УДК 654.191(430 344)
ЖАНРЫ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: ВЕБ-САЙТ (НА ПРИМЕРЕ САЙТА ГТРК «ЧУВАШИЯ»)
GENRES OF INTERNET COMMUNICATION: WEBSITE (STATE TV AND RADIO CHANNEL «CHUVASHIA» WEBSITE)
Г. В. Вакку
G. V. Vakku
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье рассматривается один из самых распространенных жанров Интернет-коммуникации - веб-сайт. На примере сайта Г осударственной телевизионной радиовещательной компании (далее в тексте - ГТРК) «Чувашия» выявлены особенности данного «электронного жанра». Проанализирован сайт и выявлены его функции, роль и значение в области распространения эфирной продукции электронных средств массовой информации.
Abstract. This article discusses one of the most widespread genres of Internet communications -website. The peculiarities of the «electronic genre» are revealed on the basis of the state TV and Radio Channel «Chuvashia». This website has been analyzed, its functions, role and significance for distributing electronic mass media production have been revealed.
Ключевые слова: Интернет-коммуникация, веб-сайт, жанр.
Keywords: Internet communication, website, genre.
Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня Интернет является самым высокотехнологичным и высокодинамичным коммуникативным пространством, которое находится всегда в движении, в эволюции. Значит, жанры в сети Интернет тоже постоянно совершенствуются. Поэтому изучение и выявление их особенностей является актуальной проблемой для исследователей.
Материал и методика исследований. Исследование проводилось на основе сайта ГТРК «Чувашия». В ходе исследования применялись как теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование), так и эмпирические (анкетирование, наблюдение) методы исследований.
Результаты исследований и их обсуждение. Корпоративные медиа стали важнейшим инструментом информационного пространства любой организации. Ориентир на будущее требует наличия у них собственных информационных ресурсов - сайтов, газет. Это необходимо, прежде всего, по социальным и экономическим причинам, связанным с развитием рынка, конкуренцией, а также по коммуникационным причинам [4, 254].
По мнению уральского исследователя Ю. В. Чемякина, корпоративные СМИ - это: «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, Интернет-сайт, Интер-
нет-портал или иная форма периодического распространения информации, служащая интересам определенной корпорации, созданная по ее инициативе и предназначенная, как правило, для людей, имеющих определенное отношение к данной корпорации» [8, 6].
Система Интернет сегодня стремительно растет и становится основой глобальной информационной инфраструктуры. Современная журналистика использует ее богатейшие ресурсы в повседневной профессиональной деятельности.
Доступность информации и ее значимость вызывают интерес у посетителей корпоративного сайта. Свидетельство тому - рост количества посещений, успешное взаимодействие с партнерами и представителями СМИ [7, 306].
Сегодня наиболее распространенными «электронными жанрами» являются собственно веб-сайт, домашняя страница (имеет меньший масштаб, нежели сайт), электронная библиотека, электронный журнал, электронное письмо, чат (разговоры «в прямом эфире»), форум, гостевая книга, доска объявлений, коллекция программ, каталог (например, виртуального магазина), коммерческие объявления, рекламные баннеры и др. Из них вебсайт считается комплексным и может включать в себя все вышеперечисленные «электронные жанры» [5, 247].
С технической точки зрения веб-сайт (по определению, которое дано в Интернет-словаре) - «это совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере» [9].
Почти все телекомпании страны имеют свой веб-сайт, состоящий из множества страниц. В основном же функции телевизионных веб-страниц носят презентационный характер. Они включают в себя информацию в текстовом формате, расписание эфира, сведения о ведущих и программных проектах, рекламу и анонсы. Новости представлены в гипертекстовой форме, раскрывающей содержание по вертикали и постранично - от кратких «заголовков» до изложения подробностей. Интернет-технологии расширяют информационный поток и по горизонтали, т. е. включают также новости, которые не были показаны в эфире [6, 235]. Не осталась в стороне и ГТРК «Чувашия». Датой рождения сайта ГТРК «Чувашия» (chuvashia.rfn.ru) считается 7 мая 2009 г. Данный сайт представляет не только информацию о телерадиокомпании, но и полную картину дня, новости Чувашской Республики, страны и мира. Работа над сайтом велась почти 3 месяца. Сейчас chuvashia.rfn.ru - уже самостоятельный медиа-портал, зайдя на который, можно узнать обо всех событиях. 12 выпусков новостей в день на каналах «Россия» и «Вести» - все это теперь доступно и в Интернете. Сайт ГТРК «Чувашия» объединил новости республики, страны и мира на одном ресурсе.
Основные разделы сайта:
• ГТРК «Чувашия» - располагает, можно сказать, визитной картой телерадиокомпании. В нем нашли отражение следующие подразделы: «Из истории ГТРК», «От аналога - к цифре», «Говорим и показываем», «Информационные программы», «Проекты ГТРК «Чувашия», «События компании», «Народный корреспондент», «Контакты и координаты»;
• О каналах - рассказывает о каналах, которые входят в структуру компании: «Россия-1 / Чувашское телевидение», «Россия-24 / Чебоксары-ТВ», «Россия-2 / Спорт-Чувашия», «Радио России / Радио Чувашии», «Радио Маяк / Радио Чувашии»;
• Программа передач - представлена программа на неделю, которая обновляется еженедельно;
• Информация о регионе - размещена информация о Чувашской Республике и ее столице г. Чебоксары, а также представлен прогноз погоды на предстоящие 3 дня;
• Новости - знакомит с новостями по следующим подразделам: политика, экономика, общество, культура, происшествия, в мире;
• Архив новостей - хранятся самые интересные и актуальные новости, начиная с марта 2009 года;
• Реклама - представлена реклама фильмов и передач;
• Программы - приведена информация о следующих программах радио и телевидения: «Вести-погода», «Вести-Чувашия», «Вести-Спорт-Чувашия», «Радио Чувашии» [10].
«Композиционное построение веб-сайта телекомпании обусловлено спецификой ее деятельности. Рубрика «Новости», как правило, выносится на первую, главную страницу. Другие рубрики, каждая из которых характеризуется своими языковыми особенностями, распределяются автором на остальные страницы сайта» [2, 192].
Коммуникация - это передача информации с целью получить ответ; отношения и обмен мнениями посредством набора правил; достижение взаимопонимания; передача информации от одного лица другим людям, то есть одному человеку или группе. Задача заключается в том, чтобы как можно эффективнее использовать методы и приемы для наиболее быстрого установления контакта с потребителем, в нашем случае - со зрителем [4, 255]. На первых порах Интернет способствовал лишь реализации коммуникативной функции журналистики. Логика более широкого использования возможностей сети Интернет подсказывала необходимость дальнейшего совершенствования способов ее реализации на сайтах. Из описания сайтов видно, что вначале обратная связь осуществлялась только через электронную почту. Однако Интернет, рожденный для общения, отработал множество форм общения помимо электронной почты: доски объявлений, форумы, чаты и т. д. Именно некоторые из этих форм и были введены в структуру сайтов телеканалов для привлечения посетителей [3, 33].
На сайте ГТРК «Чувашия» можно поучаствовать в опросе и даже самому стать корреспондентом. Как замечают разработчики сайта, «...если вы окажетесь свидетелем интересного случая, чрезвычайного происшествия, присылайте нам информацию по адресу vesti21@rfn.ru, приносите по адресу ул. Николаева, 10 сюжеты, снятые на любительскую видеокамеру или мобильный телефон, и ваши новости попадут в эфир» [10].
Действительно, Интернет сегодня является не только средством поиска информации, но и каналом распространения эфирной продукции СМИ. Применительно к телевидению Интернет выступает в роли канала распространения телевизионного сигнала. Этот канал выгодно отличается от использовавшихся ранее технологий, технически решая многие из проблем, связанных с традиционным вещанием. Технические средства приема телесигнала через Интернет доступны пока не всем. Однако это не означает, что Интернет еще нельзя воспринимать как новый канал распространения телепродукции [3, 34].
Чувашия стала первым регионом России, запустившим национальное Интернет-вещание. Сегодня «Чувашское телевидение» и «Радио Чувашии» ведут прямую трансляцию во всемирной «паутине». 26 октября 2006 года разработчики портала «Интернет-вещание Чувашской Республики» провели его презентацию руководителям республиканских средств массовой информации и заинтересованных ведомств. Участники презентации в режиме реального времени посмотрели выпуск новостей «Вести-Чувашия», начавшийся в 14 часов 20 минут сообщением диктора Альберта Ильина о том, что с этого исторического момента передачи «Чувашского телевидения» могут смотреть во всем мире. Это превратило Чебоксары в культурную Интернет-столицу Поволжья.
Проект «Интернет-вещание Чувашской Республики» стал связующим звеном между «Чувашским телевидением», «Радио Чувашии» и Интернет-порталом органов власти Чувашской Республики. С помощью Интернета медиаканалы Чувашии получили доступ в мировое медиапространство. Необходимым и полезным он оказался для всех, в особенности для чувашской диаспоры всего мира. Теперь они могут смотреть и слушать новости и передачи на родном языке и узнавать о жизни республики в режиме он-лайн. «То, что Интернет-вещание появилось именно в Чувашии, - еще одно доказательство лидерства Чувашии в развитии современных информационных технологий и инфраструктуры, поскольку без широкого развития общественных коммуникаций подобный проект был бы невозможен», - сказал в комментарии ИА REGNUM генеральный директор компании «Инфолинк», создавшей информационно-коммуникационный комплекс для Интернет-вещания, Владимир Сивов. Технические возможности комплекса впечатляют. Он позволяет оцифровывать теле- и радиопрограммы в режиме реального времени, а также хранить огромное количество архивных материалов. Емкость комплекса дает возможность хранить до 20 тысяч часов телепередач и до 80 тысяч часов радиовещания. В нем есть и функция поиска нужных программ в архивах, позволяющая найти необходимые материалы за любой период, например, чье-то выступление или прогноз погоды в тот или иной день. Управление архивным конвентом позволяет давать описание архивных материалов, комментировать их, вести обсуждение, выставлять оценки [1, 203].
Резюме. Веб-сайт ГТРК «Чувашия» представляет собой относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип речевого произведения, что позволяет считать его речевым жанром, особенности которого обусловлены двумя факторами: во-первых, это сфера существования текста (сеть Интернет) и, во-вторых, специфика деятельности телекомпании. Кроме этого, можно утверждать, что веб-сайт ГТРК «Чувашия» - это не просто источник информации, но и способ презентации телекомпании в сети Интернет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вакку, Г. В. Телевидение в современном информационном пространстве Чувашской Республики / Г. В. Вакку // Журналистика и информационная политика в регионе: теория и практика функционирования / сост. Н. Ф. Федотова. - Набережные Челны : Филиал Казанского гос. ун-та, 2007. - С. 200-203.
2. Денисов, А. В. Веб-сайт как жанр Интернет-коммуникаций (на материале региональных телекомпаний) / А. В. Денисов // Лингвистический ежегодник Сибири. - Красноярск : Красноярский ГУБ, 2004. -С. 184-193.
3. Ильченко, С. Н. Телевидение в эпоху Интернета : учеб. пособие / С. Н. Ильченко, О. А. Окнер. -СПб. : Изд-во СПбГУ, 2005. - 106 с.
4. Информационное поле современной России: практики и эффекты : материалы V Международной научно-практической конференции, 16-18 октября 2008 года / под ред. В. З. Гарифуллина. - Казань : Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. - 286 с.
5. Капанадзе, Л. А. Структура и тенденции развития электронных жанров / Л. А. Капанадзе // Жизнь языка : сб. ст. к 80-летию М. В. Панова. - М. : Языки славянской культуры, 2001. - С. 246-255.
6. Система средств массовой информации России : учебное пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
7. Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : тезисы межвузовской научно-практической конференции / под ред. В. И. Конькова. - СПб. : Роза мира, 2005. - 396 с.
8. Чемякин, Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности / Ю. В. Чемякин. - Екатеринбург : Издательский дом «Дискурс-Пи», 2006. - 183 с.
9. http://www.glossary.ru.
10. http://www.chuvashia.rfn.ru.