УДК 78 ББК 85.31
Иванова Светлана Вячеславовна
кандидат искусствоведения г. Москва Ivanova Svetlana Vyacheslavovna Candidate of Art Moskow
Женщины-композиторы XVIII века Women-Composers of the 18th Century
Статья посвящена обзору женского композиторского творчества в музыкальной культуре XVIII века. Судя по сохранившимся документам, сведениям о музыкальных публикациях можно утверждать, что круг сочиняющих женщин в то время существенно расширился благодаря вовлечению в музыкальную жизнь дам из высшего общества и из слоя буржуазии, выступающих в качестве музыкантов-любителей, а также профессиональных композиторов. Это, без сомнения, послужило укреплению феномена женской музыки в европейской культурной традиции.
The article is dedicated to the image of female composers’ creativity in music culture of the 18th century. According to the saved documents and some information about publications the circle of women writing music expended a lot that time because women from swell society acting as musician-amateurs and professional composers were involved in the musical life. With no doubt it contributed to the consolidation of the female music phenomenon in European cultural tradition.
Ключевые слова: Женщины-композиторы XVIII века, «сочинитель - просвещённый дилетант», «сочинительницы песен», «композитор-исполнитель».
Key words: women-composers of the 18th century, enlightened amateur author, author of songs, exponent composer.
Современное зарубежное музыкознание далеко продвинулось в изучении
истории женского композиторского творчества XVIII века, в то время как в отечественной науке не существует специальных трудов, посвящённых этой теме. Среди исследований, послуживших источниками информации для данной статьи, призванной восполнить имеющийся пробел в литературе на русском языке, - работы зарубежных авторов: Евы Вайсвайлер, Кэрол Нилз-Бэйтс, Аарона Коэна, Франца Штиегера, Хидэми Матсушиты, Джилл Мунро Фанкхаузер и др. С помощью изложенных в этих источниках фактов мы можем дать характеристику типов творческой деятельности сочинительниц музыки данного периода, а также частично воссоздать картину их социального положения.
Истории известно приблизительно полторы сотни женщин-композиторов XVIII столетия. Судя по имеющимся данным, безусловное лидерство в количе-
стве женщин-авторов занимали Франция (около 45 имён) и Англия (около 44 имён). В Италии музыку сочиняли примерно 27 дам, в Германии - 24, в Австрии - 10. Единичные примеры связаны с такими странами, как Польша, Нидерланды, Испания, Швейцария, Дания, Богемия, Бельгия, а также Мексика и Португалия [4].
Сведения о музыкальных публикациях XVIII века свидетельствуют о том, что сочинения женщин широко использовались в музыкальной практике того времени, и немало женской музыки было издано [1; 4].
В то время многие женщины занимались музыкой в качестве любителей. Яркими представителями типа сочинителя - просвещённого дилетанта стали Вильгельмина София Фридерика, принцесса Прусская и маркграфиня Байретская (1709-1758), Мария Антония Вальпургис, принцесса Баварская и курфюрстина Саксонская (1724-1780) и Анна Амалия, принцесса Прусская (1723-1787). Своими музыкальными занятиями они во многом определили место музицирования в дальнейшей жизни высшего общества - как способа благонравного времяпрепровождения и «галантного» воспитания.
Младшая сестра Фридриха Великого, Анна Амалия серьезно изучала контрапункт и композицию под руководством Иоганна Филиппа Кирнбергера, её придворного музыканта и ученика И. С. Баха. «Музыка была величайшим наслаждением для Анны Амалии, и она целый день проводила за сочинением и музыкальной практикой, чтобы иметь возможность выразить нежнейшие и благородные страсти ее души» [6, 109]. Среди дошедших до нас композиторских работ принцессы - три марша, хоралы, кантаты, арии, песни, фуги, несколько упражнений в контрапункте, Адажио, а также соната для флейты и баса continuo. Дж. М. Фанкхаузер упоминает ещё об её оратории «Смерть Иисуса», темы из которой использовал в своих произведениях Кирнбергер.
Важной исторической заслугой Анны Амалии является ее известная библиотека (знаменитая «библиотека Амалии»), составление которой было поручено Кирнбергеру. Сама принцесса также активно участвовала в этом процессе: она лично переписывала наиболее значительные произведения Пелестрины,
Баха, Генделя или отдавала распоряжения покупать их рукописи на аукционах. «Библиотека Амалии» стала первым собранием старинной музыки в Германии и отправной точкой для начала процесса возрождения творческого наследия И. С. Баха [6, 109].
Вильгельмина София Фридерика и Мария Антония Вальпургис сочиняли вокальную, оркестровую музыку и даже оперы, но, по сравнению с творчеством прусской принцессы, их композиторские занятия были кратковременными [14, 111, 116; 4, 502, 299].
Один из распространённых творческих типов женщин-композиторов того периода - «сочинительницы песен». Он возник в Германии в конце XVIII века и был связан с деятельностью буржуа - просвещенных любителей музыки. Яркими представительницами немецкой песенной школы являются Джулианна Рейхардт (урожд. Бенда) (1752-1783), Корона Шрётер (1751-1802), Шарлотта Вильгельмина Франциска Брандес (1765-1788) и Луиза Рейхардт (1779-1826) [8; 12; 15, 87-88; 4, 21; 3].
По мнению Е. Вайсвайлер, ограничение творчества этих авторов жанром популярной песни объясняется не особым женским недостатком «комбинаторных возможностей» и «спонтанной выдумкой», а тем фактом, что немецкому Просвещению не удалось ликвидировать предвзятое отношение общества к сочиняющим дамам. В представлениях того времени назначение женщины сводилось к трем ипостасям: быть матерью, супругой и хозяйкой домаВ такой ситуации единственным спасением для творчески одаренных немок могли стать работа в «закрытой» среде просвещенных музыкантов и жизнь со свободными от предрассудков мужьями, отцами и подругами. Все эти сочинительницы начинали свою музыкальную деятельность с занятий пением и в дальнейшем специализировались на простых формах - песнях в сопровождении фортепиано или других инструментов [14, 153-154].
Также в XVIII веке существовали и женщины - профессиональные музыканты-исполнители, для которых, в отличие от аристократов - просвещённых любителей музыки, музыка была источником заработка. Многие из творчески
одарённых исполнительниц - пианисток, певиц, скрипачек и арфисток - сочиняли, и, большей частью, музыкальное творчество женщин данного периода связано с профессиональным типом «композитор-исполнитель».
Представительницы данного типа писали, в основном, камерную музыку и, как правило, произведения для своего инструмента (или для голоса - в случае с авторами-певицами). Исполнительская деятельность женщин-музыкантов обуславливала направление композиторского творчества - в выборе жанров, исполнительских составов. Также эти композиторы пополняли репертуар для своего инструмента, а некоторые создавали и методические работы, обучающие игре на тех или иных инструментах.
Одной из наиболее значительных фигур среди композиторов-пианисток второй половины столетия стала Мария Терезия фон Паради (1759-1824). Главной трагедией в жизни этого композитора было то, что в возрасте трех лет она потеряла зрение. Однако это никаким образом не отразилось на ее деятельности - не стало препятствием для ее музыкальных занятий, сочинения музыки и для концертной, педагогической, общественной жизни.
Благодаря покровительству императрицы Марии Терезы, Паради смогла заниматься с лучшими музыкантами: она училась игре на фортепиано у Леопольда Козелуха, пению - у Винсента Риджини, теории - у Карла Фрейберта, пению и композиции - у Антонио Сальери, а позднее композиции -у Георга Фоглера.
Самые выдающиеся композиторы того времени - Сальери, Моцарт, Гайдн - в знак восхищения посвящали Паради свои произведения [13; 9, 121].
Паради - автор камерной музыки (к примеру, можно назвать вокальный цикл «Двенадцать песен, положенных на музыку во время ее путешествия»), а также произведений в крупных формах (в период с 1786 по 1797 годы она написала два фортепианных концерта, три кантаты, минимум три оперы и музыку на балладу Готтфрида Бюргера «Ленора»). К сожалению, многое из ее творческого наследия утеряно [9, 122; 14, 155-156].
Оперные сочинения Марии Терезии неоднократно с успехом ставились в Вене и в Праге. В 1791-1792 годах в театре замка Лаксенбург в Вене состоялась премьера ее 1-актной музыкальной драмы «Ариадна и Вакх» на либретто Рейдингера. В 1792 году состоялась премьера ее зингшпиля «Кандидат в школу» в театре Маринелли в Вене. Имеются сведения, что каждая из этих опер исполнялась примерно по шесть раз. Ее третья известная нам опера «Ринальдо и Альцина» была поставлена в 1797 году в Праге и имела меньший успех, что сыграло отрицательную роль и стало поворотным моментом в творческой судьбе композитора [9, 122].
После 1800 года Паради занималась исключительно педагогикой и общественной деятельностью, в чем также добилась невероятных успехов.
Жизнь и творчество Марии Терезии Паради свидетельствует о том, что в то время женщина - композитор-исполнитель могла быть конкурентноспособна на музыкальном рынке.
Другая виртуозная пианистка, композитор и педагог XVIII века - француженка Элен де Монжеру (1764-1836). Заслуги этой женщины-музыканта были настолько велики, и она была настолько заметной фигурой в музыкальной жизни Франции, что это спасло ей жизнь во время революционных событий.
Известно, что Монжеру была приговорена смерти на гильотине, но её помиловали. Это произошло потому, что наблюдатель трибунала, Бернард Сарет-те убедил дирекцию Национального музыкального института (предшественника Парижской консерватории), что им необходим педагогический опыт этого музыканта. Коэн пишет: «На судебное заседание был принесён клавикорд, на котором она с таким жаром играла Марсельезу, что все присутствующие инстинктивно присоединились к пению, не исключая президиум трибунала» [4, 321]. После этого казнь отменили.
Элен де Монжеру была принята на работу в Национальный музыкальный институт в качестве одного из самых уважаемых мастеров. Её методическая работа - « Всеобщий фортепианный метод», написанная для её учеников и со-
стоящая из 972 упражнений и 114 этюдов, была отмечена премией Фетиш наравне с такими композиторами, как Клементи, Дюссек и Крамер [1, 145-146; 5].
Марианна Мартинес (1744-1812) - австрийская певица, пианистка и композитор, ученица Пьетро Метастазио. Она сочиняла камерную, хоровую и оркестровую музыку: драматические оратории, мессы и кантаты, песни, два фортепианных концерта, увертюра для оркестра, три сонаты для клавира. В 1773 году композитор стала почётным членом Филармонической академии в Болонье.
Мартинес считается крупным автором церковной музыки. Например, в 1782 году в Вене была поставлена её оратория «Исаак» на слова Метастазио в «Обществе музыкантов» (ТопкйшАег Ое8еШсЬай).
В 1790-х годах она открыла школу пения в собственном доме и стала её директором. Также Марианна Мартинес организовала еженедельные собрания в своем доме, которые посещали все известные венские музыканты. По словам Коэна, однажды она играла сонату Моцарта в 4 руки с самим композитором. Чарльз Бёрни упомянул о ней в своём «Дорожном Журнале». Ею восхищался Иоганн Адольф Хассе [15, 80-84; 1, 140-142; 14, 157-165; 4, 302].
Жозефа Барбара фон Ауэрнхаммер (Ауренхаммер) (1758-1820), ученица и музыкальная партнерша Моцарта - опубликовала большое количество фортепианной музыки, в частности, 10 тетрадей с клавирными вариациями. Она стала соавтором двух произведений Моцарта - концерта для двух фортепиано (К365) и в сонаты для двух фортепиано (К442) [14, 155-156; 4, 21; 1, 5-6].
Среди немногих сочиняющих скрипачек XVIII века, авторов скрипичной музыки, самая заметная, пожалуй, Маддалена Лаура ди Сирмен (1735-1798? 1800?). Кроме того она олицетворяет собой тип универсального музыканта, добившегося успехов как в скрипичном, так и вокальном исполнительстве, а также в игре на клавикорде и в композиции.
В качестве скрипачки Сирмен приобрела большую славу, и её даже стали считать достойным соперником известного скрипача П. Нардини. О её высоком статусе музыканта-исполнителя свидетельствует тот факт, что она пела при
Саксонском дворе в Дрездене. Свои же собственные произведения Сирмен исполняла в духовных концертах («concerts Spirituels») в 1768 году в Париже.
Она является также автором шести скрипичных концертов, шести концертов для арфы, шести концертов для двух скрипок, шести струнных квартетов, трио, дуэтов, чем внесла огромный вклад в развитие скрипичной музыки. Безусловно, исполнительская деятельность Маддалены Сирмен нашла отражение в её композиторском творчестве [2; 4, 430].
Известны также и другие сочиняющие скрипачки того времени: это Каролина Байер (1758-1803) из Австрии, итальянка мадемуазель Бланджини (р. в 1780 г.), француженка мадемуазель Тоска [4, 41, 58, 458].
Данный период ознаменовался привлечением женщин-композиторов в оперный театр и освоением ими различных оперных жанров, причём, произведения женщин часто ставились на лучших театральных подмостках. Помимо упомянутой Марии Терезы Парадиз, крупными оперными композиторами XVIII века были итальянка Дионисия Зампарелли, а также Мария Тереза д’Аньези-Пиноттини [11, 325, 79; 3, 514, 5].
Таким образом, исходя из сохранившихся документов, а также из исторических свидетельств, можно утверждать, что в XVIII веке круг сочиняющих женщин существенно расширился благодаря вовлечению в музыкальную жизнь дам из высшего общества и из слоя буржуазии, выступающих в качестве музыкантов-любителей, а также профессиональных композиторов. Это, без сомнения, послужило укреплению феномена женской музыки в европейской культурной традиции.
Bibliography
1. Bouvet, C. Une Lecon de G. Tartini et une femme violinist au XVIII siecle (M. Laura Lombardini). - Paris: P. Senart, 1915.
2. Citron, M. J. Women and the Lied, 1775-1850 // Women Making Music: The Western Art Tradition, 1150 - 1950 / Ed. by Jane Bowers and Judith Tick. - Urbana, Chicago, 1986 - P. 224242.
3. Cohen, A. I. International Encyclopedia of Women Composers. - New York, 1987.
4. Dorival, Jerome. Helene de Montgeroult: La Marquise et la Marseillaise. - Symetrie, Lyon, 2006.
5. Fankhauser, J. M. Anna Amalie Princess of Prussia (1723-1787) // New Historical Anthology of Music by Women. - Ed. by James R. Briscoe. - Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis, 2004 by James R. Briscoe. - Р. 107-112.
6. Fuller, S. The Pandora Guide to Women Composers (Britain and the United States 1629 -Present). - Pandora. - Published by Pandora 1994.
7. Guide to Piano Music by Women Composers. Vol. 1: Composers Born Before. - 1900, Pamela Youngdahl Dees.
8. Lorenz, F. Franz Benda und Seine Nachkommen. - Berlin: W. de Gruyter & Co., 1967.
9. Matsushita, H. Maria Theresia von Paradis (1759-1824) // New Historical Anthology of Music by Women. - Ed. by James R. Briscoe. - Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis, 2004 by James R. Briscoe. - P. 121-125.
10. Nicks, F. Maria Theresia Paradis // Monthly Mus. Record, January 1913.
11. Stieger, F. Opernlexikon. T. 4. Nachtrage. Bd. 1. Verlegt bei Hans Schneider: Tutzing,
1982.
12. Stumcke, H. Corona SchraDter. - Bielefeld, 1904.
13. Ullrich, H. M. T. Paradis and Mozart // Music and Letters, October 1946.
14. Weissweiler, E. Komponistinnen aus 500 Jahren. Eine Kultur und Wirkungsgeschichte in Biographien und Werkbeispielen. - Fischer Taschenbuch Verlag, 1981.