Научная статья на тему 'ЖАНР МАЛЕНЬКОЙ ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА'

ЖАНР МАЛЕНЬКОЙ ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Актуальность / предмет / объект / цель / жанр / образ / поэзия / поэма.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Анжелика Шамильевна Махмуджонова

В статье описано попытки постижения сокровенных сторон творческой деятельности писателей и деятелей искусства. Исследовано индивидуальные особенности мастерства, процессы создания художественных произведений С.Есенина. Автор обращается не только к анализу опубликованных и завершенных текстов, но и ко всему архиву поэта, который включает письма, «заметки на полях», записные книжки и воспоминания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЖАНР МАЛЕНЬКОЙ ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА»

ЖАНР МАЛЕНЬКОЙ ПОЭМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА

Анжелика Шамильевна Махмуджонова

Старший пеподаватель русского языка и литературы кафедры «Тиллар»

Академического лицея ЧГПУ

АННОТАЦИЯ

В статье описано попытки постижения сокровенных сторон творческой деятельности писателей и деятелей искусства. Исследовано индивидуальные особенности мастерства, процессы создания художественных произведений С.Есенина. Автор обращается не только к анализу опубликованных и завершенных текстов, но и ко всему архиву поэта, который включает письма, «заметки на полях», записные книжки и воспоминания.

Ключевые слова: Актуальность, предмет, объект, цель, жанр, образ, поэзия, поэма.

Попытки постижения сокровенных сторон творческой деятельности писателей и деятелей искусства всегда вызывали огромный интерес. Исследуя индивидуальные особенности мастерства, процессы создания художественных произведений, ученый-литературовед обращается не только к анализу опубликованных и завершенных текстов, но и ко всему архиву писателя или поэта, который включает письма, «заметки на полях», записные книжки и воспоминания. Именно эти исследования являются попыткой проникнуть внутрь «творческой лаборатории» художника, разгадать тайну рождения его произведений и вывести закономерности его поэтики.

Актуальность темы обусловлена непреходящим значением поэзии С. Есенина и необходимостью исследования тех сторон его творчества, которые долгое время оставались мало изученными.

Предметом исследования является художественное своеобразие маленьких поэм Есенина.

Объект - жанр маленькой поэмы в творчестве Есенина.

Цель - выявить жанровую специфику художественного мира маленьких

поэм.

Цель исследования определила следующие задачи:

- рассмотреть специфику жанра поэмы в литературоведении;

- проанализировать истоки поэтических мотивов раннего творчества

поэта;

- охарактеризовать творческие взгляды Есенина;

- провести мотивный анализ «маленьких» поэм;

December, 2024

345

- сделать анализ библейских и мифологических образов в поэмах;

- определить своеобразие поэтического языка в поэмах.

Теоретическую основу исследования составляют фундаментальные

труды учёных-литературоведов:М. Бахтина, А. Белого, Н. Бердяева, М. Гаспарова, Г. Поспелова, А. Потебни, Б.Томашевского, Ю.Тынянова, Н. Федорова, а также исследования ученых, внесших весомый вклад в изучение творчества С. Есенина: В. Базанова, В. Вдовина, О. Вороновой, Л. Занковской, А. Захарова, А. Марченко, М. Павловски, Ю. Прокушева, М. Скороходова.

Основной целью выпускной квалификационной работы является художественное своеобразие маленьких поэм С. Есенина, но прежде чем обратиться к их исследованию, представим характеристику самого жанра поэмы в литературоведении.

В современном литературоведении к определению понятия «жанр» обращались многие исследователи. В словаре литературоведческих терминов Я.Зунделович даёт следующую характеристику жанра.

«Жанр (поэтический) - определенный вид литературного произведения. Основными жанрами можно считать эпический, лирический и драматический, но вернее прилагать этот термин к отдельным их разновидностям, как, например, к авантюрному роману, шутовской комедии и т. п.».

Поэма (от греч. ро1еша, от ро1ео - делаю, творю) - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэма развилась из эпопеи, рисующей события всенародно-исторического значения. Поэма является синтетическим, лиро-эпическим и монументальным жанром, позволяющий сочетать эпос сердца и «музыку», «стихию» мировых потрясений, сокровенные чувства и историческую концепцию.

Поэма по праву может быть названа прародительницей современных литературных жанров, началом начал письменного художественного слова. Иногда поэму в её вершинных достижениях называют эпосом, подобно тому, как за большим, обычно многотомным романом, обращённым «к судьбам человеческим, судьбам народным», закрепилось жанровое определение «эпопея», в их изначальном значении представляли собой результат коллективного, дописьменного творчества.

Надо заметить, что большинство ученых, исследующих жанр поэмы, обращается к произведениям, созданным после 1917 года, что вполне объяснимо исторически. Поэмы в таких работах оцениваются как носители определенной идеологии: положительно - произведения тех авторов, мировоззрение которых совпадало с общепринятым.

Это зачастую распространялось и на поэмы

December, 2024

дореволюционного периода. Так, например, Г.Ременик в поэмах Блока видит его разрыв с символизмом и переход на сторону революции. Поэмы Есенина, в основном, критиковались за религиозность, а их художественные особенности оставались без внимания.

Образ поэта - главный образ поэмы - приобретает черты объективно действующего характера, то есть характера исторического. "Лирика берет на себя функции эпоса" (Л.Долгополов), трансформируя их, подчиняя лирическому способу освоения мира. В лирической поэме все события реального мира погружены в чье-либо сознание. Поэтому время и место действия - лирические: сохраняя реальные черты, превращаются в представления субъекта о них.

Лирическая поэма определила дальнейшее развитие жанра как лирического эпоса, который весьма многообразен и многослоен в проблемном, конфликтном и интонационном отношениях. Это, с одной стороны, роднит его с традиционной формой жанра (даже с древним эпосом) и, с другой стороны, отличает его от романтических и реалистических поэм нового времени.

В поэзии (и поэзия Есенина - одно из наиболее ярких подтверждений тому) всё более заметную роль обретает поэма, важнейшая - жанрообразующая - особенность которой заключается в том, что здесь человек оказывается один на один с эпохой, с историей. Это сказывается уже в первых поэмах - в том числе, в «маленьких поэмах» Есенина, - где в фокусе изображения оказывается мир, разделённый на два противоборствующих лагеря. История становится здесь непосредственным объектом художественного изображения, но открывается она словно изнутри, как непосредственно пережитое. Отсюда масштабность изображения действительности в поэме, масштабность воссоздаваемого в ней характера: будничное отчётливо просвечивается здесь историческим.

Есенин и в жанре поэмы всегда остаётся самим собой, обладая удивительно ярким дарованием. Вместе с тем его поэмы дают отчётливое представление о судьбе этого жанра в советскую эпоху, об особенностях развития советской поэзии впервые пореволюционные годы. Характерно уже расширение в ней - поэме - масштабов изображения, воспроизводящую реальную жизненную, отнюдь не будничную обстановку, но не ограничивающегося этим, а впрямую выходящего к широким историческим обобщениям. Революция обнажила связь судьбы человека с судьбой народной -русское искусство запечатлевает всеобщий характер этой связи.

December, 2024

В поэмах Есенина, написанных в 1917-1919 г., процесс революционного переустройства мира отзывается тяготением к монументальности, к обобщённости образов. Так поэзия выходит к осмыслению и отражению решительного перелома в жизни народа.

Есенин в своих поэмах использует открывшуюся перед ним возможность воспроизвести ход истории, проследить судьбу народа на крутом переломе его бытия. В поэмах Есенина народ предстаёт непосредственным выразителем смысла эпохи и одновременно - непосредственным предметом художественного изображения.

Большая разница между творчеством Есенина и имажинистов и в тематике. Есенина всегда интересовала судьба родины, проблемы деревни. Поэт горячо откликнулся на события революции, стремился понять смысл происходящего.

По складу своего дарования Есенин - лирик. Прежде всего как лирика знает и любит читателя. А между тем Есенин уверенно чувствовал себя и тогда, когда обращался к жанру лиро-эпическому - к поэме. Однако поэмы его мало соответствовали привычным представлениям об облике жанра, имеющегося в русской поэзии богатые традиции. Может быть, лишь «Анна Снегина» напоминала русскому читателю поэму на повествовательной основе. Но и в ней каноны жанра нарушаются чрезвычайно смело. В особенности это относится к поэмам, написанным Есениным сразу же после исторических событий 1917 года.

Укрепившееся за ним жанровое определение «маленькие поэмы» характеризует лишь их объём, достаточно непривычный для русской поэзии. Но это определение может оспариваться: смущает эпитет, который может казаться несколько неуважительным. Как бы то ни было, с жанровыми канонами Есенин действительно считается очень мало. Он заботится о другом -о необходимости укрупнить (по сравнению с лирикой) масштабы изображения. И как следствие - масштабы осмысления мира. Не рассказать об отдельном эпизоде из жизни человека (и даже народа, страны), но представить этот эпизод или цель эпизодов как момент исторического развития, которые и стремится познать поэт. Разумеется, и в этом случае жанровые свойства, генетически заложенные в поэме, не отменяются. Есенинские поэмы, являясь новым словом в освоении поэзией, перестраиваемых революцией связей личности и общества, в то же самое время становятся новым словом, новым этапом в развитии жанра. Тут необходимо небольшое отступление, позволяющее понять и объяснить причины, побуждавшие поэта обращаться

к жанру поэмы.

December, 2024

Рукопись Есенина — т.н. наборный экземпляр, подготовленный Есениным в 1925 году,— сохранилась в Государственном литературном музее. С нее набирался, а затем печатался второй том Собрания стихотворений, в который Есенин включил тридцать шесть произведений. Большинство их представлено в виде вырезок из его книг. Из собрания стихотворений и поэм взято 15 текстов: «Марфа Посадница», «Микола», «Русь», «Ус», «Певущий зов», «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Пантократор», «Кобыльи корабли», «Сорокоуст», «Исповедь хулигана»; из Страны советской — 14 текстов:«Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», «Русь уходящая», «На Кавказе», «Поэтам Грузии», «Баллада о двадцати шести», «Письмо к женщине», «Письмо от матери», «Ответ», «Стансы», «Письмо деду», «Ленин» и «Метель». Кроме того, для наборной рукописи второго тома «Собрания стихотворений», подготовленной автором в 1925 г. (ГЛМ), Есенин взял по одному тексту из Сельского часослова («Иорданская голубица») и с «О России и революции» («Небесный барабанщик»). Три произведения — «Весна», «Письмо к сестре» и «Мой путь» — это вырезки из газеты «Бакинский рабочий» и «Заря Востока», завершали наборную рукопись второго тома «Собрания стихотворений» два рукописных текста: «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве» и «Песнь о Евпатии Коловрате». Первый выполнен С.А. Толстой-Есениной, второй — А.В. Евдокимовой-Перегудовой (женой редактора Собрания стихотворений И.В. Евдокимова).

Очень характерной стилистической особенностью поэм Есенина является использование образов животных. Это идет у него от связи с природным миром, мужицкой реальностью, потому что образы животных несут на себе черты повседневного деревенского быта. В среде новокрестьянских поэтов очень популярен мотив «братства человека и животного». С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды. Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют. В маленьких поэмах животные вовлечены в библейский поток сотворения нового мира, сочетаются с символико-мифологическими образами, опрощая усложненные понятия или приобретая новый смысл. Например, у родины «глаза коровьи», землю пашет «разум-

December, 2024

349

вол», перерождение родины воспринимается как долгожданный «отел».

В «библейских» поэмах 1917-20 гг. («Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение») много прямых аналогий с евангельскими легендами, а также сотворение собственного авторского мифа о «мужицком рае». Обычное строфическое построение - катрены, написанные разными метрами с преобладанием коротких стихов (двух или трехстопных). Короткие размеры создают форсированный и энергичный ритм. Читаем в поэме «Октоих»:

«О Дево - Мария! — Поют небеса.— На нивы златые Пролей волоса» (1, 229) Четкость метрического построения отличает «малый эпос» Есенина от многих эпических произведений тех лет. Есенинские поэмы сближаются по своей метрической организации с «Двенадцатью» Блока, но композиционно более традиционны. Образные и лексические переклички говорят о связи творчества Есенина с Клюевым.

Поэтическое мироощущение в маленьких поэмах Есенина заметно видоизменяется к 1920-му году - от общего патетически-приподнятого настроения к разочарованию от всего происходящего. Это проявляется в разладе человека с животным миром, в чувстве одиночества поэта, в появлении трагических образных диссонансов, в смене лексических пластов. Очарование вихрем сменилось разочарованием. А в целом весь цикл маленьких поэм становится предвестником будущей трагедии поэта, закончившейся неожиданной и до сих пор нераскрытой тайной смерти.

Литература

1. Зунделович Я. Жанр // Словарь литературных терминов: B 2 т. Т. 1. С.237

2. Литературный энциклопедический словарь, под общей редакцией В. Кожевникова и П. Николаева. - М.,1987. - С.294.

3. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы.-М.:Знание,1982.- С.3.

4. История русской поэзии. В 2т. -Л.: Наука, 1969.

5. См. Ременик Г.А. Поэмы Александра Блока. -М.: Наука, 1959. - 180 с.

6. Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина. -М.: Высшая школа,1989.С. 11.

7. Государственный литературный музей Российской Федерации. Отдел рукописных фондов (Москва).

8. Цитирую по: Субботин С.И. Комментарии: Есенин. ПСС. Т.2. 1997 [Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web. ru/feb/esenin/texts/es2/Es2-255-. htm?cmd=2/Есенин С.А.

December, 2024

350

Собрание стихов и поэм. Том первый, Берлин — СПб.— М.: Изд. З.И.Гржебина, 1922. 9. Цитирую по: Субботин С.И. Комментарии: Есенин. ПСС. Т.2. 1997

[Электронный ресурс]. - URL: http://feb-web.ru/feb/esenm/texts/es2/Es2-255-.htm?cmd=2/С.Есенин. Страна советская, Тифлис: Советский Кавказ, 1925.

December, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.