Жанровое своеобразие комедии А.Н. Островского «Горячее сердце»...
УДК 821.161.1.09 "18’
Тихомиров Владимир Васильевич
доктор филологических наук, профессор Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
nov6409@kmtn.ru
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ КОМЕДИИ А.Н. ОСТРОВСКОГО «ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ»
В РЕЦЕПЦИИ ЛИТЕРАТУРНОЙ И ТЕАТРАЛЬНОЙ КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ*
В статье на основе анализа наиболее характерных оценок комедии в критике и литературоведении, а также её самых известных сценических постановок ставится вопрос о жанровом своеобразии пьесы. В силу своего экспериментального характера комедия «Горячее сердце» до сих пор не получила должного понимания и адекватного сценического воплощения, поскольку совместить в спектакле присущие пьесе сатирические и лирические элементы оказалось непросто. Жанровое своеобразие комедии во многом определяется наличием в ней традиций итальянского театра и русской народной драматургии. Современники понимали «Горячее сердце» в традициях бытовой комедии и часто недоумевали от несоответствия её сюжета и характеров этой традиции и находили в пьесе карикатурное изображение действительности, а в нарушении бытового правдоподобия и условности некоторых художественных приёмов видели признаки упадка таланта драматурга. На самом деле пьеса свидетельствовала о поисках драматургом новых жанровых и сценических принципов в драматургии.
Современные исследователи творчества А.Н. Островского находят в «Горячем сердце» признаки народной сатирической комедии, сочетание драматического с комическим, эпическое начало. Всё это действительно ей присуще. Комедию можно охарактеризовать как лироэпическую сатирическую пьесу, объединяющую традиции русского народного и европейского театра. В этом качестве комедия «Горячее сердце» ещё ожидает своего сценического и научного осмысления.
Ключевые слова: А.Н. Островский, «Горячее сердце», специфика комедийного жанра, сложность понимания пьесы, сочетание сатирического, комического, эпического и лирического начал в комедии.
Комедия «Горячее сердце» написана
А.Н. Островским в 1868 году, в то время, когда драматург был увлечён итальянским театром XVII-XVIII веков: в 1867-70 годах он переводил и переделывал комедии К. Гольдони и других итальянцев, в основном в стиле комедии дель арте [10, т. 9, с. 608]. Углублённое знакомство с итальянским театром не могло не сказаться в поисках русским драматургом новых театральных драматургических приёмов. Жанровые, сюжетные, характеристические особенности комедии «Горячее сердце» оказались близки традициям итальянского театра, среди которых традиционные любовные треугольники, которые сплетаются с семейной интригой; «небывалая сложность и затейливость фабулы» с детективным элементом; переодевания (комедию дель арте называют также комедией масок); типология сценических характеров, среди которых выделяются идеализированные образы влюблённых. К тому же «Горячее сердце» во многом напоминает буффонаду [13, с. 132—137].
Островский использовал некоторые приёмы итальянского народного театра с целью обновить собственную драматургическую систему. Комедия «Горячее сердце» имеет явно экспериментальный характер, направлена на переосмысление традиционной для русского драматурга тематики и сочетание жанровых признаков русского народного театра с европейской театральной традицией.
Не случайным представляется тот факт, что действие «Горячего сердца» происходит в городе Калинове, знакомом нам по «Грозе», но получившем
иной облик, вызывающим ассоциацию с Россией вообще. В комедии мы видим, что, как отмечает
В.Я. Лакшин в комментарии к пьесе, «расшатаны прежде нерушимые устои быта купеческих особняков. <.. .> Островский предстаёт перед нами как сатирик язвительный, беспощадный.<...> И в самой действительности, и в сознании автора совершился переход фигур драматических, страшных к фигурам прежде всего комическим, смешным» [10, т. 3, с. 483]. Поэтому и понадобились Островскому новые приёмы комического, иные жанровые принципы комедии.
Сатирический характер комедии «Горячее сердце» в восприятии современников усиливался и тем, что она была опубликована в том же номере «Отечественных записок», что и главы романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», тоже вызвавшего немало споров в силу особенностей его гротесковой природы.
В черновом автографе «Горячего сердца» имело место жанровое определение «Комедия из народного быта с хорами, песнями и плясками в 5 действиях» [10, т. 3, с. 514], подчёркивавшее близость пьесы традициям народного театра. По мнению
А.И. Журавлёвой, Островский «ставил перед собой задачу создать народную комедию, в которой “горячее сердце” столкнулось бы с сатирически осмеянным миром зла и победило в этом столкновении» [4, с. 186]. Исследовательница привела убедительные доказательства близости комедии народному творчеству, охарактеризовав сказочные, песенные мотивы и параллель с народной драмой
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-04-00113.
© Тихомиров В.В., 2015
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015
61
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
«Лодки». Известно, что драматург ценил эту пьесу и болезненно переживал её неуспех на сцене некоторых театров, особенно в Александринском театре Петербурга в 1869 г., намеревался доработать её, возможно, с целью облегчить задачу исполнителей спектакля. Сложность художественной структуры «Горячего сердца» в том, что гротескное изображение быта в ней уживается, по словим автора, с «поэтическим сюжетом» [9, т. 12, с. 67], и не случайно Островский предостерегал Ф. Бурдина, исполнявшего роль Хлынови, от шаржирования характера этого персонажа («будь веселее, но берегись фарса», - писал он своему приятелю) [9, т. 14, с. 171].
Сочетание гротеска и лиризма, неожиданное для творчества Островского, и явилось препятствием для осмысления комедии «Горячее сердце» и на сцене, и в критике. В печати, за некоторыми исключениями, преобладали негативные отклики. Рецензенты подчёркивали наличие в комедии старых мотивов и характеров, неактуальность тематики, несовершенство сюжетостроения пьесы. Замечена была и явная авторская тенденциозность сатирической комедии. Тик, Л.Н. Антропов, сотрудник Близкого почвенничеству журнала «Заря», позицию которого одобрял Ф.М. Достоевский, сопоставил «Горячее сердце» с нигилистической литературой, увидев в комедии отражение «критических или публицистических упражнений над русской жизнью и искусством наших отрицателей». Параша, по мнению рецензента, - «достойная сестра разных протестантов», остальные персонажи напоминают зверей в человеческом облике [1, № 1, с. 177]. Подобная оценка тем более удивительна, что прежде Островский идейно был близок почвенникам и его творчество приветствовалось не только А. Григорьевым, но и братьями Достоевскими. Негативное отношение сотрудника «Зари» к комедии «Горячее сердце», очевидно, объясняется её сатирической направленностью в адрес российской действительности. Этим новая комедия Островского отличились от пьес «москвитянинского» периода его творчества середины 1850-х годов. Несколько позже Антропов смягчил свою оценку пьесы и даже признал её автора «народным сатириком», впрочем по-прежнему подчёркивая карикатурность, тенденциозность, водевильность её содержания, и констатировал небольшой успех у зрителей [1, № 5, с. 190].
В других оценках пьесы тоже было немало упрёков в преувеличенной карикатурности сценических картин и характеров комедии. Газета «Северная пчела (№ 5, 2 февраля) в «Театральной летописи», подписанной криптонимом «к.», утверждала, что в «Горячем сердце» тот же быт и та же среда, «в изображении которых Островский был и остаётся лучшим мастером и единственным художником-драмитургом», что «он возвращается
к прежней своей деятельности <.. .> вновь фигурируют те же лица купеческой и мещанской среды, которые были в прежних комедиях <.> та же покорность и безответность одних и своеволие, самодурство и безобразие других» [5, с. 175].
В то же время, отмечает рецензент, жизнь очерчена в пьесе «в таких новых, не менее интересных её проявлениях, исполнена таких существенных подробностей, что нельзя не признать и не удивляться тому, как могут быть обильны и разнообразны материалы творчества у такого талантливого писателя, киков г. Островский». Новое в этой пьесе то, что жизнь «изображена яркими и резкими красками», появились новые герои, сохранившие «силу характера, твёрдость, энергию, благородство души», решимость бороться «за свои человеческие права» [5, с. 176]. Однако художественной целостности в пьесе рецензент не находит, как и Большинство авторов других статей о «Горячем сердце». Комедия ему «кажется. растянутою», «патриархальная жизнь», изображённая в пьесе, далека от истины и «едва ли возможна», в сюжете «лишние вставки», финал комедии нарочитый [5, с. 181]. В рецензии «Северной пчелы» явно не учитывается особый, эпический характер драматургической стилистики пьесы.
Едва ли не самая негативная оценка новой комедии Островского принадлежала газете «Всемирная иллюстрация». Критик Е. Лунин в статье «Новая пьеса Островского. - Что было причиною её неуспеха?» (1869, № 7, 12 февраля) находит в комедии «грубую и плоскую карикатуру на русскую жизнь», к которой «пришита» Параша - «кик пряничная фигура», «пародия на высокий характер». «Горячее сердце», утверждает Е. Лунин, - «насмешки над русской жизнью», в одном ряду с «судорогами фантазии» Н. Щедрина и натурализмом Левитова. Они недостойна имени Островского, «творца русского народного театра» [6, с. 187, 188].
Многочисленные упрёки в отсутствии новизны содержания и характеров пьесы и в её художественном несовершенстве звучали в отзывах разных изданий вскоре после публикации комедии и её первых инсценировок. Более доброжелательно отнёсся к ней А.С. Суворин в рецензии, напечатанной в «СПб. Ведомостях» (1869, № 33, 2 февраля). Он подчёркивает, что «комедия г. Островского воспроизводит перед нами исчезнувший или исчезающий мир», с иронией обрисовывает главных персонажей пьесы, прежде всего Курослепова, который «распространяет вокруг себя благодеяние самодурства. сонного, апатичного, словно усталого в непрестанной борьбе» [7, с. 182]; под стать ему Градобоев: он судит «по душе, которую считает выше законов». Обыватель и администратор в их лицах стоят друг друга. «Может быть, это карикатура, - признаёт Суворин, - но разве карикатура не есть доведение какого-нибудь принципа или его
62
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015
Жанровое своеобразие комедии А.Н. Островского «Горячее сердце»...
воплощения до первобытной, простейшей, грубой его формы?» «Симпатичный характер в пьесе -Параша; это именно “горячее сердце”, с жаждою любви и воли». Она непоследовательна в поведении, характер её не вполне развит, хотя не
противоречит «особенностям русской жизни». Но, по мнению рецензента, в комедии «слаба отделка», «слаба интрига», растянуто действие, эпизодичны многие сцены, «обидная несовременность сюжета». Всё это было причиной того, что пьеса «имела успех незначительный» [7, с. 184]. Замечания Суворина можно понять, если воспринимать комедию как традиционную бытовую пьесу, без учёта особенностей её художественной структуры. Именно этим объясняются многие другие упрёки по адресу автора пьесы.
Е.И. Утин в статье «Современные условия русской сцены. Новая комедия А.Н. Островского “Горячее сердце” (Вестник Европы, 1869, № 3)» утверждает, что Островский в новой пьесе «снова вернулся в мир самодуров, послуживший ему таким богатым материалом для прежних его произведений», хотя автор и «постарался придать выведенным в этой комедии лицам большую резкость» [12, с. 190], которая подчас переходит в карикатурность и тем вредит «правде целого произведения». Пьеса представляет собой «ряд сцен», в ней нет главного сюжета, есть лишь несколько сюжетных линий, «всё тут перемешано, перепутано» [12, с. 191]. По мнению рецензента, «основные положения комедии» должны были быть «крепко связаны между собой, а не брошены вместе, как попало» [12, с. 192]. Вместе с тем Утин находит в пьесе «много удачного и истинно-комического», особенно в характере Курослепова: «общие черты самодурства», хотя последняя сцена объяснения с женой, «неудачно вымышленная», портит его «типичную... фигуру». Ещё более противоречив характер Параши, «которая невольно режет глаза своею фальшью» [12, с. 194]. Остальные характеры, считает Утин, - «наброски», за исключением Гаврилы, более цельной личности, но он «слишком напоминает Бородкина» («Не в свои сани не садись»).
Комедия «Горячее сердце», по мнению Утина, могла быть завершением темы самодурства в творчестве Островского, но этого не получилось, потому что автор повторяет самого себя и пренебрегает художественной отделкой пьесы [12, с. 203]. Характеристика Утиным «Горячего сердца» оказалась близкой многим литературным и театральным критикам, не учитывавшим новаторскую природу пьесы и делавшим голословные выводы об упадке таланта драматурга. Между тем, по мнению А.И. Журавлёвой, «Горячее сердце» - это своего рода «комический эпос», в котором традиционные театральные приёмы не всегда уместны [4, с. 205]. К тому же в комедии в силу её художественной условности нет чёткой исторической и бытовой
привязки, как и строго очерченных характеров, в каждом из которых есть некоторая зыбкость [11, с. 231-232].
Споры о комедии «Горячее сердце» продолжались и в последующие годы в связи с её театральными постановками, тем более что почти ни одна из них не могла подняться до должного уровня художественного осмысления новаторской, одновременно сатирической и лирической, полной юмора и грусти пьесы. Многие несправедливые оценки комедии и всего пореформенного творчества Островского свидетельствовали о явной эстетической глухоте его «ценителей», привыкших к бытовому театру, и о том, в какой атмосфере приходилось творить драматургу.
Некоторое переосмысление комедии «Горячее сердце» и более глубокое её театральное воплощение относится уже к концу XIX и первым десятилетиям XX века. Многие признавали удачным спектакль, поставленный в 1893 г. Александрин-ским театром. Известный театральный деятель Ю.М. Юрьев по поводу этого спектакля назвал пьесу «раскрытой книгой человеческой жизни» и при этом сослался на мнение П.И. Чайковского [14, с. 278]. Большим событием в сценической истории комедии был спектакль, поставленный К.С. Станиславским в МХАТ в 1926 г. В этом спектакле в гротескном ключе была исполнена сатирическая сторона комедии, однако лирическая её струя, связанная с образом Параши, как и в большинстве дореволюционных постановок, оказалась несколько выбивающейся из общей стилистики пьесы, мелодраматичной [4, с. 185-186]. Органическое единство сложной партитуры пьесы не было найдено. Имели место попытки условно-символистского прочтения «Горячего сердца», например в спектакле Театра им. Ленсовета в 1930-е годы, однако подобная интерпретация Островского, да ещё «по типу русифицированной комедии дель арте» [2, с. 224-225], естественно, оказалась в то время невостребованной.
Московский Малый театр в 1990-е годы представил «Горячее сердце» как «сатирическую народную комедию» в современном осмыслении (режиссёр Б.О. Морозов). Рецензент Н.С. Гродская пишет: «Спектакль раскрывает многослойность жизни: и её жестокость, несправедливость, нелепость, и вместе с тем потребность в положительных, идеальных началах. В соответствии с этим сценическое решение даётся в подчёркнуто условной форме» [3, с. 247]. «Гротеск приобретает в спектакле заострённость в самом рисунке поведения персонажей». Образы Параши и Гаврилы «строятся достоверно, но также и на основе приёмов гиперболизации», однако «вызывает сожаление отказ от песенного лейтмотива, по замыслу драматурга, связанного в пьесе с глубинной сущностью <...> характера» Параши [3, с. 248].
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015
63
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Литературоведы продолжают размышлять над жанровыми особенностями комедии «Горячее сердце», несомненно заключающей в себе художественную и сценическую загадку, которую ещё предстоит разгадать. И.А. Овчинина констатирует в пьесе «соединение драматического и комического начал», в сюжетном плане получающее «комедийную развязку» [8, с. 176]. Н.Н. Скатов подчёркивает эпический характер пьесы, отметив, что она «не только о конкретном, но также о большом историческом времени» [11, с. 232]. По мнению исследователя, в «народной пьесе “Горячее сердце” <...> просматривается образ тысячелетней России <.> пёстрый: тёмный и светлый, исторически конкретный и масштабный» [11, с. 238]. Характеризуя разные спектакли «Горячего сердца», Н.Н. Скатов обратил внимание на неполноту, односторонность реализации той или иной стороны авторского замысла, в то время как «обобщения драматурга многозначны и целокупны: если взять у него что-то одно, не взяв одновременно и другого, это будет означать, что и одно тоже не взято» [11 с. 237]. Не случайно в пьесе имеют место «противовесы», имеется альтернатива злу: «живое, тёплое, человеческое, поэтическое начало» [11, с. 239].
Стоит добавить, что альтернативные «противовесы» в комедии имеют место не только в её сюжетостроении, но и в характерах персонажей, что придаёт им дополнительную «подсветку», позволяет заметить их неодносторонность, некатегоричность. Комедийным представляется своеобразное проявление любовного чувства Параши, её рассуждения о том, что в случае смерти Васи на войне у неё будет повод по-настоящему страдать. Она же очень быстро меняет предмет своей любви, что тоже достаточно неожиданно и даже комично. Курослепов более смешон, чем страшен в своём поведении, он не способен сопротивляться обстоятельствам, в финале уступает дочери и почти мирно расстаётся с изменницей-женой, отсылая её к родителям. Градобоев добродушен в своих административных «подвигах» и даже склонен резонёрствовать по поводу нравов обывателей города Калинова. Хлынов способен казниться, его темперамент проявляется в кураже - от скуки. Всё это свидетельствует о том, что автор сознательно выстраивал сюжет комедии и её характеры, ориентируясь на представления о сложности бытия и сложности человека.
Определение жанра «Горячего сердца» как народной комедии справедливо, но представляется недостаточным. Пьеса, несомненно, несёт в себе приметы народности, но это скорее не жанровое, а более широкое качество, приближающееся к родовому. В масштабе народной комедии пьесе присущи и другие характерные качества жанра, прежде всего эпические и лирические. Её жанр можно определить как лироэпическую сатирическую комедию. И в этом плане комедия ещё ожидает сво-
его истинного театрального воплощения и более глубокой научной характеристики.
Библиографический список
1. А-в Л. Н. [Антропов Л.Н.] Театральные заметки // «Заря». - 1869. - № 1. - С. 174-180; № 5. -
С. 183-193.
2. Герасимов Ю.К. Островский и театральный модернизм // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв.: сб. статей в память об А.И. Ревякине. - М.: Intrada, 2003. - С. 207-226.
3. Гродская Н.С. «Школа нравов». А.Н. Островский на московской сцене (90-е годы XX века) // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв.: сб. статей в память об А.И. Ревякине. - М.: Intrada, 2003. - С. 246-266.
4. Журавлёва А.И. А.Н. Островский - комедиограф. - М.: МГУ 1981. - 216 с.
5. К. Театральная летопись. «Горячее сердце» (Северная пчела, 1869. - №5. - 2 февраля) // Дени-сюк Н.Ф. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского. - Вып. 3. - М., 1906. - С. 175-181.
6. Лунин Е. Театральное обозрение. Новая пьеса Островского - Что было причиною её неуспеха? (Всемирная иллюстрация, 1869, № 7, 12 февраля) // Денисюк Н.Ф. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского. - Вып. 3. - М., 1906. - С. 187-189.
7. Незнакомец [Суворин А.С.]. Недельные очерки и картинки. Значение комедии Островского «Горячее сердце» (СПб. Ведомости, 1869, № 33. -2 февраля) // Денисюк Н.Ф. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского. - Вып. 3. -М., 1906. - С. 182-186.
8. Овчинина И.А. А.Н. Островский. Этапы творчества. - М.: Энциклопедия сёл и деревень, 1999. -220 с.
9. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 16 т. -М.: ГИХЛ, 1949-1953.
10. Островский А.Н. Полн. собр. соч.: в 12 т. -М.: Искусство, 1973-1980.
11. Скатов Н.Н. Из театрального прошлого Ленинграда: два «Горячих сердца» // А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс XIX-XX вв.: сб. статей в память об А.И. Ревякине. - М.: Intrada, 2003. - С. 227-245.
12. У., Е. [Утин Е. И.] Современные условия русской сцены. Новая комедия А.Н. Островского «Горячее сердце» (Вестник Европы, 1869, № 3. - С. 473-484) // Денисюк Н.Ф. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского. -Вып. 3. - М., 1906. - С. 190-203.
13. Шанина Д.С. Комедия А.Н. Островского «Горячее сердце» и традиции итальянской комедии дель арте // А.Н. Островский. Материалы и исследования: сб. статей. - Вып. 2. - Шуя: ШГЩ 2008. - С. 132-137.
14. Юрьев Ю.М. Записки. - М.; л.: Искусство, 1948. - 360 с.
64
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015