Научная статья на тему 'Жанровое своеобразие романа У. Эйнсворта «Руквуд»'

Жанровое своеобразие романа У. Эйнсворта «Руквуд» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
152
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
У. ЭЙНСВОРТ / РОМАН / РУКВУД / ROOKWOOD / AINSWORTH / ROMANCE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горшкова Елена Анатольевна

В статье проводится анализ романа У. Эйнсворта Руквуд (1834). Рассматривается мотивно-сюжетный комплекс произведения. Выявляется синтетическая природа романа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Generic peculiarity of «Rookwood» by W. Ainsworth

Th e article concerns the analysis of Ainsworths romance Rookwood (1834). Th e article deals with the motive-plot complex and synthetic nature of the romance.

Текст научной работы на тему «Жанровое своеобразие романа У. Эйнсворта «Руквуд»»

Е. А. Горшкова

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА У. ЭЙНСВОРТА «РУКВУД»

Творчество английского писателя Уильяма Гаррисона Эйнсворта (William Harrison Ainsworth, 1805-1882) было хорошо известно его современникам. Он считался последователем В. Скотта в области исторического романа, а также испытал влияние школы так называемого «готического» романа. Произведения У Эйнсворта переводились на французский, немецкий, голландский, русский языки. Пьесы, написанные на основе его романов, долгое время не сходили с подмостков лондонских театров.

Известным среди читающей английской публики У Эйнсворт стал после выхода в свет в апреле 1834 г. романа «Руквуд». Роман был напечатан в издательстве Р. Бентли и сразу стал популярным. В письме к своему другу Дж. Кроссли от 6 мая 1834 г. У. Эйнсворт отмечал: «Действительно, как говорит Байрон, я лег спать неизвестным, а, проснувшись, обнаружил, что я знаменит. Бентли уже поговаривает о втором издании — он хочет разрекламировать его во всех газетах» (перевод наш. — Е. Г.) [1, p. 257].

По словам самого автора, замысел романа возник осенью 1831 г. в Честерфильде, где У. Эйнсворт гостил у вдовы своего кузена миссис Джеймс Тачет. Вид местного кладбища навел автора на мысль о написании баллады со «страшным» сюжетом, где бы говорилось о склепах, восставших из гробов мертвецах и т. п. Впоследствии эта идея нашла свое отражение в мрачных песнях, которые распевает один из персонажей романа «Руквуд», и которые У Теккерей назвал «кладбищенскими балладами» Эйнсворта [2, p. 24]. Воспоминание о старинном особняке семьи Сергиссонов, поместье которых писатель посещал незадолго до написания романа, привело его к мысли сделать это поместье основным местом действия будущего произведения. Легенды и поверья, связанные с членами этой семьи, автор также мастерски использовал. Позже в предисловии к роману 1849 года издания У. Эйнсворт замечал: «Желая описать чрезвычайно подробно ухоженные сады, живописную местность, рощи с обитающими там грачами, мрачные покои и еще более мрачные галереи старинного поместья, которое было мне знакомо, я решил попытаться написать историю в уже ушедшем в прошлое стиле миссис Рэдклифф (а такая история всегда представляла невыразимое очарование для меня) и вывести в ней английского помещика, английское поместье и английского разбойника с большой дороги времен старой доброй Англии вместо итальянского маркиза, замка и бандита великой искусницы приключенческого романа» (перевод наш. — Е.Г.) [3, p. XVII].

Общеизвестно, что А. Рэдклифф (1764-1823) была одним из представителей школы «готического» романа, который возник во второй половине XVIII в. как попытка возродить средневековый рыцарский роман. У истоков этого жанра стоял Г. Уолпол (17171797). Именно он ввел в современную ему литературу термин romance, которым часто пользовались авторы «готического» романа для обозначения жанра своих произведений. Этот термин был позже позаимствован В. Скоттом и его последователями, в том числе и У. Эйнсвортом.

Философской основой жанра послужил тезис Д. Юма о непознаваемости объективного мира. В работе 1748 г. «Исследование о человеческом разумении» он замечает:

© Е. А. Горшкова, 2011

«Самая совершенная естественная философия лишь отодвигает немного дальше границы нашего незнания, а самая совершенная моральная или метафизическая философия, быть может, лишь помогает нам открыть новые области такового. Таким образом, убеждение в человеческой слепоте и слабости является итогом всей философии. К этому итогу мы приходим вновь и вновь, вопреки всем нашим усилиям уклониться от него или его избежать» [4, с. 40]. Авторы «готических» романов видели в судьбах мира предопределение, рок. Человек вынужден подчиняться воле судьбы, его величие оказывается ничтожным перед всесилием рока [5, с. 12].

Эстетической основой «готического» романа считается концепция «возвышенного», которую развил Э. Берк в работе «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», вышедшей в свет в 1757 г. Эта концепция основывалась на идеях сенсуализма, признававшего ощущения единственным источником познания. Согласно Э. Берку, господствующим принципом «возвышенного» является все, что возбуждает страх. Он утверждал, что «все, что в какой-либо степени является страшным или связано с предметами, внушающими страх или подобие страха, является источником возвышенного: то есть, вызывает самую сильную эмоцию, которую душа способна испытать» [6, с. 72]. Э. Берк считал, что, для того чтобы сделать любую вещь чрезвычайно страшной, необходимо скрыть ее от глаз людей, окутав тьмой и мраком неизвестности. Этим приемом часто пользовались авторы, вводя в сюжет своих произведений тайны, сверхъестественные явления, инфернальных злодеев, неопределенность настоящего и будущего героев — все, что помогало поддерживать интерес читателя и апеллировало к его чувству, а не разуму.

Для композиции «готического» романа в качестве места действия выбирались чаще всего южные католические страны (у А. Рэдклифф — юг Франции, Италия; у Г. Уолпола — Италия), в качестве времени действия — обычно средние века, которые носили условный характер, служили некой окружающей средой, где герои говорили и поступали согласно общепринятым правилам, присущим современникам авторов. Другими элементами жанра были богатая приключениями интрига, замысловатое переплетение двух или нескольких сюжетных линий, многообещающая завязка, мотивы узнавания, обманутого ожидания, предсказания, которое обязательно сбывается, мотив затрудненного брака, и конечно, присутствие тайны, которая раскрывается в конце, чтобы постоянно поддерживать интерес читателя к повествованию. Для «готического» романа характерна клишированность героев. Героиня — всегда пассивная жертва обстоятельств, рока. Обычно имеется положительный герой. Важнейший элемент — наличие отрицательного героя-злодея. Часто в таких романах вводятся призраки. И, конечно, неизменным топоперсонажем «готического» романа является замок или полуразрушенный монастырь.

У. Эйнсворт попытался создать роман в стиле А. Рэдклифф, однако в своей попытке он вышел далеко за рамки «готического» романа.

Роман «Руквуд» состоит из пяти частей, которые в свою очередь делятся на главы, каждой главе предшествует эпиграф. (А. Рэдклифф тоже использовала в своих произведениях эпиграфы для каждой главы.) Действие романа происходит в первой половине XVIII в. Автор несколько раз указывает на то, что герои были одеты по моде 1737 г., и тщательно, до мельчайших подробностей, описывает их одежду. В основе сюжета «Рукву-да» лежит соперничество между двумя единокровными братьями Люком и Ранульфом из рода Руквудов. Они спорят из-за титула, поместья и невесты. Данный сюжет был

позаимствован У Эйнсвортом из романа В. Скотта «Сент-Ронанские воды» (1828), позаимствована у В. Скотта и фамилия героини — Моубрей.

В романе присутствует задержанная экспозиция. Начинается повествование с описания фамильного склепа Руквудов, где беседуют два человека: церковный сторож Питер Брэдли и его внук Люк Брэдли. Описание мрачного склепа, упоминание церковного сторожа о том, что практически все мужчины из рода Руквудов были причастны к смерти своих жен, зловещий вид самого Питера Брэдли, баллада о проклятии Руквудов, которую он поет, — все это создает соответствующее настроение и подготавливает читателя к тому, что произошло или должно произойти что-то ужасное. Согласно балладе Питера, когда с огромной липы в поместье Руквудов на землю упадет большая ветвь, хозяин поместья умрет. Так случилось недавно с сэром Пирсом Руквудом, отцом Люка. Однако, несмотря на то что Люк является старшим сыном сэра Пирса, не он унаследует поместье и титул. Его считают незаконнорожденным, поэтому все должно отойти к его брату Ра-нульфу. Питер Брэдли открывает Люку тайну о том, что он является законным сыном сэра Пирса, т. к. его родители были тайно обвенчаны. Следовательно, Люк — полноправный наследник состояния Руквудов. Одна из тайн раскрывается в самом начале — происходит завязка действия романа.

Сэр Пирс после смерти своей первой жены Сьюзен отдал сына Люка на воспитание Барбаре Ловел в цыганский табор и женился на знатной и гордой девушке Мод Д’Обени. Их сын Ранульф сильно отличался по характеру от других представителей семьи Рукву-дов. Это был честный, открытый, щедрый и бескорыстный молодой человек. Он не очень хорошо ладил с отцом и к моменту смерти последнего уже более года путешествовал по Европе. Ранульф является тем положительным героем, который характерен и для «готических» романов А. Рэдклифф. Ранульф серьезно поссорился с отцом из-за намерения жениться на мисс Элинор Моубрей, с семьей которой Ранульф познакомился в Лондоне. Героя поразило сходство мисс Элинор с портретом леди Руквуд, первой жены его деда сэра Реджинальда. Выяснилось, что они состоят в родстве, а миссис Моубрей, мать Элинор, является сестрой сэра Пирса. Здесь присутствует мотив брака, которому препятствуют, — характерный для «готических» романов мотив, встречавшийся и в средневековых рыцарских романах.

В произведении тесно переплетаются две основные сюжетные линии. Первая связана с историей любви Люка и Сибил, вторая — с историей любви Ранульфа и Элинор. Кроме того в романе есть и побочная сюжетная линия, соотносимая с разбойником Диком Терпином. Дику Терпину часто отводится роль персонажа, который всегда появляется в нужное время и в нужном месте, неоднократно приходя на помощь героям произведения, что помогает продвигать интригу вперед.

Три сюжетные линии представляют собой одно целое, все герои произведения взаимосвязаны. В соответствии с вышеупомянутыми сюжетными линиями действующих лиц романа можно разделить на три основные группы. Первая группа концентрируется вокруг Люка и Сибил: это Питер Брэдли, Барбара Ловел (бабушка Сибил и кормилица Люка), Хандасса (служанка Сибил). Вторую группу составляют Ранульф и Элинор, мать и брат Элинор, леди Руквуд (мать Ранульфа), доктор Смолл (викарий поместья), доктор Тайтус Тайконнел (ирландский искатель приключений и завсегдатай поместья), мистер Коутс (судебный исполнитель, преследующий Дика Терпина). В третью группу входят Дик Терпин, его приятель Том Кинг, а также представители низших слоев общества: бродяга Джерри Джунипер, мошенник по прозвищу Мальтийский Рыцарь,

малограмотный священник Бальтазар, контрабандист Конки Джем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что по своей композиции роман «Руквуд» является по-лицентрическим.

Действие романа очень динамично. События происходят то в поместье, то в развалинах небольшого монастыря, где обитает цыганский табор, то в Лондоне, то в Йорке, то на дороге. Но хронотоп1 поместья, как и хронотоп замка в «готическом» романе, является основным центром, вокруг которого все происходит. Действие произведения начинается с поместья, постоянно возвращается в него и заканчивается там же. Поместье Руквудов играет доминирующую роль в повествовании, оправдывая тем самым название романа. Описанию поместья посвящена целая глава, которая называется «Усадьба». Автор подробно рассказывает об истории поместья, которое было построено его первым владельцем. Постройка здания восходит к времени правления Эдуарда IV, т. е. к времени войны Алой и Белой розы. Через описание поместья Руквудов У Эйнсворт прослеживает связь времен и поколений. Создается правдоподобное повествование, характерное для исторических романов В. Скотта. В отличие от «готического» романа историческая эпоха в «Руквуде» является не просто фоном.

Важную роль в романе играет хронотоп дороги. На дороге происходят встречи людей разных сословий. Судьба цыганки Сибил переплетается с судьбой английской дворянки Элинор Моубрей. Цыгане и бродяги принимают участие в бракосочетании Люка и Элинор. Мотивом дороги пронизана вся IV часть романа, озаглавленная «Скачка в Йорк». Именно на дороге старая цыганка Барбара Ловел передает Дику Терпину коробочку для Люка, которая сыграет в итоге свою роковую роль.

История любви Люка и Сибил заканчивается трагически. Люк из-за своих честолюбивых амбиций и в угоду своему деду Питеру Брэдли, которым движут чувства мести и ненависти к покойному брату и его потомкам (Питер Брэдли оказывается пропавшим без вести Аланом Руквудом, дядей сэра Пирса), жертвует любовью преданной ему Сибил. Питер знает, что не Люк (даже при подтверждении того факта, что он законнорожденный) является хозяином поместья, а Элинор Моубрей (согласно завещанию своего деда). Питер вынуждает внука жениться на Элинор. В душе Люка борются две страсти: любовь к Сибил и честолюбие. Честолюбие побеждает, и Люк приносит в жертву не только любовь Сибил, но и ее жизнь. Здесь возникает неопределенность, характерная для «готических» романов: читателю не понятно, каким образом погибает Сибил: совершила ли она самоубийство, или кто-то другой исполнил роль ее убийцы. Смерть Сибил не осталась неотомщенной. В конце романа Люк погибает, открыв коробочку, которую в качестве приданого Сибил по просьбе Барбары Ловел ему передает Дик Терпин. История Ранульфа и Элинор заканчивается счастливо. После всех злоключений они обретают друг друга и справляют свадьбу, вследствие чего приходит конец проклятию дома Руквудов. Однако характеры этих героев бледны по сравнению с характерами Люка и Сибил. Ранульф и Элинор больше походят на клишированных героев «готических» романов, где имеется положительный герой, а героиня является жертвой обстоятельств. В отличие от Рануль-фа и Элинор, Люк и Сибил больше напоминают романтических героев. Это сильные натуры, действующие по воле страсти. В личности Сибил преобладает сильная и чистая страсть к Люку, способность самопожертвования ради счастья любимого, приводящая

1 Как отмечает М. М. Бахтин, «Хронотоп — это формально-содержательная категория литературы, существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [7, с. 9].

ее к гибели. Люком же движет эгоизм. Он бунтует против существующего положения вещей, стремясь занять то место в обществе, которое ему даровано по рождению, жертвуя при этом жизнью и любовью Сибил.

Одним из признаков «готического» романа при построении сюжета является наличие мотива тайны. В романе «Руквуд» тайн чрезвычайно много. Первая из них связана с Питером Брэдли, который оказывается пропавшим Аланом Руквудом и желает отомстить потомкам своего брата за то, что последний соблазнил его жену, и за то, что сын его брата сэр Пирс был виновен в смерти его дочери Сьюзен, первой жены Питера, с которой он тайно обвенчался. Другая тайна связана с происхождением Люка — он, как выяснилось, был вполне законным наследником. Еще одна тайна касается Джека Палмера, английского искателя приключений, в котором мы узнаем разбойника Дика Терпина. На церемонии венчания Люка и Элинор выясняется, что отец Амброуз, который должен их обвенчать, оказывается отцом Чекли — священником, который тайно обвенчал родителей Люка. По окончании церемонии венчания раскрывается еще одна тайна: не Люк, а Элинор является наследницей всех владений Руквудов.

Тесно связаны с мотивом тайны мотивы переодевания и обманутого ожидания. Во время венчания Люка и Элинор, воспользовавшись темнотой и замешательством, место Элинор занимает Сибил. Люк очень злится на это, т. к. теряет владения и титул. Барбара Ловел приходит в ужас, поскольку поклялась убить первую жену Люка Руквуда, думая, что ею станет Элинор. Теперь она не может нарушить свою клятву. Алан Руквуд приходит в отчаяние, потому что его месть не удалась. Алан знал о завещании деда Элинор в ее пользу и хотел, чтобы Люк, женившись на ней, стал хозяином владений Рукву-дов. Но поскольку Люк не любил Элинор, то Алан видел в этом месть потомкам брата. Мотив переодевания тесно связан с характеристикой такого персонажа, как Дик Терпин. Загримировавшись под покойного сэра Пирса в надежде поживиться драгоценностями Руквудов, Дик пугает леди Руквуд, спасая таким образом документ, подтверждающий то, что Люк законнорожденный сын и наследник. На протяжении всего повествования Дик не раз переодевается, чтобы сбить со следа своих преследователей. Наряду с вышеперечисленными мотивами, в романе присутствует мотив предсказания, который является неотъемлемой частью «готического» романа. Предсказаний (как и тайн) несколько, и все они сбываются.

Сходство романа «Руквуд» с «готическими» романами проявляется и в наличии в повествовании сверхъестественного. В произведении дважды появляется призрак сэра Пирса: первый раз он является своему сыну Ранульфу в начале повествования, второй раз своей второй жене леди Руквуд в конце романа. Также незадолго до смерти Люка ему является призрак Сибил. В духе «готических» романов представлены сцена похорон сэра Пирса и сцена бракосочетания Люка и Элинор. Тем не менее, «Руквуд» отличается от других произведений данного жанра. Во-первых, действие романа происходит в 30-е годы XVIII в., а не в средние века. Во-вторых, местом действия произведения является Англия, родная страна автора, а не южная Франция или Италия, как в романах А. Рэдклифф. В-третьих, нет того инфернального злодея, который обычно присутствует в «готических» романах вообще, и в романах А. Рэдклифф в частности. Алана Руквуда с натяжкой можно причислить к разряду коварных злодеев — он больше напоминает обиженного человека, мстящего потомкам своих обидчиков. Еще одно отличие состоит в том, что в «готических» романах не уделяется много внимания разбойничьим вертепам и притонам. А в «Руквуде» У Эйнсворт выводит целую галерею колоритных представите-

лей разбойничьего мира во главе с Диком Терпином (Дик Терпин является реально существующим историческим лицом): это уже упомянутые Том Кинг, Том Джон по прозвищу Мальтийский Рыцарь, бродяга Джерри Джунипер, безграмотный священник Бальтазар, предводитель цыган Зороастр. Автор мастерски изобразил представителей преступного мира, подробно описав их и дав каждому меткую характеристику. Безусловно, основное внимание он сосредоточил на Дике Терпине, с которым связана третья сюжетная линия. Тема разбойников и их «деяний» не раз поднимается в романе. Но в отличие от других произведений жанра, в которых разбойники и бандиты выступают исключительно как злые герои, в «Руквуде» нет этой направленности. Даже вполне добропорядочные люди, далекие от разбойничьего промысла, восхищаются некоторыми поступками «джентльменов с большой дороги» и сочувствуют им. Такое положение дел характерно для «нью-гейтского» романа, который появился в Англии в 1830-е годы.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что роман «Рук-вуд», задуманный автором как «готический», в полном смысле слова «готическим» не является. В этом произведении размываются границы жанрового канона, и наряду с элементами, характерными для «готического» романа, начинают появляться элементы «ньюгейтского» романа. Кроме того, одновременно с вымышленными героями в романе действуют и реальные исторические лица. Таким образом, сюжетно-мотивный комплекс произведения позволяет говорить о тесной связи поэтики «готического» и «ньюгейтско-го» романов в данной литературной структуре.

Литература

1. Ellis S. M. William Harrison Ainsworth and His Friends: in 2 vol. London; New York, 1911. Vol. 1. 432 р.

2. Ellis S. M. Wilkie Collins. Le Fanu and Others. New York, 1968. 343 р.

3. Ainsworth W. H. Rookwood // Historical Romances of William Harrison Ainsworth: in XX vol. Philadelphia, [s. a.]. Vol. XX. 501 р.

4. Юм Д. Исследование о человеческом разумении / пер. С. И. Церетели. М., 1988. 237 с.

5. Зеленко Т.В. Творчество Горация Уолпола: автореф. дис. ... канд. филол. наук / ЛГУ. Л., 1979. 23 с.

6. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979. 237 с.

7. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб., 2000. 300 с.

Статья поступила в редакцию 20 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.