заинтересованного внимания широких кругов российской общественности. Представляется целесообразным осмыслить американский опыт созидания демократического общества, которое не ограничивается провозглашением равенства прав обоих полов, а создает равенство возможностей в осуществлении этих прав и для женщин, и для мужчин.

При всех несомненно впечатляющих позитивных сдвигах в положении американской женщины в обществе преждевременно утверждать, что в США полностью и окончательно снята острота "женского вопроса".

Для достижения дальнейшего прогресса и разрешения конфликта между женской личностью и диктатом общества необходимы концентрация усилий, энергии и целенаправленная деятельность не только самого женского движения, но и государства, политических элит и общественных сил.

Насколько далеко продвинулись женщины США в практическом освобождении от диктата, навязываемого им обществом на протяжении многих десятилетий? Каковы их реальные возможности в обществе как его равноправных членов? Осознает ли демократическое государство, что демократия - это равные возможности выбора для граждан обоего пола? Если да, то какова политика такого государства в отношении женщин? Каков механизм, обеспечивающий равенство возможностей полов в обществе?

Ответы на ключевые вопросы помогут понять природу функционирования американской модели общества, степень ее гендерной чувствительности, прояснить реальное отношение государства к женщинам и положение женщин в нем, а значит, расширить границы собственных представлений об этих важнейших социальных явлениях, обогатив отечественный опыт знанием позитивных и негативных сторон практики другого государства.

Американки и экономика

На Западе освобождение женщин в сфере экономики началось именно в Соединенных Штатах Америки, хотя Северная Европа идет следом с небольшим разрывом. В период с 1960 по 1995 гг. доля работающих женщин выросла с 35% до более 55%. В период 70— 90-х годов американские женщины занимали 2/3 из миллионов новых рабочих мест, созданных в сфере информатики, и, по прогнозам специалистов, этот процесс будет продолжаться и на рубеже третьего тысячелетия.

По некоторым оценкам, типичный доход мужчины упал на 7% в период с 1973 по 1993, в то время, как женщины вырос - на 11%. В 80-е годы зарплата женщин стала значительно расти, догоняя мужскую, однако этот процесс замедлился в период 19941996 гг. Почасовая оплата труда женщины составляла 2/3 от уровня оплаты мужчин в 1973 г., а в 1997 —77%. Сегодня женщины составляют 46% рабочей силы, а на рубеже 21 века их будет большинство.

В 90-е годы женщины в США перестали быть меньшинством в рядах трудящихся: 2/3 или 74% женщин США работали. На работе занято 67% женщин с детьми. Этот показатель занятости столь же высок, как и показатель занятости среди мужчин.

Характерно, что каждая вторая женщина, имеющая малолетнего ребенка, трудится. При этом 33% работающих матерей являются главными кормильцами семьи; 50% семей с детьми нуждаются в доходе обоих родителей (в 1976 г. - всего 36%). Семьи с детьми, в которых отец - единственный кормилец, а жена ведет домашнее хозяйство, составляли 25%. Очевидно, что женщины кормят в стране почти столько же семей, сколько и мужчины.

С конца 80 — начала 90-х годов наблюдался резкий рост

числа компаний, организовавших детские учреждения (до 3500 единиц - на 40% больше, чем в 1984 г.). Многие компании не имели детсадов и яслей на своей территории, но они вводили специальные пособия-льготы (доплаты) на детские учреждения для своих наемных работников и помогали с устройством детей в эти учреждения. В 90-е годы детские учреждения появились почти на всех крупных предприятиях. В этот момент в США насчитывалось 750 детских центров, расположенных на территории компаний. Однако 90% компаний, на которых работают 10 человек и более, не предоставляли своим работающим женщинам таких возможностей.

Согласно исследованию, проведенному в этот период, потери рабочего времени у работающих родителей, дети которых пользуются детскими учреждениями, были сокращены на 31%, а на 10% сократилась текучесть кадров.

Картина была бы неполной без упоминания роли и значения деятельности специального исполнительного органа, созданного еще в 1920 г. Речь идет о Бюро по женскому найму Министерства труда США, которому вменялось в обязанность «определение стандартов и политики, которая способствовала бы благосостоянию работающих женщин, улучшала бы условия их работы, увеличивала бы эффективность их труда и развивала бы их возможности в благоприятном найме на работу». Бюро по женскому найму является единственным подразделением в рамках исполнительной власти на федеральном уровне, обладающим исключительным мандатом в сфере улучшения положения работающей женщины, функционируя как защитник, советник, стимулятор, контролер и информационный центр. Бюро поддерживает все, что связано с улучшением положения женщин в общественном производстве.

Многие исследователи, особенно из рядов женского движения, придерживаются скептического взгляда на способность и эффективность государственных ведомств и агентств добиваться изменений в тех структурах власти, где явно господство мужчин. Они уверены, что реальные изменения могут произойти лишь в результате давления извне.

Другие аналитики, напротив, утверждают, что государство, даже в условиях либеральной рыночной экономики, характерной для США, не является пассивным орудием внешних сил или правящих классов. Органы управления не только могут

способствовать переменам, но и брать на себя роль инициатора социальных движений. Именно такую роль играет Бюро по женскому найму в течение всего времени своего существования. Это подразделение бюрократической федеральной машины оказало заметное влияние на развитие женских интересов в трех направлениях: в создании идеологии о месте женщин в рабочей силе; в установлении более тесных связей среди трудящихся-женщин; в выработке государственного курса решения женского вопроса.

Так, именно Бюро убедило президента Кеннеди создать первую в истории США консультационную Комиссию по статусу женщин на уровне федерального правительства, в результате рекомендаций которой под эгидой Бюро была создана сеть комиссий по женским вопросам, ежегодные собрания которых способствовали выработке правительственного курса, учитывающего реальные интересы женщин.

Деятельность по созданию комиссий на местах стимулировала организацию общественных объединений женщин, прямым итогом которой стало рождение одной из влиятельнейших общественных организаций - Национальной женской организации (НЖО). И хотя комиссии постепенно обрели самостоятельность и перестали зависеть от Бюро, оно продолжает следить за их деятельностью. Комиссии и НЖО защищают интересы всех женщин, сосредоточиваясь то на борьбе за принятие Поправки о равных правах, то на решении проблем абортов. Бюро, используя свои ресурсы, поддерживает создание новых организаций, посвящающих свою основную деятельность защите интересов трудящихся женщин, например женщин-членов профсоюзов1.

Кроме того, Бюро всегда было и остается важнейшим источником статистических данных о положении женщины и ее месте в сфере трудовых ресурсов. Подразделение работает в тесном контакте с различными организациями по программам, представляющим взаимный интерес (проведение в жизнь законодательства о равных возможностях, организация учреждений дошкольного воспитания, переподготовка кадров и борьба за отпуск по уходу за детьми). Особая заслуга принадлежит Бюро по женскому найму в лоббировании принятия Закона о равной оплате труда 1963 г., который стал в США первым законом, запрещающим дискриминацию по принципу пола при найме и оплате труда.

Бюро работает в контакте с другими правительственными органами, оказывая свое влияние на разработку и принятие административных инструкций, обеспечивая статистическими данными о реальном положении женщин в связи с проведением в жизнь антидискриминационных законов. Бюро вместе с неправительственными группами, особенно на региональном и местном уровне, помогает работающим женщинам наиболее эффективно пользоваться своими правами.

Таким образом, Бюро по женскому найму Министерства труда США, успешно сотрудничая с женскими, профсоюзными и другими государственными организациями, добивается определенных успехов в отстаивании интересов женщин. (Интересно, что Бюро было взято в качестве модели для аналогичного подразделения, созданного правительством Франции.)

Вместе с тем, работающая американка продолжает сталкиваться с такими проблемами в отношении работы как дискриминация в области заработной платы, льгот и профессионального признания, а также с - двойной нагрузкой -дом и работа, и, как результат - стрессом.

Согласно исследованию Министерства труда (1998 г.) 14% белых и 26% цветных женщин утверждают, что потеряли работу или не смогли получить повышения из-за расовой или половой принадлежности, а 75% работающих женщин считают, что и впредь не смогут добиться продвижения по службе.

В период администрации Клинтона (1994-2000) произошли заметные позитивные изменения в статусе американских женщин. Так, финансирование бюджета Комиссии по равным возможностям при найме (the Equal Employment Opportunity Commission (EEOC) составил в 1999 фин. г. 279 млн. долл., что означало рост на 37 млн. долл. по сравнению с предыдущим годом. Увеличение бюджета комиссии означает наличие объективных предпосылок для развития деятельности по соблюдению интересов женского населения при найме на работу. (Комиссия значительно расширила программу альтернативных спорных резолюций и сократила объем жалоб на дискриминацию в частном секторе. По утверждениям американских специалистов, это было реальное увеличение финансирования работы комиссии за последних несколько лет).

Процессы, происходящие в американской экономике, имеют противоречивое воздействие на американских женщин. С одной стороны, развитие новейшей технологии в самых крупных отраслях

экономики (в средствах массовой информации, компьютерном обеспечении, медицине, здравоохранении и т.д.) и развитие сферы обслуживания приводят к созданию новых мест. (Правда, оплата в сфере обслуживания, по американским меркам, низкая). А с другой,

- перемещение производства из больших городов США в Мексику, Китай, Сингапур и другие страны с быстроразвивающейся экономикой и с дешевой рабочей силой, глобальная экономическая конкуренция, диктующая проведение структурной перестройки, сокращение ради повышения эффективности производства. (небольшие фирмы легче адаптируются к ситуации) - все это приводит к потере рабочих мест, нарастанию кризиса в системе социального обеспечения. При этом широкое применение контрактной системы, которая зачастую чревата сокращением рабочего времени, хотя и сулит высокую почасовую оплату, лишает женщин социальных пособий и льгот (речь идет о пособиях работодателя на медицинское обслуживание, на частные пенсионные сбережения, на отпуска и т.д.). Все это усложняет положение женщин на рынке труда, поскольку приводит к потери стабильности (без социальных льгот), распадом профессиональных общин (контрактники отвечают сами за себя, дух коллективизма пропадает, т.к. чувство коллективизма возникает среди работающих долгое время, объединенных общностью интересов, дружескими отношениями и т.д.). Правда, существуют и положительные стороны в новых экономических условиях для женщин: не надо постоянно бороться за прибавку к зарплате, гибкий график и т. д.

11 мая 2000 г. был провозглашен в США как День равной оплаты. Эта дата не случайна — она отмечает дополнительной срок следующего после предыдущего года, который женщина вынуждена проработать для выравнивания оплаты труда с мужчиной. Иными словами, разница среднегодовой оплаты женщин и мужчин равна 37% или почти 9,5 тыс. долл.

Среднегодовая зарплата американки (основана на данных 1998 г.) составляла 25 862 долл, в то время как мужчины — 35 345 долл. Чтобы женщине получить оплату в размере среднегодовой мужской, ей надо проработать не год, а год, четыре месяца и одиннадцать дней, т.е. до 11 мая следующего года. Таким образом, срок четырех с половиной дополнительных месяца или 135 дней, по иронии судьбы, истекал в воскресенье - 14 мая, когда в США отмечают День Матери.

Совпадение дат символизировало совпадение функций

женщин, и демонстрировало истинное отношение общества к двойной нагрузке, лежащей на плечах женщин, показывало также гендерное распределение объема работы и ее оценки в обществе, выявляя тем самым степень социальной несправедливости.

Пресс-конференции и другие различные публичные мероприятия были организованы для привлечения внимания общественности к важности проблемы равной оплаты труда. На самом деле (как показывают опросы общественного мнения) американки выражают глубокую озабоченность проблемами равной оплаты труда женщин и мужчин, дискриминацией на рабочем месте, отводя им приоритетное место в шкале первоочередных своих интересов. Согласно результатам опроса, проведенного в январе 2000 г., 67% опрошенных женщин чувствуют, что дискриминация на рабочем месте в отношении женщин все еще остается "проблемой".

Многие женщины считают, что кандидаты на пост президента страны в 2000 г. не уделяют существенного внимания вышеуказанной проблеме.

В Конгрессе США демократы, в отличие от республиканцев, придают приоритетное значение вопросу о равной оплате труда женщин и мужчин. В 1999 году республиканцы атаковали сторонников равной оплаты труда, утверждая, что разрыв в оплате труда составляет лишь 2%, если при рассмотрении разницы учитывать срок образования, занимаемую должность, опыт и рабочий стаж. Республиканцы утверждали, что справедливая оплата или сравнимая ценность труда может привести к более высокой безработице среди женщин и "опасным" экономическим последствиям. Они настаивали на том, что федеральные требования об оплате сравнимой ценности приведет к "эрозии государственных служб" и другим широко распространенным экономическим проблемам.

На самом деле все еще существует явное и очевидное неравенство. Разрыв в оплате труда — важнейший фактор, обуславливающий бедность среди женщин старшего поколения. Так, разница в среднегодовом доходе женщины и мужчины, имеющих 35-летний страж, получивших одинаковое образование, занимавших приблизительно одинаковые должности, обладавшими схожим опытом и равным стажем, может колебаться от 9483 долл. до 0,5 млн. долл.. Различие в оплате труда, как отмечают американские исследователи, это - результат дискриминации, что

обусловлено прежде всего профессиональной и отраслевой сегрегацией женских трудовых ресурсов. Иными словами сферы деятельности и уровни рабочих вакансий, должностей, которые занимают женщины — низкооплачиваемы (свыше 50% всех работающих женщин заняты в торговле, на секретарских должностях и в сфере услуг.). Исследования показывают, что в отраслях с преимущественной женской занятостью (или национальных меньшинств) существует низкая оплата труда.

Активистки женского движения критикуют демократическую партию за недостаток политической воли в решении задач по выравниванию оплаты женского и мужского труда. С их точки зрения, был сделан "незначительный прогресс" в деле гендерного выравнивания оплаты труда, хотя демократы могли бы успешно использовать большинство своей партии в Конгрессе США. Они всегда были готовы много говорить о концепции справедливой оплаты, однако не продемонстрировали реального лидерства в принятия соответствующего законодательства, которое изменило бы ситуацию"2., заявила одна из лидеров женской НПО

В Конгрессе 106 созыва (1998-2000) велись дебаты по двум основным законодательным инициативам, посвященным проблеме гендерного равенства и справедливости оплаты труда. Это: законопроект ("Закон о справедливой оплате"), авторы которого сенатор Том Харкин (демократ от штата Айова), в Палате представителей - Элеонор Холмз (демократ от Округа Колумбия); и законопроект ("Закон о справедливом платежном чеке"), инициаторы которого в Сенате Том Дашл (демократ от штата Южная Дакота) и депутат Палаты представителей Роза ДеЛауро (демократ от штата Коннектикут).

Представительницы женского движения призывают женщин Америки требовать принятия законопроекта о равной оплате труда, считая, что настало время для такого законодательства. При этом они весьма скептически оценивают его будущую судьбу в высшем законодательном органе страны. Национальная Женская Организация, влиятельная НПО в США, в частности, призывает поддерживать "законопроект Дашла — ДеЛауро", считая его более приемлемым с точки зрения защиты интересов женского населения США. Данный законопроект предусматривает соблюдение гендерного равенства и принципа справедливости при оплате труда женщин и мужчин. Он создает правовую базу для защиты равных прав и возможностей для женщин на рынке труда.

Дискриминация по признаку пола в оплате труда чревата негативными последствиями для женщин и для их семей, поскольку приводит к ограничению их возможностей в приобретении образования и профессиональной подготовки, и, в результате, не способствует достижению ими материальной и финансовой обеспеченности и стабильности. Это сказывается и при выходе женщин на пенсию, поскольку заработки и пенсионные и другие выплаты по социальному страхованию связаны между собою. (Американки составляют почти 60% от всех получателей пособий по системе социального обеспечения в США. Социальное обеспечение — основной источник пенсионного дохода большинства этих женщин).

Президент и вице-президент выступили за выделение в федеральном бюджете 14 млн. долл. на цели выравнивания оплаты труда мужчин и женщин на 2000 фин. г. Следует подчеркнуть, что демократическая администрация Клинтона, и сам вице-президент Альберт Гор, претендент от демократической партии на пост президента в 2000 г., снискали признание за свои усилия в деле достижения цели справедливости в оплате женского и мужского труда со стороны Сюзан Бианки-Сэнд — главы Национального Комитета Равенства Оплаты Труда. Она заявила по этому поводу, что, если бы не усилия Альберта Гора, благодаря которым проблема равной оплаты труда "получила широкое общественное звучание" и заняла "приоритетное место в политической повестке дня", то эта проблема "наверняка все еще оставалась в тени". Избирательная кампания диктует свои правила — кандидатам, завоевывая голоса, приходится улавливать те из них, от которых зависит судьба итогов выборов, а американки составляют большинство избирателей в США

Американские женщины потратили не одно десятилетие, добиваясь улучшения своих возможностей в сфере получения образования, что влечет повышение шансов на рынке труда, где в современном мире платят за знания.

Кроме того, путь к руководству начинается с образования в информационной экономике - это аксиома, не требующая доказательств. В 1975 г. женщины получили 11,7% дипломов магистра в сфере управления и бизнеса, а в начале 90-х годов -33% таких дипломов и в 13 раз больше инженерных дипломов. Доля женщин, получивших степень доктора медицины, составила к 90-м годам почти 1/3 (в 1966 г. было лишь 7% женщин среди тех, кто удостоен такого диплома). В 1966 г. лишь 3,5% женщин

получили дипломы в области юриспруденции, а в 1987 г. им было присвоено 40% всех степеней юристов.

Таким образом, уже в начале 90-х годов по сравнению с 1972 г. удвоилось число женщин-врачей, а доля женщин юристов и архитекторов увеличилась в 5 раз (следует подчеркнуть , что именно эти профессии относятся к числу самых престижных и высокооплачиваемых в США).

Женщины добились ощутимых результатов, завоевывая традиционно "мужские" сферы деятельности: они составляют существенную долю в таких профессиях, как информатика и услуги, то есть в сфере, поставляющей работников в области бизнеса и претендентов на социальное лидерство. Согласно данным Бюро трудовой статистики США, в начале 90-х годов среди 14,2 млн. исполнительных административных работников и управляющих женщины составляют почти 40%, что почти в 2 раза больше показателей начала 70-х годов; около 1/3 ученых-компьютерщиков составляли женщины. Более половины служащих, менеджеров и профессионалов в 50 крупнейших банках США -женщины. В первой половине 90-х г.г. почти 50% бухгалтеров по сравнению с 21,7% в 1972 г. были женщины. На Уолл-стрите около 25% всех профессионалов - женщины.

В банковском деле, делопроизводстве и компьютерных науках и среди «белых воротничков» доля женщин увеличилась с 10% в 1970 г. до 30-50% в 90 —е годы, т.е. до «критической массы»

Наблюдался рост числа женщин-руководителей и в промышленности, где традиционно доминировала мужская рабочая сила. С 1983 по 1988 г. число женщин - исполнительных работников, администраторов и управляющих возросло с 403 тыс. до 647 тыс., т.е. доля женщин на постах в индустрии возросла с 20 до 26,3%.

Таким образом, в США ряды женщин-профессионалов на высокооплачиваемых престижных должностях значительно пополнились, и эта тенденция, судя по всему, будет сохраняться и в будущем. Усилилось и будет усиливаться их влияние в обществе. Тем более, что они действуют слажено в рамках женского движения, понимая необходимость совместных действий.

Женщинам Америки удалось добиться многого, и, в частности, принятия федеральных образовательных программ, основанных на принципах гендерного равенства. Многие тысячи девочек и молодых женщин воспользовались ими, следовательно, программы

продемонстрировали свою социальную необходимость и эффективность.

Вот почему, сегодня, на пороге третьего тысячелетия, звучат настойчивые требования сохранить принципы гендерного равенства в образовательных федеральных программах: необходима федеральная поддержка штатам и школьным округам для применения комплексного подхода к проблеме равенства полов в сфере образования.

В информационном обществе женщины начинают доминировать как служащие, профессионалы и организаторы. Корпорации создавались мужчинами и для мужчин. Бюрократическая, авторитарная, военизированная модель, сложившаяся в XIX в., сохранилась в качестве организационной основы, с помощью которой и управляется такая корпорация. Сегодня этот стиль руководства устарел. Для повышения конкурентоспособности на мировом рынке необходим поиск новых возможностей, которые и усматриваются в новых стилях лидерства, руководства.

Все чаще появляются публикации и научные исследования западных ученых, которые утверждают, что американские женщины стоят на «пороге революционных изменений», что они готовы «пробить стеклянный потолок», взять невидимый барьер, закрывший им путь наверх, и занять те руководящие посты, в которых им до сих пор отказывали.

Сегодня существует иное требование к тем, кто занят в бизнесе. «Доминирующий принцип организации переместился с управления, которое было необходимо для контроля над предприятием, к лидеру, который нужен в нынешних условиях для. выявления в людях всего лучшего, а также быстрого реагирования на изменения», - подчеркивается в книге Дж. Несбитта и П. Абурдена «Мега-тенденции-2000».

Управление, или менеджмент, сыграло свою положительную роль после второй мировой войны, когда мужская рабочая сила производила товары, превратившие США в ведущую мировую державу с мощной экономикой. Рабочий выполнял работу -задание, спущенное сверху, как правило, механически, работу, исполнение которой можно было легко проверить. Объективно творчество не было необходимо на таком рабочем месте, поэтому была целесообразна разумная централизация информации и власти в руках управленцев и исполнительных работников.

Сейчас, полстолетия спустя, в развитом цивилизованном мире господствует информационная экономика. Изменились и требования к работникам, и само рабочее место. Интеллектуальные задания заменили механический труд. Теперь невозможно управлять так. как управляли работой на сборочной линии. Это прежде всего относится к работникам, занятым в информационном секторе, сфере услуг, финансов, компьютерной техники, биотехнологии, здравоохранении.

Женщины численно доминируют в информационном обществе: 84% работающих женщин в начале 90-х гг. были заняты в информационном секторе и сфере услуг. Женщины составляют большинство среди тех, чья квалификация позволяет называть их «профессионалами» в противоположность младшим конторским служащим, техническим работникам и рабочим. 44% работающих американок в возрасте от 25 до 64 лет окончили колледжи (в 1965 г. их было всего 20%),

Таким образом, в эру информатики существует высокообразованная рабочая сила, над которой деловой лидер, по сути, не имеет приказной власти. Поскольку есть рынок труда, работник может поменять работу на ту, которая сулит ему больше выгоды. Однако такой работник ценит демократический стиль руководства, финансовые льготы, отвечает взаимностью тем компаниям, которые учитывают, что люди принадлежат и еще одному институту семье.

Женщины добиваются наибольшего успеха в самых современных областях, где не успели утвердиться «старые правила игры» или они там просто неприемлемы. (Например, в компании «Эппл компьютерс» 30% управляющих (менеджеров) - женщины; здесь женщины составляют 40% всех профессиональных работников.) «Когда компания делает, как мы, прорыв в будущее, руководство с большим желанием использует талантливую личность, любую талантливую личность», - заявила Мэриллин Лаури, вицепрезидент компании «Эй-Ти-энд-Ти» в Нью-Йорке.

Женщина и бизнес

На рубеже третьего тысячелетия в США почти 8 млн. женщин-собственниц, среди которых 13% - женщины представительницы национальных меньшинств (по последним официальным данным3). В целом американки владеют 40% всех

фирм в США, где занят каждый пятый работающий в стране. Это означает, что женский бизнес создал 18,5 млн. рабочих мест, где трудится 20% всей рабочей силы, и что он вносит 2,3 трл. долларов в экономику США.

Правда, большинство из них принадлежит к малому бизнесу, обычно в сфере услуг или розничной торговле. По данным Бюро Переписи более четверти фирм, которые имеют тенденцию к развитию и будут нанимать больше работников, принадлежат женщинам. В сферах производства и строительства женский бизнес растет опережающими темпами по сравнению с мужским.

В мае 1996 г. в США состоялась первая Национальная Женская Экономическая Встреча на высшем уровне. Женщины добивались предоставления им равных прав с мужчинами при найме на работу, при получении образования, кредитов, в жилищном строительстве и других сферах.

Двадцать пять лет тому назад американцы отвечали на стандартный вопрос, почему ни одна женщина не возглавляет крупную корпорацию, имели свой стандартный ответ: слишком мало было женщин, обладающих соответствующей комбинацией подготовки, образования и приправы. Ожидалось. что это должно было измениться, когда женщины поступят в ведущие бизнес-школы, организовавшиеся в 70-е годы.

Но сегодня, после того как тысячи женщин прошли через бизнесс-школы в средний менежмент, женщины составляют лишь 3% среди высших шести исполнительных позиций в крупнейших 500 компаниях по «Форчуну». Или это 90 постов из общего числа 3 тысячи. Лишь горстка названа главными исполнительными служащими.

Медленный прорыв женщин на высшие посты в бизнесе объясняются многими факторами: но немногие в Америке верят в то, что женщины сами не хотят занимать высокие посты в бизнесе, как это свидетельствует один из недавних опросов, проведенных в США на общенациональном уровне «Вашингтон Постом», Фондом Семьи Генри Кайзера и Гарвардского Университета.

1. Около 65% Американцев думает, что женщины дискриминированы при занятии высших постов в бизнесе, причем, среди женщин этот процент выше - 71%., а мужчин - 59%.

Более половины мужчин сегодня заявляют, что главной причиной того, что женщины не пробиваются на высшие посты, заключается в том, что «двери не были открыты долгое время».

57% женщин разделяют эту точку зрения. 60% женщин считают, что женщины не пробиваются туда, потому что «мужчины не хотя их туда пропустить». Среди мужчин такую точку зрения поддерживают лишь 43%. В результате, партнерами-владельцами в юридических компаниях является менее 6% женщин, менее 0,5% стоит во главе корпораций (среди 4 тыс. руководителей крупных компаний всего 19 женщин);

2.Семейные обязанности - один из факторов того, что женщины не пробиваются на высокие посты в бизнесе - 57% американцев заявляют, что из-за семьи женщины не могут работать столько же часов, сколько и мужчины.

Было проведено интервью 20 выпускниц, которые получили MBA (степень магистра по управлению бизнесом, в трех элитных бизнес-школах (Стенфорд, Гарвард и Уортон) с 1969 по 1979 гг. В результате выяснилось, что эти женщины отличались необычной приверженностью к карьере, тратили десятки тысяч долларов и посвящали многие годы на получение образования и приобретение профессиональной подготовки, которую постоянно развивали и совершенствовали. Они проявляли высокую степень мобильности в поисках хорошей работы, которую разыскивали по всей стране. Большинство из этих женщин начинали свою карьеру в крупной фирме или в консультативных фирмах по международному менеджменту.

Характерно, что те женщины, которые пробивались на верх, отмечают свое одиночество, поскольку высший эшелон "капитанов делового мира" представляет собой «мужской клуб», что создает дополнительное психологическое напряжение для женщин. Женщины деловых кругов стремятся справиться с этим, создавая свои сообщества и организации взаимной поддержки. Почти типичным примером может служить история создания фонда одной из женщин, имя которой Катрин Мазер (К. Muther). В 1993 г. ей исполнилось 46 лет, когда она решила круто изменить свою жизнь. Она оставила свой пост - вице-президента по маркетингу в компьютерной сети компаний СИСКО (Cisco System), приносивший ей в зарплате ежегодно 460 тыс. долл., не считая акций и других финансовых поощрений и привилегий. Она, вложив свои накопления - 3 млн. долл., учредила собственный фонд для создания карьерных возможностей для женщин и для помощи в начинании бизнес в сфере высоких технологий.

Что сделано для расширения экономических возможностей

при администрации Клинтона с 1993 по 1999 гг. ?

Бюро по делам собственности женского предпринимательства Управления по малому бизнесу работает на ускорение роста женского предпринимательства: в бюджете на 1999 фин. г. было предусмотрено увеличение в два раза средств на развитие программ по расширению возможностей женщин в бизнесе, в частности для развития Женских бизнес-центров, которые обеспечивают ресурсы для развития предпринимательства среди женского населения США.

С 1993 по 1997 гг. было предоставлено почти 50 тыс. займов женщинам-предпринимателям. Только за один 1997 г. было выделено свыше 10 тыс. займов, стоимостью в 1,67 млрд. долл., что означало троекратное увеличение по сравнению с 1992 г.

По официальным данным, только за 1996 фин. г. 6 тыс. фирм заключили с федеральным правительством контракты (федеральных контрактов) на общую сумму в 6,4 млрд. долл.. В целом, в 1996 г. американское федеральное правительство закупило у фирм различных товаров и услуг на сумму 197,5 млрд. долл., из которых 5,5% или 11 млрд. досталось мелкому бизнесу.

В 1996 г. в США состоялась первая "Национальная Женская Экономическая Встреча на высшем уровне", которая в какой то степени подвила итоги положения женщин в стране. Отмечая успехи и достижения пройденного пути, на ней подчеркивалось, что женщины все еще должны добиваться предоставления им равных прав с мужчинами при найме на работу, при получении образования, кредитов, в жилищном строительстве и других сферах.

Таким образом, объективные изменения, происходящие как в экономике, так и на рынке труда в США, обусловливают изменения в экономическом статусе американской женщины. Однако без активного женского движения, нацеленного на изменение государственной политики в отношении женщин, происшедшие перемены вряд ли были бы возможны во всех сферах жизни американского общества.

Законодательство об абортах

Вопрос об абортах в США давно приобрел политический и религиозный оттенок. Суть проблемы состоит в следующем: теоретически американки более четверти века тому назад получили право на аборт в первые месяцы беременности. В 1973 г. решение Верховного Суда (дело "Роу против Уайд") гласило, что "право на

частную жизнь" ("прайвеси") распространяется на право женщины делать свой выбор в отношении "сохранения или прерывания беременности". Верховный Суд в деле "Роу против Уайд" своим решением легализовал аборт.

Но для многих малообеспеченных женщин это право трудно осуществимо: нет средств для легального аборта, и они либо прибегают к менее безопасному нелегальному аборту, либо решают оставить внепланового ребенка, что лишь увеличивает их бедность.

В 80-е годы проблема абортов стала ведущей в программе консерваторов. Первоначально и президент Рейган, и президент Буш поддерживали право женщин выбирать, но, чтобы привлечь голоса религиозных консерваторов, они изменили свою позицию. Получили их поддержку отдельные федеральные законы о том, что медицинские услуги по прерыванию беременности должны производиться в больницах (что гораздо дороже); о том, что эти услуги не могут финансироваться из государственных фондов (малоимущей женщине предоставляется помощь в связи с рождением ребенка: на прерывание беременности средства из государственных фондов не выделяются); о том, что женщины, желающие сделать аборт, обязаны прослушать лекцию о вреде прерывания беременности и др.

Организации, выступающие за запрещение абортов, консервативны по многим вопросам. Под лозунгом «Право на жизнь» ("pro life") они проповедуют защиту жизни еще не родившегося ребенка, хотя ранее они же призывали «поставить женщину на место».

Члены конгресса, поддерживающие свободу выбора ("pro choice"), выдвинули законопроект ("Закон о свободе выбора), который, по замыслу, должен иметь федеральную силу, и действие его не ограничивалось бы на уровне штатов, которые оговорками лимитируют право выбора.

На пороге третьего тысячелетия репродуктивное право женщины в США, как отмечают многие американские исследователи, не говоря уже об активистках женского движения — сторонницах права "на выбор", столкнулось с исторической "неопределенностью". Женщины, добивающиеся аборта сегодня, вынуждены преодолевать больше трудностей, чем приходилось это делать поколению их матерей в 1973 г.

В течении последнего столетия значительный прогресс был осуществлен в США как в сфере защиты репродуктивных прав

женщин, так и женского репродуктивного здоровья. В начале XX в. аборт был нелегальным во всех штатах, и не было, к тому же, у женщин надежных средств контроля за рождаемостью.

Картина меняется к середине столетия: в 1960 г. Управление по продовольствию и медикаментам одобрило первые противозачаточные таблетки в США, предоставив женщинам эффективные средства контроля за рождаемостью. В 1973 г., как отмечалось выше, решением Верховного Суда признается право женщин на выбор. В результате в период с 1973 по 1990 гг. смертность от абортов сократилась более чем в десять раз.

Однако в течении двадцати семилетнего периода легального аборта, решение Верховного Суда было ослаблено: в 1992 г. Верховный Суд по делу "Запланированное родительство против Кейси" определил, что штаты могут вводить больше ограничений, но не запрет, на аборты. С 1992 года противники права на аборт или на выбор воспользовались этим решением для укрепления своих позиций, отвоевывая шаг за шагом новые запретительные положения на прерывание беременности.

Такая стратегия набирает обороты за последние пять лет, и легальный аборт оказался под угрозой: в период с 1995 по 2000 гг. число мер, введенных в штатах, подрывающих право на аборт, увеличилось почти в три раза. Число производителей медицинских услуг по прерыванию беременности постоянно сокращается. (на 30% по сравнению с 1982 г.). Сегодня 86% от общего числа каунтов (районов) в США не имеют "определенного" производителя медицинских услуг по прерыванию беременности, и почти 1/3 женщин репродуктивного возраста живет в районах, где нет медицинского учреждения по прерыванию беременности.

В период с 1994 по 2000 гг. в Конгрессе США состоялось 120 голосований по проблемам репродуктивного здоровья. Сторонники "права выбора" лишь 22 раза выиграли. В 1999 г. 139 законодательных мер, направленных против свободы выбора репродуктивного права женщин, серьезно рассматривались в Конгрессе. Это означает, что они дошли до стадии рассмотрения на пленарном заседании палаты. Из числа серьезно рассматриваемых мер 50% были введены.

"Опасными зонами" называют три штата - Техас, Мичиган, Луизиана, где в 1999 г. наблюдались жестокие законодательные нападки на свободу репродуктивного выбора женщин. Техас и Мичиган ввели самое большое число мер такого характера — по 7

в каждом, а в Луизиане было введено 4 меры. В 1999 г. 31 законодательная инициатива, ограничивающая право репродуктивного выбора женщины, или по сути осложняющая аборт, была представлена в законодательном органе штата Техас. Это самое большое число среди всех штатов (кроме Мичигана). Характерно, что лишь 7 из них стали законами на уровне штатов. Подписал их губернатор Дж. Буш, нынешний кандидат на высший пост в стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ясно, что остро негативную реакцию со стороны женских НПО вызывает законодательная инициатива Тома Коуберна, республиканца от штата Оклахома, касающаяся репродуктивных прав. Весной 2000 г. он представил резолюцию, в которой определяется, что на 24 день в зародыше отмечается сердечная деятельность, а на 41 день — заметны "колебания мозга". На этом основании делается вывод, что зародыш может рассматриваться как человеческое существо.

Хотя этот документ не изменяет существующих законов, однако он вызывает яростное (и справедливое, по мнению автора) сопротивление со стороны не только женской, но и той части американской общественности, которая поддерживает "священный" принцип американской демократии — право на выбор. И эта часть американского общества, по оптимистическим оценкам, — преобладающая в современных США.

Однако, это не означает, что можно отказаться от целенаправленной работы по разъяснению опасности подобного документа, что можно пустить на самотек, надеясь на объективный характер тенденции, которая сама неизбежно проложит себе путь, и станет безусловной реальностью.

На самом деле, опасения американских феминисток и феминистов, прогрессивных слоев общества не беспочвенные. Резолюция Коуборна может стать "опасным прецедентом" в подходе к "неосуществленному" зародышу как к человеческому существу, наделенному превосходящими или равными с женщинами правами. Конгрессмен Коуборн настаивает на том, что зародыш на 41 дне существования обладает конституционными правами. Эта опасная законодательная инициатива — первый шаг на пути объявления аборта "убийством" с юридической точки зрения.

Противники резолюции Коуборна утверждают, что она подрывает принцип разнообразия, уважения прав личности на разные точки зрения, плюрализма мнений, благодаря которым

выжила американская демократия. Женщины заслуживают право на репродуктивную свободу, а Конституция США им его гарантировала. Это право не должно быть вторичным или подмененным правом зародыша. Никто не имеет права заставить женщину приносить себя, свою жизнь, здоровье или благополучие в жертву. Однако, этот результат будет неизбежным в случае признания прав зародыша как приоритетных по отношению к правам женщины. "Данная резолюция, как справедливо подчеркивает одна из активисток женского движения, — еще один пример бесконечного преследования женщин, которое мужчины позволяют себе во имя двухпартийной политики"4.

Существует решение Верховного Суда о том, что не рожденный зародыш не обладает "конституционными правами", и что беременные женщины действительно обладают правами относительно своего собственного выбора — продолжения или прерывания беременности. Решение Верховного Суда 1973 г. несомненно помогает прогрессивной женской общественности и действиям женских НПО по защите своих прав.

Сторонники права на аборт серьезно встревожены судьбой решения Верховного Суда 1973 г., поскольку вновь избранный президент должен будет назначить три новых судьи. Если ими окажутся консерваторы —сторонники "права на жизнь", то при наличии уже в составе Верховного Суда трех членов, ярых противников абортов, судьба решения, легализовавшего аборты, действительно представляется не безоблачной.

В то же время, сторонники "права выбора" добились значительных успехов в 1999 г. в деле репродуктивного здоровья и права: число мер, поддерживающих "право выбора" и введенных в жизнь, увеличились на 150%. Одним из серьезных успехов стало требование штатов к медицинским страхователям включать в медицинские полисы покрытие противозачаточных средств. Уже десять штатов ввели такие законы в период с 1998-1999 гг.

Бюджет администрации Клинтона на 2000 фин. г. предусматривает 240 млн. долл. для программ планирования семьи

- на 25 млн. долл. больше, чем в предыдущем году, что означает самое большое увеличение средств на эти цели за последние 15 лет. Эти средства будут использованы для предотвращения более 1 млн. непреднамеренных беременностей в год путем улучшения сети комплексных медицинских услуг по репродуктивному здравоохранению, а также через расширение доступа к

консультациям и услугам по проблемам предохранения и контрацепции.

Вице-президент Альберт Гор выступил с инициативой о выделении дополнительных средств из федерального бюджета для обеспечения и усиления мер безопасности женских клиник, которые находятся в кризисном состоянии из-за угроз актов насилия в отношении этих лечебных заведений.

Проблему абортов можно решить, лишь решив вопрос о равенстве женщин, которые настаивают на уважительном отношении к себе как дома, так и в общественных структурах. Пока не сложится новый тип общества, в котором женщины и мужчины будут равны, сохраняя, естественно, свои различия, вопрос об абортах будет оставаться спорным.

Женщины и избирательная кампания 2000 г.

В избирательной кампании 2000 г. гендерные проблемы занимают важное место. Не мыслима платформа ни одного кандидата без объяснения позиции по тем вопросам, которые особо касаются интересов американок. Общепризнанно, что, несмотря на все впечатляющие достижения американских женщин за последние десятилетия, полноценный гендерный паритет во всех областях жизни все еще остается желаемой целью для американской демократии, для достижения которой необходимо выравнивание статуса женщин во многих областях жизнедеятельности общества.

Интерес к этим проблемам со стороны кандидатов на пост президента страны столь очевиден, как и понятен: в широком плане его истоки в результатах достаточно развитой на протяжении не одного столетия американской цивилизации, сделавшей ставку на демократическую систему жизнедеятельности общества и управления государством, которая по природе своей предполагает гендерную чувствительность, а в узком — естественные задачи текущей президентской избирательной кампании по привлечению на свою сторону голосов избирателей, среди которых значительно больше женщин со своими критериями выбора5.

Шесть приоритетных направлений, с точки зрения интересов женского населения страны, наиболее интенсивно обсуждаются в обществе и в средствах массовой информации: равная оплата за равный труд, здравоохранение женщин; борьба с правонарушением (насилием) в отношении женщин; защита права женщин на аборт; равные возможности в образовании, забота и уход за детьми.

Таким образом, в своих предвыборных платформах основные претенденты от обеих правящих партий — демократической и республиканской — объясняют свою позицию по этому кругу вопросов.

Если учесть опросы женского общественно мнения о них, то совсем не удивительно то, что кандидаты от обеих партий на пост президента уже, начиная с первичных выборов (праймериз), так много говорят о них. Многие американки обеспокоены серьезными проблемами: (как показывают опросы общественного мнения) несправедливостью в оплате труда женщин и мужчин, дискриминацией на рабочем месте, сопротивлением выделению ресурсов на борьбу с раком груди, доступностью к надежным детским учреждениям, насилием в отношении женщин, оплаченным медицинским отпуском для молодых родителей, усилиями по сохранению системы социального обеспечения и стоимостью и доступностью медицинской страховки.

Согласно результатам опроса, проведенного в январе 2000 г. "Лайфтайм Телевижн" - кабельной телесетью "Телевидение для женщин", ставящей своей целью донести до общественного мнения и до "слуха" кандидатов в президенты "голос женщин" в период избирательной кампании, 43% женщин доверяют демократам, а 28%

- республиканцам в решении главных проблем страны. При этом 25% женщин выбрали бы Буша, 24% - Гора, 8% поддержали бы МакКейна (республиканец), 8% - Брэдли (демократ).6 Треть опрошенных заявляла, что не сделала выбор.

Другой опрос, проведенный EDK Associetes, исследовательской фирмой общественного мнения в Нью-Йорк Сити, показал, что 72% опрошенных женщин обеспокоены проблемами гарантий социального обеспечения для будущих поколений более, чем проблемой сокращения налогов; 69% - опасаются за сокращение семейных медицинских пособий; 67% - чувствуют, что дискриминация на рабочем месте в отношении женщин остается проблемой; 63% очень обеспокоены потенциальными рисками для здоровья из-за загрязнения окружающей среды.

Многие женщины считают, что кандидаты не уделяют существенного внимания вышеуказанным проблемам. Так, Билл Брэдли — главный соперник А. Г ора от демократической партии в период кампании первичных выборов (праймериз) представлял вопрос об универсальном здравоохранении как основной своей избирательной платформы, делая упор на проблемах детей.

Вице-президент Альберт Гор, нынешний претендент от демократической партии на пост президента страны в 2000 г., еще в бытность свою сенатором от штата Теннеси был известен как сторонник расширения возможностей для женщин7. Он работал над проблемой сокращения разрыва в оплате труда женщин и мужчин, выступал за качественные услуги по уходу за детьми, поддерживал программы здравоохранения для женщин и отстаивал права женщин на выбор, т.е. право на аборт. Сегодня его позиция в прошлом стала несомненно частью его политического капитала, привлекательной для женского электората.

Хотя Г ор неоднократно подчеркивал существование пяти приоритетных направлений для интересов женского населения страны (равная оплата за равный труд; женское здравоохранение; насилие в отношении женщин, защита права женщин на выбор (на аборт), забота и уход за детьми, однако в своей предвыборной риторике он отводит главное место теме прав женщин, рассматривая ее в контексте тем "женщин на рынке труда", "репродуктивных прав" и "качественного медицинского обслуживания". В частности, Альберт Гор вслед за президентом Клинтоном, заявил: "Я буду привержен целям универсальных прав для тех, кто имеет медицинское страхование; универсальному доступу для всех американских детей; реальному прогрессу в деле доступности качественного здравоохранения для каждой американской семьи".

В активе кандидата -демократа поддержка ассигнований на цели выравнивания оплаты труда мужчин и женщин на 2000 фин. г. Кроме того, вице-президент призывал Конгресс одобрить Закон о справедливости оплаты (the Paycheck Fairness Act8), который позволит женщинам привлекать к ответственности работодателей за дискриминацию по признаку пола при оплате труда. Сюзан Бианки-Сэнд, глава Национального Комитета Равенства Оплаты Труда, отметила позитивный вклад А. Гора в дело достижения цели равенства и справедливости в оплате женского и мужского труда. Она, в частности, заявила, что именно благодаря его усилиям проблема равенства оплаты труда получила широкое общественное звучание, и заняла приоритетное место в ряду вопросов политической повестки дня.

Гор поддержал и предложения по расширению границ закона об отпуске (Имеется в виду предоставление работающим больше свободы и вариантов выбора в ситуации конфликта производственных и родительских интересов). Многие из таких предложений были озвучены на Конференции о восстановлении

семьи, которая состоялась в 1996 году, вскоре после Пекинской Женской Конференции.

В мае 2000 г. в Сенате США развернулись острые дебаты по вопросам ассигнований на программы, санкционированные Законом о начальном и среднем образовании (the Elementary and Secondary Education Act (ESEA). Этот закон — основополагающий документ о федеральной помощи штатным и местным образовательным программам. Напряженность дискуссий объясняется тем, что две правящие партии — демократическая и республиканская — по разному смотрят на роль федерального правительства в данной сфере, во-первых, а во-вторых, избирательная кампания неизбежно подогревает политические баталии.

Если республиканцы давно лелеют мечту ликвидировать Министерство образования, что они доказали неоднократно на протяжении Конгрессов многих созывов, выдвигая соответствующие законодательные предложения, то демократы, напротив, всячески препятствуют этому.

В год президентской избирательной кампании кандидаты проявляют особенную чувствительность к настроениям общества по поводу того или иного вопроса, позиция претендентов по которому непременно скажется на распределении голосов, отданных в поддержку или, напротив, для отрицания. Так случилось с кандидатом от республиканской партии Дж. Бушем, который вынужден был скорректировать свою позицию вопреки идеологическим соображениям своей партии. Он отказался от идеи ликвидации Министерства образования, однако заявил о необходимости других "фундаментальных реформ". Дело в том, что результаты опросов общественного мнения фиксировали постоянную тенденцию к поддержке федеральной финансовой помощи образованию большинством американского населения.

Демократы, как правило, выступают против радикальных перемен в рамках образовательных программ, поскольку опасаются, что целевые программы помощи бедным и малоимущим студентам окажутся в невыгодном положении. Защитники образовательных программ для девочек и женщин также выражают тревогу за судьбу программ, способствующих гендерному равенству. Они, не без оснований, встревожены попытками их ликвидировать. В обеих палатах — в сенате и в палате представителей — уже выдвигались инициативы по выводу вывода из-под юрисдикции федеральных

законов о гражданских правах школ и классов, состоящих из учеников одного пола. Поскольку подобные инициативы поступают со стороны представителей республиканской партии, это дает основание для многих женских НПО обвинять их в стремлении "искоренить" завоевания сторонников равных прав и равных возможностей в образовании, в частности для девочек и молодых женщин. Основные дебаты в высшем законодательном органе страны, выплескиваемые в СМИ, сосредоточены на вопросах о будущем федеральной помощи образованию на принципах поддержки равных возможностей для женщин и представителей национальных меньшинств.

Сенатор Э. Кеннеди, демократ от штата Массачусет, — инициатор законопроекта (Закон о возможностях в образовании

- S2), который по сути дополняет Закон о начальном и среднем образовании. В целом в законодательной инициативе Кеннеди предусмотрена поддержка многих из основных программ, осуществляемых Министерством образования. Демократы явно готовятся к длительной борьбе.

Сенатор Олимпия Сноу, республиканка от штата Мериленд, инициирует принятие Поправки о гендерном равенстве в образовании, которая позволит школам принимать во внимание гендерный фактор в сферах образовательной технологии, школьной безопасности, подготовки учителей и предотвращении ухода из школы. Очевидно, что предусматривается на самом деле обновление программ равенства, которые были приняты в 1994 г. Явно также, что водораздел не проходит жестко по партийной линии. Факт выдвижения республиканкой вышеуказанной поправки яркое тому свидетельство.

На самом деле, и в нынешней избирательной президентской кампании 2000 года проблема абортов занимает приоритетное место. Без преувеличения можно сказать, что позиция кандидатов по этой проблеме — лакмусовая бумажка будущей победы. Следует подчеркнуть, что оба кандидата — и Альберт Гор, демократ, и Дж. Буш-младший, республиканец, активно обсуждают проблему абортов.

Позиция Дж. Буш, кандидата от республиканской партии, сводится к поддержке лозунга «Право на жизнь", допуская аборты в исключительных случаях — беременность в результате изнасилования, инцеста, или, если есть угроза жизни матери, поддерживает родительское уведомление, запрещение

использования денег налогоплательщиков на медицинские услуги по прерыванию беременности. Он выступает за меры, которые способствовали бы росту желания иметь приемных детей, предлагая налоговый кредит в размере 5 тыс. долл.. Естественно, он отрицает право на брак между однополыми лицами.

Что касается позиции А. Гор, претендента на президентское кресло от демократической партии, то она недвусмысленна и сводится к последовательной поддержке "права на выбор". Следует подчеркнуть, что позиция А. Гора по этому вопросу воспринимается, что несомненно логично, сквозь призму деяний демократической администрации Клинтона, в которой Гору принадлежит пост вицепрезидента.

Между тем, администрация Клинтона уделяла заметное внимание, если не сказать приоритетное, данной проблеме. Не случайно Кейт Мишельман, президент Национальной Лиги действий за репродуктивные права и за право на аборт (the National Abortion and Reproductive Rights League), выразила признательность администрации Клинтона в целом, а Альберту Гору, вице-президенту и кандидату от демократической партии на пост президента страны, в частности, за их работу по охране права женщин на выбор. Она сказала: "Вице-президент Гор и Администрация Клинтона всегда выражали приверженность принципам, содержащимся в деле "Роу против Уайд"9. Еще будучи сенатором А. Гор выдвинул законопроект ("Закон о свободе выбора"), который стремился превратить в федеральный закон решение суда по делу "Роу против Уайд".

Таким образом, проблемы равной оплаты труда, здравоохранения, абортов, образования в условиях экономически процветающей страны стали остро политическими для всех кандидатов на пост президента страны в избирательном марафоне 2000 г., поскольку задевают интересы среднего класса — активной и самой многочисленной части электората, а американские женщины, как уже отмечалось, большая и наиболее деятельная часть его. Кроме того, американское женское движение, ставшее фактором политической жизни страны, способствует тому, что гендерный компонент стал естественной интегральной частью избирательного процесса в США.

+ + +

Предпринятый анализ интеграции женщин в социальнополитическую жизнь американского общества позволяет сделать следующие основные вышоды.

Интеграция женщин, или естественное вхождение женского населения в сферу активного участия в общественногосударственной деятельности общества, обусловливается не только положением женщины в семье, но прежде всего экономическим развитием страны. Женская активная деятельность за рамками семьи - не прихоть личности, а объективная необходимость эволюционного развития цивилизации. Именно объективные изменения, происходящие как в экономике, так и на рынке труда в США, лежат в основе изменившегося экономического статуса американских женщин. Сегодня экономика американского государства, как и других стран мира, не может существовать без масштабного участия женского населения а общественном производстве. В цивилизованном развитом мире господствует информационная экономика, которая нуждается в высокообразованной рабочей силе и в руководстве, отличном от руководства иерархического типа. Она требует лидерства, способного поддержать жизнеспособность экономики, ее процветание. С одной стороны, повышение эффективности американской экономики - объективный фактор, способствующий учету интересов работников обоего пола, занятых в производстве. С другой стороны, успешное развитие американской экономики предполагает использование интеллектуального и творческого потенциала не только мужского населения, но и женского.

В США государство активно способствовало развитию социальной сферы вообще и в отношении женщин как отдельной группы в частности. Можно утверждать, что деятельность государства в социальной сфере выросла до масштаба социальной функции и стала одной из главных внутренних функций американского государства. Современная государственная политика в отношении женщин как социальной группы отражает не столько линию того или иного правительства, сколько долгосрочный курс всей государственной надстройки, для которого характерны преемственность и последовательность. Этот курс отражает в целом осознание правящими структурами равенства субъектности женского населения, без сознательного участия которого в жизни государства немыслимо демократическое

устройство и функционирование ни одной общественной системы, признание объективного вклада и необходимости участия половины сообщества в развитии экономики страны.

Деятельность государства в социальной сфере, и особенно в отношении женщин, скла дывается в условиях острой политической борьбы, динамического женского политического и социального движения. В ходе этой борьбы ярко проявляются противоречивые интереса различных кругов. В результате как в законодательстве, направленном на ликвидацию дискриминации женщин и создание равных возможностей для обоих полов в государстве, так и в деятельности государства нашли отражение две параллельно существующие тенденции: с одной стороны, стремление создать социальную комфортность и равенство возможностей для женщин, которое будет подкреплено широким женским движением в стране, а с другой - стремление сохранить исторически отжившее положение женщин, которое делает их субъектами истории, «второсортными» гражданами отечества. Поэтому, несмотря на известные и значительные успехи в деле достижения равенства полов в американском обществе, радикально проблема неравенства женщин и мужчин еще не решена. Однако вмешательство государства (федеральные программы, ассигнования, фонды, законодательство) в гендерные конфликты и взаимоотношения женщин и общества создало постоянно действующий механизм регулирования проблем, который закреплен в законодательном порядке. Такая политика имеет важное значение с точки зрения обеспечения социальной и политической стабильности американского общества.

Все изменения в статусе американских женщин, несмотря на их объективную неизбежность, произошли и продолжают реализовываться в результате конкретной длительной и упорной работы женского движения, ставшего фактом и влиятельной силой в политической жизни США. Современное женское движение положило начало широкому открытому обсуждению в стране проблем дискриминации по признаку пола на рабочих местах и разделения их на «мужские» и «женские» сферы общественной и частной жизни.

Женское движение способствовало законодательному запрещению дискриминации по признаку пола. Сегодня федеральное и штатное законодательство гарантирует женщинам равное право на работу, образование, получение кредитов,

строительство жилья. Именно женское движение настаивало на утверждении права на труд как высшего приоритета для женщин. Принятые законодательные акты о равной оплате труда и ст. VII Закона о гражданских правах - действенный инструмент в механизме применения права на равный труд для женщин.

Решения суда, законодательство на уровне штатов, переговоры профсоюзных объединений с работодателями - все это помогало в борьбе за улучшение экономического статуса женщин. Экономически независимая женщина меняет семейные отношения в сторону улучшения своего положения и равенства с супругом.

Однако женщина продолжает нести двойную нагрузку - на работе и дома. Развитие сети дошкольных детских учреждений представляет огромный интерес не только для матерей, но и для обоих работающих родителей. Хотя уже многие работодатели предлагают в качестве пособий детские дошкольные учреждения для детей своих сотрудников и очевидна тенденция роста таких предложений, поскольку наниматель стремится изыскать возможности для привлечения и закрепления на своих рабочих местах работников, однако проблема устройства детей в дошкольные учреждения продолжает быть насущной и ждет своего решения. С учетом требований на рынке труда эта тенденция будет нарастать.

Женское движение в США отрицает предоставление родительских специальных льгот только матери, считая, что такая постановка вопроса поставит женщину в невыгодное положение на рынке труда, приведет к неравенству на рабочем месте, направленному против женщин. Поэтому оно настаивало на предоставлении обоим родителям льгот, необходимых для выполнения их семейных и родительских обязанностей. В женском движении давно произошло осознание того, что только право равного доступа женщины к найму на работу не решит проблем, с которыми сталкивается работающая женщина - мать и жена. Необходимо создать в обществе равные возможности для мужчин и женщин с учетом реалий жизни.

До 60-х годов женское движение боролось за равный доступ для женщин к работе, и не подвергались сомнению нравственные нормы, господствующие в обществе и возлагавшие на них одних ответственность за уход и воспитание детей. Убеждение феминисток 60-х гг. в том, что оба родителя, мужчина и женщина, должны делить ответственность за детей и бюджет

семьи, означало необходимость пересмотра приоритетов и реорганизацию производства с учетом необходимости выполнения семейных обязанностей работников независимо от пола.

Американское общество значительно продвинулось по пути признания приоритетности семейных обязанностей обоих родителей и супругов наряду с общественным производством. Указ N 12606 от 2 сентября 1987 г. «Семья», изданный президентом с целью пересмотра всех регулирующих инструкций федерального правительства в духе уважения к семейным обязанностям во имя стабильности семьи, - одно из ярких доказательств таких перемен в обществе.

Сегодня в США женщины и мужчины имеют больше возможностей для выбора своего пути в жизни по сравнению с тем, что они имели раньше. Хотя соотношение числа женщин и мужчин в высших эшелонах власти остается пока не в пользу женщин, однако возможности женщин в принятии решений возросли. В стране появился новый тип избирателей-женщин, поддерживающих женщин-кандидатов. Так, Национальная женская организация, объединяющая десятки тысяч американок, как правило, воздерживающаяся на выборах президента от поддержки кандидатов, заявила, что она официально выступит в поддержку Клинтона, если он сделает кандидатом в вицепрезиденты женщину.

Продвижение женщин на политическом поприще свидетельствует об изменениях в обществе взгляда на социальные роли мужчин и женщин и демонстрирует тот факт, что рассматриваемый столетиями как естественный порядок вещей может фундаментально меняться. Однако изменение невозможно само по себе. Необходима большая работа по социальному реформаторству во имя созидания истинно демократического общественного устройства. Женское движение - составляющая часть активно созидающей социальной силы в обществе, которая вплетает в ткань общественно-политической и экономической жизни новые приоритеты, отвергая старые установки: безопасный мир вместо гонки вооружений, социальные расходы вместо миллиардного военного бюджета, чистая окружающая среда вместо эгоистической эксплуатации природы и загрязнения во имя сверхприбылей производителей, свобода выбора личности в условиях реальных и равных возможностей для такого выбора

вместо ущемления и дискриминации.

Нельзя говорить о гендерном паритете в политике и во власти в США демократия все еще в процессе становления. Однако, в целом наблюдается долгосрочная и стабильная тенденция к росту числа женщин на выборных постах высшего эшелона исполнительной и законодательной ветвей власти как на уровне федерального, так и штатного правительств. Ей сопутствует и другая - тенденция к росту числа политических назначенцев на высокие посты в руководстве государством. Обе правящие партии проводят осознанную политику в этом направлении, хотя исторически демократическая партия преуспела больше в привлечении женщин в активную политическую деятельность. Это позволяет сделать вывод о том, что американской правящей элите не чуждо понимание модели партнерства как исторической неизбежности в условиях современного уровня технологического развития. А это дает основания для реалистического оптимизма в отношении партнерства между мужчинами и женщинами во всех областях жизни, включая и политическую сферу.

Таким образом, политика в отношении женского населения США в канун 21-го века - это закономерный результат развития социально-политических процессов в американском обществе по совершенствованию его демократического устройства. Этот процесс длится уже не первое десятилетие, и, вряд ли, прекратится завтра. В современном своем звучании процесс демократизации общественных отношений приобретает конкретную форму оптимизации гендерных отношений в социуме. Поскольку любая политика имеет корни в обществе и отражает доминирующие ценности, то политика в отношении женщин в США становится не чем иным, как новой попыткой социального контракта, в котором мужчины и женщины работают в равенстве и дополняют друг друга, взаимно обогащаясь благодаря своим различиям.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. CAWP, Fact Sheet. Women's PACs and Donor Networks: A Contact List, 2/12/22.

2. CAWP. Women in State Legislatures: Modest Gains Set New Record in 1998 Election, Exciting Opportunities Lie Ahead. November, 24, 1998.

3. CRS Issue Brief. Women's Issues in the 102d Congress: National NOW Times, summer 1998, p.12, col.1.

4. PRESIDENT CLINTON AND VICE PRESIDENT GORE <TITLE> Supporting Women and Families «/WH/html/helpdsk.html»>01.19.1999.

5. Response. To the Victimazatlon of Women and Children. Vol.12, Number 1, 1989.

6. The American Women 1988-1989 A Status Report. W.W. Norton

& Company. New York; London, 1989.

7. The American Women 1994-1995. Where We Stand. Women and Health. W.W. Norton & Company. New York; London, 1989

8. The Gender Gap". CAWP Fact Sheet (Center for The American Women and Politics/ Eaglton Institute of Politics — Rutgers University). 2/12/99.

9. The Time. 1992-1993.

10. The Women's Dialogue USA/USSR. 1990-1992.

11. Congress. Senate. Committee on Labor and Human Resources. Act of Better Child Care Services of 1989. Washington, U.S. Govt. Print. Off,, 1989. Report N 101-17.

12. Congress. House. Hearing on H.R.2. the Family and Medical Leave Act of 1991. 102d Congress, 1st Session. Washington, U.S. Govt. Print. Off., 1991.

13. United Nations. The World's Women 1970-1990. UN Publications,

1991.

14. US Congress. House. Committee on Education and Labor. Family and Medical Leave Ast of 1989. Hearing, 101st Congress, 1st Session. Washington, U.S. Govt. Print. Off., 1989. Serial N 101-2.

15. Women Hold Up Half The Sky: Vision and Voices for the 1990s. An Iowa Division, United Nations Association. USA. 1990.

16. Айвазова С.Г. "Русские женщины в лабиринте равноправия". Москва: РИК Русанова, 1998.

17. Доклад о развитии человека за 1995 год. Подгтовлен по заказу Программы развития Организации Объединенных Наций. (ПРОООН), 1995 г.

18. Феминизм: проза, мемуары, письма. М.,1992.

19. NCJW Center for The Child Report. August 1988.

20. Selected Legislation. Updated October 1, 1992. Congressional Research Service. The Library of Congress. 1992.

21. USA Today. Febr. 12. 1993.

22. The New York Times, December 14, 1997.

23. CAWP. Facts Sheets. February 12, 1999.

24. The New York Times, January 27, 2000.

25. NOW Legislative Update May 10, 2000

26. NOW Legislative Update May 10, 2000.

27. The Washington Post. 1995-2000.

28. CRS Issue Brief. Parental Leave Legislation. Updated October 1, 1992. Congressional Research Service. The Library of Congress. 1992.

29. CRS Issue Brief. Abortion: Judicial Control. Updated October 27,

1992. Congressional Research Service. The Library of Congress. 1992.

30. CAWP. Women's Electoral Success: A Familiar Formula. November25, 1998.

1 Так, благодаря поддержке Бюро был создан Вашингтонский союз женщин - альянс лидеров женских союзов для обмена информацией и организации подготовки женщин к работе на руководящих постах. Представители Вашингтонского союза женщин в течение 70-х гг. неоднократно встречались с членами Бюро по женскому найму Министерства труда США для координации своих усилий и выработки совместной тактики.

В создании Коалиции женщин - членов профсоюзов, которая стала не только связующим звеном между женщинами - членами многочисленных профсоюзов страны, но и рупором интересов женщин-тружениц, Бюро принимало самое непосредственное и масштабное участие, оказывая финансовую поддержку на начальной стадии движения.

2 NOW Lagislative Update May 10, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 PRESIDENT CLINTON AND VICE PRESIDENT GORE </TITLE> Supporting Women and Families «/WH/html/helpdsk.html»>01.19.1999.

4 NOW Legislative Update May 10, 2000, p.20.

5 Подробнее см. параграф "Женский электорат".

6 The New York Times, January 27, 2000.

7 Так, Альберт Гор был инициатором Закона о гражданских правах 1990 года (The Civil Rights Act of 1990), который предусматривал целый ряд мер, облегчающих борьбу женщин за свои права в судебном порядке. В то время президент Буш наложил вето на этот законопроект, а попытка сената преодолеть вето президента не увенчалась успехом. 8Законопроект ( the Paycheck Fairness Act - S.74/H.R.41), представленный в Конгрессе сенатором Томом Дашлом (демократ от штата Южная Дакота) и депутаткой палаты представителей Розой ДеЛауро (демократкой от штата Коннектикут), отражает позицию администрации и рассматривается некоторыми женскими организациями как менее благоприятный с точки зрения интересов малоимущих женщин по сравнению с другим биллем на эту же тему с близким названием "Закон о справедливой оплате" (the Fair Pay Act (S702/H.R.1271), инициатором которого стали сенатор Том Харкин (демократ от штата Айова) и депутатка Элеонор Холмс (демократка от Округа Колумбия).

9 Решение Верховного Суда по этому делу от 1972 г. легализовало право женщины на аборт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.