Научная статья на тему 'Жанровая специфика и стилистические особенности (параметры) публикаций о репрессированных'

Жанровая специфика и стилистические особенности (параметры) публикаций о репрессированных Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1354
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕССИИ / ГУЛАГ / НКВД / "МОКШЕНЬ ПРАВДА" / "ЭРЗЯНЬ КОММУНА" / PEOPLE''S COMMISSARIAT FOR INTERNAL AFFAIRS / "MOKSHEN TRUTH" / "ERZYAN COMMUNE" / REPRESSIONS / GULAG

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Видяева Анастасия Васильевна

В статье рассматривается жанровая специфика и стилистические особенности (параметры) публикаций о репрессированных 1930-х гг. Печать является одной из важнейших составляющих культуры и самобытности мордовского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genre specificity and stylistic features (parameters) of publications on the repressed

The article considers the genre specificity and stylistic features (parameters) of publications on the repressed 1930s, the Seal is one of the most important components of the culture and identity of the Mordovian people

Текст научной работы на тему «Жанровая специфика и стилистические особенности (параметры) публикаций о репрессированных»

УДК 531.8 ББК 45:2

Видяева Анастасия Васильевна

аспирант

кафедрa современной журналистики и общественного мнения Мордовский государственный университет г.Саранск Vidyaeva Anastasia Vasilevna Post-graduate Chair of modern journalism and public opinion Mordovia State University Saransk

Жанровая специфика и стилистические особенности (параметры) публикаций о репрессированных Genre specificity and stylistic features (parameters) of publications on the repressed

В статье рассматривается жанровая специфика и стилистические особенности (параметры) публикаций о репрессированных 1930-х гг. Печать является одной из важнейших составляющих культуры и самобытности мордовского народа.

The article considers the genre specificity and stylistic features (parameters) of publications on the repressed 1930s, the Seal is one of the most important components of the culture and identity of the Mordovian people

Ключевые слова: репрессии, ГУЛАГ, НКВД, «Мокшень правда», «Эрзянь коммуна».

Key words: repressions, GULAG, People's Commissariat for Internal Affairs, «Mokshen truth», «Erzyan commune».

1930-е гг. занимают особое место в истории России в целом и Мордовии в

частности. Это период глубокой трансформации политической жизни, острых дискуссий о дальнейших путях развития страны, борьбы за власть в руководстве государством и его низовых звеньях, которые во многом определили ее дальнейшее развитие.

Актуальность исследования мотивируется тем, что демократические перемены в нашей стране дают возможность историкам и журналистам обратиться к теме исследования причин и последствий политических репрессий. Напомним, что в 70-е годы XX века интерес к данной теме у исследователей и журналистов уменьшается. Их больше интересовал ход выполнения решений парт-съездов, достижения передовиков, великие стройки 70-х годов. Лишь спустя десятилетие, в конце 80-х годов, тема политических репрессий снова обрела актуальность.

Основная цель нашего исследования - выявить роль средств массовой информации республики Мордовия в раскрытии темы политических репрессий на примере деятельности печатной периодики.

В конце 20-х и в первой половине 30-х гг. произошли большие перемены в экономической и культурной жизни нашей страны. Мордовские газеты, оставаясь творческими литературными центрами, к концу 20-х гг. уже не располагали возможностями обрабатывать и публиковать все поступающие в редакции произведения. Печать Мордовии выступала боевым помощником партии в становлении литературной культуры мордовского народа. В этих изданиях регулярно публиковались заметки, корреспонденции, фельетоны, стихи, предпринимались попытка создания произведений о новой социалистической действительности.

В основе любой деятельности лежит удовлетворение человеком своих различных потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, в государственном, интеллектуальном управлении массами, в формировании мировоззрения определяют журналистику как средство отражения общественного мнения, воздействия на умы и чувства людей. Информирование выражается в воздействии определенного вида текстов, именуемых в журналистике жанрами. Разрабатывая систему жанровых форм, ученый, как раньше, так и сегодня, обращаются к теории литературы, в которой ищут аналогии своих исследовательских версий.

У каждой жанровой формы существуют конкретные характеристики, возникающие в процессе журналистского творчества либо произвольно, либо целенаправленно. Мы будем придерживаться к точке зрения исследователя В.И. Антоновой. Она отмечает, что «в любом случае все жанровые формы можно дифференцировать на отдельные группы по схожим качественным признакам -жанрообразующим признакам, которые мы выделяем на основе эмпирического материала изданий Приволжского региона» [1].

1. 1. Идейный замысел. Так, при написании журналистского произведения уже в 1930-е гг. журналист руководствовался замыслом. Это могла быть Вестник ЧГПУ 12.2'2013 192

установка, редакционная директива. Прежде всего, нужно учитывать политику 30-х гг. XX в.

Замысел в творчестве журналиста в большинстве случаев первичен. Идея произведения, как правило, в сознании журналиста обретает в процессе творческого акта. Правильно интерпретировать, «раскрутить» идею возможно лишь при грамотном выборе объекта отображения, при логической интерполяции методов познания и сбора информации.

2. Объект отображения. Данный жанровый признак всегда являлся наиболее приоритетным, существенным. От того, насколько правильно выбран объект отображения, зависит - по какому жанровому пути пойдет автор. Приводя различие между предметом и объектом журналистики, следует иметь в виду, что «предмет не есть вещь, существующая рядом с объектом». Содержание предмета говорит не о нем самом, а об «определенном аспекте внешнего объекта» [2].

Таким образом, объектом журналистской деятельности является наша действительность. Выбор предмета отображения предполагает специфику написания. Если речь идет о факте, требующем только констатации, то журналисту достаточно изложить это в коротком сообщении, именуемом заметкой. Например: «7 декабря при Саранской МТС начали свою работу курсы трактористов. Открытие их было назначено на 27 ноября, но дирекция своевременно не обеспечила курсы учебными пособиями, а курсантов - квартирами» [3]. Или же: « 11 июля на консервном комбинате состоялся необычайный вечер. 300 рабочих и служащих комбината приняли участие в маскараде. 27 человек одели костюмы различных народностей Советского Союза. Техник-строитель тов. Шунди-кова в костюме обезьяны рассказала басню Крылова «Мартышка и очки». Первые премии за оригинальность костюмов получили тов. Шундикова, Кравцов и Куманева» [4].

Данные новостные сообщения можно отобразить и в других жанровых формах: репортаже, отчете, статье, однако авторы представляют читателям

констативный экстракт события, который наиболее важен, интересен аудитории. Объект отображения в данном случае предполагает определенный жанр -заметку.

Если объектом отображения является интересный для читателей региона человек со своими предпочтениями и проблемами, то журналист использует интерактивные жанровые формы - очерк или даже зарисовку. Ориентация на общественный интерес заставляет журналистов обращаться к социально значимым личностям. Следует отметить, что корреспондент старается всесторонне охарактеризовать респондента. В материале газеты «Правда» от 26 марта 1937 г. журналист С. Волоковицкий так изображает своего героя: «Два месяца учился редактор дубенской районной газеты тов. Маркелов на курсах при институте журналистики в Куйбышеве. Все это время он поддерживал связь со своим районом.

Жизнь района, последние новости и события, дела в самой редакции мало занимали Маркелова. Заместителю своему и другим коллегам по редакции он писал письма, полны житейской прозы, требовал аккуратной высылки денег. Только секретарю райкома партии Маркелов писал о сокровенных своих замыслах и ближайших планах.

- Когда же, наконец, я смогу вырваться из этих противных Дубенок? - писал он секретарю райкома. Я так ненавижу эти Дубенки, что даже моя любимая газетная работа делается нелегкой».

Уже стала немилой, добавим мы. Вынужденный вернуться в Дубенки, Маркелов разлюбил свою профессию. И сказывается это буквально во всей его работе в пренебрежении к читателям, к письмам рабочих и колхозников».

Приведем другой пример из газеты «Правда» от 26 марта 1937 г. « Редактор торбеевской газеты за социалистическую деревню» тов. Полунин во время беседы с нашим корреспондентом сказал: « Газета меня не удовлетворяет ни по содержанию, ни по форме. Мы только регистрируем факты и события». Редактору не до читателя. Мысли его заняты тем, как бы уехать из Торбеевско-го района. Полунин затаил обиду на руководство за то, что они в свое время Вестник ЧГПУ 12.2'2013 194

опорочили его».

Из прочитанного можно сделать вывод, что очерки далеко не всегда положительно характеризовали главного героя. В печатных изданиях 30-х гг. XX в. можно увидеть много публикаций подобного рода. Причина в политической обстановке того времени, в авторитарном режиме власти.

3. Интерполяция методов сбора информации.

В современной теории журналистики существует немало научных трудов, посвященных проблемам взаимодействия метода и жанра. Во всех концепциях прослеживается главная мысль: метод и жанр - взаимосвязанные, взаимообусловленные категории журналистского творчества. Проанализировав издания Мордовии 1930-х гг., можно убедиться, что метод как инструментарий журналистского творчества - неотъемлемый признак современного жанрообразова-ния. В журналистике существует две основные группы методов «преобразования» реальной действительности «информационный аналог: рационально-познавательные и художественные [5].

Рационально-познавательные включают в себя эмпирический и теоретический методы. Первый является приоритетным при создании информационно-новостных публикаций, второй - информационно-аналитических. Рационально-познавательные и художественные методы формируют структуру документально-публицистических жанров. Так, заметка предполагает эмпирические методы наблюдения, изучения и обработки документов, но ни в коем случае не эксперимент; опрос также нежелателен в работе над данной формой. Репортаж - это жанр, рожденный методом наблюдения. Очерк, статья, эссе, корреспонденция немыслимы без применения рационально-познавательных, художественных методов: сравнения, анализа, сбора, обработки, изучения документов, опроса и пр.

Следует отметить, что практически все публикации 1930-х гг. являлись следствием плановых редакционных заданий. Так, в материале «Реальная угроза оставить скот без кормов» автор использовал при оформлении репортажа

анализ, синтез, сравнение, наблюдение, изучение документов, опрос и пр.). При вовлечении этих рационально-познавательных методов в разработку произведения журналист попытался раскрыть сущность правильной заготовки кормов: «...во всех трех районах заготовка кормов организована исключительно плохо. Больше того, руководители колхозов, сами руководители райисполкомов недооценивают того значения, которое приобретает этот вопрос....

План по закладке силоса выполнен только на 37 процентов. Тов. Базлин объясняет это саботажем, проявленным некоторыми колхозами. Что в ряде колхозов силос недооценивают - это бесспорно. Но к заявлению тов. Базлина следует подойти и с другой стороны: что же предпринимает райисполком, чтобы сломить саботаж? .... Недооценкой, начиная с райисполкома и кончая председателями многих колхозов, можно объяснить и тот факт, что план по заготовке веточного корма выполнен только на 20 процентов. А уж пожаловаться на недостаток лесов кочкуровцы никак не могут. Ни один из докладчиков ничего не сказал и мерах, принимаемых к сохранению старой соломы, как предполагается использовать мякотину и др.» [6].

Автор материала выполнил задание редакции, но за ним осталось право собственного интерполирования методов сбора информации. Репортаж наглядно показывает плохую работу колхозов. Автор находит выход из сложившейся ситуации, предложив «немедленно развернуть работу таким образом, чтобы в ближайшие дни добиться коренного перелома в заготовке кормов».

Таким образом, идейный замысел, характер объекта отображения, методы сбора информации, несомненно, важнейшие в творчестве. Но творческий процесс создания жанровой формы зависит от авторской индивидуальности, творческого своеобразия, личного «почерка» журналиста.

4. Авторская интерпретация - четвертый признак жанрообразования. Первые три признака, курируемые объективными факторами, обычно предполагают вмешательство извне (типологическая принадлежность издания, спонсорская резолюция, социальный заказ и пр.) В данном случае огромную роль в работе над произведением играет субъективный фактор. Журналист остается Вестник ЧГПУ12.22013 196

один на один с собранным материалом. Он же является корректором и редактором собственного произведения. Он придает ему звучание, шлифует текст, задает нужный эмоциональный тон, «украшает» стилистическими ресурсами языка, оформляет композиционно. Авторская интерпретация - итоговое, субъективное оформление жанровой структуры. Журналист по своему усмотрению может видоизменять, модифицировать форму жанра, которая после индивидуальной обработки принимает более четкие структурные контуры. От первоначального идейного замысла, от того, насколько правильно выбран журналистом объект описания, насколько верно он воспользовался методами познания действительности, какими стилистическими приемами руководствовался, какой эмоционально-личностный тон придал произведению, зависит заключительный момент структурного формирования текста: превратится ли материал в заметку, в корреспонденцию, репортаж или очерк.

Приведем к примеру публикацию. Журналисты Э. Виленский и Е. Габрилович повествуют о члене комитета И.Ф. Шестакове: «Вырос он в крестьянской многодетной семье. Первый конфлиикт с существовавшим в Польше порядком возник у Шестака тогда, когда он убедился, что учиться по-белорусски ему нельзя. Шестак создал слободскую библиотеку...». Публикация оформлена в жанре очерка. Но материал мог быть и репортажем, так как здесь присутствует описание зала, в котором находится описываемый журналистами человек. Оно более эмоционально. Возникает ощущение, что журналиста восхитило больше место, нежели герой его очерка: «Я вижу просторный белый зал бывшего воеводства. Лепные потолки, люстры, горящие спокойным матовым светом. Здесь происходят заседания Центрального комитета по выборам в Народное Собрание Западной Белоруссии. Роскошь столов, великолепие дворца...» [7].

Следует сделать вывод, что периодическая печать Мордовии 1930-х гг. изобилует критическими и полемическими статьями. Несмотря на то, что в первые десятилетия ХХ века в мордовском литературоведении не были

разработаны типологические характеристики жанра статьи, авторы «создали» такие публикации, которые до сегодняшнего дня можно считать образцами. В национальных изданиях исследуемого периода в различных формах представлен жанр рецензии, но, чаще всего, встречаются рецензии в «чистом виде» и рецензии эссе. Частота употребления этого жанра очень высока. Только в журнале «Колхозонь эряф» за 1933 год вышло 8 рецензий. В некоторых номерах печаталось по две рецензии. Обсуждение отдельных произведений (книг, сборников) приобретало форму диалога. Подобные рецензии способствовали выработке у читателя позиции, помогали лучше понять мнение критиков.

Библиографический список

1. Антонова В.И. Региональная пресса в системе Российской журналистики: типология и жанрообразование. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - С. 67-72.

2. Российский статистический ежегодник: стат. Сб / Госкомстат России. -М.,2003. - С. 36.

3. Курсы трактористов // Красная Мордовия. - 1934.- № 3(3275). - С. 1.

4. Вечер // Красная Мордовия. -1936. -№ 161. - С. 4.

5. Газеты и журналы. Второе полугодие. - 2004. - № 5.- С. 440.

6. Реальная угроза оставить скота без кормов // Красная Мордовия. - 1936. - 15 июля. - С. 2.

7. В белом зале // Красная Мордовия. - 1936. - № 239. - С. 2.

Bibliography

1. Antonova V.I. Regional press in the system of Russian journalism: a typology and жанрообразование. - Saransk: Izd-во Mordov. University, 2006. - P. 67-72.

2. Russian statistical Yearbook: stat. Sat / Goskomstat Of Russia. - М. 2003. -P. 36.

3. Courses tractor // Red Mordovia. - 1934.- № 3(3275). - P. 1.

4. Evening // Red Mordovia. - 1936. - № 161. - P. 4.

5. Newspapers and magazines. The second half of the year. - 2004. - № 5.- P.

440.

6. The real threat to leave cattle without feed // Red Mordovia. - 1936. - on July 15. - P. 2.

7. In the white hall of the Red data Mordovia. - 1936. - № 239. - P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.