честности, мужества, точного понимания и выражения того, как жили поколения. И позднее не поняла, какие тенденции развитию других поколений несут новые алгоритмы истории.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что анализ взглядов зарубежных историков, посвященный творческой интеллигенции послереволюционной России, достаточно важен для российских ученых, ибо позволяет увидеть многое из ее истории другими глазами. Несмотря на ряд расхождений во взглядах на этот вопрос, в целом, знание публикаций историков Запада способствует выработке более объективного взгляда на весь противоречивый, сложный жизненный и творческий путь деятелей культуры России в условиях становления и укрепления административно-командной системы.
Литература
1. Горький М. Несвоевременные мысли. - М.: «Издание Союза Журналистов СССР», Ассоциация «Ротация», 1990.
2. Ершова Э.Б. Борис Пастернак - совесть российской интеллигенции 60-х годов ХХ века // Социум и власть. - Челябинск: Уральская Академия государственной службы, 2006. - №2.
3. Ершова Э.Б. Исторические судьбы художественной интеллигенции Белоруссии. 1917-1941. - М. Изд. Центр «Россия молодая», 1994.
4. Ершова Э.Б. Проблемы интеллигенции в исследованиях ученых на рубеже ХХ-ХХ1 веков // Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. Сб. науч. трудов. - М.: Изд. дом «Ветераны спецслужб», 2005. - 303 с.
5. Pipes R. The Russian Intelligentsia. - NY: Colunbia Universitu Press, 1961.
Л.А. Жукова
ЗЕМСТВА И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ XX в.
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические взгляды земской либеральной интеллигенции на вопросы начального образования в России, а также практическая деятельность земств по школьному строительству и просветительской деятельности (библиотеки, книжные склады, музеи, народные дома).
Ключевые слова. Земства, библиотеки, народные дома, школы, социокультурная модернизация.
Современное состояние гуманитарных наук, развитие междисциплинарных исследований, приоритетность многомерного подхода к анализу общественных явлений предполагает изучение земства как полифункционального организма. Социокультурный аспект исследования является одним из тех направлений, которое позволяет расширить подходы и параметры изучения органов местного самоуправления и его места в общественно-политической и культурной жизни России XIX в.
Необходимо отметить, что культура страны является одним из показателей общественного прогресса, в котором воплощаются потребности и возможности жизни человека в различных проявлениях, нравственные и политические идеалы, правовое самосознание. Российская империя в конце Х1Х в. была страной контрастов, не только в экономической и социальной сферах, но и в области культуры и образования.
© Жукова Л. А., 2013
Огромная страна с богатейшей духовной культурой и высокообразованной элитой, великой русской литературой и музыкой, блестящей архитектурой и выдающимися учеными занимала одно из последних мест в Европе по грамотности населения. Три четверти сельского населения и 59,2% горожан были неграмотными.
Конечно, грамотность не является единственным показателем культуры населения, но его важнейшей характеристикой, а модернизационные процессы в стране прямо связаны с образовательным уровнем населения. Поэтому в настоящей статье автор на конкретном фактическом материале предпринял попытку научного осмысления деятельности земств в области школьного и внешкольного образования на рубеже XIX-XX вв.
К началу ХХ в. земства проделали огромную работу по развитию школьного и внешкольного образования, вырастили замечательные кадры учителей-энтузиастов, создали новые формы общественной деятельности в провинции - губернские и уездные съезды земских учителей. Общественный деятель Е.Д. Максимович (М. Слобожанин), подводя итоги полувековой деятельности земских учреждений, отмечал, что земство, в лице лучших своих представителей, проводило иной, нигде в Европе не вызывающий возражений принцип, по которому образование должно быть общественным, т.е. общедоступным, удовлетворяющим потребности населения...» [8, с.448].
Работа на селе требовала от земцев энтузиазма и самопожертвования. До конца XIX в. земские учителя имели небольшое жалование (100-200 руб. в год) и убогие жилищно-бытовые условия. Это не только делало труд педагога очень тяжелым, но и существенно снижало его эффективность, так как унижало учителя в глазах общества, лишало его авторитета. Необходимость повышения статуса педагогического труда постепенно осознавалась общественностью и властью. В начале ХХ в. ситуация стала постепенно меняться. Так, например, в 1904 г. земские учителя Козмодемьянского уезда Казанской губернии получали от 240 до 420 руб. в год, а их помощники от 180 до 300 руб. [6, с.51-52].
Большую роль в повышении качества преподавания и росте числа учителей продолжали играть учительские семинарии и курсы для учителей. В начале ХХ в. земства проявляли различные инициативы в развитии школьного дела. Так, Курское земство летом 1902 г. устроило курсы для учителей и открыло Первую Всероссийскую выставку по народному образованию. Олонецкое уездное земское собрание в 1911 г. ассигновало 250 руб. на пособие учителям для подписки на газеты и журналы [7, с.17].
Необходимо отметить, что земства многое сделали для развития среднего образования в России. Помимо учреждения земствами собственных средних школ и выдачи субсидий государственным гимназиям и прогимназиям, реальным и техническим училищам, земства ввели практику выдачи разного рода стипендий способным нуждающимся молодым людям для продолжения образования.
Обсуждение педагогических проблем на страницах периодической печати пробуждало внимание общественности к земским делам, открыло дорогу к среднему специальному и высшему педагогическому образованию женщинам.
В области народного образования до начала XX в. земская деятельность была направлена, прежде всего, на создание школьной сети. Со второй половины 80-х гг. XIX в. народное образование служило объектом пристального внимания правительства, избравшего в качестве сдерживающего фактора для развития земских начальных училищ создание церковно-приходских школ.
Стремясь усилить в начальном образовании религиозное направление, 13 июня 1884 г. Александр III утвердил «Правила о церковно-приходских школах». С их принятием Министерство народного просвещения ввело порядок, по которому перед открытием каждой новой начальной школы земства обязаны были предварительно согласовывать этот вопрос с начальством епархии. Естественно, что такие взаимоотношения светских и духовных структур были чреваты волокитой и
конфликтами; сама жизнь показала нецелесообразность такого подхода. В 1897 г. Сенат был вынужден признать незаконность распоряжения Министерства народного просвещения. Это решение Сенат вынес под давлением общественного мнения, которое и в начале ХХ в. выступало мощным фактором защиты земской деятельности в области народного образования от бюрократических нападок. Так, в июне 1904 г. Московское губернское земское собрание направило министру внутренних дел записку «Об установлении возможной связи между земской начальной школой и школой церковно-приходской, а также по вопросу о содействии со стороны земства устройству школ грамоты». «Вопрос этот в последние годы стал предметом оживленного обсуждения и горячей, нередко весьма односторонней, полемики во всех кругах, интересующихся делом народного образования, - отмечалось в записке. - Церковноприходские школы противопоставляются прочим начальным народным училищам, как совершенно особый вид народной школы» [3, с.423]. В записке указывалось на недопустимость такого подхода, мешающего развитию начального школьного образования.
Необходимо отметить, что именно земства еще в конце XIX в. выступили с идеей введения в стране всеобщего начального образования. В начале XX в. правительство вынуждено было пойти на уступки в этом вопросе и создать в 1902 г. при Министерстве народного просвещения специальную комиссию по составлению нового Положения о начальных народных училищах. В эти же годы были разработаны несколько проектов введения всеобщего начального образования в стране. Из них наиболее значительными были проекты А.Н. Куломзина (Министерство финансов), а также Е.П. Ковалевского и В.И. Фармаковского (Министерство народного просвещения).
В деле осуществления всеобщего образования решающими были два фактора -необходимость тесного сотрудничества Министерства народного просвещения и Государственной думы, что оказалось трудной задачей из-за частой смены министров (за первые 15 лет XX в. их сменилось девять), и быстрый рост населения в России. В 1900 г. в стране проживало 135 млн. человек, в конце 1916 г. - 186 млн., т.е. прирост населения составил 60 млн. человек. По плану, разработанному Е.П. Ковалевским, чтобы ввести обязательное начальное обучение, требовалось ежегодно строить десять тысяч школ (всего их надо было иметь 250 тысяч).
Большая заслуга в деле развития народного образования принадлежит Комиссии по народному образованию III Государственной думы. Ее возглавляли профессор В.К. фон Анрец, один из основателей и первый директор Петербургского женского медицинского института, и Е.П. Ковалевский, земский и общественный деятель. Весной 1911 г. III Государственная дума приняла законопроект о всеобщем начальном обучении, но при рассмотрении в Государственном Совете высшая бюрократия не утвердила его, посчитав недостаточно проработанным. Однако своей главной цели -привлечения внимания правительства к вопросам народного образования - думская комиссия достигла. 22 июня 1909 г. Николай II утвердил предложенный III Государственной думой закон о создании Школьно-строительного фонда им. Петра Великого при Министерстве народного образования, средства которого шли на строительство школьных зданий. Отчисления казны в фонд и в целом на народное образование с годами возрастали. В 1909 г. правительство ассигновало через фонд 1 млн. руб., в следующем, 1910 г. - уже 4 млн. руб. В целом же, на начальное образование в 1910 г. ассигновало 35884672 руб. В результате этих дотаций произошел качественный скачок в школьном строительстве. За 1903-1909 гг. число начальных школ возросло на 33% (с 18700 до 25047) [1, с.96]. В 1913 г. в земских школах обучалось уже почти два миллиона детей. Три четверти земских школ имели трехгодичный срок обучения, остальные были рассчитаны на четырехлетнюю программу.
Помимо развития школьного образования велика заслуга земств в организации широкой культурно-просветительной работы (библиотечное дело, курсы и кружки самообразования для взрослых, чтение лекций, народные дома, книжная торговля, издательская деятельность и др.).
До 90-х гг. XIX в. земства, занятые созданием системы школьного образования, не могли выделять большие средства на культурно-просветительные программы. Созданию библиотек, читален, музеев мешало и то обстоятельство, что среди гласных не было единства взглядов на цели культурно-просветительной работы среди крестьянства. Значительная часть из них в первые десятилетия считала возможным ограничить просвещение народа распространением элементарной грамотности и азов сельскохозяйственных знаний, необходимых для развития аграрного сектора страны. Так, в частности, в Московской губернии к этому крылу принадлежали Ф.Д. Самарин, А.Н. Сазонов, М.Д. Пфейер, М.А. Нарожинцкий. Либеральная часть московских гласных (В.Ю. Скалон, С.А. Муромцев, Петр Долгоруков, А.А. Оленин, К.А. Каблуков) рассматривала просвещение народа не только как путь к интенсификации сельского хозяйства, но и как необходимое условие общественного прогресса и социальной интеграции. Главную цель культурно-просветительной деятельности земств либерально настроенные гласные видели в формировании нового типа личности, не характерного для современной им русской деревни - читающего крестьянина, ориентирующегося в основных событиях внутренней и внешней политики России. Некоторые из земских гласных личным участием много сделали для развития внешкольного образования на селе. Так, в Серпуховском уезде князь Д.И. Шаховской еще в 1882 г. выступил с инициативой открытия библиотеки при Васнюнском народном училище, попечительницей которого была его родственница [2, с.86].
Следует отметить, что к концу XIX в., благодаря земской инициативе, практически во всех 34 губерниях получило развитие внешкольное образование: были созданы библиотеки-читальни, воскресные классы для взрослых; на серьезную основу поставлено издание земских периодических органов печати. Причем, 17 из 34 земств начали создание библиотек при земских школах практически с нуля. Благодаря энтузиазму земских учителей и многих гласных к началу ХХ в. ситуация в деревне изменилась: число библиотек в сельской местности быстро растет, возникает большой интерес к различным формам «культурничества» в деревне, вырабатываются основные принципы организации отдельных форм просветительной работы земств. Эти настроения отразил Первый общеземский съезд по народному образованию (1911 г.) в выступлениях делегатов которого прозвучали тезисы о равноценности школьного и внешкольного образования, были намечены основные принципы организации просветительной работы (общедоступность, бесплатность, систематичность, широкое привлечение общественных организаций и населения). Большое внимание на съезде было уделено организации библиотечного дела. Признавалась необходимость создания библиотечных сетей (центральная библиотека в уездном городе, волостные библиотеки в больших селах, сельские библиотеки при земских школах и передвижные библиотеки).
Необходимо отметить, что в своей работе народные библиотеки вынуждены были считаться с книжными каталогами, утвержденными Министерством народного просвещения, из которых были исключены произведения многих авторов, вызывающие интерес у читающей публики (Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко и др.). Это приводило к снижению содержательного уровня книжных фондов. На бедность книжных полок библиотек часто сетовали читатели из крестьян. Земские библиотеки к концу XIX в. не могли полностью удовлетворить интерес крестьянства к чтению, поскольку он был чрезвычайно велик.
Учитывая это обстоятельство, с целью удешевления книжной и писчебумажной продукции, многие земства стали устраивать губернские земские склады, которые
образовывались или на специальные средства, отпускаемые земствами на их деятельность, или из средств, выделяемых складу в кредит из общих земских оборотов. Земские книжные склады имели многоцелевое назначение. В их функции входили: снабжение учебной литературой и писчебумажными принадлежностями земских школ; комплектование земских библиотек; организация книжной торговли в сельской местности; вытеснение «лубочного» ширпотреба более познавательными книгами. В земских губерниях России в 1912 г. действовали 130 земских книжных складов.
Новым направлением в деятельности земств с начала ХХ в. стало создание земских музеев. Как правило, музеи организовывали уездные земства. По своему содержанию они условно делились на несколько групп: наглядных школьных пособий, краеведческие (естественно-исторические), сельскохозяйственные, истории развития кустарных промыслов, санитарно-гигиенические и др.
Наиболее распространенными были музеи наглядных пособий, создававшиеся в здании уездной земской управы или школы; к 1917 г. их численность достигла 1700. В 13 земствах были созданы краеведческие (они назывались естественно-историческими) музеи. Музеи кустарных промыслов были созданы в 15 губерниях; в их функции входили обеспечение кустарей сырьем и расширение возможностей сбыта готовой продукции. Периодически устраивались и временные тематические выставки.
В 1913 г., в связи с приближающимся (сентябрь 1914 г.) пятидесятилетием деятельности земских учреждений в России, на совещании представителей губернских земских управ в Саратове (7-8 ноября), получила одобрение идея устройства в Москве Всероссийского земского дома-музея, во главе которого, должно было стоять собрание уполномоченных губернских земств, по два от каждой губернии, собираемое на очередные заседания один раз в год. Однако начавшаяся Первая мировая война помешала реализации этого плана.
Второй основной формой просветительной работы земств стали лекции и беседы. Еще в 70-е гг. XIX в. правительство разрешило проведение народных чтений в городах и селах. В их организации под контролем властей приняли участие общественные и церковные структуры. В этой форме просветительной работы земцы приняли активное участие. В первый период существования земств (до 90-х гг.) в количественном отношении преобладали беседы-чтения, проводимые для крестьян школьными учителями. Они посвящались актуальным темам общественной жизни или социально-гигиеническим вопросам (борьбе с алкоголизмом, необходимости соблюдения гигиенических мероприятий во время эпидемий холеры и брюшного тифа и т.п.) и выполняли роль «первого камня», заложенного в фундамент здания культурно-просветительной деятельности уездных земств.
Другим типом народных чтений, необходимость которых явственно обозначилась в конце XIX в., являлись систематические циклы общеобразовательных лекций по различным научным дисциплинам. Для их организации губернские и уездные земства приглашали специалистов с высшим или средним специальным образованием или просили провести лекцию земских служащих (агрономов, врачей, ветеринаров, статистиков и др.). С организацией лекций и чтений связано появление в земствах т.н. «волшебного фонаря» с «туманными картинами» (прообраза современных слайдов), а в начале ХХ в. и кинематографа.
По мере укрепления материальной базы земств и повышения грамотности населения, в уездах строились сельские клубы, которые в тот период назывались народными домами. В 1914- начале 1915 г. вопрос о создании народных домов обсуждался на многих земских собраниях (в Киевском, Полтавском, Ярославском, Костромском, Екатеринославском, Вятском, Тверском, Вологодском, Рязанском, Самарском, Минском, Оренбургском и Херсонском губернских земствах). На Ярославском земском собрании энтузиаст народного образовании князь Д.И. Шаховской выступил с горячей речью в защиту народных домов, считая, что «вся
страна должна быть покрыта народными домами в течение ближайших лет» [5]. Однако Первая мировая война помешала реализации этих проектов.
Подводя итоги значения земской деятельности для модернизации страны, следует отметить многие положительные сдвиги в образовании населения. Во-первых, деятельность земств в сфере народного образования являлась частью общественного педагогического движения, возникшего в России в пореформенный период и ставившего своей основной целью введение всеобщего обучения детей школьного возраста. Известные педагоги (К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, П.В. Каптерев, Н.А. Корф, Д.И. Тихомиров) внесли весомый вклад в создание научных основ построения земской школы как образовательной системы демократического типа. Ее целью являлось воспитание чувства гражданственности, обучение на родном языке, включение в преподавание широкого круга учебных предметов светской направленности (русского языка, литературы, математики, истории, географии, основ сельскохозяйственных знаний, рисования и др.) и использование новейших (по тому времени) форм и методов обучения на основе широкого применения наглядных пособий, объяснительных уроков и экскурсий. Во-вторых, несомненным достижением российского земства было и то, что к концу первого десятилетия ХХ в. в начальных школах училось уже 3,1 млн. детей из общего числа школьного возраста (6,2 млн. чел.), т. е. половина. Из 44600 школ, существовавших в стране, более половины были земскими. В-третьих, важную роль в повышении грамотности населения сыграли земские библиотеки. О достигнутых успехах в этой области внешкольной работы красноречиво свидетельствуют следующие факты. В 1864 г. в земских губерниях России было 152 библиотеки, из которых 84 работали в столицах. За 50 лет их число возросло до 12627. Их читательская аудитория составляла около 2 млн. чел., совокупный книжный фонд - почти 9 млн. экз., а годовая книговыдача утроилась [4, с.15-16].
Литература
1. Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет. - СПб., 1911. - Т.4.
2. Жукова Л.А. Земское самоуправление и бюрократия в России. Конфликты и сотрудничество. 1864-1917. - М., 1999.
3. Жукова Л.А. Земства - культурный оазис провинции // Очерки русской культуры. Конец XIX- начало XX в. - М.: МГУ, 2011. - Т.2. (Власть. Общество. Культура).
4. Закс Б. Земское библиотечное дело (К 50-летию существования земских учреждений) // Учитель и школа. - 1915. - №3.
5. Известия по делам земского и городского хозяйства. - СПб., 1914. - №2.
6. Народное образование в Казанской губернии. Попечители и учащие сельских школ. - Казань, 1907.
7. Народный учитель. - М., 1902. - №17-18.
8. Слобожанин М. Из истории и опыта земских учреждений в России. - СПб.,
1913.
А.А. Ильюхов
«КОНФЛИКТ В БЛАГОРОДНОМ СЕМЕЙСТВЕ»: БРЕСТСКИЙ МИР И РАСПАД КОАЛИЦИИ БОЛЬШЕВИКОВ И ЛЕВЫХ ЭСЕРОВ В 1918 г.
Аннотация. В статье анализируется одна из главных причин разрыва советской коалиции большевиков и левых эсеров - заключение Брестского мира.
© Ильюхов А.А., 2013