Научная статья на тему 'Зернь и скань на булгарских ювелирных изделиях конца x первой трети XIII в'

Зернь и скань на булгарских ювелирных изделиях конца x первой трети XIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1033
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАНЬ / ЗЕРНЬ / ЗОЛОТЫЕ БУЛГАРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ / БУЛГАРСКИЕ ЗОЛОТЫЕ УКРАШЕНИЯ / СЕРЕБРЯНЫЕ ПЕРСТНИ / ПЛЕТЕНЫЕ БРАСЛЕТЫ / БУЛГАРСКИЕ СКАННО-ЗЕРНЕВЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зернь и скань на булгарских ювелирных изделиях конца x первой трети XIII в»

сожалению, пока лишь по обнаруженным украшениям (следы ремонта, брака, копирование предмета, декор), изготовление которых происходило на высоком уровне.

К.А. Руденко ЗЕРНЬ И СКАНЬ НА БУЛГАРСКИХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ КОНЦА X- ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIII В.

Скань и зернь в разных сочетаниях использовалась булгарскими ювелирами при изготовлении различных украшений в домонгольское время. Среди них височные подвески, детали шейных украшений: плетеных гривен, подвесок-медальонов шейных цепочек, а так же браслеты, перстни. Все они выполнены, как правило, из драгоценных материалов - золота и серебра, хотя встречаются и изделия из медных сплавов8.

Золотые булгарские изделия, выполненные в сканно-зерневой технике, стали попадать в частные коллекции древностей в России в первой половине -середине XIX в. Они имелись, например, в собрании П.И. Щукина и В.И. Ешевс-кого, приобретенные затем московскими музеями, а ныне хранящиеся в ГИМе9. Во второй половине XIX в. появились первые научные публикации сканно-зерневых булгарских украшений. Среди них первым было золотое височное украшение из Спасского клада 1869 г. (ОАК за 1869г. С. XIX- XX; Толстой, Кондаков, 1897) и ряд других.

Тонкость изготовления и изящество этих изделий сразу привлекли внимание исследователей. Но вместе с тем выявились и некоторые особенности таких

© Руденко К.А., 2009

8 Искренне благодарю хранителя фондов драгметаллов НМРТХалиуллину Светлану Измаиловну за помощь, поддержку при работе с коллекцией средневековых ювелирных изделий из фондов музея.

9 (По Т.А. Хлебниковой) из Биляра - ГИМ, инв.№ 50490, № 441-442, по описи драг металла; из Болгар -ГИМ, собрание Румянцевского музея, инв. № 54746, №№ 233, 430-439, 445-446, 473 по описи драг металла

украшений. Одним из первых на них обратил внимание казанский коллекционер А.Ф.Лихачев. Он писал: «в Биляр-ске <...> находили неоднократно спиральные кольца из толстой медной проволоки, которая была обтянута листиком золота так искусно, что на первый взгляд кольцо казалось чисто золотым. Но выдавал вес, который оказывался слишком легким, и это навело находчиков на мысль ломать такие кольца: тогда и обнаружилось, что под золотой оболочкой скрыта медная проволока. Мы не можем решить - было ли это делаемо в те времена с злым умыслом обмана, или для удешевления предмета, по желанию самих потребителей» (Лихачев, 1891. С.178).

Специально изучив булгарские золотые украшения, хранившиеся в Императорском Эрмитаже, А.А.Спицин (Спицин, 1906. С.265-266, табл. V, VI) как и А.Ф. Лихачев, обнаружил, что основу их составляет медное кольцо, обтянутое золотом, а напускные бусины, украшающие их, сделаны из спаянных и пустых внутри небольших отдельных конусов (Спицин, 1906. С.264-265).

А.П. Смирнов отметил, что такие изделия отличает прекрасная отделка и тонкая работа и, что они являются «показателем воздействия русской культуры» на булгар (Смирнов, 1951. С.124). Несколько иного взгляда придерживался Б.А.Рыбаков, считавшей,

что для Волжской Булгарии характерна «своеобразная культура зерни и скани» хотя каких-то конкретных особенностей ее он не описывал (Рыбаков, 1949. С.335).

Во второй половине ХХ в. было сделано несколько находок золотых подвесок украшенных сканью и зернью. Особо выделяется клад у с. Мокрые Курнали, состоящий из парного комплекта золотых подвесок и набора плетеных серебряных браслетов, найденный в конце 50-х гг. ХХ в. Вещи были тщательно исследованы, а затем опубликованы Т.А. Хлебниковой (Хлебникова, 1963. С.306). В окрестностях Биляра в 1970-х гг. было найдено еще несколько подвесок, из которых сохранилась только одна (Исследования, 1976. С.28, 29, рис.7; Руденко, 1999).

Надо сказать, что значительная часть таких украшений встречается в кладах. Например, есть они в Сабакай-ском кладе (1870 г.) (Спицин, 1906. С. 266). В коллекции Национального музея Татарстана10 хранятся 8 фрагментов от таких подвесок11 и серебряные подвески без изображения птицы из Именьковского клада 1962 г. Встречаются детали от изделий этого типа при раскопках. Часть золотого украшения найдена А.П.Смирновым в Сува-ре12, а также в погребении № 37 IV Билярского могильника (Шарифуллин, 1984. С.70, 71, 81, рис.6).

10 По книге поступлений в фондах музея хранились переданная из музея ОАИЭ фрагментированная золотая подвеска с изображением птицы (№5485а; СУ-58-кн-3; 743а) длиной 95 мм, весом 21,3 г, 750 пробы; золотое кольцо с тремя подвесками-желудями (№5491; СУ-59-кн-3; 3018), длиной 88 мм; весом 16,5 г. Также с подвесками с зернью была подвеска (кольцо височное - по описанию) (№5490), весом 27,1 г. 750 пробы. Желудевидные подвески были у фрагментов «кольца височного с подвесками» (№5489; СУ-60-кн-3; 748) весом 6,07 г, 750 пробы. Без подвесок, но с тремя напускными бусинами было «кольцо височное» (№5487; СУ-46-кн-2; 744), 25х25мм; весом 4,1 г, 750 пробы. Аналогичное кольцо (по описанию в КП) (№5486; СУ-45-кн-2; 7436) имело диаметр 38 мм; вес 11,8 г., 750 пробу. Все эти украшения утрачены (Ордер на списание, №3270 от 9.04.1976, №54, 55, 57, 58).

11ГМТР, № 5490/1-8

12 ГИМ. Инв.№ 705, № 238 по описи драг металла

Итого, на сегодняшний день известно 11 золотых сканно-зерневых украше-ний13 - из Биляра - 5, из Спасска - 1, из Мокрых Курналей - 2, неизвестного происхождения - 2, из с. Никитское - 1. Как видно, большая их часть найдена на территории булгарского государства, в центральной его части.

К этим изделиям нужно добавить изделия из серебра, выполненные в сканно-зерневой технике. Зернь на таких изделиях встречается эпизодически, хотя в полной мере зерневая техника использовалась на дополнительных деталях, как, например, на подвесках плетеной из серебряных проволок шейной гривне, найденной в районе Чистополя (булгарский город Джу-кетау). Подвески выполнены в виде лун-ниц и украшены зернью и сканью. Это изделие опубликовано О.С. Хованской (Хованская, 1958. С.239-243).

Украшались зернью и сканью серебряные перстни и шатоны на плетеных браслетах. Об этом писал еще в конце XIX в. А.Ф.Лихачев (Лихачев, 1891. С.169).

Серебряные перстни с шатоном который украшался сканной проволочкой и композициями из зерни представлены двумя типами. Все они происходят из коллекции А.Ф. Лихачева, скорее всего из Биляр-ского городища. Рассмотрим их подробнее.

Тип 1 (1 экз.; Руденко, 2007, рис.10333) перстень с объемным в виде полусферы щитком из фольги, припаянной к круглой основе, диаметром 1,2 см. По стыку напаяна зернь диаметром 0,1 см. С трех сторон полусферу украшали пирамидки зерни из 10 шариков (треугольник со сторонами их 4 зерен). Между пирамидками напаяны разомкнутые колечки из гладкой проволоки. Завершает полусферу шарик зерни диаметром 0,5 см. Диаметр шинки 2,2 см. Общие размеры: 3х2,3х1,2 см. Близ-

кий перстень известен из Болгар (Болгар, 1868. Табл/УП^). Но у него отсутствуют сканные колечки и центральный шарик у основания также украшен треугольниками зерни. Сканные колечки в качестве декоративного элемента имеются на одно-бусинных височных колечках из Прикамья (Руденко, 2007, рис.79-23).

Тип 2 (4 экз.) перстни с шатонами. Сложные шинки припаяны двумя раскованными концами к основе шатона. На внешней поверхности шинки нанесены рельефные или гравированные рисунки. Различается способ оформления шатона. По форме различаются следующие варианты:

Тип 2.1 (3 экз.; Руденко, 2007, рис. 10330) с квадратным кастом (1,5х1,5 и высотой 0,5 см.). Первый перстень 2,1х2.4х1,65 см со вставкой из янтаря. На основу каста наложена двойная сканная проволочка сплетенная «косичкой». На воротничок основы напаяна крупная зернь диаметром 0,2 см. Для прочности края воротничка вмяты между шариками. Между крупной зернью помещены мелкие шарики диаметром 0,1 см.

Второй перстень 2,8х2,1х1,6 см со вставкой из сердолика (1,5х1,85 см) (Руденко, 2007, рис.103-31). В отличие от предыдущего перстня здесь отсутствует скан-ная основа, а крупная зернь (0,2 см) сгруппирована в пирамидки по три зерна, верхние из которых чуть меньше размером -0,15 см14.

Третий перстень (Руденко, 2007, рис.103-29), 2х2,4х1,25 см со вставкой из прозрачного стекла с подложкой (1,25х1,4х0,6 см). По периметру основы напаяна зернь диаметром 0,2 см. на шинке на месте крепления к касту напаяны пирамидки зерни, диаметром 0,1 см (5х4 зерна). Аналогичные изделия имеются в коллекции с Болгарского городища (Бол-

13 Использованы данные приведенные Л.А. Голубевой (Голубева Л.А., 1979. С.25)

14 Перстень ремонтировался: на шинку припаяны 2 шарика зерни с наружи и изнутри диаметром 0,1 см.

гар, 1868. Табл.'УП-^^)15.

Тип 2. 2 (1 экз. ) (Руденко, 2007, рис. 103-32) с круглым кастом и вставкой из стекла бирюзового цвета. Размеры перстня - 2,7х2,3х1,8 см. В отличие от перстня типа 2.1 сканная проволочка напаяна в верхней части каста. Основание (воротничок) занято 17 шариками зерни диаметром 0,2 см. края основы промяты для прочности крепления. Аналогичные изделия известны из Болгар (Болгар, 1868. Табл^П-6,7,9). Различаются они только высотой каста.

Плетеные браслеты со вставками (только на них имеется зернь) представлены одним типом: Тип 1 (2 экз.; Руденко, 2007, рис.97-11) (ГМТР, №5501; 12639) браслет плетеный из сложенной два раза (вдвое и затем пополам) переплетенной проволоки диаметром 0,25 см (9,1х7,9х2,3 см). Концы раскованы и к ним сверху припаяны гнезда (2,3х1 см) для вставки (1,5х1,9 см) (сами вставки утрачены). По воротничку припаяны тройные пирамидки зерни диаметром 0,2 см. У основания каста (с внутренней стороны) припаяны пирамидки из 4 шариков крупной зерни, диаметром 0,5 см. Между ними впаяны мелкая зернь.

Второй браслет (Руденко, 2007, рис.97-9) (7,8х5,8х1,8 см) изготовлен аналогичным способом. Каст16 квадратной формы имеет размер 1,8х1,7х0,6 см. По периметру его напаяны пирамидки из 3 шариков зерни. Аналогичный браслет известен с Болгарского городища (Болгар, 1868. Табл^1-2)17.

Сканью украшены трехбусинные серебряные кольца (8 экз.) из Бутаевс-кого клада, опубликованные А.М.Ефи-мовой (Ефимова, 1960. С.195-202). Они сделаны из довольно толстой (до 3 мм в

сечении) проволоки (Руденко, 2007, рис.80-1-4). «На нижнюю половину кольца надеты три полые серебряные бусины в форме желудей. Они выполнены чеканкой из тонкого листового серебра; каждая состоит из двух вертикальных половинок; шов их соединения закрыт тремя поясками сканной проволоки. Для закрепления бусины на определенном месте дрот кольца между ними обвит сканной проволокой. Кольца крупные, массивные. По размерам они распределяются на четыре пары диаметром:. 1) 8,2 см (вес. 38,75 г и 38,72 г), 2) 6,8 см (вес 16,1 г и 17,1 с;); 3) 5,5 см (вес 24,45 г и 25,50 г); 4) 4,5. см (вес 14 г и 14,25 г). Соответственно различны и размеры бусин, надетых на кольца — от 20 до 30 мм длиной, от 12 до 18 мм в диаметре. Третья пара колец имеет три подвески в виде более миниатюрных бусин-желудей, прикрепленных на цепочках к центральной бусине .кольца. Нижний конец подвески оформлен маленькой округлой выпуклостью, окруженной колечком сканной проволоки; верхний конец завершен колечком, также окаймленным сканной проволокой» (Ефимова А.М., 1960).

По технологии изготовления украшениям из Бутаевского клада близки находки из клада у с. Никольского Кузнецкого района Пензенской области, датированного по находкам монет ордынским временем (Винничек, 2003. С.47-50, рис.1-6-15). Аналогичные им изделия найдены на Золотаревском поселении в Пензенской области. Причем здесь имеются украшения внешне аналогичные по форме рассматриваемым изделиям, но изготовленные без использования скани и зерни (Белорыбкин, 2003. С. 412,

15 Если составителями таблиц данные перстни взяты из Атласа А. Ф.Лихачева (табл. V-19;24;30), то речь может идти о перстнях описанных нами.

16 Сохранился один каст, второй утрачен.

17 Не исключено, что этот предмет из коллекции А. Ф.Лихачева (Табл. УІ-8)

рис.2-3). Интересно, что здесь сохранен только сам принцип трехбусинного кольца, но сами напускные бусины значительно крупнее, иных пропорций и не имеют, за исключением нескольких случаев, фиксаторов из проволоки (Руденко, 2007, рис.79-39,42,43). Технология их изготовления мало чем отличается от классических образцов18.

Многочисленны серебряные поделки, выполненные в сканно-зерневой технике, найденные в Прикамье и Зауралье (Руденко, 2007. С.90-107).

Медные изделия (это, как правило, украшения), со сканью (зерни здесь нет) весьма часто встречаются среди находок на поселениях (Руденко, 2001а. С.75). Вместе с тем и на селищах известны фрагменты изделий с покрытием золотой фольгой (Руденко, 2001. Рис.40-11), а так же фрагменты серебряных много-бусинных колец с сканной проволочкой-фиксатором (Руденко, 2007, рис.80-13).

Инструмент ювелира, специализировавшегося на производстве сканно-зерневых изделий, разнообразен. Его общая характеристика была дана А.П.-Смирновым. Он считал, что мастер-ювелир использовал в своей деятельности тигли, наковальни, молоточки, щипцы, пинцеты, пробойники, матрицы, штампы (Смирнов, 1951. С.121). Учитывая, что и зернью и филигранью украшалось одно изделие, то видимо ювелир владел приемами работы в обеих сферах этого производства.

Исходные материалы для ювелира были следующие: медный пруток или проволока диаметром около 0,4-0,5 см -основа для дужки височного кольца; серебряная и золотая фольга, полученная прокаткой и листовой металл. Отметим,

что тонкая золотая фольга в виде рулончиков и отдельных листочков была обнаружена на Билярском городище (Руденко, 1995. С. 16-18). Для заготовок брались листочки золота от 75019 и до 999 пробы (Руденко, 1999. С.225).

Проволока получалась путем вытягивания откованного прутка металла20 через волочильную доску (калибр). Волочильная доска представляла собой железную полоску, как правило, прямоугольной формы, в которой были просверлены отверстия разного диаметра. Сначала заостренный конец заготовки для проволоки вставлялся в отверстие большего диаметра и вытягивался через него клещами; затем операцию повторяли, но уже в отверстиях меньшего диаметра. На последней стадии проволоку отжигали - нагревали докрасна и опускали в воду (Прекрасное, 1986. С. 148149). Волочильные железные доски встречены в булгарских древностях на Билярском, Болгарском городищах, селище Чакма. Витье проволоки видимо производилось с помощью сверла. Один конец, сложенной вдвое проволоки прочно фиксировали, а второй закрепляли на вращающейся части сверла. Витье получалось ровное. После этого витую проволоку отжигали (Прекрасное, 1986. С.24-25).

Для ковки металла применялись ювелирные молоточки. В отличие от обычных слесарных молотков, они имели небольшие размеры и тонкое, как правило, заостренное окончание (иногда в виде стилизованной головки животного).

Для изготовления зерни (кроме заранее нарезанной колечками проволоки) были необходимы тигли для плавки

18 Благодарю Г.Н. Белорыбкина за предоставленную возможность ознакомиться с данными материалами

19 Определение по материалам из фондов ГОМ РТ, № 5481.

20 Не исключено, что проволока могла и выковывалась, но для скани такая проволока малопригодна, поэтому использовалась проволока полученная путем волочения.

(Менжулин, 1990. С.236). Именно в них при нагреве в слое древесного угля происходит грануляция нарезанных колечек. Качественная зернь получается, по данным экспериментов, из золота не ниже 850 пробы и серебра не ниже 950 пробы (Менжулин. 1990. С.238). Сплав измельчался с помощью мелкого напильника.

В самом процессе изготовления изделия использовались ножницы, пинцеты, зажимы, кисти. Совершенно необходимым инструментом для ювелирного производства были весы для мелких взвешиваний и гирьки. Они применялись для определения чистоты металла, установления правильных соотношений ингредиентов для припоя и при изготовлении композиций для сплава. Кроме того, без них не возможно было соотнести различные системы веса. Металлы могли взвешиваться в разных счетных единицах, например, золото в динарах, серебро в дирхемах, а вес железных гирь определялся в мискалях (Из истории., 1983. С.85-98; Рожанская, Левинова, 1983. С.269). Без определенных норм чистоты металла технологический процесс изготовления зерни трудно осуществим. Можно предполагать, что в ювелирном деле использовались различные типы весов: от обычных и до универсальных или специализированных.

Технология изготовления сканно-зерневых изделий различна. Единым процессом видимо была предварительная обработка заготовки изделия флюсом и дальнейшая ее ковка. Только после этого вырезались очертания развертки предмет, из которой в дальнейшем конструировалось все изделие. Накладная скань и зернь накладывалась на размягченный после нагрева флюс с помощью тонкой кисточки (Менжулин, 1990. С.238) или другого аналогичного приспособления. Пайка видимо производилась в печи в течение нескольких секунд,

которые были необходимы для сварки зерни, скани между собой и с основой.

В целом, узоры на золотых изделиях выполнены в филигранной (сканной) технике, сочетая в себе объемную ажурную и фоновую (напайную) филигрань и зернь (Новиков, Павлов, 1991. С.183-185). Самые сложные сканные узоры на височных подвесках выкладывались из «веревочки» - скрученного из двух проволочек жгутика и «шнурка» - скрученного из двух, трех и четырех проволочек или двух веревочек или веревочек и проволоки жгутика. В качестве основы узора выступала гладь - круглая проволока различной длины и сечением от 0,2 до 1,3 мм. Иногда проволока сплющивалась с боков (плоская гладь). В качестве элемента филиграни использовались колечки - кольцо из плоской или круглой глади, круглой или плоской веревочки. Только составной частью декора были орнаменты, выполненные в зер-невой технике. Изучение булгарских изделий подтверждают тезис о том, что каждая подвеска с зернью изготавливалась индивидуально (Менжулин, 1990. С. 236,239).

Датированы золотые и серебряные изделия выполненные в сканно-зерне-вой технике в рамках Х - XII вв. Н.П. Кондаков относил их к Х веку. А.П. Смирнов датировал подвески концом XI - началом XII в. (Смирнов, 1951. С.157), А.С. Гущин - XII- XIII вв. (Голубева, 1979. С. 25), Т.А.Хлебникова - XI - XII вв. Она же высказала мысль о том, что такие подвески происходят от трехбу-синных колец без подвесок, впоследствии дополненных привесками на цепочках но без уточек, а к XII в получившими завершение в виде украшения с фигуркой птицы (Хлебникова, 1963. С.308). Датировка погребения № 37 IV Билярского могильника определяется по аналогии с Мокрокурналинским кладом

в рамках XI - XII вв. Причем, как пишет исследователь: «не представляется возможным установить имеет ли находка прямую связь с погребением или попала в переотложенном состоянии при его засыпке» (Шарифуллин. 1984. С.70, 71, 81, рис.6). Даты выпадения таких изделий по материалам кладов на территории Волжской Булгарии, так же не выходят за рамки XI-XIII вв. (Руденко, 2001. С.322-348).

Стоит отметить, что технологические особенности изготовления золотых украшений (покрытие тонкой золотой фольгой медной основы) не является абсолютным хронологическим признаком домонгольского времени. Такой же прием был использован, например, при изготовлении серьги в виде «знака вопроса», проявляющейся в регионе в ордынский период (селище Чакма). Впрочем, тот факт, что эта технология постепенно исчезает из ассортимента ювелиров, несомненен. Кстати сказать, и серьга с Чакмы могла быть изготовлена из утилизированного височного украшения вышедшего из употребления.

В кладах и в закрытых комплексах поселений или могильников ранее XI в. мы таких изделий не знаем. Иное дело, что сама технология зерни и скани была известна еще со времен античности, но у волжских булгар как ремесленное направление ювелирного дела оно обособилось не ранее XI столетия. Если рассматривать состав вещевых и денежновещевых кладов, то эти изделия входят в состав I комплекса украшений, датированного XII- серединой XIII в. (Руденко, 2001. С.327-328). Скорее всего, именно на XII в. приходится период активного изготовления золотых и серебряных украшений в сканно-зерневой технике.

Место производства. Золотые подвески с фигуркой птицы, несомненно, изготовливались в Волжской Булгарии.

Такого мнения придерживалась В.П. Левашова определявшая их как «специфически болгарские, не имеющие аналогий в других районах» (Левашова, 1969. С.125). А.П. Смирнов писал, что такие находки встречаются «в областях, находившихся под сильным влиянием булгар и частично вошедших в состав булгарского царства» (Смирнов, 1951. С.157). Это мнение ничем не опровергнуто и сегодня.

Добавим, что изделия, выполненные с использованием зерни и скани имеются в материалах аварских древностей VII в. ^агат. 1993.

Та£1;2;3;29;33;40;52), венгров в Панно-нии X-XI вв. (Laszlo, 1988. Та£89). Имеются они в находках в Приазовье УТ-УГГ! вв. (например: Залесская, Львова и др.

1997, кат.42 и сл). Для раннеболгарского времени эти приемы использовались как в оригинальном виде, так и в подражаниях (Казаков. 1992, рис.63-16,21).

Вопрос о преемственности ювелирного искусства раннеболгарского (волжско-камского) сложен и требует специального комплексного изучения. Отдельные наблюдения, сделанные нами по ряду категорий украшений (Руденко, 2007. С. 102; 2007а. С.288-289) показывают, что единой линии развития украшений костюмного комплекса в VIII -XIII вв. не было (Руденко, 2006а. С.191-194). Это вполне объяснимо учитывая факт мусульманизации значительной части населения Волжской Булгарии с Х века, наличия разноэтничных компонентов в составе этого государства.

Стили булгарских сканно-зерневых изделий. Для выделения стилей булгар-ской зерни и скани используем выделенные Н.В.Жилиной элементы стилистики: 1) вид металла, цвет и блеск: золотой, серебряный; 2) вид накладного декора, несущий основную эстетическую нагрузку: филигранный, сканный, зерне-

ный; 3) вид изображения или декорации: линейный, геометрический, кольцевой, свободно-ковровый; 4)степень изобразительности: изобразительный, с элементами изобразительности, декоративно-орнаментальный.

Стоит оговориться, что полных совпадений булгарских и древнерусских стилей не наблюдается. Один стиль бул-гарских изделий можно соотнести с золотым скано-зерневым стилем (ажурные напускные бусины; треугольники зерни; навитая сканная проволока, колечки скани) (Жилина, 1998. С.76). Он представлен трехбусинными височными кольцами и круглыми подвесками-медальонами (Спасский клад, 1869 г.). Особо выделяется золотой сканно-зерневой изобразительный стиль, где ключевым элементом декора является филигранная птичка (Руденко, 2007, рис.81,82). Он представлен только височными кольцами. Можно рассматривать и золотой сканный простой стиль (височные украшения с гладкими напускными бусинами с двумя поясками сканной проволоки) (Кожаевский клад) (Руденко, 2007, рис.80-5,6).

Следующий булгарский стиль это серебряный, сканно-зерневой, аналогичный изделиям из золота. Это трехбусин-ные височные кольца из Именьковского клада (1962 г.). Серебряный зерненый, геометрический стиль. Представлен заколкой, височными трехбусинными кольцами (Руденко, 2007, рис.80-14;20), желудевидными подвесками конского убора (Руденко, 2007, рис.85-9,10; 87); привесками-лунницами на шейную гривну (т.н. «гривна из Джукетау») (Руденко, 2007, рис.86).

Таким образом, выделяются: 1) золотой скано-зерневой строгий; 2) золотой сканно-зерневой изобразительный; 3) золотой сканный простой; 4) серебряный, сканно-зерневой; 5) серебряный

зерненый, геометрический. Особенностью этих стилей является подчиненное положение скани: она используется для декоративного оформления свободных участков дужки, поясков на напускных бусинах, а также в качестве элементов декора птички. Второй особенностью булгарских стилей является их близость между собой, как в типах изделий, так и в способах орнаментации.

Рассмотрим технологические особенности этих изделий

Первая группа. Изготовление составных ажурных бусин, соединенных промежуточными биконусами. Детали бусин изготовлены давлением в матрице и путем индивидуальной формовки; соединение пайкой с дополнительной фиксацией поясками сканной проволочки. Шарики зерни различаются размерами: от 0,01 до 1 мм.

Вторая группа. Напускные бусины, изготовленные давлением в специальных матрицах (ср.: Руденко, 2007, рис.35). Две части бусин спаяны между собой.

Н.В.Жилина предлагает выделять технологические школы по различиям в способе изготовления зерни: путем разбрызгивания металла и с помощью заготовок для каждой гранулы (Жилина,

1998. С.80).

Рассматриваемый материал настолько однороден типологически, что выделить круг или группы мастерских достаточно сложно. Ориентироваться можно на следующие признаки: размеры, размеры зерни, способ конструирования деталей изделия, особенности заполнения орнаментальных участков зернью (Жилина, 1998. С.81).

Зернь и скань в Булгарском Улусе Золотой Орды. Искусство скани и зерни на булгарской периферии Золотой Орды имеет существенные отличия от предшествующей эпохи. Собственно набор из-

делий, который мы рассматривали для домонгольских ювелирных украшений в конце XIII-XIV вв. уже не встречается. Хотя сами приемы украшения и основные виды продукции сохраняются в основном ассортименте продукции ювелиров. Эти сюжеты рассмотрены нами отдельно (Руденко, 2006. С.129-130).

Выводы:

Скань в булгарском ювелирном деле XТ-XТТ вв. занимает подчиненное (вспомогательное) положение по отношению к зерневым узорам.

Значение сканных узоров и самой техники возрастает с начала XIII в., достигая своего апогея в конце XIV-XV вв. в период Золотой Орды и Казанского ханства.

Прямой связи между булгарской сканью домонгольского времени и филигранью спирального стиля золотоордынского времени не обнаруживается.

Период развития булгарского зерне-вого искусства охватывает XТ-XТТ вв. За это время складывается несколько стилей булгарского сканно-зерневого искусства.

Традиционные приемы булгарской зерни приходят в упадок со второй половины XIII в..

А.Н. Сарапулов О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПАШЕННОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В ПЕРМСКОМ ПРЕДУРАЛЬЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

На рубеже XI-XII вв. в Пермское Предуралье проникает пашенное земледелие, что явилось качественным переворотом в развитии хозяйства на данной территории в эпоху развитого средневековья. Основным признаком пашенного земледелия являются пахотные деревянные орудия с железными наконечниками (ральниками), которые с этого времени появляются в археологических материалах средневековых поселений, могильников и в качестве случайных находок. По нашим оценкам, на территории Пермского Предуралья известно около 95 местонахождений более чем со 100 находками ральников. Найденные ральники с помощью выделенных качественных и количественных критериев, удалось разделить на два типа. Второй тип был разделен на три подтипа. Первый тип наконечников - это ральники со слабовыраженными плечиками, длинной трубицей, достаточно узкой рабочей частью и с заостренным рабочим концом (рис. 1.1). Второй тип - широколопастные ральники или ральники с сильно выраженными плечиками, с широкой или средней трубицей, с широкой рабочей частью и округлым либо приострен-ным рабочим концом (рис. 1.2-4). В рамках данного типа представляется возможным выделить 3 подтипа, но они, за исключением внешних признаков, не имеют отличий друг от друга, которые могут проявиться в конструктивных особенностях орудия. Разные типы наконечников могли принадлежать разным ти-

© Сарапулов А.Н., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.