ЭКОНОМИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
УДК 316
ЖЕНЩИНЫ НА РЫНКЕ ТРУДА И В СЕМЬЕ: ГЕНЕЗИС, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОГНОЗ
© 2010 г. К.Г. Абазиева
Ростовский филиал Московского государственного университета технологий и управления, пер. Семашко, 55, г. Ростов-на-Дону, 344002, mgta@aaanet. т
Rostov Branch of Moscow State University of the Technology and Management, Semashko Ave, 55, Rostov-on-Don, 344002, mgta@aaanet. ru
Показан генезис формирования модели занятости российских женщин в периоды социалистического строительства и трансформации в рыночную экономику. Характерной чертой политики занятости было и остается создание равных прав на занятость, но не формирование в общественном сознании необходимости равных прав для мужчин и женщин в уходе и воспитании детей. В результате российская женщина несет двойную нагрузку на рабочем месте и в семье.
Ключевые слова: мужчины, женщины, гендерноеравенство, занятость, семья, детские пособия.
The paper were proved the genesis of situation with labour force participation of women at the periods of socialism and transformation to the market economy. We argue that the main feature of labor politics during the soviet period and post socialism period was involvement women to the labor force and equal right on the employment but not maintaining equity in family duties. As a result working women have double burden duties at working place and at home.
Keywords: male, female, gender inequality, labor force partisipation, family, child benefits.
Модель тендерного равенства между полами в сфере труда, предложенная классиками марксизма-ленинизма и реализованная после Октябрьской революции 1917 г., декларировала освобождение женщин от домашней эксплуатации и уравнивание их положения с мужчинами в области занятости. При этом не учитывалось, что, кроме участия в трудовой деятельности, женщина должна быть матерью и эта её функция не менее важна, чем равный труд на шахтах и у мартенов. Освобождение женщин от домашней эксплуатации и приобщение их к домашнему труду с развитой социально-бытовой базой должно было, по мнению классиков [1], осуществляться так, «чтобы индивидуальная семья перестала быть основной хозяйственной ячейкой общества» и «настоящее высвобождение ...начнется только тогда... когда начнется массовая борьба, руководимая владеющим государством пролетариатом, против мелкого домашнего хозяйства или вернее его перестройка в крупное социалистическое хозяйство» [2].
Для достижения этих целей нужна была законодательная база. В 1917 г. Постановлением Советского Правительства вводится одинаковая оплата за равный труд мужчин и женщин. В 1936 г. Конституция СССР закрепила равенство прав мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности.
При максимально возможном вовлечении женщин в общественное производство, государство в то же время принимает законодательные акты, призванные поддержать женщину в период беременности и рождения ребенка. В 1917 г. появилось Постановление
Совнаркома «Об отпусках», в котором женщинам предоставлялось право на освобождение от работы по беременности и родам в течение 16 недель с выплатой пособия в размере полного заработка (на тот момент самый длительный отпуск в мире), а также принят Декрет «О восьмичасовом рабочем дне» (им устанавливались ограничения применения труда женщин на сверхурочных, ночных работах). В 1922 г. Постановлением Наркома труда, ВЦСПС и ВСНХ введены квоты на увольнение женщин при сокращении штатов, за беременными женщинами и одинокими матерями с детьми до одного года закреплялось преимущественное право сохранения рабочего места. В 1932 г. введен Список профессий, по которым запрещен труд женщин.
Индустриализация в стране ускорила привлечение женщин в профессиональную деятельность. Так, если в 1928 - 29 гг. работали 2,5 млн женщин, то в 1931 г.-уже 3,6 млн. Чаще всего они шли в те отрасли хозяйства, где ощущался недостаток рабочей силы (угольная, лесная, нефтяная и др.) [3].
Однако полное освобождение женщин от «мелкой, не заключающей в себе ничего, что сколько-нибудь способствовало бы развитию» домашней работы не было осуществлено на должном уровне. Развитие социально-бытовой инфраструктуры происходило значительно медленнее, чем планировалось. Не осваивались даже выделенные деньги. Например, в 1932 г. план строительства новых детских яслей был выполнен только на 18 - 20% [4]. Государство не смогло обобществить домашнее хозяйство.
В периоды Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления проблемы гендерного равенства не поднимались ни в научном сообществе, ни в политических дискуссиях. Это было связано с тем, что женщины были основной рабочей силой тыла, а после войны в ситуации, когда значительное число мужчин не вернулось с фронта, они стали преобладать в составе трудовых ресурсов.
К началу 70-х г. прошлого столетия в СССР сложился самый высокий в мире уровень занятости женщин трудоспособного возраста, что не могло не привести к падению рождаемости. Для того чтобы избежать демографических провалов в будущем и, соответственно, дефицита трудовых ресурсов, государство предприняло разработку новой семейной политики [5]. Из этого документа, при сохранении принципа всеобщей занятости женщин в общественном производстве, убран принцип обобществления домашнего хозяйства, впервые указано, что женщина несет двойную трудовую нагрузку, которую для повышения рождаемости надо сокращать. Таким образом, общество признало, что в социалистической модели гендерного равенства женщины лишь уравнены в праве на труд, а домашние обязанности, дети полностью остались за ними. Ни в одном из последующих документов нет ни слова о том, что уход за детьми и их воспитание не только материнская, но и отцовская обязанность, а вернее - семьи. Меры семейной политики 70-х г., «позволяющие создать для женщины наиболее благоприятные условия сочетания профессиональных и семейно-бытовых обязанностей», не посягнули на этот принцип. «Использование женского труда предполагает определенную специфику, связанную с выполнением важнейшей общественной функции - материнства, психофизиологическими особенностями женщин, с соображениями этического порядка и проч. Какими бы важными социальными и экономическими последствиями не сопровождался рост женской занятости в общественном производстве, необходимо учитывать при этом его влияние на демографические последствия, и, в первую очередь, на показатели рождаемости. Сам по себе высокий уровень занятости женщин не может служить критерием рационального использования женских трудовых ресурсов, если он не сочетается с необходимым для развития общества уровнем рождаемости и режимом воспроизводства населения» [6]. В это период были приняты законодательные меры по увеличению материальной помощи работающей матери и разработке разнообразных льгот для женщин в сфере занятости.
В новой 1977 г. Конституции СССР (ст. 35) были установлены равные права для мужчин и женщин, а осуществлением этих прав предполагалось обеспечить предоставление женщинам равных возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, правовой
защиты, материальной и моральной поддержкой материнства и детства.
В числе наиболее важных законодательных мер этого периода следует отметить введение в 1973 г. оплаты декретного отпуска работающим женщинам в полном объеме заработной платы, независимо от продолжительности трудового стажа, до 7 дней была увеличена продолжительность оплачиваемого больничного листа по уходу за ребенком, не достигшим 14 лет. С 1981 г. женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, стали предоставлять дополнительные трехдневные оплачиваемые отпуска и двухнедельные -без сохранения заработной платы, был введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года. В 1989 г. увеличен при частично оплачиваемом отпуске возраст ребенка до 1,5 лет, а неоплачиваемом - до достижения им возраста 3 лет. До конца 80-х гг. все меры семейной политики были закреплены только за матерями.
Многие из льгот того периода, например утвержденное Госкомтрудом СССР положение о применении скользящего графика работы для женщин, имеющих детей, право на дополнительный трудовой отпуск, не исполнялись, но привели к тому, что женщины стали считаться работниками более низкого уровня, чем мужчины. Тем не менее к концу 80-х гг. 92 % женщин трудоспособного возраста были заняты на работе или учебе. Это на 30 - 40 % выше аналогичных показателей развитых капиталистических стран (по возрасту 20 - 55 лет).
В конце 80-х гг. прошлого столетия появились первые в СССР научные исследования по гендерным проблемам [7], выявившие отставание женщин от мужчин по уровню заработной платы на 30 - 35%. Соотношение среднего квалификационного разряда женщин и мужчин в разных отраслях колебалось от 0,56 до 0,82, это ниже, чем даже в 30-е гг. Профессиональная сегрегация поднялась на очень высокий уровень.
Переход к рыночной экономике привел к длительному ухудшению социально-экономической ситуации, отсутствию в этот период четкой социальной политики и, как результат, преобладанию женщин в составе безработных, бедных и работающих в сферах, не обеспеченных минимальными социальными льготами, такими как, например, рыночная торговля, неформальная занятость. Женщины, занятые не в бюджетной сфере, чтобы иметь условия карьерного роста и высокой оплаты труда должны по молчаливому соглашению отказаться от льгот, которые государство по-прежнему формально декларировало.
Появившиеся в эпоху гласности публикации отечественных и зарубежных экономистов и социологов, пропагандирующих идею развития эгалитарных отношений в семье, у населения России не получили широкой поддержки в обществе [8]. Наиболее распространенным является стереотип, в соответствии с которым для женщины семья важнее, чем работа, профессиональная занятость женщины одобряется, однако при рождении ребенка женщина должна прервать работу,
устройство ребенка до трех лет в детские учреждения общественным мнением не одобряется.
Фактическое разделение обязанностей между мужчинами и женщинами по воспитанию детей и бытовому обслуживанию семьи не противоречит представлениям россиян о значимости оплачиваемой работы для женщин. Несмотря на то, что в среднем заработки российских женщин, как правило, все-таки сопоставимы с заработками мужей, домашнее хозяйство и воспитание детей (особенно маленьких) считается женским делом вне зависимости от того, работает она или нет. По данным различных социологических опросов профессионально занятая женщина-мать тратит в среднем на домашнее хозяйство и воспитание детей в два раза больше времени, чем ее муж. При этом в общественном сознании укоренилась мысль, что разделение домашнего труда - это проблема семьи и в конечном счете личное дело женщины [9].
Поворотным моментом в государственной семейной политике стали 2006 - 2007 гг., когда государство осознало кризисное положение с рождаемостью. В этой связи с 2007 г. были установлены новые размеры материнских и семейных пособий, введен комплекс мер, предусматривающих усиление социальной поддержки семей, имеющих детей. Главным событием 2007 г. стало введение с 1 января еще одной принципиально новой для России программы - материнского (семейного) капитала, который выплачивается женщине при рождении второго ребенка независимо от даты рождения первого, но только один раз.
Но и в этих мерах основной упор сделан не на ген-дерное равенство, а на стимулирование рождаемости
Из таблицы видно, что размеры основных групп, на которые распространяются гарантии, невелики. В силу неравномерного распределения мужчин и женщин по секторам занятости, доля женщин, имеющих перечисленные социальные гарантии, будет выше в бюджетном секторе, торговле и бытовом обслуживании. Более того, кризис вносит свои коррективы в принципы выплаты пособий. Так, ожидаемый в 2010 г. рост пособий по беременности и уходу за ребенком произойдет в рам
путем увеличения материальной поддержки. Так, основные гарантии на рынке труда, предоставляемые Трудовым кодексом беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями, носят индивидуальный характер, т. е. адресованы конкретному работнику, а не семье. Эти гарантии включают: а) предоставление оплачиваемых отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с сохранением рабочего места; б) предоставление неоплачиваемых отпусков с сохранением рабочего места; в) предоставление дополнительных выходных дней; г) ограничения на работу в определенных условиях, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и праздничные дни, командировки; д) ограничения, связанные с наймом (запрет испытательного срока) и увольнением работника (сокращение оснований, по которым может быть расторгнут трудовой договор).
Понимание того, что общество мало знает о реальных процессах в российских семьях, начиная с 2000 г., стало стимулом включения России в европейскую программу «Поколения и гендер», объединившую исследователей более 20 стран Европы. В рамках этой программы в нашей стране были осуществлены в 2004 и 2007 г. крупномасштабные панельные обследования населения «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе» (РиДМиЖ) [10], в круг вопросов которых вошли различные аспекты трудовой деятельности и семейных обязанностей мужчин и женщин. По данным последнего обследования РиДМиЖ, лишь относительно небольшое число работающих женщин имеют доступ к обещанным гарантиям.
ках перехода России на уплату страховых взносов во внебюджетные фонды вместо единого социального налога. «Детские» пособия, а также выплаты по временной нетрудоспособности будут производиться исходя из этих взносов, фактически перечисленных предприятием за конкретного работника. Поэтому реально больше денег получат лишь те матери, чьи предприятия будут аккуратно переводить социальные взносы и выплачивать «белую зарплату» [12].
Распространенность гарантий, предоставляемых беременным женщинам и лицам с семейными обязанностями на рынке труда
Категория Доля гарантий от числа занятых в трудоспособном возрасте, % Доля гарантий от числа занятых женщин в трудоспособном возрасте, %
Беременные женщины 0,7 1,2
Пребывающие в декретном или оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком при условии, что до отпуска была работа 2,3 4,0
Находящиеся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком при условии наличия работы до отпуска 0,7 1,3
Работающие женщины, имеющие детей: до 1,5 лет 1,9 3,3
от 1,5 до 3 лет 1,8 3,1
от 3 до 14 лет 15,7 26,8
Источник: Обследование РиДМиЖ-2007 [11].
Таким образом, гендерное равенство в российском обществе первоначально было реализовано на основе государственной монополии в экономике, когда равенство возможностей мужчин и женщин пытались осуществить за счет обобществления семейно-бытовых обязанностей, затем - введением льгот для работающих женщин-матерей. На сегодня по-прежнему политика формирования реальных равных прав и возможностей для мужчин и женщин состоит преимущественно в том, чтобы расширить круг льгот для женщин по месту работы, это неизбежно имеет следствием перевод их в состав менее качественной, с точки зрения нанимателя, рабочей силы. В общественное сознание не внедряется понимание необходимости равных прав и обязанностей отцов в уходе и воспитании детей, принятии на себя равной ноши домашних забот.
Корни дискриминации женщин в сфере занятости и на рынке труда в основном лежат в других областях и, в частности, в семье. К дискриминации приводит широкое распространение и среди работодателей, и среди самих работников традиционного взгляда на гендерные роли и разделение труда между мужчиной и женщиной, когда на женщине лежит большая часть ответственности за ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и именно с женщиной ассоциируются льготы, предназначенные для всех работников с семейными обязанностями.
Реальное равенство в правах мужчин и женщин на рынке труда возможно лишь при равенстве их возможностей в обществе в целом, что предполагает увязку трудовых и семейных обязанностей, преодоление горизонтальной и вертикальной сегрегации на рынке труда, участие женщин в процессе принятия решений.
Поступила в редакцию
Литература
1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т. Т. 3. М., 1986. 639 с.
2. Ленин В.И. Великий почин // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 1 - 29.
3. Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда // Проект гендерная экспертиза / МЦГИ. М., 1998. 100 с.
4. Рощин С.Ю. Занятость женщин в переходной экономике России. М., 1996. C. 100.
5. Семейная политика в СССР и России / В.В. Елизаров [и др]. // Домохозяйство, семья и семейная политика М., 1997. С. 145.
6. Концепция Государственной программы улучшения положения женщины, семьи, охраны материнства и детства. М., 1992. С. 6.
7. Римашевская Н.М. Гендер и экономический переход в России (на примере таганрогских исследований) // Гендерные аспекты социальной трансформации / Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. М., 1996. С. 25 - 40.
8. Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог» / под ред. Н.М. Римашевской. М., 2001. 320 с.
9. Брайнс Дж. Экономическая зависимость, гендер и разделение домашнего труда // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / отв. ред. и сост. Е.Б. Мезенцева. М., 2002. 352 с.
10. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения // Информ. бюл. ВЦИОМ. 1996. № 5. С. 60.
11. Семья в центре социально-демографической политики: сб. аналит. ст. / Независимый институт социальной политики. М., 2009. С. 145.
12. URL: www.socpol.ru (дата обращения: 01.11.2009).
_10 ноября 2009 г.