УДК 76.03/.09
Жанровые и художественнотехнические особенности искусства экслибриса какявления многовековой культуры
Е.Н. Ордынская
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550, Москва, ул. Прянишникова, 2А e-mail: [email protected]
Дается определение понятия «экслибрис», вкратце обрисовывается история этого явления, разбираются жанровые и художественно-технические особенности искусства экслибриса, а также рассказывается о техниках исполнения книжного знака.
Ключевые слова: экслибрис, книжный знак, геральдика, библиотека, книжная графика, шрифтовой знак, графическая стилизация, символика, коллекционирование, эстамп, гравюра на металле, цинкография, ксилография, линогравюра, литография.
«Экслибрис (от лат. Ex libris - из книг), книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, преимущественно на внутреннюю сторону переплета. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца» [2, с. 606].
Экслибрис появился в Германии вскоре после изобретения книгопечатания. Немецкий экслибрис достигает расцвета в XVI в., среди его создателей - А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах Старший.
249
В XVI-XVII вв. экслибрисы носят геральдический характер, но иногда в них помещаются портреты владельцев библиотек, изображения их домов, замков и монастырей. Тяжеловесный торжественный стиль и многословный рисунок экслибриса XVII в. в XVIII в. сменяются легкими, изящными композициями.
До XIX в. большая часть личных библиотек принадлежала привилегированным сословиям, и на экслибрисе изображался родовой герб владельца. В XIX в. владельцами библиотек становятся представители разных сословий, и сюжетный экслибрис вытесняет гербовой.
Древнерусский экслибрис был чисто шрифтовой (древнейшим русским экслибрисом считают знак основателя библиотеки Соловецкого монастыря игумена Досифея (рис. 1), относящийся к XV в.). Гербовый знак XVII-XIX вв. тяготел к изобразительной символике.
С расцветом в конце XIX - начале XX в. в России книжной
Рис. 1
графики началось возрождение искусства книжного знака. Книжный знак стал одной из распространенных форм «малой» графики. Именно в это время было сформировано современное понимание экслибриса как явления книжной графики - именно тогда произошло органичное соединение двух элементов книжного знака: «шрифтового и сюжетноизобразительного (основа этого была заложена еще в гербовых и даже более ранних рукописных шрифтовых знаках) в едином графически стилизованном знаке, где оба элемента как бы прорастают друг в друга, действуя в глубокой художественной и смысловой связи» [1, с. 7].
Наиболее простая форма экслибриса - шрифтовой книжный знак. Здесь шрифт служит единственным изобразительно-декоративным средством, нередко выступающим в роли графической стилизации (экслибрис Н.П. Сырейщикова работы М.А. Врубеля (рис. 2) -рисунок тушью, воспроизведенный с помощью цинкографии).
В стилизованную шрифтовую композицию может быть включена доля изобразительности (экслибрис бельгийского гравера Герарда Годуэна для инженера Джанни Мантеро - рис. 3). Такой экслибрис можно назвать переходным звеном от чисто шрифтового к изобразительному книжному знаку.
250
E№Aidl?KA
икшаяП^ювича
(Ьрстщкока.
Рис. 2
Рис. 3
Изобразительные экслибрисы могут быть самыми разнообразными.
Использование символики очень характерно для экслибриса, в чем книжный знак близок но своей природе к гербу.
Изображение на книжном знаке может быть, как в геральдике, чисто символическим: так, на знаке библиотеки армянского библиофила А.Б. Кариняна работы известного художника П.А. Шиллин-говского (рис. 4) изображены буйволы - символ упорства и трудолюбия. Очень часто всю изобразительную основу знака в сочетании со стилизованной надписью составляет рисунок стопки книг или отдельная раскрытая книга (экслибрис работы С.В. Чехонина - рис. 5).
Сюжет экслибриса может быть связан с жизнью владельца, нередко основой книжного знака служит его портрет . Так, на исполненном в гравюре резцом на меди книжном знаке Г. Шульце автор знака Г. Ильгенфриц изобразил трактат Леонардо да Винчи о живописи (Леонардо - любимый художник Шульце), кисти, штихель (Шульце - известный гравер и живописец) и на фоне всего этого - портрет самого Шульце, как бы награвированный на доске (рис. 6).
251
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
252
Пейзаж, как и портрет, - очень частый мотив экслибриса. Нередко пейзаж становится средством для отражения характера владельца книги (экслибрис писателя К.Г. Паустовского работы художника К.С. Козловского — рис. 7).
Рис. 7
Жанр экслибриса предполагает бесконечное разнообразие художественных решений, всевозможных находок как в области формы, так и в области сюжета. Если раньше задача художника ограничивалась скромным и более или менее однотипным воплощением идеи знака в сочетаниях символов, девизов и других пережитков геральдики, то с приходом в экслибрис изощренных специалистов графики книжный знак стал все более и более воспринимать индивидуальные черты стиля того или иного художника. Книжный знак постепенно удалялся от изображения личности владельца книги и книжного собрания и в наши дни часто характеризует более его автора, нежели библиотеку и ее обладателя.
Причина этого явления кроется в том, что книжный знак мало интересует его создателей с точки зрения соответствия библиотеке с тех пор, как стал коллекционироваться преимущественно как самостоятельный, оторванный от книги эстамп. Сегодня экслибрис уже в меньшей степени нацелен на то, чтобы быть вклеенным в каждую книгу чьей-либо библиотеки, сейчас он носит скорее символический характер и печатается совсем небольшим тиражом. Книжный знак утратил свою массовость и утилитарную функцию, а художники в стремлении самовыразиться (в художественном смысле) часто забывают о том, что главной задачей экслибриса является отражение личности или характера библиотеки хозяина.
253
Говоря о разных видах художественного книжного знака, нельзя не сказать о технике его исполнения.
Первые знаки на Руси рисовались от руки. Гербы или печатались сложным способом углубленной печати (гравюра на металле), или оттискивались на переплеты в виде рельефа. То и другое было делом трудоемким и дорогостоящим.
В конце XIX - начале XX в. с развитием техники, а также книжной и журнальной графики художник делал оригинал изображения тушью, который затем фотомеханическим способом переводился в цинковое клише, с которого и осуществлялась печать. Техника цинкографии, воспроизводя близко к оригиналу рисунок на листе бумаги, дает возможность размножать такие репродукции большими тиражами при сравнительно недорогом и доступном способе печати. Очень многие экслибрисы конца XIX - начала XX в. выполнены в этой технике такими известными художниками, как Д.Д. Бушен, К.А. Сомов, Д.И. Митрохин, М.В. Добужинский.
Настоящего расцвета русский книжный знак достиг тогда, когда в книжной графике ведущее место стала занимать техника ксилографии - в первые годы после Октябрьской революции. «Гравюра на дереве придала экслибрису новую линеарную красоту, сообщила изображению небывалую до того четкость, плоскостность и связанную с этим декоративность форм, сочность и глубину контрастов черного и белого, упругую ясность линий (т.е. качества, предъявляемые и к шрифту), а при печати с двух досок - звонкость контраста двух цветов в одном знаке» [1, с. 26]. Все это помогло ксилографическому книжному знаку стать наиболее органичным видом художественного экслибриса.
К числу лучшего, что создано в нашей стране в области ксилографического книжного знака, можно отнести прежде всего экслибрисы работы выдающегося русского гравера В.А. Фаворского. «Каждый из его небольших книжных знаков продуман во всех деталях и выразительно книжен. Это хорошо видно на примере воспроизведенного в альбоме книжного знака саратовского историка Е.Н. Кушевой, где фигура спокойно читающей за столом женщины гармонично вписана в прозрачную виньетку, которую образуют очертания скачущих кочевников» [1, с. 26] (рис. 8).
Отточенное чувство материала и органичное единство каждой буквы текста с изобразительной частью гравюры свойственно и другим мастерам ксилографии - последователям и современникам Фаворского, постоянно работавшим в области книжного знака: Н.И. Пискареву, М.И. Пикову, Г.А. Кравцову, А.И. Кравченко.
Офорт, резец, сухая игла по металлу и другие виды техники глубокой печати также используются граверами-экслибрисистами. Эта техника требует значительных усилий для печатания даже небольших
254
Рис. 8
тиражей, которые только и возможны для всех ее разновидностей. Тиражи еще более уменьшаются, доходя до считанного числа оттисков, если обычное травление, например в офорте, дополнено акватинтой и т.п.
Это сделало экслибрисы в технике глубокой печати достоянием скорее коллекционеров, а не широких кругов читателей. За границей глубокая печать часто применяется для экслибриса, но по преимуществу для экслибрисов состоятельных коллекционеров и любителей книг.
В нашей стране в технике глубокой гравюры на металле работали многие художники, среди них П.А. Шиллинговский и Е.С. Кругликова, В.А. Фролов и Н.И. Калита.
В начале XX в. в обиход граверов прочно вошел линолеум -материал, легко поддающийся резьбе и доступный по цене. В наши дни линолеум широко распространен в деле изготовления книжного знака как в России, так и за рубежом. Из знаков, созданных в линогравюре, можно отметить экслибрисы художника Е.Л. Кульчицкой, простые и смелые по композиции. Ее экслибрис для курского книголюба Л.А. Ли-тошенко с выразительной символикой - характерный пример четкого решения книжного знака (рис. 9).
тхаьы&т
Л iTOlii^HKA И. А
Рис. 9
255
В практике экслибриса мы встречаемся также со знаками, отпечатанными литографским способом. Этот способ печати был особенно распространен в Чехословакии, Бельгии, Венгрии. В нашей стране ряд знаков в этой технике создал В.П. Белкин.
В Советском Союзе искусство книжного знака было особенно распространено в Москве, Ленинграде, Таллине, Риге, Смоленске, Воронеже, Вологде и многих других городах, где систематически устраивались выставки книжного знака, выходили каталоги этих выставок. В периодической печати появлялись десятки (если не сотни) статей и заметок, посвященных книжному знаку. Особенно распространен был экслибрис в Прибалтике.
Сейчас искусство экслибриса в нашей стране по-прежнему не теряет своей актуальности. Выставки, конференции, конгрессы, посвященные искусству книжного знака, периодически проходят в разных городах России.
Библиографический список
1. Ивенский С. Искусство книжного знака. - Л. : Художник РСФСР, 1966.
2. Книговедение. Энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1982.
3. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. - М. : Книга,
1988.
4. Ласунский О.Г. Книжный знак. Некоторые проблемы изучения и использования. - Воронеж, 1967.
5. Wolf Sylvia. Exlibris. 1000 Beispiele aus funf Jahrhunderten. -F. : Bruckmann KG, Munchen, 1985.
256