Научная статья на тему 'Жанры соцреализма : "собрание сочинений" и "избранные труды" от советских политических лидеров'

Жанры соцреализма : "собрание сочинений" и "избранные труды" от советских политических лидеров Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
393
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ГИПЕРЖАНР / СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ / Л. И. БРЕЖНЕВ / СОЦРЕАЛИЗМ / СОВЕТСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ФОРМОВКА СОВЕТСКОГО ЧИТАТЕЛЯ / GENRE / HYPERGENRE / COLLECTED WORKS OF L. I. BREZHNEV / SOCIALIST REALISM / SOVIET IDEOLOGY / GESTALT OF THE SOVIET READER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Базылев Владимир Николаевич

Статья посвящена рассмотрению жанра «собрания сочинений», а именно собрания сочинений политических лидеров Советского Союза. Объектом изучения в статье выступает собрание сочинений Л. И. Брежнева «Ленинским курсом», вышедшим в 9 томах с 1973 по 1983 г. Формулируется гипотеза, что «собрания сочинений» представляют собой жанровую типологическую разновидность литературных метатекстов, то есть ансамблевых или составных текстовых образований. Они являются жанровой формой художественной циклизации по совокупности содержательных и конституирующих признаков. Формальный подход при исследовании концентрируется на однотипно оформленных единицах (томах), содержащих все или основные произведения советского политика в качестве его идеологического, пропагандистского, литературно-художественного или публицистического наследия, а также научно-справочный аппарат сопроводительные статьи, комментарии, указатели и т. п. Содержательный аспект исследования сосредоточен на собрании сочинений как издании двойственном по хронотопу: ретроспективном и проспективном одновременно. Совокупность жанров, объединенных в единый гипержанр «собрание сочинений советского политического вождя», концентрирует накопленный личностью политика опыт руководства внутренней и внешней политикой страны, опредмечивает практику организационной и идеологической работы. Жанровое разнообразие текстов, составляющих репертуар собрания сочинений, получает вес и значение аргументов, которые историография может представить политическому деятелю для политической пропаганды, обоснования политических притязаний и реализации его планов. Единый хронотопический принцип «динамического монументализма» (по Д. С. Лихачеву) позволяет составителям собрания сочинений такого рода решать прагматические задачи идеологического воздействия на адресата советского читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genres of Socialist Realism “Collected Works” and “Selected Works” from Soviet Political Leaders

The article is devoted to the consideration of the genre “Collected Works”, namely the works of political leaders of the Soviet Union. The object of the study is the collected works of Leonid Brezhnev “Lenin’s course”, published in 9 volumes from 1973 to 1983. Formulated The hypothesis is formulated: the “Collected Works” is a typological variety of the literary metatexts, i.e. the ensemble or composite of several text structures. It is a generic cyclization form of substantive and constitutive characteristics. The formal approach to the study concentrates on the same type of the units (volumes) that contain all or major works of Soviet statesman, his literary and publicistic heritage, accompanying by articles, comments, pointers, etc. The substantial aspect of the study focuses on the “Collected Works” as a dual edition of the chronotope: a retrospective and prospective at the same time. The combination of genres combined into the hypergenre “Collected Works of the Soviet Political Leader” concentrates on the politician’s experience of leading internal and external policy of the country and practice of organizational and ideological work. The variety of genres of texts that make up the repertoire of the “Collected Works” get weight and importance of the arguments that historiography can represent as political propaganda, the justification of politician’s claims and the implementation of his plans. The chronotopicale principle of “dynamic monumentalism” (D. S. Likhachev) allows to the author of the “Collected Works” solve the most important pragmatic problem, i.e. the ideological influence on the Soviet reader.

Текст научной работы на тему «Жанры соцреализма : "собрание сочинений" и "избранные труды" от советских политических лидеров»

УДК 811.161.1.38 ББК 81.2Рус-5

DO1: 10.18500/2311-0740-2018-1-17-48-54

В. Н. Базылев

Москва, Россия

ЖАНРЫ СОЦРЕАЛИЗМА: «СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ» И «ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ» ОТ СОВЕТСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ

Статья посвящена рассмотрению жанра «собрания сочинений», а именно собрания сочинений политических лидеров Советского Союза. Объектом изучения в статье выступает собрание сочинений Л. И. Брежнева «Ленинским курсом», вышедшим в 9 томах с 1973 по 1983 г. Формулируется гипотеза, что «собрания сочинений» представляют собой жанровую типологическую разновидность литературных метатекстов, то есть ансамблевых или составных текстовых образований. Они являются жанровой формой художественной циклизации по совокупности содержательных и конституирующих признаков. Формальный подход при исследовании концентрируется на однотипно оформленных единицах (томах), содержащих все или основные произведения советского политика в качестве его идеологического, пропагандистского, литературно-художественного или публицистического наследия, а также научно-справочный аппарат - сопроводительные статьи, комментарии, указатели и т. п. Содержательный аспект исследования сосредоточен на собрании сочинений как издании двойственном по хронотопу: ретроспективном и проспективном одновременно. Совокупность жанров, объединенных в единый гипержанр «собрание сочинений советского политического вождя», концентрирует накопленный личностью политика опыт руководства внутренней и внешней политикой страны, опредмечивает практику организационной и идеологической работы. Жанровое разнообразие текстов, составляющих репертуар собрания сочинений, получает вес и значение аргументов, которые историография может представить политическому деятелю для политической пропаганды, обоснования политических притязаний и реализации его планов. Единый хронотопический принцип «динамического монументализма» (по Д. С. Лихачеву) позволяет составителям собрания сочинений такого рода решать прагматические задачи идеологического воздействия на адресата - советского читателя. Ключевые слова: жанр, гипержанр, собрание сочинений, Л. И. Брежнев, соцреализм, советская идеология, формовка советского читателя.

Сведения об авторе: Базылев Владимир Николаевич, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и прикладного языкознания.

Vladimir N. Bazylev

Moscow, Russia

GENRES OF SOCIALIST REALISM "COLLECTED WORKS" AND "SELECTED WORKS" FROM SOVIET POLITICAL LEADERS

The article is devoted to the consideration of the genre "Collected Works", namely the works of political leaders of the Soviet Union. The object of the study is the collected works of Leonid Brezhnev "Lenin's course", published in 9 volumes from 1973 to 1983. Formulated The hypothesis is formulated: the "Collected Works" is a typological variety of the literary metatexts, i.e. the ensemble or composite of several text structures. It is a generic cyclization form of substantive and constitutive characteristics. The formal approach to the study concentrates on the same type of the units (volumes) that contain all or major works of Soviet statesman, his literary and publicistic heritage, accompanying by articles, comments, pointers, etc. The substantial aspect of the study focuses on the "Collected Works" as a dual edition of the chronotope: a retrospective and prospective at the same time. The combination of genres combined into the hypergenre "Collected Works of the Soviet Political Leader" concentrates on the politician's experience ofleading internal and external policy of the country and practice of organizational and ideological work. The variety of genres of texts that make up the repertoire of the "Collected Works" get weight and importance of the arguments that historiography can represent as political propaganda, the justification of politician's claims and the implementation of his plans. The chronotopicale principle of "dynamic monumentalism" (D. S. Likhachev) allows to the author of the "Collected Works" solve the most important pragmatic problem, i.e. the ideological influence on the Soviet reader.

Key words: genre, hypergenre, collected works of L. I. Brezhnev, socialist realism, Soviet ideology, gestalt of the Soviet reader.

About the author: Vladimir Nikolayevich Bazylev, Doctor of Philology, Professor of the Department of General and Applied Linguistics.

© Базылев В. Н., 2018

Место работы: Московский педагогический государственный университет. E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-8952-9485

Введение

Социалистический реализм, как известно, представляет собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Концепция, разрабатываемая еще А. В. Луначарским, свелась в конечном итоге к тому, что изображение жизненных идеалов при социализме обусловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы любого произведения, созданного в любом жанре. Тот же Луначарский в докладе на 2-м пленуме Оргкомитета Союза писателей СССР 12 февраля 1933 г. говорил о том, что «нужно описать реального великого пролетарского вождя <...> конечно, это гигантская задача, для которой нужен очень высокий уровень мировоззрения и огромный талант» [1: 21].

Разумеется, одному автору не под силу было решить эту задачу, что заставило инициаторов этого начинания обратиться к такому жанру, как «собрание сочинений» советского политического вождя - от Ленина до Горбачева.

Речь в статье идет именно о жанре или, скорее, гипержанре «собрания сочинений» применительно к собранию сочинений политических лидеров Советского Союза. О жанре, существующем с 20-х гг. прошлого века, но не привлекавшем активного внимания с позиций жанроведения. Дело в том, что подобные «собрания сочинений» представляют собой именно жанровую типологическую разновидность литературных метатекстов, то есть ансамблевых или составных текстовых образований. Они являются жанровой формой художественной циклизации по совокупности содержательных и конституирующих признаков.

Проблемное поле

«Собрание сочинений» и «Избранные сочинения» от советских политических лидеров как жанры нуждаются в специальном теоретическом и историко-литературном изучении, поскольку принадлежат к наименее исследованным метатекстовым образованиям.

Прежде всего, это тот вид издания, которое концентрирует в однотипно оформленных единицах (томах) все или основные произведения советского политика в качестве его идеологического, пропагандистского, литера-

Place of employment: Moscow Pedagogical State University.

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-8952-9485

турно-художественного или публицистического наследия. Помимо собственно произведений автора, собрание сочинений включает и научно-справочный аппарат - сопроводительные статьи, комментарии, указатели и т. п. Собрание сочинений - издание двойственное по хронотопу: ретроспективное и проспективное одновременно. Оно предпринимается тогда, когда уже официально утверждено и признано идейное и идеологическое значение его личности как вождя для общества и наступило время его исторического или актуального изучения.

В советской издательской практике в ХХ в. (1920-1990) сложились следующие виды собраний сочинений политических лидеров Коммунистической партии и Советского государства: сочинения, собрание сочинений, полное собрание сочинений, избранные сочинения. Эти издания носят так называемый научно-массовый характер. Они имеют относительно небольшой библиографический аппарат, рассчитанный на популяризацию творческого наследия и дающий оценку его современной наукой: обычно это вступительная статья и реально-исторический комментарий.

Парадигматика исследования

В основе подхода к материалу лежит теория речевых жанров, как она представлена в саратовской школе, возглавляемой В. В. Дементьевым. Одной из исследовательских задач, обозначенных этой школой, как известно, выступает выявление и систематизация речевых жанров - коммуникативно-речевых и деятельностных [2: 13].

С нашей точки зрения, к исследуемому материалу в целом, безусловно, следует подходить как к жанру. Дело в том, что «собрание сочинений» советских вождей совершает различные операции с информацией. В данном контексте уместным оказывается образ «выпрямления коммуникации», обусловленный решением прагматических задач идеологического воздействия на адресата. Кроме того, оно содержит в себе образ автора, обладает комплексной структурой и формой, характеризуясь «мягкой формализацией», обнаруживает определенную степень ритуализа-ции, занимая некое место среди иных социолингвистических типов «советского дискурса», а именно дискурса политического [2: 244, 236, 191, 185, 144]. Тем самым «собрание сочине-

ний» занимает определенное место в речевой системе русского языка ХХ века.

Говоря о решении прагматических задач с помощью «собрания сочинений» советскими вождями, мы имеем в виду следующее. Во-первых, выход в свет собрания сочинений любого советского вождя (от Ленина до Горбачева) был государственным мероприятием идеологического, научного и культурно-исторического значения. Во-вторых, их адресат, т. е. советский читатель, никогда не был просто адресатом и пассивным потребителем этих политических нарративов. По словам Е. А. Добренко, согласно общественно преобразующей доктрине, лежавшей в основании соцреализма, он был объектом преобразования и формовки. Он сам оказывался существенной активной частью общего политико-идеологического проекта, который состоял в ковке и перековке человеческого материала [3]. Надо признать, что в жанре «собрания сочинений» советская культура вплоть до последних изданий «трудов» Ю. В. Андропова, К. У. Черненко и М. С. Горбачева действительно реализовала авангардный политико-идеологический проект. Соцреалистическое «собрание сочинений» вождей было своеобразной встречей и культурным компромиссом двух потоков: массы и власти.

Исследовательское поле

Объектами исследования в целом становятся «собрания сочинений» политических вождей Советского Союза: от Ленина до Горбачева.

Первое издание «Сочинений» Ленина было предпринято в 1920 г. Оно начало выходить при жизни Ленина и было завершено в 1927 г. Сразу же после смерти Ленина в 1924 г. начался выпуск 2-го и 3-го издания «Сочинений» Ленина. В 1940 г. начало выходить 4-е издание «Сочинений». В январе 1957 г. началось издание «Полного собрания сочинений В. И. Ленина», законченное к 1966 г.

13 томов «Сочинений» Сталина также вышли при жизни автора (1946-1951 гг.). Еще не завершенное (том 13 прерывался на 1934 г.), оно с кончиной вождя в марте 1953 г. было прекращено. Параллельно с названным изданием выходили его «Избранные труды». Издание «Сочинений» Сталина было возобновлено в 1997 г. (вышли тома 14-16) и продолжено в 2007 г. изданием дополнительных томов собрания сочинений (тт. 17 и 18).

Прерывает хронотоп издания «сочинений вождей» период «коллективного руководства» страной после смерти Сталина. Но ненадолго. В 1962-1964 г. Госполитиздат выпускает в свет 8 томов «Собрания сочинений» Н. С. Хрущева

с подзаголовком «Строительство коммунизма в СССР и развитие сельского хозяйства [Собрание сочинений]», охватывающее 19531964 гг.

Далее по хронологии следует собрание сочинений Л. И. Брежнева под общим заголовком «Ленинским курсом». 9 томов, увидевшие свет в 1970-1983 г., включали речи и статьи, выступления и воспоминания.

После смерти Л. И. Брежнева оба, последовательно сменившие его на посту главы государства Ю. В. Андропов и К. У. Черненко, удостоились изданием «Избранных речей и статей».

Наконец, для последнего лидера Советского Союза М. С. Горбачева, последнего Генерального секретаря ЦК КПСС и последнего Председателя Президиума Верховного Совета СССР, были изданы «Избранные речи и статьи» в 7 томах за период 1986-1990 г.

После этого, с нашей точки зрения, следует говорить о переходе или о переориентации (м.б. присоединении) нашей культуры в совершенно иную эпоху - эпоху массового постиндустриального общества, безразличного к индивидуальным обстоятельствам жизни и деятельности даже самого выдающегося «я» и даже при миллионократном его тиражировании.

Ограничения исследовательской задачи

В данной статье мы по необходимости ограничили свою исследовательскую задачу, обратившись в качестве примера для исследования к «собранию сочинений» Л. И. Брежнева. Период его нахождения у власти - это одна из важнейших эпох в истории России ХХ в. Напомним основные вехи политической карьеры Л. И. Брежнева. С 1960 г. по 1983 г. с перерывами он - Председатель Президиума Верховного Совета СССР, с 1964 г. - Первый секретарь ЦК КПСС, с 1966 г. - Генеральный секретарь ЦК КПСС.

Издательство политической литературы так напишет об истории выпуска томов: «От "речей и статей" до "собрания произведений" Л. И. Брежнева - такой путь проделало издательство политической литературы с 1973 по 1983 год, выпуская в свет 9 томов под общим названием "Л. И. Брежнев. Ленинским курсом"» [4: 3].

Собрание сочинений включило в себя не только речи и выступления, но также статьи и автобиографические публикации. Это были не только цикл «Малая земля», «Возрождение» и «Целина», но и серии воспоминаний - «Жизнь по заводскому гудку», «Чувство Родины», «Молдавская весна» и «Слово о коммунистах». Таким образом, перед чита-

телем советской эпохи представали не только формальные и «сухие» речи и выступления вождя, но и своеобразные биография и автобиография политика. Неважно, написанные им самим или его «свитой»: как известно, по словам Макиавелли, «короля делает свита». Важно то, что читатель обращался именно к сочинению - литературному произведению, в котором нашли отражение политические и идеологические, жизненные и философские, прагматические и экономические и пр. взгляды и отдельного человека, и народа, советского народа в целом.

Перед читателем представала концепция идеального правления, идеальный образ «правителя настоящего» и наставления его «наследникам».

«В речах и статьях Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева обобщается накопленный партией опыт руководства коммунистическим строительством и внешней политикой страны, государственными и общественными организациями, анализируется практика организационно-партийной и идеологической работы в современных условиях. Речи и статьи Л. И. Брежнева - яркое свидетельство незыблемости, научной обоснованности и последовательности генерального курса Коммунистической партии Советского Союза, строго соблюдающей ленинские нормы партийной жизни, творчески развивающей ленинские принципы партийного руководства. Издание речей и статей Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева поможет партийным и советским работникам, идеологическим кадрам, многочисленному партийному активу, коммунистам, всем трудящимся глубже усвоить важнейшие актуальные вопросы марксистско-ленинской теории и политики Коммунистической партии Советского Союза, лучше понять значение ее опыта в руководстве делом строительства социализма и коммунизма в нашей стране» [5: 3-4].

Собрание сочинений Л. И. Брежнева, по замыслу составителей, служило основным ориентиром не только для партийно-правительственных кругов, но и для самых широких масс.

«Издание четвертого тома речей и статей Л. И. Брежнева поможет коммунистам, всем трудящимся глубже усвоить актуальные вопросы марксистско-ленинской теории и политики КПСС, представить себе во всей полноте многогранную деятельность КПСС по созданию материально-технической базы коммунизма, совершенствованию общественных отношений, формированию нового человека, по укреплению международных позиций нашей социалистической Родины и мирового социализма в целом и реализации Программы мира» [6: 4].

Тем самым собрание сочинений может быть отнесено к официально-историческим сочинениям. Влияние политического лидера, его взглядов и политических устремлений прослеживается в подборке и аранжировке всего массива текстов.

Комплексная структура и формы

«собрания сочинений» Л. И. Брежнева

Концентрируя в однотипно оформленных единицах (томах) все или основные произведения Л. И. Брежнева в качестве его идеологического, пропагандистского, литературно-художественного или публицистического наследия, собрание сочинений формирует в совокупности комплексную структуру жанра. Интерес представляет как сам репертуар жанров, из которых складывается весь комплекс (иначе, гипержанр), так и хронология их введения в речевую практику.

О репертуаре.

Основным и преобладающим по частотности является, безусловно, речь как жанр институциональной коммуникации, составляющий, по определению Е. И. Шейгал, основу собственно политической деятельности [7: 269]. В собрании сочинений Л. И. Брежнева - это самый ранний жанр, представленный серией традиционно выделяемых, например И. А. Тортуновой, субжанров, задающий, как было сказано выше, мягкую формализацию всему гипержанру [8]. Например:

- речь на митинге (напр., Речь на митинге представителей трудящихся, посвященном встрече космонавтов. 19 октября 1964 года);

- речь на торжественном заседании (напр., Речь на торжественном заседании в Ташкенте, посвященном 40-летию Узбекской ССР 20 ноября 1964 года);

- речь на съезде (напр., Речь на IX съезде Румынской коммунистической партии. 20 июля 1965 года);

- речь на обеде (напр., Речь в Большом Кремлевском Дворце на обеде в честь президента Насера. 27 августа 1965 года);

- речь на завтраке (напр., Речь на завтраке в посольстве Финляндии в Москве по случаю подписания протокола о продлении Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией. 20 июля 1970 года);

- речь на ужине (напр., Речь на ужине в здании Союзного исполнительного веча в Белграде. 15 ноября 1976 года);

- речь на пленуме (напр., Речь на Пленуме ЦК КПСС. 29 сентября 1965 года);

- речь заключительная (напр., Речь при закрытии XXIII съезда КПСС. 8 апреля 1966 года);

- речь на встрече (напр., Служение народу - высшая цель партии. Речь на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа г. Москвы. 10 июня 1966 года);

- речь перед избирателями (напр. Речь перед избирателями. 10 марта 1967 года);

- речь на конференции (напр., Речь на конференции европейских коммунистических и рабочих партий. 24 августа 1967 года);

- речь на приеме (напр., Речь на приеме в Кремле в честь выпускников военных академий. 5 июля 1967 года);

- речь на открытии памятника (напр. Речь на открытии памятника В. И. Ленину в Кремле. 2 ноября 1967 года);

- речь на первомайских торжествах (напр., Речь на первомайских торжествах на Красной площади в Москве. 1 мая 1969 года);

- речь при открытии (напр., Речь при открытии международного Совещания коммунистических и рабочих партий. 5 июня 1969 года);

- речь по прибытии/ отъезде (напр., Речь по прибытии в Прагу на Рузинском аэродроме. 5 мая 1970 года; Речь на аэродроме перед отъездом из Югославии. 25 сентября 1971 года);

- речь при вручении награды (напр., Речь при вручении Тодору Живкову ордена Ленина. 26 сентября 1971 года);

- речь на траурном митинге (напр., Речь на траурном митинге, посвященном памяти члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС, депутата Верховного Совета СССР Михаила Андреевича Суслова. 29 января 1982 года).

Далее в репертуар вводится жанр доклада.

- доклад на торжественном заседании (напр., Великая Победа советского народа. Доклад на торжественном собрании в Кремлевском Дворце съездов, посвященном 20-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 8 мая 1965 года);

- доклад на пленуме (напр., О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйств СССР. Доклад на Пленуме ЦК КПСС. 24 марта 1965 года);

-доклад отчетный (напр., Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС XXIII съезду Коммунистической партии Советского Союза. 29 марта 1966 года).

Маргинальным оказывается в «паре» с докладом жанр заключительного слова (напр., Заключительное слово на XXIII съезде Коммунистической партии Советского Союза. 4 апреля 1966 года).

Одной из важных форм общественно-политической коммуникации изначально считалось выступление. Разнообразие форм этого жанра присутствует с необходимостью в репертуаре

Л. И. Брежнева, все более дифференцируясь со временем:

- выступление на приеме (напр., Выступление в Кремле на приеме в честь выпускников военных заведений. 3 июля 1965 года);

- выступление на совещании (напр., За укрепление сплоченности коммунистов, за новый подъем антиимпериалистической борьбы. Выступление на международном Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве. 7 июня 1969 года);

- выступление перед трудящимися (напр., Выступление на Харьковском тракторном заводе. 13 апреля 1970 года);

- выступлении при посещении (напр., Выступление в Париже при посещении Музея-квартиры В. И. Ленина на улице Мари-Роз. 27 октября 1971 года);

- выступление по телевидению (напр., Выступление по французскому телевидению. 29 октября 1971 года; Выступление по американскому телевидению. 24 июня 1973 года; Выступление по японскому телевидению. 7 ноября 1977 года);

- выступление на встрече (напр., Выступление на встрече с руководителями союзов молодежи социалистических стран. 5 ноября 1976 года).

Особо составители собрания сочинений обращают внимание на различного рода приветствия:

- приветствие (напр., Участникам Международного симпозиума, посвященного столетию со дня рождения В. И. Ленина. 1 октября 1969 года, город Алма-Ата; Приветствие неприсоединившимся странам. 16 февраля 1981 года).

В 1970 г. впервые фиксируется совершенно новый жанр: новогоднее поздравление советскому народу (напр., Новогоднее поздравление советскому народу. Выступление по радио и телевидению. 31 декабря 1970 года).

С начала 70-х в корпус собрания сочинений вводятся:

- ответы на вопросы (напр., Ответы на вопросы главного редактора журнала «Штерн». 18 мая 1973 года; Ответы на вопросы корреспондента газеты «Правда». 29 июля 1976 года);

- поздравление трудящимся и коллективам (напр., Трудящимся города-героя Новороссийска, участникам битвы за Новороссийск. 15 сентября 1973 года; Коллективу издательства «Детская литература». 26 ноября 1973 года);

- поздравление государству и народу (напр., Поздравление государствам и народам Африки по случаю Дня освобождения Африки.24 мая 1978 года);

- приветствие (напр., К читателям журнала «Студенческий меридиан». Приветствие, опубликованное в журнале «Студенческий меридиан» № 1 за 1974 года);

- приветственное письмо и телеграмма (напр., Участникам III фестиваля советской и болгарской молодежи. 27 сентября 1975 года; Участникам Всемирной встречи девушек. 13 октября 1975 года; Посетителям советской выставки «Сибирь научная». 28 октября 1975 года);

- заявление (напр., Заявление корреспонденту агентства Пренса Латина. 28 января 1974 года);

- беседа (напр., Беседа с французскими журналистами. 10 марта 1974 года);

- письмо трудящимся (напр., Совхоз «Московский» Целинского района Ростовской области, комбайнерам товарищам Бочкареву, Новикову, Афоничеву, Киселеву. 19 июля 1974 года; Экипажу отличной атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота. 25 января 1975 года; Доярке совхоза «Вильянди» Эстонской ССР товарищу Пейне Лейде Аугустовне. 4 февраля 1975 года);

- письмо в редакцию (напр., Письмо в редакцию еженедельника СДПГ «Форвертс». 11 декабря 1975 года);

- интервью (напр., Интервью французскому телевидению. 5 октября 1976 года);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сообщение (напр., Сообщение об итогах работы Редакционной комиссии по подготовке окончательного текста проекта Конституции СССР 7 октября 1977 года);

- запись в книге почетных гостей (напр., Запись в книге почетных гостей, сделанная после осмотра национального памятника на горе Витков (Прага).30 мая 1978 года; Запись в книге почетных посетителей Музея В. И. Ленина. 31 мая 1978 года);

-телеграмма соболезнования (напр., Телеграмма соболезнования вдове Сайруса Итона. 11 мая 1979 года);

- обращение (напр., Обращение к читателям журнала «Совьет лайф». 23 августа 1979 года);

- ответ товарищу (напр., Ответ Е. С. Пере-бейновой. 19 февраля 1981 года).

На этом репертуарном фоне появляется в начале 70-х совершенно новый жанр -жанр благодарности (напр., Сердечная благодарность. 7 сентября 1973 года; Искренняя благодарность. 4 марта 1978 года).

Наконец, составители не могут отказаться от традиционного уже включения в собрание сочинений такого жанра, как статья - журнальная или научная:

- статья журнальная (напр., К новым победам коммунизма. Статья в журнале «Проблемы мира и социализма» № 11, 1967 года);

- статья книжная (напр., Друзья, союзники, братья. Статья из книги «Братская дружба, всестороннее сотрудничество». Москва, 1969 год).

Вне сложившейся издательской традиции (от собрания сочинений Ленина, Сталина и Хрущева) в собрание сочинений Л. И. Брежнева включаются целые книги: Малая земля. Возрождение. Целина. 1978 год. Воспоминания: Жизнь по заводскому гудку. Чувство Родины. 1981 год. Воспоминания: Молдавская весна. Космический Октябрь. Слово о коммунистах. 1982 год. А также Предисловие или Слово к читателю (напр. Л. И. Брежнев. Сборник докладов, выступлений, статей. Изд-во «Отава» (Финляндия). 1977 год; Предисловие к зарубежным изданиям книг, начиная с 1978 года; Слово к французскому читателю. Из книги «На переднем крае. Воспоминания. 1941-1956».

Таким образом, совокупность жанров, объединенных в единый гипержанр «собрание сочинений советского политического вождя», концентрирует накопленный прежде всего самой личностью политика опыт руководства внутренней и внешней политикой страны, опредмечивает практику организационной и идеологической работы.

По сути, все жанровое разнообразие текстов, составляющих репертуар собрания сочинений, получают вес и значение аргументов, которые историография может представить политическому деятелю для политической пропаганды, обоснования политических притязаний и реализации его планов.

Единый хронотопический принцип «динамического монументализма» (по Д. С. Лихачеву) позволяет составителям собрания сочинений такого рода решать прагматические задачи идеологического воздействия на адресата. Отметим сформировавшееся в практике издания подобных собраний сочинений акцентирование личности политика. На суперобложке и на титульном листе указывается фамилия: Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Речи, приветствия, статьи, воспоминания. По словам С. И. Кормилова, в советской издательской практике не заглавие, а личность автора в то время становится «визитной карточкой» произведения [9: 19].

Заключение

Обращение внимания исследователей на гипертекстовые жанровые образования типа собрания сочинений может оказать помощь при изучении всех отдельных элементов, входящих в их репертуар. Дело в том, что подобно любому языковому знаку жанр обладает не только формой и значением, но и значимо-

стью. Последняя же может быть осмыслена и проинтерпретирована не изолированно, а лишь в соотношении с иными знаками-жанрами. Следовательно, от рассмотрения собраний сочинений зависит уровень последующего исследования различных жанровых и гипержанровых образований.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Луначарский А. В. Социалистический реализм: Доклад на 2-м пленуме Оргкомитета Союза писателей СССР 12 февраля 1933 года // Советский театр. 1933. № 2-3 (февраль-март). С. 113-119.

2. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. 600 с.

3. Добренко Е. А. Формовка советского читателя. М.: Академ. проект, 1997. 340 с.

4. Брежнев Л. И. Ленинским курсом: в 9 т. М.: Политиздат, 1983. Т. 9. 672 с.

5. Брежнев Л. И. Ленинским курсом: в 9 т. М.: Политиздат, 1973. Т. 1. 544 с.

6. Брежнев Л. И. Ленинским курсом: в 9 т. М.: Политиздат, 1974. Т. 4. 488 с.

7. Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса. М.; Волгоград : Перемена, 2000. 367 с.

8. Тортунова И. А. К вопросу о жанровой классификации политических PR-текстов // Язык, сознание, коммуникация / под ред. В. В. Красных, А. И. Изотова. М. : МАКС Пресс, 2006. Вып. 32. С. 78-87.

9. Кормилов С. И. Роль подписи автора при публикации литературного произведения. Ярославль : ЯГПИ, 2011. 160 с.

REFERENCES

1. Lunacharskij A. V. Socialisticheskij realizm: Dok-lad na 2-m plenume Orgkomiteta Sojuza pisatelej SSSR 12 fevralja 1933 goda [Socialist realism: a Report to the 2nd Plenum of the organizing Committee of the Union of writers of the USSR. 12 February 1933]. Sovetskij teatr [The Soviet theatre], 1933, no. 2-3, pp. 113—119 (in Russian).

2. Dementyev V. V. Teorija rechevyh zhanrov [The Theory of Speech Genres]. Moscow, Znak Publ., 2010. 600 p. (in Russian).

3. Dobrenko E. A. Formovka sovetskogo chitatelja [The Gestalt of the Soviet Reader]. Moscow, Akadem. proekt Publ., 1997. 340 p. (in Russian).

4. Brezhnev L. I. Leninskim kursom: v 9 t. [Lenin's Course: in 9 vols]. Moscow, Politizdat Publ., 1983, vol. 9, 672 p. (in Russian).

5. Brezhnev L. I. Leninskim kursom: v 9 t. [Lenin's Course: in 9 vols]. Moscow, Politizdat Publ., 1973, vol. 1, 544 p. (in Russian).

6. Brezhnev L. I. Leninskim kursom : v 9 t. [Lenin's Course: in 9 vols]. Moscow, Politizdat Publ., 1974, vol. 4, 488 p. (in Russian).

7. Shejgal E. I. Semiotika politicheskogo diskursa [The Semiotics of Political Discourse]. Moscow, Volgograd, Pere-mena Publ., 2000. 367 p. (in Russian).

8. Tortunova I. A. K voprosu o zhanrovoj klassi-fikacii politicheskih PR-tekstov [The Question of Genre Classification of Political PR-texts]. Jazyk, soznanie, kom-munikacija [Language, consciousness, communication], Moscow, MAKS Press Publ., 2006, iss. 32, pp. 78-87 (in Russian).

9. Kormilov S. I. Rol' podpisi avtora pri publikacii literaturnogo proizvedenija [The Role of the Byline when Publishing Literary Works]. Jaroslavl', JaGPI, 2011. 160 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию 24.08.2017

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ For citation

Базътев В. Н. Жанры соцреализма: «собрание сочине- Bazylev V. N. Genres of Socialist Realism "Collected

ний» и «избранные труды» от советских политических Works" and "Selected Works" from Soviet Political Leaders.

лидеров // Жанры речи. 2018. № 1 (17). С. 48-54. DOI: Speech Genres, 2018, no. 1 (17), pp. 48-54. DOI:

10.18500/2311-0740-2018-1-17-48-54 10.18500/2311-0740-2018-1-17-48-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.