УДК 821.161.1.09 «1992./...»
ББК 83.3 (2=Рус) 6
Ш 51
Шестак А.Н.
Аспирант кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики Кубанского государственного университета, e-mail: andun@yandex.ru
Жанровые особенности романа О. Славниковой «2017»
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются особенности сюжета романа, его образы и мотивы. Анализируются принципы организации повествования и художественно-композиционный строй произведения, которые заметно выделяют его на фоне творчества автора предыдущих лет. Отмечаются новые художественные установки писательницы, реализованные в рассматриваемом романе. Важной отличительной чертой произведения является совмещение различных видовых начал. Выявляются черты жанровой неоднородности текста: элементы романа-антиутопии, романа-мифа, психологического, а также приключенческого романов. Контаминация затрагивает все уровни построения произведения: как формальный, так и содержательный. Отмечается многоплановая проблематика произведения: социальная, психологическая и философская. Делается вывод, что социально-историческая обстановка в книге современной писательницы является лишь фоном, на котором обостряются глубинные проблемы отдельно взятой личности. В работе подвергнуты интерпретации традиционные для ее прозы категории Бытия, Судьбы, Времени и Смерти. Такой анализ произведения позволяет рассматривать художественную прозу Славниковой, с одной стороны, как неотъемлемую часть современного литературного контекста, а с другой - высвечивает характерные стилевые черты авторской индивидуальности.
Ключевые слова:
Художественная проза, жанр, роман-антиутопия, роман-миф, психологический роман, формальный и смысловой уровни текста.
Shestak A.N.
Post-graduate student of Department of History of the Russian Literature, the Theory of Literature and Critics of the Kuban State University, e-mail: andun@yandex.ru
Genre features of the Olga Slavnikova's novel «2017»
Abstract:
This paper discusses features of a plot of the novel and interprets its images and motives. An analysis is made of the principles of the organization of the narration and an art and composite system of the work which considerably distinguish it against the background of the author's works of previous years. The new art views of the writer realized in the considered novel are noted. Important distinctive feature of the work is combination of various specific basics. Lines of genre heterogeneity of the text are identified, including: elements of the novel anti-Utopia, novel myth, psychological and adventure novels. Contamination affects all levels of work structure, both formal and contextual. The multifaceted complex
of problems is raised in the work: social, psychological and philosophical. The conclusion is drawn that the socio-historical situation in the book written by the modern writer is only a background against which deep problems of separately taken personality become aggravated. In work, categories of Life, Destiny, Time and Death, traditional for the writer's prose, are subjected to interpretation. Such analysis of the work allows consideration of Slavnikova's art prose, on the one hand, as an integral part of a modern literary context and, on the other hand, it highlights characteristic style features of author's identity.
Keywords:
Art prose, genre, novel anti-Utopia, novel myth, psychological novel, formal and semantic levels of the text.
Роман Ольги Славниковой «2017» был опубликован в 2005 г., а уже в 2006 г. он был удостоен премии «Русский бу-кер». Наряду с книгой «Легкая голова» он отличается от предыдущих художественных произведений писательницы новыми принципами организации повествования, а также иным художественно-композиционным строем.
Роман получил множество отзывов в критике. Так, например, А. Немизер сразу отметил жаровую неоднородность романа: «В романе «2017» есть все: и элемент фантастической антиутопии, и элемент политического памфлета, и триллера, и любовные истории» [1: 1]. Е. Елагина в статье «Постижение прозрачности» указывает на специфику авторской метафоры: «Славникова, работая со словом, стремится к называнию единственно возможным способом. Метафора у нее не самоцель, а лишь выявление сути» [2: 17]. С. Беляков, рассматривая идейно-образный строй романа, анализирует образы Бога, Смерти и Зла [3: 32]. Актуальным остается также вопрос об основных принципах поэтики книги «2017», которые определяют его неординарность в ряду романов последнего десятилетия. Для указанного произведения характерно сложное совмещение жанровых начал.
На первый взгляд, это роман-антиутопия. Текст написан в 2005 году, действие происходит в 2017, и годовщина Октябрьской революции становится поводом для волны социальных беспорядков по всей стране: ровно через 100 лет
после политического переворота Россия возвращается в состояние кризиса и полного упадка. Вместе с тем, исторический материал романа-антиутопии - это только фон, на котором происходят основные сюжетные события, необходимые для реализации всех содержательных начал романа. Так, линия повествования, связанная с поисками корундов, позволяет говорить о приключенческом начале в романе, подробное описание личных переживаний Крылова (детские воспоминания, любовь, попытка осмыслить свое Бытие) наделяет произведение психологическими чертами, а идейная переработка автором бажовских сказов дает возможность выявить в тексте элементы романа-мифа.
Указанная жанровая неоднородность неслучайна: Ольга Славникова создает роман, в котором особенности повествования и сюжетно-композиционного строя резко отличаются от предыдущих ее текстов, в которых преобладают элементы психологического романа с достаточно просто организованным сюжетом и монотонным повествованием. Создавая книгу «2017», писательница делает акцент на сложном захватывающем сюжете, объявляя о новых творческих установках: «Теперь мне интересно работать над сюжетными, даже остросюжетными вещами. Таков роман «2017». Хочу вернуть прозе территорию, захваченную трэшем, помня, что это территория Мелвилла и Шекспира» [4: 26]. Для реализации данных установок Славникова и создает многоплановый текст, который не может быть
связан сугубо с одной жанровой формой.
Традиционно исследователи выделяют следующие черты романа-антиутопии: изображаемые события перенесены в будущее, критика утопической модели мира, изображение социального кризиса, пародийный характер повествования. На первый взгляд, все это позволяет классифицировать книгу «2017» однозначно как антиутопию. Создавая текст в начале «нулевых», Славникова явно подвергает сомнению успешность нового, постперестроечного устройства общества, указывает читателю на его недостатки, которые влекут за собой негативные последствия - отравление окружающей среды, преступность, массовые беспорядки. Действие романа разворачивается в будущем (хотя и недалеком), и его фоном становится социальный кризис, затронувший всю страну. Вместе с тем, события приобретают пародийный характер, ведь автор определяет их как «ряженую революцию» [5: 511]. Трагизм переворота столетней давности обыгрывается и становится нелепым абсурдом: «Разумеется, никаких победителей <...> быть не могло, потому что и самих воюющих сторон, строго говоря, не существовало. Общее впечатление, что побеждают красные, объяснялось, вероятно, большей их ограниченностью для неподлинного мира, потому что самая их выразительная, знаковая форма изначально создавалась как маскарадная» [5: 511]. С другой стороны, все указанные черты романа-антиутопии в анализируемом произведении акцентируют внимание только на внешнем, формальном уровне текста. Основная же его идея «отодвигает» социальную канву повествования на второй план.
Образ Хозяйки горы, выросший из мифологемы бажовских сказов, - центральный в романе «2017». Следует отметить, что у Славниковой эта героиня приобретает метафизические черты, становится вездесущей, являясь в виде обычных женщин и, в конечном счете, олице-
творяя всю рифейскую (уральскую) природу. Не обходится в романе и без бажов-ской Огневушки-Поскакушки, которая нарисована в виде Пляшущей Огневки, наделенной пугающими свойствами. Она, как и литературный прототип, обладает вихревыми движениями, появляется в костре, но, помимо этого, источает «ледяное пламя», символизируя смерть. Значимо, что в системе персонажей романа эти фантастические существа заявлены в роли действующих лиц и символизируют категории Судьбы, Времени и Смерти, столь важные для прозы О. Славниковой в целом. Следует отметить, что зачастую в романе «ри-фейские духи» появляются в снах, ведь, по мнению исследовательницы Т.М. Степановой, «в системе народных представлений многозначная семантика и символика сна уподобляется во многом смерти, является тождественной с ней» [6: 1]. Такая роль мифических образов в содержательной и сюжетной структуре произведения позволяет характеризовать его и как роман-миф, где основные проблемы человеческого бытия раскрываются посредством развернутых мифологем.
Жанр психологического романа в условиях каждой литературной эпохи традиционно выносит на первый план человеческое сознание. Все конфликты, разворачивающиеся в рамках произведений этого жанра, связаны с проблемами внутреннего мира героя (нравственное становление, духовный поиск, трагизм восприятия действительности, рефлексия и др.).
В романе «2017» таким героем является огранщик Крылов. Центральная коллизия романа - это его борьба с законами мироздания, несовершенство которого он переживает как на сознательном (постоянная рефлексия), так и на подсознательном (галлюцинации, сновидения) уровнях, ведь в нем остро ставится вопрос о самоидентификации личности в непростых социально-исторических условиях. Как следует из слов исследователя В.П. Шалаева, «в глобализирующемся, пост-
модернистском, информатизированном обществе место и роль человека трудно определить однозначно» [7: 14]. Соответственно, обращение к психологии героя является значимым для маркировки идейного мира романа, повествование построено таким образом, что читатель воспринимает описываемые события глазами одного персонажа, а именно Крылова, то есть для текста характерен «акториаль-ный» нарративный тип.
Как было сказано выше, одной из творческих задач Славниковой было возращение повествованию динамичности и событийности. В связи с этим для автора становится актуальным включение в произведение фрагментов и тем, характерных для жанра приключенческого эпоса. Ге-
рои романа оказываются в рискованных, экзотических ситуациях (экспедиция, охваченный беспорядками город), событиям присущ определенный эмоциональный пафос (мистическая страсть героев к обретению минералов), по мере развития сюжет приобретает все большую остроту и разветвленность.
Таким образом, роману «2017» характерна жанровая неоднородность, которая стала маркером современной русской литературы, находящейся, с одной стороны, в диалоге с традициями романной прозы предшествующих эпох. С другой - это маркер авторской индивидуальности, стремящейся к поиску оригинальных форм и концепций для художественного самовыражения.
Примечания:
1. Немзер А. Особое мнение. URL: http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57072.htm
2. Елагина Е.В. Постижение прозрачности // Нева. 2007. № 2. С. 13-17.
3. Беляков С. Натюрморт с камнем // Знамя. 2006. № 12. С. 21-45.
4. Беляков С. Еще одно «толкование путешествий»// Знамя. 2007. № 10. С. 15-30.
5. Славникова О.А. 2017: роман. М.: Вагриус, 2007. 780 с.
6. Степанова Т.М., Аутлева Ф.А. Фольклорное начало в осмыслении антитезы «поэзии и правды» в «Легенде о Сонной лощине» В. Ирвинга // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2017. Вып. 2. С. 163-169. URL: http:// www.vestnik.adygnet.ru/4836.htm
7. Шалаев В.П., Емельянов Ф.Г. Игра в пространстве самоидентификации и идентичности человека в обществе постмодерна // Труды БГТУ Минск, 2015. № 5 (178). C. 11-23.
References:
1. Nemzer A. Special opinion. URL: http://www.radiorus.com/brand/episode/id/57072.htm
2. Elagina E.V. Comprehension of transparency // Neva. 2007. No. 2. P. 13-17.
3. Belyakov S. Still-life with a stone // Znamya. 2006. No. 12. P. 21-45.
4. Belyakov S. Another «interpretation of travels» // Znamya. 2007. No. 10. P. 15-30.
5. Slavnikova O.A. 2017: a novel. M.: Vagrius, 2007. 780 pp.
6. Stepanova T.M., Autleva F.A. The folklore principle in comprehension of an antithesis of «poetry and the truth» in «The Legend of Sleepy Hollow» by W. Irving // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2017. Iss. 2. P. 163-169. URL: http: // www.vestnik.adygnet.ru/4836.htm
7. Shalaev V.P., Emelyanov F.G. Game in the space of self-identification and human identity in the postmodern society // Proceedings of BSTU. Minsk, 2015. No. 5 (178). P. 11-23.