Научная статья на тему 'Жанровые особенности малой прозы Гино Баракова'

Жанровые особенности малой прозы Гино Баракова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСЕТИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / МАЛАЯ ПРОЗА / ЖАНРОВОЕ И СТИЛЕВОЕ НОВАТОРСТВО / РЕАЛИЗМ В НАЦИОНАЛЬНОЙ МАЛОЙ ПРОЗЕ / OSSETIAN LITERATURE / FLASH PROSE / GENRE AND STYLE INNOVATION / REALISM IN NATIONAL FLASH LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Газзаева А. Р.

В статье показаны особенности малой прозы в осетинской литературе серебряного века (1910-1935 гг.) на примере рассказов писателя Гино Баракова. Автор приводит жанровую классификацию его рассказов и особенности их содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GENRE FEATURES OF FLASH PROSE BY GINO BARAKOV

In the article some features of flash prose in the Ossetian literature of the silver age (1910-1935) are shown. The main reference is made to stories by Gino Barakov. The author gives a genre classification of this writer''s works and describes features of their contents.

Текст научной работы на тему «Жанровые особенности малой прозы Гино Баракова»

Bibliography

1. Chernihsheva, I.I. Frazeologiya sovremennogo nemeckogo yazihka. - M., 1970.

2. Barz, Irmhild. Phraseologische Varianten: Begriff und Probleme // Deutsche Phraseologie im Sprachsystem und Sprachverwendung/ Csaba Foldes (Hrsg.). - Wien: Ed. Praesens, 1992

3. Cherdanceva, T.Z. Mnogoznachnostj i sinonimiya idiom (na materiale italjyanskogo yazihka) // Izvestiya AN. - 1998. - № 4. - Ser. Literaturih i yazihka.

Статья отправлена в редакцию 18.08.14

УДК 821

Gazzayevs A.R. THE GENRE FEATURES OF FLASH PROSE BY GINO BARAKOV. In the article some features of flash prose in the Ossetian literature of the silver age (1910-1935) are shown. The main reference is made to stories by Gino Barakov. The author gives a genre classification of this writer's works and describes features of their contents. Key words: Ossetian literature, flash prose, genre and style innovation, realism in national flash literature.

А.Р. Газзаева, аспират Северо-Осетинский гос. университет, г. Владикавказ, E-mail: [email protected]

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МАЛОЙ ПРОЗЫ ГИНО БАРАКОВА

В статье показаны особенности малой прозы в осетинской литературе серебряного века (1910-1935 гг.) на примере рассказов писателя Гино Баракова. Автор приводит жанровую классификацию его рассказов и особенности их содержания.

Ключевые слова: осетинская литература, малая проза, жанровое и стилевое новаторство, реализм в национальной малой прозе.

Одним из ведущих жанров эпической прозы в осетинской литературе серебряного века (1910-1935) является рассказ. В круг лучших мастеров короткого рассказа в 1920-1930-е гг. вошел Гино Бараков. В своих рассказах он поднимал те же проблемы, что и его собратья по перу - любви и ненависти, жизни и смерти, взаимосвязи человека и природы, поиском своего места в обществе, особенностей ментальности народа. Малая форма стала для признанного автора своего рода художественной лабораторией, где осмысливались актуальные вопросы истории и современности, осуществлялось жанровое и стилевое новаторство. Об этом свидетельствует творческая история создания реалистических рассказов, новелл, притч. Гино Баракову удалось создать целостные произведения с эпической проблематикой, каждый из которых отличается выпуклой фигурой главного героя и представляет собой какое-то оригинальное сюжетное решение. Очевидно, что Гино Бараков является мастером короткого рассказа. Однако степень разработанности исследуемой нами проблемы далеко не адекватна реальному художественному вкладу писателя в осетинскую прозу. Более того творчество столь значительного деятеля национальной культуры в научном аспекте еще не изучалось. Между тем проза Гино Ба-ракова содержит материал, не вмещающийся в рамки прежних подходов и критериев: она гораздо разнообразней и сложней. Вопросы поэтики, жанра, стиля, авторского повествования, особенностей психологического анализа прозаических произведений Гино Баракова практически не затрагивались в научно-критических работах о нем. Этим и определяется актуальность темы нашего исследования. Опубликованные о прозе писателя материалы посвящены в основном юбилейным датам, выходам в свет тех или иных книг, принципам становления соцреализма в его творчестве, идейному содержанию отдельных произведений. Другие же вопросы, связанные с жанром, поэтикой и композицией рассматривались лишь фрагментарно. В то же время следует отметить работы, посвященные его поэзии, биографии, человеческой и творческой судьбе: Д. Мамсурова, А. Тедтоева, В. Малиева др.

В осетинском литературоведении к творчеству Гино Бара-кова одним из первых обратился Дабе Мамсуров. Это была рецензия на его первое собрание сочинений: Мамсыраты Дабе. Барахъты Гинойы уацмыста // Растдзинад - 1960. - 25 февраля. Ожидалось, что масштабный писатель, сам, будучи прозаиком, уделит основное внимание его рассказам. Но он рассмотрел только два произведения («Тауче», «Аххос»): на первом он остановился подробно, на втором - поверхностно. К сожалению, известный писатель не вышел за рамки общих разговоров. Общими рассуждениями ограничились и литературоведы Гига Ма-миев (Мамиты Гига. Лагдзинады зарагганаг: [Барахъты Ги-

нойы райгуырдыл саххаст 95 азы] // Сов. Ирыстон. - 1985. -5 мартъи.) и Замира Суменова (Суменаты Замира. Базырджын сфалдыстад: [Барахъты Гинойы райгуырдыл саххаст 90 азы] // Растдзинад. - 1980. - 19 февраль, с. 2).

В свое время высоко оценил вклад Гино Баракова в осетинскую литературу известный ученый, исследователь фольклора и осетинской поэзии, профессор Ш. Джикаев. Он посвятил ему отдельную главу в своей монографии «Фольклор и осетинская советская поэзия (1917-1941)» [1; с. 74-112]. Как видно из названия работы, исследование посвящено поэзии Гино Бара-кова. Шамиль Федорович подготовил и первое академическое издание его собраний сочинений: Барахъты Гино. Уалладжы-ры кадаг: Поэзии. Проза. Театр. Публицистика. - Орджоникидзе: Ир, 1975. В обширном предисловии составитель уделил внимание и разбору прозаических произведений, в частности впервые дал жанровую классификацию его рассказов, которую поделил на четыре части: 1) произведения, написанные в традициях «Раздзога» («Передовой»); 2) краткие картины жизни; 3) новеллы-притчи (легенды); 4) реалистические рассказы.

В начале шестидесятых годов ушедшего века кандидат филологических наук Х.А. Ардасенов создал интересный очерк о творчестве Гино Баракова: Ардасенты Х. Барахъты Гино // Цард ама поэзи: Критикон статьята. - Орджоникидзе: Цагат Ирыс-тоны чингуыты рауагъдад, 1962. В своей работе исследователь на основе анализа основных художественных произведений поэта и прозаика отмечает, что он, как большинство представителей его поколения, много сделал для становления родной литературы и дальнейшего ее развития. Позднее Х. Дзуццати опубликовал в Известиях ЮОНИИ основательное исследование «Поэмы Гино Баракова» (Дзуццаты Хадзы-Мурат. Барахъты Гинойы поэмата. //Известия. ЮОНИИ АН ГССР Вып. 12. - 1963. С. 93106) где он отметил, что вместе с его эпическими произведениями в осетинской поэзии прокладывался путь укрепления позиций жанра поэмы.

Интерес к комплексному исследованию творчества Гино Баракова по-настоящему зарождается только теперь, накануне 125-летия со дня его рождения. Настало, время от эпизодических газенто-журнальных публикаций перейти к работам обобщающего характера и научной глубины. Прозаические произведения Гино Баракова - это ярко и объективно освещенная героическая история нашего народа, правдивое отражение общественного сознания. А это от любого исследователя требует научной принципиальности и человеческой деликатности. Ибо сам автор отличался внутренней культурой. Он был участником исторических событий (революция, гражданская война, восстановление народного хозяйства, индустриализация), поэтому реалистически отображал атмосферу в стране, был целеустрем-

ленным в поиске правды, счастья и социальной справедливости. Эта тематика нашла отражение в его прозе. Герои рассказов, новелл, легенд и притч Гино Баракова - ярко выраженные национальные характеры, готовые пожертвовать собой ради народного блага. Вклад писателя в родную литературу огромен и самобытен. Гино Бараков - прозаик стремился без остатка уйти в свою тему, максимально приблизить её к восприятию читателя. Никаких длиннот в описаниях, ни малейших следов рас-плывчивости. Он так строил свои рассказы, изображал людей, пейзаж, обстановку, чтобы в прямых авторских разъяснениях, комментариях и иных субъективных элементах расшифровки замысла не было особой нужды. И объективность, и сугубая краткость новелл и притч были для Баракова не целью, а средством дальнейшего совершенствования реализма в национальной малой прозе. В рассказах Гино Фадеевича возрождалась на новой основе фольклорная художественная традиция. Значение этого новаторского стиля, к сожалению, далеко не сразу было осознано и оценено современниками. Гино Бараков необычайно усилил элемент объективности, внешней отстраненности автора от изображаемого предмета при абсолютной пластичности художественного изображения. Это свойство бараковских притч, рассказов и новелл выступает особенно отчётливо рядом с манерой Сико Кулаева, тяготеющей к очерку, к лирическому дневнику и иным формам прямой авторской лирики в прозе. И юмор и лиризм, и напряжённая драматичность бараковских

Библиографический список

рассказов заключены в реальности самого сюжета. Они выражены в столь компактной и объективной форме, что читатель действительно не замечает следов авторского вмешательства в сюжет, каких - либо субъективных усилий, закрепляющих необходимое впечатление. Последовательная эпичность, объективность, сюжетность сближают рассказы Гино Баракова с классическими новеллами Арсена Коцоева, Цомака Гадиева, Чер-мена Беджызаты. Но и здесь едва ли можно говорить о тождестве. В своих произведениях писатель выявил и развил то, что составляло коренную традицию национальной притчи. Точность и краткость - эти достоинство малой прозы - Бараков сумел соединить с резкой характерностью, простотой сюжета.

На наш взгляд, жанровая классификация составленная профессором Ш. Джикаевым, самый верный путь к началу системного изучения «малой прозы» Гино Баракова. Действительно, эта форма рассказа в прозе знаменитого писателя, отличающаяся оригинальными фольклорными и реалистическими сюжетами, открывает перед нами широкое поле деятельности. Первые две группы произведений похожи по своей идейности и содержанию, но во второй - сильнее тенденции реалистического рассказа, изображаемые картины шире, действие опирается на фольклорный опыт, образы отличаются глубоким психологизмом. Наибольшим достижением Гино Баракова как прозаика, являются последние два цикла. В них он засвидетельствовал себя как талантливый рассказчик, художник слова.

1. Джикаев, Ш. Народно-поэтические традиции в поэзии Гино Баракова // Фольклор и осетинская советская поэзия: 1917—1941 г. - Орджоникидзе, 1972.

Bibliography

1. Dzhikaev, Sh. Narodno-poehticheskie tradicii v poehzii Gino Barakova // Foljklor i osetinskaya sovetskaya poehziya: 1917-1941 g. -Ordzhonikidze, 1972.

Статья поступила в редакцию 22.07.14

УДК 811

Vazhina Ye.N. THE LEXICAL TAXONOMY OF COMPOUND NOUNS WITH AN INDICATIVE COMPONENT. This article presents a classification of compound conjoint nouns containing an indicative component in their nominative sense. Compound derivatives are analyzed on the basis of their lexical and word-building properties. The article describes the semantic properties of compound nouns and features of their motivation. Based on the existing semantic classifications of token names in their nominative importance, the author highlights their own groups and subgroups of the compound conjoint nouns with an indicative component. The analysis includes the description of nominative fragments of a language picture of the world: I. The names of people - "Man"; II. Other names: 1) animate - "Animals", 2) inanimate - "Plants", 3) inanimate - "Things and names of not subjects". Each part has a number of sub-segments. Key words: compound nouns, nominative fragments of linguistic world.

Е.Н. Важина, канд. филол. наук, ст. преп. каф. языкознания и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВПО «Оренбургский гос. педагогический университет», г. Оренбург, E-mail: [email protected]

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТАКСОНОМИЯ СЛОЖНЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ПРИЗНАКОВЫМ КОМПОНЕНТОМ

В статье анализируются семантические группы и подгруппы сложных слитных существительных, содержащих признаковый компонент. Предметные сложные существительные (на основе анализа их прямого номинативного значения) соотносятся с классами «Люди», «Животные», «Растения», «Вещи», а сложные существительные, обозначающие название абстрактных категорий, относятся к группе «Непредметные имена». Анализируются словообразовательные модели сложных дериватов и описываются их лексические свойства. Особое внимание уделяется семантическим свойствам сложных существительных и особенностям их мотивации. Ключевые слова: сложные существительные, номинативные фрагменты языковой картины мира.

Общим и обязательным для номинативных знаков, будь это простой знак или сложный, является наименование предметов, явлений, состояний и их свойств, обобщенных в логические категории «предмет» и «признак» [1, с. 60]. Среди сложных слитных существительных, на основе анализа их прямого номинативного значения, мы выделяем подкласс предметных имен (точнее, сложные слитные существительные, обозначающие сложное наименование лица, предмета или явления) и подкласс признаковых имен (то есть, сложные слитные существительные,

обозначающие признакосодержащее наименование лица, предмета или явления).

Среди сложных слитных существительных, обозначающих сложное наименование, мы выделяем сложное наименование лица (конькобежец, бытописатель); сложное наименование животного (осоед, муравьед, броненосец, осьминог); сложное наименование предмета (бумагодержатель, бетоновоз); сложное наименование явления (ледоход, водопад).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.