УДК 332.2(571.56)" 1918/1920" Федоров Василий Игнатьевич
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера. [email protected] Vasily I. Fedorov
Doctor of Historical Sciences, Leading Researcher,
The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies
of the North SB RAS.
Земство в Якутии: вопросы землепользования. 1918-1919 гг.
Zemstvo in Yakutia: land-tenure. 1918-1919.
Аннотация. В статье автор рассматривает проблемы аграрной политики в период земского самоуправления в Якутии, попытки её реализации после Февральской революции, решения возникающих правовых вопросов при этом.Показывается альтернативное видение В.В. Никифорова по решению спорных вопросов землепользования, что понимается под словом «земля», от которого зависело содержание собственности.
В статье впервые делается попытка анализа реформы Областного совета по аграрной политике, хотя реформа была назревшей, но поспешность её проведения по срокам, как правильно указывается, послужило одной из главных причин неудачи.
Ключевые слова: земство, аграрная реформа, землепользование, самоуправление, национальная интеллигенция, инородцы, союз якутов, союз федералистов, классная система, областной совет.
Abstract. The author considers problems of agrarian policy in the period of territorial self-government in Yakutia, attempts of its implementation after the February Revolution, address emerging legal issues at the same time.
Alternative vision of V.V. Nikiforov according to the solution of matters of land use is shown, what is meant by the word "land", on which content of property depended.
The paper first attempts to analyze the reform of the Regional Council for agricultural policy, although reform was imminent, but the haste of its implementation deadlines, how indicated, was one of the main reasons for the failure.
Keywords: zemstvo, agrarian reform, land-tenure, local government, national intellectuals, foreigners, the Union of Yakuts, the Union of Federalists, the class system, the regional Council.
Земское самоуправление в Якутии, также как по всей России, было введено только после победы Февральской революции, спустя более полувека как оно было образовано в Европейской части России. Земства создавались в первую очередь в тех губерниях России, где дворянство могло являться опорой царской власти в земских учреждениях. В Сибири, тем более в Якутии, дворянства не было.
Временное правительство 17 июня 1917 года приняло постановление о введении губернских, уездных и волостных земских учреждений в Сибири, в том числе Якутии. Оно одновременно утвердило постановление о земских гласных снизу доверху. На местах развернулась большая работа по организации земских учреждений.
Для завершения формирования областного земства было собрано Первое Чрезвычайное Областное земское собрание, работавшее с 30 января по 27 марта 1918 года в течение 45 дней. Оно рассмотрело более ста вопросов (Национальный архив Республики Саха (Якутия) Ф. 24. Оп. 6. Д. 3. Л. 142. Далее НА РС(Я)), в т.ч. формирование руководящих органов земства и персональные назначения личного состава их руководителей. Самым удачным решением земского собрания по кадровым вопросам было избрание председателем Областной земской управы В.В. Никифорова, признанного лидера якутской национальной интеллигенции. Став главой Областной земской управы, В.В. Никифоров приобрел огромное влияние на работу и решения земского собрания, выступал с докладами по ряду ключевых вопросов экономического и социального развития области, вносил актуальные предложения, делал полезные замечания почти по всем обсуждаемым вопросам. Все это сделало само земство авторитетным, влиятельным, потому с первых же дней востребованным органом местного самоуправления.
В.В. Никифоров наряду с другими докладами 23 марта 1918 года представил Областному земскому собранию доклад по земельным отношениям в рамках доклада о земельных комитетах. В нем он обосновал с учетом неотложных задач аграрной политики, заключающихся, по его мнению, в подготовке земельной реформы и разработке временных мер до разрешения земельного вопроса Учредительным собранием. Как видим, В.В. Никифоров даже в конце марта 1918 года продолжал надеяться на возрождение Учредительного собрания, хотя оно было разогнано в России большевиками в начале января того же года.
В своем выступлении В.В. Никифоров исходил из того положения, что в Якутской области отсутствовало частное землепользование. Это требовало от вновь образованных земельных комитетов, по его словам, более внимательной и детальной подготовки документов по земельной реформе. В. В. Никифоров обосновывал нужное, по его мнению, положение, согласно которому «разрешение вопросов, споров и недоразумений, возникающих из-за пользования землями, находящимися в общинном пользовании тех или иных обществ, должно предоставляться подлежащим органам земского самоуправления» (Там же). Это предложение было направлено на усиление
полномочий и самостоятельности низших звеньев земства до предоставления им право распределения. По докладу В.В. Никифорова о земельных комитетах Областное земское собрание приняло резолюцию: «...ввиду отсутствия частновладельческих земель, спор к регулированию из-за права владения не может возникнуть; ... все возникшие в прежнем порядке споры из-за земель должны быть прекращены и переданы для разрешения: а) споры между сельскими и инородческими обществами - волостным земским собраниям; б) между волостями - уездным собраниям; в) между уездами - областному земскому собранию. Споры между частными лицами для рассмотрения в исковом порядке передаются судебным местам» [3].
Право распоряжения всеми землями, лесами, водами и недрами в Якутской области земское собрание передало областному органу самоуправления. Эта была мечта В.В. Никифорова, которую он лелеял всю свою жизнь. Еще в программе Союза якутов (1906) он поставил задачу якутам добиться «признания всех земель находящихся в пользовании инородцев, а также находящихся в владении казны в виде оброчных статей монастырями, церквями и ссыльными, поселенными по распоряжению правительства без согласия инородцев, собственностью самих инородцев» [2].
В программе Союза федералистов (партия якутской национальной интеллигенции, создана 1917 г. - В.Ф.), членами которого являлись многие гласные земского собрания, вопрос о землепользовании записан в следующей формулировке: «.все земли, занятые местным населением и находящиеся в черте оседлой и кочевой жизни в пределах якутской области, должны находиться в заведовании губернских и окружных органов самоуправления»
[5].
В первом и втором случаях объектом распоряжения или заведования являлась земля. Областное земское собрание, руководимое В.В. Никифоровым, видело этот вопрос в развитии, т.е. в распоряжение Областного земского собрания оно передало не только землю, но и с расшифровкой, что именно понимает под этим словом «земля» - леса, воды и недра Якутской области в совокупности. Данное решение земского собрания даже с высоты сегодняшних дней оказывается прозорливым, ибо спустя более 70 лет в 90-е годы ХХ века Республика Саха (Якутия), объявив о своем суверенитете, боролась за те же права [5].
Областное земское собрание осудило и потребовало «совершенное уничтожение классной системы землепользования» и ввело повсюду равномерное подушное наделение землей и детальную разработку всех видов землепользования на демократических началах в интересах трудового класса, проведение их в жизнь предоставило уездным земским собраниям.
Ввиду этого и перегруженности организационными вопросами и вопросами продовольственного порядка Областная земская управа (Облземуправа) сразу непосредственно не ухватилась за скорейшее решение вопросов землепользования. К тому же по рекомендации Первого Чрезвычайного земского собрания взамен власти областного комиссара В.Н.
Соловьева, представлявшего власть Временного правительства в Якутской области был образован временный Якутский областной совет путем делегирования представителей от политических партий и объединений. Областной совет объявил себя высшей властью в области, отказавшись подчиняться советской власти в центре.
Вместе с тем земельные отношения оставались без изменения, продолжала господствовать классная система в землепользовании. Временное правительство ее решение откладывало до созыва Учредительного собрания. Первую попытку решения этой проблемы в Якутской области сделал съезд якутов и русских крестьян под давлением чернорабочих-якутов во главе с первыми якутскими большевиками П.А. Ойунским и М.К. Аммосовым в апреле 1917 г. По резолюции этого съезда классная система землепользования отменялась и устанавливался подушный раздел покосных угодий, также причтовые и монастырские земли должны были передаваться в распоряжение наслежных обществ [4]. Решение съезда было весьма ограниченным и оно осталось невыполненным.
Более кардинальное решение принял вновь созданный Областной совет. Будучи приверженным либерально-демократическим традициям и в духе решений Учредительного собрания России от 5 января 1918 г. и I Чрезвычайного областного собрания, Областной совет 5 мая того же года принял постановление о землепользовании, основным содержанием которого было уничтожение классной системы и введение подушного равного паевого наделения землей граждан.
Этот вопрос для якутских «инородцев», так же как во всей России, был самым острым, но оставался длительное время нерешенным, возникали конфликтные ситуации в родах, наслегах и улусах. 25 марта 1918 г. состоялось собрание безземельных Тандинского рода I Баягантайской общины Баягантайской волости, где отмечалось: общество продолжает пользоваться классной системой землепользования, «разбитой до 14 ступеней»; последний передел был в 1907 г., тогда как он должен осуществляться через каждые 5 лет; число безземельных в роде достигло 29 хозяйств при наличных душ 49; земли умерших с 1907 г. находятся в руках тех же богатых, тойонов; известный кулак И.П. Заболоцкий содержит для себя 3 остожьи, 9 остожьев земли умерших, кроме этого 50 дес. выгонов и столько же пашен и тербэсей (огороженное место, загон для временного содержания скота. - В.Ф.) (НА РС(Я). Ф. 61. Оп. 3. Д. 2. Л. 4-5). Собрание потребовало немедленного уничтожения классной системы землепользования и нового передела земли. В протоколе подписались 30 членов рода. Такие требования были характерными для большинства улусов и волостей.
В вышеназванном постановлении Областного совета обоснован главный его смысл, заключающийся в обеспечении «справедливого распределения земли и доходов от сельского хозяйства между отдельными хозяйствами и в целях уничтожения земельной кабалы, устранения споров, недоразумений и самовольного нарушения чьих-либо прав и интересов, возникающих в области
земельных отношений». Определив суть реформы, Областной совет постановил ввести в действие в Якутской области закон о земле, принятый Всероссийским Учредительным собранием 5 января 1918 г. Далее он решил, что «все земли в пределах Якутской области переходят в ведение и распоряжение Областного земства - впредь до детальной разработки вопроса о землепользовании в Сибири и Европейской России» [2].
Предлагалось наслежным обществам «немедленно приступить к определению количества и качества земель, сенокосных, хлебопахотных и усадебных, произвести коренные земельные переделы их не позднее 29 июня сего года на основе равномерного паевого владения всех без различия пола и возраста» (НА РС(Я). Ф. 390. Оп. 1. Д. 13. Л. 10).
В постановлении Областной совет сделал два важных примечания, дополняющих его содержание и вытекающих из текущего момента:
- фактическую передачу хлебопахотных земель новым пользователям провести по снятию урожая текущего года;
- земли, отведенные причтам, поступают в передел наравне с прочими землями, церковные причты и их семьи получают наделы на общих основаниях с прочими общественниками (Там же. Д. 47. Л. 8).
Постановление было разработано довольно детально, имело 23 параграфа, охватывало интересы всех слоев населения и рассчитано было на либерализацию землепользования.
За земельную реформу выступали все либерально-демократические силы, в том числе Областной совет. За нее высказались I Чрезвычайное областное земское собрание, съезд якутов и русских крестьян 1917 г., Якутский трудовой союз федералистов (июнь 1917 г.). Была попытка реального осуществления этих решений в жизнь в Якутском, Вилюйском уездах. Еще 5 апреля 1918 г. 2-е Вилюйское уездное земское собрание, рассмотрев вопрос о землепользовании, приняло решение о наделении землей как мужчин, так и женщин без ограничения возраста равномерным паем по обществам (НА РС(Я). Ф. 24-р. Оп. 6. Д. 1. Л. 4-8). А Якутское уездное земское собрание разработку положения о землепользовании и его введения возложило на волостные земские собрания, так как, согласно ст. 5 и 6 закона о земле местными распорядителями являются органы местного самоуправления (Там же. Д. 5. Л. 31-32). Аналогичные попытки были на уровне улусов и наслегов.
В постановлении Областного совета был установлен, как выше сказано, срок проведения коренного передела земли - до 29 июня 1918 г., т. е. до начала сенокоса. Это решение, конечно, не было выполнено, оно заранее было обречено на провал. Во-первых, такое серьезное дело, затрагивающее интересы сотен тысяч людей, требовало тщательной подготовки как организационного, так и информационно-разъяснительного порядка на местах, в глубинке. В условиях Ленского края за короткий срок такой большой объем работы был неподъемен. Во-вторых, время, которое отводилось для проведения столь ответственного мероприятия, совпало с периодом обострения политической обстановки в регионе. Все ждали военной экспедиции из Иркутска для
«умиротворения» Областного совета и установления советской власти. В такой обстановке мало кто думал о проведении земельной реформы.
О сложности реализации постановления Областного совета о реформе землепользования свидетельствует попытка граждан I Хаптагайского наслега Восточно-Кангаласского улуса обсудить этот вопрос на наслежном собрании с 3 по 6 июня 1918 г. При обсуждении повестки собрания сход сразу разделился на две равные части. Первая представляла состоятельную часть населения, вторая - малоземельную. Первая группа (ларионовцы - по имени своего богатого лидера Ларионова) настаивала провести сначала выборы комиссара наслега, вторая - обсудить повестку дня о землепользовании. Не найдя общего решения, ларионовцы, собрав 109 человек, избрали комиссара наслега и старшин родов из числа своих сторонников и стали требовать сдачи власти новому комиссару (фамилия не указана. - В.Ф.). В такой обстановке вторая группа в количестве 146 человек 6 июня провела свои выборы. Сложилась ситуация, при которой в наслеге существовало три власти - старая, ларионовцы и избранники второй группы (НА РС(Я). Ф. 390. ОП. 1. Д. 3. Л. 315). В такой обстановке, которая была характерна и для других наслегов и улусов, стало невозможным в то время проведение какой-либо аграрной реформы как в волостях, так и в области.
Затем в начале 1919 г. поступило циркулярное письмо министра земледелия правительства Колчака, которым ведомство сообщило, что «в работу текущего года совершенно не входит какое-либо перераспределение земель в тех или иных целях, ибо таковое привело бы лишь к новым раздорам среди населения и, следовательно, к сокращению посевной площади и поэтому надо приложить все усилия лишь к тому, чтобы надлежаще была использована земля теми лицами, которые в настоящее время являются фактическими ее пользователями» (Там же. Ф. 25. Оп. 1. Д. 289. Л. 23). Это означало фактический запрет заниматься аграрной реформой в условиях гражданской смуты.
Однако окончательное решение земельной реформы и после установления советской власти в Якутской АССР затянулось до 1929 г., хотя инструкция «О порядке передела покосных угодий в сельских обществах, наслегах и селениях Якутской губернии» была издана 30 октября 1920 г. [1]. Земельный передел 1924 г. не достиг своей цели - уравнительного распределения земель. Земельная ре форма в пользу бедноты и в ущерб зажиточной части крестьянства в Якутии была проведена только в 1929 г. путем раскулачивания последней как классового врага и началом сплошной коллективизации сельского хозяйства, что подорвало экономическую основу части крестьянства, которая обеспечивала город хлебом, промышленность -сырьем.
Литература:
1. История Якутской АССР. Т. 3. М., 1963. С. 89.
2. Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Установление Советской власти: Часть вторая - Якутск 1980. Стр. 142.
3. Малькова А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания. Якутск: «Бичик» 1994. С. 147.
4. Петров П. У. Из истории революционной деятельности ссыльных большевиков в Якутии. - Якутск. 1952. С. 203.
5. Федоров В.И. Якутия в эпоху войн и революций (1917-1919). Кн. 2. Новосибирск: Академическое издательство «Гео» 2010. Стр. 160-161.
6. Там же. Стр. 161. References.
1. History of the Yakut ASSR. T. 3. M, 1963, p 89.
2. Makarov G.G. October in Yakutia. The establishment of Soviet power: Part Two - Yakutsk, 1980. pp. 142.
3. Malkov A. Vasily Nikiforov. Developments. Destiny. Memories. Yakutsk "Bichik" 1994. p. 147.
4. Petrov P.U. From the history of the revolutionary activities of exiled Bolsheviks in Yakutia. - Yakutsk. 1952. 203 pp.
5. Fedorov V.I. Yakutia in the epoch of wars and revolutions (1917-1919). Bk. 2. Novosibirsk Academic "Geo" Publishing House, 2010. pp. 160-161.
6. Fedorov V.I. Yakutia in the epoch of wars and revolutions (1917-1919). Bk. 2. Novosibirsk Academic "Geo" Publishing House, 2010. p. 161.