Филология. Искусствознание Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (3), с. 106-109
УДК 821.112.2
ЖАНРОВЫЙ КОД МИСТЕРИИ В НЕМЕЦКОЙ ДРАМЕ XIX ВЕКА © 2014 г. М.К. Меньщикова
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 09.07.2014
Анализируются жанровые элементы мистерии, которые используются в немецкой драматургии XIX века в произведениях Ф. Гёльдерлина, Г. Клейста, Ф. Геббеля, Г. Бюхнера, Р. Вагнера. Исследуется трансформация жанрового кода мистерии и его функции.
Ключевые слова: мистерия, код, немецкая драма XIX века, синтез, символ, реконструкция, катарсис.
Проблема определения жанра и выявления критериев жанровой типологии является одной из актуальных в современном литературоведении. Это относится не только к эпическим жанрам, но и к драматическим. Исследование жанровых особенностей произведения позволяет говорить как о содержательной, так и формальной стороне текста, а также учитывать стилистические и речевые особенности, тем самым осуществляя комплексный филологический анализ.
Интерес к проблеме жанра как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении достаточно высок. Например, здесь можно назвать несколько работ последних лет: Бай-кель В.Б. «Типология литературных жанров XVIII-XX вв.» [1], Некрасова И.А. «Религиозная драма и спектакль XVI-XVII веков» [2], Андреев М.Л. «Классическая европейская комедия. Структура и формы» [3], Japp U. «Das deutsche Künstlerdrama» [4], Canaris J. «Mythos Tragödie» [5], Hofmann M. «Drama. Grundlagen - Gattungsgeschichte - Perspektiven» [6] и другие. Если рассматривать драматические жанры, то важным, на наш взгляд, является обращение к литературе XIX века, поскольку начиная с эпохи романтизма начинается, по сути, существенное изменение жанровых моделей, форм и приёмов, оказавших несомненное влияние на формирование и развитие драмы XX - начала XXI века. Одним из интересных аспектов данной проблемы можно считать вопрос об использовании элементов мистерии в драматургии XIX века. Итак, рассмотрим трансформацию ряда элементов мистерии на примере некоторых драматических текстов в немецкой литературе XIX века.
Одним из ключевых элементов мистерии можно считать онтологический аспект. В этом
ракурсе значительную роль играет обращение романтиков и драматургов переходного периода к мифу в различных его проявлениях. Соединение мифа и трагедии, то есть, по сути, создание жанра трагедии-мифа, становится возможным, потому что мифу естественно подходит трагическая форма, раскрывающая его различные смыслы, но самое главное заключается в том, что трагедия-миф способна отразить глубинные противоречия бытия, в которых заключается суть самой жизни. Отсюда и сближение понимания мифа в работах Ф. Шеллинга, Новалиса, братьев Шлегелей, Ф. Гёльдерлина, Ф. Геббеля, Р. Вагнера и других с представлением об архетипе как онтологическом первоначале. В жанре трагедии-мифа осмысливают онтологические категории такие писатели, как Ф. Гёльдерлин («Смерть Эмпедокла»), Ф. Геббель («Юдифь», «Гиг и его кольцо», «Нибелунги»), Р. Вагнер («Парсифаль», «Тангейзер», «Кольцо Нибелун-га»). Элементы этого жанра явно проявляются в произведениях Г. фон Клейста («Пентесилея», а драма «Кетхен из Гейльбронна» также имеет черты мистерии), в «мифологизированном» историческом сюжете в пьесе Г. Бюхнера «Смерть Дантона». Так, например, Фридрих Геббель полагал, что литература, учитывая «дух времени», должна обращаться не к частным явлениям современности, а к «вечным вопросам» бытия. Кроме того, в его философско-эстетической системе онтологический аспект тесно связан с антропологическим, т.е. драматурга в первую очередь занимают вопросы о человеке в контексте универсума. Мысль о преодолении дисгармоничности расколотого современного мира, стремление к универсуму, к гармоничной модели бытия - одна из центральных тем в творчестве писателя. Поиск гармонии может, по мне-
нию драматурга, осуществляться в первую очередь через человека: истинный человек способен возродить гармонию мира. Герои драматических произведений Ф. Геббеля часто становятся не просто носителем некой философской идеи, но и символом определенной онтологической категории. Главные героини трагедий -Юдифь, Мариамна, Родопа, Брюнхильда и т.д.-воплощение красоты мира, титанической, стихийной силы, природного начала, которое является истоком истинной свободы, способной возродить гармонию. Однако эта красота вызывает не только восхищение и почтение, но часто и священный ужас. Человек в художественной системе Ф. Геббеля оказывается носителем важнейших бытийных категорий, поэтому конфликт с собственной сущностью не только изменяет судьбу героя, но и нарушает равновесие мира.
Еще одним примером может служить трагедия Г. Бюхнера «Смерть Дантона». Исторический конфликт в пьесе переходит из конкретно-временного в философский, онтологический, благодаря созданию образа утопического идеала, который автор видит в Древней Греции и который противопоставляет Древнему Риму (можно вспомнить сходную идею у английских романтиков Дж. Г. Байрона и П.Б. Шелли). Идеализация античной Греции, однако, не предполагает абсолютного счастья и благоденствия человека. Идея Бюхнера во многом предваряет мысль Фридриха Ницше о том, что грек преодолевал все страхи и ужасы существования посредством создания художественного мира богов-олимпийцев. Принцип идеализации переносится в сферу столкновения идей и становится высшей ступенью познания, соединяющейся с сохранившимися в поэтике Бюхнера элементами романтической иронии [Подробнее см.: 7].
Кстати, здесь можно отметить еще два элемента мистерии: синтез и полижанровость, которые также находят отражение и в формировании типа трагедии-мифа, отчасти о них уже было сказано выше. Обозначим только один из вариантов подобного взаимодействия: синтез музыки и слова, породивший музыкальную драму Вагнера, которую справедливо назвать и музыкальной трагедией-мифом, и мистерией нового времени. Проблема взаимодействия различных видов искусств и развития музыкальной драматургии является одной из актуальных в современной науке в целом, и германистике, в частности [8, 9]. Поскольку рецепция жанрового кода мистерии в произведениях Р. Вагнера, а также в дальнейшей театральной традиции Германии Х1Х-ХХ вв. подробно рассмотрена в
диссертации Предоляк А.А. «Средневековая модель мистерии в музыкальном театре Германии XIX-XX веков от Р. Вагнера к К. Штокхау-зену» [10], то мы не будем останавливаться на этом пункте в нашей статье. Отметим лишь, что в драматических текстах, не связанных столь тесно с музыкальным началом, идея синтеза слова и музыки связана с иными аспектами. Во-первых, с функциями хора в античной трагедии (Ф. Геббель «Юдифь», «Димитрий»; Г. Бюхнер «Смерть Дантона», Г. фон Клейст «Кетхен из Гейльбронна» и т.д.); во-вторых, с «музыкой природы», т.е. с естественными звуками природы, имеющими символическое значение (Ф. Гёльдерлин «Смерть Эмпедокла»); в-третьих, с эффектом «ощущаемого ритма», который связан с идеей бессознательного и создается часто описанием неосознанных механических действий (например, финальная сцена в трагедии Г. Клейста «Пентесилея», где героиня механически перебирает свои стрелы и оружие).
Еще одним компонентом мистерии, который трансформируется в немецкой драме XIX века, можно считать идею поиска тайного, священного знания, бессмертия. В этом контексте следует назвать драму Гёльдерлина «Смерть Эмпе-докла». Произведение проникнуто поиском слияния человека с природой и ее стихиями. Природа выступает в трагедии не фоном, а некой метафизической, сакральной категорией, которую стремится постичь герой. И главное знание, которое обретает Эмпедокл в финале, -это постижение диалектического единства двух главных принципов бытия: жизни и смерти. Это касается не только драмы Гёльдерлина, но и всех вышеназванных драматических произведений, в основе которых - стремление к постижению, по терминологии К.П. Эстес, «единой силы Жизни-Смерти-Жизни» [11].
Этот элемент связан с реконструкцией архетипов и обращением драматургов к сфере «археологии сознания», тем самым, реализуя такие составляющие мистерии, как реконструкция мифологической модели, воспроизведение ритуальных составляющих, направленных на очищение (идея катарсиса) для бесконечного обновления. В качестве примеров, можно назвать финальные сцены в «Смерти Эмпедокла» Гёльдерлина (философ познает внутреннюю необходимость собственной смерти как восстановление душевной чистоты и растворение во всеединстве); в «Пентесилее» Г. фон Клейста (сцены убийства Ахилла и смерти Пентесилеи -ритуальное жертвоприношение); в «Нибелун-гах» Ф. Геббеля и «Кольце Нибелунга» Р. Вагнера (реализация мифологической эсхатологи-
108
М.К. Меньщикова
ческой модели и надежда на возрождение после очищения огнём) и т.д. Трагедию Бюхнера «Смерть Дантона» также можно рассматривать как конструирование мифа об идеальном мире, «золотом веке», к которому стремятся герои, но который не соответствует действительности.
И, наконец, в заключение отметим ярко выраженный символизм трагедии-мифа, который связан как с персонажами-символами, так и с образами-символами. Так, например, распространен символ воды, который, с одной стороны, содержит идею трансформации, с другой, связан с идеей хаоса как творящей первоосновы, а также активно драматурги используют образы-символы, связанные с эпохой античности.
Итак, отметим, что в немецкой драматургии
XIX века многие авторы стремятся к полижанровой структуре, одним из элементов которой становится жанровый код мистерии (как античной, так и средневековой), что способствует созданию и развитию трагедии-мифа, предваряющей открытия в литературе рубежа XIX -
XX веков и собственно ХХ века, а также непосредственно повлиявшей на развитие такого явления, как мифодрама (символдрама), актуального в начале XXI века.
Список литературы
1. Байкель В. Б. Типология литературных жанров ХУ111-ХХ вв. Избранные статьи. СПб.: Алетейя, 2009. 280 с.
2. Некрасова И.А. Религиозная драма и спектакль XVI- XVII веков. СПб.: Гиперион, 2013. 365 с.
3. Андреев М.Л. Классическая европейская комедия. Структура и формы. М.: РГГУ, 2011. 234 с.
4. Japp U. Das deutsche Künstlerdrama. Von der Aufklärung bis zur Gegenwart. Berlin, 2004. 290 S.
5. Canaris J. Mythos Tragödie. Bielefeld: TranscriptVerlag, 2012. 366 S.
6. Hofmann M. Drama. Grundlagen - Gattungsgeschichte - Perspektiven. Paderborn: Wilhelm Fink Verlag, 2013. 207 S.
7. Меньщикова М.К. The principle of double idealization of antiquity in Georg Büchner's drama «Danton's death» (Принцип двойной идеализации античности в драме Георга Бюхнера «Смерть Дантона») // Российский гуманитарный журнал. Liberal Arts in Russica. Изд-во: Социально-гуманитарное знание, 2014, Т. 3. № 1 . С. 593-597.
8.Шарыпина Т.А. Проблема взаимодействия видов искусств в немецкой философско-эстетической мысли на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4. С. 993-997.
9.Шарыпина Т.А. Философско-эстетическая концепция образа Елены в трагедии Гёте «Фауст» и мифологической опере Гуго фон Гофмансталя «Египетская Елена» (к проблеме творческих схождений) // Российский гуманитарный журнал. Liberal Arts in Russica. Изд-во: Социально-гуманитарное знание. Т. 2. № 2. 2013. С. 154-162.
10 Предоляк А.А. Средневековая модель мистерии в музыкальном театре Германии XIX-XX веков от Р. Вагнера к К. Штокхаузену. Дис...к. искусствознания. Ростов-на-Дону, 2007. 226 с.
11. Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М., 2005. 496 с.
THE GENRE CODE OF MYSTERY PLAY IN THE 19th CENTURY GERMAN DRAMA
M.K. Menshchikova
The article aims to examine the genre elements of the mystery play in the 19th century German drama (pieces of F. Hölderlin, H. von Kleist, F. Hebbel, G, Büchner, R. Wagner), to study the transformation of the genre code of mystery play and it's functions.
Keywords: mystery, oade, German dramaturgy of the 19th century, synthesis, symbol, reconstruction, catharsis.
References
1. Bajkel' V. B. Tipologija literaturnyh zhanrov XVIII-XX vv. Izbrannye stat'i. SPb.: Aletejja, 2009. 280 s.
2. Nekrasova I.A. Religioznaja drama i spektakl' XVI- XVII vekov. SPb.: Giperion, 2013. 365 s.
3. Andreev M.L. Klassicheskaja evropejskaja kome-dija. Struktura i formy. M.: RGGU, 2011. 234 s.
4. Japp U. Das deutsche Künstlerdrama. Von der Aufklärung bis zur Gegenwart. Berlin, 2004. 290 S.
5. Canaris J. Mythos Tragödie. Bielefeld: TranscriptVerlag, 2012. 366 S.
6. Hofmann M. Drama. Grundlagen - Gattungsgeschichte - Perspektiven. Paderborn: Wilhelm Fink Verlag, 2013. 207 S.
7. Men'shhikova M.K. The principle of double idealization of antiquity in Georg Büchner's drama «Danton's death» (Princip dvojnoj idealizacii antichnosti v drame Georga Bjuhnera «Smert' Dantona») // Rossijskij gumanitarnyj zhurnal. Liberal Arts in Russica. Izd-vo: Social'no-gumanitarnoe znanie, 2014, T. 3. № 1 . S. 593-597.
8.Sharypina T.A. Problema vzaimodejstvija vidov iskusstv v nemeckoj filosofsko-jesteticheskoj mysli na rubezhe XIX-XX vv. // Vestnik Nizhegorodskogo un-iversiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2010. № 4. S. 993997.
9.Sharypina T.A. Filosofsko-jesteticheskaja koncep-cija obraza Eleny v tragedii Gjote «Faust» i mifologi-cheskoj opere Gugo fon Gofmanstalja «Egipetskaja Elena» (k probleme tvorcheskih shozhdenij) // Rossijskij
gumanitarnyj zhurnal. Liberal Arts in Russica. Izd-vo: Social'no-gumanitarnoe znanie. T. 2. № 2. 2013. S. 154162.
10 Predoljak A.A. Srednevekovaja model' miste-rii v muzykal'nom teatre Germanii XIX-XX vekov ot R. Vagnera k K. Shtokhauzenu. Dis...k. iskusstvoznanija. Rostov-na-Donu, 2007. 226 s.
11. Jestes K. P. Begushhaja s volkami. Zhenskij ar-hetip v mifah i skazanijah. M., 2005. 496 s.