£ .¿4. Селезнева,
выпускница фанцлыпе&а китаеведения
/Зоакочлого инаки&ц&а 2)/ЗТУ, 2006 г.
ЖЕНЩИНА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КИТАЯ В НАЧАЛЕ ЭПОХИ ТАН (617-762 ГГ.)
Восприятие чужих культур очень часто основывается на стереотипах. Они неизбежны и нередко существенно облегчают преодоление «шока от столкновения с чужим». Но очевидно и то, что стереотипы сковывают человеческое мышление, заставляют его следовать привычным, но ложным путём.
Один из подобных стереотипов - «женщина Востока». Деспот-муж, ранние насильственные браки и тому подобное. При необходимости это можно обосновать соответствующими цитатами из Конфуция, Мэнцзы и др. Но при более пристальном взгляде на китайскую реальность картина начинает меняться. Например, знаменитое китайской выражение «па-лаопо» («бояться жены»). Вряд ли оно могло возникнуть в культуре, где женщина рассматривается как «неполноценное существо». Иными словами, реальность требует отказа от стереотипов.
Эпоха Тан - мир красоты и изящества - золотой век китайского средневековья. Как писали современники, именно в этот период Китай стал самым могущественным государством и представлял огромную силу в Восточной Азии. Население Сианя, столицы империи, превышало 1 млн. чел., процветала культура: развивались классическая живопись, такие искусства, как музыка, танец и опера, изготавливались великолепные керамические изделия, был открыт секрет белого полупрозрачного фарфора. Доминировали конфуцианская этика и буддизм. Наблюдался и прогресс в науке — преимущественно в астрономии и географии [2]. Воцарение танской династии, пришедшей на смену недолговечной Суй, стало поворотной точкой в истории Китая, определившей образование на долгие годы второй централизованной империи.
Стоит упомянуть о кочевниках, которые играли большую роль в истории Китая в этот период. Они оказали значительное влияние на культуру страны, особенно при династии Тан, когда появилась стабильность в обществе, поднялась экономика. У вершины власти оказалась аристократия, формировавшаяся из разных слоев общества, в том числе в немалом количестве из представителей кочевых народов.
Сегодня в политической жизни общества принимает участие и женщина. Однако в феодальном Китае политика была исключительно прерогативой мужчин [9, 72].
Но вернемся в танскую эпоху, с её высоко развитой экономикой, культурой, относительной раскрепощенностью нравов, когда женщины активно
участвовали в политической жизни. И первой на этом поприще была У Цзэ-тянь (У-хоу). Кто же эта У Цзэтянь? Она родилась в 624 году, в 14-летнем возрасте ее, молодую девушку, призвали во дворец, и она стала одной из многочисленных жен второго танского императора Тай-цзуна. После его смерти У Цзэтянь стала наложницей, затем императрицей во время правления императора Гао-цзуна, а когда умер Гао-цзун У Цзэтянь взяла государственную власть в свои руки. Она устранила двух наследников императора, в возрасте 67 лет основала династию Чжоу, низложив Тан, официально стала править Китаем. В истории Китая У Цзэтянь - императрица-долгожитель, одновременно единственная, кто правил единолично, опираясь на преданных чиновников, она расправлялась с невиновными, уничтожала своих врагов. Однако, с другой стороны, поощряла развитие сельского хозяйства, выдвигала талантливых людей на ответственные посты, ограничивала влияние своих родственников и обращала внимание на повышение социального положения женщин. У Цзэтянь официально правила в течение 15 лет, однако фактически была у власти целых 50 лет.
Принцесса Тайпин (665 - 713 гг.)
Принцесса Тайпин была дочерью императрицы У Цзэтянь. Вместе со своим племянником Сюань-цзуном устроила заговор, чтобы положить конец попыткам императрицы Вэй узурпировать власть. В 712 г. Жуй-цзун отрекся от престола в пользу Ли Лунцзи, у которого нарастали разногласия с отцом и тетей, принцессой Тайпин. В 713 г. Ли Лунцзи сам начал переворот, чтобы предотвратить тот, что затеяла принцесса с целью свергнуть его с трона. В итоге сторонники принцессы были убиты, а сама она покончила с собой.
Императрица Вэй (? - 710)
Император Чжуан-цзун был абсолютно безвольным человеком и полностью находился под влиянием злодейки-жены, которая захватила все бразды правления империей в свои руки. Коррупция при ней достигла исключительного размаха, роскошь требовала денег, и поэтому продавалось вся и всё: слуги, их дети, дворянские звания, дворцовые должности и т.п. На ответственные посты назначались только родственники императрицы. В дальнейшем, чтобы престол был унаследован её сыном (формально не имевшим на это прав), императрица Вэй отравила мужа и держала его смерть втайне до тех пор, пока её малолетний (!) сын не был объявлен следующим императором. После смерти императрицы-матери в 710 г. к власти пришла оппозиционная группировка, вернувшая престол законному наследнику — родному брату убиенного Чжун-цзуна — Жуй-цзуну, который через два года отрёкся в пользу своего талантливого сына Сюань-цзуна [5].
Принцесса Аньлэ
Речь идёт о принцессе Аньлэ, дочери танского императора Чжун-цзуна и императрицы Вэй и внучки императрицы У Цзэтянь. Родилась Аньлэ в 684 г. Отец любил и баловал дочь, так как она была хорошенькой и послушной.
Императрица Вэй и принцесса Аньлэ убедили Чжун-цзун, чтобы он сместил Ли Чунцзюня, который не был биологическим сыном императрицы Вэй. Чжун-цзун долго колебался, но в конце концов отказался это сделать.
Тогда Аньлэ возненавидела отца и вступила в конфликт с принцем, позже принц был убит. Овдовев, Аньлэ вышла замуж за У Тинсю.
Когда императрица Вэй узнала, что уже Чжун-цзун хочет ее свергнуть, она вместе с Аньлэ задумала его убить, приказав положить в булочку яд. Принцесса Аньлэ отнесла булочку отцу, он съел ее и умер. Госсекретарь Шангуань Ваньэр подделала документы, по которым Чжун-цзун якобы даровал трон своему четвертому 13-летнему сыну Ли Чунмао, рожденному от наложницы. Вдовствующая императрица Вэй стала при нем регентшей. Но она опасалась, что младший брат Чжун-цзуна Ли Тань, который замещал брата у трона всего один месяц, будет претендовать на трон. Императрица и принцесса Аньлэ начали строить заговор по устранению Ли Таня и Ли Чунмао, как последнюю попытку основать свою династию. Сын Ли Таня Ли Лунцзи узнал о заговоре и организовал переворот. В ходе этого переворота императрица Вэй и принцесса Аньлэ были казнены [6].
Шангуань Ваньэр
Шангуань Ваньэр - одна из самых знаменитых и талантливых женщин в китайской истории, а также одна из самых трагичных. Ее дедушка Шангуань И принимал участие в провалившейся попытке свергнуть императрицу У и был за это казнен. Отец Вань-эр по имени Шангуань Тинъи был вынужден совершить самоубийство. Ваньэр и ее мать стали служанками в императорском дворце. Шангуань Ваньэр была очень красива и талантлива. Она хорошо разбиралась в классической литературе, была выдающейся поэтессой и писательницей. Девушка произвела большое впечатление на императрицу У Цзэтянь, а после того как У Цзэтянь стала самостоятельно править, сделала Ваньэр придворным секретарем, поручив ей составлять все указы императрицы и оглашать дворцовые меморандумы. После того как У Цзэтянь была вынуждена передать трон своему третьему сыну Чжун-цзуну, он увлекся Ваньэр и сделал ее одной из своих наложниц, сохранив за ней должность секретаря. Императрица Вэй, принцесса Аньлэ и Ваньэр пытались устранить принца Чун-цзюна и основать династию Вэй. Они также намеревались убить Чжун-цзуна. Как только им все-таки удалось его убить, Ваньэр фальсифицировала документы, в которых император передавал трон 13-летнему сыну. В итоге Ли Лунцзи, взошедший на трон, хотя и был очарован красотой Ваньэр, но, понимая, что эта женщина всегда будет представлять угрозу, приказал убить ее.
Конфуцианство рассматривало Ваньэр как пример талантливой, но безнравственной женщины, которая могла бы возвыситься до той власти, какой обладала, к примеру, У Цзэтянь [7].
Ян Гуйфэй
Ян Гуйфэй (01.06.719 - 15.07.756) была одной из четырех красавиц Старого Китая. Имя знаменитой танской наложницы Ян Юйхуань, что означает Нефритовое колечко. Ян Юйхуань сначала была женой наследника танского императора Сюань-цзуна - князя Шоувань по имени Ли Мао. Позднее сам танский император Сюань-цзун полюбил её. Он пригласил её в Императорский дворец, и она жила в Южном флигеле. Именно для любимой наложницы император приказал переименовать Южный дворец в Дворец Тайчжэнь, что означает Дворец Высшей безыскусности. Вскоре Ян Юйхуань была
пожалована титулом «Гуйфэй» (высшая наложница). Она покинула дворец Тайчжэнь, и с той поры её статус был равен статусу императрицы. В то время ей было всего 22 года, а императору Сюань-цзуну 56 лет [5].
Ян Гуйфэй обладала пышными формами, которые были в тот период эталоном красоты. На западе ее описывают как «тучная». Но на самом деле ее «тучность» не следует относить к тем, у кого слишком полная фигура. Правление Сюань-цзуна, без сомнения, стало бы самым славным в китайской истории, не будь его конец омрачен восстанием Ань Лушаня, полководца “варварского” происхождения, которое положило конец внутреннему миру в стране, продолжавшемуся 132 года, и сломало административную машину Танской империи. Поэзия и драма, однако, обессмертили недолгое и успешное правление Сюань-цзуна, а его романтическую любовь к Ян Гуйфэй, наложнице, ставшей «прелюдией» к бунту Ань Лушаня. Эту историю можно интерпретировать по-разному, рассматривая ее либо личностный, либо политический аспекты. Ян Гуйфэй, должно быть, действительно была настолько красива, как ее описывали поэты, а самому императору было уже 72 года, когда он вынужден был отдать свою возлюбленную в жертву разъяренным воинам. Этот факт лишает даную историю романтической образности, но мало объясняет катастрофу, одной из причин которой стала безрассудная страсть.
Император, занятый своей любимой, не заметил, как весь мир сузился до размеров Шанъянского дворца. Она между тем на многие государственные должности продвигала своих родственников, которые стали иметь большой вес в государстве.
Именно благодаря ее влиянию Ань Лушань был удостоен высочайших почестей и обрел силу, давшую ему возможность поднять восстание. Император, встревоженный мятежом, попытался успокоить солдат, но вместо этого они стали требовать голову Ян Гуйфэй, сестры министра и защитницы Ань Лушаня. Наконец, перепуганный двором, убежденный, что более ничто не сможет остановить волнения, а отказ будет стоить жизни ему самому, Сюань-цзун отдал приказ. Старший евнух отвел Ян Гуйфэй в деревенскую кумирню и там задушил.
Среди женщин-политиков были не только дворцовые принцессы, наложницы, придворные дамы или жены высокопоставленных чиновников, но и жены обычных служащих, а также занимавщие особое положение в обществе знахарки, монахини и другие.
В период правления династии Тан, когда буддизм и даосизм приобрели широкое распространение, многие принцессы, наложницы и обыкновенные женщины уходили в монахини. Монахини могли проникать во дворец, в дома аристократов, были членами организаций, где собирались талантливые литераторы, мастера национальной гимнастики «ушу», завязывали отношения с высокопоставленными сановниками, принимали участие в разработке военных планов и т.д. Например, монахиня по имени Ван Фэнсень во время войны с губернатором одной области стала командиром и военным советником. От нее зависела тактика ведения войны, награды и наказания [9, 84].
Особое положение женщин в политической жизни страны можно объяснить тем, что их права и интересы защищались танским законодательством.
Женщинам так же, как и мужчинам, даровали титулы и определяли наказание, можно сказать, что и мужчины, и женщины были равны как в политике, так и перед законом.
В феодальном Китае, где власть принадлежала мужчинам, женщина рассматривалась как собственность, женский пол был на втором плане. У женщины отняли право не только принимать участие в политической жизни, но и занимать какое-либо положение в обществе. По установившимся правилам женщины не должны были «совать нос» за пределы дома. Все эти многочисленные нормы и правила не только нанесли вред здоровью женщин, но и не позволяли им расширить свой кругозор, развить интеллект. Проявление способностей и талантов было строго ограничено [10]. Но реальных примеров того, что танские женщины кроме дома вращались еще и в светских кругах, было сколько угодно. В Древнем Китае занимать чиновничьи посты было преимуществом мужчин. Однако на праздновании Нового года, дня рождения императора и других жены сановников императора тоже присутствовали. А в обычные дни они могли войти во дворец, чтобы поклониться императрице и главной наложнице. До династии Тан такое можно было увидеть нечасто.
С начала правления династии Тан и прихода к власти У Цзэтянь такие собрания жен сановников стали своего рода ритуалом. Бывало, что они сами устраивали общественные мероприятия, но только с разрешения мужей. Хотя мужья и относились к своим женам снисходительно, они все же не могли избавиться от старого мышления - «признания главенства мужчин и третирование женщин» [9,86], поэтому самостоятельность женщин имела свои рамки.
Если жены сановников и чиновников, создавая свои светские круги, зависели от мужей, то женщины из простого люда были полностью предоставлены самим себе и могли свободно и независимо организовывать свои мероприятия, образовывали союзы, используя лозунг «строить общество на искренности и честности» [9, 89]. Они все были равны, среди них существовали взаимное уважение и помощь. Если один из членов союза оказывался в нужде, ему помогали, кто чем мог - мукой, овощами, маслом и другими продуктами. Члены «союза женщин» были, как правило, из одного села, и их влияние особо не распространялось за его пределы, но тот факт, что эти женские организации, в отличие от высших кругов - жен сановников не зависели от мужчин, говорит о том, что при династии Тан положение женщин низших сословий в семье и общественной жизни было более независимым, чем у женщин среднего и высшего сословий.
В эпоху Тан общество не было сильно ограничено правилами этикета. Мужчины и женщины довольно свободно общались, вместе появлялись в общественных местах. Наложницы, придворные дамы могли выходить за пределы дворца и завязывать дружбу с незнакомыми мужчинами [12, 20]. А женщины низших сословий в силу того, что долгое время проводили вне дома, занимаясь хозяйством, еще меньше были скованы нормами этики, поэтому могли свободно заводить знакомства с мужчинами.
Таким образом эпоха Тан предоставила женщине право выбора поведения как в личной, так и общественной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гулик, Ван Роберт. Сексуальная жизнь в древнем Китае / перевод с англ. А.М.Кабанова. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2000.
2. История династии Тан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new-history2005.narod.ru Дата обращения: 25.04.06.
3. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб.: Изд-во «Лань», 1999.
4. Танская империя [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enoth. narod.ru Дата обращения: 3.05.06.
5. Chinese history Tang Dynasty - Women of the Tang Dynasty [Электронный ресурс]. Режим доступа:
6. http://womenofchina.com.cn/people/women_in_hisrory/3305.jsp Дата обращения: 23.07.05.
7. Princess of Tang Dynasty [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. guide2womenleaders.com/China_Heads.htm Дата обращения: 13.04.06.
8. Women of the Tang Dynasty [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.chinavoc.com/history/tang/women.htm Дата обращения: 4.05.06.
9. Gao Shiyu. Zhongguo gudai funti shenghuo. Beijing, 1996. (Гао Шиюй. Жизнь женщин Древнего Китая. Пекин, 1996.)
10. Duan Tali. Tangdai funti diwei yanjiu. Beijing: Renming chubanshe, 2000. (Ду-ань Тали. Исследования положения женщин в эпоху Тан. Пекин, 2000.)
11. Tangdai funti shehui diwei (Положение женщин в обществе в эпоху Тан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ihealth.com.cn/sex_ health/xingwenhua/200409/66197.html Дата обращения 29.07.05.)
12. Huang Guangren. Ntihuang Wu Zetian. Xi’an, 2002. (Хуан Гуанжэнь. Императрица У Цзэтянь. Сиань, 2002.)
13.Zhang Chunxiao. Pinji. Shanghai: Shanghai cishu chubanshe, 2004. (Чжан Чуньсяо. Наложницы. Шанхай, 2004.)
14. She Huimin. Shinti. Jinan: Shandong huaban chubanshe, 2004. (Шэ Хуэйминь. Придворные служанки. Цзинань, 2004.)
£ .¿4. Selezneva
Social Role of Women in Early Tang Dynasty
This research examines the social role of women in China during Early Tang Dynasty (617-762A.D.). Women’s role in society, family, political and cultural aspects surrounding women during this period are analyzed.
The historical experience has shown that improving the importance of women’s social role stimulates development of the society as a whole. That is why the study of the social dynamics of women during this historical period is not only necessary, but essential to understand and improve our contemporary society. The conclusions that were drawn from this research show that women through their efforts and resistances could win individual freedom and equality of rights with men.