Научная статья на тему 'Женщина под водой'

Женщина под водой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
180
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Женщина под водой»

па «заботы о себе» определяется прежде всего «антропологическим кризисом», последствиями которого являются болезни цивилизации и низкий уровень здоровья современного человека, что особенно остро проявляется в российской действительности. При этом форма заботы о себе не является принципиальной, так как потребность в заботе жизненно необходима и исходит из самой основы бытия, его подлинности и целостности присутствия.

Список литературы

1. Андрющенко О.Е. Развитие субъекта заботы о своем здоровье как проблема ценностного самоопределения человека // Социум и власть. - 2015. - № 3 (53). -С. 21-23.

2. Иванченко Г. В. Забота о себе. История и современность. - М.: Смысл, 2009. -304 с.

3. Петровский В. А. Человек над ситуацией. - М.: Смысл, 2010. - 560 с.

4. Садовников Е.С. Здоровый образ жизни как часть онтологической структуры заботы о себе // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. -№ 5. - С. 50-55.

5. Фуко М. Герменевтика субъекта. - М.: Наука, 2007. - 680 с.

6. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности-!!!. - Киев: Рефлбук, 1998. -283 с.

7. Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Наука, 2007. - 624 с.

Д. А. Саитбатталов

Женщина под водой

Блокада Ленинграда - это тяжелое событие для нашего народа. Во время блокады мы потеряли свыше 600 тыс. чел. Эти потери могли быть еще больше, если бы не герои блокадного города. В своей статье я хочу рассказать об одном человеке, чья смелость и полная самоотдача помогла выжить городу. Мой герой - Нина Васильевна Соколова.

Нина была старшим ребенком в многодетной семье, уже с самого детства на ней была ответственность за своих младших братьев и сестер. Мать с ранних лет постоянно брала ее на поденные работы. После окончания школы она уехала учиться в Ленинград и поступила в институт водного транспорта по направлению «Гидротехника». В 1936 г. получила диплом и была направлена на службу в экспедицию подводных работ особого назначения (ЭПРОН).

Первой ее работой стало руководство водолазами при укладке бетонных массивов в Сочи при строительстве порта. Здесь и проявился ее характер. Имея очень мало опыта подводных работ, эта хрупкая девушка облачалась в «трехболтовку» и спускалась для осмотра «постели». Вес снаряжения составлял 96 кг. Даже для взрослого мужчины это весьма нелегко, а для молодой девушки и подавно. Но она справлялась.

Оценив её настойчивость и упорство, руководство направляет девушку снова в Ленинград на двухмесячные курсы усовершенствования, где она основательно изучила водолазное дело. Экзаменационная комиссия была поражена ее глубоким знанием этой сугубо мужской профессии. Начальник ЭПРОНа контр-адмирал Фотий Иванович Крылов подписал свидетельство, разрешающее ей подводные спуски до 10-метровой глубины. За всю историю водолазного дела это был единственный документ, выданный женщине.

А Нина Васильевна действительно стала специалистом своего дела. Постепенно руководство стало прислушиваться к ее дельным советам. И уже через три года службы в ЭПРОНе Ф.И. Крылов дал Нине следующую характеристику: «В текущем году она назначена на должность начальника гидротехнического отдела. Молодой, энергичный работник, постоянно совершенствует свои знания и опыт. Тверда и настойчива в достижении своих целей. Прямолинейна и смела. Живо интересуется военно-морским делом. Отлично выдержала испытания военно-морскому минимуму. Требовательна, пользуется авторитетом у товарищей по службе и у подчиненных» [4]. Его оценка подтвердилась и во время войны.

Боевое крещение Нина получила в Баренцевом море. Это был 1939 г., когда где ей поручили руководить строительством десантного причала в Полярном. Молодой инженер отлично справилась и лично неоднократно спускалась в студёную воду [5].

Отдельная страница в жизни Нины это - Дорога жизни. Ладожское озеро имело большое значение в стратегических планах германского командования. Слишком часто упоминалось оно в документах гитлеровского вермахта. В ночь на 1 июля 1941 г. началось наступление немцев с целью выхода к Ладожскому озеру. Выйдя к южному берегу озера, немцы замкнули кольцо блокады. Единственный путь, связывающий Ленинград со страной, стал возможен только по Ладожскому озеру.

Талантливый инженер Нина Соколова стала применять свои знания и опыт с самого начала блокады Ленинграда. Она впервые отличилась в таком неординарном событии, как попытка буксировки по дну Ладожского озера бронетехники. Буксировка не получалась. Сложный рельеф дна, а также постоянные бомбежки препятствовали успеху этой операции. Все работали без отдыха, что сильно сказывалось на здоровье людей. Водолазы гибли от перенапряжения. В итоге задачу по буксировке техники пришлось свернуть [4].

Смекалка часто помогала людям в трудную минуту. В сентябре 1941 г. гитлеровцы предприняли массированные налеты авиации на Осино-вецкую базу. Им удалось потопить несколько судов и барж, в том числе и две баржи с зерном у самого причала. Трудно было бы городу пережить такую потерю, и водолазы приступили к подъему зерна. Здесь они столкнулись с первой трудностью. Зерно было не в мешках, а россыпью.

Опираясь на накопленный опыт, решили поднять его с помощью насосов. Принцип работы таков: жидкая масса поднимается насосами наверх, сливается в ящики, из которых вода потом выходит через маленькие отверстия и щели, а груз остается. Но затея не удалась, так как зерно уже довольно продолжительное время находилось под водой, оно стало мягким и, проходя через лопасти насоса, разбивалось. Водолазы пробовали применять различные ковши и ведра, наполняя их под водой и затем поднимая на палубу по трапам. Зерно оставалось целым, но производительность была очень низкая. Одна водолазная станция за 6 ч поднимала 15-18 мешков зерна.

Нина предложила такую идею. С помощью водоструйных насосов-эжекторов, которые были применены впервые, можно было поднять все зерно намного быстрее и в то же время не повредить его. Предложение одобрили. И через некоторое время начальник ЭПРОНа Ф.И Крылов отправляет на Ладогу один такой насос и его разработчика инженера А.Ф. Маурера и механика Гришу Мазнина. Насос установили, подвели к нему по шлангам воду под давлением от гидромонитора, и через 2 ч началась откачка зерна. Работа пошла. За час работы насоса начали поднимать 10-15 т зерна. Через пару дней начальник ЭПРОНа прислал еще два насоса. Их установили на другой барже. Не все шло так гладко, как хотелось бы. Во время одной из выгрузок гитлеровцы предприняли налет на Осиновецкий порт. Было сброшено несколько бомб. Одна из них угодила в корму баржи, где в это время Мазнин устанавливал четвертый эжектор. Взрывом повредило корму баржи, в воде плавали обломки бревен, зерно и щепки. Гриша чудом остался жив. Цепляясь за бревно, бедный механик еле держался на воде. После того как его вытащили из воды, силы покинули Гришу. И механика отправили в Ленинград в госпиталь, где он быстро встал на ноги. Работы по подъему зерна продолжались. За 2 месяца было поднято с затонувших барж около 4 тыс. мешков зерна [2, с. 302-303].

Известно, что без связи нет управления войсками. Нине в 1941 г. поручили проложить по дну Ладоги телефонный кабель для связи блокадного города с Москвой. Эта задача была выполнена ею превосходно. На опыте прокладки телефонного кабеля у Нины появилась идея, как снабдить город горючим. Так получилось, что во время командировки в Москву она летела в самолете вместе с начальником восстановительных работ Ленинградского фронта Иваном Зубковым. Прямо в самолете «на коленках» она набросала схему, как и где надо прокладывать бензопровод. Идею моментально одобрили в столице. 7 апреля 1942 г. Главный комитет обороны распорядился начать строительство Ладожского бензопровода [1, с. 225].

Бензопровод предстояло проложить в Шлиссельбургской губе Ладожского озера. Средние глубины в данном районе озера 6-8 м. Трасса намечалась по карте, но на местности встретились трудности в виде

двух каменных гряд, глубины над которыми не превышали 0,6 м. Эти отмели были обойдены на глубинах более 4 м. Фактическая подводная трасса имела вид ломаной линии с углами поворота до 60 градусов, протяжением 21 445 м, а в общей сумме длина уложенного трубопровода составила 29 850 м [5, с. 17]. Трасса была обследована поверхностно. На это повлиял недостаток времени, а также постоянные бомбежки противника.

Выход трубопровода был намечен в поселке Коккорево вблизи Оси-новецкого маяка. Лучшего места не сыщешь. Хорошая площадка для сварки и монтажа труб, рядом лес, что позволяло скрытно вести работы. В начале работ инженеры хотели использовать лед, но данное предложение пришлось отвергнуть из-за постоянного движения льда в озере. Поэтому специалисты начали готовиться к прокладке труб с плавучих средств.

Трубы для трубопровода нашли на Ижорском заводе в Колпино, где они были заготовлены еще до войны. Внутренний диаметр труб составлял 101 мм, толщина стенок 7 мм, вес одного погонного метра 20 кг, длина звена 6,65 м. Трубы быстро доставили к берегу Ладоги, где в дальнейшем происходила их сварка в секции длиной по 200 м каждая. Для сварки была подготовлена специальная рабочая площадка. Секции испытывали на внутреннее давление, изолировали битумом и затем стягивали в озеро. Изоляцию труб производили в один слой, материалов катастрофически не хватало. Все секции сваривались между собой, а каждый сварной шов усиливался муфтой.

Под водой работу возглавила Нина. Молодая девушка вместе с водолазами производила разведку дна и выбирала оптимальный маршрут для прокладки труб. На одном из подводных участков была затопленная баржа. Ее разрушили подводными зарядами взрывчатки и разровняли дно гидромониторами.

Вся работа заняла период с 3 мая по 14 июня 1942 г. (с 3 мая по 20 мая производились подготовительные работы, а с 21 мая по 14 июня с перерывами из-за плохой погоды велась прокладка трубопровода). Ладога нередко штормит, одним из таких дней стало 26 мая. Участники работ быстро собрали и сварили 1000-метровую плеть. Но во время попытки ее установить волнение на озере усилилось, крепление плети оборвалось, и она исчезла в волнах. Эта неудача тяжело сказалась на настроении людей. Выводы были сделаны, и больше подобных эксцессов не возникало.

Несмотря на все трудности, трубопровод проложили до конца. Сначала его испытали прокачкой воды под давлением, затем керосином. Утром 19 июня 1942 г. правительственная комиссия подписала акт приёмки трубопровода. Производительность составила около 350 т топлива в сутки. В период с 1942 по 1943 г. в блокадный город поступило свыше

40 тыс. т горючего. Всего на объекте было занято 10 водолазных станций, 40 такелажников и до 800 подсобных рабочих [3, с. 26].

После решения задачи по обеспечению города топливом, предстояло справиться с еще одной проблемой - обеспечение людей светом, а города электроэнергией. Трассу для прокладки электрокабеля выбрали несколько севернее трубопровода. Для полноценной работы электросети необходимо было проложить 5 линий кабеля. И в этом деле без трудностей не обошлось. Для начала было необходимо найти подходящее судно для укладки кабеля. Наконец такое судно нашли. Это была баржа грузоподъёмностью 400 т. В ее трюм был уложен 21 км кабеля. К берегу озера он доставлялся в барабанах по 400-450 м в каждом, а метр его весил 6,4 кг. Отдельные участки соединялись муфтами по 200 кг каждая. Укладка кабеля в трюм баржи занимала около недели, монтаж муфты составлял 6-8 ч [2, с. 307-309].

Кабель прокладывали вытравливанием его по ходу движения баржи. Работы производились очень аккуратно, чтобы не нарушить герметичность муфт. Этой работой руководил опытный водолаз Л.Г. Молчанов. Во время прокладок одного из кабелей в начале осени Нину ранило в ногу и плечо, а также сильно контузило. Отлежавшись в госпитале и восстановив свои силы, смелая девушка вернулась в строй и продолжила свое дело.

В канун 25-й годовщины Великого Октября по всем 5 линиям кабелей в блокадный город пошел ток от первенца советской энергетики -Волховской ГЭС им. В. И. Ленина. Общее время прокладки пяти кабельных линий заняло около двух месяцев.

В середине августа 1943 г. Нина Васильевна была назначена главным инженером Ленинградского отряда подводно-технических работ. После освобождения Ленинграда от блокады она получила очередное звание - подполковника Военно-морского флота. После войны водолазы под руководством Нины Васильевны Соколовой занимались восстановлением поврежденных мостов, строили причальные стенки Ленинграда, Кронштадта, Таллина. За всю свою службу Нина Васильевна набрала 644 ч работы под водой.

Жизнь Нины Васильевны возложила очень много трудностей на ее хрупкие женские плечи. Но благодаря своей стойкости и отваге, она преодолела все, своим трудом спасла тысячи жизней и помогла выстоять Ленинграду. Она была первой в мире женщиной водолазом. Несмотря на невероятные трудности, тем не менее, она узнала и женское счастье, родила и воспитала двух детей Евгения и Марину. После войны преподавала в Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе, где читала курс гидродинамики и гидравлики. Она делилась накопленным опытом и вдохновляла будущих офицеров. 17 декабря 2001 г., на 90-м году жизни, легендарной женщины не стало...

Список литературы

1. Бычевский Б.В. Город-фронт. - Лениздат, 1967. - 430 с.

2. Ладога родная. - Лениздат, 1969. - 411 с.

3. Сборник материалов по обмену опытом ведения подводно-технических работ в период Отечественной войны. - Воениздат, 1947. - 159 с.

4. http://kronvestnik.ru/museum/5963

5. http://www.spletnik.ru/blogs/po-volnam-nashey-pamyati/108374_podvodnaya-voyna-niny-sokolovoy

А. М. Семёнов История формирования Комиссии прошений в России

Ведомство под названием Комиссия прошений юридически закрепилось в системе государственной власти 1 января 1810 г., но первые зачатки данного ведомства появились в XI в.

История обращения народа в органы государственной власти имеет очень давнюю традицию. Начало этому было положено еще на Руси и носило название «жалобницы». В XV в. данная форма обращения к князю или царю трансформировалась и стала называться «челобитная». Согласно толковому словарю В.И. Даля, «челобитие - это поклон: просьба; жалоба», а в словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее объяснение: «челобитие - низкий поклон с прикосновением лбом к земле; письменное прошение; челобитная; просьба к высокому лицу». Право на жалобы впервые закрепилось в духовных грамотах: «что есть вымал у детей своих из уделов, а подавал княгине своей, а кому будет жалоба сиротам на волостели, и тем людям учинит исправу княгиня моя». Таким образом «осуществлялся важнейший принцип властного управления, благодаря которому князь в народном сознании был воплощением справедливости и правды, и каждый подданный, независимо от сословной принадлежности, должен был иметь доступ к князю со своей нуждой и жалобой».

Развитие института обращений к государственной власти происходило довольно медленно, это было в первую очередь связано со слабым развитием письменной грамотности среди населения страны.

С приходом к власти Ивана III и созданием Судебника в 1497 г. были определены главные принципы работы института челобитных. Каждый подданный, вне зависимости от сословия, мог обращаться с челобитной к любому чиновнику или непосредственно к самому князю.

Несмотря на законодательное закрепление основ подачи челобитных, количество подаваемых бумаг непосредственно на имя царя ежегодно возрастало, что требовало внесения некоторых изменений. В годы правления Ивана IV, примерно в 1550-х гг., был создан Челобитный приказ, который стал заведовать всеми поступающими челобитными. Зако-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.