Л.А. Мельникова
Земство и образование взрослых в Екатеринбургском уезде во второй пол. XIX - нач. XX в.
Статья освещает деятельность Екатеринбургского уездного земства по созданию системы внешкольного образования для взрослого населения уезда во второй пол. XIX - нач. XX в. Наиболее эффективными институциональными формами образования взрослых стали вечерние и воскресные курсы и классы для обучения начальной грамоте, народные библиотеки, а также организация народных чтений и дешевой продажи книг.
Ключевые слова: Екатеринбургское земство, внешкольное образование, вечерние и воскресные курсы и классы, народные библиотеки, народные чтения, народный университет.
L.A. Melnikova
Zemstvo and the education of adults in the Yekaterinburg Uyezd in the 2nd half of the 19th and the early 20th century
The paper touches upon the activities of the Yekaterinburg Uyezd Zemstvo aimed at the creation of the system of the adult education in the Yekaterinburg Uyezd Zemstvo in the 2nd half of the 19th and the early 20th century. The most efficient institutional forms of the adult education have become evening and Sunday courses, primary education classes, public libraries, public readings and paper-back books sales.
Key words: Yekaterinburg Uyezd Zemstvo, adult education, evening and Sunday courses, primary education classes, public libraries, public readings, public university.
Особенностью современного этапа развития российского общества является поиск новых форм государственного и политического устройства, сочетающих в себе принципы централизма и местного самоуправления. Это связано с необходимостью укрепления российской государственности в новых социально-экономических и внешнеполитических условиях в первом десятилетии XXI в. Однако укрепление государственности должно заключаться не только в усилении президентского правления и укреплении вертикали власти, но и в активном строительстве гражданского общества посредством развития местного самоуправления.
В настоящее время делаются многочисленные попытки адаптировать западноевропейские модели самоуправления к существующим в стране властным структурам. Однако мы не можем дистанцироваться от исторического опыта организации и деятельности земских органов самоуправления, существовавших в Российской империи во второй пол. XIX в.
На протяжении пятидесяти с лишним лет своего существования российские земства провели огромную работу по улучшению жизни многомиллионного российского крестьянства и
© Мельникова Л.А., 2010 16
хозяйственной жизни на селе. Особенно значительные успехи были достигнуты в сфере народного образования.
Практически все губернские и уездные земства обширной Российской империи внесли свой посильный вклад в создание системы народного образования во второй пол. XIX в. Вместе с тем существовал ряд региональных земств, занимавших передовые позиции в сфере народного образования. Одним из таких земств было Екатеринбургское уездное земство.
Ведущим направлением образовательной деятельности Екатеринбургского земства было создание начальной школы для детей.
Однако создание начальной школы не решало проблему преодоления безграмотности населения уезда. В связи с этим одним из важнейших направлений образовательной деятельности Екатеринбургского уездного земства стало формирование системы внешкольного образования для взрослых. Выполнение этой задачи требовало создание различных институциональных форм для обучения элементарной грамотности взрослых, а также осуществления культурно-просветительной работы среди населения.
В 70-е гг. XIX в. Екатеринбургское земство не имело возможности приступить к организации системы внешкольного образования, так как бы-
Л.А. Мельникова
ло занято созданием начальной школы. Однако в 1883 г. на земском собрании был поднят вопрос о создании повторительных классов для взрослых [1, с. 125].
Через четыре года заработали вечерние и воскресные курсы для рабочих г. Екатеринбурга и его окрестностей при Алексеевском реальном училище. Занятия по рисованию, техническому и проекционному черчению, технологии металлов и телеграфированию проходили в рисовальном классе, в физическом кабинете и гимнастическом зале училища. Слушателями курсов были в основном чернорабочие, столяры, слесари, маляры от 13 до 36 лет. В сословном отношении - мещане и сельские обыватели [2, с. 181-183].
В 1906 г. были открыты классы для взрослых при 3-х училищах Каслинском мужском и женском и Вьюхинском смешанном. Занятия в Каслинском училище велись только по воскресеньям, а в деревне Вьюхинской еще и по средам с 6 до 8 часов вечера. Научились грамоте 25 мужчин в Каслинском мужском и 59 женщин в Каслинском женском училищах [3, с. 547].
В 1910 г. появились воскресные классы при Каслинском, Кыштымском, Верхне-Уфалейском, Режевском 2-х классных училищах [4, с. 244].
В 1913 г. воскресные классы уже функционировали при Нижне-Уфалейском, Ревдинском, Кыштымском, Пьянковском, Белоярском, Верхне-Уфалейском, Южно-Коневском, Боевском, Узяновском народных училищах. В программу обучения вошли чтение, письмо, арифметические действия в пределах 100 [5, с. 109].
Большие надежды в образовании взрослого населения Екатеринбургское земство связывало с созданием сети народных библиотек. В 1888 г. в Екатеринбургском уезде уже существовало 12 народных библиотек, насчитывающих 5586 томов публицистической и художественной литературы на сумму 3499 руб. 74 коп. Из них: в Ре-жевской библиотеке - 569 томов на сумму 375 руб. 54 коп., в Невьянской - 527 томов на сумму 348 руб. 82 коп., в Черемисской - 488 томов на сумму 291 руб. 48 коп., в Коне-Аятской - 444 тома на сумму 274 руб. 13 коп., в Воскресенской - 524 тома на сумму 307 руб. 37 коп., в Верхне-Уфалейской - 431 том на сумму 255 руб. 82 коп., в Шайтанской - 505 томов на сумму 328 руб. 36 коп., в Логиновской - 500 томов на сумму 296
руб. 81 коп., в Багарякской - 508 томов на сумму 306 руб. 73 коп., в Полевской - 399 томов на сумму 255 руб. 40 коп., в Каслинской - 343 тома на сумму 237 руб. 98 коп., в Кыштымской - 348 томов на сумму 221 руб. 30 коп.
Книги преимущественно светского содержания. Среди читателей большинство - представители крестьянства от 15 до 30 лет [6, с. 315-316].
В 1889 г. земством для народных библиотек было выписано 1169 книг на сумму 572 руб. 48 коп., а периодических изданий на сумму 294 руб. [7, с. 41].
В 90-е гг. XIX в. количество народных библиотек продолжает увеличиваться. В 1895 г. в уезде функционировало уже пятнадцать народных библиотек. В 1896 г. для них было выписано журналов и газет на сумму 350 руб. 80 коп., а книг - на сумму 216 руб. 75 коп. [8, с. 358].
К 1915 г. общее число народных библиотек в уезде составило 61 с 72535 наименованиями книг (106559 томов) [9, с. 149].
В начале XX в. Екатеринбургское земство организует так называемые передвижные библиотеки для населения отдаленных сел и деревень. Как правило, книги для передвижных библиотек отправлялись в специальных ящиках и оставались в населенном пункте в течение всего учебного года. Заведовал такой библиотекой учитель местной школы.
В 1908 г. передвижные библиотеки были отправлены в деревни Битимка и Урукуль, а также в села Ново-Ипатьевское, Мостовское, Огнев-ское, Сосновское, Липовское, Шайдурихинское, Кисловское [10, с. 295].
В начале 1914 г. были открыты 2 передвижные библиотеки для говорящих на татарском языке [5, с. 99].
В 1915 г. количество передвижных библиотек составило 63 с 24802 наименованиями книг (16431 том) [9, с. 152].
Немаловажное значение Екатеринбургское земство придавало качеству закупаемых книг для народных библиотек, отдавая предпочтение литературе светского содержания. В 1899 г. на средства земства для Рождественской библиотеки были приобретены взамен ветхих изданий собрания сочинений Толстого, Островского, Писемского, Печерского, Солиаса, Терпигорева, Пушкина, Некрасова, Диккенса и других писате-
лей с мировым именем на сумму 250 руб. [11, с. 608].
Стремлением к качественному образованию руководствовалось земство, организуя дешевую продажу книг и картин для сельского населения. Земство стремилось отвлечь население от покупки некачественной в содержательном отношении литературы, о чем прямо было заявлено на земском собрании: «Устанавливая продажу дешевых книг и картин, Екатеринбургское земство имело цель вытеснить произведения лубочной литературы, иногда бессмысленные, а иногда даже вредные по своему содержанию» [11, с. 206].
В 90-е гг. XIX в. было положено начало такой продажи. В 1896 г. было продано книг на сумму 134 руб. 88 коп. в количестве 755 экз. [8, с. 459].
Впоследствии продажа книг и картин увеличивалась год от года. Однако этого все равно было недостаточно. Продажа литературы, как правило, осуществлялась при земских школах. Для более эффективной продажи необходимо было организовать работу земского книгоноши на ярмарке. В 1891 г. такой книгоноша уже появился. С августа 1901 г. по июль 1902 г. через земского книгоношу было продано 6083 книг на сумму 410 руб. 01 коп. Наибольший интерес вызвали книги по естествознанию, сельскому хозяйству, географии, а также календари, повести, рассказы. Среди авторов художественной литературы покупатели отдавали предпочтение Гоголю, Руба-кину, М.-Сибиряку, Короленко [2, с. 3].
Большой популярностью среди сельского населения пользовались регулярно организуемые Екатеринбургским земством народные чтения. Если создание народных библиотек было рассчитано на грамотное население, то народные чтения могли посещать и те, кто не обладал элементарной грамотностью. Довольно часто народные чтения велись с использованием так называемого волшебного фонаря со световыми картинками. С этой целью земская управа располагала 10 волшебными фонарями с 68 световыми картинами.
В 1909-1910 гг. народные чтения проводились в 26 земских училищах. Было устроено 195 чтений, которые посетили 20187 человек. Тематика чтений была довольно разнообразна и варьировалась в зависимости от интереса публики.
По духовной тематике - 11 чтений, беллетристике - 84, географии - 22, истории - 46, естествознанию - 14, сельскому хозяйству - 13, медицине - 2 [4, с. 244].
В начале XX в. народные чтения в Екатеринбургском уезде стали настолько привычным явлением, что если они вдруг не проводились, то уже на следующий день являлся кто-нибудь из крестьян с выяснением причины их непроведения [5, с. 99].
Следует отметить, что благодаря участию земства в деятельности различных просветительских учреждений Екатеринбургское земство способствовало распространению знаний среди населения. Одной из таких организаций было Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Ежегодно земство выделяло финансовые средства на поддержку УОЛЕ, способствуя тем самым проведению просветительской работы среди населения. В 1918 г. вместе с УОЛЕ Екатеринбургское земство участвовало в создании Народного университета в Екатеринбурге. Народный университет предназначался для обучения всех желающих на бесплатной основе и свободным выбором специальностей. Народный университет начал работу в составе общеобразовательного факультета с подготовительным отделением для неграмотных, а также секций начального обучения, физико-математической, дошкольного воспитания, историко-общественной, изучения английского языка. Среди преподавателей были известные ученые и педагоги Екатеринбурга [12, с. 381].
Таким образом процессы модернизации, охватившие российское общество на рубеже XIX -XX вв., требовали необходимости вовлечения в этот процесс взрослых, обладавших элементарной грамотностью. От этого фактора зависела успешность проведения либеральных реформ 6070-х гг. XIX в. В связи с этим российские земства уделяли особое внимание созданию системы внешкольного образования для взрослых. Одним из земств, занимавших передовые позиции в сфере народного образования, было Екатеринбургское уездное земство. В начале своей деятельности Екатеринбургское земство не имело возможности приступить к выполнению этой задачи, так как было занято созданием начальной школы. Однако уже в 80-е гг. XIX в. земство
18
Л. А. Мельникова
приступает к организации вечерних и воскресных курсов и классов для широких народных масс, созданию народных библиотек. В конце XIX - нач. XX в. при содействии Екатеринбургского земства в крестьянских селениях регулярно проводятся народные чтения.
В итоге к 1917 г. благодаря Екатеринбургскому земству была создана система начального народного образования для сельского населения уезда, включающая как образовательные учреждения для детей, так и различные институциональные формы для обучения взрослых.
Библиографический список
1. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XIV очередной сессии (1883 г.) и приложения к ним. - Пермь, 1884. - 705 с.
2. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XXXIII очередной сессии (1902 г.) и доклады уездной земской управы и комиссии. -Екатеринбург, 1903. - 560 с.
3. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XXXVII очередной сессии (1906 г.) и доклады уездной земской управы и комиссии. -Екатеринбург, 1907. - 616 с.
4. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XХI очередной сессии (1910 г.) и докла-
ды уездной земской управы и комиссии. - Екатеринбург, 1911. - 1200 с.
5. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 44 очередной сессии 1913 г. и доклады уездной земской управы и комиссии. - Екатеринбург, 1914. - 395 с.
6. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XIX очередной сессии (1888 г.). - Екатеринбург, 1888. - 697 с.
7. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XX очередной сессии (1889 г.). - Екатеринбург, 1890. - 285 с.
8. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XXVII очередной сессии 1896 года. -Екатеринбург, 1897. - 936 с.
9. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания 46 очередной сессии 1915 г. и доклады уездной земской управы и комиссии. - Екатеринбург, 1916. - 514 с.
10. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XXXIX очередной сессии (1908 г.) и доклады уездной земской управы и комиссии. -Екатеринбург, 1909. - 1370 с.
11. Журналы Екатеринбургского уездного земского собрания XXXI очередной сессии 1900 г. и доклады уездной земской управы и комиссии. - Екатеринбург, 1901. - 608 с.
12. Уральская историческая энциклопедия. - Екатеринбург: УрО РАН; Изд-во «Екатеринбург», 1998. - 624 с.