Научная статья на тему 'Зерновые интервенции — «Старый-новый» механизм эффективного регулирования рынка'

Зерновые интервенции — «Старый-новый» механизм эффективного регулирования рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
467
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНО / ЗЕРНОВАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ / ЗАКУПОЧНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ / МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЗАКУПОЧНЫЕ ЦЕНЫ / GRAIN / GRAIN INTERVENTION / PURCHASING INTERVENTION / MINISTRY OF AGRICULTURE OF THE RUSSIAN FEDERATION / ORGANS OF STATE ADMINISTRATION / PURCHASING PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косякин Александр Сидорович

Отказ государства после 1993 года от действовавшей системы реализации зерна на основе планов государственных закупок и договоров контрактации вызвал трудности с реализацией зерна у его производителей в России. Прежняя система хотя и обладала рядом недостатков (ограничение свободы выбора покупателей зерна, излишняя административная опека товаропроизводителей со стороны органов государственного управления, множественность плановых показателей по объемам и ассортименту зерновых культур, срокам сдачи продовольственного рынка и др.) однако имела и главное преимущество: гарантировала производителям зерна его сбыт крупными партиями по государственным закупочным ценам. Создание ОАО «Агентство по регулированию продовольственного рынка» призвано использовать преимущества рыночной экономики и государственного регулирования рынка зерна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The grain interventions - "old-new" mechanism of effective market regulations

State refusal after 1993 from working system of grain sales based on plans of bulk purchase and contractual agreements caused complications with sales of grain at its makers in Russia. Old system, although had some disadvantages: limitation of freedom, choosing a buyer of grain; excessive administrative care of commodity producers from the organs of state administration; multiplicity of plan figures on terms of volume and assortment of grain crops, terms of delivery of commodity market etc. However this system had the key advantage guaranteed to corn-grower strong party sales on state purchasing prices. Creation of open joint-stock company "Regulation of Commodity Market Agency" destined to use the advantage of market-driven economy and the advantage of state regulation of grain market

Текст научной работы на тему «Зерновые интервенции — «Старый-новый» механизм эффективного регулирования рынка»

ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Косякин А.С.

Зерновые интервенции — «старый—новый» механизм эффективного регулирования рынка

Отказ государства после 1993 года от действовавшей системы реализации зерна на основе планов государственных закупок и договоров контрактации вызвал трудности с реализацией зерна у его производителей в России. Прежняя система хотя и обладала рядом недостатков (ограничение свободы выбора покупателей зерна, излишняя административная опека товаропроизводителей со стороны органов государственного управления, множественность плановых показателей по объемам и ассортименту зерновых культур, срокам сдачи продовольственного рынка и др.) однако имела и главное преимущество: гарантировала производителям зерна его сбыт крупными партиями по государственным закупочным ценам.

Создание ОАО «Агентство по регулированию продовольственного рынка» призвано использовать преимущества рыночной экономики и государственного регулирования рынка зерна.

Ключевые слова: зерно, зерновая интервенция, закупочная интервенция, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, органы государственного управления, закупочные цены.

Государственные закупочные цены на зерно хотя и были несколько ниже рыночных, однако в совокупности обеспечивали определенный уровень рентабельности для производителей.

Однако на рубеже веков снова было принято решение о возвращении к системе закупочных интервенций уже в качестве механизма отбора излишков зерна с целью стабилизации цен на зерновом рынке и одновременной прямой поддержки сельхозпроизводителей. Нормативными и правовыми актами были определены правовые основы экономического воздействия государства на агропромышленное производство, в том числе было указано, что для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции.

© Косягин А.С., 2009

В соответствии с действующими на сегодняшний день нормативными и правовыми актами и сложившейся практикой государственные закупочные интервенции — это совокупность осуществляемых органами государственной власти мероприятий по закупке и проведению залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, а государственные товарные интервенции, в свою очередь, — это мероприятия по организации продажи сельскохозяйственной продукции из федерального и региональных продовольственных фондов, которые проводятся в целях стабилизации цен на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Следует сразу понять, что интервенции — это не закупки зерна в фонд будущих поколений, а в первую очередь рыночный механизм регулирования состояния рынка, однако выполняющий и социальные функции за счет предоставления денежных средств напрямую сельхозпроизводителям, фактического отбора тех объемов зерна, реализация которого была бы затруднительна, и по ценам, которые позволяют сельскохозяйственным производителям продолжать свою деятельность.

Механизм интервенций в течение этих лет претерпел значительные изменения, постепенно улучшавшие его управляемость, прозрачность и эффективность: был совершен переход от реализации программы интервенций органом исполнительной власти к отбору государственных агентов, чьей единственной функцией стало обеспечение эффективности государственных интервенций, для большей мобильности проведения интервенций было обеспечено финансирование закупочных операций за счет заемных средств, получаемых агентом в государственном банке под низкие проценты, нормотвор-ческая деятельность, в том числе и в части определения цен интервенций, сроков и объемов их проведения, из ведения Правительства Российской Федерации перешла к Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.

Объемы закупочных интервенций первых лет не отличались особым размахом и не могли считаться серьезным фактором воздействия на рынок зерновых. В рамках интервенций 2002—2003 годов закупили всего 1,6 млн тонн зерновых, в 2005—2006 годах — 1,5 млн тонн зерновых. Свою действительную значимость механизм проявил в рамках проведения закупочных интервенций 2008 года.

В 2008 году основные торги проводились в конце октября — в самый разгар кризиса, в условиях резкого падения цен на зерновые, когда цена тонны пшеницы 3-го класса, составлявшая в апреле 2008 года 9300 рублей, а пшеницы 4-го класса, составлявшая 9000 рублей, к концу ноября снизилась до 4325 и 3350 рублей соот-

ветственно. В этих условиях обширная кампания по приобретению зерновых государством в полной мере стала спасением для сельского хозяйства — вырученные средства позволили обеспечить возврат кредитов подготовиться, к новому сезону, пережить тяжелый период финансового кризиса. А отбор излишков зерна автоматически повлиял на конъюнктуру рынка, повысив цены на зерновые на внутреннем рынке, и даже те сельхозпроизводители, которые не смогли участвовать в закупочных интервенциях 2008 года, получили от них положительный эффект.

Сегодня готовится новая интервенционная кампания 2009 года, которая также позволит продолжить использование данного механизма с целью стабилизации рынка. И пусть ее объемы финансирования — 9500 млн рублей — намного меньше затраченных в 2008 году 38 600 млн. рублей, однако их рациональное использование позволит обеспечить мягкое регулирование рынка, дать от имени государства сигнал, какие цены оно считает справедливыми, приемлемыми для соблюдения ценового баланса в масштабах страны, для нивелирования диспаритета цен.

Отдельно следует отметить еще одну важную веху в повышении эффективности проведения интервенционных операций — качественное реформирование государственного агента в части зерновых интервенций.

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2009 г. № 290 путем реформирования ОАО «Агентство по регулированию продовольственного рынка» было создано новое акционерное общество — ОАО «Объединенная зерновая компания», интегрирующее в себе функции по полномасштабному развитию национального рынка зерновых через увеличение объемов закупки и реализации зерна на внутреннем рынке, объемов экспорта зерна, модернизацию и строительство элеваторов и портовых терминалов.

Фактически государство, являющееся 100%-ным собственником данного акционерного общества, создало инновационный с точки зрения национальной экономики инструмент не только регулирования рынка зерновых, но и построения ранее не существовавшей экспортоориентированной зерновой логистической инфраструктуры, которая, в свою очередь, может обеспечить качественный рост национальной конкурентоспособности. Данная компания в достаточно короткий срок не только станет одним из крупнейших мировых зерновых трейдеров с капитализацией около 170 млрд рублей, но и обеспечит присутствие российского зерна в новых для нас регионах, увеличив его экспорт до 16 млн тонн зерновых ежегодно.

При этом компания создаст новые перевалочные мощности и увеличит эффективность имеющихся активов за счет реконструкции

объектов инфраструктуры, что позволит предоставлять высокое качество услуг национальным сельхозпроизводителям по установленным государством расценкам. Фактически создание данного вертикально интегрированного агропромышленного холдинга приведет и к занятости населения в регионах присутствия компании, скажется на развитии смежных отраслей через предъявляемый в рамках создания инфраструктуры спрос на работы и материалы.

Таким образом, старый и достаточно эффективный механизм государственных закупок сегодня вступает в период дальнейшего развития, своего качественного перерождения за счет ориентации уже не только на обеспечение ценовой стабильности национального зернового рынка, но и на планомерное развитие экспортоориен-тированности и повышение конкурентоспособности в долгосрочном прогнозном горизонте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.