Научная статья на тему 'ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА'

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
портретный очерк / жанровые особенности / телевидение / журналистика

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Валерия Валерьевна Бондарь

В данной работе рассмотрены ключевые теоретические и практические особенности жанра портретного очерка на современном телевидении. Определено его место среди журналистских жанров, изучена объектная специфика, а также методы, применяемые журналистом при создании материала. В статье исследованы композиционные, структурные и типологические особенности портретного очерка, а также способы формирования его содержательной основы. Телевизионные портретные очерки играют важную роль в формировании культурных кодов и ценностей. Определено, что их уникальность заключается в индивидуальном подходе к изображению личности, акцентировании внимания на жизненном пути, достижениях и внутреннем мире героя. Жанр портретного очерка, эволюционировавший на телевидении, сочетает документальные и художественные элементы, что позволяет передавать глубину человеческих историй. Телевизионный портретный очерк отличается от других информационных жанров субъективностью и эмоциональной насыщенностью. В данной работе отмечено, что герой очерка является не только объектом наблюдения, но и активным участником событий, что позволяет более полно раскрывать его личность. На данном материале рассмотрены современные тенденции развития жанра. В статье рассмотрены современные технологии и средства, которые позволяют создавать многослойные повествования, на примере авторского телевизионного портретного очерка «Неоклассика: жить искусством» – фильм рассказывает о деятелях культуры и искусства. Кроме того, портретный очерк также исследован с точки зрения творческой синергии: совмещения документальных и художественных компонентов, а также элементов кино. Таким образом, определено, что телевизионный портретный очерк способствует глубокому осмыслению социокультурных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА»

Медиасреда. 2024. № 1. С. 13-17. ISSN 2070-0717 (print). Mediasreda. 2024; 1: 13-17. ISSN 2070-0717 (print).

Научная статья УДК 654.197

DOI 10.47475/2070-0717-2024-1-1-13-17

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА Валерия Валерьевна Бондарь

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия, [email protected]

Аннотация. В данной работе рассмотрены ключевые теоретические и практические особенности жанра портретного очерка на современном телевидении. Определено его место среди журналистских жанров, изучена объектная специфика, а также методы, применяемые журналистом при создании материала. В статье исследованы композиционные, структурные и типологические особенности портретного очерка, а также способы формирования его содержательной основы. Телевизионные портретные очерки играют важную роль в формировании культурных кодов и ценностей. Определено, что их уникальность заключается в индивидуальном подходе к изображению личности, акцентировании внимания на жизненном пути, достижениях и внутреннем мире героя. Жанр портретного очерка, эволюционировавший на телевидении, сочетает документальные и художественные элементы, что позволяет передавать глубину человеческих историй. Телевизионный портретный очерк отличается от других информационных жанров субъективностью и эмоциональной насыщенностью. В данной работе отмечено, что герой очерка является не только объектом наблюдения, но и активным участником событий, что позволяет более полно раскрывать его личность. На данном материале рассмотрены современные тенденции развития жанра. В статье рассмотрены современные технологии и средства, которые позволяют создавать многослойные повествования, на примере авторского телевизионного портретного очерка «Неоклассика: жить искусством» - фильм рассказывает о деятелях культуры и искусства. Кроме того, портретный очерк также исследован с точки зрения творческой синергии: совмещения документальных и художественных компонентов, а также элементов кино. Таким образом, определено, что телевизионный портретный очерк способствует глубокому осмыслению социокультурных процессов.

Ключевые слова: портретный очерк, жанровые особенности, телевидение, журналистика

Для цитирования: Бондарь В. В. Жанровые особенности телевизионного портретного очерка // Медиасреда. 2024. № 1. С. 13-17. doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-13-17

For citation: Bondar V. V (2024). Genre features of television portrait sketch. Mediasreda, 1: 13-17. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0717-2024-1-1-13-17

Портретные очерки на телеэкране занимают значимое место в структуре телевизионного контента. Такое явление обусловлено его способностью формировать культурные коды и ценности. Подобные журналистские произведения характеризуются глубоким индивидуальным подходом к изображению личности, акцентируя внимание на уникальности жизненного пути, достижениях и внутреннем мире героя.

Жанр «очерк» появился в литературе. Термин «очерк», как отмечается в разной литературе, был придуман писателем М. Горьким, он произвел его от глагола «очерчивать», то есть описывать определенные явления, проблемы.

Л. Е. Кройчик предложил определение очерка как литературного жанра, который занимается образным изучением закономерностей социально-нравственной реальности индивидуума и эволюции общественных процессов, включая анализ специфических реалий (Кройчик 200: 125-138). Согласно его подходу, в очерке социальная и моральная проблематика представлена через контекст типовых социальных сценариев, персонажей и взаимоотношений. Исследователь выделяет три типа очерка, каждый из которых имеет свой фокус на человека как на объект своеобразного исследования. Так, проблемный очерк ориентирован на осмысление вопросов социальной значимости, портретный очерк стремится к анализу конкретной личности, а путевой очерк фокусируется на описании путешествий или экспедиций с акцентом на социально-нравственные аспекты наблюдаемой реальности.

Данная форма телевизионного искусства способствует созданию глубокого эмоционального контакта между зрителем и героем, обеспечивая тем самым более полное понимание и осмысление представленной

жизненной истории. Портретный очерк на телеэкране представляет собой уникальное повествование, центральным элементом которого является глубокое исследование жизни и деятельности конкретной личности. В отличие от информационных жанров, где акцент делается на передаче фактов и данных, портретный очерк стремится раскрыть внутренний мир персоны, ее мотивации, ценности и принципы. Таким образом, если информационные жанры ориентированы на объективность и нейтральность изложения, то портретный очерк носит более субъективный и эмоционально окрашенный характер.

Герой в портретном очерке - это не только объект наблюдения, но и активный субъект, формирующий ход событий. Таким образом, предметом анализа в очерке являются не столько результаты деятельности, сколько сам процесс и личность, его осуществляющая.

В учебном пособии Л. П. Шестеркиной и Т. Д. Николаевой представлена концепция очерка как жанра, имеющего документальную основу и развивающегося по сюжетной линии, которая соответствует литературному замыслу. Основой для композиционной структуры очерка служат такие драматургически значимые элементы как событие, факт или человеческая судьба (Шестеркина 2012: 198).

В своих исследованиях В. С. Саппак, ссылаясь на значительный опыт в области телевизионного искусства, утверждает, что портрет на телевидении может быть выделен в отдельный жанр (Саппак 2007: 94). Журналист, работающий в данном направлении, стремится раскрыть уникальные черты личности и биографические детали изображаемого героя.

В рамках научного анализа жанровой специфики очерков, исследователи выделяют особенность, заключающуюся в сочетании дескриптивно-иллюстративных элементов, присущих репортажу, с аналитическими. При преобладании первых в материале доминирует художественный метод, тогда как акцент на аналитической части указывает на превалирование исследовательского аспекта. Таким образом, очерк представляет собой жанр, требующий осмысленного применения множества методик репрезентации реальности.

В контексте разнообразия очерковых форм наибольшую популярность получил портретный очерк. Он занимает особое место как в печатных изданиях, так и в теле- и радиовещании. Центральной задачей данного типа очерка является демонстрация внутреннего мира персонажа, его уникальных черт характера. Исследователи отмечают различие между портретным и биографическим очерком: если цель последнего представить историю жизни того или иного индивида, то портретный очерк стремится к формированию образа определенного социума через призму личности. Несмотря на то, что выбор темы, повода или события является важным аспектом телевизионной программы, основное внимание в портретном очерке уделяется чувствам героя, его действиям, эмоциональному состоянию и внутреннему миру (Магомедова 2024: 67).

Выбор автором метода отображения действительности при создании портретного очерка на телеэкране не является случайным или произвольным. Он обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых можно выделить следующие ключевые:

- Контекстуальный аспект включает в себя социокультурный фон, текущие информационные повестки и ожидания аудитории. Контекст определяет не только выбор темы портретного очерка, но и способы ее представления.

- От того, какие цели и задачи ставит перед собой создатель портретного очерка - будь то стремление к объективному освещению жизни и деятельности персоны, желание вызвать эмоциональный отклик у зрителя или намерение критически осмыслить вклад личности в определенную сферу - напрямую зависит выбор методов отображения действительности.

- Личные убеждения, мировоззрение и профессиональный опыт автора оказывают существенное влияние на его методологический выбор. Это проявляется в предпочтении определенных нарративных структур, стилистических приемов и визуальных решений.

- Современные технологии расширяют арсенал инструментов, доступных авторам для создания портретных очерков. Выбор конкретных методов часто зависит от технического оснащения и возможностей производства, что позволяет более глубоко и многогранно освещать избранную тему.

Портретный очерк на телеэкране является одним из жанров телевизионной журналистики, глубоко связанным с литературой, печатными изданиями, театральным искусством, кинематографом и радиовещанием (Бабенко: 59). Мультидисциплинарный подход в данном направлении обогащает телевизионную публицистику специфическими свойствами, включая динамичность визуальных образов, аудиальное сопровождение и интеграцию постановочных элементов (Ковальчук 2021: 108).

В рамках портретного очерка осуществляется детализированный анализ жизненного пути и профессиональной деятельности отдельно взятого индивида, при этом основное внимание уделяется чертам характера персонажа, осмыслению его действий и выявлению их социальной значимости. Важным компонентом в структуре портретного очерка является интервью, представляющее собой диалог между героем материала и автором. Интервью служит непосредственным свидетельством очевидца значимого

события или явления, что способствует усилению документальной достоверности публицистического произведения (Котаева 2019: 297).

По мнению А. И. Анохина, телевизионный очерк - жанр, занимающий пограничное положение. Он сочетает в себе характеристики как документального продукта, так и художественного (Анохин 2012: 273). «Будучи построенным на строго документальной основе (реальность фактов, действительные герои, невыдуманные отношения и пр.), очерк облекается в художественно обобщенную форму; для сообщений этого жанра характерна образность характеристик, значительная степень типизации» (Багиров 1987: 197).

Композиция очерка в рамках телевизионной публицистики отличается от структуры газетного материала, созданного в ключе этого жанра. Данная разница обусловлена тем, что для очерка на телевидении применим видеомонтаж. Такая технология создания продукта дает возможность автору более динамично и многогранно транслировать информацию. Несмотря на это, фундаментальные принципы композиционной организации печатного очерка сохраняют свою актуальность и в телевизионном формате. Для портретного очерка на телеэкране так же характерны логическое построение, иерархическая структурированность компонентов, адекватное сочетание различных уровней и планов представления объекта, в том числе сбалансированное распределение количества составных элементов (Беневоленская 1975: 9).

Телевизионный очерк, подобно печатному, характеризуется использованием выразительной образной системы и наличием выраженной авторской позиции по отношению к герою или явлению. В контексте телевизионного жанра очерк приобретает более высокий уровень персонализации, при этом значительную роль играет личность автора, как присутствующего в кадре, так и выступающего в роли повествователя. Компетентность автора в раскрытии характеристик героя играет важную роль, так как его профессиональные навыки и харизма оказывают существенное влияние на овладение внимания зрителя и способность вызвать задуманные эмоциональные реакции (Пархоменко 2015: 115).

По мнению П. А. Песляк и Л. Е. Бляхера, телевизионный портретный очерк является интегративным жанром, объединяющим элементы документального и художественного. В его основе лежит комплекс авторских выразительных средств, включающих в себя портретное интервью, документальный фильм, журналистское расследование, видеоэссе, репортажи и информационные сюжеты. Применение мультимедийных технологий в процессе создания очерка превращает его в аудиовизуальное произведение, которое оказывает воздействие на аудиторию, визуализируя образ героя в динамичной форме. Вклад оператора и монтажера в создание телевизионного портретного очерка рассматривается не только как техническая составляющая процесса, но и как способ художественного представления авторской концепции. Основная цель телевизионного портретного очерка заключается в отражении социокультурной среды определенной эпохи через призму жизненного пути и достижений отдельной личности (Песляк 2016: 89).

Исследование ключевых типов телевизионных очерков началось еще в середине XX века. Процесс типологизации телевизионных очерков обусловлен многообразием критериев, которые используются для классификации. В 1970-х годах В. А. Алексеев предложил одну из наиболее общих систематизаций, разделив очерки на две основные категории: «безадресные» и «документальные» (Алексеев 1973: 17). В рамках первого типа телеочерков создатели использовали вымышленные имена для своих персонажей, а также ставили их в условия и ситуации, которые не соответствовали реальным обстоятельствам их жизни. В такой обстановке происходило раскрытие характера и личностных особенностей героя через его реакции на неожиданные события.

«Документальный» телеочерк характеризуется строгим соблюдением действительности, где автору не разрешается отступать от предварительно установленного сценария или допускать неточности в описании как внешних, так и внутренних характеристик человека. В данном жанре также неприемлемо приписывание персонажу качеств других людей, что допускается в «безадресном» формате. Эти категории позволяют провести границу между художественной интерпретацией и публицистическим отображением реальности. При этом целостное представление о личности формируется под влиянием как социальных, так и психологических факторов.

Анализируя современные методологии формирования образов в телевизионном портретном очерке, можно выделить феномен, известный как «эффект присутствия» факта. Аудитория воспринимает документальные программы не в качестве самостоятельных художественных произведений, а как интеграцию реальных событий и фактов действительности (Оганесова 2012: 195). Демонстрируя персонажа через его действия, автор не только формирует достоверный образ, но и глубже исследует его психологическое состояние и внутренний мир, поскольку отдельные поступки персонажа раскрывают его особенности как личности (Юзифович 2013: 197).

В современной научной литературе вопрос типологии телевизионных портретных очерков до сих пор не получил исчерпывающего разрешения. При попытках классификации подобного телевизионного контента исследователи часто прибегают к методологиям, заимствованным из анализа печатных СМИ, что

кажется не совсем корректным учитывая специфику телевизионного вещания. Такой подход недооценивает уникальные возможности телевидения как медиа, особенно в контексте создания и передачи портретных очерков.

Печатные издания, в отличие от телевидения, ограничены текстом и статическими изображениями, что существенно сужает спектр выразительных средств. Кроме того, взаимодействие аудитории с текстом и с телевизионным контентом происходит по-разному: если чтение предполагает возможность возвращения к прочитанному, то при просмотре видеоконтента зритель должен быть вовлечен в просмотр на протяжении всего фильма, чтобы не упустить значимые детали, раскрывающие личность героя.

Жанровые особенности современного телевизионного портретного очерка можно рассмотреть на примере авторского медиапродукта «Неоклассика: жить искусством». Фильм повествует о трех деятелях культуры и искусства Южного Урала, раскрывает образы творцов и представляет их внутренний мир. Основная цель фильма - продемонстрировать концептуальность классического искусства и многообразие его форм. Идею фильма также отражает и его название: неоклассика - направление в искусстве, находящееся на стыке академической традиции и новых жанров. Герои картины напрямую реализуют данную концепцию: их проекты - это сочетание культурных ценностей и современности. Помимо этого, творцы живут в искусстве и ради него, самовыражение стало для них частью себя.

Проект «Неоклассика: жить искусством» обладает значительной социальной значимостью, поскольку способствует культурному просвещению и укреплению культурной идентичности общества. Представленный в формате трех портретных очерков, фильм демонстрирует многообразие культурного наследия региона. Телевизионный продукт не только раскрывает творческие пути героев, но и позволяет зрителям глубже понять их личные истории и мотивации, что способствует формированию эмоциональной связи между аудиторией и культурными деятелями. Это, в свою очередь, стимулирует интерес к искусству и поощряет активное участие в культурной жизни. Проект также выполняет важную функцию сохранения и популяризации регионального культурного наследия, что является ключевым аспектом в поддержании культурного разнообразия и преемственности поколений.

Фильм «Неоклассика: жить искусством» относится к жанру портретного очерка, на что указывают следующие критерии:

1. В основе медиапродукта находится рассказ о трех выдающихся личностях: вице-чемпионке Италии по бальным танцам Марианне Бутузовой, солисте Театра оперы и балета им. Глинки Алексее Пьянков, члене Союза композиторов России Полине Сергиенко.

2. Содержание фильма представляет собой интервью, но без озвучивания журналистом вопросов, что похоже на исповедь, ключевая цель которой - раскрытие особенностей каждого представленного героя;

3. Внутри каждой истории содержится определенный визуальный ряд, который служит дополнением и репрезентует профессиональную деятельность каждой личности, что служит художественным дополнением основной сюжетной линии;

4. Базисными компонентами фильма являются аудиовизуальный ряд, содержащий постановочные элементы, динамичность визуальных образов и определенные звуковые приемы, что отсылает портретный очерк к телевизионному формату.

Также стоит выделить содержательные особенности приведенного портретного очерка. Фильм «Неоклассика: жить искусством» построен исключительно на интервью по определенным индивидуальным для каждого героя темам, которые были выявлены на этапе предварительного интервью. Принципы конструирования интервью были выявлены и учтены еще на этапе создания сценарного плана портретного очерка. Индивидуальный подход к выявлению определенных тем для героев обеспечил не только целостность итогового телевизионного продукта, но и детальное раскрытие образов внутри каждого смыслового блока фильма.

Кроме того, проект отражает тенденции трансформации жанроформирующих признаков телевизионного портретного очерка. Наравне с традиционными способами реализации подобных медиапродуктов были использованы современные средства визуальной репрезентации реальности героев проекта. Фильм «Неоклассика: жить искусством» был создан с учетом особенностей телевизионного эфира. Однако в процессе реализации проекта произошла интеграция кинематографической художественности в телевизионный портретный очерк, являющийся одним из базовых жанров журналистики. Так, средством донесения авторской идеи стало не только интервью, представляющее содержательную основу фильма, но и визуальные инструменты: режиссура, монтаж, видео- и аудиоряд.

Таким образом, телевизионный портретный очерк остается одним из самых сложных и многогранных жанров современного телевидения. Его способность сочетать информационную насыщенность с эмоциональной выразительностью делает этот жанр особенно ценным как для создателей контента, так и для зрителей. Понимание жанровых особенностей телевизионного портретного очерка позволяет глубже анализировать его структуру и функции, а также оценивать его вклад в формирование социокультурного

пространства современности. Также на примере фильма «Неоклассика: жить искусством» мы можем проследить тенденцию синергии эстетики кинематографической визуальности и содержания, присущего такому фундаментальному журналистскому жанру как портретный очерк.

Список источников

Алексеев В. А. Очерк. Спецкурс для студентов заочного отделения. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1973. 84 с.

Анохин А. И. Жанровые особенности телевизионного очерка // Вестник ЧГУ 2012. №1. С. 272-276.

Бабенко В. А. Портретный очерк в документальной телепублицистике: этапы развития и причины трансформации жанра // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. №1 (27). С. 57-62

Багиров Э. Г., Борецкий Р. А., Юровский А. Я. Основы телевизионной журналистики: учебник для вузов. Москва: Издательство Московского университета, 1987. 238 с.

Беневоленская Т. А. Композиция газетного очерка: пособие по спецкурсу. Москва: Издательство Московского университета, 1975. 88 с.

Ковальчук И. Ю., Лункина Е. Ю. Портретный очерк в системе жанров телевизионной документалистики // Эпоха науки. 2021. №26. С. 106-109

Котаева А. Р. Очерки в прессе и на ТВ : сравнительный речежанровый анализ // Жанры речи. 2019. № 4(24). С. 294-299

Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: учебник/ ред.- сост. С. Г. Корконосенко. Санкт-Петербург: Знание; СПбИВЭСЭП, 2000. С. 125-138.

Магомедова А. А. Портретный очерк на современном телевидении // Всероссийский форум студентов и учащихся - 2024 : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 05 февраля 2024 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2024. С. 65-68.

Оганесова Ю. А. Теледокументалистика как формат современной программы эфирного и медиаконтента // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2012. № 2. С. 194-196.

Пархоменко И. В. Очерковый компонент телевизионного эфира // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, № 4. С. 112-117.

Песляк П. А., Бляхер Л. Е. Портретный очерк в структуре жанров современной тележурналистики // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». 2016. № 2. С. 86-91.

Саппак В.С. Телевидение и мы: Четыре беседы. Москва: Аспект Пресс, 2007. 168 с.

Шестеркина Л. П., Николаева Т. Д. Методика телевизионной журналистики: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс, 2012. 223 с.

Юзифович В. А. О функциях монолога в портретной характеристике персонажей очерка // Медиалингвистика. 2013. № S2. С. 195-198.

Информация об авторе

В. В. Бондарь - студентка кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью ЮжноУральского государственного университета.

Научный руководитель: Арина Родионовна Марфицына - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Южно-Уральского государственного университета

Статья поступила в редакцию 18.05.2024; одобрена после рецензирования 30.05.2024;

принята к публикации 20.06.2024.

The article was submitted 18.05.2024; approved after reviewing 30.05.2024; accepted for publication 20.06.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.